Указ Президента Республики Узбекистан
В последние годы в республике принимаются системные меры по озеленению населенных пунктов, охране деревьев и кустарников, а также расширению зеленых зон. В их числе введение моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, увеличение размера штрафов и компенсаций по фактам вырубки деревьев.
Однако формальное отношение ответственных организаций к проводимой работе, агрессивные действия отдельных лиц по отношению к объектам растительного мира, в том числе связанные с фактами незаконной вырубки деревьев, являются причинами ухудшения общей экологической обстановки.
Кроме того, темпы инвестиционной активности, в том числе резкий скачок промышленного производства и строительства, расширение масштабов урбанизации и созидания, требуют совершенствования механизмов снижения экологической нагрузки на населенные пункты.
В целях охраны деревьев, кустарников и зеленых зон, а также расширения их площадей, дальнейшей эффективной организации деятельности организаций, ответственных за данную сферу, а также реализации задач, определенных в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2019 года № УП–5863 «Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года»:
1. Внедрить в масштабе всей страны Общенациональный проект «Зеленый край», направленный на увеличение древесных насаждений, предусматривающий в том числе:
совершенствование системы управления в сфере посадки и ухода за деревьями;
проведение исследований и анализа, направленных на определение почвенно-климатических и иных особенностей регионов, на основе научных подходов, а также разработку по их результатам карты республики в разрезе регионов;
увеличение количества питомников, локализацию завезенных из-за рубежа декоративных деревьев, соответствующих климату регионов, с учетом плодородия почвы;
создание в регионах «зеленых парков» и «зеленых общественных парков»;
пересмотр системы полива деревьев, обеспечение ее эффективного функционирования;
определение лиц, ответственных по уходу за каждым деревом, широкое внедрение механизмов поощрения в данном направлении;
усиление ответственности за повреждение и уничтожение деревьев, дальнейшее повышение общественного контроля в данном направлении.
2. Продлить действие моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, на бессрочный период.
Установить, что в период действия моратория наряду с действующими ограничениями и обязанностями дополнительно:
а) к правонарушителям применяются:
административные штрафы с увеличением их размеров в пять раз – за нарушение требований моратория;
взыскание сумм ущерба, причиненного растительному миру, с увеличением их размеров в два раза – за незаконную вырубку и повреждение деревьев и кустарников;
б) уровень (рейтинговая оценка) строительно-подрядных организаций, нарушивших требования моратория, в Национальной информационной системе «Прозрачное строительство» понижается на одну ступень. При этом:
строительно-подрядные организации, уровень (рейтинговая оценка) которых понижен на одну ступень, лишаются возможности повысить свой уровень (рейтинговую оценку) в течение одного года;
строительно-подрядные организации, уровень (рейтинговую оценку) которых понизить на одну ступень не представляется возможным, полностью исключаются из электронного рейтинга строительно-подрядных организаций на срок один год;
в) при проектировании строительства новых зданий и сооружений высотой более 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 квадратных метров не допускается отведение площади для озеленения (деревьев, кустарников, иных растений и саженцев) на прилегающих к ним территориях менее 25 процентов от общей площади земельных участков, выделяемых для проекта (за исключением реновации морально устаревших зданий и сооружений с истекшим сроком эксплуатации);
г) категорически запрещается принятие распоряжений правительства, протоколов, письменных поручений, ведомственных актов, поручений и решений органов исполнительной власти на местах, включающих указания, предусматривающие вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд.
3. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий:
установление ответственности проектных институтов за подготовку проектной документации, предусматривающей вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников;
усиление ответственности за незаконную вырубку, раскорчевку, повреждение, пересадку в другое место деревьев и кустарников, а также допущение их высыхания вследствие отсутствия ухода за ними.
4. В целях усиления общественного контроля с 1 апреля 2022 года установить порядок, в соответствии с которым:
фотоснимки и видеозаписи правонарушений о фактах незаконной вырубки, раскорчевки, повреждения, уничтожения или пересадки в другое место деревьев, кустарников, иных растений и саженцев, отправленные населением в специальную информационную систему Министерства внутренних дел и Госкомэкологии, приравниваются к фотоснимкам и видеозаписям о фактах правонарушений, зафиксированных с помощью специальной автоматизированной фото- и видеозаписывающей техники, и рассматриваются в установленном порядке в соответствии с Кодексом об административной ответственности;
лица, отправившие фотоснимки и видеозаписи о фактах правонарушений, поощряются денежной премией, равной одному размеру базовой расчетной величины, за счет средств, взысканных с нарушителя за каждый подтвержденный случай. При этом по сообщениям, поступившим после непосредственного обнаружения правонарушения соответствующими органами, поощрение не осуществляется;
поощрение применяется к первому сообщившему о правонарушении лицу;
не допускается разглашение информации о лицах, представивших фотоснимки, видеозаписи и сообщения о фактах правонарушений;
средства на поощрение возмещаются за счет части взыскиваемых штрафов, остающейся на счетах соответствующих органов.
