Постановление Президента Республики Узбекистан

За последние годы в нашей стране на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека» осуществлены необходимые меры по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью, в частности укреплению в обществе места незрячих детей и детей с нарушениями зрения.

В целях обеспечения последовательности и преемственности реформ в данном направлении, дальнейшего улучшения условий, созданных для получения образования незрячими и слабовидящими детьми, выведения на новый этап работы по поддержке и содействию их адаптации в обществе:

1. Согласиться с предложением Министерства внутренних дел и Министерства народного образования о прикреплении специализированных школ-интернатов для незрячих и слабовидящих детей к Министерству внутренних дел, а также переименовании их в специализированные школы-интернаты «Нурли маскан» (далее – школы «Нурли маскан»).

Установить, что Министерство внутренних дел закрепляет ответственных лиц за школами «Нурли маскан» и на постоянной основе оказывает содействие:

качественному образованию и воспитанию, улучшению бытовых условий, содержательной организации досуга учащихся, а также развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей;

воспитанию учащихся исходя из физических возможностей здоровыми, духовно зрелыми личностями, а также формированию их мировоззрения, мотивированию и привлечению к различным видам спорта;

организации культурно-просветительских мероприятий, формирующих у учащихся чувство патриотизма.

2. В целях системной организации мероприятий по обеспечению безопасности, оздоровлению и реабилитации учащихся школ «Нурли маскан»:

а) внедрить практику лечения, оздоровления и реабилитации учащихся школ «Нурли маскан» с привлечением квалифицированных врачей Республиканской клинической больницы глазных заболеваний, Республиканского специализированного центра микрохирургии глаза, Ташкентской медицинской академии, Ташкентского педиатрического медицинского института и других медицинских учреждений.

При этом расходы на лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия учащихся школ «Нурли маскан» финансируются в рамках средств, выделенных Министерству здравоохранения.

Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.) в месячный срок обеспечить утверждение мер, включающих внедрение патронажной системы и лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия для учащихся школ «Нурли маскан»;

б) обеспечить установку на территории всех школ «Нурли маскан» и интеграцию с соответствующими территориальными органами внутренних дел устройств видеонаблюдения в рамках налаживания системной профилактической работы по предупреждению случаев притеснения и насилия в отношении учащихся, а также суицида среди них.

Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) в трехмесячный срок определить адресные меры и завершить работу по реализации данной задачи за счет внебюджетных средств министерства.

3. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2022/2023 учебного года:

а) каждые шесть месяцев изучается потребность школ «Нурли маскан» в учебниках и учебных пособиях, художественной и детской литературе на шрифте Брайля, печатной и аудиолитературе по разным специализациям и направлениям и на основе изучения формируется перечень литературы.

При этом будет налажена практика объявления государственного заказа на основе сформированного перечня, издания литературы на специализированных полиграфических предприятиях, имеющих достаточную материально-техническую базу и опыт в данном направлении, а также рассылки на основе распределения исходя из потребности школ «Нурли маскан»;

б) областные и республиканские предметные олимпиады для незрячих и слабовидящих детей организуются для учащихся выпускных классов отдельно;

в) для учащихся школ «Нурли маскан» организуются учебные курсы по обучению информационным технологиям, иностранным языкам, профессиям и предпринимательству.

При этом для обучения профессиям выпускников школ «Нурли маскан» на краткосрочных учебных курсах объявляется грант среди негосударственных образовательных организаций, а расходы, связанные с обучением, оплачиваются за счет средств Государственного фонда содействия занятости;

г) внедряется система издания литературы по соответствующим специализациям и направлениям высших образовательных учреждений на азбуке Брайля;

д) разрешается заключение в установленном порядке договоров с издательско-полиграфическими предприятиями, издающими учебники и учебно-методические комплекты для незрячих и слабовидящих, на основе декларированных цен.

Кабинету Министров в двухмесячный срок разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения по широкому привлечению представителей частного сектора в сферу издания учебной и художественной литературы для незрячих и слабовидящих, развитию данного направления путем предоставления им соответствующих льгот.

4. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.), Министерству строительства (Закиров Б.), Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.), Министерству финансов (Ишметов Т.), Министерству народного образования (Саидов Б.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 июля 2022 года включить работы по строительству, ремонту и оснащению школ «Нурли маскан» в программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2023–2025 годы.

Определить, что:

а) Министерством финансов (Ишметов Т.) в месячный срок выделяются соответствующие средства на реализацию работ по строительству, ремонту и оснащению в 2022 году в школах-интернатах для незрячих и слабовидящих детей № 59 и № 60 в городе Самарканде;

б) начиная с сентября 2022 года в целях обучения профессиям учащихся школ «Нурли маскан» и обеспечения овладения профессией их выпускниками в учреждениях создаются отдельные для мальчиков и девочек современно оснащенные комплексы (учебные мастерские) по социальному и бытовому направлениям;

в) школы «Нурли маскан» в срок до 2022/2023 учебного года полностью оснащаются специальными средствами компьютерной техники, адаптированной для незрячих, за счет средств местных бюджетов.

Возложить на министра народного образования Саидова Б. и министра внутренних дел Бобожонова П. персональную ответственность за эффективное и полноценное внедрение на практике задач, определенных в настоящем пункте.

5. Министерству строительства (Закиров Б.) совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.) в трехмесячный срок изучить передовые зарубежные стандарты и нормы проектирования и строительства объектов школ «Нурли маскан», внести соответствующие изменения в нормативные акты по техническому регулированию их применения.

6. Нижеследующим:

а) Агентству по делам молодежи в двухмесячный срок обеспечить формирование лидерами молодежи в махаллях списков незрячих и слабовидящих детей, не привлеченных к образованию, в разрезе махаллей и их представление в Министерство народного образования;

б) Министерству народного образования в трехмесячный срок на основе списков, представленных Агентством по делам молодежи:

принять меры по полному привлечению к обучению незрячих и слабовидящих детей;

при привлечении к обучению незрячих и слабовидящих детей обеспечить специальной литературой обучающихся на дому на основе методик, основанных на особом подходе.

7. Министерству народного образования (Саидов Б.), Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) принять меры по созданию необходимых условий для инклюзивного образования незрячих и слабовидящих детей с особыми образовательными потребностями. При этом:

в трехмесячный срок совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.) и Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) исходя из международного опыта пересмотреть перечень медицинских показаний, дающих возможность направления незрячих и слабовидящих детей в учреждения общего среднего, среднего специального и профессионального образования;

в срок до конца 2022 года создать необходимые условия для незрячих и слабовидящих детей в образовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, в том числе обеспечить рельефными дорожками, литературой на основе азбуки Брайля, а также специальными слуховыми устройствами;

не менее двух раз в год организовывать курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений, в которых внедрена система инклюзивного образования, по обучению незрячих и слабовидящих детей;

создать в образовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, возможности совместного участия в уроках близких родственников незрячих и слабовидящих детей.

8. В срок до 1 июня 2022 года создать в пустующем здании школы № 16 «Нурли маскан» Андижанской области специальное учебно-производственное предприятие для труда незрячих и слабовидящих лиц в порядке эксперимента.

Хокимияту Андижанской области (Абдурахмонов Ш.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Министерством народного образования (Саидов Б.):

в месячный срок организовать для учащихся школы «Нурли маскан» специальные учебно-практические занятия исходя из направления производства учебно-производственного предприятия;

в двухмесячный срок обеспечить учебно-производственное предприятие необходимым оборудованием, специальным оснащением, орудиями труда и инструментами, а также оказать практическую помощь в реализации производимых товаров и услуг.

9. Министерству народного образования (Саидов Б.):

а) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего исходя из результатов учебно-производственного предприятия в школе «Нурли маскан» Андижанской области внедрение данной практики в других школах-интернатах республики в срок до 1 января 2023 года;

б) совместно с Обществом слепых Узбекистана (Нарпулатов Э.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) в срок до 1 февраля 2023 года исходя из направлений и возможностей создаваемых на местах учебных мастерских разработать специальные учебные планы и программы профессиональной ориентации;

в) до начала 2022/2023 учебного года исходя из потребностей и возможностей учащихся школ «Нурли маскан» организовать деятельность в данных школах сети кружков детских школ «Баркамол авлод»;

г) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) в срок до конца 2022 года создать и внедрить в учебный процесс специальные компьютерные программы в национальном дизайне, созвучные синтезаторам узбекской речи и другим семантико-слуховым средствам для школ «Нурли маскан».

