Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проводятся широкомасштабные реформы по цифровизации всех сфер путем внедрения современных информационных технологий, дальнейшего улучшения в результате качества услуг, оказываемых населению, а также повышению эффективности деятельности представителей ряда сфер.

В настоящее время существует необходимость обеспечения системности и последовательности в реализации задач, установленных в данном направлении, в рамках которых требуется поднятие оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам на новый уровень посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры.

В целях устранения бюрократии и излишней бумажной волокиты, внедрения электронного документооборота с судами, правоохранительными органами и иными государственными органами в деятельность адвокатуры, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли»:

1. Определить приоритетными задачами внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры:

повышение независимости института адвокатуры от государственных органов и иных структур путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и исключения человеческого фактора;

эффективную организацию электронного обмена данными между адвокатурой, судом, правоохранительными органами и иными государственными органами в целях обеспечения оперативного получения информации, необходимой для осуществления адвокатской деятельности;

расширение возможности оказания адвокатами юридической помощи физическим и юридическим лицам в режиме онлайн посредством специальной информационной программы;

формирование информационных систем, баз данных и иных программных продуктов, необходимых для деятельности адвокатуры, а также принятие мер по обеспечению комплексной защиты и конфиденциальности хранящейся в них информации.

2. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года:

а) выдача лицензии на право занятия адвокатской деятельностью осуществляется и оформляется посредством информационной системы «Лицензия» с сохранением действующего порядка сдачи претендентом квалификационного экзамена.

При этом:

решение об успешной сдаче претендентом квалификационного экзамена и соответствующие документы оформляются и вносятся в электронный реестр адвокатов посредством информационной системы «Лицензия»;

претендентам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, предоставляется возможность получения адвокатской лицензии посредством информационной системы «Лицензия» в любое время без обращения в соответствующий орган юстиции;

факты приостановления или прекращения действия лицензии автоматически регистрируются в информационной системе «Лицензия»;

б) государственная регистрация, перерегистрация и ликвидация адвокатских структур осуществляются исключительно в электронной форме в соответствии с принципом «одно окно» посредством Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

При этом:

документы, необходимые для государственной регистрации (принятия на учет), перерегистрации и ликвидации (снятия с учета) адвокатских структур, размещаются на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан в электронной форме;

отменяется практика заверения учредительных документов адвокатских структур печатью органа юстиции, проставления отметки «зарегистрирован» с внедрением порядка присвоения им электронного QR-кода и идентификационного номера;

при регистрации наименования адвокатской структуры информация об отсутствии одинаковых или аналогичных наименований получается в режиме онлайн;

в) для начала адвокатской деятельности предоставляются композитные услуги по сдаче квалификационного экзамена, получению лицензии на осуществление адвокатской деятельности и государственной регистрации адвокатских бюро.

При этом:

отменяется порядок истребования от претендентов соответствующих документов в бумажной форме для сдачи квалификационного экзамена с внедрением практики их направления в электронной форме;

внедряется порядок электронного уведомления о времени и месте проведения экзамена с проверкой соответствия претендента на получение статуса адвоката установленным требованиям;

внедряется порядок выдачи удостоверения адвоката с нанесенным специальным QR-кодом, предоставляющим возможность получения информации о статусе адвоката.

Министерству юстиции (Давлетов Р.) в трехмесячный срок:

пересмотреть действующий порядок государственной регистрации (принятия на учет) адвокатских структур;

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, устанавливающего порядок, предусмотренный настоящим пунктом, а также принять меры по проведению необходимых организационно-технических мероприятий.

3. Согласиться с предложением Министерства юстиции о запуске с 1 января 2023 года информационной системы «Юридическая помощь», предусматривающей цифровизацию процессов оказания юридической помощи гражданам, интеграцию сферы адвокатуры с деятельностью судов, правоохранительных органов и иных государственных органов.

Определить, что в рамках информационной системы «Юридическая помощь»:

формируются электронный реестр адвокатов и персональный электронный кабинет адвоката;

посредством персонального электронного кабинета адвоката предоставляется возможность онлайн-диалога с физическими и юридическими лицами, онлайн-заключения по желанию доверителя соглашения (договора) о дистанционном оказании юридической помощи с использованием электронной цифровой подписи, а также оказания юридической помощи в режиме онлайн;

внедряется электронный документооборот между адвокатурами, судами, правоохранительными и иными государственными органами (за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну);

создается возможность электронного уведомления адвоката должностными лицами органа, осуществляющего доследственную проверку, дознавателем, следователем, прокурором или судом о времени и месте проведения доследственной проверки, дознания, следственных действий или судебного заседания;

внедряется практика направления запроса адвоката в электронной форме и представления необходимых документов для оказания юридической помощи на основании запроса адвоката в электронной форме;

приостановление статуса адвоката по заявлению самого адвоката производится в электронной форме путем направления адвокатом уведомления.

4. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 февраля 2023 года:

а) внедряется практика выдачи адвокатскими структурами «Электронного ордера адвоката» с нанесенным специальным QR-кодом, приравненным к статусу ордера традиционной формы (далее – ордер), адвокату для ведения определенного дела;

При этом:

непосредственно в информационную систему «Юридическая помощь» вносятся исключительно реквизиты (номер и дата заключения договора) всех договоров, заключенных адвокатской структурой с доверителем, являющиеся основанием для получения «Электронного ордера адвоката» с нанесенным QR-кодом;

в качестве альтернативы создается возможность установления полномочий адвоката на ведение определенного дела также посредством «Электронного ордера адвоката» с нанесенным QR-кодом государственным органом или организацией, в которую направлен адвокатский запрос, судом или правоохранительным органом, рассматривающим соответствующее дело;

б) при оформлении в качестве альтернативы ордера в бумажной форме внесение в информационную систему «Юридическая помощь» сведений о данном ордере является обязательным;

в) отменяются требования, предъявляемые к форме адвокатского запроса, включая приложение к нему копии ордера, а также к ведению книги учета ордеров.

5. Установить, что в связи с внедрением информационной системы «Юридическая помощь»:

привлечение адвоката к работе за счет государства производится путем случайного электронного отбора с исключением человеческого фактора;

внедряется порядок организации повышения квалификации адвокатов в режиме онлайн и выдачи документов, подтверждающих повышение квалификации, в электронной форме;

отменяется сбор статистической информации от адвокатских структур в традиционной форме с внедрением автоматического обобщения данной информации.

Министерству юстиции (Давлетов Р.) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) в срок до 1 января 2023 года обеспечить утверждение проекта нормативно-правового акта о порядке деятельности информационной системы «Юридическая помощь», а также запуск и создание специального мобильного приложения данной системы.

Определить Министерство юстиции ответственным органом государственного управления за интеграцию информационной системы «Юридическая помощь» с другими информационно-коммуникационными системами, ее бесперебойное функционирование, а также обеспечение информационной безопасности и неразглашение адвокатской тайны.

6. Установить, что финансирование расходов, связанных с вводом в эксплуатацию, техническим обслуживанием и поддержкой информационной системы «Юридическая помощь», осуществляется за счет средств Фонда развития органов и учреждений юстиции и иных источников, не запрещенных актами законодательства.

7. Министерству юстиции совместно с Палатой адвокатов в связи с внедрением информационной системы «Юридическая помощь» принять в срок до 1 ноября 2022 года меры по включению в программы профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов вопросов повышения цифровой грамотности и квалификации, обучения адвокатов информационным технологиям и информационной безопасности.

8. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

9. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д.

 

           Президент

Республики Узбекистан                                                                                                 Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

30 мая 2022 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры

Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проводятся широкомасштабные реформы по цифровизации всех сфер путем внедрения современных информационных технологий, дальнейшего улучшения в результате качества услуг, оказываемых населению, а также повышению эффективности деятельности представителей ряда сфер.

В настоящее время существует необходимость обеспечения системности и последовательности в реализации задач, установленных в данном направлении, в рамках которых требуется поднятие оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам на новый уровень посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры.

В целях устранения бюрократии и излишней бумажной волокиты, внедрения электронного документооборота с судами, правоохранительными органами и иными государственными органами в деятельность адвокатуры, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли»:

1. Определить приоритетными задачами внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры:

повышение независимости института адвокатуры от государственных органов и иных структур путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и исключения человеческого фактора;

эффективную организацию электронного обмена данными между адвокатурой, судом, правоохранительными органами и иными государственными органами в целях обеспечения оперативного получения информации, необходимой для осуществления адвокатской деятельности;

расширение возможности оказания адвокатами юридической помощи физическим и юридическим лицам в режиме онлайн посредством специальной информационной программы;

формирование информационных систем, баз данных и иных программных продуктов, необходимых для деятельности адвокатуры, а также принятие мер по обеспечению комплексной защиты и конфиденциальности хранящейся в них информации.

2. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года:

а) выдача лицензии на право занятия адвокатской деятельностью осуществляется и оформляется посредством информационной системы «Лицензия» с сохранением действующего порядка сдачи претендентом квалификационного экзамена.

При этом:

решение об успешной сдаче претендентом квалификационного экзамена и соответствующие документы оформляются и вносятся в электронный реестр адвокатов посредством информационной системы «Лицензия»;

претендентам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, предоставляется возможность получения адвокатской лицензии посредством информационной системы «Лицензия» в любое время без обращения в соответствующий орган юстиции;

факты приостановления или прекращения действия лицензии автоматически регистрируются в информационной системе «Лицензия»;

б) государственная регистрация, перерегистрация и ликвидация адвокатских структур осуществляются исключительно в электронной форме в соответствии с принципом «одно окно» посредством Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

При этом:

документы, необходимые для государственной регистрации (принятия на учет), перерегистрации и ликвидации (снятия с учета) адвокатских структур, размещаются на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан в электронной форме;

отменяется практика заверения учредительных документов адвокатских структур печатью органа юстиции, проставления отметки «зарегистрирован» с внедрением порядка присвоения им электронного QR-кода и идентификационного номера;

при регистрации наименования адвокатской структуры информация об отсутствии одинаковых или аналогичных наименований получается в режиме онлайн;

в) для начала адвокатской деятельности предоставляются композитные услуги по сдаче квалификационного экзамена, получению лицензии на осуществление адвокатской деятельности и государственной регистрации адвокатских бюро.