5. Определить, что сообщения о фактах правонарушений принимаются на оперативный короткий номер «102» или доводятся посредством информационной системы «Экоконтроль».
Госкомэкологии совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения о внедрении современных механизмов государственного экологического контроля.
6. Госкомэкологии совместно с Государственным комитетом по лесному хозяйству и Министерством внутренних дел в срок до 1 сентября 2022 года запустить платформу «Зеленый край», включающую информацию о:
почвенно-климатических особенностях, а также количестве, видах и местонахождении деревьев, произрастающих в регионах, уровне озеленения городов;
местах возможной посадки деревьев по личной инициативе населения в разрезе конкретной территории (района (города), махалли, земельного участка) и видах деревьев;
разрешениях, выданных на вырубку деревьев, в том числе обрезку в санитарных целях, в разрезе конкретной территории и каждого дерева;
выявленных правонарушениях о фактах незаконной вырубки, раскорчевки, повреждения, уничтожения и пересадки деревьев, в разрезе конкретной территории и каждого дерева, а также принятых по ним мерах.
7. Утвердить:
Программу создания в 2022–2024 годах «зеленых парков»
в Республике Каракалпакстан и областях согласно приложению № 1;
перечни создаваемых в 2022–2024 годах новых, а также на базе парков культуры и отдыха «зеленых общественных парков» в Республике Каракалпакстан и областях согласно приложениям №№ 2а и 2б.
8. Установить, что:
а) «зеленые парки» служат созданию, воспроизводству, восстановлению, уходу, охране и повышению продуктивности древесных насаждений и кустарников в городах и иных населенных пунктах;
б) «зеленые общественные парки» состоят из древесных насаждений и кустарников, предназначенных для прогулок населения, в которых независимо от ведомственной принадлежности запрещается строительство зданий, сооружений, производственных и непроизводственных объектов, в том числе аттракционов;
в) финансирование проведения следующих мероприятий осуществляется за счет средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами:
создание и обеспечение деятельности платформы «Зеленый край»;
закрепление деревьев, в частности выдача соответствующих выписок;
г) финансирование мероприятий по созданию, сохранению и развитию «зеленых парков» и «зеленых общественных парков» осуществляется за счет дополнительных источников местных бюджетов, спонсорских и грантовых средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством;
д) земельные участки, на которых расположены «зеленые парки»
и «зеленые общественные парки»:
находятся в ведении их собственников, владельцев, пользователей
и арендаторов;
выделяются с правом постоянного пользования соответствующим государственным органам, учреждениям и предприятиям, пользующимся ими или обслуживающим их, а также органам самоуправления граждан или собственникам жилья многоквартирных жилых домов – в случаях, когда не определены их собственники, владельцы, пользователи и арендаторы;
е) при озеленении центральных улиц районов (городов):
запрещается посадка на землях, не имеющих системы орошения,
и саженцев возрастом менее 5 лет в целях обеспечения всхожести подлежащих посадке саженцев деревьев и кустарников;
уделяется приоритетное внимание созданию таких показательных улиц, как «каштановая улица», «чинаровая улица», путем посадки саженцев одного вида деревьев и кустарников;
ж) с 1 марта 2022 года на мероприятия по борьбе с вредителями
и болезнями деревьев и кустарников выделяется до 2 процентов средств за счет дополнительных источников местных бюджетов.
9. Органам государственной власти на местах совместно с Агентством по делам молодежи:
обеспечить ежегодное проведение в осенний и весенний сезоны мероприятий «зеленая неделя» по организации работ по посадке
и сохранению саженцев;
организовывать мероприятия для активного привлечения молодежи и других добровольцев к работам по посадке и уходу за деревьями
с широким использованием телевидения и социальных сетей.
10. Определить, что:
все выполняемые работы и мероприятия, проводимые в рамках «зеленой недели», осуществляются на добровольной основе;
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей
и города Ташкента организуют поставку саженцев сходам граждан махаллей для их бесплатной раздачи населению, а также обеспечивают граждан, прибывших в целях посадки деревьев в «зеленых парках»
и «зеленых общественных парках», инструментами, необходимыми
для посадки саженцев, за счет дополнительных источников местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством;
Госкомэкологии внедряется практика награждения нагрудным знаком «Табиат ҳимоячиси» лиц, проявивших особую инициативу в деятельности по озеленению.
