Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего совершенствования деятельности спортивно-образовательных учреждений, внедрения новой цифровой системы выявления, выбора и отбора (селекции) талантливой молодежи, обеспечения участия и достижения спортсменами высоких результатов в Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских играх, чемпионатах мира и иных крупных международных соревнованиях путем создания сильного олимпийского резерва:

1. Создать на базе колледжей олимпийского резерва колледжи олимпийского и паралимпийского резерва в форме образовательного учреждения, соответствующего пятому уровню Международной стандартной классификации образования.

2. Установить, что начиная с 2022/2023 учебного года (1 сентября 2022 года):

контингент колледжей олимпийского и паралимпийского резерва формируется исключительно по олимпийским и паралимпийским видам спорта (за исключением национального кураша и видов спорта, определенных отдельными Правительственными решениями);

для спортсменов с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью, направляемых в отделения соответствующих паралимпийских видов спорта колледжей олимпийского и паралимпийского резерва на основе рекомендации Национального паралимпийского комитета Узбекистана, выделяется дополнительная квота в размере до 10 процентов;

образовательный процесс в колледжах олимпийского и паралимпийского резерва осуществляется на этапах общего среднего и среднего специального профессионального образования;

квоты приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва формируются исходя из особенностей каждого вида спорта (весовой категории, количества спортсменов, включая женщин-спортсменок, численности спортсменов, принимающих участие в соответствующем виде спорта среди командных видов спорта, других);

квоты приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские спортивные школы начиная с 2024/2025 учебного года устанавливаются для женщин наравне с мужчинами (в 2022/2023 учебном году доля женщин составит 30 процентов, в 2023/2024 учебном году – 40 процентов, в 2024/2025 учебном году – 50 процентов);

колледжи олимпийского и паралимпийского резерва специализируются на развитых в регионах олимпийских и паралимпийских видах спорта исходя из их материально-технической базы;

отменяется родительская плата за частичное покрытие расходов на бесплатное (льготное) питание учащихся колледжей олимпийского и паралимпийского резерва и вводится полное обеспечение учащихся питанием за счет средств Государственного бюджета;

директоры колледжей олимпийского и паралимпийского резерва по итогам каждого года отчитываются перед районными (городскими) Кенгашами народных депутатов и представителями общественности о реализации задач, установленных настоящим постановлением, по результатам районными (городскими) Кенгашами народных депутатов дается оценка их деятельности. Результаты оценки являются основанием для поощрения (включая продвижение по службе) директоров колледжей и принятия соответствующих мер в отношении них (включая освобождение от занимаемой должности);

Национальный олимпийский комитет Узбекистана, Национальный паралимпийский комитет Узбекистана, спортивные федерации (ассоциации) оказывают практическое содействие колледжам олимпийского и паралимпийского резерва в выявлении, выборе и отборе (селекции) талантливой молодежи на местах, устанавливают постоянную связь с иными спортивно-образовательными учреждениями в целях проведения данной работы;

Национальный олимпийский комитет Узбекистана, Национальный паралимпийский комитет Узбекистана и спортивные федерации (ассоциации) по олимпийским видам спорта вводят в регионах должность селекционера.

Министерству туризма и спорта (Абдухакимов А.):

совместно с Министерством финансов и спортивными федерациями (ассоциациями) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающего формирование начиная с 2022/2023 учебного года параметров приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва путем их увеличения исходя из численности населения, количества занимающихся спортом, числа спортивно-образовательных учреждений и иных важных показателей соответствующих регионов, а также увеличение олимпийских и паралимпийских видов спорта в колледжах олимпийского и паралимпийского резерва;

в двухмесячный срок наладить оказание хозяйственных услуг в колледжах олимпийского и паралимпийского резерва на основе аутсорсинга в рамках выделенных средств;

обеспечить обучение учащихся на отделениях неолимпийских видов спорта колледжей олимпийского и паралимпийского резерва до полного окончания ими учебы в данных колледжах.

