Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях увеличения доли сферы услуг в экономике страны, полного задействования имеющихся возможностей в сфере услуг на местах, решения актуальных проблемных вопросов, связанных с расширением видов и повышением качества услуг, дальнейшей поддержки субъектов предпринимательства в данном направлении, а также стимулирования их идей и инициатив:

1. Определить основными направлениями развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2021–2023 годы:

трансформацию сферы услуг в важный драйвер обеспечения экономического роста и увеличение в 2 раза объема услуг к 2023 году;

предоставление населению готовых бизнес-планов и проектов, организацию оказания «комплексных услуг», включающих этапы от их профессионального обучения до налаживания предпринимательской деятельности;

повышение эффективности деятельности государственных органов и организаций в этом направлении и усиление ответственности должностных лиц путем внедрения системы оценки уровня развития сферы услуг в республике;

устранение излишних бюрократических барьеров в сфере услуг, расширение спектра услуг с учетом специфики каждого региона, увеличение масштаба транспортных, финансовых, а также банковских, туристических и торговых услуг в регионах, особенно в сельской местности;

повышение потенциала имеющихся во всех регионах республики услуг образования и здравоохранения, улучшение их качества, создание при этом благоприятных экономических и инфраструктурных условий для привлечения частного сектора.

2. Утвердить:

Целевые параметры развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2021–2023 годы согласно приложениям №№ 1.1-1.15;

«Дорожную карту» по развитию сферы услуг на 2021 год согласно приложению № 2.

Министерству экономического развития и сокращения бедности (Холхужаев С.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно в срок до 1 декабря разрабатывать и вносить на утверждение в Кабинет Министров «дорожные карты» по развитию сферы услуг на 2022 и 2023 годы.

3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в месячный срок утвердить территориальные программы развития сферы услуг на 2021–2023 годы.

При этом предусмотреть включение в территориальные программы проектов по налаживанию востребованных среди населения услуг на основе идей инициативных предпринимателей, а также создание «комплексов оказания услуг», предоставляющих данные услуги на местах.

4. Начиная с 1 июля 2021 года внедрить в регионах республики рейтинг уровня развития сферы услуг, предусматривающий:

оценку деятельности государственных органов и организаций, ответственных за соответствующие сферы, руководителей и управленческого персонала их территориальных подразделений, а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов (городов) и их заместителей на основе количества субъектов, оказывающих услуги, в том числе вновь созданных, объема и видов услуг, созданных рабочих мест, налоговой базы и других важных показателей;

формирование, ведение и публикацию рейтинга уровня развития сферы услуг в автоматизированной информационной онлайн-системе «BUSINESS INDICATOR»;

внесение результатов оценки в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров каждые полгода;

поощрение руководителей и управленческого персонала соответствующих организаций, а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов (городов) и их заместителей при наличии положительных показателей, а также привлечение их к дисциплинарной ответственности – при наличии неудовлетворительных показателей по результатам оценки.

5. Открыть коммерческим банкам из Фонда реконструкции и развития кредитную линию в эквиваленте 300 миллионов долларов США для развития сферы услуг.

Установить, что:

средства кредитной линии в размере 150 миллионов долларов США (1-й транш) выделяются до 1 июля 2021 года в соответствии с распределением согласно приложению № 3;

средства кредитной линии предоставляются коммерческим банкам сроком на 7 лет, включая трехлетний льготный период с процентной ставкой на четыре процентных пункта ниже основной ставки Центрального банка;

2-й транш кредитной линии выделяется в соответствии с распределением, утвержденным Кабинетом Министров на основании предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности по результатам оценки эффективности использования 1-го транша;

коммерческими банками выделяются кредиты для реализации проектов в сфере услуг (за исключением проектов по развитию финансового сектора и случаев пополнения оборотных средств в сфере услуг) согласно приложению № 4 сроком до 5 лет по основной ставке Центрального банка в размере до 2 миллиардов сумов на один проект.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в дополнение к проектам, реализуемым за счет кредитов коммерческих банков, обеспечить ввод в эксплуатацию дополнительных проектов за счет собственных средств инициаторов проектов не менее вышеуказанных размеров.

6. АО «Узнацбанк» до конца 2021 года привлечь средства международных финансовых институтов в размере 200 миллионов долларов США в целях рефинансирования коммерческих банков для проектов по созданию туристических, транспортных, медицинских, образовательных объектов и крупных торговых комплексов в 28 крупных и средних городах.

