Указ Президента Республики Узбекистан

В рамках реализуемых в стране широкомасштабных реформ особое внимание уделяется обеспечению мирной и спокойной жизни населения, а также формированию в обществе культуры законопослушания и общественной безопасности.

В частности, внедрены принципиально новые механизмы и порядки организации работы в направлении обеспечения общественной безопасности на основе принципа «Служить интересам народа», налажено целевое взаимодействие государственных органов с общественными формированиями.

Вместе с тем усиливающиеся в мире различные противостояния и противоречия, угрозы миру и спокойствию страны, пандемия, стихийные и техногенные бедствия возлагают на ответственные государственные структуры задачу по дальнейшему совершенствованию своей деятельности на основе приоритетной идеи «Все наши стремления и действия – во имя чести и достоинства человека».

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2021 года № УП–6196 «О мерах по поднятию на качественно новый уровень деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью», а также в целях дальнейшего развития системы обеспечения общественной безопасности в стране и определения перспективных направлений государственной политики в данной сфере:

1. Утвердить разработанные на основе передового зарубежного и национального опыта по обеспечению общественной безопасности и направленные на гарантированную защиту населения от любых угроз:

Концепцию общественной безопасности Республики Узбекистан (далее – Концепция) согласно приложению № 1;

Стратегию развития системы обеспечения общественной безопасности в Республике Узбекистан на 2022–2025 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 2;

«Дорожную карту» по реализации в 2022 году Стратегии развития системы обеспечения общественной безопасности в Республике Узбекистан на 2022–2025 годы (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 3.

Возложить на первых руководителей государственных органов, обеспечивающих общественную безопасность, персональную ответственность за обеспечение своевременной и эффективной реализации мер, предусмотренных Концепцией, Стратегией и «Дорожной картой».

2. Установить порядок поэтапной реализации Концепции и Стратегии, в соответствии с которым:

Кабинету Министров (Арипов А.Н.) – в 2023–2025 годах ежегодно утверждать программу адресных мер, предусматривающую конкретные механизмы внедрения эффективной системы обеспечения общественной безопасности с установлением строгого контроля за ее исполнением;

Совету безопасности при Президенте Республики Узбекистан (Махмудов В.В.) – наладить практику заслушивания и критического обсуждения каждые полгода отчетов руководителей государственных органов о ходе реализации, в том числе в разрезе регионов, «Дорожной карты» и утверждаемых Кабинетом Министров программ адресных мер.

3. Определить, что:

организация охраны общественного порядка в ходе проведения массовых мероприятий, а также в парках, скверах и на рынках в Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте осуществляется непосредственно подразделениями Национальной гвардии;

в 2022–2023 годах конвойные подразделения в составе районных органов внутренних дел поэтапно переводятся в непосредственное подчинение органов внутренних дел областей с их реорганизацией по принципу межрайонного несения службы на основе единой системы управления.

Национальной гвардии (Джураев Р.М.):

совместно с Министерством юстиции (Давлетов Р.К.) в месячный срок внести проект закона, предусматривающий предоставление Национальной гвардии наряду с органами внутренних дел полномочий рассматриватьдела об административных правонарушениях, совершаемых в сфере охраны общественного порядка;

в месячный срок в целях эффективной организации деятельности по охране общественного порядка внести обоснованные предложения о расширении срочной военной службы в 2022 году – в войсковых частях Национальной гвардии Наманганской, Ферганской, Андижанской и Сурхандарьинской областей, в 2023 году – в войсковых частях Национальной гвардии Республики Каракалпакстан, Самаркандской и Кашкадарьинской областей исходя из специфики регионов.

Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р., Абдуллаев Б.Т.):

совместно с Министерством финансов в месячный срок разработать и утвердить критерии создания межрайонных подразделений патрульно-постовой службы исходя из криминогенной ситуации и плотности населения регионов;

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в срок до 1 марта 2022 года в соответствии с утвержденными критериями принять меры по созданию в каждом регионе за счет средств местного бюджета как минимум одного межрайонного подразделения патрульно-постовой службы;

до 1 мая 2022 года за счет внебюджетных средств внедрить в деятельность конвойных подразделений органов внутренних дел систему контроля конвоируемых лиц с использованием электронных браслетов.

4. Принять к сведению, что в структуре Министерства внутренних дел образован Департамент общественной безопасности (далее – Департамент).

