Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы в республике ведется системная работа по обеспечению рационального и целевого использования, охране земельных участков, освоению и повторному введению в оборот новых земель.

Однако встречающиеся в регионах случаи несоблюдения законодательства о земле, нецелевого и неэффективного использования земельных участков, в частности строительства незаконных сооружений, а также самовольного захвата земель требуют внедрения единой системы контроля и дальнейшего усиления взаимодействия компетентных органов путем широкого использования цифровых технологий в данном направлении.

В целях создания системы эффективного использования земельных участков, предупреждения хищения земель, особенно сельскохозяйственного назначения, ускорения процессов цифровизации в сфере посредством широкого внедрения информационных технологий в использование земельных участков, а также выполнения задач, определенных Указом Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2021 года № УП–6243 «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив»:

1. В целях дальнейшего усиления контроля в сфере рационального использования и охраны земельных участков возложить на органы прокуратуры следующие дополнительные задачи:

установление на постоянной основе надзора за своевременным и полным исполнением мероприятий, определенных республиканскими и территориальными программами, связанных с выделением земельных участков, освоением и введением в сельскохозяйственный оборот новых земель;

осуществление на постоянной основе надзора за обеспечением соблюдения требований, определенных Земельным кодексом, при выделении земельных участков сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения;

осуществление на постоянной основе мониторинга Единой электронной системы разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах «E-qaror» (далее – электронная система «E-qaror»), а также принятие мер реагирования на решения, не соответствующие актам законодательства;

раннее выявление фактов самовольного захвата и незаконного использования земельных участков, а также установление строгого прокурорского надзора за обеспечением неотвратимости наказания лиц, совершивших правонарушения;

регулярное изучение состояния соблюдения актов законодательства о земле, а также формирование единой правоприменительной практики в данной сфере;

подготовку предложений о рациональном использовании земель на основе передового зарубежного опыта;

регулярное изучение целевого использования средств Фонда развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения, а также направляемых на данную сферу соответствующих внебюджетных средств, средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций.

2. В целях эффективной организации исполнения дополнительных задач, возложенных на органы прокуратуры, образовать в составе Генеральной прокуратуры Управление по предупреждению хищений земельных ресурсов (далее – Управление), состоящее из 8 штатных единиц, в прокуратурах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента – отделы по предупреждению хищений земельных ресурсов (далее – отделы), состоящие в общей сложности из 56 штатных единиц.

Сформировать образуемые новые Управление и отделы за счет оптимизации 32 штатных единиц органов прокуратуры, 15 штатных единиц – системы Министерства сельского хозяйства, 7 штатных единиц – системы Министерства водного хозяйства, 10 штатных единиц – Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров.

Управлению и отделам организовать выполнение задач по координации деятельности, направленной на раннее выявление и предупреждение фактов нарушения законодательства о земле, возложенных на Генеральную прокуратуру и территориальные прокуратуры Указом Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2021 года № УП–6243.

3. В целях усиления общественного контроля за рациональным использованием и охраной земельных участков установить с 1 марта 2022 года порядок, в соответствии с которым:

а) фото- и видеоматериалы о фактах самовольного захвата и незаконного использования земельных участков, направленные населением и органами самоуправления граждан в Генеральную прокуратуру (короткий номер 1007) и Агентство по кадастру (короткий номер 1097), рассматриваются в порядке, установленном актами законодательства;

б) органам самоуправления граждан и помощникам хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле (далее – помощники хокимов) предоставляется право на направление запросов в органы исполнительной власти на местах, органы по строительству и кадастру о законности начатого строительства любого здания или сооружения на их территории, при этом:

указанные запросы подлежат обязательному рассмотрению в течение 5 рабочих дней, по итогам представляется информация о наличии либо отсутствии разрешительных документов начатого строительства зданий и сооружений;

органы самоуправления граждан размещают на самом видном для всех граждан месте своего здания информацию, полученную на основании своего запроса, а также информацию по выявленным незаконным фактам представляют в однодневный срок органам, осуществляющим контроль в сфере землепользования.

Агентству по кадастру в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок денежного вознаграждения лиц, известивших о фактах самовольного захвата и незаконного использования земельных участков посредством технических средств фото- и видеофиксации, предусмотренных статьей 84 Земельного кодекса.

