Указ Президента Республики Узбекистан

В последние годы в республике принимаются системные меры по озеленению населенных пунктов, охране деревьев и кустарников, а также расширению зеленых зон. В их числе введение моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, увеличение размера штрафов и компенсаций по фактам вырубки деревьев.

Однако формальное отношение ответственных организаций к проводимой работе, агрессивные действия отдельных лиц по отношению к объектам растительного мира, в том числе связанные с фактами незаконной вырубки деревьев, являются причинами ухудшения общей экологической обстановки.

Кроме того, темпы инвестиционной активности, в том числе резкий скачок промышленного производства и строительства, расширение масштабов урбанизации и созидания, требуют совершенствования механизмов снижения экологической нагрузки на населенные пункты.

В целях охраны деревьев, кустарников и зеленых зон, а также расширения их площадей, дальнейшей эффективной организации деятельности организаций, ответственных за данную сферу, а также реализации задач, определенных в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2019 года № УП–5863 «Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года»:

1. Внедрить в масштабе всей страны Общенациональный проект «Зеленый край», направленный на увеличение древесных насаждений, предусматривающий в том числе:

совершенствование системы управления в сфере посадки и ухода за деревьями;

проведение исследований и анализа, направленных на определение почвенно-климатических и иных особенностей регионов, на основе научных подходов, а также разработку по их результатам карты республики в разрезе регионов;

увеличение количества питомников, локализацию завезенных из-за рубежа декоративных деревьев, соответствующих климату регионов, с учетом плодородия почвы;

создание в регионах «зеленых парков» и «зеленых общественных парков»;

пересмотр системы полива деревьев, обеспечение ее эффективного функционирования;

определение лиц, ответственных по уходу за каждым деревом, широкое внедрение механизмов поощрения в данном направлении;

усиление ответственности за повреждение и уничтожение деревьев, дальнейшее повышение общественного контроля в данном направлении.

2. Продлить действие моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, на бессрочный период.

Установить, что в период действия моратория наряду с действующими ограничениями и обязанностями дополнительно:

а) к правонарушителям применяются:

административные штрафы с увеличением их размеров в пять раз – за нарушение требований моратория;

взыскание сумм ущерба, причиненного растительному миру, с увеличением их размеров в два раза – за незаконную вырубку и повреждение деревьев и кустарников;

б) уровень (рейтинговая оценка) строительно-подрядных организаций, нарушивших требования моратория, в Национальной информационной системе «Прозрачное строительство» понижается на одну ступень. При этом:

строительно-подрядные организации, уровень (рейтинговая оценка) которых понижен на одну ступень, лишаются возможности повысить свой уровень (рейтинговую оценку) в течение одного года;

строительно-подрядные организации, уровень (рейтинговую оценку) которых понизить на одну ступень не представляется возможным, полностью исключаются из электронного рейтинга строительно-подрядных организаций на срок один год;

в) при проектировании строительства новых зданий и сооружений высотой более 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 квадратных метров не допускается отведение площади для озеленения (деревьев, кустарников, иных растений и саженцев) на прилегающих к ним территориях менее 25 процентов от общей площади земельных участков, выделяемых для проекта (за исключением реновации морально устаревших зданий и сооружений с истекшим сроком эксплуатации);

г) категорически запрещается принятие распоряжений правительства, протоколов, письменных поручений, ведомственных актов, поручений и решений органов исполнительной власти на местах, включающих указания, предусматривающие вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд.

3. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий:

установление ответственности проектных институтов за подготовку проектной документации, предусматривающей вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников;

усиление ответственности за незаконную вырубку, раскорчевку, повреждение, пересадку в другое место деревьев и кустарников, а также допущение их высыхания вследствие отсутствия ухода за ними.

4. В целях усиления общественного контроля с 1 апреля 2022 года установить порядок, в соответствии с которым:

фотоснимки и видеозаписи правонарушений о фактах незаконной вырубки, раскорчевки, повреждения, уничтожения или пересадки в другое место деревьев, кустарников, иных растений и саженцев, отправленные населением в специальную информационную систему Министерства внутренних дел и Госкомэкологии, приравниваются к фотоснимкам и видеозаписям о фактах правонарушений, зафиксированных с помощью специальной автоматизированной фото- и видеозаписывающей техники, и рассматриваются в установленном порядке в соответствии с Кодексом об административной ответственности;

лица, отправившие фотоснимки и видеозаписи о фактах правонарушений, поощряются денежной премией, равной одному размеру базовой расчетной величины, за счет средств, взысканных с нарушителя за каждый подтвержденный случай. При этом по сообщениям, поступившим после непосредственного обнаружения правонарушения соответствующими органами, поощрение не осуществляется;

поощрение применяется к первому сообщившему о правонарушении лицу;

не допускается разглашение информации о лицах, представивших фотоснимки, видеозаписи и сообщения о фактах правонарушений;

средства на поощрение возмещаются за счет части взыскиваемых штрафов, остающейся на счетах соответствующих органов.

