Указ Президента Республики Узбекистан

В целях формирования единого подхода к созданию специализированных школ, расширения сети и укрепления материально-технической базы данных школ, привлечения в образовательный процесс квалифицированных руководящих и педагогических кадров, а также совершенствования системы выявления, отбора, обучения и воспитания одаренной молодежи:

1. Одобрить предложения Агентства Президентских образовательных учреждений (далее – Агентство), Министерства народного образования, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента:

а) об организации при Агентстве:

в срок до 1 сентября 2022 года 19 специализированных школ-интернатов и 141 специализированной школы на базе образовательных учреждений, находящихся в ведении министерств, ведомств и организаций, согласно приложениям №№ 1 и 2;

в срок до 1 июня 2023 года 5 специализированных школ-интернатов и 3 специализированных школ на базе прекративших свою деятельность домов «Мехрибонлик» и детских городков, находящихся в ведении Министерства народного образования, согласно приложению № 3;

б) о строительстве в 2022–2024 годах при Агентстве 25 специализированных школ-интернатов согласно приложению № 4;

в) об образовании начиная с 2022/2023 учебного года средних общеобразовательных школ с классами углубленного изучения отдельных предметов на базе специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов при Министерстве народного образования;

г) о создании в последующем новых специализированных школ-интернатов и специализированных школ исключительно при Агентстве.

Ответственным министерствам, ведомствам и организациям в месячный срок принять меры по передаче Агентству имущества, зданий и сооружений образовательных организаций, перечисленных в приложениях №№1–3 к настоящему Указу, на основании права оперативного управления.

Предоставить Кабинету Министров право при необходимости вносить изменения и дополнения в приложения №№1–4 к настоящему Указу, в том числе повышать количество создаваемых при Агентстве специализированных школ-интернатов и специализированных школ на основании предложения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.

Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей в срок до 1 января 2023 года завершить работы по ремонту, реконструкции и оснащению передаваемых Агентству домов «Мехрибонлик» и детских городков, а также строительству на их территории новых учебных корпусов.

2. Установить, что:

действующие при Агентстве специализированные школы в зависимости от направления их деятельности закрепляются за создаваемыми в соответствии с настоящим Указом специализированными школами-интернатами и специализированными школами (далее – школы Агентства) в качестве базовой школы, оказывающей методическое содействие;

параметры приема в школы Агентства определяются Агентством с учетом того, что максимальное количество учащихся в одном классе не должно превышать 24 человек;

в 2022/2023 учебном году прием в школы Агентства на направления точных наук осуществляется в 5–11 классы, на направления естественных наук – в 7–11 классы, в последующие учебные годы – в 5 и 7 классы соответственно;

прием учащихся в школы Агентства осуществляется по результатам вступительных экзаменов, проводимым по точным и естественным наукам, иностранным языкам, а также логическому мышлению;

вступительные экзамены проводятся Центром педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве в сотрудничестве с международными организациями, а также Государственным центром тестирования;

учащиеся средних общеобразовательных, средних специальных и начальных профессиональных образовательных организаций, ставшие победителями (1-е, 2-е, 3-е места) третьего (областного) этапа основных предметных, международных или региональных олимпиад, перечень которых утверждается Агентством, принимаются на учебу в школы Агентства, расположенные в регионе их обучения, без вступительных экзаменов в рамках общих параметров приема;

образовательный процесс в школах Агентства осуществляется на основе учебных планов и образовательных программ, утвержденных Агентством;

в школах Агентства наряду с точными и естественными науками углубленно преподается история Узбекистана;

в целях профессиональной ориентации учащихся, оказания им содействия в выборе высших образовательных учреждений для последующего продолжения обучения вместо должности заместителя директора школ Агентства по предметам специальности вводится должность «советник школы»;

в специализированных школах-интернатах при Агентстве для учащихся организуется бесплатное здоровое питание на основе аутсорсинга;

прием на работу руководящих и педагогических кадров в школы Агентства осуществляется на основе трехэтапного конкурса (отборочный этап, тестовое испытание и собеседование);

в школах Агентства за счет средств Государственного бюджета формируется фонд материального стимулирования в размере 100 процентов фонда оплаты труда работников.