7. Принять к сведению, что при АО «Узнацбанк» создан Проектно-аналитический центр по развитию услуг (далее – Центр).

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с Торгово-промышленной палатой (Икрамов А.) и Центром организовать с привлечением квалифицированных специалистов учебные курсы по профессиональному обучению населения для реализации проектов в сфере услуг.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

оказать содействие инициативным субъектам предпринимательства в возведении в течение 2021–2023 годов дехканских рынков и торговых комплексов в районах (городах) согласно приложению № 5;

совместно с Министерством туризма и спорта обеспечить до 1 сентября 2021 года создание в сотрудничестве с инициативными субъектами предпринимательства торгово-развлекательных улиц в крупных городах, областных и районных центрах.

9. Отменить обязательное участие органов государственной власти на местах в уставном капитале вновь создаваемых дехканских рынков и торговых комплексов.

10. На торгово-развлекательных улицах:

осуществлять реализацию мест под объекты выездной торговли субъектам предпринимательства на основе электронного онлайн-аукциона;

предоставить всем субъектам предпринимательства право осуществлять деятельность круглосуточно в течение 24 часов при строгом соблюдении правил общественной безопасности.

11. Министерству внутренних дел совместно с Национальной гвардией в месячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления Правительства, предусматривающий установление упрощенных требований общественной безопасности для осуществления деятельности объектов торговли и сферы услуг круглосуточно в течение 24 часов.

12. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством внутренних дел (Бобожонов П.) и Государственным таможенным комитетом (Азимов М.) обеспечить выделение субъектам предпринимательства пустующих земельных участков на территории таможенных постов, а также земельных участков на территории постов дорожно-патрульной службы согласно приложению № 6 для возведения объектов торговли и сферы услуг.

Государственному таможенному комитету (Азимов М.) в двухнедельный срок совместно с соответствующими ведомствами разместить на своем официальном веб-сайте утвержденный перечень пустующих земельных участков на территории таможенных постов и предоставить их Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента.

Установить, что земельные участки, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются субъектам предпринимательства в аренду на срок не менее 3 лет для возведения построек легкой конструкции на основе проекта в целях торговли и оказания услуг.

13. Создать Рабочую группу по обеспечению эффективного использования земельных площадей, зданий и сооружений, где расположены государственные органы и организации, согласно приложению № 7.

Рабочей группе (Кучкаров Д.) в двухмесячный срок:

принять меры по широкому внедрению системы размещения государственных органов и организаций в зданиях субъектов предпринимательства на арендной основе с оптимизацией строительства зданий и сооружений в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры;

провести на первоначальном этапе в Алмазарском, Мирабадском и Яккасарайском районах города Ташкента инвентаризацию земельных участков, зданий и сооружений, где расположены государственные органы и организации, критически рассмотреть их площади и внести в Кабинет Министров предложения по их оптимизации в целях выделения субъектам предпринимательства для возведения объектов сферы услуг.

При этом принять во внимание наличие пустующих земельных участков, зданий, сооружений и мест в государственных органах и организациях, в том числе высвобожденных в результате оптимизации штатных единиц в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2021 года № ПП–5053.

14. Отменить с 1 сентября 2021 года требование о наличии зданий на праве собственности или ином вещном праве для оказания негосударственных образовательных услуг, основанных на дистанционном (онлайн) обучении.

15. Государственному комитету по статистике до 1 октября 2021 года с привлечением зарубежных и отечественных экспертов усовершенствовать на основе международных стандартов методологию ведения статистики услуг, в том числе учета информационно-коммуникационных услуг и услуг программирования, разработать формы отчетности и методологию, позволяющие сравнивать состояние развития и эффективности сферы услуг в регионах республики.