5. Определить, что сообщения о фактах правонарушений принимаются на оперативный короткий номер «102» или доводятся посредством информационной системы «Экоконтроль».

Госкомэкологии совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения о внедрении современных механизмов государственного экологического контроля.

6. Госкомэкологии совместно с Государственным комитетом по лесному хозяйству и Министерством внутренних дел в срок до 1 сентября 2022 года запустить платформу «Зеленый край», включающую информацию о:

почвенно-климатических особенностях, а также количестве, видах и местонахождении деревьев, произрастающих в регионах, уровне озеленения городов;

местах возможной посадки деревьев по личной инициативе населения в разрезе конкретной территории (района (города), махалли, земельного участка) и видах деревьев;

разрешениях, выданных на вырубку деревьев, в том числе обрезку в санитарных целях, в разрезе конкретной территории и каждого дерева;

выявленных правонарушениях о фактах незаконной вырубки, раскорчевки, повреждения, уничтожения и пересадки деревьев, в разрезе конкретной территории и каждого дерева, а также принятых по ним мерах.

7. Утвердить:

Программу создания в 2022–2024 годах «зеленых парков»
в Республике Каракалпакстан и областях согласно приложению № 1;

перечни создаваемых в 2022–2024 годах новых, а также на базе парков культуры и отдыха «зеленых общественных парков» в Республике Каракалпакстан и областях согласно приложениям №№ 2а и 2б.

8. Установить, что:

а) «зеленые парки» служат созданию, воспроизводству, восстановлению, уходу, охране и повышению продуктивности древесных насаждений и кустарников в городах и иных населенных пунктах;

б) «зеленые общественные парки» состоят из древесных насаждений и кустарников, предназначенных для прогулок населения, в которых независимо от ведомственной принадлежности запрещается строительство зданий, сооружений, производственных и непроизводственных объектов, в том числе аттракционов;

в) финансирование проведения следующих мероприятий осуществляется за счет средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами:

создание и обеспечение деятельности платформы «Зеленый край»;

закрепление деревьев, в частности выдача соответствующих выписок;

г) финансирование мероприятий по созданию, сохранению и развитию «зеленых парков» и «зеленых общественных парков» осуществляется за счет дополнительных источников местных бюджетов, спонсорских и грантовых средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством;

д) земельные участки, на которых расположены «зеленые парки»
и «зеленые общественные парки»:

находятся в ведении их собственников, владельцев, пользователей
и арендаторов;

выделяются с правом постоянного пользования соответствующим государственным органам, учреждениям и предприятиям, пользующимся ими или обслуживающим их, а также органам самоуправления граждан или собственникам жилья многоквартирных жилых домов – в случаях, когда не определены их собственники, владельцы, пользователи и арендаторы;

е) при озеленении центральных улиц районов (городов):

запрещается посадка на землях, не имеющих системы орошения,
и саженцев возрастом менее 5 лет в целях обеспечения всхожести подлежащих посадке саженцев деревьев и кустарников;

уделяется приоритетное внимание созданию таких показательных улиц, как «каштановая улица», «чинаровая улица», путем посадки саженцев одного вида деревьев и кустарников;

ж) с 1 марта 2022 года на мероприятия по борьбе с вредителями
и болезнями деревьев и кустарников выделяется до 2 процентов средств за счет дополнительных источников местных бюджетов.

9. Органам государственной власти на местах совместно с Агентством по делам молодежи:

обеспечить ежегодное проведение в осенний и весенний сезоны мероприятий «зеленая неделя» по организации работ по посадке
и сохранению саженцев;

организовывать мероприятия для активного привлечения молодежи и других добровольцев к работам по посадке и уходу за деревьями
с широким использованием телевидения и социальных сетей.

10. Определить, что:

все выполняемые работы и мероприятия, проводимые в рамках «зеленой недели», осуществляются на добровольной основе;

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей
и города Ташкента организуют поставку саженцев сходам граждан махаллей для их бесплатной раздачи населению, а также обеспечивают граждан, прибывших в целях посадки деревьев в «зеленых парках»
и «зеленых общественных парках», инструментами, необходимыми
для посадки саженцев, за счет дополнительных источников местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством;

Госкомэкологии внедряется практика награждения нагрудным знаком «Табиат ҳимоячиси» лиц, проявивших особую инициативу в деятельности по озеленению.

