Постановление Президента Республики Узбекистан

В соответствии со Стратегией «Цифровой Узбекистан – 2030» и в целях создания благоприятных условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта и их широкого применения в стране, обеспечения доступности и высокого качества цифровых данных, подготовки квалифицированных кадров в указанной сфере:

1. Утвердить:

а) Программу мер по изучению и внедрению технологий искусственного интеллекта в 2021–2022 годах согласно приложению № 1 (далее – Программа), предусматривающую следующие основные приоритетные направления:

разработку Стратегии развития искусственного интеллекта, определяющей базовые направления и принципы применения искусственного интеллекта, а также условия для комплексного формирования данной сферы в ближайшей и долгосрочной перспективе;

выработку нормативно-правовой базы, определяющей единые требования, ответственность, безопасность и прозрачность при разработке и использовании технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сфере, системе государственного управления;

широкое применение технологий искусственного интеллекта для улучшения качества оказания государственных услуг в интересах населения, а также повышения эффективности государственных органов при обработке данных;

создание отечественной экосистемы инновационных разработок в области искусственного интеллекта, стимулирующей проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по разработке полезных технологических решений с последующей их коммерциализацией;

создание условий для разработчиков программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта в доступе к цифровым данным, а также обеспечение ускоренной оцифровки соответствующих данных государственных органов и организаций;

формирование инвестиционной привлекательности научных работ и разработок в области искусственного интеллекта, в том числе для повышения конкурентоспособности товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечение доступа отечественных предприятий и специалистов к информационным ресурсам и компетенциям в области искусственного интеллекта, а также развитие необходимой образовательной среды;

развитие международного сотрудничества в области искусственного интеллекта и технологий его применения для проведения совместной международной исследовательской деятельности, подготовки кадров и повышения их квалификации, улучшения позиций республики в престижных рейтингах и индексах;

б) Перечень пилотных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта, реализуемых в 2021–2022 годах, в том числе с привлечением резидентов Технологического парка программных продуктов и информационных технологий согласно приложению № 2,
в следующих приоритетных отраслях и сферах:

в сфере сельского хозяйства: применение технологий искусственного интеллекта в процессе мониторинга состояния почвы и сельскохозяйственных культур на основе данных дистанционного зондирования земли, а также работы сельскохозяйственной техники, в том числе комбайнов, – Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Агентство «Узбеккосмос» (Ходжаев Ж., Юлдашев К., Кадиров Ш.);

в банковской сфере: применение технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности мониторинга за деятельностью коммерческих банков и упрощения выполнения ими регуляторных требований (SubTech и RegTech), а также для анализа качества оказания банковских услуг, удаленной биометрической идентификации (Face-ID) пользователей и оценки кредитных рисков – Центральный банк, АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», АК «Алокабанк» (Нурмуратов М., Мирсоатов А., Ирисбекова К.);

в сфере финансов: применение технологий искусственного интеллекта для анализа и повышения эффективности бюджетных расходов, пенсионных, социальных и страховых выплат, а также пособий – Министерство финансов (Ишметов Т.);

в налоговой сфере: применение технологий искусственного интеллекта для анализа налоговых поступлений юридических лиц, выявления отклонений налоговых отчислений – Государственный налоговый комитет, Министерство финансов (Кудбиев Ш., Султанов Д.);

в сфере транспорта: применение технологий искусственного интеллекта в процессе управления локомотивами для отслеживания их передвижения и предупреждения машинистов при опасных ситуациях, анализа движения общественного транспорта и определения
его оптимальных маршрутов, а также мониторинга автомобильного движения и транспортных пробок – Министерство транспорта, АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Тошшахартрансхизмат», Министерство внутренних дел (Махкамов И., Хасилов Х., Джураев А., Икрамов А.);

в сфере энергетики: применение технологий искусственного интеллекта для прогнозирования выработки и потребления энергоресурсов, оптимизации работы технологического оборудования – Министерство энергетики, АО «Региональные электрические сети» (Султанов А., Мустафоев У.);