3. Агентству (Умарова Х.) начиная с 2022/2023 учебного года в школах Агентства:

обеспечить ведение учебного процесса на основе современных учебников, подготовленных на базе международных образовательных программ;

создать необходимые условия и образовательную среду для освоения учащимися иностранных языков в совершенстве, привлечь к данному процессу зарубежные, а также отечественные педагогические кадры;

организовать дополнительные курсы по искусственному интеллекту, робототехнике, агротехнологиям, нанотехнологиям, биотехнологиям, IELTS, TOEFL и SAT;

исходя из интересов учащихся организовать, помимо основных учебных программ, внеклассные практические занятия по профориентации;

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента ввести порядок проведения для учащихся 10 и 11 классов практических занятий на производственных и обслуживающих предприятиях, расположенных на близлежащих территориях;

уделить особое внимание внедрению в образовательный и воспитательный процессы духа патриотизма, чувств национальной гордости, любви и преданности своему народу, уважения к истории Узбекистана, научно-творческому и духовно-просветительскому наследию, самосознания, трудолюбия и ответственности, целеустремленности и храбрости;

принять меры по использованию действенных педагогических технологий для воспитания учащихся разносторонне развитыми, конкурентоспособными личностями, глубоко осознающими суть и значение проводимых в Узбекистане реформ и создаваемых для молодежи условий, обладающими широким мировоззрением, независимым мышлением и интеллектуальным потенциалом.

4. Министерству народного образования (Саидов Б.) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), а также Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 сентября 2022 года принять меры по зачислению не сдавших отборочные экзамены учащихся средних общеобразовательных учреждений, переведенных в систему Агентства, в другие средние общеобразовательные школы системы народного образования, а также по трудоустройству руководящих и педагогических кадров, не прошедших конкурс.

5. Установить, что строительство, реконструкция и ремонт школ Агентства, обеспечение их современной мебелью и принадлежностями, учебно-лабораторным оборудованием, информационно-коммуникационными технологиями, мультимедийными устройствами, а также средствами видеонаблюдения производятся за счет средств, выделяемых в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан, средств Государственного бюджета, Фонда поддержки одаренной молодежи при Агентстве, кредитов и грантов международных финансовых институтов, спонсорских пожертвований, а также других источников, не запрещенных актами законодательства.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.), Агентству (Умарова Х.), Министерству финансов (Ишметов Т.) обеспечить включение школ Агентства, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, в Программу развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2023–2024 годах.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 августа 2022 года принять меры по ремонту, оснащению современными учебными принадлежностями, информационно-коммуникационными технологиями, мебелью и учебными лабораториями школ Агентства, указанных в приложениях №№1–2 к настоящему Указу, а также создать необходимые условия для проживания и питания учащихся.

6. Центр педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве переименовать в Научно-практический центр педагогического мастерства и международной оценки (далее – Центр).

Определить основными задачами Центра:

разработку для образовательных учреждений при Агентстве государственных образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ и комплектов учебников, а также их закупку;

проведение итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений при Агентстве;

изучение передового опыта в сфере образования и разработку рекомендаций по его внедрению в стране, оценку и сертификацию знаний и навыков преподавателей в сотрудничестве с ведущими научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран;

непрерывное профессиональное развитие руководящих и педагогических кадров, разработку государственных образовательных требований, предъявляемых к повышению их квалификации, а также организацию курсов повышения квалификации совместно с международными организациями;

научно-методическое обеспечение образовательных учреждений при Агентстве, проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, широкое внедрение результатов исследований в практику.

7. Утвердить структуру Научно-практического центра педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве согласно приложению № 5.

Агентству (Умарова Х.) в месячный срок разработать и утвердить Устав Центра.

8. Разрешить Центру проводить оценку уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров организаций общего среднего, среднего специального и профессионального образования независимо от форм их собственности.