11. Создать во всех районах (городах) рабочие группы по повышению эффективности ирригационной и оросительной систем в типовом составе, включающем хокима района (города), начальника отдела по экологии и охране окружающей среды, начальника отдела ирригации, начальника отдела строительства и начальника отдела жилищно-коммунального обслуживания.
Рабочим группам в двухмесячный срок провести инвентаризацию
и принять меры по текущему ремонту, восстановлению и очистке оросительных систем объектов благоустройства в районных (городских) центрах, включая арыки, насосы, колодцы, трубы поливного водопровода и скважины добычи подземных вод.
12. Утвердить:
Программу создания систем орошения (полива) территорий озеленения, подведомственных управлениям благоустройства районов (городов), и скважин добычи воды на 2022–2026 годы согласно приложению № 3;
Параметры оснащения специальной техникой и механизмами управлений благоустройства районов (городов) в 2022–2026 годах согласно приложению № 4. При этом указанные специальная техника
и механизмы выделяются дополнительно к сводным параметрам оснащения управлений благоустройства районов (городов) специальной техникой и механизмами в 2020–2024 годах, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 июня 2019 года № ПП–4351.
Предоставить первому заместителю Премьер-министра Раматову А.Ж. право внесения при необходимости изменений и дополнений
в приложения, утвержденные настоящим пунктом, по обоснованным предложениям Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.
Мероприятия, определенные настоящим пунктом, осуществляются
в 2022 году за счет средств ссуды, выделяемой республиканскому бюджету Республики Каракалпакстан и местным бюджетам областей
из республиканского бюджета, с 2023 года – за счет местных бюджетов.
13. Поддержать предложения Министерства по поддержке махалли и семьи, Министерства занятости и трудовых отношений, а также Государственного комитета по лесному хозяйству, предусматривающие:
активное привлечение безработных лиц, в первую очередь граждан, включенных в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», к работам по сохранению и уходу за деревьями, оставшимися
без присмотра, а также озеленению «зеленых парков» и «зеленых общественных парков» в населенных пунктах, включая работы по посадке, сохранению и уходу за деревьями на их территории;
ежегодное финансирование в осенний и весенний сезоны мероприятий по посадке саженцев за счет средств Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений по заказам хокимиятов районов (городов).
14. Установить с 1 марта 2022 года порядок, в соответствии с которым:
в составе государственного кадастра объектов растительного мира внедряется система «Реестр деревьев» для ведения учета и закрепления всех видов деревьев во всех регионах республики;
юридические лица – собственники зданий и сооружений в населенных пунктах либо их пользователи, включая арендующих, являются ответственными за сохранение и уход за закрепленными
за ними деревьями;
каждому юридическому лицу – собственнику зданий и сооружений
в населенном пункте либо их пользователю органом экологии
и охраны окружающей среды предоставляется единая выписка
из «Реестра деревьев» по всем закрепленным за ними деревьям,
исходя из прилегающей территории;
выписка из «Реестра деревьев» по закрепленным деревьям на прилегающей территории не влечет за собой никаких прав на данные деревья и земельные участки, на которых они расположены.
15. Гомкомэкологии обеспечить:
а) проведение инвентаризации деревьев в республике, не входящих в государственный лесной фонд, путем полной цифровизации в следующем порядке:
в срок до 1 марта 2023 года – в городе Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Наманганской, Андижанской и Джизакской областях;
в срок до 1 сентября 2023 года – в Республике Каракалпакстан и других областях республики.
При этом Госкомэкологии предоставляется право использования
и бесплатного запуска беспилотных летательных аппаратов (дронов);
б) предоставление выписок из «Реестра деревьев» юридическим лицам – собственникам зданий и сооружений либо их пользователям
в населенных пунктах по закрепленным за ними деревьям на прилегающей территории в следующем порядке:
в срок до 1 сентября 2023 года – в городе Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Наманганской, Андижанской и Джизакской областях;
в срок до 1 марта 2024 года – в Республике Каракалпакстан и других областях республики;
в) совместно с Агентством по кадастру в трехмесячный срок разработку и внесение для утверждения в Кабинет Министров порядка закрепления деревьев за собственниками зданий и сооружений либо
их пользователями в населенных пунктах, исходя из прилегающей территории, и предоставления выписки из «Реестра деревьев»;
г) проведение не реже одного раза в год дополнительной инвентаризации по закреплению посаженных новых деревьев и регулярное предоставление выписок из «Реестра деревьев».
16. Всем государственным органам и организациям:
в трехмесячный срок представить в органы экологии и охраны окружающей среды информацию о количестве и видах деревьев на своей территории по форме, определяемой Госкомэкологии;
ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, регулярно представлять в обязательном порядке в региональные подразделения Госкомэкологии информацию о количестве и видах посаженных ими новых деревьев.
