Указ Президента Республики Узбекистан

В последние годы осуществлены целенаправленные меры в области инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы республики, всесторонней поддержки и повышения результативности науки и научной деятельности.

Утверждена стратегическая программа, направленная на включение нашей республики в список 50 передовых стран мира в глобальном рейтинге в области инноваций, внедрены новые механизмы финансирования научных проектов, созданы дополнительные условия
для материального стимулирования высококвалифицированных кадров
в сфере науки.

Несмотря на это, реализуемые на нынешнем этапе развития страны широкомасштабные реформы показывают необходимость совершенствования механизмов государственного управления в сфере науки и инноваций, повышения прозрачности при формировании государственных программ по научной деятельности и ускорения процесса внедрения научных достижений и инновационных технологий в отраслях экономики и регионах.

В целях повышения роли национальной научной и инновационной системы в социально-экономическом развитии, совершенствования инновационной деятельности в регионах, а также исходя из задач, определенных в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан
в 2017-2021 годах:

1. Определить основными задачами Министерства инновационного развития (далее – Министерство):

разработку стратегий развития приоритетных сфер и отраслей на основе научных достижений и инноваций, основанных на долгосрочных сценариях инновационного развития страны;

повышение интеллектуального и технологического потенциала регионов, формирование современной инфраструктуры развития научной и инновационной деятельности;

формирование, утверждение государственных программ по научной деятельности и контроль за их выполнением;

координацию системы подготовки кадров с ученой степенью;

внедрение эффективных механизмов привлечения молодежи к научной и инновационной деятельности и всестороннюю поддержку
ее инициатив;

широкое привлечение инвестиций в реализацию научных и инновационных проектов, повышение активности частного сектора
и развитие венчурного финансирования;

проведение финансовой, экономической и технической экспертизы проектов, реализуемых на основе инновационных разработок, обеспечение необходимых условий для внедрения объектов интеллектуальной собственности;

выявление потребностей реального сектора экономики
и производственных отраслей в научных разработках и инновациях, а также усиление интеграции науки и производства на основе развития отраслевых научных исследований;

создание необходимых условий для коммерциализации
и внедрения в производство новых разработок, реализации стартап-проектов, формирования новых организаций с участием интеллектуальной собственности и развития рационализаторской деятельности;

расширение и укрепление международных связей в области науки и инноваций, реализацию мер по трансферу инноваций и технологий.

2. Определить приоритетными направлениями деятельности Министерства инновационного развития на 2021–2022 годы:

в области развития биотехнологий – разработку биофармацевтической продукции, рекомбинантных и ДНК-вакцин, биомедицинских диагностических технологий, а также исходя из особенностей регионов – новых биотехнологических сортов сельскохозяйственных культур
на основе генной и клеточной инженерии;

в области повышения плодородия почвысоздание системы комплексного мониторинга почвенных ресурсов, ресурсосберегающих технологий орошения и агротехнологий удобрения, разработку при этом агрохимических карт сельскохозяйственных культур на основе создания
в регионах сети мобильных лабораторий для выявления существующих полезных и вредных веществ в почве;

в области внедрения «искусственного интеллекта» – создание «умных» инновационных технологий в дорожно-транспортной инфраструктуре, системах образования и судов;

в области развития возобновляемой энергетики – создание инновационных технологий производства, хранения и применения «зеленого» водорода – альтернативного и экологически чистого источника энергии;

в сфере развития животноводства – увеличение генофонда пород скота и повышение количества мясной продукции путем использования методов генетики, внедрение инновационных технологий для расширения кормовой базы;

в сфере сельского хозяйства – создание инновационных конструкций сельскохозяйственной техники и новых технологий выращивания сельскохозяйственной продукции, направленных на повышение эффективности переработки.

3. Утвердить:

Программу практических мер по реализации приоритетных направлений деятельности Министерства инновационного развития
на 2021–2022 годы (далее – Программа мер) согласно приложению № 1;

показатели оценки эффективности деятельности Министерства инновационного развития в 2021–2022 годах согласно приложению № 2.