Установить, что:

а) оценка уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров осуществляется Центром для всех заявителей на договорной основе;

б) по результатам оценки уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров Центром выдаются сертификаты степеней «Учитель-передовик», «Учитель-наставник» и «Учитель-профессионал», действующие в течение двух лет;

в) педагогическим кадрам образовательных учреждений при Агентстве, получившим международно признаваемый сертификат степени «Учитель-передовик», «Учитель-наставник» или «Учитель-профессионал», выплачивается дополнительная плата в следующих размерах:

педагогическим кадрам, получившим сертификат степени «Учитель-передовик», – ежемесячно в размере 50 процентов от их базовой тарифной ставки;

педагогическим кадрам, получившим сертификат степени «Учитель-наставник», – ежемесячно в размере 70 процентов от их базовой тарифной ставки;

педагогическим кадрам, получившим сертификат степени «Учитель-профессионал», – ежемесячно в размере 100 процентов от их базовой тарифной ставки;

г) образовательным учреждениям при Агентстве предоставляется право принимать на работу педагогические кадры, получившие сертификаты степеней «Учитель-передовик», «Учитель-наставник» или «Учитель-профессионал», вне зависимости от их квалификационной категории;

д) Центр имеет казначейский лицевой счет в подразделении казначейства Министерства финансов и его деятельность финансируется за счет средств Государственного бюджета, внебюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства;

е) к административно-управленческому персоналу, профессорско-преподавательскому составу, а также методистам Центра применяются условия оплаты труда и материального стимулирования, аналогичные установленным для соответствующих должностей Государственного центра тестирования;

ж) Центру предоставляется право заключать прямые договоры с международными организациями, оказывающими услуги в сфере образования, путем отбора наилучших предложений без размещения объявления на специальном информационном портале.

9. Агентству (Умарова Х.):

а) привлечь авторитетные зарубежные организации, оказывающие услуги в сфере образования, к процессу оценки уровня знаний и профессионального мастерства руководящих и педагогических кадров;

б) организовать в Центре курсы непрерывного повышения квалификации, а также методологические учебные семинары для руководящих и педагогических кадров образовательных организаций;

в) в срок до 1 октября 2022 года принять меры по обучению руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений при Агентстве, а также оценке уровня их знаний и профессионального мастерства;

г) в срок до 1 сентября 2022 года внедрить комплексную непрерывную образовательную систему по работе с одаренными детьми «Школа – Университет – Центр», в рамках которой обеспечить:

разработку во взаимной интеграции друг с другом государственных образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ образовательных учреждений при Агентстве;

организацию в школах Агентства Университетом «Новый Узбекистан» и Центром мастер-классов, кружков и летних школ;

широкое вовлечение профессоров, преподавателей и одаренных студентов Университета «Новый Узбекистан» и Центра в образовательный процесс школ Агентства;

направление преподавателей школ Агентства на стажировку в Университет «Новый Узбекистан» и Центр;

активное участие учащихся и студентов образовательных учреждений при Агентстве в проведении Центром фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, а также внедрении результатов исследований в практику.

Разрешить Агентству, по необходимости, открывать региональные филиалы Центра за счет внебюджетных средств.

10. Дипломатическим представительствам Республики Узбекистан за рубежом совместно с Агентством в целях внедрения передового зарубежного опыта в образовательных учреждениях при Агентстве, расположенных на территориях, закрепленных за представительствами, принять меры по:

совершенствованию образовательного процесса путем привлечения в образовательные учреждения при Агентстве квалифицированных специалистов по международным учебным программам;

направлению преподавателей и учащихся в зарубежные образовательные учреждения в рамках программ по обмену опытом;

оказанию содействия в получении выпускниками образования на основе грантовых программ престижных международных высших образовательных учреждений;

налаживанию сотрудничества с развитыми государствами по совершенствованию сферы образования и науки;

установлению и дальнейшему развитию сотрудничества между ведущими международно признанными организациями и образовательными учреждениями при Агентстве в области информационно-коммуникационных технологий, медицины, экологии, инженерии и других сферах;

организации повышения квалификации и прохождения стажировок отечественных специалистов, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях при Агентстве, в зарубежных передовых образовательных учреждениях;

оказанию содействия преподавателям и учащимся в участии в международных конференциях, форумах, предметных олимпиадах, конкурсах и специализированных выставках;

подключению библиотек образовательных учреждений при Агентстве к ведущим зарубежным фондам информационно-библиотечных ресурсов, их пополнению зарубежной литературой, а также созданию преподавателям и учащимся широкого доступа к данным библиотечным ресурсам.