16. Министерству экономического развития и сокращения бедности (Холхужаев С.) совместно с Государственным комитетом по статистике, Государственным налоговым комитетом, Торгово-промышленной палатой, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами:

в месячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, предусматривающего порядок и методологию оценки уровня развития сферы услуг;

в трехмесячный срок обеспечить усовершенствование автоматизированной информационной онлайн-системы «BUSINESS INDICATOR» исходя из требований настоящего постановления;

в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

17. Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и Умурзакова С.У., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за организацию эффективного исполнения настоящего постановления.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 сентября 2021 года и до 1 января 2022 года.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                         Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

11 мая 2021 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по ускоренному развитию сферы услуг

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях увеличения доли сферы услуг в экономике страны, полного задействования имеющихся возможностей в сфере услуг на местах, решения актуальных проблемных вопросов, связанных с расширением видов и повышением качества услуг, дальнейшей поддержки субъектов предпринимательства в данном направлении, а также стимулирования их идей и инициатив:

1. Определить основными направлениями развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2021–2023 годы:

трансформацию сферы услуг в важный драйвер обеспечения экономического роста и увеличение в 2 раза объема услуг к 2023 году;

предоставление населению готовых бизнес-планов и проектов, организацию оказания «комплексных услуг», включающих этапы от их профессионального обучения до налаживания предпринимательской деятельности;

повышение эффективности деятельности государственных органов и организаций в этом направлении и усиление ответственности должностных лиц путем внедрения системы оценки уровня развития сферы услуг в республике;

устранение излишних бюрократических барьеров в сфере услуг, расширение спектра услуг с учетом специфики каждого региона, увеличение масштаба транспортных, финансовых, а также банковских, туристических и торговых услуг в регионах, особенно в сельской местности;

повышение потенциала имеющихся во всех регионах республики услуг образования и здравоохранения, улучшение их качества, создание при этом благоприятных экономических и инфраструктурных условий для привлечения частного сектора.

2. Утвердить:

Целевые параметры развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2021–2023 годы согласно приложениям №№ 1.1-1.15;

«Дорожную карту» по развитию сферы услуг на 2021 год согласно приложению № 2.

Министерству экономического развития и сокращения бедности (Холхужаев С.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно в срок до 1 декабря разрабатывать и вносить на утверждение в Кабинет Министров «дорожные карты» по развитию сферы услуг на 2022 и 2023 годы.

3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в месячный срок утвердить территориальные программы развития сферы услуг на 2021–2023 годы.

При этом предусмотреть включение в территориальные программы проектов по налаживанию востребованных среди населения услуг на основе идей инициативных предпринимателей, а также создание «комплексов оказания услуг», предоставляющих данные услуги на местах.

4. Начиная с 1 июля 2021 года внедрить в регионах республики рейтинг уровня развития сферы услуг, предусматривающий:

оценку деятельности государственных органов и организаций, ответственных за соответствующие сферы, руководителей и управленческого персонала их территориальных подразделений, а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов (городов) и их заместителей на основе количества субъектов, оказывающих услуги, в том числе вновь созданных, объема и видов услуг, созданных рабочих мест, налоговой базы и других важных показателей;

формирование, ведение и публикацию рейтинга уровня развития сферы услуг в автоматизированной информационной онлайн-системе «BUSINESS INDICATOR»;

внесение результатов оценки в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров каждые полгода;

поощрение руководителей и управленческого персонала соответствующих организаций, а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов (городов) и их заместителей при наличии положительных показателей, а также привлечение их к дисциплинарной ответственности – при наличии неудовлетворительных показателей по результатам оценки.

5. Открыть коммерческим банкам из Фонда реконструкции и развития кредитную линию в эквиваленте 300 миллионов долларов США для развития сферы услуг.

Установить, что:

средства кредитной линии в размере 150 миллионов долларов США (1-й транш) выделяются до 1 июля 2021 года в соответствии с распределением согласно приложению № 3;

средства кредитной линии предоставляются коммерческим банкам сроком на 7 лет, включая трехлетний льготный период с процентной ставкой на четыре процентных пункта ниже основной ставки Центрального банка;

2-й транш кредитной линии выделяется в соответствии с распределением, утвержденным Кабинетом Министров на основании предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности по результатам оценки эффективности использования 1-го транша;

коммерческими банками выделяются кредиты для реализации проектов в сфере услуг (за исключением проектов по развитию финансового сектора и случаев пополнения оборотных средств в сфере услуг) согласно приложению № 4 сроком до 5 лет по основной ставке Центрального банка в размере до 2 миллиардов сумов на один проект.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в дополнение к проектам, реализуемым за счет кредитов коммерческих банков, обеспечить ввод в эксплуатацию дополнительных проектов за счет собственных средств инициаторов проектов не менее вышеуказанных размеров.

6. АО «Узнацбанк» до конца 2021 года привлечь средства международных финансовых институтов в размере 200 миллионов долларов США в целях рефинансирования коммерческих банков для проектов по созданию туристических, транспортных, медицинских, образовательных объектов и крупных торговых комплексов в 28 крупных и средних городах.