4. Установить, что в целях совершенствования автоматизированной информационной системы «Е-YER NAZORAT» по ведению мониторинга земельных правонарушений (далее – система «Е-YER NAZORAT»):

Агентство по кадастру, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Министерство сельского хозяйства, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Бюро принудительного исполнения и их территориальные отделения, а также соответствующие органы исполнительной власти на местах являются ответственными за своевременное внесение информации о земельных правонарушениях и размещение в системе «Е-YER NAZORAT» результатов рассмотрения дел по правонарушениям;

карта сведений о совершенных преступлениях, связанных с земельными участками, ведется в системе «Е-YER NAZORAT» отдельно.

Агентству по кадастру совместно с Генеральной прокуратурой и иными компетентными органами в месячный срок установить порядок внесения в систему «Е-YER NAZORAT» сведений о возбужденных уголовных делах.

5. В целях обеспечения соответствия решений по земельным отношениям органов исполнительной власти на местах актам законодательства установить порядок, в соответствии с которым создаваемое Управление совместно с Министерством юстиции:

осуществляет мониторинг решений по земельным отношениям органов исполнительной власти на местах посредством электронной системы «Е-qaror» на постоянной основе;

обеспечивает незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования в отношении решений, не соответствующих актам законодательства, по результатам мониторинга.

6. Министерству сельского хозяйства, Министерству водного хозяйства, Министерству транспорта, Министерству энергетики, Министерству здравоохранения, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования, Министерству культуры, Министерству развития спорта, Министерству туризма и культурного наследия, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Государственному комитету по лесному хозяйству, Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды, Государственному комитету по геологии и минеральным ресурсам, АО «Худудгазтаъминот», АО «Узтрансгаз», АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и АО «Региональные электрические сети»:

в трехмесячный срок – провести инвентаризацию земельных участков, принадлежащих предприятиям и организациям в их системе, в дальнейшем – проводить изучение эффективного использования земельных участков на постоянной основе;

ежеквартально – представлять в Генеральную прокуратуру информацию о проведенной работе по охране принадлежащих им земельных участков, а также выявленных незаконных фактах.

Возложить на руководителей министерств и ведомств, перечисленных в настоящем пункте, персональную ответственность за целевое и рациональное использование, предупреждение хищения закрепленных земельных участков.

7. Агентству «Узбеккосмос» совместно с Агентством по кадастру, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до конца 2022 года принять меры по выявлению в порядке эксперимента земельных участков, занятых путем самовольного захвата и незаконной постройки зданий и сооружений в Мирзо-Улугбекском и Юнусабадском районах города Ташкента, а также Кибрайском и Ташкентском районах Ташкентской области, посредством обработки космических снимков.

Министерствам и ведомствам обеспечить представление по запросу Агентства «Узбеккосмос» в установленном порядке всех сведений, необходимых для выполнения возложенных на него задач.

При этом расходы, связанные с получением и обработкой космических снимков, покрываются за счет внебюджетных средств Агентства «Узбеккосмос» и Агентства по кадастру.

Агентству «Узбеккосмос» совместно с Агентством по кадастру и Генеральной прокуратурой в срок до 1 марта 2023 года исходя из результатов эксперимента внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о внедрении данной практики на всей территории республики.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, районов (городов) совместно со своими юридическими службами, территориальными органами юстиции и прокуратуры на основе нижеследующего графика провести инвентаризацию решений местных органов представительной и исполнительной власти о выделении земельных участков, обеспечить представление электронных копий этих решений руководителям секторов районов (городов) и помощникам хокимов для обеспечения проведения государственной регистрации прав на земельные участки:

в срок до 1 мая 2022 года – решения, принятые в 2016–2021 годах;

в срок до 1 августа 2022 года – решения, принятые в 2006–2015 годах;

в срок до 1 января 2023 года – решения, принятые до 2006 года.

Агентству «Узархив» совместно с территориальными органами юстиции и прокуратуры в срок до конца 2022 года провести инвентаризацию решений органов самоуправления граждан о выделении земельных участков, протоколов общего собрания членов колхозов, приказов совхозов и иных сельскохозяйственных организаций, переданных на хранение в государственные архивы, обеспечить представление электронных копий этих документов руководителям секторов районов (городов) и помощникам хокимов на постоянной основе для обеспечения проведения государственной регистрации прав на земельные участки.

