Указ Президента Республики Узбекистан

В результате реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019–2021 годы достигнуты большие успехи в обеспечении и стимулировании инновационного и технологического прогресса в отраслях экономики и социальной сфере, в том числе сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, образовании, здравоохранении. В частности:

республика поднялась на 36 позиций по сравнению с 2015 годом в рейтинге Глобального инновационного индекса, который оценивается по 81 индикатору;

объем годовых средств, выделяемых из государственного бюджета на инновационную и научную сферы, по сравнению с 2018 годом увеличился в 3 раза и доведен до 1,5 триллиона сумов;

если в 2018 году число молодых ученых составляло 6,5 тысячи, то этот показатель в 2022 году достиг 10,8 тысячи человек, то есть обеспечен рост в полтора раза;

за последние четыре года количество специализированных институтов по финансированию инновационной деятельности (инновационные фонды, венчурные организации и другие) доведено до 28 единиц;

проводимая ежегодно начиная с 2018 года Международная неделя инновационных идей – «Innoweek.uz» превращается в платформу инновационных технологий, объединяющую зарубежные научные и инновационные центры, инвестиционные фонды, технологические агентства, технопарки и бизнес-инкубаторы на пути к одной цели.

Вместе с тем степень коммерциализации научных и инновационных разработок, уровень сотрудничества между наукой, образованием и промышленностью в реальном секторе экономики остаются сравнительно низкими.

В целях ускорения инновационного развития в республике, широкого внедрения инноваций и технологий во всех отраслях экономики, развития человеческого капитала, научных и инновационных сфер:

1. Утвердить Стратегию инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 1.

2. Определить основными направлениями Стратегии:

поддержку стартап-инициатив путем формирования сети субъектов инновационной инфраструктуры (инновационный технопарк, центр трансфера технологий, инновационный кластер, венчурная организация, инновационный центр, стартап-акселератор, инкубатор), а также организацию крупномасштабного производства (создание капитала);

увеличение доли инновационно активных организаций за счет совершенствования институциональных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности;

обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства;

стимулирование спроса на инновации путем обеспечения комплексной системы создания новых видов продукции и инновационных технологий от идеи – до конечного потребителя;

формирование системы переориентации созданного капитала на «подрывные» инновации;

дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью путем развития навыков созидательства, инновационного предпринимательства и рационализаторства на всех этапах образования.

Определить, что Стратегия реализуется поэтапно исходя из достигнутых результатов и соответствующих основных направлений по целевым показателям на основе «дорожных карт», отдельно утверждаемых начиная с 2024 года.

3. Утвердить:

Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы (далее – Целевые показатели) согласно приложению № 2;

Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы в разрезе регионов согласно приложению № 3.

4. Определить, что:

а) Целевые показатели, в частности предусматривают увеличение количества:

субъектов инновационной деятельности (промышленно-производственные организации) с 613 до 2 250;

субъектов инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, инновационные кластеры, венчурные организации, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и акселераторы) в 3 раза;

новых рабочих мест, создаваемых по результатам инновационного предпринимательства, в 4 раза;

новых инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках, в 2 раза;

б) Целевые показатели реализации Стратегии в разрезе регионов, в частности предусматривают доведение количества:

инновационных центров в регионах до 494;

отечественных промышленных предприятий, занимающихся технологической инновацией, до 600;

новых технологий, создаваемых в регионах, до 384;

патентов, ежегодно зарегистрированных в регионах, до 184;

научных, инновационных и технологических проектов, осуществляемых совместно с иностранными организациями, до 183;

инновационных стартапов до 1 437.

5. Внедрить с 1 августа 2022 года единую систему цепочки «отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация» при создании производства инновационных продуктов, включающую в себя следующее:

региональные отраслевые организации разрабатывают портфель спроса на инновации и представляют его территориальным управлениям Министерства инновационного развития;

территориальные управления Министерства инновационного развития на конкурсной основе определяют исполнителя – научную/высшую образовательную организацию (инновационную спин-офф компанию) по обеспечению научного решения проблем отрасли;

по результатам конкурса научная/высшая образовательная организация (инновационная спин-офф компания) на основе принципа «1+1» финансирует проекты совместно с отраслевыми организациями;

Министерством инвестиций и внешней торговли разрабатывается инвестиционный портфель в целях расширения инновационных продуктов, выпуск которых успешно освоен на рынке, и налаживания их серийного промышленного производства в будущем.

Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.) в месячный срок разработать и утвердить порядок полного и качественного внедрения в практику предусмотренной в настоящем пункте цепочки «отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация».

