Постановление Президента Республики Узбекистан
В республике осуществляется целенаправленная работа по охране здоровья населения и защите от туберкулезной инфекции, профилактике распространения туберкулеза и неспецифических заболеваний легких.
В частности, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 февраля 2019 года № ПП–4191 «О мерах
по совершенствованию системы оказания специализированной фтизиатрической и пульмонологической помощи» осуществлены следующие мероприятия:
к 2021 году показатель заболеваемости туберкулезом на 100 тысяч населения составил 35,2, показатель смертности – 1, что по сравнению
с показателями 2019 года ниже соответственно на 9,3 и 16,6 процента;
в результате оказания психосоциальной помощи мультидисциплинарными группами количество больных, не соблюдавших сроки лечения в системе, снизилось в 2 раза;
профилактическим лечением полностью охвачены 12 тысяч лиц, входящих в группу риска, у которых выявлена латентная форма туберкулезной инфекции;
в учреждениях первичной медико-санитарной помощи 80 районов в практику внедрен современный экспресс-метод молекулярно-генетической диагностики.
Вместе с тем в целях усиления мер профилактики туберкулеза
и неспецифических заболеваний легких, а также обеспечения исполнения задач, определенных в рамках открытого диалога Президента Республики Узбекистан с представителями сферы здравоохранения, проведенного
18 марта 2022 года на тему «Реформы в медицине – во имя человеческого достоинства»:
1. Определить, что Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр фтизиатрии и пульмонологии (далее – Центр) является главным учреждением в стране по профилактике, диагностике, лечению фтизиатрических и пульмонологических заболеваний, а также обеспечению данных сфер высококвалифицированными специалистами.
2. Определить основными задачами Центра по профилактике, скринингу и раннему выявлению, лечению и противодействию распространения туберкулеза и неспецифических заболеваний легких:
совершенствование и модернизацию специализированных систем фтизиатрии и пульмонологии в учреждениях здравоохранения на основе передового зарубежного опыта;
обеспечение системной взаимосвязи между областными (республиканскими), районными (городскими) территориальными медицинскими учреждениями по направлениям фтизиатрии и пульмонологии, а также методического вертикального управления;
повышение объемов оказания квалифицированной фтизиатрической и пульмонологической медицинской помощи населению путем организации при районных (городских) фтизиатрических учреждениях дневных стационаров в пределах имеющихся лечебных коек и штатных единиц, а также организацию реабилитационного наблюдения за неспецифическими заболеваниями легких в центрах фтизиатрической реабилитации республики;
осуществление регулярного анализа и мониторинга эпидемической обстановки по туберкулезу и неспецифическим заболеваниям легких, прогнозирование тенденций распространения заболеваний, формирование предложений и ведение национального электронного реестра больных;
предоставление экспертной рецензии по фундаментальным, прикладным и инновационным проектам и научным исследованиям, направленным на профилактику, диагностику и лечение туберкулеза
и неспецифических заболеваний легких;
разработку и внедрение в практику скрининговых программ
в рамках ежегодного медицинского осмотра для раннего выявления доклинических проявлений патологии легких;
увеличение доли высокотехнологичных хирургических операций
в Центре и регионах путем внедрения в практику высокотехнологичных методов диагностики и лечения;
поддержка больных с помощью цифровых технологий и расширение метода видеоконтроля амбулаторного лечения;
улучшение качества жизни и обучение основам профилактики обострения больных неспецифическими заболеваниями легких путем организации при многопрофильных центральных поликлиниках «школ астмы и хронических обструктивных заболеваний легких»;
организацию при территориальных центрах фтизиатрии
и пульмонологии центров инновационного дистанционного обучения
и мониторинга в пределах имеющихся коек и штатных единиц.
3. Утвердить Целевые показатели по развитию службы фтизиатрии и пульмонологии в 2023–2026 годах согласно приложению № 1.
4. Согласиться с предложениями Министерства здравоохранения, направленными на совершенствование систем фтизиатрии и пульмонологии, предусматривающими:
а) организацию фтизиопульмонологических отделений в пределах имеющихся штатных единиц фтизиатра и пульмонолога на базе фтизиатрических отделений и кабинетов в составе районных (городских) многопрофильных центральных поликлиник в целях создания районного звена целостной вертикали системы в сфере;
б) перевод без изменения коечного фонда учреждения штата главного пульмонолога из областных многопрофильных медицинских центров в региональные центры фтизиатрии и пульмонологии.