11. Создать во всех районах (городах) рабочие группы по повышению эффективности ирригационной и оросительной систем в типовом составе, включающем хокима района (города), начальника отдела по экологии и охране окружающей среды, начальника отдела ирригации, начальника отдела строительства и начальника отдела жилищно-коммунального обслуживания.

Рабочим группам в двухмесячный срок провести инвентаризацию
и принять меры по текущему ремонту, восстановлению и очистке оросительных систем объектов благоустройства в районных (городских) центрах, включая арыки, насосы, колодцы, трубы поливного водопровода и скважины добычи подземных вод.

12. Утвердить:

Программу создания систем орошения (полива) территорий озеленения, подведомственных управлениям благоустройства районов (городов), и скважин добычи воды на 2022–2026 годы согласно приложению № 3;

Параметры оснащения специальной техникой и механизмами управлений благоустройства районов (городов) в 2022–2026 годах согласно приложению № 4. При этом указанные специальная техника
и механизмы выделяются дополнительно к сводным параметрам оснащения управлений благоустройства районов (городов) специальной техникой и механизмами в 2020–2024 годах, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 июня 2019 года № ПП–4351.

Предоставить первому заместителю Премьер-министра Раматову А.Ж. право внесения при необходимости изменений и дополнений
в приложения, утвержденные настоящим пунктом, по обоснованным предложениям Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.

Мероприятия, определенные настоящим пунктом, осуществляются
в 2022 году за счет средств ссуды, выделяемой республиканскому бюджету Республики Каракалпакстан и местным бюджетам областей
из республиканского бюджета, с 2023 года – за счет местных бюджетов.

13. Поддержать предложения Министерства по поддержке махалли и семьи, Министерства занятости и трудовых отношений, а также Государственного комитета по лесному хозяйству, предусматривающие:

активное привлечение безработных лиц, в первую очередь граждан, включенных в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», к работам по сохранению и уходу за деревьями, оставшимися
без присмотра, а также озеленению «зеленых парков» и «зеленых общественных парков» в населенных пунктах, включая работы по посадке, сохранению и уходу за деревьями на их территории;

ежегодное финансирование в осенний и весенний сезоны мероприятий по посадке саженцев за счет средств Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений по заказам хокимиятов районов (городов).

14. Установить с 1 марта 2022 года порядок, в соответствии с которым:

в составе государственного кадастра объектов растительного мира внедряется система «Реестр деревьев» для ведения учета и закрепления всех видов деревьев во всех регионах республики;

юридические лица – собственники зданий и сооружений в населенных пунктах либо их пользователи, включая арендующих, являются ответственными за сохранение и уход за закрепленными
за ними деревьями;

каждому юридическому лицу – собственнику зданий и сооружений
в населенном пункте либо их пользователю органом экологии
и охраны окружающей среды предоставляется единая выписка
из «Реестра деревьев» по всем закрепленным за ними деревьям,
исходя из прилегающей территории;

выписка из «Реестра деревьев» по закрепленным деревьям на прилегающей территории не влечет за собой никаких прав на данные деревья и земельные участки, на которых они расположены.

15. Гомкомэкологии обеспечить:

а) проведение инвентаризации деревьев в республике, не входящих в государственный лесной фонд, путем полной цифровизации в следующем порядке:

в срок до 1 марта 2023 года – в городе Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Наманганской, Андижанской и Джизакской областях;

в срок до 1 сентября 2023 года – в Республике Каракалпакстан и других областях республики.

При этом Госкомэкологии предоставляется право использования
и бесплатного запуска беспилотных летательных аппаратов (дронов);

б) предоставление выписок из «Реестра деревьев» юридическим лицам – собственникам зданий и сооружений либо их пользователям
в населенных пунктах по закрепленным за ними деревьям на прилегающей территории в следующем порядке:

в срок до 1 сентября 2023 года – в городе Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Наманганской, Андижанской и Джизакской областях;

в срок до 1 марта 2024 года – в Республике Каракалпакстан и других областях республики;

в) совместно с Агентством по кадастру в трехмесячный срок разработку и внесение для утверждения в Кабинет Министров порядка закрепления деревьев за собственниками зданий и сооружений либо
их пользователями в населенных пунктах, исходя из прилегающей территории, и предоставления выписки из «Реестра деревьев»;

г) проведение не реже одного раза в год дополнительной инвентаризации по закреплению посаженных новых деревьев и регулярное предоставление выписок из «Реестра деревьев».

16. Всем государственным органам и организациям:

в трехмесячный срок представить в органы экологии и охраны окружающей среды информацию о количестве и видах деревьев на своей территории по форме, определяемой Госкомэкологии;

ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, регулярно представлять в обязательном порядке в региональные подразделения Госкомэкологии информацию о количестве и видах посаженных ими новых деревьев.