в сфере здравоохранения: применение технологий искусственного интеллекта для диагностики пневмонии на основе анализа компьютерной томографии легких человека, а также рака молочной железы на ранних стадиях на основе анализа маммографии – Министерство здравоохранения (Хаджибаев А., Азизов А.);

в сфере фармацевтики: применение технологий искусственного интеллекта для анализа и прогнозирования потребностей рынка в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения – Агентство по развитию фармацевтической отрасли, АК «Дори-Дармон», Министерство здравоохранения (Кариев С., Салихбаева У., Азизов А.);

в сфере электронного правительства: применение технологий искусственного интеллекта для удаленной биометрической идентификации пользователей при оказании электронных государственных и финансовых услуг (Face-ID) – Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.).

2. Возложить на:

Министерство инновационного развития (Абдурахмонов И.) – осуществление поддержки научно-технических исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта;

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.) – создание технологических условий для разработки и внедрение программных продуктов на основе искусственного интеллекта;

Координационную комиссию по реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» (Арипов А.Н.) (далее – Координационная комиссия), образованную Указом Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № УП–6079, – ответственность за комплексную координацию реализации Программы и иных инициатив, связанных с внедрением и применением технологий искусственного интеллекта.

3. Координационной комиссии (Арипов А.Н.) с привлечением ведущих зарубежных специалистов и компаний в срок до 1 декабря 2021 года внести на утверждение Стратегию развития искусственного интеллекта, рассчитанную на ближайшую и долгосрочную перспективы.

4. Установить, что:

финансирование научных исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей (далее – Фонд) через отдельно открываемый для этих целей расчетный счет;

целевое финансирование научных исследований и инновационных разработок с применением технологий искусственного интеллекта за счет средств Фонда осуществляется по заключению рабочего органа Координационной комиссии;

Министерство инновационного развития по заключению Координационной комиссии имеет право в пределах средств государственного бюджета, предусмотренных на финансирование научных проектов в рамках государственных научных программ, направлять Фонду средства на финансирование научных исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта, а также мероприятий по поддержке развития данной сферы.

5. Образовать Научно-исследовательский институт развития цифровых технологий и искусственного интеллекта при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций (далее – Институт) на базе Научно-инновационного центра информационно-коммуникационных технологий при Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и Научно-практического центра интеллектуально-программных систем при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

Определить основными задачами Института:

организацию научных исследований, направленных на повсеместную реализацию Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и внедрение технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики, социальной сфере и системе государственного управления;

проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области искусственного интеллекта, формирование научной экосистемы развития цифровых технологий;

разработку инновационных продуктов по автоматизации управленческих и производственных процессов на основе технологий искусственного интеллекта, а также их моделей, алгоритмов и программного обеспечения;

налаживание сотрудничества и реализацию совместных проектов с ведущими зарубежными инновационными и научными учреждениями по развитию технологий искусственного интеллекта.

6. Установить, что:

Институт является государственной научной организацией со статусом юридического лица, а также правопреемником Научно-инновационного центра информационно-коммуникационных технологий при Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и Научно-практического центра интеллектуально-программных систем при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека по их договорам и обязательствам;

с 1 марта 2021 года финансирование расходов по текущей деятельности, содержанию зданий и сооружений Института, а также оплате труда его работников (за исключением научных работников) осуществляется за счет средств государственного бюджета;

на работников Института распространяются размеры и условия оплаты труда, предусмотренные для соответствующих должностей в научно-исследовательских учреждениях Академии наук;

расходы государственного бюджета, связанные с организацией деятельности Института в рамках настоящего постановления, финансируются в 2021 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций как распорядителю бюджетных средств первого уровня, а с 2022 года предусматриваются в установленном порядке в параметрах расходов государственного бюджета.

7. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Департамент внедрения и развития технологий искусственного интеллекта численностью 15 штатных единиц.

