Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях совершенствования системы охраны объектов интеллектуальной собственности, учитывая, что развитие сферы интеллектуальной собственности является основным фактором интеграции нашей страны в мировое сообщество, а также последовательной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017– 2021 годах:
1. Начиная с 1 апреля 2021 года:
отменить действующие ограничения в законодательстве в отношении регистрации товарных знаков и знаков обслуживания исключительно на имя юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, исходя из норм международных договоров в сфере интеллектуальной собственности;
внедрить порядок ускоренной экспертизы, предоставляющий возможность значительного сокращения сроков государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. При этом предусматривается, что предварительный поиск по заявке, представляемой для взятия под охрану объектов интеллектуальной собственности, проводится по соглашению сторон.
2. Внедрить в деятельность Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции (далее – Агентство) практику применения методов аутсорсинга в процессе проведения государственной экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности.
3. Утвердить:
«Дорожную карту» по укреплению охраны интеллектуальной собственности и внедрению современных информационно-коммуникационных технологий согласно приложению № 1;
Программу практических работ по развитию сферы интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений) в 2021–2023 годах согласно приложению № 2.
Возложить персональную ответственность на первых руководителей министерств, ведомств и других организаций, а также органов исполнительной власти на местах за своевременное, качественное и полное выполнение мероприятий, определенных в «Дорожной карте» и Программе.
4. Установить порядок, в соответствии с которым:
затраты национальных экспортеровна регистрацию за рубежом наименований мест происхождения (географических указаний) товаров, осуществленные в срокдо 1 января 2025 года, полностью покрываются за счет внебюджетных средств Агентства;
органы государственного управления и государственные предприятия, научно-исследовательские и высшие образовательные учреждения в срок до 1 июня 2021 года проводят полную инвентаризацию принадлежащих им объектов (авторских прав, смежных прав и промышленной собственности) интеллектуальной собственности с отображением их в бухгалтерском учете;
в 2021–2022 годах национальная регистрация товарных знаков субъектов предпринимательства – экспортеров, а также осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства и ремесленничества, в общем товарообороте которых доля экспорта составляет более 60 процентов, проводится бесплатно;
в процессе государственной регистрации субъектов предпринимательства проводится пропаганда государственной регистрации также товарных знаков и знаков обслуживания;
Торгово-промышленной палатой и Агентством во всех административных единицах республики не реже одного раза в год для лиц, начинающих предпринимательскую деятельность, проводятся национальные форумы и мастер-классы по разъяснению преимуществ обладания собственным брендом с участием владельцев известных национальных брендов, признанных в Узбекистане и мировом масштабе.
5. Согласиться с предложением Агентства и Министерства инновационного развития о запуске в срок до 1 октября 2021 года «Патентной платформы» при Агентстве, направленной на оказание содействия органам государственного управления, государственным предприятиям, научно-исследовательским и высшим образовательным учреждениям в правильном ведении учета принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности, введении в хозяйственный оборот прав на них, коммерциализации результатов научной деятельности.
Определить, что:
в данной платформе подробно отображается информация об охранных документах изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров;
платформа ведется в электронной форме в режиме реального времени, подключение к ней субъектов предпринимательства проводится на добровольной и бесплатной основе.
6. Установить, что:
Агентством вносятся рекомендации для представления к специальным премиям Всемирной организации интеллектуальной собственности создателей лучших объектов интеллектуальной собственности;
Агентством один раз в год организуется конкурс «Лучший объект интеллектуальной собственности»;
трем победителям конкурса «Лучший объект интеллектуальной собственности» за счет внебюджетных средств Агентства вручаются денежные вознаграждения в размере 30, 25, 20 базовых расчетных величин.
7. Поддержать предложение Министерства юстиции, Министерства высшего и среднего специального образования и Агентства о поэтапном внедрении предметов сферы интеллектуальной собственности в систему подготовки кадров, в частности, образовательные организации республики, центры по переподготовке и повышению квалификации.
Определить, что на первом этапе внедрения предметов сферы интеллектуальной собственности в систему подготовки кадров, начиная
с 2021/2022 года, в высших образовательных учреждениях, в частности, направлениях образования для сфер производства и техники, сельского и водного хозяйства, на основе передового зарубежного опыта внедряются предметы сферы интеллектуальной собственности, направленные на формирование у молодого поколения чувства уважения к труду творческих работников с обеспечением участия в занятиях, проводимых по этим предметам, практиков, ведущих деятельность в данной сфере.