Помощникам хокимов активно оказывать гражданам практическую помощь в проведении государственной регистрации прав на земельные участки, выявленных в результате инвентаризации, в установленном законодательством порядке.

9. Принять к сведению, что в статье 831 Земельного кодекса определено, что осуществление государственного контроля за целевым использованием земельных участков не является проверкой деятельности хозяйствующих субъектов.

В целях установления системного контроля за обеспечением населения качественной и доступной продовольственной продукцией, целевым и рациональным использованием земельных участков:

Министерству сельского хозяйства не реже одного раза в квартал проводить мониторинг рационального и эффективного использования посевных земель, а также состояния посева запланированных культур и ухода за ними;

Агентству по кадастру – принять меры по выявлению фактов непроведения государственной регистрации прав на все виды земельных участков, независимо от категории земель, а также здания и сооружения, недопущению самовольного захвата и самовольного изменения границ земельных участков, усилить государственный контроль за целевым использованием земель.

Министерству сельского хозяйства и Агентству по кадастру регулярно в срок до 5-го числа месяца, следующего за каждым кварталом, вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров и Генеральную прокуратуру информацию о результатах проведенной работы.

10. В целях повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности по выявлению фактов нарушения законодательства о земле образовать Отдел по борьбе с хищениями земельных ресурсов в структуре Оперативно-розыскного департамента Министерства внутренних дел, в территориальных оперативно-розыскных службах – подразделения по борьбе с хищениями земельных ресурсов.

Образовать новые структуры в составе 73 штатных единиц за счет оптимизации 30 штатных единиц органов внутренних дел и 43 штатных единиц органов и учреждений юстиции.

11. Определить, что:

новым структурным подразделениям, образуемым в системах органов прокуратуры и внутренних дел, в рамках выполнения возложенных на них задач предоставляется право на эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов (дронов) Министерства сельского хозяйства и Агентства по кадастру при необходимости – на безвозмездной основе;

осуществление надзора за деятельностью по борьбе с преступлениями в сфере земельных отношений Отдела по борьбе с хищениями земельных ресурсов и его территориальных подразделений, входящих в структуру Оперативно-розыскного департамента Министерства внутренних дел, возлагается на Управление и отделы органов прокуратуры, образуемые настоящим постановлением.

Агентству по кадастру совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в трехмесячный срок создать возможность для получения новыми структурными подразделениями, образуемыми в системах органов прокуратуры и внутренних дел, информации об объектах недвижимости, их собственниках и истории владения из Государственного реестра прав на объекты недвижимости в режиме онлайн.

12. Перечислять 10 процентов средств, поступивших от взыскания в установленном порядке ущерба, причиненного интересам государства, по фактам нарушения законодательства о земле, выявленным по инициативе правоохранительных органов, во внебюджетные фонды указанных органов соответственно.

Категорически запретить привлечение сотрудников новых структурных подразделений органов прокуратуры и внутренних дел к другой работе, не связанной с выполнением возложенных на них задач.

13. Верховному суду:

в срок до 1 апреля 2022 года обобщить практику рассмотрения дел, связанных со сносом зданий и сооружений, самовольно построенных на земельных участках, предоставить судам рекомендации, необходимые для формирования единой практики рассмотрения дел данной категории;

в срок до 1 июля 2022 года организовать работу по тщательному изучению фактов, связанных с объектами недвижимости, имущественные права на которые не признаны, по результатам изучения внести предложения в Администрацию Президента Республики Узбекистан.

14. Генеральной прокуратуре совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

15. Генеральной прокуратуре исходя из требований настоящего постановления в месячный срок утвердить организационно-штатные структуры прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Министерству финансов совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел в месячный срок внести изменения в смету расходов и штатное расписание соответственно Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, прокуратур и органов внутренних дел Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

16. Возложить на Генерального прокурора Йулдошева Н.Т., министра внутренних дел Бобожонова П.Р., министра сельского хозяйства Ходжаева Ж.А. и председателя Государственного налогового комитета Кудбиева Ш.Д. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

                Президент

     Республики Узбекистан                 Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

21 февраля 2022 года

 

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по повышению эффективности государственного контроля за использованием земельных участков

Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы в республике ведется системная работа по обеспечению рационального и целевого использования, охране земельных участков, освоению и повторному введению в оборот новых земель.