11. Утвердить «Дорожную карту» по эффективной организации деятельности образовательных учреждений при Агентстве согласно приложению № 6.

Агентству (Умарова Х.) совместно с другими министерствами и ведомствами, а также местными хокимиятами обеспечить своевременное, полное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».

12. Одобрить предложения Агентства:

об определении общей предельной штатной численности Агентства в количестве 80 человек и открытии в структуре центрального аппарата Агентства сектора по организации здорового питания, службы внутреннего аудита, отдела по работе со специализированными школами-интернатами и специализированными школами;

об образовании в организационной структуре Агентства 13 региональных отделений со статусом юридического лица, каждое из которых состоит из 4 штатных единиц.

Установить, что:

из 67 штатных единиц, необходимых для центрального аппарата и региональных отделений Агентства, 50 формируются за счет оптимизации соответствующих штатных единиц в системе Министерства народного образования, 17 – в системе Министерства высшего и среднего специального образования;

на работников региональных отделений Агентства распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей Агентства.

13. Агентству (Умарова Х.) в двухмесячный срок привлечь к деятельности Агентства и его региональных отделений квалифицированных отечественных и зарубежных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и потенциалом.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 января 2023 года принять меры по обеспечению региональных отделений Агентства по одному легковому автомобилю за счет средств местного бюджета.

14. Установить порядок организации деятельности средних общеобразовательных школ с классами углубленного изучения отдельных предметов (далее – школы с углубленным изучением предметов), а также школ-интернатов при Министерстве народного образования, в соответствии с которым начиная с 2022/2023 учебного года:

школы с углубленным изучением предметов и школы-интернаты поэтапно реорганизуются в средние общеобразовательные школы;

школы с углубленным изучением предметов и школы-интернаты осуществляют свою деятельность до завершения учебы учащихся, получающих образование в данных школах по специализированным программам;

дополнительные надбавки, установленные в школах с углубленным изучением предметов и школах-интернатах для педагогических кадров за преподавание специализированных предметов, а также руководителей, сохраняются до прекращения деятельности специализированных классов в данных школах;

учащиеся в школах-интернатах обеспечиваются жильем и питанием в установленном порядке;

в школах с углубленным изучением предметов и школах-интернатах для углубленного изучения отдельных предметов, а также для проведения лабораторных и практических занятий организация обучения по специализированным предметам может осуществляться в двух группах;

в последующие учебные годы в школах с углубленным изучением предметов и школах-интернатах прекращается прием учащихся в классы, в которых занятия ведутся на основе специализированных программ.

15. Кабинету Министров в двухнедельный срок принять постановление Правительства, предусматривающее утверждение Положения о специализированных школах-интернатах и ​​специализированных школах Агентства.

16. Министерству финансов (Ишметов Т.) расходы, необходимые для содержания создаваемых в соответствии с настоящим Указом новых образовательных учреждений:

в 2022 году финансировать за счет бюджетных средств, высвобождаемых у получателей бюджетных средств первого уровня, в ведении которых имеются образовательные учреждения, передаваемые Агентству, а также средств, выделяемых Агентству из Государственного бюджета;

начиная с 2023 года предусмотреть в установленном порядке в параметрах Государственного бюджета.

17. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 7.

18. Агентству (Умарова Х.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения:

совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.), Государственной инспекцией по надзору за качеством образования (Ташкенбаев У.), а также Государственным центром тестирования (Каримов М.) по предоставлению начиная с приема на 2024/2025 учебный год выпускникам школ Агентства льгот при поступлении в государственные высшие образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров в области химии, биологии, физики, математики и информационных технологий;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

19. Возложить на директора Агентства Умарову Х.У., министра народного образования Саидова Б.О., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа, осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                                                                     Ш. МИРЗИЁЕВ


Город Ташкент,

14 апреля 2022 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О расширении сети специализированных школ при агентстве Президентских образовательных учреждений