6. Установить, что:

а) с 1 августа 2022 года внедряется следующая система стимулирования создания «подрывных» инноваций:

местным научным организациям и предприятиям предоставляется право прямого подписания с государственными органами и крупными государственными организациями договоров по производству, внедрению и технической поддержке инновационных товаров и программных продуктов, торговые закупки которых осуществляются через Электронный кооперационный портал;

в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов за счет отчислений в размере до 10 процентов от прибыли до уплаты налога на прибыль на специальных счетах предприятий создаются Фонды поддержки инновационной деятельности (далее – Фонд). При этом:

Фонд не является юридическим лицом и его средства направляются на создание и внедрение «подрывных» инноваций;

портфель проектов, финансируемый за счет средств Фонда, согласовывается с Министерством инновационного развития;

заместитель Премьер-министра Умурзаков С. осуществляет систематический контроль за своевременным отчислением в Фонды и целевым использованием хозяйственными обществами с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов средств, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, а также заслушивает отчеты их руководителей каждые полгода.

Министерству финансов совместно с Счетной палатой и Агентством по управлению государственными активами установить контроль за созданием Фонда в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов, формированием его средств в утвержденном объеме и целевым их использованием;

б) внедряется практика организации совместного патентования и коммерциализации новых разработок, созданных на основе механизма долевого финансирования владельцами инноваций – интеллектуальной собственности и производственными предприятиями, а также субъектами предпринимательства.

7. Принять к сведению, что:

главной целью определено достижение к 2026 году включительно вхождения Республики Узбекистан в состав 56 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса;

в объявленном в 2021 году рейтинге Глобального инновационного индекса Узбекистан поднялся на 7 ступеней, занял 86-е место среди 132 государств и вошел в топ-10 стран, заметно улучшивших свои позиции.

Республиканскому совету по работе с международными рейтингами и индексами (Нарбаева Т.) совместно с Министерством инновационного развития, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями в месячный срок разработать и реализовать план мероприятий на 2022–2026 годы по улучшению позиции Республики Узбекистан в рейтинге Глобального инновационного индекса.

8. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством инновационного развития в сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами разработать учебные программы по направлениям «Инновационный менеджмент», «Проектное управление», «Коммерциализация», «Управление интеллектуальной собственностью» и с 2022/2023 учебного года внедрить в соответствующих высших образовательных учреждениях.

Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством инновационного развития принять меры по обеспечению распределения и занятости кадров исходя из реальной потребности рынка труда в кадрах по направлению инновационного развития.

9. Принять к сведению, что введена должность заместителя хокима по вопросам инновационного развития Чустского района Наманганской области и достигнуты положительные результаты в его деятельности.

Одобрить предложение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о трансформации в каждом регионе дополнительных районов (городов) в инновационную зону исходя из их экономического потенциала и утвердить перечень данных зон согласно приложению № 4.

Ввести должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития Нукусского, Мархаматского, Рамитанского, Дустликского, Нишанского, Карманинского, Ургутского, Сырдарьинского, Алтынсайского, Ахангаранского, Алтыарыкского и Гурленского районов, а также районов, приведенных в приложении № 4 к настоящему Указу.

Определить, что:

должности заместителей хокимов финансируются за счет средств бюджета соответствующего района;

налаживается взаимодействие территориальных управлений Министерства инновационного развития с заместителями хокимов районов по вопросам инновационного развития.

Заместителю Премьер-министра Умурзакову С. совместно с Министерством инновационного развития, Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента в месячный срок разработать и утвердить программы по трансформации в инновационные зоны районов, где введены должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития.

10. Установить, что ежемесячная выплата 30-процентной надбавки к базовому должностному окладу заместителей руководителей, на которых в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2021 № УП–6198 года возложена задача по внедрению инноваций, осуществляется за счет средств внебюджетного фонда развития соответствующего министерства, ведомства и органа исполнительной власти на местах (в случае отсутствия внебюджетного фонда развития – в рамках средств, выделенных из государственного бюджета) и за счет собственных средств хозяйственных объединений, крупных организаций, доля государства в уставном фонде которых составляет 50 процентов и более.

11. Возложить на Министерство инновационного развития следующие дополнительные задачи:

ведение годового рейтинга результатов инновационной деятельности отраслей экономики, регионов, научных и высших образовательных организаций;

разработка новых систем оценки научной деятельности научных и высших образовательных организаций, а также финансирования проектов по созданию новых научных разработок и технологий;

ведение реестра договоров по прямым закупкам инновационных продуктов и услуг через Электронный кооперационный портал;

внедрение инноваций в инвестиционные проекты, дополнение технологическими решениями инвестиционных проектов, осваиваемых
в регионах, оказание содействия в привлечении инвестиций в данные направления.

12. Возложить на заместителя Премьер-министра Умурзакова С.У. и министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение.

О результативности осуществляемых мер внести информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан в срок до 1 января 2023 года.