Определить основными задачами Департамента:

осуществление координации и комплексного анализа деятельности подразделений общественной безопасности органов внутренних дел, а также оказание им практической методической помощи;

принятие мер по организации деятельности по охране общественного порядка, эффективному управлению силами и средствами органов внутренних дел при обеспечении безопасности населения в общественных местах;

обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений, организацию работы по социальной адаптации лиц, состоящих на профилактическом учете и находящихся под административным надзором;

предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, особенно неорганизованной ее части, посредством эффективной организации с ними адресных воспитательных и профилактических мероприятий;

организацию деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, раннее предупреждение дорожно-транспортных происшествий, контроль за соблюдением ограничений по управлению транспортным средством;

обеспечение исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, организацию работы по контролю за поведением, социальной адаптации и предупреждению повторного совершения преступлений лицами, находящимися под контролем пробации.

Возложить на заместителя министра внутренних дел Абдуллаева Б.Т. персональную ответственность за эффективное налаживание новой внедряемой системы управления в сфере обеспечения общественной безопасности, а также своевременную и полную реализацию основных задач Департамента.

5. Установить порядок, в соответствии с которым Департамент в рамках реализации Стратегии, «Дорожной карты» и ежегодно утверждаемых Кабинетом Министров программ мер по обеспечению общественной безопасности в стране:

осуществляет постоянный мониторинг их реализации и вносит в соответствующие государственные органы предложения и рекомендации по качественному и своевременному исполнению определенных мероприятий;

на постоянной основе доводит до широкой общественности подробную информацию о достигнутых результатах и конкретных показателях в сфере обеспечения общественной безопасности;

ежеквартально вносит обобщенный отчет в Кабинет Министров, а также каждое полугодие представляет его к обсуждению на Совете безопасности при Президенте Республики Узбекистан.

6. Определить, что:

внедряется практика ежеквартального представления отчетов об общественной безопасности заместителями руководителей территориальных органов внутренних дел – начальниками службы общественной безопасности на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента, на которых критически обсуждаются результаты мер, принимаемых в данном направлении, с разработкой рекомендаций по повышению их эффективности;

при возникновении случаев, связанных с массовыми нарушениями общественного порядка в республике, на Департамент возлагается задача общей координации действий уполномоченных органов, при котором создается единый межведомственный штаб управления;

начальник Департамента является единым координатором мероприятий по обеспечению общественной безопасности, осуществляемых органами внутренних дел;

в состав Департамента и его территориальных подразделений входят службы охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, безопасности дорожного движения и пробации.

Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р., Абдуллаев Б.Т.):

совместно с уполномоченными государственными органами в двухмесячный срок разработать и утвердить порядок оперативного и единого межведомственного управления имеющимися силами и средствами по обеспечению общественной безопасности в особых условиях;

критически пересмотреть порядок оценки деятельности инспекторов по профилактике и пробации, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, внедрить рейтинговую систему, включающую индикаторы эффективности.

7. В целях эффективного обеспечения общественной безопасности в махаллях оптимизировать задачи, возлагаемые на инспекторов по профилактике органов внутренних дел, и утвердить их единый перечень согласно приложению № 4.

Установить порядок, в соответствии с которым:

запрещается привлечение инспекторов по профилактике к мероприятиям, не связанным с возложенными на них задачами и направлениями деятельности, а также безосновательное вмешательство в их деятельность;

с 1 сентября 2024 года на должности старших инспекторов по профилактике органов внутренних дел города Ташкента, с 1 сентября 2025 года – остальных территориальных органов внутренних дел назначаются исключительно сотрудники с высшим юридическим образованием;

инспекторам по профилактике выделяется квота в размере не менее двадцати пяти процентов от общего количества сотрудников, принимаемых на заочную форму обучения в Академию Министерства внутренних дел;

начиная с 2022/2023 учебного года достигшие высоких результатов в работе по два инспектора по профилактике органов внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области и по одному – остальных территориальных органов внутренних дел на основании представления начальника Департамента принимаются на заочную форму обучения Академии Министерства внутренних дел без вступительных экзаменов и обучаются на бесплатной основе.

Министерству внутренних дел (Абдуллаев Б.Т., Икрамов А.И.) в двухмесячный срок принять меры по внедрению в практику моделей, предусматривающих конкретные механизмы деятельности инспекторов по профилактике в условиях города и сельской местности, а также наладить систему обучения по данным моделям.