Государственной комиссии по приему на учебу в образовательные учреждения Республики Узбекистан (Арипов А.) в соответствии с настоящим постановлением в срок до 1 июня 2022 года утвердить параметры приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва на 2022/2023 учебный год.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

начиная с 2022 года на финансирование проведения официальных спортивных соревнований по олимпийским и паралимпийским видам спорта в районах (городах) выделяется 110 миллиардов сумов (55 миллиардов сумов из республиканского бюджета, 55 миллиардов сумов из местных бюджетов), а также ежегодно каждому району (городу) на данные цели – от 300 миллионов сумов до 1 миллиарда сумов.При этом сведения о выделении и расходовании указанных средств размещаются на информационном портале «Открытый бюджет»;

в каждой махалле, средней общеобразовательной школе, среднем специальном профессиональном образовательном учреждении создаются команды по командным видам спорта (баскетболу, волейболу, гандболу, футболу и другим). При этом ответственность возлагается: за команды махаллей – на тренеров спортивно-образовательных учреждений, за команды средних общеобразовательных школ и средних специальных профессиональных образовательных учреждений – на преподавателей физической культуры;

студентам 3–4-х курсов, обучающимся на направлениях образования по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений, разрешается осуществлять деятельность в качестве инструктора по физической культуре в дошкольных образовательных организациях, преподавателя физической культуры – в средних общеобразовательных школах, тренерскую деятельность – в спортивно-образовательных учреждениях с выплатой ежемесячной заработной платы по базовой тарифной ставке педагога со средним специальным образованием;

ежемесячная заработная плата спортсменов, тренеров и иных специалистов, занимающихся целенаправленной подготовкой к Олимпийским и Паралимпийским играм, включая зарубежных спортивных специалистов, выплачиваемая из Государственного бюджета, выплачивается на основе критериев, установленных Кабинетом Министров.

4. Принять к сведению, что в соответствии с Законом «О физической культуре и спорте» в республике установлены спортивные звания «мастер спорта Узбекистана международного класса» или «международный гроссмейстер», «мастер спорта Узбекистана» или «гроссмейстер Узбекистана», спортивные разряды «кандидат в мастера спорта» или «кандидат в гроссмейстеры Узбекистана», первый, второй и третий спортивные разряды, а также первый, второй и третий юношеские спортивные разряды.

Одобрить предложение Министерства туризма и спорта, Национального олимпийского комитета Узбекистана и Национального паралимпийского комитета Узбекистана о внедрении начиная с 1 января 2022 года системы подготовки спортсменов со званиями и разрядами на основе государственного заказа в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах, специализированных государственных школах-интернатах по олимпийским и национальным видам спорта, колледжах олимпийского и паралимпийского резерва и республиканских школах высшего спортивного мастерства.

Определить, что:

система подготовки на основе государственного заказа внедряется в целях организации плановой работы с начала учебного года, повышения ответственности руководства и тренерского состава, эффективной эксплуатации спортивных объектов и сооружений, а также целевого использования бюджетных средств в спортивно-образовательных учреждениях;

система подготовки на основе государственного заказа формируется исходя из материально-технической базы, качества тренерского состава, количества занимающихся и иных важных показателей спортивно-образовательных учреждений;

подготовка спортсменов со званиями и разрядами на основе государственного заказа осуществляется по видам спорта, включенным в реестр видов спорта и имеющим единую спортивную классификацию;

спортивные звания и разряды присваиваются пожизненно;

кандидаты на участие в отборочных соревнованиях, чемпионатах мира и иных крупных международных соревнованиях для получения лицензии на участие в Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских играх, а также составы спортивных сборных команд Республики Узбекистан отбираются в первую очередь из числа спортсменов со званиями и разрядами.

Министерству туризма и спорта (Абдухакимов А.):

ежегодно соответственно до 1 августа и до 1 января утверждать государственный заказ на подготовку спортсменов со званиями и разрядами в спортивно-образовательных учреждениях;

в двухмесячный срок переутвердить реестр видов спорта исходя из видов спорта, включенных в программы XXXIII летних Олимпийских и XVII Паралимпийских игр, проводимых в городе Париже (Франция) в 2024 году.

5. Определить, что начиная с 2022/2023 учебного года:

успешная сдача спортивных испытаний по системе оценки уровня физической подготовки учащихся при приеме в детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы, специализированные государственные школы-интернаты по олимпийским и национальным видам спорта является наиболее важным критерием;

деятельность детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ оценивается исходя из количества детей и юношей, широко привлеченных к спорту, спортсменов, имеющих спортивные звания 
и разряды, подготовленных на основе государственного заказа, спортсменов, являющихся победителями и призерами республиканских и международных спортивных соревнований, а также учащихся, принятых в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва;

деятельность колледжей олимпийского и паралимпийского резерва, специализированных государственных школ-интернатов по олимпийским и национальным видам спорта, а также республиканских школ высшего спортивного мастерства оценивается исходя из количества спортсменов, имеющих спортивные звания и разряды, подготовленных на основе государственного заказа, спортсменов, включенных в основной и резервный составы национальных сборных команд по видам спорта, победителей и призеров Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских игр, чемпионатов (кубков) мира, Азии, Узбекистана;