17. Государственному комитету по лесному хозяйству в срок
до 1 сентября 2023 года обеспечить проведение инвентаризации путем полной цифровизации деревьев, входящих в государственный лесной фонд, и представить ее результаты в Госкомэкологии для включения в систему «Реестр деревьев». При этом Государственному комитету по лесному хозяйству предоставляется право использования и бесплатного запуска беспилотных летательных аппаратов (дронов).

18. Создать при Государственном комитете по лесному хозяйству государственное унитарное предприятие «Яшил худуд», а также
его региональные предприятия в Республике Каракалпакстан и областях, осуществляющие деятельность на основе хозяйственного расчета.

Определить основными задачами Государственного унитарного предприятия «Яшил худуд»:

создание питомников, специализированных на выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников;

увеличение «зеленых парков» в республике;

проведение работ по орошению с применением водосберегающих технологий;

проведение работ по уходу за древесными насаждениями и борьбе
с вредителями;

оказание услуг физическим и юридическим лицам на договорной основе.

19. В целях организации работ по озеленению и координации деятельности государственного унитарного предприятия «Яшил худуд»
в центральном аппарате Государственного комитета по лесному хозяйству в пределах общей численности управленческого персонала ввести должность заместителя председателя по вопросам озеленения – директора государственного унитарного предприятия «Яшил худуд» и образовать Управление по развитию зеленых зон из 5 штатных единиц.

20. По работам по созданию «зеленых парков» в соответствии
с приложением № 1 к настоящему Указу определить:

проектировщиком – проектный институт «Урмонлойиха»;

подрядчиком – государственное унитарное предприятие
«Яшил худуд» и его региональные предприятия.

21. Государственному комитету по лесному хозяйству:

в месячный срок – обеспечить утверждение в установленном
порядке уставов государственного унитарного предприятия «Яшил худуд» и его региональных предприятий;

на постоянной основе – обеспечить поставку лесными хозяйствами своей системы по заказам государственного унитарного предприятия «Яшил худуд» высококачественных саженцев декоративных деревьев
и кустарников на договорной основе;

в двухмесячный срок – внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о привлечении дополнительных доходов Фонда развития лесного хозяйства и направлении средств, поступающих из дополнительных источников, на создание «зеленых парков» в регионах.

22. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухнедельный срок внести на рассмотрение в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и соответствующие Кенгаши народных депутатов вопрос о применении понижающих коэффициентов к ставкам земельного налога с юридических лиц по отношению к предпринимателям, взявшим в доверительное управление и аренду парки отдыха, парки и тематические аллеи, на 60 процентах общей площади которых имеются объекты озеленения, выполняющим инвестиционные обязательства в установленные сроки, не имеющим налоговой задолженности, в части указанного вида деятельности.

23. Принять к сведению, что в соответствии со статьями 414 и 428 Налогового кодекса субъектам, указанным в пункте 22 настоящего Указа, предоставлены льготы по уплате налога на имущество юридических лиц
и земельного налога с юридических лиц.

24. Хокимияту города Ташкента, Госкомэкологии, Государственному комитету по лесному хозяйству, Министерству инновационного развития, Академии наук с привлечением широкой общественности, научно-исследовательских институтов и зарубежных специалистов:

а) в срок до 1 мая 2022 года внести в Кабинет Министров проект постановления Президента Республики Узбекистан по реализации идеи «Город Ташкент – зеленая зона», предусматривающий:

расширение до 2026 года площади озеленения в городе Ташкенте
в соответствии с международными стандартами и превращение его в один из ведущих зеленых городов мира;

создание точной системы сохранения, восстановления и увеличения биоразнообразия;

формирование институциональной базы, в том числе отдельных структур (проектных офисов) по реализации поставленных задач
по озеленению;

внедрение механизмов поощрения участия населения в работах
по озеленению;

утверждение программы озеленения города Ташкента на 2022–2026 годы;

б) обеспечить разработку и утверждение в срок до 1 сентября
2022 года генерального плана озеленения города Ташкента
в установленном порядке.

25. Утвердить «Дорожную карту» по системной организации работ
по развитию зеленых территорий, озеленению и посадке саженцев согласно приложению № 5.

26. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса регулярно оценивать деятельность руководителей регионов по реализации Общенационального проекта «Зеленый край» на основании сведений Госкомэкологии.

27. Госкомэкологии в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект правительственного решения о дальнейшем совершенствовании порядка посадки, ухода и использования деревьев
и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами –предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

28. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Госкомэкологии широко освещать в средствах массовой информации значимость и процесс реализации настоящего Указа.

29. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

         Президент

Республики Узбекистан                                  Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

30 декабря 2021 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по ускорению работ по озеленению и дальнейшей эффективной организации охраны деревьев в республике

Указ Президента Республики Узбекистан

В последние годы в республике принимаются системные меры по озеленению населенных пунктов, охране деревьев и кустарников, а также расширению зеленых зон. В их числе введение моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, увеличение размера штрафов и компенсаций по фактам вырубки деревьев.

Однако формальное отношение ответственных организаций к проводимой работе, агрессивные действия отдельных лиц по отношению к объектам растительного мира, в том числе связанные с фактами незаконной вырубки деревьев, являются причинами ухудшения общей экологической обстановки.

Кроме того, темпы инвестиционной активности, в том числе резкий скачок промышленного производства и строительства, расширение масштабов урбанизации и созидания, требуют совершенствования механизмов снижения экологической нагрузки на населенные пункты.

В целях охраны деревьев, кустарников и зеленых зон, а также расширения их площадей, дальнейшей эффективной организации деятельности организаций, ответственных за данную сферу, а также реализации задач, определенных в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2019 года № УП–5863 «Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года»:

1. Внедрить в масштабе всей страны Общенациональный проект «Зеленый край», направленный на увеличение древесных насаждений, предусматривающий в том числе:

совершенствование системы управления в сфере посадки и ухода за деревьями;

проведение исследований и анализа, направленных на определение почвенно-климатических и иных особенностей регионов, на основе научных подходов, а также разработку по их результатам карты республики в разрезе регионов;

увеличение количества питомников, локализацию завезенных из-за рубежа декоративных деревьев, соответствующих климату регионов, с учетом плодородия почвы;

создание в регионах «зеленых парков» и «зеленых общественных парков»;

пересмотр системы полива деревьев, обеспечение ее эффективного функционирования;

определение лиц, ответственных по уходу за каждым деревом, широкое внедрение механизмов поощрения в данном направлении;

усиление ответственности за повреждение и уничтожение деревьев, дальнейшее повышение общественного контроля в данном направлении.

2. Продлить действие моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, на бессрочный период.

Установить, что в период действия моратория наряду с действующими ограничениями и обязанностями дополнительно:

а) к правонарушителям применяются:

административные штрафы с увеличением их размеров в пять раз – за нарушение требований моратория;

взыскание сумм ущерба, причиненного растительному миру, с увеличением их размеров в два раза – за незаконную вырубку и повреждение деревьев и кустарников;

б) уровень (рейтинговая оценка) строительно-подрядных организаций, нарушивших требования моратория, в Национальной информационной системе «Прозрачное строительство» понижается на одну ступень. При этом:

строительно-подрядные организации, уровень (рейтинговая оценка) которых понижен на одну ступень, лишаются возможности повысить свой уровень (рейтинговую оценку) в течение одного года;

строительно-подрядные организации, уровень (рейтинговую оценку) которых понизить на одну ступень не представляется возможным, полностью исключаются из электронного рейтинга строительно-подрядных организаций на срок один год;

в) при проектировании строительства новых зданий и сооружений высотой более 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 квадратных метров не допускается отведение площади для озеленения (деревьев, кустарников, иных растений и саженцев) на прилегающих к ним территориях менее 25 процентов от общей площади земельных участков, выделяемых для проекта (за исключением реновации морально устаревших зданий и сооружений с истекшим сроком эксплуатации);

г) категорически запрещается принятие распоряжений правительства, протоколов, письменных поручений, ведомственных актов, поручений и решений органов исполнительной власти на местах, включающих указания, предусматривающие вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд.

3. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий:

установление ответственности проектных институтов за подготовку проектной документации, предусматривающей вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников;

усиление ответственности за незаконную вырубку, раскорчевку, повреждение, пересадку в другое место деревьев и кустарников, а также допущение их высыхания вследствие отсутствия ухода за ними.

4. В целях усиления общественного контроля с 1 апреля 2022 года установить порядок, в соответствии с которым:

фотоснимки и видеозаписи правонарушений о фактах незаконной вырубки, раскорчевки, повреждения, уничтожения или пересадки в другое место деревьев, кустарников, иных растений и саженцев, отправленные населением в специальную информационную систему Министерства внутренних дел и Госкомэкологии, приравниваются к фотоснимкам и видеозаписям о фактах правонарушений, зафиксированных с помощью специальной автоматизированной фото- и видеозаписывающей техники, и рассматриваются в установленном порядке в соответствии с Кодексом об административной ответственности;

лица, отправившие фотоснимки и видеозаписи о фактах правонарушений, поощряются денежной премией, равной одному размеру базовой расчетной величины, за счет средств, взысканных с нарушителя за каждый подтвержденный случай. При этом по сообщениям, поступившим после непосредственного обнаружения правонарушения соответствующими органами, поощрение не осуществляется;

поощрение применяется к первому сообщившему о правонарушении лицу;

не допускается разглашение информации о лицах, представивших фотоснимки, видеозаписи и сообщения о фактах правонарушений;

средства на поощрение возмещаются за счет части взыскиваемых штрафов, остающейся на счетах соответствующих органов.