При этом расходы, связанные с разработкой специальных компьютерных программ в национальном дизайне, осуществляются за счет Фонда содействия реформам в сфере народного образования;

д) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.) и Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) до начала 2022/2023 учебного года сформировать перечень специальных учебных принадлежностей и наборов для незрячих и слабовидящих детей для состава «Президентского подарка», выделяемого учащимся первых классов в установленном порядке, и внести в Кабинет Министров проект соответствующего решения.

10. Министерству развития спорта (Икрамов А.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.) и Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана (Ташходжаев М.):

в месячный срок выявить потребность школ «Нурли маскан» в спортивном оборудовании, оснащении и другом инвентаре, необходимых для занятия паралимпийскими видами спорта;

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента на основе зарубежного опыта оборудовать спортивные залы и спортивные площадки школ «Нурли маскан» на основе международных норм, а также обеспечить необходимым специальным спортивным инвентарем за счет соответствующих местных бюджетов;

начиная с 2022/2023 учебного года организовать спортивные группы в специализированных школах-интернатах для углубленных занятий незрячих и слабовидящих детей, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата паралимпийскими видами спорта (дзюдо, футбол, легкая атлетика), обеспечить привлечение в данные школы квалифицированных тренеров исходя из интересов учащихся к видам спорта.

11. Министерству культуры (Назарбеков О.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в двухмесячный срок в целях развития в школах «Нурли маскан» направления искусства (музыка), содействия реализации способностей учащихся в данном направлении прикрепить их к школам музыки и искусства в регионах.

Определить, что в целях повышения интереса детей к искусству и музыке в школах «Нурли маскан» создаются группы «Доирачилар», «Дуторчи кизлар» и «Фольклор».

12. Одобрить предложение Министерства народного образования и хокимията Самаркандской области о создании в 2022 году на территории школ № 59 и № 60 «Нурли маскан» в городе Самарканде годичных срочных подготовительных групп на основе специальных учебных программ в рамках предельной штатной численности данных учреждений в целях подготовки незрячих детей к школе.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента начиная с 1 октября 2022 года организовать деятельность годичных срочных подготовительных групп по подготовке незрячих детей к школе на базе школ «Нурли маскан».

Министерству дошкольного образования (Шин А.) в срок до 1 октября 2022 года разработать методику обучения незрячих детей дошкольного возраста с широким изучением международного опыта и обеспечить доставку учебных программ в школы «Нурли маскан».

13. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:

в срок до 2022/2023 учебного года обеспечить школы «Нурли маскан» необходимым оборудованием для мини-типографии, таким как рельефно-точечный Брайль-принтер, портативно-тактильный Брайль-дисплей, моноблок, бумагорезка и ламинатор, с целью издания раздаточных материалов и учебных пособий на азбуке Брайля за счет средств местных бюджетов;

в срок до конца 2022 года за счет средств Республиканского фонда «Безопасная дорога и безопасный пешеход» создать на территории школ «Нурли маскан» специальные площадки по обучению правилам дорожного движения, а также принять меры по установке звуковых светофоров и инновационных дорожных знаков на территориях проживания незрячих и слабовидящих детей.

14. Утвердить «Дорожную карту» по поэтапному улучшению условий в специализированных школах-интернатах «Нурли маскан» согласно приложению.

Установить, что на ответственных руководителей возлагается персональная ответственность за неукоснительную, своевременную и качественную реализацию мер, предусмотренных в «Дорожной карте».

15. Министерству народного образования (Саидов Б.) и Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

16. Возложить на министра народного образования Саидова Б.О., министра внутренних дел Бобожонова П.Р., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

              Президент

Республики Узбекистан                                                                      Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

18 апреля 2022 года

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по повышению качества обучения в специализированных школах-интернатах для незрячих и слабовидящих детей, а также дальнейшему совершенствованию их деятельности

Постановление Президента Республики Узбекистан

За последние годы в нашей стране на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека» осуществлены необходимые меры по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью, в частности укреплению в обществе места незрячих детей и детей с нарушениями зрения.

