Указ Президента Республики Узбекистан

Исходя из осуществленных в последние годы широкомасштабных реформ по полноценной реализации принципа народовластия, в частности совершенствования полномочий местных Кенгашей народных депутатов (далее – местные Кенгаши) по социально-экономическому развитию территорий, решению волнующих население актуальных вопросов, а также определения в обновленной Конституции разделения должностей председателя местного Кенгаша и хокима, в целях реализации принципа «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким», постановляю:

I. Цели

1. Определить основными целями принятия настоящего Указа:

а) полноценную реализацию принципа народовластия, в том числе повышение роли представительных органов государственной власти на местах в решении важных вопросов жизни общества и государства;

б) укрепление процессов демократизации по широкому участию граждан в местном управлении, повышение подотчетности органов исполнительной власти перед местными народными представителями;

в) децентрализацию регионального управления на основе принципа «служение интересам населения», сбалансированное распределение полномочий областных, Ташкентского городского Кенгашей и районных, городских Кенгашей народных депутатов, а также конкретное определение задач и функций представительных органов государственной власти на местах каждого звена;

г) укрепление правовых основ международного сотрудничества представительных органов государственной власти на местах в целях усиления межрегиональных торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей. 

II. Программные документы и механизмы их реализации

2. Утвердить:

а) Концепцию развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года (далее – Концепция) согласно приложению № 1;

б) «Дорожную карту» по реализации Концепции развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года согласно приложению № 2.

3. В целях дальнейшего повышения инициативности представительных органов государственной власти на местах согласиться с предложениями о передаче местным Кенгашам народных депутатов следующих полномочий:

а) установление минимального размера ставок арендной платы за эксплуатацию государственного недвижимого имущества;

б) утверждение правил содержания мест погребения и размера тарифов оказания услуг по погребению;

в) определение и резервирование минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, испытывающих затруднения в поиске работы и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

г) предоставление разрешений на повышение или понижение (с установкой соответствующих дорожных знаков) скорости движения на отдельных участках дорог.

4. Установить, что:

а) внедряется практика формирования определенной части расходов местного бюджета непосредственно на основе инициативы депутатов местного Кенгаша при разработке проекта бюджета;

б) при местных Кенгашах на общественных началах создаются Молодежные группы исходя из опыта молодежных парламентов при палатах Олий Мажлиса;

в) при местных Кенгашах создаются Консультативные группы, состоящие из представителей негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан, других институтов гражданского общества и научных кругов, осуществляющие деятельность на общественных началах;

г) в областных и Ташкентском городском Кенгашах народных депутатов внедряется независимая от органов местной исполнительной власти система финансовых расчетов в целях организационной поддержки деятельности секретариатов местных Кенгашей;

д) учреждается институт заместителя председателя местного Кенгаша народных депутатов.

5. Согласиться с реализацией следующих предложений в рамках Концепции:

а) внедрение порядка предварительного обсуждения в постоянных комиссиях соответствующего местного Кенгаша кандидатур на должность заместителя хокима области, города Ташкента, района (города) и представление кандидатами своей программы развития территории по своим направлениям на сессиях Кенгаша;

б) внедрение института «Час Кенгаша» для заслушивания информации руководителей местных органов исполнительной власти по некоторым важным социальным вопросам в местных Кенгашах с участием депутатов и представителей общественности;

в) установление условий оплаты труда, стимулирования, укрепления материально-технической базы местных Кенгашей на уровне не ниже местных органов исполнительной власти путем указания вопросов организационно-финансовой поддержки их деятельности в параметрах местного бюджета отдельной строкой;

г) наделение постоянных комиссий по вопросам регламента и депутатской этики местных Кенгашей правом на рассмотрение дел о нарушении норм этики должностными лицами, утверждаемыми и назначаемыми на должность решением Кенгаша, а также при назначении на должность которых требуется согласие Кенгаша;

д) создание возможности непосредственного наблюдения гражданами работы сессий местных Кенгашей в целях обеспечения открытости процессов принятия решений. При этом установление порядка участия граждан в сессиях местных Кенгашей без права вмешательства в работу сессий.

III. Информационное и программное обеспечение 

6. Министерству цифровых технологий поэтапно на постоянной основе совершенствовать электронную платформу «E-Kengash» на основе принципа «удобство – простота – безопасность». При этом предусмотреть наличие на электронной платформе «E-Kengash» следующих основных возможностей:

а) внедрение возможности хранения документов местных Кенгашей о своей деятельности на безопасной электронной архивной платформе (blockchain);

б) обеспечение оперативности и удобства в процессе разработки проектов решений посредством налаживания использования типовых документов, аналитической информации, отчетов и данных, собранных при работе с большими данными;

в) совершенствование электронной платформы «E-Kengash» на предмет защиты от различных внешних угроз, обеспечения информационной безопасности и предупреждения кибератак;

г) внедрение технологий биометрической идентификации (Face ID) председателей Кенгашей при утверждении и подписании документов на электронной платформе «E-Kengash»;

д) подготовка проектов решений местных Кенгашей на основе технологий искусственного интеллекта и проведение их правовой экспертизы.

IV. Организация, обеспечение и контроль исполнения Указа 

7. Рекомендовать Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводить обсуждения своевременной и качественной реализации «дорожной карты» по реализации Концепции развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года.

8. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа. 

9. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана широко освещать в средствах массовой информации работу, проводимую в рамках реализации данной Концепции.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. 