Однако встречающиеся в регионах случаи несоблюдения законодательства о земле, нецелевого и неэффективного использования земельных участков, в частности строительства незаконных сооружений, а также самовольного захвата земель требуют внедрения единой системы контроля и дальнейшего усиления взаимодействия компетентных органов путем широкого использования цифровых технологий в данном направлении.

В целях создания системы эффективного использования земельных участков, предупреждения хищения земель, особенно сельскохозяйственного назначения, ускорения процессов цифровизации в сфере посредством широкого внедрения информационных технологий в использование земельных участков, а также выполнения задач, определенных Указом Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2021 года № УП–6243 «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив»:

1. В целях дальнейшего усиления контроля в сфере рационального использования и охраны земельных участков возложить на органы прокуратуры следующие дополнительные задачи:

установление на постоянной основе надзора за своевременным и полным исполнением мероприятий, определенных республиканскими и территориальными программами, связанных с выделением земельных участков, освоением и введением в сельскохозяйственный оборот новых земель;

осуществление на постоянной основе надзора за обеспечением соблюдения требований, определенных Земельным кодексом, при выделении земельных участков сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения;

осуществление на постоянной основе мониторинга Единой электронной системы разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах «E-qaror» (далее – электронная система «E-qaror»), а также принятие мер реагирования на решения, не соответствующие актам законодательства;

раннее выявление фактов самовольного захвата и незаконного использования земельных участков, а также установление строгого прокурорского надзора за обеспечением неотвратимости наказания лиц, совершивших правонарушения;

регулярное изучение состояния соблюдения актов законодательства о земле, а также формирование единой правоприменительной практики в данной сфере;

подготовку предложений о рациональном использовании земель на основе передового зарубежного опыта;

регулярное изучение целевого использования средств Фонда развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения, а также направляемых на данную сферу соответствующих внебюджетных средств, средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций.

2. В целях эффективной организации исполнения дополнительных задач, возложенных на органы прокуратуры, образовать в составе Генеральной прокуратуры Управление по предупреждению хищений земельных ресурсов (далее – Управление), состоящее из 8 штатных единиц, в прокуратурах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента – отделы по предупреждению хищений земельных ресурсов (далее – отделы), состоящие в общей сложности из 56 штатных единиц.

Сформировать образуемые новые Управление и отделы за счет оптимизации 32 штатных единиц органов прокуратуры, 15 штатных единиц – системы Министерства сельского хозяйства, 7 штатных единиц – системы Министерства водного хозяйства, 10 штатных единиц – Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров.

Управлению и отделам организовать выполнение задач по координации деятельности, направленной на раннее выявление и предупреждение фактов нарушения законодательства о земле, возложенных на Генеральную прокуратуру и территориальные прокуратуры Указом Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2021 года № УП–6243.

3. В целях усиления общественного контроля за рациональным использованием и охраной земельных участков установить с 1 марта 2022 года порядок, в соответствии с которым:

а) фото- и видеоматериалы о фактах самовольного захвата и незаконного использования земельных участков, направленные населением и органами самоуправления граждан в Генеральную прокуратуру (короткий номер 1007) и Агентство по кадастру (короткий номер 1097), рассматриваются в порядке, установленном актами законодательства;

б) органам самоуправления граждан и помощникам хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле (далее – помощники хокимов) предоставляется право на направление запросов в органы исполнительной власти на местах, органы по строительству и кадастру о законности начатого строительства любого здания или сооружения на их территории, при этом:

указанные запросы подлежат обязательному рассмотрению в течение 5 рабочих дней, по итогам представляется информация о наличии либо отсутствии разрешительных документов начатого строительства зданий и сооружений;

органы самоуправления граждан размещают на самом видном для всех граждан месте своего здания информацию, полученную на основании своего запроса, а также информацию по выявленным незаконным фактам представляют в однодневный срок органам, осуществляющим контроль в сфере землепользования.

Агентству по кадастру в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок денежного вознаграждения лиц, известивших о фактах самовольного захвата и незаконного использования земельных участков посредством технических средств фото- и видеофиксации, предусмотренных статьей 84 Земельного кодекса.