Определить, что:

численность департамента формируется за счет штатных единиц центров, реорганизуемых в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления;

общая координация работы департамента, укомплектование его квалифицированным персоналом осуществляются советником Премьер-министра – начальником Департамента по вопросам развития IТ-технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности Кабинета Министров.

8. Одобрить предложение Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства инновационного развития, государственных органов, коммерческих банков и крупных промышленных предприятий о создании Совместного альянса по развитию искусственного интеллекта в составе согласно приложению № 3.

Определить, что:

Совместный альянс создается в целях ускоренной и совместной реализации приоритетных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сфере, системе государственного управления, оптимизации расходов на их разработку, распространения лучших практик в данной области среди государственных органов и организаций;

Министерство по развитию информационных технологий
и коммуникаций является рабочим органом Совместного альянса.

9. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственному комитету по статистике в срок до 1 сентября 2021 года в рамках деятельности Портала открытых данных Республики Узбекистан создать платформу цифровых данных, предоставляющую отечественным научным организациям и высшим образовательным учреждениям, а также разработчикам и организациям в сфере информационных технологий доступ к наборам государственных и иных данных для использования в программном обеспечении на основе искусственного интеллекта.

10. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Антимонопольному комитету, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству инновационного развития, Министерству юстиции и Центральному банку образовать межведомственную рабочую группу и на основе лучших зарубежных практик в срок до 1 июня 2021 года внести в Кабинет Министров предложения о конкретных механизмах внедрения специального правового режима по применению технологий искусственного интеллекта в рамках экспериментальных инновационных исследований, предусматривающие в том числе:

разработку и введение программы содействия финансированию трансформации деятельности субъектов предпринимательства в технологию искусственного интеллекта;

разработку программы субсидирования затрат субъектов предпринимательства на переподготовку и повышение квалификации своих сотрудников с целью сохранения их рабочих мест в результате трансформации их деятельности в технологию искусственного интеллекта;

введение стимулирующих мер для субъектов предпринимательства на исследования и разработки (R&D) по выработке и внедрению решений искусственного интеллекта в свою деятельность.

11. Принять предложение Координационной комиссии
по размещению в 2021 году на создаваемой платформе государственных данных, предоставляемых в открытом доступе для реализации проектов в области искусственного интеллекта, по перечню согласно приложению № 4.

Установить, что руководители соответствующих министерств и ведомств, ответственных за формирование государственных данных для искусственного интеллекта, несут персональную ответственность за своевременное размещение информации, в части их касающейся, а также ее полноту, актуальность и достоверность.

Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций обеспечить системный контроль за организацией доступа к наборам цифровых государственных данных, предоставляемых для обработки на основе технологий искусственного интеллекта, а также
их качеством.

12. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством инновационного развития и Агентством «Узстандарт» в месячный срок утвердить график работ по принятию международных стандартов в области искусственного интеллекта и больших данных в качестве государственных стандартов Республики Узбекистан.

13. Утвердить:

Перечень высших образовательных учреждений и научных организаций, в которых с 2021/2022 учебного года поэтапно начинается подготовка кадров по направлению «Искусственный интеллект» на грантовой основе, согласно приложению № 5;

Перечень высших образовательных учреждений, в которых внедряются учебные курсы и предметы по прикладному применению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики, социальной сфере и системе государственного управления, согласно приложению № 6.

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством инновационного развития начиная с 2021/2022 учебного года привлечь в каждое высшее образовательное учреждение, указанное в приложениях № 5 и № 6, не менее одного ведущего зарубежного эксперта и ученого для их участия в обучении
в области искусственного интеллекта и технологий его применения.

Определить, что расходы, связанные с привлечением зарубежного эксперта и ученого в высшие образовательные учреждения, покрываются за счет их собственных внебюджетных средств.

14. Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству финансов предусмотреть с 2021 года ежегодное целевое выделение квоты по 5 человек для обучения в базовой докторантуре и для стажеров-исследователей в области искусственного интеллекта.

15. Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров, Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций предусмотреть создание специализации докторантуры «Цифровые технологии и искусственный интеллект».