5. Определить, что сообщения о фактах правонарушений принимаются на оперативный короткий номер «102» или доводятся посредством информационной системы «Экоконтроль».

Госкомэкологии совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения о внедрении современных механизмов государственного экологического контроля.

6. Госкомэкологии совместно с Государственным комитетом по лесному хозяйству и Министерством внутренних дел в срок до 1 сентября 2022 года запустить платформу «Зеленый край», включающую информацию о:

почвенно-климатических особенностях, а также количестве, видах и местонахождении деревьев, произрастающих в регионах, уровне озеленения городов;

местах возможной посадки деревьев по личной инициативе населения в разрезе конкретной территории (района (города), махалли, земельного участка) и видах деревьев;

разрешениях, выданных на вырубку деревьев, в том числе обрезку в санитарных целях, в разрезе конкретной территории и каждого дерева;

выявленных правонарушениях о фактах незаконной вырубки, раскорчевки, повреждения, уничтожения и пересадки деревьев, в разрезе конкретной территории и каждого дерева, а также принятых по ним мерах.

7. Утвердить:

Программу создания в 2022–2024 годах «зеленых парков»
в Республике Каракалпакстан и областях согласно приложению № 1;

перечни создаваемых в 2022–2024 годах новых, а также на базе парков культуры и отдыха «зеленых общественных парков» в Республике Каракалпакстан и областях согласно приложениям №№ 2а и 2б.

8. Установить, что:

а) «зеленые парки» служат созданию, воспроизводству, восстановлению, уходу, охране и повышению продуктивности древесных насаждений и кустарников в городах и иных населенных пунктах;

б) «зеленые общественные парки» состоят из древесных насаждений и кустарников, предназначенных для прогулок населения, в которых независимо от ведомственной принадлежности запрещается строительство зданий, сооружений, производственных и непроизводственных объектов, в том числе аттракционов;

в) финансирование проведения следующих мероприятий осуществляется за счет средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами:

создание и обеспечение деятельности платформы «Зеленый край»;

закрепление деревьев, в частности выдача соответствующих выписок;

г) финансирование мероприятий по созданию, сохранению и развитию «зеленых парков» и «зеленых общественных парков» осуществляется за счет дополнительных источников местных бюджетов, спонсорских и грантовых средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством;

д) земельные участки, на которых расположены «зеленые парки»
и «зеленые общественные парки»:

находятся в ведении их собственников, владельцев, пользователей
и арендаторов;

выделяются с правом постоянного пользования соответствующим государственным органам, учреждениям и предприятиям, пользующимся ими или обслуживающим их, а также органам самоуправления граждан или собственникам жилья многоквартирных жилых домов – в случаях, когда не определены их собственники, владельцы, пользователи и арендаторы;

е) при озеленении центральных улиц районов (городов):

запрещается посадка на землях, не имеющих системы орошения,
и саженцев возрастом менее 5 лет в целях обеспечения всхожести подлежащих посадке саженцев деревьев и кустарников;

уделяется приоритетное внимание созданию таких показательных улиц, как «каштановая улица», «чинаровая улица», путем посадки саженцев одного вида деревьев и кустарников;

ж) с 1 марта 2022 года на мероприятия по борьбе с вредителями
и болезнями деревьев и кустарников выделяется до 2 процентов средств за счет дополнительных источников местных бюджетов.

9. Органам государственной власти на местах совместно с Агентством по делам молодежи:

обеспечить ежегодное проведение в осенний и весенний сезоны мероприятий «зеленая неделя» по организации работ по посадке
и сохранению саженцев;

организовывать мероприятия для активного привлечения молодежи и других добровольцев к работам по посадке и уходу за деревьями
с широким использованием телевидения и социальных сетей.

10. Определить, что:

все выполняемые работы и мероприятия, проводимые в рамках «зеленой недели», осуществляются на добровольной основе;

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей
и города Ташкента организуют поставку саженцев сходам граждан махаллей для их бесплатной раздачи населению, а также обеспечивают граждан, прибывших в целях посадки деревьев в «зеленых парках»
и «зеленых общественных парках», инструментами, необходимыми
для посадки саженцев, за счет дополнительных источников местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством;

Госкомэкологии внедряется практика награждения нагрудным знаком «Табиат ҳимоячиси» лиц, проявивших особую инициативу в деятельности по озеленению.