заместители руководителей по спорту и тренеры детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ, специализированных государственных школ-интернатов по олимпийским и национальным видам спорта, колледжей олимпийского и паралимпийского резерва не менее одного раза 
в каждые полгода непосредственно посещают средние общеобразовательные школы и проводят работу по селекции в целях привлечения талантливой молодежи в соответствующие спортивно-образовательные учреждения;

выпускники средних общеобразовательных школ и средних специальных профессиональных образовательных учреждений, ставшие победителями и призерами (1–3-е место) Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских игр по олимпийским  и паралимпийским видам спорта среди взрослых и молодежи, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр – за последние четыре года, а также чемпионатов мира и Азии – в течение одного года, до начала приема документов для поступления в высшие образовательные учреждения, принимаются на направления образования по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений на основе дополнительного государственного гранта на дневную, заочную и вечернюю формы обучения без экзаменационных испытаний;

выпускники, успешно (на оценку «отлично») освоившие специальные спортивные дисциплины этапа среднего специального профессионального образования колледжей олимпийского и паралимпийского резерва, принимаются непосредственно на второй курс Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и его филиалов, а также направлений образования по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений путем индивидуального собеседования на основе государственного гранта без экзаменационных испытаний;

производственная практика студентов 3–4-го курсов Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и его филиалов организуется по соответствующим направлениям в приоритетном порядке в государственных спортивно-образовательных учреждениях независимо от их регистрации по месту проживания;

на выпускников Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и его филиалов возлагается обязательство отработки в течение четырех лет в государственных спортивно-образовательных учреждениях, расположенных в районах (городах), указанных в параметрах целевого приема на основе государственного гранта, независимо от их регистрации по месту проживания.

6. Образовать на базе Республиканского колледжа олимпийского резерва специализированный Институт высшего спортивного мастерства в форме государственного высшего образовательного учреждения, реализующего трехлетнюю программу «специалитет».

Определить, что на учебу в Институт высшего спортивного мастерства принимаются исключительно молодые люди, являющиеся членами национальных сборных команд по олимпийским видам спорта, окончившие колледжи олимпийского и паралимпийского резерва, в зависимости от их спортивных результатов по селекции на основе государственного гранта.

Министерству туризма и спорта совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2022 года изучить передовой зарубежный опыт и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Института высшего спортивного мастерства.

7. Министерству туризма и спорта (Абдухакимов А.):

в трехмесячный срок совместно с Национальным олимпийским комитетом Узбекистана, Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана и Министерством финансов кардинально пересмотреть календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий и внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающего внедрение новой усовершенствованной системы;

в трехмесячный срок разработать и утвердить план-график поэтапного увеличения в 2022–2025 годах доли расходов, связанных с содержанием спортивно-образовательных учреждений, расположенных в районных (городских) центрах, покрываемой из внебюджетных поступлений, за счет повышения эффективности деятельности указанных спортивно-образовательных учреждений;

в срок до 1 марта 2022 года провести аттестацию руководителей, их заместителей и тренеров всех государственных спортивно-образовательных учреждений, на основании результатов аттестации принять меры по их укомплектованию высококвалифицированными специалистами, обладающими глубокими знаниями, опытом и практическими навыками;

в срок до 1 апреля 2022 года совместно с Министерством финансов коренным образом пересмотреть порядок оплаты труда работников спортивно-образовательных учреждений и внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающего внедрение новой усовершенствованной системы.

8. Установить, что начиная с 1 августа 2022 года выявление, выбор и отбор (селекция) талантливой молодежи в регионах осуществляются посредством специальной платформы управления системой спорта (далее – Платформа).

При этом:

разработка и постоянная техническая поддержка Платформы осуществляются Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с резидентами дирекции IT-парка;

расходы, связанные с разработкой и запуском Платформы, производятся за счет средств, сэкономленных в рамках сметы расходов на подготовку и участие спортивной делегации Узбекистана в XXXII летних Олимпийских играх, прошедших в городе Токио (Япония) в 2021 году;

Платформа обеспечивает оцифровку документов, связанных со всеми этапами проводимых чемпионатов (кубков) Узбекистана, прием учащихся во все спортивно-образовательные учреждения, осуществление полного контроля за распределением и использованием средств, выделяемых 
из Государственного бюджета для сферы спорта, а также республиканского и территориальных календарных планов спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, формирование отчетности по ним, осуществление контроля и прозрачность использования внебюджетных средств спортивно-образовательных учреждений;

Платформа интегрируется с платформой спортивных испытаний (www.jtdss.uz);

на Платформе размещается видеохостинг для выявления, выбора и отбора (селекции) молодых спортсменов;

лучшие короткометражные видеоролики, размещенные на Платформе, отбираются на основе заключения квалифицированных специалистов в сфере спорта, лица, разместившие лучший короткометражный видеоролик, поощряются денежным вознаграждением за счет средств Фонда поддержки туризма и спорта;

функции заказчика разработки, обслуживания и последующей модернизации Платформы возлагаются на Министерство туризма и спорта.