Установить, что в рамках Программы мер:

Министерство инновационного развития оказывает содействие в инициировании (создании) и реализации проектов (разработок), координирует разработку инновационных технологий и осуществляет системный мониторинг за своевременным и качественным выполнением определенных мероприятий;

научные организации и соответствующие министерства и ведомства проводят углубленные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по реализации (созданию) каждого проекта (разработки) и обеспечивают их внедрение в соответствующих отраслях;

Министерству обеспечить широкое привлечение венчурных фондов и представителей частного сектора к финансированию проектов (разработок), определенных Программой мер.

4. В целях развития научной и инновационной деятельности в регионах создать в системе Министерства Управления инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей (далее – территориальные управления).

Установить, что:

выполнение основных задач и функций, возложенных
на Министерство в регионах, осуществляют территориальные управления;

региональные программы по научной деятельности, формируемые территориальными управлениями, утверждаются органами государственной власти на местах, проведение мониторинга
за их реализацией возлагается на территориальные управления;

деятельность организаций, осуществляющих научную
и инновационную деятельность в регионах, а также центров инновационной деятельности и трансфера технологий при Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятах областей координируется территориальными управлениями.

5. Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей преобразовать в Фонд финансирования науки и поддержки инноваций (далее – Фонд) путем присоединения Президентского фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития и Фонда поддержки одаренной молодежи Академии молодежи при Министерстве инновационного развития.

Установить, что:

Фонд является правопреемником по всем правам, обязательствам и договорам организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта;

средства, выделяемые из Государственного бюджета Республики Узбекистан на государственные программы по научной деятельности, финансируются Фондом.

6. Возложить во всех министерствах и ведомствах, органах исполнительной власти на местах, хозяйственных объединениях, крупных организациях с долей государства в уставном фонде 50 процентов
и более на одного из действующих заместителей руководителя задачу
по внедрению инноваций (Chief Innovation Officer).

Возложить на Министерство осуществление координации деятельности заместителей руководителей, на которых возложена задача по внедрению инноваций в соответствующих направлениях,
а также ежемесячно выплачивать им 30-процентную надбавку к их базовому должностному окладу.

7. Утвердить перечень районов, преобразуемых в инновационные зоны в Республике Каракалпакстан и областях, согласно приложению № 3.

Министерству (Абдурахмонов И.Ю.) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимами областей
в месячный срок разработать и утвердить программы преобразования районов, указанных в приложении № 3, в инновационные зоны.

8. Ввести в управленческом аппарате хокимията Чустского района Наманганской области должность заместителя хокима района по вопросам развития инноваций (далее – заместитель хокима) в рамках общей предельной численности штатных единиц хокимията.

Установить, что:

заместитель хокима назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке на основании рекомендации министра инновационного развития Республики Узбекистан;

в целях создания новой территориальной инновационной инфраструктуры и развития инновационного предпринимательства в Чустском районе разрешается размещение резидентов инновационного технопарка «Яшнобод» в Чустском районе на основе экстерриториального принципа.

9. Принять к сведению, что Министерством ведется рейтинг научных организаций и внедрена система оценки их научной и инновационной деятельности.

Министерству, Министерству высшего и среднего специального образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внедрить систему оценки научной
и инновационной деятельности высших образовательных учреждений.

10. Установить порядок, в соответствии с которым:

Министерство оценивает научную и инновационную деятельность научных организаций – по итогам каждого календарного года, а также высших образовательных учреждений – по итогам каждого учебного года;

по результатам оценки Министерство вносит в соответствующие министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения и научные организации, представление
о поощрении или дисциплинарном взыскании в отношении руководителей высших образовательных учреждений и научных организаций, в том числе ректора (директора) и проректора (заместителя директора) по научной работе и инновациям;

проректор и заместитель директора по научной работе и инновациям руководителей (ректора, директора) высших образовательных учреждений и научных организаций назначаются на должность
и освобождаются от должности приказом руководителей соответствующих министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения и научные организации, согласно рекомендации министра инновационного развития Республики Узбекистан.

11. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством иностранных дел и Министерством в срок до 1 мая 2021 года утвердить и обеспечить реализацию Плана мер, направленного
на развитие двустороннего взаимовыгодного сотрудничества
с престижными зарубежными университетами и научными центрами в области науки и инноваций.

12. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.

13. Министерству в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

14. Возложить на министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. персональную ответственность за организацию эффективного исполнения настоящего Указа.

Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 января 2022 года.