11. Создать во всех районах (городах) рабочие группы по повышению эффективности ирригационной и оросительной систем в типовом составе, включающем хокима района (города), начальника отдела по экологии и охране окружающей среды, начальника отдела ирригации, начальника отдела строительства и начальника отдела жилищно-коммунального обслуживания.

Рабочим группам в двухмесячный срок провести инвентаризацию
и принять меры по текущему ремонту, восстановлению и очистке оросительных систем объектов благоустройства в районных (городских) центрах, включая арыки, насосы, колодцы, трубы поливного водопровода и скважины добычи подземных вод.

12. Утвердить:

Программу создания систем орошения (полива) территорий озеленения, подведомственных управлениям благоустройства районов (городов), и скважин добычи воды на 2022–2026 годы согласно приложению № 3;

Параметры оснащения специальной техникой и механизмами управлений благоустройства районов (городов) в 2022–2026 годах согласно приложению № 4. При этом указанные специальная техника
и механизмы выделяются дополнительно к сводным параметрам оснащения управлений благоустройства районов (городов) специальной техникой и механизмами в 2020–2024 годах, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 июня 2019 года № ПП–4351.

Предоставить первому заместителю Премьер-министра Раматову А.Ж. право внесения при необходимости изменений и дополнений
в приложения, утвержденные настоящим пунктом, по обоснованным предложениям Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.

Мероприятия, определенные настоящим пунктом, осуществляются
в 2022 году за счет средств ссуды, выделяемой республиканскому бюджету Республики Каракалпакстан и местным бюджетам областей
из республиканского бюджета, с 2023 года – за счет местных бюджетов.

13. Поддержать предложения Министерства по поддержке махалли и семьи, Министерства занятости и трудовых отношений, а также Государственного комитета по лесному хозяйству, предусматривающие:

активное привлечение безработных лиц, в первую очередь граждан, включенных в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», к работам по сохранению и уходу за деревьями, оставшимися
без присмотра, а также озеленению «зеленых парков» и «зеленых общественных парков» в населенных пунктах, включая работы по посадке, сохранению и уходу за деревьями на их территории;

ежегодное финансирование в осенний и весенний сезоны мероприятий по посадке саженцев за счет средств Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений по заказам хокимиятов районов (городов).

14. Установить с 1 марта 2022 года порядок, в соответствии с которым:

в составе государственного кадастра объектов растительного мира внедряется система «Реестр деревьев» для ведения учета и закрепления всех видов деревьев во всех регионах республики;

юридические лица – собственники зданий и сооружений в населенных пунктах либо их пользователи, включая арендующих, являются ответственными за сохранение и уход за закрепленными
за ними деревьями;

каждому юридическому лицу – собственнику зданий и сооружений
в населенном пункте либо их пользователю органом экологии
и охраны окружающей среды предоставляется единая выписка
из «Реестра деревьев» по всем закрепленным за ними деревьям,
исходя из прилегающей территории;

выписка из «Реестра деревьев» по закрепленным деревьям на прилегающей территории не влечет за собой никаких прав на данные деревья и земельные участки, на которых они расположены.

15. Гомкомэкологии обеспечить:

а) проведение инвентаризации деревьев в республике, не входящих в государственный лесной фонд, путем полной цифровизации в следующем порядке:

в срок до 1 марта 2023 года – в городе Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Наманганской, Андижанской и Джизакской областях;

в срок до 1 сентября 2023 года – в Республике Каракалпакстан и других областях республики.

При этом Госкомэкологии предоставляется право использования
и бесплатного запуска беспилотных летательных аппаратов (дронов);

б) предоставление выписок из «Реестра деревьев» юридическим лицам – собственникам зданий и сооружений либо их пользователям
в населенных пунктах по закрепленным за ними деревьям на прилегающей территории в следующем порядке:

в срок до 1 сентября 2023 года – в городе Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Наманганской, Андижанской и Джизакской областях;

в срок до 1 марта 2024 года – в Республике Каракалпакстан и других областях республики;

в) совместно с Агентством по кадастру в трехмесячный срок разработку и внесение для утверждения в Кабинет Министров порядка закрепления деревьев за собственниками зданий и сооружений либо
их пользователями в населенных пунктах, исходя из прилегающей территории, и предоставления выписки из «Реестра деревьев»;

г) проведение не реже одного раза в год дополнительной инвентаризации по закреплению посаженных новых деревьев и регулярное предоставление выписок из «Реестра деревьев».

16. Всем государственным органам и организациям:

в трехмесячный срок представить в органы экологии и охраны окружающей среды информацию о количестве и видах деревьев на своей территории по форме, определяемой Госкомэкологии;

ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, регулярно представлять в обязательном порядке в региональные подразделения Госкомэкологии информацию о количестве и видах посаженных ими новых деревьев.