16. Принять к сведению, что Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, АК «Алокабанк», АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» совместно с Группой «Сбер» (Россия) ведется работа по налаживанию взаимодействия в сфере внедрения технологий искусственного интеллекта.

Советнику Премьер-министра Умарову О.М., Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш., Пекось О.), Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И., Назаров А.), АК «Алокабанк» (Ирисбекова К.), АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (Мирсоатов А.) исходя из потребностей отраслей экономики и социальной сферы, органов государственного и хозяйственного управления принять меры по активизации сотрудничества с Группой «Сбер» (Россия) по вопросам внедрения технологий искусственного интеллекта и иных программных продуктов на основе передового зарубежного опыта и наилучших практик, в том числе:

в месячный срок разработать и утвердить совместную «дорожную карту» по ускоренной и эффективной реализации пилотных проектов, организации обучения отечественных специалистов, а также иным направлениям сотрудничества, определенным настоящим постановлением;

обеспечить привлечение ведущих специалистов и экспертов Группы «Сбер» (Россия) для участия в качестве консультантов по развитию искусственного интеллекта в деятельности государственных органов и иных организаций, а также в подготовке нормативно-правовой базы в данной сфере.

17. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством инновационного развития, Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана организовать в средствах массовой информации выступления и тематические телепередачи о сути и значении настоящего постановления.

18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству инновационного развития совместно с заинтересованными организациями в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

19. Возложить на министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. и министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Садикова Ш.М. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Министерствам, ведомствам и организациям, указанным
в приложениях №№ 2, 3 и 4 к настоящему постановлению,
в двадцатидневный срок по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций утвердить «адресные дорожные карты» (программы мер) по реализации возложенных задач.

Координационной комиссии (Арипов А.Н.) обеспечить ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных министерств, ведомств и организаций.

20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советников Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А., Абдувахитова А.А.

          Президент

Республики Узбекистан                   Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

17 февраля 2021 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по созданию условий для ускоренного внедрениятехнологий искусственного интеллекта

Постановление Президента Республики Узбекистан

В соответствии со Стратегией «Цифровой Узбекистан – 2030» и в целях создания благоприятных условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта и их широкого применения в стране, обеспечения доступности и высокого качества цифровых данных, подготовки квалифицированных кадров в указанной сфере:

1. Утвердить:

а) Программу мер по изучению и внедрению технологий искусственного интеллекта в 2021–2022 годах согласно приложению № 1 (далее – Программа), предусматривающую следующие основные приоритетные направления:

разработку Стратегии развития искусственного интеллекта, определяющей базовые направления и принципы применения искусственного интеллекта, а также условия для комплексного формирования данной сферы в ближайшей и долгосрочной перспективе;

выработку нормативно-правовой базы, определяющей единые требования, ответственность, безопасность и прозрачность при разработке и использовании технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сфере, системе государственного управления;

широкое применение технологий искусственного интеллекта для улучшения качества оказания государственных услуг в интересах населения, а также повышения эффективности государственных органов при обработке данных;

создание отечественной экосистемы инновационных разработок в области искусственного интеллекта, стимулирующей проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по разработке полезных технологических решений с последующей их коммерциализацией;

создание условий для разработчиков программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта в доступе к цифровым данным, а также обеспечение ускоренной оцифровки соответствующих данных государственных органов и организаций;

формирование инвестиционной привлекательности научных работ и разработок в области искусственного интеллекта, в том числе для повышения конкурентоспособности товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечение доступа отечественных предприятий и специалистов к информационным ресурсам и компетенциям в области искусственного интеллекта, а также развитие необходимой образовательной среды;

развитие международного сотрудничества в области искусственного интеллекта и технологий его применения для проведения совместной международной исследовательской деятельности, подготовки кадров и повышения их квалификации, улучшения позиций республики в престижных рейтингах и индексах;