7. Принять к сведению, что при АО «Узнацбанк» создан Проектно-аналитический центр по развитию услуг (далее – Центр).

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с Торгово-промышленной палатой (Икрамов А.) и Центром организовать с привлечением квалифицированных специалистов учебные курсы по профессиональному обучению населения для реализации проектов в сфере услуг.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

оказать содействие инициативным субъектам предпринимательства в возведении в течение 2021–2023 годов дехканских рынков и торговых комплексов в районах (городах) согласно приложению № 5;

совместно с Министерством туризма и спорта обеспечить до 1 сентября 2021 года создание в сотрудничестве с инициативными субъектами предпринимательства торгово-развлекательных улиц в крупных городах, областных и районных центрах.

9. Отменить обязательное участие органов государственной власти на местах в уставном капитале вновь создаваемых дехканских рынков и торговых комплексов.

10. На торгово-развлекательных улицах:

осуществлять реализацию мест под объекты выездной торговли субъектам предпринимательства на основе электронного онлайн-аукциона;

предоставить всем субъектам предпринимательства право осуществлять деятельность круглосуточно в течение 24 часов при строгом соблюдении правил общественной безопасности.

11. Министерству внутренних дел совместно с Национальной гвардией в месячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления Правительства, предусматривающий установление упрощенных требований общественной безопасности для осуществления деятельности объектов торговли и сферы услуг круглосуточно в течение 24 часов.

12. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством внутренних дел (Бобожонов П.) и Государственным таможенным комитетом (Азимов М.) обеспечить выделение субъектам предпринимательства пустующих земельных участков на территории таможенных постов, а также земельных участков на территории постов дорожно-патрульной службы согласно приложению № 6 для возведения объектов торговли и сферы услуг.

Государственному таможенному комитету (Азимов М.) в двухнедельный срок совместно с соответствующими ведомствами разместить на своем официальном веб-сайте утвержденный перечень пустующих земельных участков на территории таможенных постов и предоставить их Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента.

Установить, что земельные участки, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются субъектам предпринимательства в аренду на срок не менее 3 лет для возведения построек легкой конструкции на основе проекта в целях торговли и оказания услуг.

13. Создать Рабочую группу по обеспечению эффективного использования земельных площадей, зданий и сооружений, где расположены государственные органы и организации, согласно приложению № 7.

Рабочей группе (Кучкаров Д.) в двухмесячный срок:

принять меры по широкому внедрению системы размещения государственных органов и организаций в зданиях субъектов предпринимательства на арендной основе с оптимизацией строительства зданий и сооружений в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры;

провести на первоначальном этапе в Алмазарском, Мирабадском и Яккасарайском районах города Ташкента инвентаризацию земельных участков, зданий и сооружений, где расположены государственные органы и организации, критически рассмотреть их площади и внести в Кабинет Министров предложения по их оптимизации в целях выделения субъектам предпринимательства для возведения объектов сферы услуг.

При этом принять во внимание наличие пустующих земельных участков, зданий, сооружений и мест в государственных органах и организациях, в том числе высвобожденных в результате оптимизации штатных единиц в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2021 года № ПП–5053.

14. Отменить с 1 сентября 2021 года требование о наличии зданий на праве собственности или ином вещном праве для оказания негосударственных образовательных услуг, основанных на дистанционном (онлайн) обучении.

15. Государственному комитету по статистике до 1 октября 2021 года с привлечением зарубежных и отечественных экспертов усовершенствовать на основе международных стандартов методологию ведения статистики услуг, в том числе учета информационно-коммуникационных услуг и услуг программирования, разработать формы отчетности и методологию, позволяющие сравнивать состояние развития и эффективности сферы услуг в регионах республики.

16. Министерству экономического развития и сокращения бедности (Холхужаев С.) совместно с Государственным комитетом по статистике, Государственным налоговым комитетом, Торгово-промышленной палатой, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами:

в месячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, предусматривающего порядок и методологию оценки уровня развития сферы услуг;

в трехмесячный срок обеспечить усовершенствование автоматизированной информационной онлайн-системы «BUSINESS INDICATOR» исходя из требований настоящего постановления;

в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

17. Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и Умурзакова С.У., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за организацию эффективного исполнения настоящего постановления.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 сентября 2021 года и до 1 января 2022 года.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                         Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

11 мая 2021 года.