          Президент

Республики Узбекистан                 Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

1 апреля 2021 года

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О совершенствовании системы государственного управления в сфере развития научной и инновационной деятельности

Указ Президента Республики Узбекистан

В последние годы осуществлены целенаправленные меры в области инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы республики, всесторонней поддержки и повышения результативности науки и научной деятельности.

Утверждена стратегическая программа, направленная на включение нашей республики в список 50 передовых стран мира в глобальном рейтинге в области инноваций, внедрены новые механизмы финансирования научных проектов, созданы дополнительные условия
для материального стимулирования высококвалифицированных кадров
в сфере науки.

Несмотря на это, реализуемые на нынешнем этапе развития страны широкомасштабные реформы показывают необходимость совершенствования механизмов государственного управления в сфере науки и инноваций, повышения прозрачности при формировании государственных программ по научной деятельности и ускорения процесса внедрения научных достижений и инновационных технологий в отраслях экономики и регионах.

В целях повышения роли национальной научной и инновационной системы в социально-экономическом развитии, совершенствования инновационной деятельности в регионах, а также исходя из задач, определенных в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан
в 2017-2021 годах:

1. Определить основными задачами Министерства инновационного развития (далее – Министерство):

разработку стратегий развития приоритетных сфер и отраслей на основе научных достижений и инноваций, основанных на долгосрочных сценариях инновационного развития страны;

повышение интеллектуального и технологического потенциала регионов, формирование современной инфраструктуры развития научной и инновационной деятельности;

формирование, утверждение государственных программ по научной деятельности и контроль за их выполнением;

координацию системы подготовки кадров с ученой степенью;

внедрение эффективных механизмов привлечения молодежи к научной и инновационной деятельности и всестороннюю поддержку
ее инициатив;

широкое привлечение инвестиций в реализацию научных и инновационных проектов, повышение активности частного сектора
и развитие венчурного финансирования;

проведение финансовой, экономической и технической экспертизы проектов, реализуемых на основе инновационных разработок, обеспечение необходимых условий для внедрения объектов интеллектуальной собственности;

выявление потребностей реального сектора экономики
и производственных отраслей в научных разработках и инновациях, а также усиление интеграции науки и производства на основе развития отраслевых научных исследований;

создание необходимых условий для коммерциализации
и внедрения в производство новых разработок, реализации стартап-проектов, формирования новых организаций с участием интеллектуальной собственности и развития рационализаторской деятельности;

расширение и укрепление международных связей в области науки и инноваций, реализацию мер по трансферу инноваций и технологий.

2. Определить приоритетными направлениями деятельности Министерства инновационного развития на 2021–2022 годы:

в области развития биотехнологий – разработку биофармацевтической продукции, рекомбинантных и ДНК-вакцин, биомедицинских диагностических технологий, а также исходя из особенностей регионов – новых биотехнологических сортов сельскохозяйственных культур
на основе генной и клеточной инженерии;

в области повышения плодородия почвысоздание системы комплексного мониторинга почвенных ресурсов, ресурсосберегающих технологий орошения и агротехнологий удобрения, разработку при этом агрохимических карт сельскохозяйственных культур на основе создания
в регионах сети мобильных лабораторий для выявления существующих полезных и вредных веществ в почве;

в области внедрения «искусственного интеллекта» – создание «умных» инновационных технологий в дорожно-транспортной инфраструктуре, системах образования и судов;

в области развития возобновляемой энергетики – создание инновационных технологий производства, хранения и применения «зеленого» водорода – альтернативного и экологически чистого источника энергии;

в сфере развития животноводства – увеличение генофонда пород скота и повышение количества мясной продукции путем использования методов генетики, внедрение инновационных технологий для расширения кормовой базы;

в сфере сельского хозяйства – создание инновационных конструкций сельскохозяйственной техники и новых технологий выращивания сельскохозяйственной продукции, направленных на повышение эффективности переработки.

3. Утвердить:

Программу практических мер по реализации приоритетных направлений деятельности Министерства инновационного развития
на 2021–2022 годы (далее – Программа мер) согласно приложению № 1;

показатели оценки эффективности деятельности Министерства инновационного развития в 2021–2022 годах согласно приложению № 2.

