Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях совершенствования порядка формирования баланса трудовых ресурсов, обеспечения занятости и широкого вовлечения в предпринимательство безработных граждан, особенно женщин и выпускников, впервые вступающих на рынок труда, а также внедрения новых действенных механизмов уменьшения неформальной занятости:

1. Установить порядок, в соответствии с которым для уменьшения безработицы и сокращения доли неформальной занятости в махаллях:

а) начиная с 1 ноября 2022 года 10 видов деятельности, указанные в приложении № 1, включаются в перечень видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица;

б) начиная с 1 января 2023 года минимальная сумма социального налога для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, уменьшается с 50 процентов размера базовой расчетной величины в месяц до одного размера базовой расчетной величины в год (за исключением физических лиц, состоящих
в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в торговых комплексах и на рынках);

в) начиная с 1 января 2023 года граждане, занимающиеся на личных приусадебных земельных участках видами деятельности, указанными в приложении № 2, и раз в год оплачивающие социальный налог в размере не менее однократного размера базовой расчетной величины, включаются в категорию официально занятого населения и данный период засчитывается в их трудовой стаж. При этом:

гражданам, занимающимся видами деятельности, указанными в приложении № 2, разрешается осуществлять оплату социального налога в добровольном порядке независимо от площади принадлежащего им приусадебного земельного участка или количества выращиваемых ими домашних животных и птиц;

ведение учета граждан, занимающихся видами деятельности, указанными в приложении № 2, осуществляется помощниками хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле (далее – помощники хокимов);

г) начиная с 1 ноября 2022 года субъектам предпринимательства, обеспечившим занятость владельцев приусадебных земельных участков посредством кооперации и надомного труда, за счет Государственного фонда содействия занятости выделяются субсидии на приобретение и последующую передачу владельцам приусадебных земель:

птицы (кур, перепелок, уток, гусей, индюков), клеток для содержания птицы, кормов и лекарственных средств;

саженцев винограда и виноградной лозы;

пчелиных семей, ящиков для пчелиных семей и кормов;

кроликов, клеток для кроликов и кормов;

мальков рыб, искусственных водоемов и кормов.

При этом указанная субсидия выделяется на основании рекомендации помощников хокимов из расчета до 20-кратного размера базовой расчетной величины на одного владельца приусадебного земельного участка.

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с Государственным налоговым комитетом (Кудбиев Ш.) и Агентством по работе махаллабай и развитию предпринимательства (Убайдуллаев М.) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс, вытекающих из настоящего пункта.

2. Разрешить с 1 января 2023 года:

индивидуальным предпринимателям выполнять несложные общестроительные и ремонтно-строительные работы (бетонные, малярные, штукатурные работы, кладка кирпича и кафеля, перфорационные, столярные, слесарные и прочие общестроительные работы) (далее – общестроительные работы), в том числе и для юридических лиц;

строительно-подрядным организациям привлекать на договорной основе индивидуальных предпринимателей для выполнения общестроительных работ.

Определить, что:

индивидуальным предпринимателям разрешается нанимать до пяти работников для выполнения общестроительных работ;

индивидуальным предпринимателям, занимающимся выполнением общестроительных работ и нанявшим не менее трех работников, за счет средств Государственного фонда содействия занятости выделяется субсидия на приобретение орудий труда и оборудования. При этом размер субсидии на одного работника не должен превышать 15-кратного размера базовой расчетной величины.

3. Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с помощниками хокимов:

оказывать содействие физическим лицам, неофициально занимающимся общестроительными работами в махаллях, а также гражданам, осуществлявшим деятельность в сфере строительства в зарубежных государствах и вернувшимся в Республику Узбекистан, в прохождении регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, а также получении субсидий, определенных актами законодательства;

в целях создания благоприятных условий для лиц, выполняющих разовую работу, до 1 марта 2024 года принять меры по созданию центров разового труда в местах их массового скопления, в том числе на основе государственно-частного партнерства, а также оказанию в этих центрах услуг, связанных с трудоустройством незанятого населения.