4. Установить, что в целях совершенствования автоматизированной информационной системы «Е-YER NAZORAT» по ведению мониторинга земельных правонарушений (далее – система «Е-YER NAZORAT»):

Агентство по кадастру, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Министерство сельского хозяйства, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Бюро принудительного исполнения и их территориальные отделения, а также соответствующие органы исполнительной власти на местах являются ответственными за своевременное внесение информации о земельных правонарушениях и размещение в системе «Е-YER NAZORAT» результатов рассмотрения дел по правонарушениям;

карта сведений о совершенных преступлениях, связанных с земельными участками, ведется в системе «Е-YER NAZORAT» отдельно.

Агентству по кадастру совместно с Генеральной прокуратурой и иными компетентными органами в месячный срок установить порядок внесения в систему «Е-YER NAZORAT» сведений о возбужденных уголовных делах.

5. В целях обеспечения соответствия решений по земельным отношениям органов исполнительной власти на местах актам законодательства установить порядок, в соответствии с которым создаваемое Управление совместно с Министерством юстиции:

осуществляет мониторинг решений по земельным отношениям органов исполнительной власти на местах посредством электронной системы «Е-qaror» на постоянной основе;

обеспечивает незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования в отношении решений, не соответствующих актам законодательства, по результатам мониторинга.

6. Министерству сельского хозяйства, Министерству водного хозяйства, Министерству транспорта, Министерству энергетики, Министерству здравоохранения, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования, Министерству культуры, Министерству развития спорта, Министерству туризма и культурного наследия, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Государственному комитету по лесному хозяйству, Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды, Государственному комитету по геологии и минеральным ресурсам, АО «Худудгазтаъминот», АО «Узтрансгаз», АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и АО «Региональные электрические сети»:

в трехмесячный срок – провести инвентаризацию земельных участков, принадлежащих предприятиям и организациям в их системе, в дальнейшем – проводить изучение эффективного использования земельных участков на постоянной основе;

ежеквартально – представлять в Генеральную прокуратуру информацию о проведенной работе по охране принадлежащих им земельных участков, а также выявленных незаконных фактах.

Возложить на руководителей министерств и ведомств, перечисленных в настоящем пункте, персональную ответственность за целевое и рациональное использование, предупреждение хищения закрепленных земельных участков.

7. Агентству «Узбеккосмос» совместно с Агентством по кадастру, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до конца 2022 года принять меры по выявлению в порядке эксперимента земельных участков, занятых путем самовольного захвата и незаконной постройки зданий и сооружений в Мирзо-Улугбекском и Юнусабадском районах города Ташкента, а также Кибрайском и Ташкентском районах Ташкентской области, посредством обработки космических снимков.

Министерствам и ведомствам обеспечить представление по запросу Агентства «Узбеккосмос» в установленном порядке всех сведений, необходимых для выполнения возложенных на него задач.

При этом расходы, связанные с получением и обработкой космических снимков, покрываются за счет внебюджетных средств Агентства «Узбеккосмос» и Агентства по кадастру.

Агентству «Узбеккосмос» совместно с Агентством по кадастру и Генеральной прокуратурой в срок до 1 марта 2023 года исходя из результатов эксперимента внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о внедрении данной практики на всей территории республики.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, районов (городов) совместно со своими юридическими службами, территориальными органами юстиции и прокуратуры на основе нижеследующего графика провести инвентаризацию решений местных органов представительной и исполнительной власти о выделении земельных участков, обеспечить представление электронных копий этих решений руководителям секторов районов (городов) и помощникам хокимов для обеспечения проведения государственной регистрации прав на земельные участки:

в срок до 1 мая 2022 года – решения, принятые в 2016–2021 годах;

в срок до 1 августа 2022 года – решения, принятые в 2006–2015 годах;

в срок до 1 января 2023 года – решения, принятые до 2006 года.

Агентству «Узархив» совместно с территориальными органами юстиции и прокуратуры в срок до конца 2022 года провести инвентаризацию решений органов самоуправления граждан о выделении земельных участков, протоколов общего собрания членов колхозов, приказов совхозов и иных сельскохозяйственных организаций, переданных на хранение в государственные архивы, обеспечить представление электронных копий этих документов руководителям секторов районов (городов) и помощникам хокимов на постоянной основе для обеспечения проведения государственной регистрации прав на земельные участки.

