В современной сложной ситуации, когда мир стремительно меняется, сотрудничество между странами становится более прагматичным и динамичным. Все больше региональные организации заменяют международные организации универсального характера. В последнее время многие страны отдают предпочтение сотрудничеству в рамках именно региональных структур.
Большинство этих организаций создают максимально эффективную платформу для сотрудничества между странами с учетом национальных интересов. Одной из них является Организация тюркских государств.
В истории данной организации было три серьезных изменения. В 1992 года был созван саммит тюркоязычных государств, что стало первым шагом на пути интеграции стран тюркского мира. С 1992 по 2009 годы было проведено девять саммитов, и в результате последнего саммита было подписано Нахичеванское соглашение о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет). А в 2021 году он был переименован в Организацию тюркских государств (ОТГ). Предстоящий саммит, который состоится в Самарканде, является первым саммитом ОТГ, и вызывает большой интерес.
Сегодня ОТГ объединяет пять стран – Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турцию, Узбекистан. Еще два государства – Туркменистан и Венгрия – имеют статус наблюдателей. В этих странах проживают около 160 миллионов человек, что составляет более 2 процентов населения мира. На долю этих государств приходится более 3 процентов мирового ВВП с учетом паритета покупательской способности.
Уникальность ОТГ выражается в наличии многоплановых направлений сотрудничества этой организации. В частности, согласно статье 2 Нахичеванского соглашения, вопросы укрепления и поддержания мира и безопасности, а также политические, торгово-экономические, правоохранительные, природоохранные, культурные, научно-технические, военно-технические, образовательные, энергетические, развития эффективного регионального и двустороннего сотрудничества в сферах транспорта и кредита входят в число важных целей и задач Организации.
В свою очередь сотрудничество в рамках ОТГ направлено на создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, дальнейшее упрощение таможенных и транзитных процедур, а также расширение сотрудничества в сферах науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, молодежи, спорта и туризма, популяризацию великого культурного и исторического наследия тюркских народов.
Для достижения этих целей при ОТГ функционируют шесть структур – Международная организация тюркской культуры, Парламентская ассамблея тюркских государств, Международная тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия, Тюркская торгово-промышленная палата, Представительство ОТГ в Венгрии. Такая организационная структура направлена на эффективное выполнение задач, поставленных перед ОТГ.
Экономическую эффективность сотрудничества в рамках ОТГ можно увидеть на примере Узбекистана. В 2021 году наша страна совместно с государствами ОТГ осуществила торговые операции на 9,3 миллиарда долларов США. Их доля во внешней торговле Узбекистана превысила 22 процента. В целом, по сравнению с 2016 годом, в 2021 году объем взаимного торгового оборота увеличился почти в 3 раза.
По нашему мнению, целесообразно определить в качестве перспективных направлений сотрудничества следующие:
Первое направление – расширение экономических связей и увеличение объема взаимного торгового оборота. Наиболее актуальными сегодня являются экономические вопросы. Укрепление экономики должно охватить реализацию совместных проектов, совершенствование инфраструктуры и другие важные меры. Эта цель соответствует стратегическому документу «Взгляд на тюркский мир – 2040», принятого на 8-м саммите в прошлом году. Этот документ свидетельствует о важном значении создания благоприятных условий в государствах ОТГ с учетом экономической интеграции.
В рамках этого направления перспективным является создание при ОТГ Инвестиционного фонда и Банка развития. Такие проекты будут способствовать странам при координации их действий и более эффективному управлению инвестициями.
С точки зрения торгового сотрудничества следует уделить внимание устранению экономических барьеров для торговли по коридорам Восток – Запад через Каспийское море. На наш взгляд, важна поэтапная реализация «Тюркского коридора», в рамках которого желательно упростить и гармонизировать таможенные процедуры. Работа в этом направлении начата. В ноябре 2021 года был запущен пилотный проект «Цифровой ТИР» между Узбекистаном и Казахстаном, а в марте этот проект охватил и Кыргызстан.
Организации удалось впервые в мире запустить проект ePermit между Узбекистаном и Турцией, а на следующем этапе имеется договоренность по реализации этого проекта вместе с Казахстаном.
Кроме того, совместно с Экономической комиссией по Европе проводится работа по внедрению в странах ОТГ средства eCMR.
В этом направлении важное значение имеет расширение инвестиционных проектов. В частности, осуществление взаимовыгодной инвестиционной деятельности отвечает интересам стран-членов организации, в том числе и Узбекистана. Страны-участницы ОТГ в 2017-2021 годах внесли прямые иностранные инвестиции в экономику Узбекистана в размере 2,5 млрд долларов США (это составляет 10 процентов от общего объема иностранных инвестиций за соответствующий период). Из них в 2021 году было инвестировано более одного миллиарда долларов США, или 41 процент. Начиная с 2017 года рост инвестиций из стран СНГ в Узбекистан составляет 30 процентов.
Второе направление – цифровая трансформация. Сегодня цифровизация становится одним из важнейших направлений развития любой страны. Поэтому этот вопрос наиболее актуален для ОТГ. Цели в этом направлении были обозначены в стратегическом документе «Взгляд на тюркский мир – 2040» в 2021 году. В частности, документ предусматривает создание межрегиональной цифровой связи, что позволит улучшить телекоммуникационную инфраструктуру.
В рамках этого вопроса также необходимо сотрудничество, учитывая особое внимание к технологиям искусственного интеллекта. В частности, такие технологии могут быть использованы для развития экономики и промышленности, а также для улучшения городской инфраструктуры. Многие эксперты считают, что технологии искусственного интеллекта могут решить проблемы управления дорожным движением, логистики и общественного порядка.
Третье направление – укрепление культурно-гуманитарных связей. Исторически народы стран-участниц ОТГ имеют одни корни. Поэтому расширение культурно-гуманитарных связей имеет особое значение для стран ОТГ, в частности, сотрудничество образовательных и научных учреждений, академический обмен, совместные культурные мероприятия. В связи с этим необходимо расширить точки сотрудничества внутри организации для совместного развития тюркской культуры и искусства.
В заключение можно сказать, что ОТГ является перспективной региональной организацией, объединяющей тюркоязычные страны и имеющей перспективы развития по многим направлениям. Поэтому для всех членов этой организации, в том числе и для Узбекистана укрепление взаимовыгодного сотрудничества в рамках ОТГ может служить обеспечению всестороннего развития и стабильности, повышению экономического роста и стимулированию развития стран.
Абдулазиз Расулев,
заместитель директора Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции, доктор юридических наук, профессор
Шохжахон Хужаев,
заведующий кафедры права интеллектуальной собственности Ташкентского государственного юридического университета, доктор философии по юридическим наукам