Указ Президента Республики Узбекистан

В целях совершенствования механизмов формирования государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные организации и выделения государственных грантов, улучшения имеющихся условий для получения молодежью качественного образования, целевой ориентации подготовки кадров к развивающимся отраслям и сферам экономики:

1. Установить порядок формирования и размещения государственного заказа по подготовке кадров в высших образовательных организациях, в соответствии с которым:

а) начиная с приема 2024/2025 учебного года:

отменяется практика распределения параметров государственного заказа в разрезе государственных высших учреждений, и внедряется порядок их утверждения по направлениям образования бакалавриата и специальностей магистратуры в очной форме обучения, за исключением высших военных и военизированных образовательных учреждений;

в распределении квот по государственному заказу приоритет отдается областям знаний по инженерным, медицинским, точным и естественным наукам;

высшим образовательным организациям, осуществляющим прием студентов в соответствии с порядком и условиями, установленными для государственных высших образовательных учреждений, разрешается участвовать в распределении государственного заказа. При этом средства, выделяемые на одного студента по соответствующему направлению образования бакалавриата, финансируются в объеме, не превышающем среднего размера расходов, приходящегося на одного студента в государственных высших образовательных учреждениях, которым предоставлена финансовая самостоятельность;

распределение квот государственного гранта в разрезе высших образовательных организаций осуществляется по выбору и набранным баллам абитуриентов, прошедших регистрацию по соответствующему направлению образования бакалавриата;

высшие образовательные организации в соответствии с материально-технической базой, профессорско-преподавательским составом и учебно-методическим обеспечением формируют свои параметры приема для следующего учебного года и представляют их в Министерство высшего образования, науки и инноваций;

Министерство высшего образования, науки и инноваций изучает обоснованность параметров приема высших образовательных организаций и вносит их в Государственную комиссию по приему в образовательные организации Республики Узбекистан (далее – Государственная комиссия);

Государственная комиссия утверждает общие параметры приема по направлениям образования бакалавриата, в разрезе высших образовательных организаций, форм и языка обучения, дополнительные параметры приема для абитуриентов, имеющих льготы, целевые параметры приема, а также параметры приема специальностей магистратуры с разделением их по государственным грантам и платно-контрактной основе в разрезе высших образовательных организаций и языка обучения, представляет их в Агентство по оценке знаний
и квалификаций;

б) начиная с 2024/2025 учебного года доля квоты государственного гранта по отношению к общим параметрам приема высшей образовательной организации по каждому направлению образования утверждается Государственной комиссией в разрезе сфер образования (направлений образования бакалавриата);

в) начиная с 2025 года параметры государственного заказа утверждаются в соответствии с прогнозом спроса на кадры с высшим образованием, формируемым Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, на период 4 года.

2. Одобрить предложение Министерства высшего образования, науки и инноваций, Министерства экономики и финансов и Проектного офиса «Центр проектов в сфере образования» о выделении начиная с 2024/2025 учебного года государственного гранта студентам высших образовательных организаций в форме социально-стимулирующего гранта и образовательного гранта.

Установить, что:

а) социально-стимулирующий грант выделяется студентам, принятым на учебу на основе государственного гранта по льготе, установленной законодательством, и в рамках целевого приема, а также обладателям отраслевых и профильных грантов, грантов государственных органов и организаций;

б) образовательный грант выделяется студентам, принятым на учебу в высшую образовательную организацию в рамках параметров государственного заказа;

в) образовательный грант выделяется студентам, принятым в бакалавриат и магистратуру начиная с 2024/2025 учебного года, на один учебный год. При этом:

образовательный грант выделяется студентам на первом курсе, набравшим высокие баллы на вступительных экзаменах в соответствии с квотой государственного заказа, выделенной высшим образовательным организациям;

образовательный грант на втором и последующих курсах перераспределяется высшей образовательной организацией в дифференцированном порядке среди студентов, достигших высоких академических рейтинговых показателей и проявивших общественную активность;

образовательный грант финансируется в дифференцированном порядке и стипендия выплачивается только студентам, выигравшим полный образовательный грант;

государственный грант предоставляется студентам, являющимся обладателями социально-стимулирующего гранта, на период их учебы в полном объеме;

отменяется обязательство отработки не менее 3 лет после окончания учебы студентам, обучавшимся на основе образовательного гранта.