4. Министерству строительства (Закиров Б.):

проводить пропагандистскую работу среди строительно-подрядных организаций по широкому привлечению индивидуальных предпринимателей к общестроительным работам;

широко привлекать индивидуальных предпринимателей к общестроительным работам, выполняемым в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан «Обод кишлок» и «Обод махалла».

5. Утвердить:

«Дорожную карту» по сокращению доли неформальной занятости в 2022–2024 годах согласно приложению № 3;

Целевые показатели сокращения доли неформальной занятости в 2023–2026 годах согласно приложению № 4.

6. Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.), Министерством инвестиций и внешней торговли (Кудратов Л.), Министерством финансов (Ишметов Т.) и Государственным налоговым комитетом (Кудбиев Ш.):

ежеквартально проводить опрос среди граждан, неформально занятых в махаллях;

по результатам проведенных опросов выявлять факторы, порождающие неформальную занятость, а также принимать меры, необходимые для ее ликвидации;

ежеквартально разрабатывать и вносить в Кабинет Министров предложения о ликвидации выявленной неформальной занятости в разрезе регионов и видов экономической деятельности;

ежегодно реализовывать практические меры, необходимые для оформления в установленном порядке деятельности не менее 500 тысяч неформально занятых лиц.

7. Внедрить с 1 ноября 2022 года порядок регистрации и учета трудоспособного населения, в соответствии с которым ведется учет нижеследующей категории занятого населения:

лиц, осуществляющих деятельность в юридических лицах,
в Межведомственном программно-аппаратном комплексе «Единая национальная система труда», расчете налога на доходы физических лиц
и государственной статистической отчетности;

индивидуальных предпринимателей и нанятых ими работников, самозанятых лиц и лиц, занятых в дехканских хозяйствах, – в информационной базе Государственного налогового комитета;

ремесленников – в информационной базе Ассоциации «Хунарманд»;

лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах
и обучающихся профессиям, – в информационной системе «Служба занятости» Министерства занятости и трудовых отношений;

лиц, выехавших в зарубежные государства для осуществления временной трудовой деятельности, – в информационной системе «Labour migration» Агентства по внешней трудовой миграции и информационной базе Министерства внутренних дел;

граждан, занятых на личных приусадебных земельных участках, – в информационной системе внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов и информационной базе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства;

лиц, занятых на выделенных им земельных участках сельскохозяйственного назначения, – в информационной базе Министерства сельского хозяйства и Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете;

лиц, занятых в производственных кооперативах и надомным трудом, – в информационной базе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства и информационной системе «Служба занятости» Министерства занятости и трудовых отношений;

лиц, выращивающих коконы в домашних условиях, занимающихся ручным ковроткачеством из шелка и шелкоткачеством, а также выращивающих на личных приусадебных земельных участках плоды и саженцы тутовника, – в информационной базе Ассоциации «Узбекипаксаноат»;

лиц, выполняющих разовую и сезонные работы, членов семей, помогающих субъектам предпринимательства, и лиц, занятых на семейных предприятиях, – в информационной базе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства, на онлайн-площадке биржи заявок «Mening ishim» Министерства занятости и трудовых отношений, в информационной базе Государственного налогового комитета;

безработных граждан, зарегистрированных в центрах содействия занятости районов (городов), – в информационной системе «Служба занятости» Министерства занятости и трудовых отношений.

8. Министерству занятости и трудовых отношений в трехмесячный срок обеспечить:

совместно с Государственным налоговым комитетом, Государственным комитетом по статистике, а также соответствующими министерствами и ведомствами интеграцию Межведомственного программно-аппаратного комплекса «Единая национальная система труда» с источниками информации, указанными в пункте 7 настоящего постановления;

разработку баланса трудовых ресурсов Республики Узбекистан в разрезе городов и районов на основе данных, собранных в Межведомственном программно-аппаратном комплексе «Единая национальная система труда».