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерству туризма и спорта обеспечить полное выполнение задач настоящего пункта, в срок до 1 июля 2022 года – запуск Платформы.

9. Ввести порядок, в соответствии с которым по видам спорта:

а) проводятся чемпионаты (кубки) Узбекистана:

на 1-м этапе – на уровне махалли (учреждений);

на 2-м этапе – на уровне районе (городов);

на 3-м этапе – на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

на 4-м этапе – на уровне республики;

б) в финальном этапе чемпионатов (кубков) Узбекистана принимают участие исключительно команды (спортсмены в одиночном зачете), одержавшие победу на предыдущих этапах этих соревнований и разместившие на Платформе соответствующие документы. При несоблюдении указанных требований участие команд (спортсменов в одиночном зачете) не допускается;

в) соревнования по действующим паралимпийским видам спорта проводятся в последовательности, в которой проводятся чемпионаты (кубки) Узбекистана.

10. Внедрить следующую систему привлечения в спортивно-образовательные учреждения зарубежных специалистов (тренеров, преподавателей и других), имеющих опыт работы с молодыми учащимися-спортсменами и достигших высоких результатов в своей деятельности, в соответствии с которой:

Министерство туризма и спорта совместно со спортивными федерациями (ассоциациями) начиная с 2022/2023 учебного года привлекает в каждый колледж олимпийского и паралимпийского резерва зарубежных специалистов (тренеров и преподавателей) по не менее одному виду спорта и совершенствует методику подготовки отечественных спортсменов с участием указанных специалистов;

Министерство туризма и спорта совместно со спортивными федерациями (ассоциациями) налаживает обмен опытом, создает «Золотой фонд» тренеров и прикрепляет к зарубежным специалистам 3–5 квалифицированных отечественных специалистов и студентов;

на основе плана-графика, утвержденного Министерством туризма и спорта, проводятся мастер-классы, семинары, конференции и «круглые столы» с участием зарубежных, отечественных специалистов и учащихся-спортсменов;

Министерство туризма и спорта назначает на должность и освобождает от должности главных (старших) тренеров национальных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта, 
в том числе принимает на работу зарубежных спортивных специалистов;

Министерство иностранных дел по заявкам Министерства туризма и спорта в установленном порядке обеспечивает оформление въездных виз зарубежным специалистам, привлеченным в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва и иные спортивно-образовательные учреждения, а также членам их семей без взимания консульских и иных сборов;

Министерство внутренних дел по заявкам Министерства туризма и спорта обеспечивает выдачу и продление многократных виз, а также регистрацию по месту временного пребывания в Республике Узбекистан и ее продление зарубежным специалистам, привлеченным в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва и иные спортивно-образовательные учреждения, а также членам их семей без взимания государственной пошлины.

11. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана в рамках выделенных средств:

организовать брифинги, пресс-конференции, тематические телепередачи по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего постановления;

совместно с Агентством кинематографии обеспечить подготовку и широкое освещение в средствах массовой информации короткометражных художественных и документальных фильмов, видеороликов и специальных передач о пройденном пути начиная с занятия спортом до достижения молодыми людьми высоких результатов, участия в престижных соревнованиях, их сегодняшней жизни.

Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана внедрить на практике пропаганду в средствах массовой информации чемпионатов (кубков) Узбекистана и проводимых в нашей стране престижных международных соревнований (турниров) на основе утвержденного медиаплана не менее чем за два месяца до их проведения.

12. Министерству туризма и спорта совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

13. Возложить на заместителя Премьер-министра Абдухакимова А.А., председателя Национального олимпийского комитета Узбекистана Шаабдурахманова Р.М., председателя Национального паралимпийского комитета Узбекистана Тошходжаева М.М., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан каждые полгода.

 

                       Президент

              Республики Узбекистан                 Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

5 ноября 2021 года.