3. Установить, что:

а) минимальный проходной балл приема на учебу по государственному гранту и на платно-контрактной основе определяется Государственной комиссией с учетом среднего проходного балла соответствующего направления образования бакалавриата в предыдущем учебном году;

б) целевые квоты приема выделяются в рамках параметров государственного заказа для обеспечения потребностей регионов, сфер и отраслей в кадрах с высшим образованием. При этом:

государственные органы и организации, а также хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) 50 процентов и более являются заказчиками целевого приема и представляют в Государственную комиссию свои потребности в кадрах;

целевой прием в разрезе регионов осуществляется на конкурсной основе среди абитуриентов, постоянно проживающих в соответствующем регионе (зарегистрированных по месту постоянного проживания) и окончивших общие средние, средние специальные и профессиональные образовательные организации;

между гражданином, рекомендованным в студенты в рамках квоты целевого приема, заинтересованным хокимиятом района (города), отраслевым государственным органом (организацией) и высшей образовательной организацией составляется четырехсторонний договор. При этом обеспечение работой студента и мониторинг его отработки в определенном регионе (организации) после окончания учебы возлагаются на заказчика кадров;

в) начиная с приема 2024/2025 учебного года общие параметры приема на другие формы обучения в высших образовательных организациях устанавливаются в количестве, не превышающем квоту приема, определенную для дневной формы обучения.

4. Установить, что при приеме на специальности магистратуры и специальности послевузовского образования национальные или международные сертификаты, определяющие уровень знания иностранного языка, требуются по следующим уровням:

по направлениям иностранных языков – не ниже уровня С1;

по сферам образования гуманитарные, биологические и смежные науки, математика и статистика, бизнес и управление, право, сервис, общественные и поведенческие науки, журналистика и информация, информационно-коммуникационные технологии – не ниже уровня В2;

по другим сферам образования и специальностям (специализациям) культуры и спорта – не ниже уровня В1.

5. Установить, что начиная с 2024/2025 учебного года экзамены по приему в государственные высшие и профессиональные образовательные учреждения (за исключением профессиональной школы) будут проводиться одновременно по принципу «в начале тест, затем выбор». При этом:

а) абитуриенты по своему выбору, исходя из баллов, набранных по результатам тестовых испытаний, участвуют в конкурсе на поступление на учебу сначала на направления образования бакалавриата, затем в профессиональные образовательные учреждения;

б) процесс приема в бакалавриат государственных высших образовательных учреждений осуществляется в два этапа:

на первом этапе абитуриенты ежегодно с 5 июня по 25 июня (включительно) проходят регистрацию для сдачи тестовых испытаний, выбирают блок предметов, по которым сдаются тестовые испытания, язык обучения и регион сдачи тестов, а также если в составе вступительных экзаменов есть профессиональный (творческий) экзамен, выбирают государственное высшее образовательное учреждение, в котором будет сдаваться данный экзамен. При этом единые программы профессиональных (творческих) экзаменов и критерии оценки по направлениям образования бакалавриата утверждаются соответствующими министерствами (ведомствами) по согласованию с Министерством высшего образования, науки и инноваций;

вступительные экзамены по приему на учебу проводятся в июле –августе;

на втором этапе абитуриенты после полного завершения тестовых испытаний в течение 15 дней выбирают высшую образовательную учреждению, направление образования бакалавриата и форму образования;

в) начиная с приема 2025/2026 учебного года прием на направления образования, в которых иностранный язык в блоке предметов определен в качестве первого предмета, будет осуществляться на основе национального или международного сертификата, определяющих уровень знания иностранного языка;

г) абитуриенты при приеме во все государственные колледжи и техникумы по принципу «в начале тест, затем выбор» после объявления окончательных результатов приема в высшие образовательные учреждения в 10 срок выбирают колледж и (или) техникум, профессию и специальность, форму обучения.