Министерству здравоохранения (Иноятов А.) совместно с Министерством экономики и финансов (Кудбиев Ш.), Министерством сокращения бедности и занятости (Мусаев Б.) в срок до 1 июля 2023 года утвердить обновленные штатные нормативы для всех звеньев с учетом особенностей фтизиатрических заболеваний и процессов совершенствования систем фтизиатрии и пульмонологии.
Предоставить Центру право внесения в Министерство здравоохранения обоснованных предложений по перераспределению лечебных коек государственных медицинских учреждений, осуществляющих деятельность в сфере фтизиатрии и пульмонологии,
в том числе их подразделений исходя из объема работ и имеющихся потребностей;
в) организацию центров «Апноэ сна» в пределах штатных единиц
и средств, выделенных региональным центрам фтизиатрии и пульмонологии, в целях диагностики и лечения нарушений качества ночного сна и дыхательной функции.
5. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2023 года ежегодно:
а) предусмотрено доведение:
количества скрининговых обследований на латентную туберкулезную инфекцию – до 1 миллиона;
охвата лечением лиц с латентной туберкулезной инфекцией – до 21 тысячи;
охвата экспресс генно-молекулярной диагностикой, определяющей резистентность туберкулезной микобактерии к препаратам 1-го ряда,
а также одновременно противотуберкулезным препаратам 1-го и 2-го ряда – до 120 тысяч исследований;
обеспечения лекарственными средствами – до 18 тысяч больных туберкулезом, в том числе:
препаратами 1-го ряда (больные туберкулезом, чувствительные к противотуберкулезным препаратам) – до 15 тысяч;
препаратами 2-го и 3-го ряда (больные резистентным к противотуберкулезным препаратам) – до 3 тысяч;
б) в срок до 1 марта 2023 года районными (городскими) медицинскими объединениями из числа закрепленного за ними населения составляются списки лиц, относящихся к группе риска, имеющих предрасположенность к заболеванию туберкулезом;
в) специалистами районных (городских) медицинских объединений для лиц, относящихся к группе риска по заболеванию туберкулезом, проводятся:
рентгенологическое обследование подростков и взрослых;
иммунологическое обследование детей;
г) в целях раннего выявления латентной туберкулезной инфекции
у сотрудников учреждений исполнения наказания и караульных войск Министерства внутренних дел, находящихся в непосредственном контакте с заключенными, содержащимися в учреждениях исполнения наказания, проводятся соответствующие скрининговые мероприятия в рамках ежегодных профилактических осмотров.
Министерству здравоохранения совместно с Министерством внутренних дел в целях коренного улучшения процесса диагностики лиц
с латентной туберкулезной инфекцией в двухмесячный срок внести
в Кабинет Министров предложения, предусматривающие закуп тест-диагностикумов для скрининга групп риска, а также утверждение ежегодного графика проведения скрининга начиная с 2023 года.
6. Министерству здравоохранения (Иноятов А.):
обеспечить в срок до 1 марта 2023 года разработку, а также последующую техническую и программную поддержку обществом
с ограниченной ответственностью «IT-Med» под учредительством Министерства здравоохранения Единого электронного реестра фтизиатрических заболеваний (далее – Реестр) за счет средств, выделенных на цифровизацию системы здравоохранения;
в срок до 1 июля 2023 года организовать в Центре ведение Реестра, а также внедрение Реестра в региональных подразделениях Центра,
в государственных учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере фтизиатрии на республиканском, областном и районном (городском) уровнях, а также в их подразделениях, в том числе их взаимную интеграцию.
7. В рамках мобильной бригады «Легочное Здоровье» провести скрининговые мероприятия в ходе бесплатного медицинского осмотра населения, проживающего на отдаленных, труднодоступных, экологически неблагоприятных территориях.
Министерству здравоохранения совместно с АО «Узавтосаноат» разработать и утвердить технические параметры специализированного автотранспортного средства на базе микроавтобуса «Isuzu», предназначенного для отдаленных, труднодоступных и горных территорий.
8. Согласиться с предложениями Центра:
о восстановлении в наименовании Центра имени академика Шокира Алимова с учетом его значимого вклада в создание школы лечения туберкулеза в стране;
об организации при Центре научной школы имени Шокира Алимова, аккумулирующей фундаментальные и прикладные инновационные исследования с учетом современных тенденций по респираторным заболеваниям, в пределах имеющихся лечебных коек и штатных единиц;
о создании в составе Центра Национальной референс-лаборатории. При этом установить, что расходы на строительство Национальной референс-лаборатории покрываются за счет средств государственного бюджета, а расходы на оснащение – за счет средств международных грантов;
об организации деятельности научно-практического тренингового центра для отечественных и международных специалистов микробиологических лабораторий за счет средств Центра и спонсорских средств;
об оказании на платной основе Центром, региональными центрами фтизиатрии и пульмонологии, а также санаториями для взрослых медицинских услуг, не включенных в пакет гарантированных государством бесплатных медицинских услуг и лекарственных средств, при согласовании с Министерством здравоохранения.