При этом:

отменяется порядок истребования от претендентов соответствующих документов в бумажной форме для сдачи квалификационного экзамена с внедрением практики их направления в электронной форме;

внедряется порядок электронного уведомления о времени и месте проведения экзамена с проверкой соответствия претендента на получение статуса адвоката установленным требованиям;

внедряется порядок выдачи удостоверения адвоката с нанесенным специальным QR-кодом, предоставляющим возможность получения информации о статусе адвоката.

Министерству юстиции (Давлетов Р.) в трехмесячный срок:

пересмотреть действующий порядок государственной регистрации (принятия на учет) адвокатских структур;

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, устанавливающего порядок, предусмотренный настоящим пунктом, а также принять меры по проведению необходимых организационно-технических мероприятий.

3. Согласиться с предложением Министерства юстиции о запуске с 1 января 2023 года информационной системы «Юридическая помощь», предусматривающей цифровизацию процессов оказания юридической помощи гражданам, интеграцию сферы адвокатуры с деятельностью судов, правоохранительных органов и иных государственных органов.

Определить, что в рамках информационной системы «Юридическая помощь»:

формируются электронный реестр адвокатов и персональный электронный кабинет адвоката;

посредством персонального электронного кабинета адвоката предоставляется возможность онлайн-диалога с физическими и юридическими лицами, онлайн-заключения по желанию доверителя соглашения (договора) о дистанционном оказании юридической помощи с использованием электронной цифровой подписи, а также оказания юридической помощи в режиме онлайн;

внедряется электронный документооборот между адвокатурами, судами, правоохранительными и иными государственными органами (за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну);

создается возможность электронного уведомления адвоката должностными лицами органа, осуществляющего доследственную проверку, дознавателем, следователем, прокурором или судом о времени и месте проведения доследственной проверки, дознания, следственных действий или судебного заседания;

внедряется практика направления запроса адвоката в электронной форме и представления необходимых документов для оказания юридической помощи на основании запроса адвоката в электронной форме;

приостановление статуса адвоката по заявлению самого адвоката производится в электронной форме путем направления адвокатом уведомления.

4. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 февраля 2023 года:

а) внедряется практика выдачи адвокатскими структурами «Электронного ордера адвоката» с нанесенным специальным QR-кодом, приравненным к статусу ордера традиционной формы (далее – ордер), адвокату для ведения определенного дела;

При этом:

непосредственно в информационную систему «Юридическая помощь» вносятся исключительно реквизиты (номер и дата заключения договора) всех договоров, заключенных адвокатской структурой с доверителем, являющиеся основанием для получения «Электронного ордера адвоката» с нанесенным QR-кодом;

в качестве альтернативы создается возможность установления полномочий адвоката на ведение определенного дела также посредством «Электронного ордера адвоката» с нанесенным QR-кодом государственным органом или организацией, в которую направлен адвокатский запрос, судом или правоохранительным органом, рассматривающим соответствующее дело;

б) при оформлении в качестве альтернативы ордера в бумажной форме внесение в информационную систему «Юридическая помощь» сведений о данном ордере является обязательным;

в) отменяются требования, предъявляемые к форме адвокатского запроса, включая приложение к нему копии ордера, а также к ведению книги учета ордеров.

5. Установить, что в связи с внедрением информационной системы «Юридическая помощь»:

привлечение адвоката к работе за счет государства производится путем случайного электронного отбора с исключением человеческого фактора;

внедряется порядок организации повышения квалификации адвокатов в режиме онлайн и выдачи документов, подтверждающих повышение квалификации, в электронной форме;

отменяется сбор статистической информации от адвокатских структур в традиционной форме с внедрением автоматического обобщения данной информации.

Министерству юстиции (Давлетов Р.) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) в срок до 1 января 2023 года обеспечить утверждение проекта нормативно-правового акта о порядке деятельности информационной системы «Юридическая помощь», а также запуск и создание специального мобильного приложения данной системы.

Определить Министерство юстиции ответственным органом государственного управления за интеграцию информационной системы «Юридическая помощь» с другими информационно-коммуникационными системами, ее бесперебойное функционирование, а также обеспечение информационной безопасности и неразглашение адвокатской тайны.

6. Установить, что финансирование расходов, связанных с вводом в эксплуатацию, техническим обслуживанием и поддержкой информационной системы «Юридическая помощь», осуществляется за счет средств Фонда развития органов и учреждений юстиции и иных источников, не запрещенных актами законодательства.

7. Министерству юстиции совместно с Палатой адвокатов в связи с внедрением информационной системы «Юридическая помощь» принять в срок до 1 ноября 2022 года меры по включению в программы профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов вопросов повышения цифровой грамотности и квалификации, обучения адвокатов информационным технологиям и информационной безопасности.

8. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

9. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д.

 

           Президент

Республики Узбекистан                                                                                                 Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

30 мая 2022 года.