Указ Президента Республики Узбекистан

В последние годы значительно возрастают роль и ответственность органов и учреждений юстиции в вопросах правового обеспечения осуществляемых реформ, разъяснения сути и содержания актов законодательства, затрагивающих права и интересы граждан и субъектов предпринимательства, решения правовых проблем, волнующих население на местах, повышения качества государственных услуг, предоставления общественности информации о своей деятельности на системной основе.

Вместе с тем реализация идеи «Новый Узбекистан – народное и гуманное государство» требует дальнейшего углубления административных реформ в системе органов юстиции.

При реализации единой государственной политики в сфере оказания государственных услуг и правовой защиты интеллектуальной собственности возникает необходимость рационального использования возможностей системы, обеспечения согласованной деятельности в этих сферах, а также формирования целостной вертикали управления существующими административными структурами.

В целях дальнейшего усиления роли и ответственности органов юстиции в решении правовых проблем населения, в том числе за счет экономии и рационального использования бюджетных средств путем укрепления в стране приоритета справедливости и права, создания компактного и эффективного управленческого аппарата, профессионально обслуживающего население, а также отмены задач декларативного характера, четкого определения организационно-правовых механизмов реализации функций и предупреждения дублирования:

1. Согласиться с предложением Республиканской комиссии по координации разработки Программы административных реформ Нового Узбекистана на 2022–2023 годы о присоединении Агентства государственных услуг и его территориальных управлений, а также Агентства по интеллектуальной собственности и его территориальных центров с передачей задач, функций и полномочий Министерству юстиции (далее – Министерство).

2. Возложить на Министерство следующие дополнительные задачи:

а) в сфере оказания государственных услуг населению:

реализацию единой государственной политики в сфере оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;

обеспечение быстрого, удобного и качественного оказания государственных услуг за счет устранения излишних административных процедур;

осуществление контроля и оценки эффективности деятельности государственных органов и иных организаций в сфере оказания государственных услуг, в том числе по внедрению соответствующих информационных систем, ресурсов и баз данных;

б) в сфере правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности:

разработку единой государственной политики в области интеллектуальной собственности и защиту прав на изобретения, товарные знаки, авторские права и другие объекты интеллектуальной собственности;

правовую охрану изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности.

3. Утвердить Программу мер по дальнейшему повышению эффективности и цифровизации деятельности Министерства юстиции согласно приложению № 1.

4. Определить, что:

а) центры оказания юридических услуг, районные (городские) центры государственных услуг и их филиалы, а также органы ЗАГСа с сохранением всех прав и полномочий передаются в структуру и подчинение отделов юстиции районов (городов);

б) Министерство:

является правопреемником Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности по всем правам, обязательствам и договорам;

является уполномоченным органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в области предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также в области интеллектуальной собственности (охрана и защита прав на объекты интеллектуальной собственности) и представляющим Республику Узбекистан во Всемирной организации интеллектуальной собственности и других международных организациях в области интеллектуальной собственности;

в) внебюджетные фонды Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности передаются в ведение Министерства вместе со всеми остаточными средствами с сохранением источников их формирования и направлений использования.

Переименовать внебюджетные фонды агентств соответственно в Фонд развития государственных услуг и Фонд развития интеллектуальной собственности Министерства.

5. Министерству в месячный срок обеспечить прием зданий, сооружений, товарно-материальных ценностей, необходимых информационных систем и другого имущества, а также соответствующей документации Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности.

6. В целях реализации задач Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП–5505, а также совершенствования порядка принятия актов законодательства с 1 мая 2022 года установить следующий порядок, в соответствии с которым:

в случаях, когда в соответствии с законодательством при принятии решений органами исполнительной власти на местах установлено получение положительного заключения территориальных органов юстиции, принятие (вынесение) соответствующих решений без получения такого заключения не допускается;

Министерством осуществляется мониторинг нормотворческой деятельности министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах и ежеквартальное внесение информации по его результатам в Администрацию Президента Республики Узбекистан.

7. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 апреля 2023 года:

электронные контрольные копии объектов авторского права в обязательном порядке хранятся в единой базе объектов авторского права (далее – Единая база);

Государственное учреждение «Центр интеллектуальной собственности» определяется оператором – ответственным по ведению Единой базы, техническому обеспечению и координации процесса внесения электронных контрольных копий объектов авторского права в Единую базу;

электронные контрольные копии объекта размещаются в Единой базе лицами, осуществляющими деятельность по хранению объектов авторского права (депозитариями);

после внесения в Единую базу электронных контрольных копий объекта лицами, осуществляющими деятельность по хранению объектов авторского права (депозитариями), представляется документ о его принятии на хранение.

8. Министерству:

в срок до 1 июля 2022 года разработать и внести в Кабинет Министров проект положения о порядке хранения электронных контрольных копий объектов авторского права в Единой базе;

в срок до 1 января 2023 года обеспечить разработку и внедрение Единой базы.

9. Министерству и его территориальным подразделениям для эффективной реализации возложенных на них задач предоставить следующие дополнительные полномочия:

применение административного взыскания к должностным лицам государственных органов и иных организаций за нарушение актов законодательства в сфере оказания государственных услуг;

наложение штрафов на юридические лица за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности;

обращение в суд с заявлением о рассмотрении трудового спора, возникшего в государственных органах и организациях с государственным участием.

10. Предоставить Исследовательскому институту правовой политики при Министерстве следующие права:

запрос и получение в безвозмездной форме от государственных органов и организаций документов и информации, необходимых для проведения анализа и исследования, в том числе необходимых статистических данных, аналитических материалов, документов и иной информации о практике применения нормативно-правовых актов;

ознакомление с практикой применения актов законодательства в государственных органах и организациях совместно с Министерством юстиции с выездом на место;

привлечение на договорной основе опытных ученых, других работников и экспертов ведущих образовательных, научно-исследовательских учреждений, государственных органов и общественных организаций республики, а также международных организаций и авторитетных образовательных и научных учреждений зарубежных стран для осуществления исследовательских работ;

направление до 80 процентов средств, поступающих от выполненных работ и оказанных услуг на договорной основе (за вычетом расходов на их выполнение), на мероприятия по социальной защите и материальному стимулированию работников.

11. Установить, что условия материального стимулирования в форме доплаты, установленные для работников государственных организаций, занимающихся научной, научно-педагогической и трудовой деятельностью, имеющих ученую степень, применяются также и к работникам Института.

12. В структуре Министерства образовать:

а) в рамках предельной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда:

Департамент международно-правового сотрудничества, состоящий из Управления международно-правового сотрудничества, Управления правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и зарубежных организациях и Управления по работе с международными рейтингами и индексами;

Управление по изучению правоприменительной практики на базе Управления по изучению правоприменительной практики в социально-экономической сфере и Управления по развитию гражданско-правовых отношений;

Управление регулирования оказания юридических услуг на базе Управления координации деятельности юридических служб и Управления государственного регулирования оказания юридических услуг;

Управление систематизации и оценки регулирующего воздействия законодательства на базе Управления анализа и категоризации законодательства и Управления оценки регулирующего воздействия;

б) за счет высвобождаемых штатных единиц в связи с присоединением Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности:

Департамент государственных услуг;

Департамент интеллектуальной собственности.

13. Установить, что штаты вновь создаваемых структурных подразделений Министерства комплектуются в первую очередь за счет работников присоединяемых к Министерству систем Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности.

Министерству в двухмесячный срок освободить от должности руководителей отделов юстиции районов (городов) и центров государственных услуг, исходя из изменений в организации производства и труда, и обеспечить укомплектование данной должности управленческими кадрами с высокой квалификацией и профессиональной подготовкой на основе внутреннего конкурса.

14. Министру юстиции предоставить право:

вносить изменения в структуру центрального аппарата Министерства, органов и учреждений юстиции в пределах установленной общей численности работников;

при необходимости, по согласованию с Администрацией Президента Республики Узбекистан, вводить дополнительные штатные единицы для центров государственных услуг и их филиалов за счет внебюджетных средств Министерства;

привлекать в качестве консультантов высококвалифицированных специалистов государственных органов и других организаций, научных и образовательных учреждений, международных организаций, иностранных компаний, а также экспертов;

принимать на работу квалифицированных иностранных специалистов и выплачивать им заработную плату в национальной валюте или в иностранной валюте с переводом на их счета за рубежом.