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по дальнейшему повышению качества формирования резерва спортсменов по олимпийским и паралимпийским видам спорта путем коренного совершенствования системы спортивного образования

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего совершенствования деятельности спортивно-образовательных учреждений, внедрения новой цифровой системы выявления, выбора и отбора (селекции) талантливой молодежи, обеспечения участия и достижения спортсменами высоких результатов в Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских играх, чемпионатах мира и иных крупных международных соревнованиях путем создания сильного олимпийского резерва:

1. Создать на базе колледжей олимпийского резерва колледжи олимпийского и паралимпийского резерва в форме образовательного учреждения, соответствующего пятому уровню Международной стандартной классификации образования.

2. Установить, что начиная с 2022/2023 учебного года (1 сентября 2022 года):

контингент колледжей олимпийского и паралимпийского резерва формируется исключительно по олимпийским и паралимпийским видам спорта (за исключением национального кураша и видов спорта, определенных отдельными Правительственными решениями);

для спортсменов с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью, направляемых в отделения соответствующих паралимпийских видов спорта колледжей олимпийского и паралимпийского резерва на основе рекомендации Национального паралимпийского комитета Узбекистана, выделяется дополнительная квота в размере до 10 процентов;

образовательный процесс в колледжах олимпийского и паралимпийского резерва осуществляется на этапах общего среднего и среднего специального профессионального образования;

квоты приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва формируются исходя из особенностей каждого вида спорта (весовой категории, количества спортсменов, включая женщин-спортсменок, численности спортсменов, принимающих участие в соответствующем виде спорта среди командных видов спорта, других);

квоты приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские спортивные школы начиная с 2024/2025 учебного года устанавливаются для женщин наравне с мужчинами (в 2022/2023 учебном году доля женщин составит 30 процентов, в 2023/2024 учебном году – 40 процентов, в 2024/2025 учебном году – 50 процентов);

колледжи олимпийского и паралимпийского резерва специализируются на развитых в регионах олимпийских и паралимпийских видах спорта исходя из их материально-технической базы;

отменяется родительская плата за частичное покрытие расходов на бесплатное (льготное) питание учащихся колледжей олимпийского и паралимпийского резерва и вводится полное обеспечение учащихся питанием за счет средств Государственного бюджета;

директоры колледжей олимпийского и паралимпийского резерва по итогам каждого года отчитываются перед районными (городскими) Кенгашами народных депутатов и представителями общественности о реализации задач, установленных настоящим постановлением, по результатам районными (городскими) Кенгашами народных депутатов дается оценка их деятельности. Результаты оценки являются основанием для поощрения (включая продвижение по службе) директоров колледжей и принятия соответствующих мер в отношении них (включая освобождение от занимаемой должности);

Национальный олимпийский комитет Узбекистана, Национальный паралимпийский комитет Узбекистана, спортивные федерации (ассоциации) оказывают практическое содействие колледжам олимпийского и паралимпийского резерва в выявлении, выборе и отборе (селекции) талантливой молодежи на местах, устанавливают постоянную связь с иными спортивно-образовательными учреждениями в целях проведения данной работы;

Национальный олимпийский комитет Узбекистана, Национальный паралимпийский комитет Узбекистана и спортивные федерации (ассоциации) по олимпийским видам спорта вводят в регионах должность селекционера.

Министерству туризма и спорта (Абдухакимов А.):

совместно с Министерством финансов и спортивными федерациями (ассоциациями) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающего формирование начиная с 2022/2023 учебного года параметров приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва путем их увеличения исходя из численности населения, количества занимающихся спортом, числа спортивно-образовательных учреждений и иных важных показателей соответствующих регионов, а также увеличение олимпийских и паралимпийских видов спорта в колледжах олимпийского и паралимпийского резерва;

в двухмесячный срок наладить оказание хозяйственных услуг в колледжах олимпийского и паралимпийского резерва на основе аутсорсинга в рамках выделенных средств;

обеспечить обучение учащихся на отделениях неолимпийских видов спорта колледжей олимпийского и паралимпийского резерва до полного окончания ими учебы в данных колледжах.