 

          Президент

Республики Узбекистан                                                                                             Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

6 июля 2022 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы

Указ Президента Республики Узбекистан

В результате реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019–2021 годы достигнуты большие успехи в обеспечении и стимулировании инновационного и технологического прогресса в отраслях экономики и социальной сфере, в том числе сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, образовании, здравоохранении. В частности:

республика поднялась на 36 позиций по сравнению с 2015 годом в рейтинге Глобального инновационного индекса, который оценивается по 81 индикатору;

объем годовых средств, выделяемых из государственного бюджета на инновационную и научную сферы, по сравнению с 2018 годом увеличился в 3 раза и доведен до 1,5 триллиона сумов;

если в 2018 году число молодых ученых составляло 6,5 тысячи, то этот показатель в 2022 году достиг 10,8 тысячи человек, то есть обеспечен рост в полтора раза;

за последние четыре года количество специализированных институтов по финансированию инновационной деятельности (инновационные фонды, венчурные организации и другие) доведено до 28 единиц;

проводимая ежегодно начиная с 2018 года Международная неделя инновационных идей – «Innoweek.uz» превращается в платформу инновационных технологий, объединяющую зарубежные научные и инновационные центры, инвестиционные фонды, технологические агентства, технопарки и бизнес-инкубаторы на пути к одной цели.

Вместе с тем степень коммерциализации научных и инновационных разработок, уровень сотрудничества между наукой, образованием и промышленностью в реальном секторе экономики остаются сравнительно низкими.

В целях ускорения инновационного развития в республике, широкого внедрения инноваций и технологий во всех отраслях экономики, развития человеческого капитала, научных и инновационных сфер:

1. Утвердить Стратегию инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 1.

2. Определить основными направлениями Стратегии:

поддержку стартап-инициатив путем формирования сети субъектов инновационной инфраструктуры (инновационный технопарк, центр трансфера технологий, инновационный кластер, венчурная организация, инновационный центр, стартап-акселератор, инкубатор), а также организацию крупномасштабного производства (создание капитала);

увеличение доли инновационно активных организаций за счет совершенствования институциональных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности;

обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства;

стимулирование спроса на инновации путем обеспечения комплексной системы создания новых видов продукции и инновационных технологий от идеи – до конечного потребителя;

формирование системы переориентации созданного капитала на «подрывные» инновации;

дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью путем развития навыков созидательства, инновационного предпринимательства и рационализаторства на всех этапах образования.

Определить, что Стратегия реализуется поэтапно исходя из достигнутых результатов и соответствующих основных направлений по целевым показателям на основе «дорожных карт», отдельно утверждаемых начиная с 2024 года.

3. Утвердить:

Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы (далее – Целевые показатели) согласно приложению № 2;

Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы в разрезе регионов согласно приложению № 3.

4. Определить, что:

а) Целевые показатели, в частности предусматривают увеличение количества:

субъектов инновационной деятельности (промышленно-производственные организации) с 613 до 2 250;

субъектов инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, инновационные кластеры, венчурные организации, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и акселераторы) в 3 раза;

новых рабочих мест, создаваемых по результатам инновационного предпринимательства, в 4 раза;

новых инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках, в 2 раза;

б) Целевые показатели реализации Стратегии в разрезе регионов, в частности предусматривают доведение количества:

инновационных центров в регионах до 494;

отечественных промышленных предприятий, занимающихся технологической инновацией, до 600;

новых технологий, создаваемых в регионах, до 384;

патентов, ежегодно зарегистрированных в регионах, до 184;

научных, инновационных и технологических проектов, осуществляемых совместно с иностранными организациями, до 183;

инновационных стартапов до 1 437.

5. Внедрить с 1 августа 2022 года единую систему цепочки «отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация» при создании производства инновационных продуктов, включающую в себя следующее:

региональные отраслевые организации разрабатывают портфель спроса на инновации и представляют его территориальным управлениям Министерства инновационного развития;

территориальные управления Министерства инновационного развития на конкурсной основе определяют исполнителя – научную/высшую образовательную организацию (инновационную спин-офф компанию) по обеспечению научного решения проблем отрасли;

по результатам конкурса научная/высшая образовательная организация (инновационная спин-офф компания) на основе принципа «1+1» финансирует проекты совместно с отраслевыми организациями;

Министерством инвестиций и внешней торговли разрабатывается инвестиционный портфель в целях расширения инновационных продуктов, выпуск которых успешно освоен на рынке, и налаживания их серийного промышленного производства в будущем.

Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.) в месячный срок разработать и утвердить порядок полного и качественного внедрения в практику предусмотренной в настоящем пункте цепочки «отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация».

