Постановление Президента Республики Узбекистан

Активное внедрение в стране за последние годы рыночных принципов в процессы реализации товаров служит сокращению теневой экономики, формированию реальных цен на продукцию производителей и расширению их налоговой базы.

Кроме того, внедрение в биржевые торги форвардных договоров способствовало предотвращению резкого роста цен на основные виды социально значимых товаров, обеспечению баланса спроса и предложения на рынке, эффективному использованию свободных средств субъектов предпринимательства.

Вместе с тем продолжение стимулирования субъектов предпринимательства, принимающих активное участие в биржевых торгах, и широкого применения рыночных механизмов в процессе реализации высоколиквидных или монопольных товаров, а также внедрение в биржевые торги современных товарных деривативов, включая фьючерсные договоры, остаются требованием сегодняшнего дня.

В целях недопущения искусственного завышения цен на высоколиквидные и монопольные товары на внутреннем рынке недобросовестными субъектами предпринимательства, создания дефицита и ажиотажного спроса, упразднения элементов системы распределения и дальнейшей активизации биржевых торгов:

1. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 15 июня 2021 года на внутреннем рынке исключительно посредством биржевых торгов на основе рыночных принципов подлежат реализации следующие товары:

а) произведенные предприятиями-монополистами и (или) юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, а также юридическими лицами, в уставном фонде (капитале) которых 50 и более процентов принадлежит юридическому лицу с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более (далее – организации-монополисты и организации с участием государства):

поливинилхлорид (ПВХ) и формалин – всем покупателям;

потребительский этиловый спирт – производителям, имеющим соответствующие лицензии и сертификаты соответствия, независимо от организационно-правовой формы;

технический этиловый спирт – всем покупателям;

серебро – производителям ювелирных изделий;

б) до 1 января 2022 года произведенные юридическими лицами не монополистами и (или) юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере менее 50 процентов, либо юридическими лицами, не имеющими доли государства:

цемент – не менее 50 процентов от объема производства;

полученные семена хлопчатника, хлопковое масло (в том числе экстракционное хлопковое масло) и переработанные отходы семян (шрот, шелуха) – 100 процентов от объема производства;

в) нефть и газовый конденсат добывающими (газоперерабатывающими) организациями (производителями), независимо от организационно-правовой формы, – производителям, имеющим соответствующие лицензии и сертификаты соответствия.

2. Установить, что определение таможенной стоимости товаров по сделкам, заключенным на торговых площадках товарно-сырьевых бирж за рубежом, осуществляется исключительно по стоимости, определенной в данных сделках.

Государственному таможенному комитету совместно с АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» в двухмесячный срок наладить взаимную интеграцию информационных систем и баз данных и обмен данными для обеспечения исполнения настоящего пункта.

3. В целях предупреждения искусственного завышения цен на внутреннем рынке и иных негативных ситуаций на рынке наделить Антимонопольный комитет полномочием, при необходимости:

устанавливать максимальный объем (лимит) продукции, закупаемой одним покупателем на одной торговой сессии биржевых торгов, а также вносить изменения в данные объемы исходя из спроса и предложения;

вносить организациям, независимо от организационно-правовой формы, обязательные к исполнению предписания о реализации высоколиквидных товаров, включая наиболее востребованные в определенный сезон, исключительно через товарно-сырьевые биржи.

При этом к организациям, получившим данные предписания, и организациям, указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 1 настоящего постановления, применяются требования Положения о порядке реализации на биржевых торгах высоколиквидных и монопольных видов продукции, а также антимонопольные требования к биржевым торгам, предусмотренные законодательством о конкуренции.

4. Антимонопольному комитету обеспечивать на постоянной основе проведение анализа и выставление на биржевые торги востребованных товаров, включая наиболее востребованные в определенный сезон.

5. Установить порядок, в соответствии с которым:

начиная с 1 января 2022 года хлопково-текстильными кластерами и кооперациями передача полученных из хлопчатника семян с условием возврата готовой продукции масложировым организациям осуществляется исключительно между организациями в рамках одного хлопково-текстильного кластера;

начиная с 1 сентября 2021 года услуги по перевозке автотранспортом товаров, реализуемых на биржевых торгах, оказываются организациями-монополистами и организациями с государственным участием исключительно через торговый портал электронной логистики в порядке аукциона. При этом через торговый портал электронной логистики услуги по транспортировке оказываются посредством:

постановки на учет – при оказании услуг на собственных транспортных средствах покупателей;

заключения прямых договоров – предприятиями, предоставляющими покупателям аффилированные услуги по транспортировке.

6. Утвердить «Дорожную карту» по широкому внедрению передовых информационных технологий в деятельность товарно-сырьевых бирж и последовательному развитию их электронной коммерческой деятельности согласно приложению № 1.

7. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Антимонопольным комитетом, Ассоциацией «Узпромстройматериалы», АК «Узмахсусмонтажкурилиш», АО «Узметкомбинат» и ООО «Ташкентский металлургический завод» принимать и реализовывать меры, направленные на запуск новых мощностей по производству шлифованного стекла и стального листа, а также увеличение объема выставления указанных товаров на биржевые торги.

8. Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с товарно-сырьевыми биржами в месячный срок утвердить и обеспечить исполнение медиаплана, направленного на широкое освещение и пропаганду сути и содержания настоящего постановления среди субъектов предпринимательства и населения.