15. Согласиться с предложениями Министерства о:

реорганизации государственного унитарного предприятия «Консультативный центр интеллектуальной собственности при Агентстве по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан» в государственное учреждение «Центр интеллектуальной собственности» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;

переименовании государственного учреждения «Научно-практический центр развития государственных услуг» при Агентстве государственных услуг в государственное учреждение «Центр развития государственных услуг» при Министерстве юстиции.

Определить, что государственное учреждение «Центр интеллектуальной собственности» является специально уполномоченной организацией, осуществляющей работы по регистрации объектов интеллектуальной собственности, в том числе государственной экспертизе заявок на их регистрацию, и центральному хранению соответствующей информации по ним.

16. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства согласно приложению № 2.

17. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

18. Министерству:

в месячный срок совместно с Министерством финансов внести изменения и дополнения в смету расходов и штатное расписание Министерства в соответствии с настоящим Указом;

в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

19. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью органов, ответственных за его исполнение, возложить на советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2022 года.

 

           Президент

Республики Узбекистан                                                                                     Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

17 марта 2022 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов и учреждений юстиции в обеспечении прав и свобод граждан, а также в оказании правовых услуг

Указ Президента Республики Узбекистан

В последние годы значительно возрастают роль и ответственность органов и учреждений юстиции в вопросах правового обеспечения осуществляемых реформ, разъяснения сути и содержания актов законодательства, затрагивающих права и интересы граждан и субъектов предпринимательства, решения правовых проблем, волнующих население на местах, повышения качества государственных услуг, предоставления общественности информации о своей деятельности на системной основе.

Вместе с тем реализация идеи «Новый Узбекистан – народное и гуманное государство» требует дальнейшего углубления административных реформ в системе органов юстиции.

При реализации единой государственной политики в сфере оказания государственных услуг и правовой защиты интеллектуальной собственности возникает необходимость рационального использования возможностей системы, обеспечения согласованной деятельности в этих сферах, а также формирования целостной вертикали управления существующими административными структурами.

В целях дальнейшего усиления роли и ответственности органов юстиции в решении правовых проблем населения, в том числе за счет экономии и рационального использования бюджетных средств путем укрепления в стране приоритета справедливости и права, создания компактного и эффективного управленческого аппарата, профессионально обслуживающего население, а также отмены задач декларативного характера, четкого определения организационно-правовых механизмов реализации функций и предупреждения дублирования:

1. Согласиться с предложением Республиканской комиссии по координации разработки Программы административных реформ Нового Узбекистана на 2022–2023 годы о присоединении Агентства государственных услуг и его территориальных управлений, а также Агентства по интеллектуальной собственности и его территориальных центров с передачей задач, функций и полномочий Министерству юстиции (далее – Министерство).

2. Возложить на Министерство следующие дополнительные задачи:

а) в сфере оказания государственных услуг населению:

реализацию единой государственной политики в сфере оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;

обеспечение быстрого, удобного и качественного оказания государственных услуг за счет устранения излишних административных процедур;

осуществление контроля и оценки эффективности деятельности государственных органов и иных организаций в сфере оказания государственных услуг, в том числе по внедрению соответствующих информационных систем, ресурсов и баз данных;

б) в сфере правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности:

разработку единой государственной политики в области интеллектуальной собственности и защиту прав на изобретения, товарные знаки, авторские права и другие объекты интеллектуальной собственности;

правовую охрану изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности.

3. Утвердить Программу мер по дальнейшему повышению эффективности и цифровизации деятельности Министерства юстиции согласно приложению № 1.

4. Определить, что:

а) центры оказания юридических услуг, районные (городские) центры государственных услуг и их филиалы, а также органы ЗАГСа с сохранением всех прав и полномочий передаются в структуру и подчинение отделов юстиции районов (городов);

б) Министерство:

является правопреемником Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности по всем правам, обязательствам и договорам;

является уполномоченным органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в области предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также в области интеллектуальной собственности (охрана и защита прав на объекты интеллектуальной собственности) и представляющим Республику Узбекистан во Всемирной организации интеллектуальной собственности и других международных организациях в области интеллектуальной собственности;

в) внебюджетные фонды Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности передаются в ведение Министерства вместе со всеми остаточными средствами с сохранением источников их формирования и направлений использования.