9. Согласиться с предложением Агентства по делам молодежи, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования о ведении в течение трех лет мониторинга состояния занятости выпускников общих средних, профессиональных и высших образовательных учреждений путем внедрения функционала «Занятость выпускников» на платформе «Ёшлар дафтари».

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Агентством по делам молодежи в месячный срок обеспечить интеграцию платформы «Ёшлар дафтари» с информационными системами и ресурсами соответствующих министерств и ведомств.

10. Утвердить Прогнозные показатели услуг, оказываемых органами по труду трудовым мигрантам, вернувшимся из-за рубежа, в рамках проекта «Уз келажагимга узим инвестор» в 2023–2024 годах согласно приложению № 5.

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.) и Министерству финансов (Ишметов Т.) принять меры, необходимые для обеспечения занятости лиц, вернувшихся из трудовой миграции, включая их трудоустройство на постоянную и временную работу, привлечение к предпринимательству, обучение профессиям, а также выделения субсидий, предусмотренных актами законодательства.

11. Организовать Министерством занятости и трудовых отношений
и Государственным налоговым комитетом совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана разработку и показ в средствах массовой информации, на официальных веб-сайтах, в социальных сетях видеороликов о:

негативном воздействии неформального труда на жизнь и здоровье, социальную безопасность, сохранение трудоспособности человека, а также отсутствии у лиц, занятых неформальным трудом, возможности накопления трудового стажа, предоставляющего право на государственное пенсионное обеспечение;

деятельности предпринимателей, вернувшихся из-за рубежа, наладивших свой бизнес и осуществляющих эффективную трудовую деятельность в рамках проекта «Уз келажагимга узим инвестор».

12. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 6.

13. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

14. Возложить на министра занятости и трудовых отношений Хусанова Н.Б. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление контроля за исполнением настоящего постановления, а также координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.

 

        Президент

Республики Узбекистан                                                            Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

30 августа 2022 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по сокращению доли неформальной занятости и формированию баланса трудовых ресурсов на основе современных подходов

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях совершенствования порядка формирования баланса трудовых ресурсов, обеспечения занятости и широкого вовлечения в предпринимательство безработных граждан, особенно женщин и выпускников, впервые вступающих на рынок труда, а также внедрения новых действенных механизмов уменьшения неформальной занятости:

1. Установить порядок, в соответствии с которым для уменьшения безработицы и сокращения доли неформальной занятости в махаллях:

а) начиная с 1 ноября 2022 года 10 видов деятельности, указанные в приложении № 1, включаются в перечень видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица;

б) начиная с 1 января 2023 года минимальная сумма социального налога для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, уменьшается с 50 процентов размера базовой расчетной величины в месяц до одного размера базовой расчетной величины в год (за исключением физических лиц, состоящих
в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в торговых комплексах и на рынках);

в) начиная с 1 января 2023 года граждане, занимающиеся на личных приусадебных земельных участках видами деятельности, указанными в приложении № 2, и раз в год оплачивающие социальный налог в размере не менее однократного размера базовой расчетной величины, включаются в категорию официально занятого населения и данный период засчитывается в их трудовой стаж. При этом:

гражданам, занимающимся видами деятельности, указанными в приложении № 2, разрешается осуществлять оплату социального налога в добровольном порядке независимо от площади принадлежащего им приусадебного земельного участка или количества выращиваемых ими домашних животных и птиц;

ведение учета граждан, занимающихся видами деятельности, указанными в приложении № 2, осуществляется помощниками хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле (далее – помощники хокимов);

г) начиная с 1 ноября 2022 года субъектам предпринимательства, обеспечившим занятость владельцев приусадебных земельных участков посредством кооперации и надомного труда, за счет Государственного фонда содействия занятости выделяются субсидии на приобретение и последующую передачу владельцам приусадебных земель:

птицы (кур, перепелок, уток, гусей, индюков), клеток для содержания птицы, кормов и лекарственных средств;

саженцев винограда и виноградной лозы;

пчелиных семей, ящиков для пчелиных семей и кормов;

кроликов, клеток для кроликов и кормов;

мальков рыб, искусственных водоемов и кормов.