Установить, что в рамках Программы мер:

Министерство инновационного развития оказывает содействие в инициировании (создании) и реализации проектов (разработок), координирует разработку инновационных технологий и осуществляет системный мониторинг за своевременным и качественным выполнением определенных мероприятий;

научные организации и соответствующие министерства и ведомства проводят углубленные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по реализации (созданию) каждого проекта (разработки) и обеспечивают их внедрение в соответствующих отраслях;

Министерству обеспечить широкое привлечение венчурных фондов и представителей частного сектора к финансированию проектов (разработок), определенных Программой мер.

4. В целях развития научной и инновационной деятельности в регионах создать в системе Министерства Управления инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей (далее – территориальные управления).

Установить, что:

выполнение основных задач и функций, возложенных
на Министерство в регионах, осуществляют территориальные управления;

региональные программы по научной деятельности, формируемые территориальными управлениями, утверждаются органами государственной власти на местах, проведение мониторинга
за их реализацией возлагается на территориальные управления;

деятельность организаций, осуществляющих научную
и инновационную деятельность в регионах, а также центров инновационной деятельности и трансфера технологий при Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятах областей координируется территориальными управлениями.

5. Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей преобразовать в Фонд финансирования науки и поддержки инноваций (далее – Фонд) путем присоединения Президентского фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития и Фонда поддержки одаренной молодежи Академии молодежи при Министерстве инновационного развития.

Установить, что:

Фонд является правопреемником по всем правам, обязательствам и договорам организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта;

средства, выделяемые из Государственного бюджета Республики Узбекистан на государственные программы по научной деятельности, финансируются Фондом.

6. Возложить во всех министерствах и ведомствах, органах исполнительной власти на местах, хозяйственных объединениях, крупных организациях с долей государства в уставном фонде 50 процентов
и более на одного из действующих заместителей руководителя задачу
по внедрению инноваций (Chief Innovation Officer).

Возложить на Министерство осуществление координации деятельности заместителей руководителей, на которых возложена задача по внедрению инноваций в соответствующих направлениях,
а также ежемесячно выплачивать им 30-процентную надбавку к их базовому должностному окладу.

7. Утвердить перечень районов, преобразуемых в инновационные зоны в Республике Каракалпакстан и областях, согласно приложению № 3.

Министерству (Абдурахмонов И.Ю.) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимами областей
в месячный срок разработать и утвердить программы преобразования районов, указанных в приложении № 3, в инновационные зоны.

8. Ввести в управленческом аппарате хокимията Чустского района Наманганской области должность заместителя хокима района по вопросам развития инноваций (далее – заместитель хокима) в рамках общей предельной численности штатных единиц хокимията.

Установить, что:

заместитель хокима назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке на основании рекомендации министра инновационного развития Республики Узбекистан;

в целях создания новой территориальной инновационной инфраструктуры и развития инновационного предпринимательства в Чустском районе разрешается размещение резидентов инновационного технопарка «Яшнобод» в Чустском районе на основе экстерриториального принципа.

9. Принять к сведению, что Министерством ведется рейтинг научных организаций и внедрена система оценки их научной и инновационной деятельности.

Министерству, Министерству высшего и среднего специального образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внедрить систему оценки научной
и инновационной деятельности высших образовательных учреждений.

10. Установить порядок, в соответствии с которым:

Министерство оценивает научную и инновационную деятельность научных организаций – по итогам каждого календарного года, а также высших образовательных учреждений – по итогам каждого учебного года;

по результатам оценки Министерство вносит в соответствующие министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения и научные организации, представление
о поощрении или дисциплинарном взыскании в отношении руководителей высших образовательных учреждений и научных организаций, в том числе ректора (директора) и проректора (заместителя директора) по научной работе и инновациям;

проректор и заместитель директора по научной работе и инновациям руководителей (ректора, директора) высших образовательных учреждений и научных организаций назначаются на должность
и освобождаются от должности приказом руководителей соответствующих министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения и научные организации, согласно рекомендации министра инновационного развития Республики Узбекистан.

11. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством иностранных дел и Министерством в срок до 1 мая 2021 года утвердить и обеспечить реализацию Плана мер, направленного
на развитие двустороннего взаимовыгодного сотрудничества
с престижными зарубежными университетами и научными центрами в области науки и инноваций.

12. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.

13. Министерству в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

14. Возложить на министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. персональную ответственность за организацию эффективного исполнения настоящего Указа.

Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 января 2022 года.

          Президент

Республики Узбекистан                 Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

1 апреля 2021 года