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях формирования единого подхода к созданию специализированных школ, расширения сети и укрепления материально-технической базы данных школ, привлечения в образовательный процесс квалифицированных руководящих и педагогических кадров, а также совершенствования системы выявления, отбора, обучения и воспитания одаренной молодежи:

1. Одобрить предложения Агентства Президентских образовательных учреждений (далее – Агентство), Министерства народного образования, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента:

а) об организации при Агентстве:

в срок до 1 сентября 2022 года 19 специализированных школ-интернатов и 141 специализированной школы на базе образовательных учреждений, находящихся в ведении министерств, ведомств и организаций, согласно приложениям №№ 1 и 2;

в срок до 1 июня 2023 года 5 специализированных школ-интернатов и 3 специализированных школ на базе прекративших свою деятельность домов «Мехрибонлик» и детских городков, находящихся в ведении Министерства народного образования, согласно приложению № 3;

б) о строительстве в 2022–2024 годах при Агентстве 25 специализированных школ-интернатов согласно приложению № 4;

в) об образовании начиная с 2022/2023 учебного года средних общеобразовательных школ с классами углубленного изучения отдельных предметов на базе специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов при Министерстве народного образования;

г) о создании в последующем новых специализированных школ-интернатов и специализированных школ исключительно при Агентстве.

Ответственным министерствам, ведомствам и организациям в месячный срок принять меры по передаче Агентству имущества, зданий и сооружений образовательных организаций, перечисленных в приложениях №№1–3 к настоящему Указу, на основании права оперативного управления.

Предоставить Кабинету Министров право при необходимости вносить изменения и дополнения в приложения №№1–4 к настоящему Указу, в том числе повышать количество создаваемых при Агентстве специализированных школ-интернатов и специализированных школ на основании предложения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.

Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей в срок до 1 января 2023 года завершить работы по ремонту, реконструкции и оснащению передаваемых Агентству домов «Мехрибонлик» и детских городков, а также строительству на их территории новых учебных корпусов.

2. Установить, что:

действующие при Агентстве специализированные школы в зависимости от направления их деятельности закрепляются за создаваемыми в соответствии с настоящим Указом специализированными школами-интернатами и специализированными школами (далее – школы Агентства) в качестве базовой школы, оказывающей методическое содействие;

параметры приема в школы Агентства определяются Агентством с учетом того, что максимальное количество учащихся в одном классе не должно превышать 24 человек;

в 2022/2023 учебном году прием в школы Агентства на направления точных наук осуществляется в 5–11 классы, на направления естественных наук – в 7–11 классы, в последующие учебные годы – в 5 и 7 классы соответственно;

прием учащихся в школы Агентства осуществляется по результатам вступительных экзаменов, проводимым по точным и естественным наукам, иностранным языкам, а также логическому мышлению;

вступительные экзамены проводятся Центром педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве в сотрудничестве с международными организациями, а также Государственным центром тестирования;

учащиеся средних общеобразовательных, средних специальных и начальных профессиональных образовательных организаций, ставшие победителями (1-е, 2-е, 3-е места) третьего (областного) этапа основных предметных, международных или региональных олимпиад, перечень которых утверждается Агентством, принимаются на учебу в школы Агентства, расположенные в регионе их обучения, без вступительных экзаменов в рамках общих параметров приема;

образовательный процесс в школах Агентства осуществляется на основе учебных планов и образовательных программ, утвержденных Агентством;

в школах Агентства наряду с точными и естественными науками углубленно преподается история Узбекистана;

в целях профессиональной ориентации учащихся, оказания им содействия в выборе высших образовательных учреждений для последующего продолжения обучения вместо должности заместителя директора школ Агентства по предметам специальности вводится должность «советник школы»;

в специализированных школах-интернатах при Агентстве для учащихся организуется бесплатное здоровое питание на основе аутсорсинга;

прием на работу руководящих и педагогических кадров в школы Агентства осуществляется на основе трехэтапного конкурса (отборочный этап, тестовое испытание и собеседование);

в школах Агентства за счет средств Государственного бюджета формируется фонд материального стимулирования в размере 100 процентов фонда оплаты труда работников.