В целях обеспечения последовательности и преемственности реформ в данном направлении, дальнейшего улучшения условий, созданных для получения образования незрячими и слабовидящими детьми, выведения на новый этап работы по поддержке и содействию их адаптации в обществе:

1. Согласиться с предложением Министерства внутренних дел и Министерства народного образования о прикреплении специализированных школ-интернатов для незрячих и слабовидящих детей к Министерству внутренних дел, а также переименовании их в специализированные школы-интернаты «Нурли маскан» (далее – школы «Нурли маскан»).

Установить, что Министерство внутренних дел закрепляет ответственных лиц за школами «Нурли маскан» и на постоянной основе оказывает содействие:

качественному образованию и воспитанию, улучшению бытовых условий, содержательной организации досуга учащихся, а также развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей;

воспитанию учащихся исходя из физических возможностей здоровыми, духовно зрелыми личностями, а также формированию их мировоззрения, мотивированию и привлечению к различным видам спорта;

организации культурно-просветительских мероприятий, формирующих у учащихся чувство патриотизма.

2. В целях системной организации мероприятий по обеспечению безопасности, оздоровлению и реабилитации учащихся школ «Нурли маскан»:

а) внедрить практику лечения, оздоровления и реабилитации учащихся школ «Нурли маскан» с привлечением квалифицированных врачей Республиканской клинической больницы глазных заболеваний, Республиканского специализированного центра микрохирургии глаза, Ташкентской медицинской академии, Ташкентского педиатрического медицинского института и других медицинских учреждений.

При этом расходы на лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия учащихся школ «Нурли маскан» финансируются в рамках средств, выделенных Министерству здравоохранения.

Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.) в месячный срок обеспечить утверждение мер, включающих внедрение патронажной системы и лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия для учащихся школ «Нурли маскан»;

б) обеспечить установку на территории всех школ «Нурли маскан» и интеграцию с соответствующими территориальными органами внутренних дел устройств видеонаблюдения в рамках налаживания системной профилактической работы по предупреждению случаев притеснения и насилия в отношении учащихся, а также суицида среди них.

Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) в трехмесячный срок определить адресные меры и завершить работу по реализации данной задачи за счет внебюджетных средств министерства.

3. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2022/2023 учебного года:

а) каждые шесть месяцев изучается потребность школ «Нурли маскан» в учебниках и учебных пособиях, художественной и детской литературе на шрифте Брайля, печатной и аудиолитературе по разным специализациям и направлениям и на основе изучения формируется перечень литературы.

При этом будет налажена практика объявления государственного заказа на основе сформированного перечня, издания литературы на специализированных полиграфических предприятиях, имеющих достаточную материально-техническую базу и опыт в данном направлении, а также рассылки на основе распределения исходя из потребности школ «Нурли маскан»;

б) областные и республиканские предметные олимпиады для незрячих и слабовидящих детей организуются для учащихся выпускных классов отдельно;

в) для учащихся школ «Нурли маскан» организуются учебные курсы по обучению информационным технологиям, иностранным языкам, профессиям и предпринимательству.

При этом для обучения профессиям выпускников школ «Нурли маскан» на краткосрочных учебных курсах объявляется грант среди негосударственных образовательных организаций, а расходы, связанные с обучением, оплачиваются за счет средств Государственного фонда содействия занятости;

г) внедряется система издания литературы по соответствующим специализациям и направлениям высших образовательных учреждений на азбуке Брайля;

д) разрешается заключение в установленном порядке договоров с издательско-полиграфическими предприятиями, издающими учебники и учебно-методические комплекты для незрячих и слабовидящих, на основе декларированных цен.

Кабинету Министров в двухмесячный срок разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения по широкому привлечению представителей частного сектора в сферу издания учебной и художественной литературы для незрячих и слабовидящих, развитию данного направления путем предоставления им соответствующих льгот.

4. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.), Министерству строительства (Закиров Б.), Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.), Министерству финансов (Ишметов Т.), Министерству народного образования (Саидов Б.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 июля 2022 года включить работы по строительству, ремонту и оснащению школ «Нурли маскан» в программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2023–2025 годы.

Определить, что:

а) Министерством финансов (Ишметов Т.) в месячный срок выделяются соответствующие средства на реализацию работ по строительству, ремонту и оснащению в 2022 году в школах-интернатах для незрячих и слабовидящих детей № 59 и № 60 в городе Самарканде;

б) начиная с сентября 2022 года в целях обучения профессиям учащихся школ «Нурли маскан» и обеспечения овладения профессией их выпускниками в учреждениях создаются отдельные для мальчиков и девочек современно оснащенные комплексы (учебные мастерские) по социальному и бытовому направлениям;

в) школы «Нурли маскан» в срок до 2022/2023 учебного года полностью оснащаются специальными средствами компьютерной техники, адаптированной для незрячих, за счет средств местных бюджетов.

Возложить на министра народного образования Саидова Б. и министра внутренних дел Бобожонова П. персональную ответственность за эффективное и полноценное внедрение на практике задач, определенных в настоящем пункте.

5. Министерству строительства (Закиров Б.) совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.) в трехмесячный срок изучить передовые зарубежные стандарты и нормы проектирования и строительства объектов школ «Нурли маскан», внести соответствующие изменения в нормативные акты по техническому регулированию их применения.

6. Нижеследующим:

а) Агентству по делам молодежи в двухмесячный срок обеспечить формирование лидерами молодежи в махаллях списков незрячих и слабовидящих детей, не привлеченных к образованию, в разрезе махаллей и их представление в Министерство народного образования;

б) Министерству народного образования в трехмесячный срок на основе списков, представленных Агентством по делам молодежи:

принять меры по полному привлечению к обучению незрячих и слабовидящих детей;

при привлечении к обучению незрячих и слабовидящих детей обеспечить специальной литературой обучающихся на дому на основе методик, основанных на особом подходе.

7. Министерству народного образования (Саидов Б.), Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) принять меры по созданию необходимых условий для инклюзивного образования незрячих и слабовидящих детей с особыми образовательными потребностями. При этом:

в трехмесячный срок совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.) и Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) исходя из международного опыта пересмотреть перечень медицинских показаний, дающих возможность направления незрячих и слабовидящих детей в учреждения общего среднего, среднего специального и профессионального образования;

в срок до конца 2022 года создать необходимые условия для незрячих и слабовидящих детей в образовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, в том числе обеспечить рельефными дорожками, литературой на основе азбуки Брайля, а также специальными слуховыми устройствами;

не менее двух раз в год организовывать курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений, в которых внедрена система инклюзивного образования, по обучению незрячих и слабовидящих детей;

создать в образовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, возможности совместного участия в уроках близких родственников незрячих и слабовидящих детей.

8. В срок до 1 июня 2022 года создать в пустующем здании школы № 16 «Нурли маскан» Андижанской области специальное учебно-производственное предприятие для труда незрячих и слабовидящих лиц в порядке эксперимента.

Хокимияту Андижанской области (Абдурахмонов Ш.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Министерством народного образования (Саидов Б.):

в месячный срок организовать для учащихся школы «Нурли маскан» специальные учебно-практические занятия исходя из направления производства учебно-производственного предприятия;

в двухмесячный срок обеспечить учебно-производственное предприятие необходимым оборудованием, специальным оснащением, орудиями труда и инструментами, а также оказать практическую помощь в реализации производимых товаров и услуг.

9. Министерству народного образования (Саидов Б.):

а) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего исходя из результатов учебно-производственного предприятия в школе «Нурли маскан» Андижанской области внедрение данной практики в других школах-интернатах республики в срок до 1 января 2023 года;

б) совместно с Обществом слепых Узбекистана (Нарпулатов Э.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) в срок до 1 февраля 2023 года исходя из направлений и возможностей создаваемых на местах учебных мастерских разработать специальные учебные планы и программы профессиональной ориентации;

в) до начала 2022/2023 учебного года исходя из потребностей и возможностей учащихся школ «Нурли маскан» организовать деятельность в данных школах сети кружков детских школ «Баркамол авлод»;

г) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) в срок до конца 2022 года создать и внедрить в учебный процесс специальные компьютерные программы в национальном дизайне, созвучные синтезаторам узбекской речи и другим семантико-слуховым средствам для школ «Нурли маскан».