При этом указанная субсидия выделяется на основании рекомендации помощников хокимов из расчета до 20-кратного размера базовой расчетной величины на одного владельца приусадебного земельного участка.

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с Государственным налоговым комитетом (Кудбиев Ш.) и Агентством по работе махаллабай и развитию предпринимательства (Убайдуллаев М.) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс, вытекающих из настоящего пункта.

2. Разрешить с 1 января 2023 года:

индивидуальным предпринимателям выполнять несложные общестроительные и ремонтно-строительные работы (бетонные, малярные, штукатурные работы, кладка кирпича и кафеля, перфорационные, столярные, слесарные и прочие общестроительные работы) (далее – общестроительные работы), в том числе и для юридических лиц;

строительно-подрядным организациям привлекать на договорной основе индивидуальных предпринимателей для выполнения общестроительных работ.

Определить, что:

индивидуальным предпринимателям разрешается нанимать до пяти работников для выполнения общестроительных работ;

индивидуальным предпринимателям, занимающимся выполнением общестроительных работ и нанявшим не менее трех работников, за счет средств Государственного фонда содействия занятости выделяется субсидия на приобретение орудий труда и оборудования. При этом размер субсидии на одного работника не должен превышать 15-кратного размера базовой расчетной величины.

3. Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с помощниками хокимов:

оказывать содействие физическим лицам, неофициально занимающимся общестроительными работами в махаллях, а также гражданам, осуществлявшим деятельность в сфере строительства в зарубежных государствах и вернувшимся в Республику Узбекистан, в прохождении регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, а также получении субсидий, определенных актами законодательства;

в целях создания благоприятных условий для лиц, выполняющих разовую работу, до 1 марта 2024 года принять меры по созданию центров разового труда в местах их массового скопления, в том числе на основе государственно-частного партнерства, а также оказанию в этих центрах услуг, связанных с трудоустройством незанятого населения.

4. Министерству строительства (Закиров Б.):

проводить пропагандистскую работу среди строительно-подрядных организаций по широкому привлечению индивидуальных предпринимателей к общестроительным работам;

широко привлекать индивидуальных предпринимателей к общестроительным работам, выполняемым в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан «Обод кишлок» и «Обод махалла».

5. Утвердить:

«Дорожную карту» по сокращению доли неформальной занятости в 2022–2024 годах согласно приложению № 3;

Целевые показатели сокращения доли неформальной занятости в 2023–2026 годах согласно приложению № 4.

6. Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.), Министерством инвестиций и внешней торговли (Кудратов Л.), Министерством финансов (Ишметов Т.) и Государственным налоговым комитетом (Кудбиев Ш.):

ежеквартально проводить опрос среди граждан, неформально занятых в махаллях;

по результатам проведенных опросов выявлять факторы, порождающие неформальную занятость, а также принимать меры, необходимые для ее ликвидации;

ежеквартально разрабатывать и вносить в Кабинет Министров предложения о ликвидации выявленной неформальной занятости в разрезе регионов и видов экономической деятельности;

ежегодно реализовывать практические меры, необходимые для оформления в установленном порядке деятельности не менее 500 тысяч неформально занятых лиц.

7. Внедрить с 1 ноября 2022 года порядок регистрации и учета трудоспособного населения, в соответствии с которым ведется учет нижеследующей категории занятого населения:

лиц, осуществляющих деятельность в юридических лицах,
в Межведомственном программно-аппаратном комплексе «Единая национальная система труда», расчете налога на доходы физических лиц
и государственной статистической отчетности;

индивидуальных предпринимателей и нанятых ими работников, самозанятых лиц и лиц, занятых в дехканских хозяйствах, – в информационной базе Государственного налогового комитета;

ремесленников – в информационной базе Ассоциации «Хунарманд»;

лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах
и обучающихся профессиям, – в информационной системе «Служба занятости» Министерства занятости и трудовых отношений;

лиц, выехавших в зарубежные государства для осуществления временной трудовой деятельности, – в информационной системе «Labour migration» Агентства по внешней трудовой миграции и информационной базе Министерства внутренних дел;

граждан, занятых на личных приусадебных земельных участках, – в информационной системе внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов и информационной базе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства;

лиц, занятых на выделенных им земельных участках сельскохозяйственного назначения, – в информационной базе Министерства сельского хозяйства и Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете;

лиц, занятых в производственных кооперативах и надомным трудом, – в информационной базе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства и информационной системе «Служба занятости» Министерства занятости и трудовых отношений;

лиц, выращивающих коконы в домашних условиях, занимающихся ручным ковроткачеством из шелка и шелкоткачеством, а также выращивающих на личных приусадебных земельных участках плоды и саженцы тутовника, – в информационной базе Ассоциации «Узбекипаксаноат»;

лиц, выполняющих разовую и сезонные работы, членов семей, помогающих субъектам предпринимательства, и лиц, занятых на семейных предприятиях, – в информационной базе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства, на онлайн-площадке биржи заявок «Mening ishim» Министерства занятости и трудовых отношений, в информационной базе Государственного налогового комитета;

безработных граждан, зарегистрированных в центрах содействия занятости районов (городов), – в информационной системе «Служба занятости» Министерства занятости и трудовых отношений.

8. Министерству занятости и трудовых отношений в трехмесячный срок обеспечить:

совместно с Государственным налоговым комитетом, Государственным комитетом по статистике, а также соответствующими министерствами и ведомствами интеграцию Межведомственного программно-аппаратного комплекса «Единая национальная система труда» с источниками информации, указанными в пункте 7 настоящего постановления;

разработку баланса трудовых ресурсов Республики Узбекистан в разрезе городов и районов на основе данных, собранных в Межведомственном программно-аппаратном комплексе «Единая национальная система труда».

9. Согласиться с предложением Агентства по делам молодежи, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования о ведении в течение трех лет мониторинга состояния занятости выпускников общих средних, профессиональных и высших образовательных учреждений путем внедрения функционала «Занятость выпускников» на платформе «Ёшлар дафтари».

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Агентством по делам молодежи в месячный срок обеспечить интеграцию платформы «Ёшлар дафтари» с информационными системами и ресурсами соответствующих министерств и ведомств.

10. Утвердить Прогнозные показатели услуг, оказываемых органами по труду трудовым мигрантам, вернувшимся из-за рубежа, в рамках проекта «Уз келажагимга узим инвестор» в 2023–2024 годах согласно приложению № 5.

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.) и Министерству финансов (Ишметов Т.) принять меры, необходимые для обеспечения занятости лиц, вернувшихся из трудовой миграции, включая их трудоустройство на постоянную и временную работу, привлечение к предпринимательству, обучение профессиям, а также выделения субсидий, предусмотренных актами законодательства.

11. Организовать Министерством занятости и трудовых отношений
и Государственным налоговым комитетом совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана разработку и показ в средствах массовой информации, на официальных веб-сайтах, в социальных сетях видеороликов о:

негативном воздействии неформального труда на жизнь и здоровье, социальную безопасность, сохранение трудоспособности человека, а также отсутствии у лиц, занятых неформальным трудом, возможности накопления трудового стажа, предоставляющего право на государственное пенсионное обеспечение;

деятельности предпринимателей, вернувшихся из-за рубежа, наладивших свой бизнес и осуществляющих эффективную трудовую деятельность в рамках проекта «Уз келажагимга узим инвестор».

12. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 6.

13. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

14. Возложить на министра занятости и трудовых отношений Хусанова Н.Б. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление контроля за исполнением настоящего постановления, а также координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.

 

        Президент

Республики Узбекистан                                                            Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

30 августа 2022 года.