3. Агентству (Умарова Х.) начиная с 2022/2023 учебного года в школах Агентства:

обеспечить ведение учебного процесса на основе современных учебников, подготовленных на базе международных образовательных программ;

создать необходимые условия и образовательную среду для освоения учащимися иностранных языков в совершенстве, привлечь к данному процессу зарубежные, а также отечественные педагогические кадры;

организовать дополнительные курсы по искусственному интеллекту, робототехнике, агротехнологиям, нанотехнологиям, биотехнологиям, IELTS, TOEFL и SAT;

исходя из интересов учащихся организовать, помимо основных учебных программ, внеклассные практические занятия по профориентации;

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента ввести порядок проведения для учащихся 10 и 11 классов практических занятий на производственных и обслуживающих предприятиях, расположенных на близлежащих территориях;

уделить особое внимание внедрению в образовательный и воспитательный процессы духа патриотизма, чувств национальной гордости, любви и преданности своему народу, уважения к истории Узбекистана, научно-творческому и духовно-просветительскому наследию, самосознания, трудолюбия и ответственности, целеустремленности и храбрости;

принять меры по использованию действенных педагогических технологий для воспитания учащихся разносторонне развитыми, конкурентоспособными личностями, глубоко осознающими суть и значение проводимых в Узбекистане реформ и создаваемых для молодежи условий, обладающими широким мировоззрением, независимым мышлением и интеллектуальным потенциалом.

4. Министерству народного образования (Саидов Б.) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), а также Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 сентября 2022 года принять меры по зачислению не сдавших отборочные экзамены учащихся средних общеобразовательных учреждений, переведенных в систему Агентства, в другие средние общеобразовательные школы системы народного образования, а также по трудоустройству руководящих и педагогических кадров, не прошедших конкурс.

5. Установить, что строительство, реконструкция и ремонт школ Агентства, обеспечение их современной мебелью и принадлежностями, учебно-лабораторным оборудованием, информационно-коммуникационными технологиями, мультимедийными устройствами, а также средствами видеонаблюдения производятся за счет средств, выделяемых в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан, средств Государственного бюджета, Фонда поддержки одаренной молодежи при Агентстве, кредитов и грантов международных финансовых институтов, спонсорских пожертвований, а также других источников, не запрещенных актами законодательства.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.), Агентству (Умарова Х.), Министерству финансов (Ишметов Т.) обеспечить включение школ Агентства, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, в Программу развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2023–2024 годах.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 августа 2022 года принять меры по ремонту, оснащению современными учебными принадлежностями, информационно-коммуникационными технологиями, мебелью и учебными лабораториями школ Агентства, указанных в приложениях №№1–2 к настоящему Указу, а также создать необходимые условия для проживания и питания учащихся.

6. Центр педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве переименовать в Научно-практический центр педагогического мастерства и международной оценки (далее – Центр).

Определить основными задачами Центра:

разработку для образовательных учреждений при Агентстве государственных образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ и комплектов учебников, а также их закупку;

проведение итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений при Агентстве;

изучение передового опыта в сфере образования и разработку рекомендаций по его внедрению в стране, оценку и сертификацию знаний и навыков преподавателей в сотрудничестве с ведущими научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран;

непрерывное профессиональное развитие руководящих и педагогических кадров, разработку государственных образовательных требований, предъявляемых к повышению их квалификации, а также организацию курсов повышения квалификации совместно с международными организациями;

научно-методическое обеспечение образовательных учреждений при Агентстве, проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, широкое внедрение результатов исследований в практику.

7. Утвердить структуру Научно-практического центра педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве согласно приложению № 5.

Агентству (Умарова Х.) в месячный срок разработать и утвердить Устав Центра.

8. Разрешить Центру проводить оценку уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров организаций общего среднего, среднего специального и профессионального образования независимо от форм их собственности.