9. Внести изменение и дополнение в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

10. Антимонопольному комитету совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

11. Возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и председателя Антимонопольного комитета персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                           Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

17 марта 2021 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по дальнейшему внедрению рыночных механизмов в процессы реализации высоколиквидных и монопольных товаров

Постановление Президента Республики Узбекистан

Активное внедрение в стране за последние годы рыночных принципов в процессы реализации товаров служит сокращению теневой экономики, формированию реальных цен на продукцию производителей и расширению их налоговой базы.

Кроме того, внедрение в биржевые торги форвардных договоров способствовало предотвращению резкого роста цен на основные виды социально значимых товаров, обеспечению баланса спроса и предложения на рынке, эффективному использованию свободных средств субъектов предпринимательства.

Вместе с тем продолжение стимулирования субъектов предпринимательства, принимающих активное участие в биржевых торгах, и широкого применения рыночных механизмов в процессе реализации высоколиквидных или монопольных товаров, а также внедрение в биржевые торги современных товарных деривативов, включая фьючерсные договоры, остаются требованием сегодняшнего дня.

В целях недопущения искусственного завышения цен на высоколиквидные и монопольные товары на внутреннем рынке недобросовестными субъектами предпринимательства, создания дефицита и ажиотажного спроса, упразднения элементов системы распределения и дальнейшей активизации биржевых торгов:

1. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 15 июня 2021 года на внутреннем рынке исключительно посредством биржевых торгов на основе рыночных принципов подлежат реализации следующие товары:

а) произведенные предприятиями-монополистами и (или) юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, а также юридическими лицами, в уставном фонде (капитале) которых 50 и более процентов принадлежит юридическому лицу с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более (далее – организации-монополисты и организации с участием государства):

поливинилхлорид (ПВХ) и формалин – всем покупателям;

потребительский этиловый спирт – производителям, имеющим соответствующие лицензии и сертификаты соответствия, независимо от организационно-правовой формы;

технический этиловый спирт – всем покупателям;

серебро – производителям ювелирных изделий;

б) до 1 января 2022 года произведенные юридическими лицами не монополистами и (или) юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере менее 50 процентов, либо юридическими лицами, не имеющими доли государства:

цемент – не менее 50 процентов от объема производства;

полученные семена хлопчатника, хлопковое масло (в том числе экстракционное хлопковое масло) и переработанные отходы семян (шрот, шелуха) – 100 процентов от объема производства;

в) нефть и газовый конденсат добывающими (газоперерабатывающими) организациями (производителями), независимо от организационно-правовой формы, – производителям, имеющим соответствующие лицензии и сертификаты соответствия.

2. Установить, что определение таможенной стоимости товаров по сделкам, заключенным на торговых площадках товарно-сырьевых бирж за рубежом, осуществляется исключительно по стоимости, определенной в данных сделках.

Государственному таможенному комитету совместно с АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» в двухмесячный срок наладить взаимную интеграцию информационных систем и баз данных и обмен данными для обеспечения исполнения настоящего пункта.

3. В целях предупреждения искусственного завышения цен на внутреннем рынке и иных негативных ситуаций на рынке наделить Антимонопольный комитет полномочием, при необходимости:

устанавливать максимальный объем (лимит) продукции, закупаемой одним покупателем на одной торговой сессии биржевых торгов, а также вносить изменения в данные объемы исходя из спроса и предложения;

вносить организациям, независимо от организационно-правовой формы, обязательные к исполнению предписания о реализации высоколиквидных товаров, включая наиболее востребованные в определенный сезон, исключительно через товарно-сырьевые биржи.

При этом к организациям, получившим данные предписания, и организациям, указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 1 настоящего постановления, применяются требования Положения о порядке реализации на биржевых торгах высоколиквидных и монопольных видов продукции, а также антимонопольные требования к биржевым торгам, предусмотренные законодательством о конкуренции.

4. Антимонопольному комитету обеспечивать на постоянной основе проведение анализа и выставление на биржевые торги востребованных товаров, включая наиболее востребованные в определенный сезон.

5. Установить порядок, в соответствии с которым:

начиная с 1 января 2022 года хлопково-текстильными кластерами и кооперациями передача полученных из хлопчатника семян с условием возврата готовой продукции масложировым организациям осуществляется исключительно между организациями в рамках одного хлопково-текстильного кластера;

начиная с 1 сентября 2021 года услуги по перевозке автотранспортом товаров, реализуемых на биржевых торгах, оказываются организациями-монополистами и организациями с государственным участием исключительно через торговый портал электронной логистики в порядке аукциона. При этом через торговый портал электронной логистики услуги по транспортировке оказываются посредством:

постановки на учет – при оказании услуг на собственных транспортных средствах покупателей;

заключения прямых договоров – предприятиями, предоставляющими покупателям аффилированные услуги по транспортировке.

6. Утвердить «Дорожную карту» по широкому внедрению передовых информационных технологий в деятельность товарно-сырьевых бирж и последовательному развитию их электронной коммерческой деятельности согласно приложению № 1.

7. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Антимонопольным комитетом, Ассоциацией «Узпромстройматериалы», АК «Узмахсусмонтажкурилиш», АО «Узметкомбинат» и ООО «Ташкентский металлургический завод» принимать и реализовывать меры, направленные на запуск новых мощностей по производству шлифованного стекла и стального листа, а также увеличение объема выставления указанных товаров на биржевые торги.

8. Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с товарно-сырьевыми биржами в месячный срок утвердить и обеспечить исполнение медиаплана, направленного на широкое освещение и пропаганду сути и содержания настоящего постановления среди субъектов предпринимательства и населения.

9. Внести изменение и дополнение в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

10. Антимонопольному комитету совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

11. Возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и председателя Антимонопольного комитета персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                           Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

17 марта 2021 года.