Министерству здравоохранения (Иноятов А.) совместно с Министерством экономики и финансов (Кудбиев Ш.) до конца 2023 года утвердить перечень гарантированных объемов пульмонологической помощи, финансируемых за счет средств Государственного бюджета.
9. Определить, что с февраля 2023 года внедряется смешанная форма финансирования в деятельности Центра. При этом:
финансирование расходов на содержание лаборатории и отдела стратегии, эпидемиологии, мониторинга туберкулеза и менеджмента лекарств в составе Центра осуществляется в рамках бюджетных средств, выделенных Министерству здравоохранения на основе сметы расходов;
расходы на медицинские услуги, оказанные Центром на основе направлений лицам, относящимся к льготному контингенту, покрываются в установленном порядке через Государственный фонд медицинского страхования в пределах базовых цен.
Министерству здравоохранения совместно с Министерством экономики и финансов в месячный срок изучить остальные республиканские специализированные медицинские центры и внести предложения по финансированию расходов их подразделений, деятельность которых не связана непосредственно с больными.
10. Одобрить предложение Министерства здравоохранения и Министерства экономики и финансов о списании образовавшейся до принятия настоящего постановления задолженности Центра перед Государственным фондом медицинского страхования, появившейся за счет осуществления выплаты работникам Центра заработной платы и приравненных к ней платежей, а также покрытия расходов на его содержание.
11. Утвердить:
Программу мер по развитию системы оказания фтизиатрической и пульмонологической помощи населению Республики Узбекистан согласно приложению № 2;
Программу реконструкции учреждений системы фтизиатрии и пульмонологии в 2024–2026 годах согласно приложению № 3;
План мер по оснащению учреждений системы фтизиатрии и пульмонологии современным диагностическим, лечебным и реанимационным оборудованием согласно приложению № 4;
План мер по оснащению санаториев системы фтизиатрии и пульмонологии современным реабилитационным, лечебным и лабораторным оборудованием в 2023–2025 годах согласно приложению № 5;
Перечень оборудования для оснащения мобильных бригад «Легочное Здоровье» в 2023–2024 годах согласно приложению № 6.
Министерству здравоохранения совместно с Министерством инвестиций, промышленности и торговли оказать содействие в привлечении грантовых средств, выделяемых Центру Германским банком развития, согласно приложению № 4 к настоящему постановлению.
12. Министерству экономики и финансов совместно с Министерством здравоохранения при формировании параметров государственного бюджета обеспечить ежегодное выделение средств, необходимых для осуществления мер по профилактике туберкулеза и хронических обструктивных заболеваний легких, закупа предусмотренных настоящим постановлением средств иммунодиагностики, противотуберкулезных препаратов, лабораторных реагентов.
13. Министерству здравоохранения (Иноятов А.) принять меры:
совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства – по капитальному ремонту зданий и сооружений Центра и обеспечению исправности медицинского оборудования в пределах бюджетных средств, выделенных Министерству здравоохранения;
совместно с Министерством инвестиций, промышленности и торговли, Министерством иностранных дел – по привлечению отраслевых грантов международных финансовых институтов для выполнения плана мер, утвержденного настоящим постановлением;
по направлению отобранных на конкурсной основе до 40 фтизиатров и пульмонологов на повышение квалификации в престижные зарубежные медицинские центры в 2023–2026 годах за счет средств Фонда поддержки и привлечения в медицинские учреждения одаренных и квалифицированных медицинских специалистов.
14. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Министерством здравоохранения обеспечить получение рецензии Центра до защиты диссертации и научных работ по темам, направленным на профилактику, диагностику и лечение туберкулеза и неспецифических заболеваний легких.
15. Агентству инновационного развития, Министерству здравоохранения и Центру объявить конкурс проектов, направленных
на профилактику, диагностику и лечение туберкулеза и неспецифических заболеваний легких, при формировании государственного заказа на реализацию научно-исследовательских проектов.
16. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана в месячный срок принять медиа-план на 2023 год по формированию у общественности позитивного мнения о процессах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации туберкулеза и неспецифических заболеваний легких, опубликованию статей и демонстрации тематических телепередач, направленных на широкую информационно-пропагандистскую работу в средствах массовой информации и социальных сетях.
17. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 7.
18. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
19. Возложить на министра здравоохранения Иноятова А.Ш. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
20 января 2023 года.