б) Перечень пилотных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта, реализуемых в 2021–2022 годах, в том числе с привлечением резидентов Технологического парка программных продуктов и информационных технологий согласно приложению № 2,
в следующих приоритетных отраслях и сферах:

в сфере сельского хозяйства: применение технологий искусственного интеллекта в процессе мониторинга состояния почвы и сельскохозяйственных культур на основе данных дистанционного зондирования земли, а также работы сельскохозяйственной техники, в том числе комбайнов, – Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Агентство «Узбеккосмос» (Ходжаев Ж., Юлдашев К., Кадиров Ш.);

в банковской сфере: применение технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности мониторинга за деятельностью коммерческих банков и упрощения выполнения ими регуляторных требований (SubTech и RegTech), а также для анализа качества оказания банковских услуг, удаленной биометрической идентификации (Face-ID) пользователей и оценки кредитных рисков – Центральный банк, АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», АК «Алокабанк» (Нурмуратов М., Мирсоатов А., Ирисбекова К.);

в сфере финансов: применение технологий искусственного интеллекта для анализа и повышения эффективности бюджетных расходов, пенсионных, социальных и страховых выплат, а также пособий – Министерство финансов (Ишметов Т.);

в налоговой сфере: применение технологий искусственного интеллекта для анализа налоговых поступлений юридических лиц, выявления отклонений налоговых отчислений – Государственный налоговый комитет, Министерство финансов (Кудбиев Ш., Султанов Д.);

в сфере транспорта: применение технологий искусственного интеллекта в процессе управления локомотивами для отслеживания их передвижения и предупреждения машинистов при опасных ситуациях, анализа движения общественного транспорта и определения
его оптимальных маршрутов, а также мониторинга автомобильного движения и транспортных пробок – Министерство транспорта, АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Тошшахартрансхизмат», Министерство внутренних дел (Махкамов И., Хасилов Х., Джураев А., Икрамов А.);

в сфере энергетики: применение технологий искусственного интеллекта для прогнозирования выработки и потребления энергоресурсов, оптимизации работы технологического оборудования – Министерство энергетики, АО «Региональные электрические сети» (Султанов А., Мустафоев У.);

в сфере здравоохранения: применение технологий искусственного интеллекта для диагностики пневмонии на основе анализа компьютерной томографии легких человека, а также рака молочной железы на ранних стадиях на основе анализа маммографии – Министерство здравоохранения (Хаджибаев А., Азизов А.);

в сфере фармацевтики: применение технологий искусственного интеллекта для анализа и прогнозирования потребностей рынка в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения – Агентство по развитию фармацевтической отрасли, АК «Дори-Дармон», Министерство здравоохранения (Кариев С., Салихбаева У., Азизов А.);

в сфере электронного правительства: применение технологий искусственного интеллекта для удаленной биометрической идентификации пользователей при оказании электронных государственных и финансовых услуг (Face-ID) – Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.).

2. Возложить на:

Министерство инновационного развития (Абдурахмонов И.) – осуществление поддержки научно-технических исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта;

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.) – создание технологических условий для разработки и внедрение программных продуктов на основе искусственного интеллекта;

Координационную комиссию по реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» (Арипов А.Н.) (далее – Координационная комиссия), образованную Указом Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № УП–6079, – ответственность за комплексную координацию реализации Программы и иных инициатив, связанных с внедрением и применением технологий искусственного интеллекта.

3. Координационной комиссии (Арипов А.Н.) с привлечением ведущих зарубежных специалистов и компаний в срок до 1 декабря 2021 года внести на утверждение Стратегию развития искусственного интеллекта, рассчитанную на ближайшую и долгосрочную перспективы.

4. Установить, что:

финансирование научных исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей (далее – Фонд) через отдельно открываемый для этих целей расчетный счет;

целевое финансирование научных исследований и инновационных разработок с применением технологий искусственного интеллекта за счет средств Фонда осуществляется по заключению рабочего органа Координационной комиссии;

Министерство инновационного развития по заключению Координационной комиссии имеет право в пределах средств государственного бюджета, предусмотренных на финансирование научных проектов в рамках государственных научных программ, направлять Фонду средства на финансирование научных исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта, а также мероприятий по поддержке развития данной сферы.