6. Установить, что:

абитуриенты, имеющие льготы, являющиеся основанием для рекомендации в студенты на основе дополнительного государственного гранта без сдачи экзаменов, принимаются на учебу на основе дополнительного государственного гранта на первое выбранное направление образования бакалавриата независимо от формы образования, в пределах действия льготы при регистрации, на основе решения Государственной комиссии; 

абитуриенты, имеющие льготы, являющиеся основанием для участия в конкурсе в рамках отдельных параметров приема (за исключением лиц с инвалидностью, детей-сирот, являющихся выпускниками домов «Мехрибонлик», детских городков, SOS–детских деревень и детских домов семейного типа, а также детей-сирот, взятых под опеку, попечительство или в семью на воспитание (патронат) (не достигших двадцати пяти лет) участвуют в конкурсе по первому выбранному направлению образования бакалавриата в рамках выделенных для них отдельных параметров приема;

абитуриенты, участвовавшие в конкурсе в рамках отдельных параметров приема и не рекомендованные в студенты, участвуют в конкурсе в общем порядке по направлениям образования бакалавриата, выбранным при регистрации;

победители международных спортивных соревнований принимаются на направления образования бакалавриата в сфере физической культуры и спорта на основе дополнительного государственного гранта без сдачи экзаменов со строгим соблюдением соответствия по сферам видов спорта;

абитуриенту, рекомендованному в студенты на основе государственного гранта по льготе, повторное использование данной льготы не разрешается;

второе и последующее высшее образование осуществляется на платно-контрактной основе, а также студенту, принятому на учебу на основе государственного гранта на соответствующий этап высшего образования, государственный грант для данного этапа образования во второй раз не выделяется;

единая база абитуриентов, имеющих льготы при поступлении на учебу в высшие образовательные учреждения, высшие военные и военизированные образовательные учреждения, а также военно-академические лицеи, ежегодно до 1 июня формируется заинтересованными министерствами и ведомствами посредством их включения в специальную информационную систему Агентства по оценке знаний и квалификаций.

7. Национальному агентству социальной защиты ежегодно в срок до 1 июня формировать базу данных лиц с инвалидностью, включая незрячих, с конкретным указанием группы инвалидности, а также обеспечить ее интеграцию в информационную систему Агентства
по оценке знаний и квалификаций.

8. Министерству занятости и сокращения бедности, Министерству экономики и финансов, Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Торговой-промышленной палатой и ассоциациями работодателей:

до конца 2024 года провести научное исследование ожидаемых на рынке труда изменений, сформировать перечень профессий (должностей), теряющих свою актуальность и новых появляющихся, квалификационные требования и компетенции к ним;

в срок до 1 мая 2025 года на основе собранных данных обеспечить создание электронной платформы «Атлас новых профессий Узбекистана» и ее ежегодное обновление.

Финансировать расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, за счет средств Министерства занятости и сокращения бедности.

9. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Проектным офисом «Центр проектов в сфере образования» в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект постановления Правительства, устанавливающего порядок выделения студентам высших образовательных организаций образовательного гранта в дифференцированном порядке на один учебный год;

проект постановления Правительства, предусматривающего формирование целевых квот приема для обеспечения потребности регионов, сфер и отраслей в кадрах с высшим образованием, организацию процессов приема и конкретные задачи заказчиков кадров;

предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

10. Возложить на министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Департамента социального развития Администрации Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.

