Указ Президента Республики Узбекистан

В целях снижения регуляторной нагрузки для субъектов предпринимательства путем определения конкретных целей и пределов регулирования предпринимательской деятельности, создания для них благоприятных условий для внедрения новых продуктов и видов услуг,
а также обеспечения реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП–60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы»:

1. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Уполномоченного
по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства
и Торгово-промышленной палаты о государственном регулировании предпринимательской деятельности исключительно посредством следующих инструментов:

государственная регистрация субъектов предпринимательства;

внедрение лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур по отдельным видам деятельности субъектов предпринимательства;

техническое регулирование;

тарифное и нетарифное регулирование;

обязательное страхование ответственности субъектов предпринимательства в порядке, установленном законом;

государственный контроль;

защита конкуренции;

установление законом ответственности для субъектов предпринимательства и их должностных лиц;

внедрение отчетов;

внедрение самоуправления на основе членства (участия) в саморегулируемой организации.

Законами могут быть установлены также иные инструменты регулирования предпринимательской деятельности.

2. Установить, что:

инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности вводятся исключительно на основе нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования в целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья человека товаров, производимых и реализуемых субъектами предпринимательства, выполняемых работ, оказываемых услуг, защиты его законных интересов, охраны окружающей среды, а также государственной безопасности и создания благоприятных условий для развития предпринимательства;

регуляторные инструменты, установленные в документах, не являющихся нормативно-правовыми актами или нормативными документами в области технического регулирования, не имеют правовых последствий.

3. Отменить с 1 января 2023 года следующие требования:

письменное уведомление кредиторов при принятии решения об уменьшении уставного фонда (уставного капитала) субъекта предпринимательства и объявление об этом в средствах массовой информации;

осуществление продажи новых импортируемых автомобилей только юридическими лицами  официальными дилерами предприятий-производителей;

приостановление подачи электроэнергии юридическим лицам, потребившим электроэнергию сверх объемов, указанных в договоре электроснабжения (ежемесячный договорной объем);

постановка на отдельный учет в органах государственной налоговой службы работников, нанятых индивидуальным предпринимателем, путем их регистрации в Единой национальной системе труда.

4. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 марта 2023 года:

налогоплательщикам предоставляется право обжаловать непосредственно в суд решения, принятые налоговыми органами по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита;

всем юридическим лицам, независимо от форм собственности, разрешается оказывать коммерческие услуги через Единый портал интерактивных государственных услуг при соблюдении требований информационной безопасности. При этом порядок оказания негосударственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг определяется Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и юридическим лицом, оказывающим услугу;

не допускается выполнение заказов на основании прямых договоров по государственным закупкам, сумма одного из которых составляет 3 500-кратный размер базовой расчетной величины и более, реализуемых в соответствии с постановлениями Кабинета Министров;

запрещается приобретение товаров (работ, услуг), сумма стоимости которых составляет 3 500-кратный размер базовой расчетной величины и более, по прямым договорам между министерством (ведомством, учреждением) и входящей в его состав организацией (учреждением).

5. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций о введении  начиная с 1 января 2023 года специального правового режима «Регуляторная песочница» (далее – Специальный правовой режим), предусматривающего специальное регулирование деятельности субъектов предпринимательства, являющихся юридическим лицом, по испытанию новой продукции и услуг или результатов иной интеллектуальной деятельности на основе современных технологий в контролируемой ограниченной среде по сферам согласно приложению № 1.

6. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года:

а) в рамках Специального правового режима субъектам предпринимательства разрешается:

не соблюдать нормы некоторых актов законодательства посредством специального регулирования в рамках ограниченности времени, территории и лиц в направлениях деятельности производства, апробации и внедрения новых продукции и услуг;

осуществлять деятельность без лицензирования и прохождения разрешительных процедур, за исключением лицензий и документов разрешительного характера, содержащих государственные секреты и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;

б) Специальный правовой режим вводится на основании соглашения, заключаемого отдельно по каждому проекту между уполномоченным органом и инициатором. При этом:

в соглашении определяются требования и условия реализации проекта, в том числе сроки, территория и круг лиц, перечень норм законодательства, которые не распространяются на инициатора, а также критерии оценки (индикаторы) результатов проекта;

наибольший срок действия Специального правового режима по каждому проекту составляет три года;

в) по итогам Специального правового режима соответствующий уполномоченный орган в месячный срок:

проводит анализ на предмет целесообразности внедрения апробированных продукции и услуг;

в случае целесообразности внедрения продукции и услуг разрабатывает предложения по совершенствованию актов законодательства.

Кабинету Министров в срок до 1 января 2023 года утвердить Временное положение о порядке введения специального правового режима «Регуляторная песочница», в том числе «Дорожную карту» по его введению в практику в разрезе конкретных направлений.

Министерству юстиции совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и соответствующими уполномоченными органами в срок до 1 января 2025 года по результатам анализа проектов, по которым введен Специальный правовой режим, разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект Закона «О специальном правовом режиме».

7. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП–60 внедрен порядок включения всех обязательных требований в сфере предпринимательства в Единый электронный реестр обязательных требований в сфере предпринимательства (далее – Единый реестр), пересмотра дублирующих и утративших актуальность обязательных требований.

8. Установить, что:

а) Единый реестр включает в себя все установленные требования по инструментам регулирования предпринимательской деятельности, их сроки, связанные с ними финансовые расходы, документы, подтверждающие соответствие требованиям, контролирующие органы, формы проверок и меры ответственности;

б) сведения в Единый реестр вносятся уполномоченными государственными органами и организациями, регулирующими соответствующую сферу;

в) Министерство юстиции является оператором Единого реестра, методически обеспечивает ведение Единого реестра, а также координирует деятельность государственных органов и организаций в этой сфере;

г) Единый реестр формируется в следующих этапах:

на первом этапе (2023 год) – формируется перечень обязательных требований в сферах строительства, торговли, общественного питания, образования и транспорта;

на втором этапе (2024–2025 годы) – формируется перечень обязательных требований во всех сферах;

д) в процессе формирования Единого реестра критически анализируется актуальность обязательных требований, проводится оценка регуляторного воздействия и сокращается их количество;

е) Единый реестр полностью запускается начиная с 1 июля 2025 года. При этом за несоблюдение обязательных требований, не включенных в Единый реестр, ответственность не устанавливается, а также государственным органам и организациям запрещается проводить проверку соблюдения обязательных требований, не включенных в Единый реестр.

Утвердить Схему формирования Единого реестра согласно приложению № 2.

Министерству юстиции в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок формирования, ведения и обновления сведений Единого реестра.

9. Образовать рабочую группу по снижению регуляторной нагрузки для субъектов предпринимательства (далее – Рабочая группа) в составе согласно приложению № 3.

Рабочей группе (Ходжаев Ж.) организовать работы по сокращению обязательных требований, формированию их единого реестра в порядке и в сроки в соответствии с пунктом 8 настоящего Указа путем образования малых рабочих групп, состоящих из специалистов соответствующих организаций.

10. Утвердить План мероприятий по созданию дополнительных удобств субъектам предпринимательства и сокращению бюрократических барьеров в сфере согласно приложению № 4.

11. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок:

обеспечить предусмотрение механизмов осуществления новых процедур, внедренных настоящим Указом, в проекте Предпринимательского кодекса;

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

12. Возложить на заместителя Премьер-министра Ходжаева Ж.А., министра юстиции Давлетова Р.К. и Уполномоченного по защите прав
и законных интересов субъектов предпринимательства Касимова Д.С. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

         Президент

Республики Узбекистан                                                                                                Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

9 ноября 2022 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях снижения регуляторной нагрузки для субъектов предпринимательства путем определения конкретных целей и пределов регулирования предпринимательской деятельности, создания для них благоприятных условий для внедрения новых продуктов и видов услуг,
а также обеспечения реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП–60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы»:

1. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Уполномоченного
по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства
и Торгово-промышленной палаты о государственном регулировании предпринимательской деятельности исключительно посредством следующих инструментов:

государственная регистрация субъектов предпринимательства;

внедрение лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур по отдельным видам деятельности субъектов предпринимательства;

техническое регулирование;

тарифное и нетарифное регулирование;

обязательное страхование ответственности субъектов предпринимательства в порядке, установленном законом;

государственный контроль;

защита конкуренции;

установление законом ответственности для субъектов предпринимательства и их должностных лиц;

внедрение отчетов;

внедрение самоуправления на основе членства (участия) в саморегулируемой организации.

Законами могут быть установлены также иные инструменты регулирования предпринимательской деятельности.

2. Установить, что:

инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности вводятся исключительно на основе нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования в целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья человека товаров, производимых и реализуемых субъектами предпринимательства, выполняемых работ, оказываемых услуг, защиты его законных интересов, охраны окружающей среды, а также государственной безопасности и создания благоприятных условий для развития предпринимательства;

регуляторные инструменты, установленные в документах, не являющихся нормативно-правовыми актами или нормативными документами в области технического регулирования, не имеют правовых последствий.

3. Отменить с 1 января 2023 года следующие требования:

письменное уведомление кредиторов при принятии решения об уменьшении уставного фонда (уставного капитала) субъекта предпринимательства и объявление об этом в средствах массовой информации;

осуществление продажи новых импортируемых автомобилей только юридическими лицами  официальными дилерами предприятий-производителей;

приостановление подачи электроэнергии юридическим лицам, потребившим электроэнергию сверх объемов, указанных в договоре электроснабжения (ежемесячный договорной объем);

постановка на отдельный учет в органах государственной налоговой службы работников, нанятых индивидуальным предпринимателем, путем их регистрации в Единой национальной системе труда.

4. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 марта 2023 года:

налогоплательщикам предоставляется право обжаловать непосредственно в суд решения, принятые налоговыми органами по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита;

всем юридическим лицам, независимо от форм собственности, разрешается оказывать коммерческие услуги через Единый портал интерактивных государственных услуг при соблюдении требований информационной безопасности. При этом порядок оказания негосударственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг определяется Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и юридическим лицом, оказывающим услугу;

не допускается выполнение заказов на основании прямых договоров по государственным закупкам, сумма одного из которых составляет 3 500-кратный размер базовой расчетной величины и более, реализуемых в соответствии с постановлениями Кабинета Министров;

запрещается приобретение товаров (работ, услуг), сумма стоимости которых составляет 3 500-кратный размер базовой расчетной величины и более, по прямым договорам между министерством (ведомством, учреждением) и входящей в его состав организацией (учреждением).

5. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций о введении  начиная с 1 января 2023 года специального правового режима «Регуляторная песочница» (далее – Специальный правовой режим), предусматривающего специальное регулирование деятельности субъектов предпринимательства, являющихся юридическим лицом, по испытанию новой продукции и услуг или результатов иной интеллектуальной деятельности на основе современных технологий в контролируемой ограниченной среде по сферам согласно приложению № 1.

6. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года:

а) в рамках Специального правового режима субъектам предпринимательства разрешается:

не соблюдать нормы некоторых актов законодательства посредством специального регулирования в рамках ограниченности времени, территории и лиц в направлениях деятельности производства, апробации и внедрения новых продукции и услуг;

осуществлять деятельность без лицензирования и прохождения разрешительных процедур, за исключением лицензий и документов разрешительного характера, содержащих государственные секреты и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;

б) Специальный правовой режим вводится на основании соглашения, заключаемого отдельно по каждому проекту между уполномоченным органом и инициатором. При этом:

в соглашении определяются требования и условия реализации проекта, в том числе сроки, территория и круг лиц, перечень норм законодательства, которые не распространяются на инициатора, а также критерии оценки (индикаторы) результатов проекта;

наибольший срок действия Специального правового режима по каждому проекту составляет три года;

в) по итогам Специального правового режима соответствующий уполномоченный орган в месячный срок:

проводит анализ на предмет целесообразности внедрения апробированных продукции и услуг;

в случае целесообразности внедрения продукции и услуг разрабатывает предложения по совершенствованию актов законодательства.

Кабинету Министров в срок до 1 января 2023 года утвердить Временное положение о порядке введения специального правового режима «Регуляторная песочница», в том числе «Дорожную карту» по его введению в практику в разрезе конкретных направлений.

Министерству юстиции совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и соответствующими уполномоченными органами в срок до 1 января 2025 года по результатам анализа проектов, по которым введен Специальный правовой режим, разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект Закона «О специальном правовом режиме».

7. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП–60 внедрен порядок включения всех обязательных требований в сфере предпринимательства в Единый электронный реестр обязательных требований в сфере предпринимательства (далее – Единый реестр), пересмотра дублирующих и утративших актуальность обязательных требований.

8. Установить, что:

а) Единый реестр включает в себя все установленные требования по инструментам регулирования предпринимательской деятельности, их сроки, связанные с ними финансовые расходы, документы, подтверждающие соответствие требованиям, контролирующие органы, формы проверок и меры ответственности;

б) сведения в Единый реестр вносятся уполномоченными государственными органами и организациями, регулирующими соответствующую сферу;

в) Министерство юстиции является оператором Единого реестра, методически обеспечивает ведение Единого реестра, а также координирует деятельность государственных органов и организаций в этой сфере;

г) Единый реестр формируется в следующих этапах:

на первом этапе (2023 год) – формируется перечень обязательных требований в сферах строительства, торговли, общественного питания, образования и транспорта;

на втором этапе (2024–2025 годы) – формируется перечень обязательных требований во всех сферах;

д) в процессе формирования Единого реестра критически анализируется актуальность обязательных требований, проводится оценка регуляторного воздействия и сокращается их количество;

е) Единый реестр полностью запускается начиная с 1 июля 2025 года. При этом за несоблюдение обязательных требований, не включенных в Единый реестр, ответственность не устанавливается, а также государственным органам и организациям запрещается проводить проверку соблюдения обязательных требований, не включенных в Единый реестр.

Утвердить Схему формирования Единого реестра согласно приложению № 2.

Министерству юстиции в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок формирования, ведения и обновления сведений Единого реестра.

9. Образовать рабочую группу по снижению регуляторной нагрузки для субъектов предпринимательства (далее – Рабочая группа) в составе согласно приложению № 3.

Рабочей группе (Ходжаев Ж.) организовать работы по сокращению обязательных требований, формированию их единого реестра в порядке и в сроки в соответствии с пунктом 8 настоящего Указа путем образования малых рабочих групп, состоящих из специалистов соответствующих организаций.

10. Утвердить План мероприятий по созданию дополнительных удобств субъектам предпринимательства и сокращению бюрократических барьеров в сфере согласно приложению № 4.

11. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок:

обеспечить предусмотрение механизмов осуществления новых процедур, внедренных настоящим Указом, в проекте Предпринимательского кодекса;

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

12. Возложить на заместителя Премьер-министра Ходжаева Ж.А., министра юстиции Давлетова Р.К. и Уполномоченного по защите прав
и законных интересов субъектов предпринимательства Касимова Д.С. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

         Президент

Республики Узбекистан                                                                                                Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

9 ноября 2022 года.