Установить, что:

а) оценка уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров осуществляется Центром для всех заявителей на договорной основе;

б) по результатам оценки уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров Центром выдаются сертификаты степеней «Учитель-передовик», «Учитель-наставник» и «Учитель-профессионал», действующие в течение двух лет;

в) педагогическим кадрам образовательных учреждений при Агентстве, получившим международно признаваемый сертификат степени «Учитель-передовик», «Учитель-наставник» или «Учитель-профессионал», выплачивается дополнительная плата в следующих размерах:

педагогическим кадрам, получившим сертификат степени «Учитель-передовик», – ежемесячно в размере 50 процентов от их базовой тарифной ставки;

педагогическим кадрам, получившим сертификат степени «Учитель-наставник», – ежемесячно в размере 70 процентов от их базовой тарифной ставки;

педагогическим кадрам, получившим сертификат степени «Учитель-профессионал», – ежемесячно в размере 100 процентов от их базовой тарифной ставки;

г) образовательным учреждениям при Агентстве предоставляется право принимать на работу педагогические кадры, получившие сертификаты степеней «Учитель-передовик», «Учитель-наставник» или «Учитель-профессионал», вне зависимости от их квалификационной категории;

д) Центр имеет казначейский лицевой счет в подразделении казначейства Министерства финансов и его деятельность финансируется за счет средств Государственного бюджета, внебюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства;

е) к административно-управленческому персоналу, профессорско-преподавательскому составу, а также методистам Центра применяются условия оплаты труда и материального стимулирования, аналогичные установленным для соответствующих должностей Государственного центра тестирования;

ж) Центру предоставляется право заключать прямые договоры с международными организациями, оказывающими услуги в сфере образования, путем отбора наилучших предложений без размещения объявления на специальном информационном портале.

9. Агентству (Умарова Х.):

а) привлечь авторитетные зарубежные организации, оказывающие услуги в сфере образования, к процессу оценки уровня знаний и профессионального мастерства руководящих и педагогических кадров;

б) организовать в Центре курсы непрерывного повышения квалификации, а также методологические учебные семинары для руководящих и педагогических кадров образовательных организаций;

в) в срок до 1 октября 2022 года принять меры по обучению руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений при Агентстве, а также оценке уровня их знаний и профессионального мастерства;

г) в срок до 1 сентября 2022 года внедрить комплексную непрерывную образовательную систему по работе с одаренными детьми «Школа – Университет – Центр», в рамках которой обеспечить:

разработку во взаимной интеграции друг с другом государственных образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ образовательных учреждений при Агентстве;

организацию в школах Агентства Университетом «Новый Узбекистан» и Центром мастер-классов, кружков и летних школ;

широкое вовлечение профессоров, преподавателей и одаренных студентов Университета «Новый Узбекистан» и Центра в образовательный процесс школ Агентства;

направление преподавателей школ Агентства на стажировку в Университет «Новый Узбекистан» и Центр;

активное участие учащихся и студентов образовательных учреждений при Агентстве в проведении Центром фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, а также внедрении результатов исследований в практику.

Разрешить Агентству, по необходимости, открывать региональные филиалы Центра за счет внебюджетных средств.

10. Дипломатическим представительствам Республики Узбекистан за рубежом совместно с Агентством в целях внедрения передового зарубежного опыта в образовательных учреждениях при Агентстве, расположенных на территориях, закрепленных за представительствами, принять меры по:

совершенствованию образовательного процесса путем привлечения в образовательные учреждения при Агентстве квалифицированных специалистов по международным учебным программам;

направлению преподавателей и учащихся в зарубежные образовательные учреждения в рамках программ по обмену опытом;

оказанию содействия в получении выпускниками образования на основе грантовых программ престижных международных высших образовательных учреждений;

налаживанию сотрудничества с развитыми государствами по совершенствованию сферы образования и науки;

установлению и дальнейшему развитию сотрудничества между ведущими международно признанными организациями и образовательными учреждениями при Агентстве в области информационно-коммуникационных технологий, медицины, экологии, инженерии и других сферах;

организации повышения квалификации и прохождения стажировок отечественных специалистов, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях при Агентстве, в зарубежных передовых образовательных учреждениях;

оказанию содействия преподавателям и учащимся в участии в международных конференциях, форумах, предметных олимпиадах, конкурсах и специализированных выставках;

подключению библиотек образовательных учреждений при Агентстве к ведущим зарубежным фондам информационно-библиотечных ресурсов, их пополнению зарубежной литературой, а также созданию преподавателям и учащимся широкого доступа к данным библиотечным ресурсам.