 

Президент Республики Узбекистан

Ш. Мирзиёев

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О совершенствовании системы приема на учебу в высшие образовательные организации и размещения государственного заказа

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях совершенствования механизмов формирования государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные организации и выделения государственных грантов, улучшения имеющихся условий для получения молодежью качественного образования, целевой ориентации подготовки кадров к развивающимся отраслям и сферам экономики:

1. Установить порядок формирования и размещения государственного заказа по подготовке кадров в высших образовательных организациях, в соответствии с которым:

а) начиная с приема 2024/2025 учебного года:

отменяется практика распределения параметров государственного заказа в разрезе государственных высших учреждений, и внедряется порядок их утверждения по направлениям образования бакалавриата и специальностей магистратуры в очной форме обучения, за исключением высших военных и военизированных образовательных учреждений;

в распределении квот по государственному заказу приоритет отдается областям знаний по инженерным, медицинским, точным и естественным наукам;

высшим образовательным организациям, осуществляющим прием студентов в соответствии с порядком и условиями, установленными для государственных высших образовательных учреждений, разрешается участвовать в распределении государственного заказа. При этом средства, выделяемые на одного студента по соответствующему направлению образования бакалавриата, финансируются в объеме, не превышающем среднего размера расходов, приходящегося на одного студента в государственных высших образовательных учреждениях, которым предоставлена финансовая самостоятельность;

распределение квот государственного гранта в разрезе высших образовательных организаций осуществляется по выбору и набранным баллам абитуриентов, прошедших регистрацию по соответствующему направлению образования бакалавриата;

высшие образовательные организации в соответствии с материально-технической базой, профессорско-преподавательским составом и учебно-методическим обеспечением формируют свои параметры приема для следующего учебного года и представляют их в Министерство высшего образования, науки и инноваций;

Министерство высшего образования, науки и инноваций изучает обоснованность параметров приема высших образовательных организаций и вносит их в Государственную комиссию по приему в образовательные организации Республики Узбекистан (далее – Государственная комиссия);

Государственная комиссия утверждает общие параметры приема по направлениям образования бакалавриата, в разрезе высших образовательных организаций, форм и языка обучения, дополнительные параметры приема для абитуриентов, имеющих льготы, целевые параметры приема, а также параметры приема специальностей магистратуры с разделением их по государственным грантам и платно-контрактной основе в разрезе высших образовательных организаций и языка обучения, представляет их в Агентство по оценке знаний
и квалификаций;

б) начиная с 2024/2025 учебного года доля квоты государственного гранта по отношению к общим параметрам приема высшей образовательной организации по каждому направлению образования утверждается Государственной комиссией в разрезе сфер образования (направлений образования бакалавриата);

в) начиная с 2025 года параметры государственного заказа утверждаются в соответствии с прогнозом спроса на кадры с высшим образованием, формируемым Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, на период 4 года.

2. Одобрить предложение Министерства высшего образования, науки и инноваций, Министерства экономики и финансов и Проектного офиса «Центр проектов в сфере образования» о выделении начиная с 2024/2025 учебного года государственного гранта студентам высших образовательных организаций в форме социально-стимулирующего гранта и образовательного гранта.

Установить, что:

а) социально-стимулирующий грант выделяется студентам, принятым на учебу на основе государственного гранта по льготе, установленной законодательством, и в рамках целевого приема, а также обладателям отраслевых и профильных грантов, грантов государственных органов и организаций;

б) образовательный грант выделяется студентам, принятым на учебу в высшую образовательную организацию в рамках параметров государственного заказа;

в) образовательный грант выделяется студентам, принятым в бакалавриат и магистратуру начиная с 2024/2025 учебного года, на один учебный год. При этом:

образовательный грант выделяется студентам на первом курсе, набравшим высокие баллы на вступительных экзаменах в соответствии с квотой государственного заказа, выделенной высшим образовательным организациям;

образовательный грант на втором и последующих курсах перераспределяется высшей образовательной организацией в дифференцированном порядке среди студентов, достигших высоких академических рейтинговых показателей и проявивших общественную активность;

образовательный грант финансируется в дифференцированном порядке и стипендия выплачивается только студентам, выигравшим полный образовательный грант;

государственный грант предоставляется студентам, являющимся обладателями социально-стимулирующего гранта, на период их учебы в полном объеме;

отменяется обязательство отработки не менее 3 лет после окончания учебы студентам, обучавшимся на основе образовательного гранта.