8. Возложить на Министерство инновационного развития задачу обеспечения связи научно-исследовательских и высших образовательных учреждений с отраслями экономики, связанными с интеллектуальной собственностью (легкой промышленностью, фармацевтикой, сельским хозяйством и другими).
9. Министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству сельского хозяйства, Агентству по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия, Торгово-промышленной палате, Ассоциации «Узтукимачиликсаноат», Ассоциации «Хунарманд» и АО «Навоиазот» обеспечить международную регистрацию 100 отечественных брендов.
10. Торгово-промышленной палате организовывать в каждом регионе ярмарки и выставки франшиз не менее четырех раз в год.
11. Министерству инновационного развития и Министерству высшего и среднего специального образования внедрить порядок представления в Администрацию Президента Республики Узбекистан отчетов о работе, проведенной научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями в сфере интеллектуальной собственности по итогам года на постоянной основе.
12. Верховному суду, Министерству юстиции и Антимонопольному комитету в двухмесячный срок привлечь международных экспертов, разработать программу обучения судей в сфере интеллектуальной собственности, до конца года внедрить данную систему на практике.
При этом обратить особое внимание созданию при содействии международных организаций углубленной учебной программы для судей, рассматривающих споры в сфере интеллектуальной собственности.
13. В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности и обеспечения адресности проводимой работы создать в структуре Агентства следующие подразделения за счет оптимизации 11 штатных единиц территориальных органов юстиции и 17 штатных единиц районных (городских) отделов юстиции в рамках предельной численности и фонда оплаты труда управленческого персонала органов и учреждений юстиции:
Управление по защите интеллектуальной собственности (далее – Управление) на базе Отдела мониторинга за соблюдением прав интеллектуальной собственности;
Центры по защите интеллектуальной собственности (далее – центры) без статуса юридического лица в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.
При этом из передаваемых 28 штатных единиц органов юстиции 3 штатные единицы направляются для укомплектования Управления, 25 – центров.
14. Установить, что:
Управление осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью центров;
центры размещаются в зданиях Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управлений юстиции областей и города Ташкента на основе права безвозмездного пользования;
работники, принимаемые на работу в центры, проходят обучение на основе учебных программ по теоретическим и практическим вопросам интеллектуальной собственности и ее правовой защиты в Центре повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции.
15. Определить основными задачами центров:
принятие непосредственного участия в системной и эффективной борьбе с производством и оборотом контрафактной продукции и нарушением прав интеллектуальной собственности, в частности, внесение предупреждений и представлений, составление протоколов об административном правонарушении;
оказание содействия деятельности на местах, связанной с государственной регистрацией объектов интеллектуальной собственности; осуществление мер по последовательному и единообразному обеспечению правоприменительной практики в сфере интеллектуальной собственности;
доведение до широких масс сути и содержания, значения принимаемых законов и других нормативно-правовых актов по правам на интеллектуальную собственность в целях повышения правовой культуры и формирования чувства уважения к интеллектуальной собственности в обществе.
16. Агентству в двухмесячный срок обеспечить укомплектование центров высококвалифицированными кадрами на основе открытого конкурса в первую очередь из числа лиц, обладающих практическим опытом, способных на высоком уровне выполнять возложенные на них задачи в порядке, установленном Агентством, а также обеспечить разработку положений о центрах.
17. Бюджетные расходы, связанные с обеспечением исполнения настоящего постановления, установить в рамках средств, выделенных Министерству юстиции в качестве распорядителя бюджетных средств первого уровня из республиканского бюджета Республики Узбекистан в 2021 году, начиная с 2022 года – ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан.
18. Предоставить Агентству за счет собственных внебюджетных средств и других источников, не запрещенных законодательством, право:
формирования материально-технической базы центров, в том числе закупки компьютерной и копировальной техники, средств связи и мебели;
привлечения к проведению государственной экспертизы национальных, международных и зарубежных научно-исследовательских, высших образовательных и экспертных организаций и высококвалифицированных специалистов и экспертов сферы на договорной основе;
осуществления расходов по разработке и внедрению на практике «Патентной платформы» при Агентстве.
19. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
20. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
21. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Вносить в Кабинет Министров информацию по результативности осуществляемых мер по итогам каждого полугодия.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
28 января 2021 года