Государственной комиссии по приему на учебу в образовательные учреждения Республики Узбекистан (Арипов А.) в соответствии с настоящим постановлением в срок до 1 июня 2022 года утвердить параметры приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва на 2022/2023 учебный год.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

начиная с 2022 года на финансирование проведения официальных спортивных соревнований по олимпийским и паралимпийским видам спорта в районах (городах) выделяется 110 миллиардов сумов (55 миллиардов сумов из республиканского бюджета, 55 миллиардов сумов из местных бюджетов), а также ежегодно каждому району (городу) на данные цели – от 300 миллионов сумов до 1 миллиарда сумов.При этом сведения о выделении и расходовании указанных средств размещаются на информационном портале «Открытый бюджет»;

в каждой махалле, средней общеобразовательной школе, среднем специальном профессиональном образовательном учреждении создаются команды по командным видам спорта (баскетболу, волейболу, гандболу, футболу и другим). При этом ответственность возлагается: за команды махаллей – на тренеров спортивно-образовательных учреждений, за команды средних общеобразовательных школ и средних специальных профессиональных образовательных учреждений – на преподавателей физической культуры;

студентам 3–4-х курсов, обучающимся на направлениях образования по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений, разрешается осуществлять деятельность в качестве инструктора по физической культуре в дошкольных образовательных организациях, преподавателя физической культуры – в средних общеобразовательных школах, тренерскую деятельность – в спортивно-образовательных учреждениях с выплатой ежемесячной заработной платы по базовой тарифной ставке педагога со средним специальным образованием;

ежемесячная заработная плата спортсменов, тренеров и иных специалистов, занимающихся целенаправленной подготовкой к Олимпийским и Паралимпийским играм, включая зарубежных спортивных специалистов, выплачиваемая из Государственного бюджета, выплачивается на основе критериев, установленных Кабинетом Министров.

4. Принять к сведению, что в соответствии с Законом «О физической культуре и спорте» в республике установлены спортивные звания «мастер спорта Узбекистана международного класса» или «международный гроссмейстер», «мастер спорта Узбекистана» или «гроссмейстер Узбекистана», спортивные разряды «кандидат в мастера спорта» или «кандидат в гроссмейстеры Узбекистана», первый, второй и третий спортивные разряды, а также первый, второй и третий юношеские спортивные разряды.

Одобрить предложение Министерства туризма и спорта, Национального олимпийского комитета Узбекистана и Национального паралимпийского комитета Узбекистана о внедрении начиная с 1 января 2022 года системы подготовки спортсменов со званиями и разрядами на основе государственного заказа в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах, специализированных государственных школах-интернатах по олимпийским и национальным видам спорта, колледжах олимпийского и паралимпийского резерва и республиканских школах высшего спортивного мастерства.

Определить, что:

система подготовки на основе государственного заказа внедряется в целях организации плановой работы с начала учебного года, повышения ответственности руководства и тренерского состава, эффективной эксплуатации спортивных объектов и сооружений, а также целевого использования бюджетных средств в спортивно-образовательных учреждениях;

система подготовки на основе государственного заказа формируется исходя из материально-технической базы, качества тренерского состава, количества занимающихся и иных важных показателей спортивно-образовательных учреждений;

подготовка спортсменов со званиями и разрядами на основе государственного заказа осуществляется по видам спорта, включенным в реестр видов спорта и имеющим единую спортивную классификацию;

спортивные звания и разряды присваиваются пожизненно;

кандидаты на участие в отборочных соревнованиях, чемпионатах мира и иных крупных международных соревнованиях для получения лицензии на участие в Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских играх, а также составы спортивных сборных команд Республики Узбекистан отбираются в первую очередь из числа спортсменов со званиями и разрядами.

Министерству туризма и спорта (Абдухакимов А.):

ежегодно соответственно до 1 августа и до 1 января утверждать государственный заказ на подготовку спортсменов со званиями и разрядами в спортивно-образовательных учреждениях;

в двухмесячный срок переутвердить реестр видов спорта исходя из видов спорта, включенных в программы XXXIII летних Олимпийских и XVII Паралимпийских игр, проводимых в городе Париже (Франция) в 2024 году.

5. Определить, что начиная с 2022/2023 учебного года:

успешная сдача спортивных испытаний по системе оценки уровня физической подготовки учащихся при приеме в детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы, специализированные государственные школы-интернаты по олимпийским и национальным видам спорта является наиболее важным критерием;

деятельность детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ оценивается исходя из количества детей и юношей, широко привлеченных к спорту, спортсменов, имеющих спортивные звания 
и разряды, подготовленных на основе государственного заказа, спортсменов, являющихся победителями и призерами республиканских и международных спортивных соревнований, а также учащихся, принятых в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва;

деятельность колледжей олимпийского и паралимпийского резерва, специализированных государственных школ-интернатов по олимпийским и национальным видам спорта, а также республиканских школ высшего спортивного мастерства оценивается исходя из количества спортсменов, имеющих спортивные звания и разряды, подготовленных на основе государственного заказа, спортсменов, включенных в основной и резервный составы национальных сборных команд по видам спорта, победителей и призеров Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских игр, чемпионатов (кубков) мира, Азии, Узбекистана;