17. Государственному комитету по лесному хозяйству в срок
до 1 сентября 2023 года обеспечить проведение инвентаризации путем полной цифровизации деревьев, входящих в государственный лесной фонд, и представить ее результаты в Госкомэкологии для включения в систему «Реестр деревьев». При этом Государственному комитету по лесному хозяйству предоставляется право использования и бесплатного запуска беспилотных летательных аппаратов (дронов).
18. Создать при Государственном комитете по лесному хозяйству государственное унитарное предприятие «Яшил худуд», а также
его региональные предприятия в Республике Каракалпакстан и областях, осуществляющие деятельность на основе хозяйственного расчета.
Определить основными задачами Государственного унитарного предприятия «Яшил худуд»:
создание питомников, специализированных на выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников;
увеличение «зеленых парков» в республике;
проведение работ по орошению с применением водосберегающих технологий;
проведение работ по уходу за древесными насаждениями и борьбе
с вредителями;
оказание услуг физическим и юридическим лицам на договорной основе.
19. В целях организации работ по озеленению и координации деятельности государственного унитарного предприятия «Яшил худуд»
в центральном аппарате Государственного комитета по лесному хозяйству в пределах общей численности управленческого персонала ввести должность заместителя председателя по вопросам озеленения – директора государственного унитарного предприятия «Яшил худуд» и образовать Управление по развитию зеленых зон из 5 штатных единиц.
20. По работам по созданию «зеленых парков» в соответствии
с приложением № 1 к настоящему Указу определить:
проектировщиком – проектный институт «Урмонлойиха»;
подрядчиком – государственное унитарное предприятие
«Яшил худуд» и его региональные предприятия.
21. Государственному комитету по лесному хозяйству:
в месячный срок – обеспечить утверждение в установленном
порядке уставов государственного унитарного предприятия «Яшил худуд» и его региональных предприятий;
на постоянной основе – обеспечить поставку лесными хозяйствами своей системы по заказам государственного унитарного предприятия «Яшил худуд» высококачественных саженцев декоративных деревьев
и кустарников на договорной основе;
в двухмесячный срок – внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о привлечении дополнительных доходов Фонда развития лесного хозяйства и направлении средств, поступающих из дополнительных источников, на создание «зеленых парков» в регионах.
22. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухнедельный срок внести на рассмотрение в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и соответствующие Кенгаши народных депутатов вопрос о применении понижающих коэффициентов к ставкам земельного налога с юридических лиц по отношению к предпринимателям, взявшим в доверительное управление и аренду парки отдыха, парки и тематические аллеи, на 60 процентах общей площади которых имеются объекты озеленения, выполняющим инвестиционные обязательства в установленные сроки, не имеющим налоговой задолженности, в части указанного вида деятельности.
23. Принять к сведению, что в соответствии со статьями 414 и 428 Налогового кодекса субъектам, указанным в пункте 22 настоящего Указа, предоставлены льготы по уплате налога на имущество юридических лиц
и земельного налога с юридических лиц.
24. Хокимияту города Ташкента, Госкомэкологии, Государственному комитету по лесному хозяйству, Министерству инновационного развития, Академии наук с привлечением широкой общественности, научно-исследовательских институтов и зарубежных специалистов:
а) в срок до 1 мая 2022 года внести в Кабинет Министров проект постановления Президента Республики Узбекистан по реализации идеи «Город Ташкент – зеленая зона», предусматривающий:
расширение до 2026 года площади озеленения в городе Ташкенте
в соответствии с международными стандартами и превращение его в один из ведущих зеленых городов мира;
создание точной системы сохранения, восстановления и увеличения биоразнообразия;
формирование институциональной базы, в том числе отдельных структур (проектных офисов) по реализации поставленных задач
по озеленению;
внедрение механизмов поощрения участия населения в работах
по озеленению;
утверждение программы озеленения города Ташкента на 2022–2026 годы;
б) обеспечить разработку и утверждение в срок до 1 сентября
2022 года генерального плана озеленения города Ташкента
в установленном порядке.
25. Утвердить «Дорожную карту» по системной организации работ
по развитию зеленых территорий, озеленению и посадке саженцев согласно приложению № 5.
26. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса регулярно оценивать деятельность руководителей регионов по реализации Общенационального проекта «Зеленый край» на основании сведений Госкомэкологии.
27. Госкомэкологии в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:
проект правительственного решения о дальнейшем совершенствовании порядка посадки, ухода и использования деревьев
и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами –предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
28. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Госкомэкологии широко освещать в средствах массовой информации значимость и процесс реализации настоящего Указа.
29. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
30 декабря 2021 года.