8. Определить, что:

деятельность инспекторов пробации организуется в ежедневном непрерывном взаимодействии с территориальными инспекторами по профилактике;

на инспекторов пробации возлагаются дополнительные задачи по оказанию инспекторам по профилактике практической и методической помощи в работе по изучению и социальной адаптации лиц, состоящих на профилактическом учете и находящихся под административным надзором.

9. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел о дальнейшем совершенствовании системы пробации, предусматривающие:

конкретноеопределение круга ограничений, устанавливаемых в отношении лиц, находящихся под контролем пробации, механизмов обеспечения и контроля соблюдения ограничений;

полный перевод в электронную форму документации, которая ведется в отношении лиц, находящихся под контролем пробации, определение порядка и оснований для применения в отношении данных лиц мер поощрения и дисциплинарного наказания;

осуществление мероприятий по оказанию социально-психологической помощи лицам, находящимся под контролем пробации, их профессиональному обучению и содействию в трудоустройстве на основании программ индивидуальной социальной адаптации с определением конкретных задач ответственных органов;

определение единой формы социально-психологического портрета лиц, находящихся под контролем пробации, критериев разделения их на категории, порядка предупреждения совершения ими нового преступления.

Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.), Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.Т.) в двухмесячный срок с учетом настоящего Указа и на основе передового зарубежного опыта разработать и внести в установленном порядке проект закона «О пробации».

10. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.), Национальной гвардии (Джураев Р.М.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проекты правительственных постановлений, отражающих в едином нормативно-правовом акте нормы всех законов и подзаконных актов по социальной защите личного состава органов внутренних дел и Национальной гвардии, а также членов их семей, определяющих конкретные механизмы применения мер социальной защиты.

11. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.

12. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.) совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров проект правительственного постановления, предусматривающий поэтапное создание конных отрядов в составе патрульно-постовой службы территориальных органов внутренних дел за счет собственных средств;

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

13. Возложить на министра внутренних дел Бобожонова П.Р. и командующего Национальной гвардией Джураева Р.М. ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью министерств и ведомств возложить на советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д. 

Президент

Республики Узбекистан        Ш. МИРЗИЁЕВ
 

Город Ташкент,

29 ноября 2021 года

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по утверждению и реализации концепции общественной безопасности Республики Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан

В рамках реализуемых в стране широкомасштабных реформ особое внимание уделяется обеспечению мирной и спокойной жизни населения, а также формированию в обществе культуры законопослушания и общественной безопасности.

В частности, внедрены принципиально новые механизмы и порядки организации работы в направлении обеспечения общественной безопасности на основе принципа «Служить интересам народа», налажено целевое взаимодействие государственных органов с общественными формированиями.

Вместе с тем усиливающиеся в мире различные противостояния и противоречия, угрозы миру и спокойствию страны, пандемия, стихийные и техногенные бедствия возлагают на ответственные государственные структуры задачу по дальнейшему совершенствованию своей деятельности на основе приоритетной идеи «Все наши стремления и действия – во имя чести и достоинства человека».

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2021 года № УП–6196 «О мерах по поднятию на качественно новый уровень деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью», а также в целях дальнейшего развития системы обеспечения общественной безопасности в стране и определения перспективных направлений государственной политики в данной сфере:

1. Утвердить разработанные на основе передового зарубежного и национального опыта по обеспечению общественной безопасности и направленные на гарантированную защиту населения от любых угроз:

Концепцию общественной безопасности Республики Узбекистан (далее – Концепция) согласно приложению № 1;

Стратегию развития системы обеспечения общественной безопасности в Республике Узбекистан на 2022–2025 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 2;

«Дорожную карту» по реализации в 2022 году Стратегии развития системы обеспечения общественной безопасности в Республике Узбекистан на 2022–2025 годы (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 3.

Возложить на первых руководителей государственных органов, обеспечивающих общественную безопасность, персональную ответственность за обеспечение своевременной и эффективной реализации мер, предусмотренных Концепцией, Стратегией и «Дорожной картой».

2. Установить порядок поэтапной реализации Концепции и Стратегии, в соответствии с которым:

Кабинету Министров (Арипов А.Н.) – в 2023–2025 годах ежегодно утверждать программу адресных мер, предусматривающую конкретные механизмы внедрения эффективной системы обеспечения общественной безопасности с установлением строгого контроля за ее исполнением;

Совету безопасности при Президенте Республики Узбекистан (Махмудов В.В.) – наладить практику заслушивания и критического обсуждения каждые полгода отчетов руководителей государственных органов о ходе реализации, в том числе в разрезе регионов, «Дорожной карты» и утверждаемых Кабинетом Министров программ адресных мер.