 

                                                           Президент 

                                              Республики Узбекистан             Ш. МИРЗИЁЕВ

                                           

Город Ташкент,

23 июня 2025 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Об утверждении Концепции развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года

Указ Президента Республики Узбекистан

Исходя из осуществленных в последние годы широкомасштабных реформ по полноценной реализации принципа народовластия, в частности совершенствования полномочий местных Кенгашей народных депутатов (далее – местные Кенгаши) по социально-экономическому развитию территорий, решению волнующих население актуальных вопросов, а также определения в обновленной Конституции разделения должностей председателя местного Кенгаша и хокима, в целях реализации принципа «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким», постановляю:

I. Цели

1. Определить основными целями принятия настоящего Указа:

а) полноценную реализацию принципа народовластия, в том числе повышение роли представительных органов государственной власти на местах в решении важных вопросов жизни общества и государства;

б) укрепление процессов демократизации по широкому участию граждан в местном управлении, повышение подотчетности органов исполнительной власти перед местными народными представителями;

в) децентрализацию регионального управления на основе принципа «служение интересам населения», сбалансированное распределение полномочий областных, Ташкентского городского Кенгашей и районных, городских Кенгашей народных депутатов, а также конкретное определение задач и функций представительных органов государственной власти на местах каждого звена;

г) укрепление правовых основ международного сотрудничества представительных органов государственной власти на местах в целях усиления межрегиональных торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей. 

II. Программные документы и механизмы их реализации

2. Утвердить:

а) Концепцию развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года (далее – Концепция) согласно приложению № 1;

б) «Дорожную карту» по реализации Концепции развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года согласно приложению № 2.

3. В целях дальнейшего повышения инициативности представительных органов государственной власти на местах согласиться с предложениями о передаче местным Кенгашам народных депутатов следующих полномочий:

а) установление минимального размера ставок арендной платы за эксплуатацию государственного недвижимого имущества;

б) утверждение правил содержания мест погребения и размера тарифов оказания услуг по погребению;

в) определение и резервирование минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, испытывающих затруднения в поиске работы и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

г) предоставление разрешений на повышение или понижение (с установкой соответствующих дорожных знаков) скорости движения на отдельных участках дорог.

4. Установить, что:

а) внедряется практика формирования определенной части расходов местного бюджета непосредственно на основе инициативы депутатов местного Кенгаша при разработке проекта бюджета;

б) при местных Кенгашах на общественных началах создаются Молодежные группы исходя из опыта молодежных парламентов при палатах Олий Мажлиса;

в) при местных Кенгашах создаются Консультативные группы, состоящие из представителей негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан, других институтов гражданского общества и научных кругов, осуществляющие деятельность на общественных началах;

г) в областных и Ташкентском городском Кенгашах народных депутатов внедряется независимая от органов местной исполнительной власти система финансовых расчетов в целях организационной поддержки деятельности секретариатов местных Кенгашей;

д) учреждается институт заместителя председателя местного Кенгаша народных депутатов.

5. Согласиться с реализацией следующих предложений в рамках Концепции:

а) внедрение порядка предварительного обсуждения в постоянных комиссиях соответствующего местного Кенгаша кандидатур на должность заместителя хокима области, города Ташкента, района (города) и представление кандидатами своей программы развития территории по своим направлениям на сессиях Кенгаша;

б) внедрение института «Час Кенгаша» для заслушивания информации руководителей местных органов исполнительной власти по некоторым важным социальным вопросам в местных Кенгашах с участием депутатов и представителей общественности;

в) установление условий оплаты труда, стимулирования, укрепления материально-технической базы местных Кенгашей на уровне не ниже местных органов исполнительной власти путем указания вопросов организационно-финансовой поддержки их деятельности в параметрах местного бюджета отдельной строкой;

г) наделение постоянных комиссий по вопросам регламента и депутатской этики местных Кенгашей правом на рассмотрение дел о нарушении норм этики должностными лицами, утверждаемыми и назначаемыми на должность решением Кенгаша, а также при назначении на должность которых требуется согласие Кенгаша;

д) создание возможности непосредственного наблюдения гражданами работы сессий местных Кенгашей в целях обеспечения открытости процессов принятия решений. При этом установление порядка участия граждан в сессиях местных Кенгашей без права вмешательства в работу сессий.

III. Информационное и программное обеспечение 

6. Министерству цифровых технологий поэтапно на постоянной основе совершенствовать электронную платформу «E-Kengash» на основе принципа «удобство – простота – безопасность». При этом предусмотреть наличие на электронной платформе «E-Kengash» следующих основных возможностей:

а) внедрение возможности хранения документов местных Кенгашей о своей деятельности на безопасной электронной архивной платформе (blockchain);

б) обеспечение оперативности и удобства в процессе разработки проектов решений посредством налаживания использования типовых документов, аналитической информации, отчетов и данных, собранных при работе с большими данными;

в) совершенствование электронной платформы «E-Kengash» на предмет защиты от различных внешних угроз, обеспечения информационной безопасности и предупреждения кибератак;

г) внедрение технологий биометрической идентификации (Face ID) председателей Кенгашей при утверждении и подписании документов на электронной платформе «E-Kengash»;

д) подготовка проектов решений местных Кенгашей на основе технологий искусственного интеллекта и проведение их правовой экспертизы.

IV. Организация, обеспечение и контроль исполнения Указа 

7. Рекомендовать Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводить обсуждения своевременной и качественной реализации «дорожной карты» по реализации Концепции развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года.

8. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа. 

9. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана широко освещать в средствах массовой информации работу, проводимую в рамках реализации данной Концепции.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. 

 

                                                           Президент 

                                              Республики Узбекистан             Ш. МИРЗИЁЕВ

                                           

Город Ташкент,

23 июня 2025 года.