3. Установить, что:

а) минимальный проходной балл приема на учебу по государственному гранту и на платно-контрактной основе определяется Государственной комиссией с учетом среднего проходного балла соответствующего направления образования бакалавриата в предыдущем учебном году;

б) целевые квоты приема выделяются в рамках параметров государственного заказа для обеспечения потребностей регионов, сфер и отраслей в кадрах с высшим образованием. При этом:

государственные органы и организации, а также хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) 50 процентов и более являются заказчиками целевого приема и представляют в Государственную комиссию свои потребности в кадрах;

целевой прием в разрезе регионов осуществляется на конкурсной основе среди абитуриентов, постоянно проживающих в соответствующем регионе (зарегистрированных по месту постоянного проживания) и окончивших общие средние, средние специальные и профессиональные образовательные организации;

между гражданином, рекомендованным в студенты в рамках квоты целевого приема, заинтересованным хокимиятом района (города), отраслевым государственным органом (организацией) и высшей образовательной организацией составляется четырехсторонний договор. При этом обеспечение работой студента и мониторинг его отработки в определенном регионе (организации) после окончания учебы возлагаются на заказчика кадров;

в) начиная с приема 2024/2025 учебного года общие параметры приема на другие формы обучения в высших образовательных организациях устанавливаются в количестве, не превышающем квоту приема, определенную для дневной формы обучения.

4. Установить, что при приеме на специальности магистратуры и специальности послевузовского образования национальные или международные сертификаты, определяющие уровень знания иностранного языка, требуются по следующим уровням:

по направлениям иностранных языков – не ниже уровня С1;

по сферам образования гуманитарные, биологические и смежные науки, математика и статистика, бизнес и управление, право, сервис, общественные и поведенческие науки, журналистика и информация, информационно-коммуникационные технологии – не ниже уровня В2;

по другим сферам образования и специальностям (специализациям) культуры и спорта – не ниже уровня В1.

5. Установить, что начиная с 2024/2025 учебного года экзамены по приему в государственные высшие и профессиональные образовательные учреждения (за исключением профессиональной школы) будут проводиться одновременно по принципу «в начале тест, затем выбор». При этом:

а) абитуриенты по своему выбору, исходя из баллов, набранных по результатам тестовых испытаний, участвуют в конкурсе на поступление на учебу сначала на направления образования бакалавриата, затем в профессиональные образовательные учреждения;

б) процесс приема в бакалавриат государственных высших образовательных учреждений осуществляется в два этапа:

на первом этапе абитуриенты ежегодно с 5 июня по 25 июня (включительно) проходят регистрацию для сдачи тестовых испытаний, выбирают блок предметов, по которым сдаются тестовые испытания, язык обучения и регион сдачи тестов, а также если в составе вступительных экзаменов есть профессиональный (творческий) экзамен, выбирают государственное высшее образовательное учреждение, в котором будет сдаваться данный экзамен. При этом единые программы профессиональных (творческих) экзаменов и критерии оценки по направлениям образования бакалавриата утверждаются соответствующими министерствами (ведомствами) по согласованию с Министерством высшего образования, науки и инноваций;

вступительные экзамены по приему на учебу проводятся в июле –августе;

на втором этапе абитуриенты после полного завершения тестовых испытаний в течение 15 дней выбирают высшую образовательную учреждению, направление образования бакалавриата и форму образования;

в) начиная с приема 2025/2026 учебного года прием на направления образования, в которых иностранный язык в блоке предметов определен в качестве первого предмета, будет осуществляться на основе национального или международного сертификата, определяющих уровень знания иностранного языка;

г) абитуриенты при приеме во все государственные колледжи и техникумы по принципу «в начале тест, затем выбор» после объявления окончательных результатов приема в высшие образовательные учреждения в 10 срок выбирают колледж и (или) техникум, профессию и специальность, форму обучения.

