С такой оценкой выступил профессор Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, доктор исторических наук Сабиров Алишер Турсунович, модерируя сессию «Значение культурно-цивилизационного наследия Центральной Азии во взаимосвязанном мире» на международной научно-практической конференции «Новая Центральная Азия: вызовы и возможности в эпоху глобальной трансформации».

Как отметил историк, сегодня Центральная Азия - это новый трансформирующийся регион мира и согласия, дружбы и добрососедства, взаимного доверия и сотрудничества.

По мнению профессора А.Сабирова, испокон веков Центральная Азия, расположенная на пересечении торгово-экономических маршрутов, миграционных путей, всегда выступала центром притяжения цивилизаций.

Здесь накоплен богатый опыт государственности, возникало, распадалось и вновь возраждалось множество государств, сталкивались и смешивались кочевой и оседло-земледельческий уклады жизни, в частности именно в нашем регионе сформировался уникальный тюрко-согдийский духовно-культурный симбиоз, когда история тюрков и согдийцев была тесно переплетена между собой и происходил процесс культурного взаимодействия древних тюркоязычных и ираноязычных племен.

В течение III-тысячелетий территория Центральной Азии была средоточием развития мировых религий – зороастризма, эллинизма, буддизма, тенгрианства, ислама, местом возрождения мировой науки. Регион на протяжении многих столетий способствовал диалогу и взаимодействию культур, языков и религий вдоль Великого Шелкового пути. Все эти процессы, несомненно, способствовали формированию единого историко-культурного и социально-политического пространства, самобытной политико-правовой культуры народов Центральной Азии, оказавшей колоссальное влияние на развитие мировой цивилизации.

Поэтому страны центральноазиатского региона объединяет много общего в их истории, культуре, духовности. Главное же, убежден профессор, – это уникальная ментальность народов Центральной Азии, характеризующаяся открытостью к миру, межкультурному диалогу, новым веяниям. Этим объясняется и исторический вектор внешнего взаимодействия народов и государств Центральной Азии, которые всегда мирно сосуществовали в условиях регионализма, отличались разносторонними, сбалансированными отношениями со всеми частями света.

В целом, считает А.Сабиров, государства Центральной Азии обладают комплексом исторических культурно-цивилизационных предпосылок интеграции, все страны ЦА связывает стремление к диалогу, поддержанию мира и согласия в регионе. Это лежит в основе их культурно-цивилизационного наследия.

Так, с его слов, Узбекистан выступил с “Самаркандской инициативой солидарности во имя общей безопасности и процветания”, Казахстан в рамках ШОС инициировал декларацию “О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие”, в то время как Туркменистан инициировал резолюцию ГА ООН о создании “Зоны мира, доверия и сотрудничества в Центральной Азии”. Всем этим инициативам присуще стремление к поддержанию диалога, укреплению доверия и согласия. И эти инициативы, озвучиваемые с высоких трибун и находящие поддержку среди государств мира, являются важным вкладом в поддержание глобального мира и безопасности.

И сегодня мощный импульс многоплановому региональному партнёрству придаёт культурно-гуманитарное сотрудничество, в которое всё более активно вовлекаются различные социальные группы населения стран Центральной Азии. Такая динамика в целом, усиливая в обществах государств региона восприятие уникальной историко-цивилизационной общности, создаёт благоприятные условия и предпосылки для последовательного формирования региональной идентичности.

В этой связи профессор А.Собиров призвал воспользовался историческим шансом, приложить совместные усилия для актуализации своей региональной идентичности, которая сегодня находится на стадии формирования. «До сих пор мы так и не стали единым геополитическим субъектом. Поэтому необходимо осознание культурно-цивилизационного наследия Центральной Азии. Каждый из нас должен ощущать себя не только представителем своей страны, но и региона в целом, гордиться нашим общим культурно-историческим наследием», - заключил ученый.

На данной сессии, с участием крупных зарубежных и отечественных экспертов шел компетентный разговор о перспективах дальнейшего развития культурно-гуманитарного диалога в регионе; значения региональной идентичности, для ее развития и оптимального формирования; создании благоприятных условий для расширения межличностных контактов и обмена опытом на всех уровнях и сферах, включая проведение культурных, спортивных мероприятий, научно-образовательных, академических и туристических обменов и др.

Подчеркивалось, что для дальнейшего формирования региональной идентичности выступает, прежде всего, развитие образовательных программ обмена для учащейся молодежи, студентов. Перспективным направлением выступает развитие культурно-образовательного туризма; создание площадок для развития интеллектуальной дискуссии и обмена мнениями в формировании общего взгляда на историю стран Центральной Азии. Важным элементом в реализации региональной идентичности должно стать формирование новой политической и управленческой элиты, способной мыслить не только национальными, но и общерегиональными категориями.

Международная научно-практическая конференция «Новая Центральная Азия: вызовы и возможности в эпоху глобальной трансформации» организована 26 октября т.г. в г.Ташкенте Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан в партнерстве с Университетом мировой экономики и дипломатии, Международным институтом Центральной Азии и германским Фондом имени Фридриха Эберта.

В работе международного форума наряду с учеными, экспертами, исследователями ведущих аналитических, научных центров, высших образовательных учреждений Узбекистана приняли участие свыше 40 руководителей и специалистов «мозговых центров» из более чем 20 стран Центральной Азии, СНГ, Европы, Азии, Северной Америки, Ближнего Востока.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Осознание общего культурно-цивилизационного наследия Центральной Азии – ключ к формированию региональной идентичности

С такой оценкой выступил профессор Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, доктор исторических наук Сабиров Алишер Турсунович, модерируя сессию «Значение культурно-цивилизационного наследия Центральной Азии во взаимосвязанном мире» на международной научно-практической конференции «Новая Центральная Азия: вызовы и возможности в эпоху глобальной трансформации».