3. Определить, что:

организация охраны общественного порядка в ходе проведения массовых мероприятий, а также в парках, скверах и на рынках в Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте осуществляется непосредственно подразделениями Национальной гвардии;

в 2022–2023 годах конвойные подразделения в составе районных органов внутренних дел поэтапно переводятся в непосредственное подчинение органов внутренних дел областей с их реорганизацией по принципу межрайонного несения службы на основе единой системы управления.

Национальной гвардии (Джураев Р.М.):

совместно с Министерством юстиции (Давлетов Р.К.) в месячный срок внести проект закона, предусматривающий предоставление Национальной гвардии наряду с органами внутренних дел полномочий рассматриватьдела об административных правонарушениях, совершаемых в сфере охраны общественного порядка;

в месячный срок в целях эффективной организации деятельности по охране общественного порядка внести обоснованные предложения о расширении срочной военной службы в 2022 году – в войсковых частях Национальной гвардии Наманганской, Ферганской, Андижанской и Сурхандарьинской областей, в 2023 году – в войсковых частях Национальной гвардии Республики Каракалпакстан, Самаркандской и Кашкадарьинской областей исходя из специфики регионов.

Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р., Абдуллаев Б.Т.):

совместно с Министерством финансов в месячный срок разработать и утвердить критерии создания межрайонных подразделений патрульно-постовой службы исходя из криминогенной ситуации и плотности населения регионов;

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в срок до 1 марта 2022 года в соответствии с утвержденными критериями принять меры по созданию в каждом регионе за счет средств местного бюджета как минимум одного межрайонного подразделения патрульно-постовой службы;

до 1 мая 2022 года за счет внебюджетных средств внедрить в деятельность конвойных подразделений органов внутренних дел систему контроля конвоируемых лиц с использованием электронных браслетов.

4. Принять к сведению, что в структуре Министерства внутренних дел образован Департамент общественной безопасности (далее – Департамент).

Определить основными задачами Департамента:

осуществление координации и комплексного анализа деятельности подразделений общественной безопасности органов внутренних дел, а также оказание им практической методической помощи;

принятие мер по организации деятельности по охране общественного порядка, эффективному управлению силами и средствами органов внутренних дел при обеспечении безопасности населения в общественных местах;

обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений, организацию работы по социальной адаптации лиц, состоящих на профилактическом учете и находящихся под административным надзором;

предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, особенно неорганизованной ее части, посредством эффективной организации с ними адресных воспитательных и профилактических мероприятий;

организацию деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, раннее предупреждение дорожно-транспортных происшествий, контроль за соблюдением ограничений по управлению транспортным средством;

обеспечение исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, организацию работы по контролю за поведением, социальной адаптации и предупреждению повторного совершения преступлений лицами, находящимися под контролем пробации.

Возложить на заместителя министра внутренних дел Абдуллаева Б.Т. персональную ответственность за эффективное налаживание новой внедряемой системы управления в сфере обеспечения общественной безопасности, а также своевременную и полную реализацию основных задач Департамента.

5. Установить порядок, в соответствии с которым Департамент в рамках реализации Стратегии, «Дорожной карты» и ежегодно утверждаемых Кабинетом Министров программ мер по обеспечению общественной безопасности в стране:

осуществляет постоянный мониторинг их реализации и вносит в соответствующие государственные органы предложения и рекомендации по качественному и своевременному исполнению определенных мероприятий;

на постоянной основе доводит до широкой общественности подробную информацию о достигнутых результатах и конкретных показателях в сфере обеспечения общественной безопасности;

ежеквартально вносит обобщенный отчет в Кабинет Министров, а также каждое полугодие представляет его к обсуждению на Совете безопасности при Президенте Республики Узбекистан.

6. Определить, что:

внедряется практика ежеквартального представления отчетов об общественной безопасности заместителями руководителей территориальных органов внутренних дел – начальниками службы общественной безопасности на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента, на которых критически обсуждаются результаты мер, принимаемых в данном направлении, с разработкой рекомендаций по повышению их эффективности;

при возникновении случаев, связанных с массовыми нарушениями общественного порядка в республике, на Департамент возлагается задача общей координации действий уполномоченных органов, при котором создается единый межведомственный штаб управления;

начальник Департамента является единым координатором мероприятий по обеспечению общественной безопасности, осуществляемых органами внутренних дел;

в состав Департамента и его территориальных подразделений входят службы охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, безопасности дорожного движения и пробации.

Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р., Абдуллаев Б.Т.):

совместно с уполномоченными государственными органами в двухмесячный срок разработать и утвердить порядок оперативного и единого межведомственного управления имеющимися силами и средствами по обеспечению общественной безопасности в особых условиях;

критически пересмотреть порядок оценки деятельности инспекторов по профилактике и пробации, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, внедрить рейтинговую систему, включающую индикаторы эффективности.

7. В целях эффективного обеспечения общественной безопасности в махаллях оптимизировать задачи, возлагаемые на инспекторов по профилактике органов внутренних дел, и утвердить их единый перечень согласно приложению № 4.

Установить порядок, в соответствии с которым:

запрещается привлечение инспекторов по профилактике к мероприятиям, не связанным с возложенными на них задачами и направлениями деятельности, а также безосновательное вмешательство в их деятельность;

с 1 сентября 2024 года на должности старших инспекторов по профилактике органов внутренних дел города Ташкента, с 1 сентября 2025 года – остальных территориальных органов внутренних дел назначаются исключительно сотрудники с высшим юридическим образованием;

инспекторам по профилактике выделяется квота в размере не менее двадцати пяти процентов от общего количества сотрудников, принимаемых на заочную форму обучения в Академию Министерства внутренних дел;

начиная с 2022/2023 учебного года достигшие высоких результатов в работе по два инспектора по профилактике органов внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области и по одному – остальных территориальных органов внутренних дел на основании представления начальника Департамента принимаются на заочную форму обучения Академии Министерства внутренних дел без вступительных экзаменов и обучаются на бесплатной основе.

Министерству внутренних дел (Абдуллаев Б.Т., Икрамов А.И.) в двухмесячный срок принять меры по внедрению в практику моделей, предусматривающих конкретные механизмы деятельности инспекторов по профилактике в условиях города и сельской местности, а также наладить систему обучения по данным моделям.

8. Определить, что:

деятельность инспекторов пробации организуется в ежедневном непрерывном взаимодействии с территориальными инспекторами по профилактике;

на инспекторов пробации возлагаются дополнительные задачи по оказанию инспекторам по профилактике практической и методической помощи в работе по изучению и социальной адаптации лиц, состоящих на профилактическом учете и находящихся под административным надзором.

9. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел о дальнейшем совершенствовании системы пробации, предусматривающие:

конкретноеопределение круга ограничений, устанавливаемых в отношении лиц, находящихся под контролем пробации, механизмов обеспечения и контроля соблюдения ограничений;

полный перевод в электронную форму документации, которая ведется в отношении лиц, находящихся под контролем пробации, определение порядка и оснований для применения в отношении данных лиц мер поощрения и дисциплинарного наказания;

осуществление мероприятий по оказанию социально-психологической помощи лицам, находящимся под контролем пробации, их профессиональному обучению и содействию в трудоустройстве на основании программ индивидуальной социальной адаптации с определением конкретных задач ответственных органов;

определение единой формы социально-психологического портрета лиц, находящихся под контролем пробации, критериев разделения их на категории, порядка предупреждения совершения ими нового преступления.

Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.), Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.Т.) в двухмесячный срок с учетом настоящего Указа и на основе передового зарубежного опыта разработать и внести в установленном порядке проект закона «О пробации».

10. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.), Национальной гвардии (Джураев Р.М.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проекты правительственных постановлений, отражающих в едином нормативно-правовом акте нормы всех законов и подзаконных актов по социальной защите личного состава органов внутренних дел и Национальной гвардии, а также членов их семей, определяющих конкретные механизмы применения мер социальной защиты.

11. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.

12. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.) совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров проект правительственного постановления, предусматривающий поэтапное создание конных отрядов в составе патрульно-постовой службы территориальных органов внутренних дел за счет собственных средств;

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

13. Возложить на министра внутренних дел Бобожонова П.Р. и командующего Национальной гвардией Джураева Р.М. ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью министерств и ведомств возложить на советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д. 

Президент

Республики Узбекистан        Ш. МИРЗИЁЕВ
 

Город Ташкент,

29 ноября 2021 года