17. Государственному комитету по лесному хозяйству в срок
до 1 сентября 2023 года обеспечить проведение инвентаризации путем полной цифровизации деревьев, входящих в государственный лесной фонд, и представить ее результаты в Госкомэкологии для включения в систему «Реестр деревьев». При этом Государственному комитету по лесному хозяйству предоставляется право использования и бесплатного запуска беспилотных летательных аппаратов (дронов).

18. Создать при Государственном комитете по лесному хозяйству государственное унитарное предприятие «Яшил худуд», а также
его региональные предприятия в Республике Каракалпакстан и областях, осуществляющие деятельность на основе хозяйственного расчета.

Определить основными задачами Государственного унитарного предприятия «Яшил худуд»:

создание питомников, специализированных на выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников;

увеличение «зеленых парков» в республике;

проведение работ по орошению с применением водосберегающих технологий;

проведение работ по уходу за древесными насаждениями и борьбе
с вредителями;

оказание услуг физическим и юридическим лицам на договорной основе.

19. В целях организации работ по озеленению и координации деятельности государственного унитарного предприятия «Яшил худуд»
в центральном аппарате Государственного комитета по лесному хозяйству в пределах общей численности управленческого персонала ввести должность заместителя председателя по вопросам озеленения – директора государственного унитарного предприятия «Яшил худуд» и образовать Управление по развитию зеленых зон из 5 штатных единиц.

20. По работам по созданию «зеленых парков» в соответствии
с приложением № 1 к настоящему Указу определить:

проектировщиком – проектный институт «Урмонлойиха»;

подрядчиком – государственное унитарное предприятие
«Яшил худуд» и его региональные предприятия.

21. Государственному комитету по лесному хозяйству:

в месячный срок – обеспечить утверждение в установленном
порядке уставов государственного унитарного предприятия «Яшил худуд» и его региональных предприятий;

на постоянной основе – обеспечить поставку лесными хозяйствами своей системы по заказам государственного унитарного предприятия «Яшил худуд» высококачественных саженцев декоративных деревьев
и кустарников на договорной основе;

в двухмесячный срок – внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о привлечении дополнительных доходов Фонда развития лесного хозяйства и направлении средств, поступающих из дополнительных источников, на создание «зеленых парков» в регионах.

22. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухнедельный срок внести на рассмотрение в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и соответствующие Кенгаши народных депутатов вопрос о применении понижающих коэффициентов к ставкам земельного налога с юридических лиц по отношению к предпринимателям, взявшим в доверительное управление и аренду парки отдыха, парки и тематические аллеи, на 60 процентах общей площади которых имеются объекты озеленения, выполняющим инвестиционные обязательства в установленные сроки, не имеющим налоговой задолженности, в части указанного вида деятельности.

23. Принять к сведению, что в соответствии со статьями 414 и 428 Налогового кодекса субъектам, указанным в пункте 22 настоящего Указа, предоставлены льготы по уплате налога на имущество юридических лиц
и земельного налога с юридических лиц.

24. Хокимияту города Ташкента, Госкомэкологии, Государственному комитету по лесному хозяйству, Министерству инновационного развития, Академии наук с привлечением широкой общественности, научно-исследовательских институтов и зарубежных специалистов:

а) в срок до 1 мая 2022 года внести в Кабинет Министров проект постановления Президента Республики Узбекистан по реализации идеи «Город Ташкент – зеленая зона», предусматривающий:

расширение до 2026 года площади озеленения в городе Ташкенте
в соответствии с международными стандартами и превращение его в один из ведущих зеленых городов мира;

создание точной системы сохранения, восстановления и увеличения биоразнообразия;

формирование институциональной базы, в том числе отдельных структур (проектных офисов) по реализации поставленных задач
по озеленению;

внедрение механизмов поощрения участия населения в работах
по озеленению;

утверждение программы озеленения города Ташкента на 2022–2026 годы;

б) обеспечить разработку и утверждение в срок до 1 сентября
2022 года генерального плана озеленения города Ташкента
в установленном порядке.

25. Утвердить «Дорожную карту» по системной организации работ
по развитию зеленых территорий, озеленению и посадке саженцев согласно приложению № 5.

26. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса регулярно оценивать деятельность руководителей регионов по реализации Общенационального проекта «Зеленый край» на основании сведений Госкомэкологии.

27. Госкомэкологии в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект правительственного решения о дальнейшем совершенствовании порядка посадки, ухода и использования деревьев
и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами –предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

28. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Госкомэкологии широко освещать в средствах массовой информации значимость и процесс реализации настоящего Указа.

29. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

         Президент

Республики Узбекистан                                  Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

30 декабря 2021 года.