Как отметил историк, сегодня Центральная Азия - это новый трансформирующийся регион мира и согласия, дружбы и добрососедства, взаимного доверия и сотрудничества.

По мнению профессора А.Сабирова, испокон веков Центральная Азия, расположенная на пересечении торгово-экономических маршрутов, миграционных путей, всегда выступала центром притяжения цивилизаций.

Здесь накоплен богатый опыт государственности, возникало, распадалось и вновь возраждалось множество государств, сталкивались и смешивались кочевой и оседло-земледельческий уклады жизни, в частности именно в нашем регионе сформировался уникальный тюрко-согдийский духовно-культурный симбиоз, когда история тюрков и согдийцев была тесно переплетена между собой и происходил процесс культурного взаимодействия древних тюркоязычных и ираноязычных племен.

В течение III-тысячелетий территория Центральной Азии была средоточием развития мировых религий – зороастризма, эллинизма, буддизма, тенгрианства, ислама, местом возрождения мировой науки. Регион на протяжении многих столетий способствовал диалогу и взаимодействию культур, языков и религий вдоль Великого Шелкового пути. Все эти процессы, несомненно, способствовали формированию единого историко-культурного и социально-политического пространства, самобытной политико-правовой культуры народов Центральной Азии, оказавшей колоссальное влияние на развитие мировой цивилизации.

Поэтому страны центральноазиатского региона объединяет много общего в их истории, культуре, духовности. Главное же, убежден профессор, – это уникальная ментальность народов Центральной Азии, характеризующаяся открытостью к миру, межкультурному диалогу, новым веяниям. Этим объясняется и исторический вектор внешнего взаимодействия народов и государств Центральной Азии, которые всегда мирно сосуществовали в условиях регионализма, отличались разносторонними, сбалансированными отношениями со всеми частями света.

В целом, считает А.Сабиров, государства Центральной Азии обладают комплексом исторических культурно-цивилизационных предпосылок интеграции, все страны ЦА связывает стремление к диалогу, поддержанию мира и согласия в регионе. Это лежит в основе их культурно-цивилизационного наследия.

Так, с его слов, Узбекистан выступил с “Самаркандской инициативой солидарности во имя общей безопасности и процветания”, Казахстан в рамках ШОС инициировал декларацию “О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие”, в то время как Туркменистан инициировал резолюцию ГА ООН о создании “Зоны мира, доверия и сотрудничества в Центральной Азии”. Всем этим инициативам присуще стремление к поддержанию диалога, укреплению доверия и согласия. И эти инициативы, озвучиваемые с высоких трибун и находящие поддержку среди государств мира, являются важным вкладом в поддержание глобального мира и безопасности.

И сегодня мощный импульс многоплановому региональному партнёрству придаёт культурно-гуманитарное сотрудничество, в которое всё более активно вовлекаются различные социальные группы населения стран Центральной Азии. Такая динамика в целом, усиливая в обществах государств региона восприятие уникальной историко-цивилизационной общности, создаёт благоприятные условия и предпосылки для последовательного формирования региональной идентичности.

В этой связи профессор А.Собиров призвал воспользовался историческим шансом, приложить совместные усилия для актуализации своей региональной идентичности, которая сегодня находится на стадии формирования. «До сих пор мы так и не стали единым геополитическим субъектом. Поэтому необходимо осознание культурно-цивилизационного наследия Центральной Азии. Каждый из нас должен ощущать себя не только представителем своей страны, но и региона в целом, гордиться нашим общим культурно-историческим наследием», - заключил ученый.

На данной сессии, с участием крупных зарубежных и отечественных экспертов шел компетентный разговор о перспективах дальнейшего развития культурно-гуманитарного диалога в регионе; значения региональной идентичности, для ее развития и оптимального формирования; создании благоприятных условий для расширения межличностных контактов и обмена опытом на всех уровнях и сферах, включая проведение культурных, спортивных мероприятий, научно-образовательных, академических и туристических обменов и др.

Подчеркивалось, что для дальнейшего формирования региональной идентичности выступает, прежде всего, развитие образовательных программ обмена для учащейся молодежи, студентов. Перспективным направлением выступает развитие культурно-образовательного туризма; создание площадок для развития интеллектуальной дискуссии и обмена мнениями в формировании общего взгляда на историю стран Центральной Азии. Важным элементом в реализации региональной идентичности должно стать формирование новой политической и управленческой элиты, способной мыслить не только национальными, но и общерегиональными категориями.

Международная научно-практическая конференция «Новая Центральная Азия: вызовы и возможности в эпоху глобальной трансформации» организована 26 октября т.г. в г.Ташкенте Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан в партнерстве с Университетом мировой экономики и дипломатии, Международным институтом Центральной Азии и германским Фондом имени Фридриха Эберта.

В работе международного форума наряду с учеными, экспертами, исследователями ведущих аналитических, научных центров, высших образовательных учреждений Узбекистана приняли участие свыше 40 руководителей и специалистов «мозговых центров» из более чем 20 стран Центральной Азии, СНГ, Европы, Азии, Северной Америки, Ближнего Востока.