11. Утвердить «Дорожную карту» по эффективной организации деятельности образовательных учреждений при Агентстве согласно приложению № 6.

Агентству (Умарова Х.) совместно с другими министерствами и ведомствами, а также местными хокимиятами обеспечить своевременное, полное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».

12. Одобрить предложения Агентства:

об определении общей предельной штатной численности Агентства в количестве 80 человек и открытии в структуре центрального аппарата Агентства сектора по организации здорового питания, службы внутреннего аудита, отдела по работе со специализированными школами-интернатами и специализированными школами;

об образовании в организационной структуре Агентства 13 региональных отделений со статусом юридического лица, каждое из которых состоит из 4 штатных единиц.

Установить, что:

из 67 штатных единиц, необходимых для центрального аппарата и региональных отделений Агентства, 50 формируются за счет оптимизации соответствующих штатных единиц в системе Министерства народного образования, 17 – в системе Министерства высшего и среднего специального образования;

на работников региональных отделений Агентства распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей Агентства.

13. Агентству (Умарова Х.) в двухмесячный срок привлечь к деятельности Агентства и его региональных отделений квалифицированных отечественных и зарубежных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и потенциалом.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 января 2023 года принять меры по обеспечению региональных отделений Агентства по одному легковому автомобилю за счет средств местного бюджета.

14. Установить порядок организации деятельности средних общеобразовательных школ с классами углубленного изучения отдельных предметов (далее – школы с углубленным изучением предметов), а также школ-интернатов при Министерстве народного образования, в соответствии с которым начиная с 2022/2023 учебного года:

школы с углубленным изучением предметов и школы-интернаты поэтапно реорганизуются в средние общеобразовательные школы;

школы с углубленным изучением предметов и школы-интернаты осуществляют свою деятельность до завершения учебы учащихся, получающих образование в данных школах по специализированным программам;

дополнительные надбавки, установленные в школах с углубленным изучением предметов и школах-интернатах для педагогических кадров за преподавание специализированных предметов, а также руководителей, сохраняются до прекращения деятельности специализированных классов в данных школах;

учащиеся в школах-интернатах обеспечиваются жильем и питанием в установленном порядке;

в школах с углубленным изучением предметов и школах-интернатах для углубленного изучения отдельных предметов, а также для проведения лабораторных и практических занятий организация обучения по специализированным предметам может осуществляться в двух группах;

в последующие учебные годы в школах с углубленным изучением предметов и школах-интернатах прекращается прием учащихся в классы, в которых занятия ведутся на основе специализированных программ.

15. Кабинету Министров в двухнедельный срок принять постановление Правительства, предусматривающее утверждение Положения о специализированных школах-интернатах и ​​специализированных школах Агентства.

16. Министерству финансов (Ишметов Т.) расходы, необходимые для содержания создаваемых в соответствии с настоящим Указом новых образовательных учреждений:

в 2022 году финансировать за счет бюджетных средств, высвобождаемых у получателей бюджетных средств первого уровня, в ведении которых имеются образовательные учреждения, передаваемые Агентству, а также средств, выделяемых Агентству из Государственного бюджета;

начиная с 2023 года предусмотреть в установленном порядке в параметрах Государственного бюджета.

17. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 7.

18. Агентству (Умарова Х.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения:

совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.), Государственной инспекцией по надзору за качеством образования (Ташкенбаев У.), а также Государственным центром тестирования (Каримов М.) по предоставлению начиная с приема на 2024/2025 учебный год выпускникам школ Агентства льгот при поступлении в государственные высшие образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров в области химии, биологии, физики, математики и информационных технологий;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

19. Возложить на директора Агентства Умарову Х.У., министра народного образования Саидова Б.О., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа, осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                                                                     Ш. МИРЗИЁЕВ


Город Ташкент,

14 апреля 2022 года.