5. Образовать Научно-исследовательский институт развития цифровых технологий и искусственного интеллекта при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций (далее – Институт) на базе Научно-инновационного центра информационно-коммуникационных технологий при Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и Научно-практического центра интеллектуально-программных систем при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

Определить основными задачами Института:

организацию научных исследований, направленных на повсеместную реализацию Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и внедрение технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики, социальной сфере и системе государственного управления;

проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области искусственного интеллекта, формирование научной экосистемы развития цифровых технологий;

разработку инновационных продуктов по автоматизации управленческих и производственных процессов на основе технологий искусственного интеллекта, а также их моделей, алгоритмов и программного обеспечения;

налаживание сотрудничества и реализацию совместных проектов с ведущими зарубежными инновационными и научными учреждениями по развитию технологий искусственного интеллекта.

6. Установить, что:

Институт является государственной научной организацией со статусом юридического лица, а также правопреемником Научно-инновационного центра информационно-коммуникационных технологий при Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и Научно-практического центра интеллектуально-программных систем при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека по их договорам и обязательствам;

с 1 марта 2021 года финансирование расходов по текущей деятельности, содержанию зданий и сооружений Института, а также оплате труда его работников (за исключением научных работников) осуществляется за счет средств государственного бюджета;

на работников Института распространяются размеры и условия оплаты труда, предусмотренные для соответствующих должностей в научно-исследовательских учреждениях Академии наук;

расходы государственного бюджета, связанные с организацией деятельности Института в рамках настоящего постановления, финансируются в 2021 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций как распорядителю бюджетных средств первого уровня, а с 2022 года предусматриваются в установленном порядке в параметрах расходов государственного бюджета.

7. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Департамент внедрения и развития технологий искусственного интеллекта численностью 15 штатных единиц.

Определить, что:

численность департамента формируется за счет штатных единиц центров, реорганизуемых в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления;

общая координация работы департамента, укомплектование его квалифицированным персоналом осуществляются советником Премьер-министра – начальником Департамента по вопросам развития IТ-технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности Кабинета Министров.

8. Одобрить предложение Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства инновационного развития, государственных органов, коммерческих банков и крупных промышленных предприятий о создании Совместного альянса по развитию искусственного интеллекта в составе согласно приложению № 3.

Определить, что:

Совместный альянс создается в целях ускоренной и совместной реализации приоритетных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сфере, системе государственного управления, оптимизации расходов на их разработку, распространения лучших практик в данной области среди государственных органов и организаций;

Министерство по развитию информационных технологий
и коммуникаций является рабочим органом Совместного альянса.

9. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственному комитету по статистике в срок до 1 сентября 2021 года в рамках деятельности Портала открытых данных Республики Узбекистан создать платформу цифровых данных, предоставляющую отечественным научным организациям и высшим образовательным учреждениям, а также разработчикам и организациям в сфере информационных технологий доступ к наборам государственных и иных данных для использования в программном обеспечении на основе искусственного интеллекта.

10. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Антимонопольному комитету, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству инновационного развития, Министерству юстиции и Центральному банку образовать межведомственную рабочую группу и на основе лучших зарубежных практик в срок до 1 июня 2021 года внести в Кабинет Министров предложения о конкретных механизмах внедрения специального правового режима по применению технологий искусственного интеллекта в рамках экспериментальных инновационных исследований, предусматривающие в том числе:

разработку и введение программы содействия финансированию трансформации деятельности субъектов предпринимательства в технологию искусственного интеллекта;

разработку программы субсидирования затрат субъектов предпринимательства на переподготовку и повышение квалификации своих сотрудников с целью сохранения их рабочих мест в результате трансформации их деятельности в технологию искусственного интеллекта;

введение стимулирующих мер для субъектов предпринимательства на исследования и разработки (R&D) по выработке и внедрению решений искусственного интеллекта в свою деятельность.