6. Установить, что:

а) с 1 августа 2022 года внедряется следующая система стимулирования создания «подрывных» инноваций:

местным научным организациям и предприятиям предоставляется право прямого подписания с государственными органами и крупными государственными организациями договоров по производству, внедрению и технической поддержке инновационных товаров и программных продуктов, торговые закупки которых осуществляются через Электронный кооперационный портал;

в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов за счет отчислений в размере до 10 процентов от прибыли до уплаты налога на прибыль на специальных счетах предприятий создаются Фонды поддержки инновационной деятельности (далее – Фонд). При этом:

Фонд не является юридическим лицом и его средства направляются на создание и внедрение «подрывных» инноваций;

портфель проектов, финансируемый за счет средств Фонда, согласовывается с Министерством инновационного развития;

заместитель Премьер-министра Умурзаков С. осуществляет систематический контроль за своевременным отчислением в Фонды и целевым использованием хозяйственными обществами с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов средств, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, а также заслушивает отчеты их руководителей каждые полгода.

Министерству финансов совместно с Счетной палатой и Агентством по управлению государственными активами установить контроль за созданием Фонда в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов, формированием его средств в утвержденном объеме и целевым их использованием;

б) внедряется практика организации совместного патентования и коммерциализации новых разработок, созданных на основе механизма долевого финансирования владельцами инноваций – интеллектуальной собственности и производственными предприятиями, а также субъектами предпринимательства.

7. Принять к сведению, что:

главной целью определено достижение к 2026 году включительно вхождения Республики Узбекистан в состав 56 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса;

в объявленном в 2021 году рейтинге Глобального инновационного индекса Узбекистан поднялся на 7 ступеней, занял 86-е место среди 132 государств и вошел в топ-10 стран, заметно улучшивших свои позиции.

Республиканскому совету по работе с международными рейтингами и индексами (Нарбаева Т.) совместно с Министерством инновационного развития, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями в месячный срок разработать и реализовать план мероприятий на 2022–2026 годы по улучшению позиции Республики Узбекистан в рейтинге Глобального инновационного индекса.

8. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством инновационного развития в сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами разработать учебные программы по направлениям «Инновационный менеджмент», «Проектное управление», «Коммерциализация», «Управление интеллектуальной собственностью» и с 2022/2023 учебного года внедрить в соответствующих высших образовательных учреждениях.

Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством инновационного развития принять меры по обеспечению распределения и занятости кадров исходя из реальной потребности рынка труда в кадрах по направлению инновационного развития.

9. Принять к сведению, что введена должность заместителя хокима по вопросам инновационного развития Чустского района Наманганской области и достигнуты положительные результаты в его деятельности.

Одобрить предложение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о трансформации в каждом регионе дополнительных районов (городов) в инновационную зону исходя из их экономического потенциала и утвердить перечень данных зон согласно приложению № 4.

Ввести должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития Нукусского, Мархаматского, Рамитанского, Дустликского, Нишанского, Карманинского, Ургутского, Сырдарьинского, Алтынсайского, Ахангаранского, Алтыарыкского и Гурленского районов, а также районов, приведенных в приложении № 4 к настоящему Указу.

Определить, что:

должности заместителей хокимов финансируются за счет средств бюджета соответствующего района;

налаживается взаимодействие территориальных управлений Министерства инновационного развития с заместителями хокимов районов по вопросам инновационного развития.

Заместителю Премьер-министра Умурзакову С. совместно с Министерством инновационного развития, Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента в месячный срок разработать и утвердить программы по трансформации в инновационные зоны районов, где введены должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития.

10. Установить, что ежемесячная выплата 30-процентной надбавки к базовому должностному окладу заместителей руководителей, на которых в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2021 № УП–6198 года возложена задача по внедрению инноваций, осуществляется за счет средств внебюджетного фонда развития соответствующего министерства, ведомства и органа исполнительной власти на местах (в случае отсутствия внебюджетного фонда развития – в рамках средств, выделенных из государственного бюджета) и за счет собственных средств хозяйственных объединений, крупных организаций, доля государства в уставном фонде которых составляет 50 процентов и более.

11. Возложить на Министерство инновационного развития следующие дополнительные задачи:

ведение годового рейтинга результатов инновационной деятельности отраслей экономики, регионов, научных и высших образовательных организаций;

разработка новых систем оценки научной деятельности научных и высших образовательных организаций, а также финансирования проектов по созданию новых научных разработок и технологий;

ведение реестра договоров по прямым закупкам инновационных продуктов и услуг через Электронный кооперационный портал;

внедрение инноваций в инвестиционные проекты, дополнение технологическими решениями инвестиционных проектов, осваиваемых
в регионах, оказание содействия в привлечении инвестиций в данные направления.

12. Возложить на заместителя Премьер-министра Умурзакова С.У. и министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение.

О результативности осуществляемых мер внести информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан в срок до 1 января 2023 года.

 

          Президент

Республики Узбекистан                                                                                             Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

6 июля 2022 года.