Помощникам хокимов активно оказывать гражданам практическую помощь в проведении государственной регистрации прав на земельные участки, выявленных в результате инвентаризации, в установленном законодательством порядке.

9. Принять к сведению, что в статье 831 Земельного кодекса определено, что осуществление государственного контроля за целевым использованием земельных участков не является проверкой деятельности хозяйствующих субъектов.

В целях установления системного контроля за обеспечением населения качественной и доступной продовольственной продукцией, целевым и рациональным использованием земельных участков:

Министерству сельского хозяйства не реже одного раза в квартал проводить мониторинг рационального и эффективного использования посевных земель, а также состояния посева запланированных культур и ухода за ними;

Агентству по кадастру – принять меры по выявлению фактов непроведения государственной регистрации прав на все виды земельных участков, независимо от категории земель, а также здания и сооружения, недопущению самовольного захвата и самовольного изменения границ земельных участков, усилить государственный контроль за целевым использованием земель.

Министерству сельского хозяйства и Агентству по кадастру регулярно в срок до 5-го числа месяца, следующего за каждым кварталом, вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров и Генеральную прокуратуру информацию о результатах проведенной работы.

10. В целях повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности по выявлению фактов нарушения законодательства о земле образовать Отдел по борьбе с хищениями земельных ресурсов в структуре Оперативно-розыскного департамента Министерства внутренних дел, в территориальных оперативно-розыскных службах – подразделения по борьбе с хищениями земельных ресурсов.

Образовать новые структуры в составе 73 штатных единиц за счет оптимизации 30 штатных единиц органов внутренних дел и 43 штатных единиц органов и учреждений юстиции.

11. Определить, что:

новым структурным подразделениям, образуемым в системах органов прокуратуры и внутренних дел, в рамках выполнения возложенных на них задач предоставляется право на эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов (дронов) Министерства сельского хозяйства и Агентства по кадастру при необходимости – на безвозмездной основе;

осуществление надзора за деятельностью по борьбе с преступлениями в сфере земельных отношений Отдела по борьбе с хищениями земельных ресурсов и его территориальных подразделений, входящих в структуру Оперативно-розыскного департамента Министерства внутренних дел, возлагается на Управление и отделы органов прокуратуры, образуемые настоящим постановлением.

Агентству по кадастру совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в трехмесячный срок создать возможность для получения новыми структурными подразделениями, образуемыми в системах органов прокуратуры и внутренних дел, информации об объектах недвижимости, их собственниках и истории владения из Государственного реестра прав на объекты недвижимости в режиме онлайн.

12. Перечислять 10 процентов средств, поступивших от взыскания в установленном порядке ущерба, причиненного интересам государства, по фактам нарушения законодательства о земле, выявленным по инициативе правоохранительных органов, во внебюджетные фонды указанных органов соответственно.

Категорически запретить привлечение сотрудников новых структурных подразделений органов прокуратуры и внутренних дел к другой работе, не связанной с выполнением возложенных на них задач.

13. Верховному суду:

в срок до 1 апреля 2022 года обобщить практику рассмотрения дел, связанных со сносом зданий и сооружений, самовольно построенных на земельных участках, предоставить судам рекомендации, необходимые для формирования единой практики рассмотрения дел данной категории;

в срок до 1 июля 2022 года организовать работу по тщательному изучению фактов, связанных с объектами недвижимости, имущественные права на которые не признаны, по результатам изучения внести предложения в Администрацию Президента Республики Узбекистан.

14. Генеральной прокуратуре совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

15. Генеральной прокуратуре исходя из требований настоящего постановления в месячный срок утвердить организационно-штатные структуры прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Министерству финансов совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел в месячный срок внести изменения в смету расходов и штатное расписание соответственно Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, прокуратур и органов внутренних дел Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

16. Возложить на Генерального прокурора Йулдошева Н.Т., министра внутренних дел Бобожонова П.Р., министра сельского хозяйства Ходжаева Ж.А. и председателя Государственного налогового комитета Кудбиева Ш.Д. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

                Президент

     Республики Узбекистан                 Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

21 февраля 2022 года