заместители руководителей по спорту и тренеры детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ, специализированных государственных школ-интернатов по олимпийским и национальным видам спорта, колледжей олимпийского и паралимпийского резерва не менее одного раза 
в каждые полгода непосредственно посещают средние общеобразовательные школы и проводят работу по селекции в целях привлечения талантливой молодежи в соответствующие спортивно-образовательные учреждения;

выпускники средних общеобразовательных школ и средних специальных профессиональных образовательных учреждений, ставшие победителями и призерами (1–3-е место) Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских игр по олимпийским  и паралимпийским видам спорта среди взрослых и молодежи, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр – за последние четыре года, а также чемпионатов мира и Азии – в течение одного года, до начала приема документов для поступления в высшие образовательные учреждения, принимаются на направления образования по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений на основе дополнительного государственного гранта на дневную, заочную и вечернюю формы обучения без экзаменационных испытаний;

выпускники, успешно (на оценку «отлично») освоившие специальные спортивные дисциплины этапа среднего специального профессионального образования колледжей олимпийского и паралимпийского резерва, принимаются непосредственно на второй курс Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и его филиалов, а также направлений образования по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений путем индивидуального собеседования на основе государственного гранта без экзаменационных испытаний;

производственная практика студентов 3–4-го курсов Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и его филиалов организуется по соответствующим направлениям в приоритетном порядке в государственных спортивно-образовательных учреждениях независимо от их регистрации по месту проживания;

на выпускников Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и его филиалов возлагается обязательство отработки в течение четырех лет в государственных спортивно-образовательных учреждениях, расположенных в районах (городах), указанных в параметрах целевого приема на основе государственного гранта, независимо от их регистрации по месту проживания.

6. Образовать на базе Республиканского колледжа олимпийского резерва специализированный Институт высшего спортивного мастерства в форме государственного высшего образовательного учреждения, реализующего трехлетнюю программу «специалитет».

Определить, что на учебу в Институт высшего спортивного мастерства принимаются исключительно молодые люди, являющиеся членами национальных сборных команд по олимпийским видам спорта, окончившие колледжи олимпийского и паралимпийского резерва, в зависимости от их спортивных результатов по селекции на основе государственного гранта.

Министерству туризма и спорта совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2022 года изучить передовой зарубежный опыт и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Института высшего спортивного мастерства.

7. Министерству туризма и спорта (Абдухакимов А.):

в трехмесячный срок совместно с Национальным олимпийским комитетом Узбекистана, Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана и Министерством финансов кардинально пересмотреть календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий и внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающего внедрение новой усовершенствованной системы;

в трехмесячный срок разработать и утвердить план-график поэтапного увеличения в 2022–2025 годах доли расходов, связанных с содержанием спортивно-образовательных учреждений, расположенных в районных (городских) центрах, покрываемой из внебюджетных поступлений, за счет повышения эффективности деятельности указанных спортивно-образовательных учреждений;

в срок до 1 марта 2022 года провести аттестацию руководителей, их заместителей и тренеров всех государственных спортивно-образовательных учреждений, на основании результатов аттестации принять меры по их укомплектованию высококвалифицированными специалистами, обладающими глубокими знаниями, опытом и практическими навыками;

в срок до 1 апреля 2022 года совместно с Министерством финансов коренным образом пересмотреть порядок оплаты труда работников спортивно-образовательных учреждений и внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающего внедрение новой усовершенствованной системы.

8. Установить, что начиная с 1 августа 2022 года выявление, выбор и отбор (селекция) талантливой молодежи в регионах осуществляются посредством специальной платформы управления системой спорта (далее – Платформа).

При этом:

разработка и постоянная техническая поддержка Платформы осуществляются Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с резидентами дирекции IT-парка;

расходы, связанные с разработкой и запуском Платформы, производятся за счет средств, сэкономленных в рамках сметы расходов на подготовку и участие спортивной делегации Узбекистана в XXXII летних Олимпийских играх, прошедших в городе Токио (Япония) в 2021 году;

Платформа обеспечивает оцифровку документов, связанных со всеми этапами проводимых чемпионатов (кубков) Узбекистана, прием учащихся во все спортивно-образовательные учреждения, осуществление полного контроля за распределением и использованием средств, выделяемых 
из Государственного бюджета для сферы спорта, а также республиканского и территориальных календарных планов спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, формирование отчетности по ним, осуществление контроля и прозрачность использования внебюджетных средств спортивно-образовательных учреждений;