6. Установить, что:

абитуриенты, имеющие льготы, являющиеся основанием для рекомендации в студенты на основе дополнительного государственного гранта без сдачи экзаменов, принимаются на учебу на основе дополнительного государственного гранта на первое выбранное направление образования бакалавриата независимо от формы образования, в пределах действия льготы при регистрации, на основе решения Государственной комиссии; 

абитуриенты, имеющие льготы, являющиеся основанием для участия в конкурсе в рамках отдельных параметров приема (за исключением лиц с инвалидностью, детей-сирот, являющихся выпускниками домов «Мехрибонлик», детских городков, SOS–детских деревень и детских домов семейного типа, а также детей-сирот, взятых под опеку, попечительство или в семью на воспитание (патронат) (не достигших двадцати пяти лет) участвуют в конкурсе по первому выбранному направлению образования бакалавриата в рамках выделенных для них отдельных параметров приема;

абитуриенты, участвовавшие в конкурсе в рамках отдельных параметров приема и не рекомендованные в студенты, участвуют в конкурсе в общем порядке по направлениям образования бакалавриата, выбранным при регистрации;

победители международных спортивных соревнований принимаются на направления образования бакалавриата в сфере физической культуры и спорта на основе дополнительного государственного гранта без сдачи экзаменов со строгим соблюдением соответствия по сферам видов спорта;

абитуриенту, рекомендованному в студенты на основе государственного гранта по льготе, повторное использование данной льготы не разрешается;

второе и последующее высшее образование осуществляется на платно-контрактной основе, а также студенту, принятому на учебу на основе государственного гранта на соответствующий этап высшего образования, государственный грант для данного этапа образования во второй раз не выделяется;

единая база абитуриентов, имеющих льготы при поступлении на учебу в высшие образовательные учреждения, высшие военные и военизированные образовательные учреждения, а также военно-академические лицеи, ежегодно до 1 июня формируется заинтересованными министерствами и ведомствами посредством их включения в специальную информационную систему Агентства по оценке знаний и квалификаций.

7. Национальному агентству социальной защиты ежегодно в срок до 1 июня формировать базу данных лиц с инвалидностью, включая незрячих, с конкретным указанием группы инвалидности, а также обеспечить ее интеграцию в информационную систему Агентства
по оценке знаний и квалификаций.

8. Министерству занятости и сокращения бедности, Министерству экономики и финансов, Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Торговой-промышленной палатой и ассоциациями работодателей:

до конца 2024 года провести научное исследование ожидаемых на рынке труда изменений, сформировать перечень профессий (должностей), теряющих свою актуальность и новых появляющихся, квалификационные требования и компетенции к ним;

в срок до 1 мая 2025 года на основе собранных данных обеспечить создание электронной платформы «Атлас новых профессий Узбекистана» и ее ежегодное обновление.

Финансировать расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, за счет средств Министерства занятости и сокращения бедности.

9. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Проектным офисом «Центр проектов в сфере образования» в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект постановления Правительства, устанавливающего порядок выделения студентам высших образовательных организаций образовательного гранта в дифференцированном порядке на один учебный год;

проект постановления Правительства, предусматривающего формирование целевых квот приема для обеспечения потребности регионов, сфер и отраслей в кадрах с высшим образованием, организацию процессов приема и конкретные задачи заказчиков кадров;

предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

10. Возложить на министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Департамента социального развития Администрации Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.

 

Президент Республики Узбекистан

Ш. Мирзиёев