При этом расходы, связанные с разработкой специальных компьютерных программ в национальном дизайне, осуществляются за счет Фонда содействия реформам в сфере народного образования;

д) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.) и Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) до начала 2022/2023 учебного года сформировать перечень специальных учебных принадлежностей и наборов для незрячих и слабовидящих детей для состава «Президентского подарка», выделяемого учащимся первых классов в установленном порядке, и внести в Кабинет Министров проект соответствующего решения.

10. Министерству развития спорта (Икрамов А.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.) и Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана (Ташходжаев М.):

в месячный срок выявить потребность школ «Нурли маскан» в спортивном оборудовании, оснащении и другом инвентаре, необходимых для занятия паралимпийскими видами спорта;

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента на основе зарубежного опыта оборудовать спортивные залы и спортивные площадки школ «Нурли маскан» на основе международных норм, а также обеспечить необходимым специальным спортивным инвентарем за счет соответствующих местных бюджетов;

начиная с 2022/2023 учебного года организовать спортивные группы в специализированных школах-интернатах для углубленных занятий незрячих и слабовидящих детей, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата паралимпийскими видами спорта (дзюдо, футбол, легкая атлетика), обеспечить привлечение в данные школы квалифицированных тренеров исходя из интересов учащихся к видам спорта.

11. Министерству культуры (Назарбеков О.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в двухмесячный срок в целях развития в школах «Нурли маскан» направления искусства (музыка), содействия реализации способностей учащихся в данном направлении прикрепить их к школам музыки и искусства в регионах.

Определить, что в целях повышения интереса детей к искусству и музыке в школах «Нурли маскан» создаются группы «Доирачилар», «Дуторчи кизлар» и «Фольклор».

12. Одобрить предложение Министерства народного образования и хокимията Самаркандской области о создании в 2022 году на территории школ № 59 и № 60 «Нурли маскан» в городе Самарканде годичных срочных подготовительных групп на основе специальных учебных программ в рамках предельной штатной численности данных учреждений в целях подготовки незрячих детей к школе.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента начиная с 1 октября 2022 года организовать деятельность годичных срочных подготовительных групп по подготовке незрячих детей к школе на базе школ «Нурли маскан».

Министерству дошкольного образования (Шин А.) в срок до 1 октября 2022 года разработать методику обучения незрячих детей дошкольного возраста с широким изучением международного опыта и обеспечить доставку учебных программ в школы «Нурли маскан».

13. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:

в срок до 2022/2023 учебного года обеспечить школы «Нурли маскан» необходимым оборудованием для мини-типографии, таким как рельефно-точечный Брайль-принтер, портативно-тактильный Брайль-дисплей, моноблок, бумагорезка и ламинатор, с целью издания раздаточных материалов и учебных пособий на азбуке Брайля за счет средств местных бюджетов;

в срок до конца 2022 года за счет средств Республиканского фонда «Безопасная дорога и безопасный пешеход» создать на территории школ «Нурли маскан» специальные площадки по обучению правилам дорожного движения, а также принять меры по установке звуковых светофоров и инновационных дорожных знаков на территориях проживания незрячих и слабовидящих детей.

14. Утвердить «Дорожную карту» по поэтапному улучшению условий в специализированных школах-интернатах «Нурли маскан» согласно приложению.

Установить, что на ответственных руководителей возлагается персональная ответственность за неукоснительную, своевременную и качественную реализацию мер, предусмотренных в «Дорожной карте».

15. Министерству народного образования (Саидов Б.) и Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

16. Возложить на министра народного образования Саидова Б.О., министра внутренних дел Бобожонова П.Р., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

              Президент

Республики Узбекистан                                                                      Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

18 апреля 2022 года