11. Принять предложение Координационной комиссии
по размещению в 2021 году на создаваемой платформе государственных данных, предоставляемых в открытом доступе для реализации проектов в области искусственного интеллекта, по перечню согласно приложению № 4.

Установить, что руководители соответствующих министерств и ведомств, ответственных за формирование государственных данных для искусственного интеллекта, несут персональную ответственность за своевременное размещение информации, в части их касающейся, а также ее полноту, актуальность и достоверность.

Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций обеспечить системный контроль за организацией доступа к наборам цифровых государственных данных, предоставляемых для обработки на основе технологий искусственного интеллекта, а также
их качеством.

12. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством инновационного развития и Агентством «Узстандарт» в месячный срок утвердить график работ по принятию международных стандартов в области искусственного интеллекта и больших данных в качестве государственных стандартов Республики Узбекистан.

13. Утвердить:

Перечень высших образовательных учреждений и научных организаций, в которых с 2021/2022 учебного года поэтапно начинается подготовка кадров по направлению «Искусственный интеллект» на грантовой основе, согласно приложению № 5;

Перечень высших образовательных учреждений, в которых внедряются учебные курсы и предметы по прикладному применению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики, социальной сфере и системе государственного управления, согласно приложению № 6.

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством инновационного развития начиная с 2021/2022 учебного года привлечь в каждое высшее образовательное учреждение, указанное в приложениях № 5 и № 6, не менее одного ведущего зарубежного эксперта и ученого для их участия в обучении
в области искусственного интеллекта и технологий его применения.

Определить, что расходы, связанные с привлечением зарубежного эксперта и ученого в высшие образовательные учреждения, покрываются за счет их собственных внебюджетных средств.

14. Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству финансов предусмотреть с 2021 года ежегодное целевое выделение квоты по 5 человек для обучения в базовой докторантуре и для стажеров-исследователей в области искусственного интеллекта.

15. Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров, Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций предусмотреть создание специализации докторантуры «Цифровые технологии и искусственный интеллект».

16. Принять к сведению, что Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, АК «Алокабанк», АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» совместно с Группой «Сбер» (Россия) ведется работа по налаживанию взаимодействия в сфере внедрения технологий искусственного интеллекта.

Советнику Премьер-министра Умарову О.М., Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш., Пекось О.), Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И., Назаров А.), АК «Алокабанк» (Ирисбекова К.), АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (Мирсоатов А.) исходя из потребностей отраслей экономики и социальной сферы, органов государственного и хозяйственного управления принять меры по активизации сотрудничества с Группой «Сбер» (Россия) по вопросам внедрения технологий искусственного интеллекта и иных программных продуктов на основе передового зарубежного опыта и наилучших практик, в том числе:

в месячный срок разработать и утвердить совместную «дорожную карту» по ускоренной и эффективной реализации пилотных проектов, организации обучения отечественных специалистов, а также иным направлениям сотрудничества, определенным настоящим постановлением;

обеспечить привлечение ведущих специалистов и экспертов Группы «Сбер» (Россия) для участия в качестве консультантов по развитию искусственного интеллекта в деятельности государственных органов и иных организаций, а также в подготовке нормативно-правовой базы в данной сфере.

17. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством инновационного развития, Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана организовать в средствах массовой информации выступления и тематические телепередачи о сути и значении настоящего постановления.

18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству инновационного развития совместно с заинтересованными организациями в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

19. Возложить на министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. и министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Садикова Ш.М. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Министерствам, ведомствам и организациям, указанным
в приложениях №№ 2, 3 и 4 к настоящему постановлению,
в двадцатидневный срок по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций утвердить «адресные дорожные карты» (программы мер) по реализации возложенных задач.

Координационной комиссии (Арипов А.Н.) обеспечить ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных министерств, ведомств и организаций.

20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советников Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А., Абдувахитова А.А.

          Президент

Республики Узбекистан                   Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

17 февраля 2021 года.