Платформа интегрируется с платформой спортивных испытаний (www.jtdss.uz);

на Платформе размещается видеохостинг для выявления, выбора и отбора (селекции) молодых спортсменов;

лучшие короткометражные видеоролики, размещенные на Платформе, отбираются на основе заключения квалифицированных специалистов в сфере спорта, лица, разместившие лучший короткометражный видеоролик, поощряются денежным вознаграждением за счет средств Фонда поддержки туризма и спорта;

функции заказчика разработки, обслуживания и последующей модернизации Платформы возлагаются на Министерство туризма и спорта.

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерству туризма и спорта обеспечить полное выполнение задач настоящего пункта, в срок до 1 июля 2022 года – запуск Платформы.

9. Ввести порядок, в соответствии с которым по видам спорта:

а) проводятся чемпионаты (кубки) Узбекистана:

на 1-м этапе – на уровне махалли (учреждений);

на 2-м этапе – на уровне районе (городов);

на 3-м этапе – на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

на 4-м этапе – на уровне республики;

б) в финальном этапе чемпионатов (кубков) Узбекистана принимают участие исключительно команды (спортсмены в одиночном зачете), одержавшие победу на предыдущих этапах этих соревнований и разместившие на Платформе соответствующие документы. При несоблюдении указанных требований участие команд (спортсменов в одиночном зачете) не допускается;

в) соревнования по действующим паралимпийским видам спорта проводятся в последовательности, в которой проводятся чемпионаты (кубки) Узбекистана.

10. Внедрить следующую систему привлечения в спортивно-образовательные учреждения зарубежных специалистов (тренеров, преподавателей и других), имеющих опыт работы с молодыми учащимися-спортсменами и достигших высоких результатов в своей деятельности, в соответствии с которой:

Министерство туризма и спорта совместно со спортивными федерациями (ассоциациями) начиная с 2022/2023 учебного года привлекает в каждый колледж олимпийского и паралимпийского резерва зарубежных специалистов (тренеров и преподавателей) по не менее одному виду спорта и совершенствует методику подготовки отечественных спортсменов с участием указанных специалистов;

Министерство туризма и спорта совместно со спортивными федерациями (ассоциациями) налаживает обмен опытом, создает «Золотой фонд» тренеров и прикрепляет к зарубежным специалистам 3–5 квалифицированных отечественных специалистов и студентов;

на основе плана-графика, утвержденного Министерством туризма и спорта, проводятся мастер-классы, семинары, конференции и «круглые столы» с участием зарубежных, отечественных специалистов и учащихся-спортсменов;

Министерство туризма и спорта назначает на должность и освобождает от должности главных (старших) тренеров национальных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта, 
в том числе принимает на работу зарубежных спортивных специалистов;

Министерство иностранных дел по заявкам Министерства туризма и спорта в установленном порядке обеспечивает оформление въездных виз зарубежным специалистам, привлеченным в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва и иные спортивно-образовательные учреждения, а также членам их семей без взимания консульских и иных сборов;

Министерство внутренних дел по заявкам Министерства туризма и спорта обеспечивает выдачу и продление многократных виз, а также регистрацию по месту временного пребывания в Республике Узбекистан и ее продление зарубежным специалистам, привлеченным в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва и иные спортивно-образовательные учреждения, а также членам их семей без взимания государственной пошлины.

11. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана в рамках выделенных средств:

организовать брифинги, пресс-конференции, тематические телепередачи по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего постановления;

совместно с Агентством кинематографии обеспечить подготовку и широкое освещение в средствах массовой информации короткометражных художественных и документальных фильмов, видеороликов и специальных передач о пройденном пути начиная с занятия спортом до достижения молодыми людьми высоких результатов, участия в престижных соревнованиях, их сегодняшней жизни.

Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана внедрить на практике пропаганду в средствах массовой информации чемпионатов (кубков) Узбекистана и проводимых в нашей стране престижных международных соревнований (турниров) на основе утвержденного медиаплана не менее чем за два месяца до их проведения.

12. Министерству туризма и спорта совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

13. Возложить на заместителя Премьер-министра Абдухакимова А.А., председателя Национального олимпийского комитета Узбекистана Шаабдурахманова Р.М., председателя Национального паралимпийского комитета Узбекистана Тошходжаева М.М., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан каждые полгода.

 

                       Президент

              Республики Узбекистан                 Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

5 ноября 2021 года.