В Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого открылась выставка «Художник и образ женщины», посвященная 90-летию со дня рождения заслуженного работника культуры Каракалпакстана Альвины Шпады.
На открытии выставки председатель Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана У. Утегенова, директор Государственного музея искусств Каракалпакстана Г. Изентаева и народный художник Каракалпакстана С. Байбосинов рассказали о творчестве художницы, ее большом вкладе в развитие культуры и искусства страны.
Альвина Андреевна Шпады родилась 31 января 1935 года в Туркменистане. Училась в Ашхабадском художественном училище имени Ш. Руставели. В 1960 году переехала в Каракалпакстан.
Знакомство с И. Савицким, работа в художественном фонде Каракалпакстана и одновременно в отделе истории искусств Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана во многом определили не только дальнейший жизненный путь, но и сферу деятельности и интересы художницы. Альвина Андреевна активно занималась творческой деятельностью. Она глубоко изучала каракалпакское народное искусство и историю народов, издревле проживающих на этой земле. Работала в жанрах портрета, натюрморта и пейзажа, с 1969 года начала участвовать в художественных выставках.
[gallery-21578]
Окончив сначала Ташкентский театрально-художественный институт, затем Московский текстильный институт, начала свою трудовую деятельность в Нукусском музее искусств (ныне Государственный музей искусств Каракалпакстана имени И.В. Савицкого) практически со дня его открытия. Одновременно она работала над декорациями ко многим спектаклям в Каракалпакском государственном театре драмы и комедии (ныне Каракалпакский государственный академический музыкальный театр имени Бердаха).
В 2023 году Мариника Бабаназарова передала в дар Государственному музею искусств Каракалпакстана имени И.В. Савицкого 256 графических работ Альвины Андреевны в основной фонд и 47 – в научно-вспомогательный фонд. Среди них – работы ранних студенческих лет, коллекция портретов, произведения в разных жанрах, сценические декорации, эскизы костюмов для театра и кино. Работы художницы экспонировались на выставках в музеях Москвы, Ташкента, Алматы, Уфы, Казани и других городов.
Главными героинями многих ее работ являются матери и женщины-работницы. Они изображены в уникальных композициях и образах, отражающих национальную самобытность каракалпакского народа. На выставке, наряду с автопортретами Альвины Шпады, представлены романтические женские фигуры в графических работах под названием «Портрет женщины на черном фоне» и «Женщина в белом». Художница подошла к изображению женской красоты со своей точки зрения.
Работы «Моя бабушка», «В гости», «Шарипа на отдыхе», «Женщины на прогулке» изображают повседневную жизнь, такие картины, как «Женщина, окучивающая хлопчатник», «Женщина у печки», «Помол проса», отражают трудовую деятельность женщин. В своих произведениях художница стремилась показать особенности характера женщины, проявляющиеся не только в трудовой деятельности, но и в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей и заботе о близких.
Работы Альвины Шпады отличаются достоверностью и точностью в передаче реальности. В то же время она умела находить особую поэзию в повседневной жизни, что нашло отражение в ее произведениях.
Довуд Абибуллаев, Максад Хабибуллаев (фото), УзА.