Переименовать внебюджетные фонды агентств соответственно в Фонд развития государственных услуг и Фонд развития интеллектуальной собственности Министерства.

5. Министерству в месячный срок обеспечить прием зданий, сооружений, товарно-материальных ценностей, необходимых информационных систем и другого имущества, а также соответствующей документации Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности.

6. В целях реализации задач Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП–5505, а также совершенствования порядка принятия актов законодательства с 1 мая 2022 года установить следующий порядок, в соответствии с которым:

в случаях, когда в соответствии с законодательством при принятии решений органами исполнительной власти на местах установлено получение положительного заключения территориальных органов юстиции, принятие (вынесение) соответствующих решений без получения такого заключения не допускается;

Министерством осуществляется мониторинг нормотворческой деятельности министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах и ежеквартальное внесение информации по его результатам в Администрацию Президента Республики Узбекистан.

7. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 апреля 2023 года:

электронные контрольные копии объектов авторского права в обязательном порядке хранятся в единой базе объектов авторского права (далее – Единая база);

Государственное учреждение «Центр интеллектуальной собственности» определяется оператором – ответственным по ведению Единой базы, техническому обеспечению и координации процесса внесения электронных контрольных копий объектов авторского права в Единую базу;

электронные контрольные копии объекта размещаются в Единой базе лицами, осуществляющими деятельность по хранению объектов авторского права (депозитариями);

после внесения в Единую базу электронных контрольных копий объекта лицами, осуществляющими деятельность по хранению объектов авторского права (депозитариями), представляется документ о его принятии на хранение.

8. Министерству:

в срок до 1 июля 2022 года разработать и внести в Кабинет Министров проект положения о порядке хранения электронных контрольных копий объектов авторского права в Единой базе;

в срок до 1 января 2023 года обеспечить разработку и внедрение Единой базы.

9. Министерству и его территориальным подразделениям для эффективной реализации возложенных на них задач предоставить следующие дополнительные полномочия:

применение административного взыскания к должностным лицам государственных органов и иных организаций за нарушение актов законодательства в сфере оказания государственных услуг;

наложение штрафов на юридические лица за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности;

обращение в суд с заявлением о рассмотрении трудового спора, возникшего в государственных органах и организациях с государственным участием.

10. Предоставить Исследовательскому институту правовой политики при Министерстве следующие права:

запрос и получение в безвозмездной форме от государственных органов и организаций документов и информации, необходимых для проведения анализа и исследования, в том числе необходимых статистических данных, аналитических материалов, документов и иной информации о практике применения нормативно-правовых актов;

ознакомление с практикой применения актов законодательства в государственных органах и организациях совместно с Министерством юстиции с выездом на место;

привлечение на договорной основе опытных ученых, других работников и экспертов ведущих образовательных, научно-исследовательских учреждений, государственных органов и общественных организаций республики, а также международных организаций и авторитетных образовательных и научных учреждений зарубежных стран для осуществления исследовательских работ;

направление до 80 процентов средств, поступающих от выполненных работ и оказанных услуг на договорной основе (за вычетом расходов на их выполнение), на мероприятия по социальной защите и материальному стимулированию работников.

11. Установить, что условия материального стимулирования в форме доплаты, установленные для работников государственных организаций, занимающихся научной, научно-педагогической и трудовой деятельностью, имеющих ученую степень, применяются также и к работникам Института.

12. В структуре Министерства образовать:

а) в рамках предельной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда:

Департамент международно-правового сотрудничества, состоящий из Управления международно-правового сотрудничества, Управления правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и зарубежных организациях и Управления по работе с международными рейтингами и индексами;

Управление по изучению правоприменительной практики на базе Управления по изучению правоприменительной практики в социально-экономической сфере и Управления по развитию гражданско-правовых отношений;

Управление регулирования оказания юридических услуг на базе Управления координации деятельности юридических служб и Управления государственного регулирования оказания юридических услуг;

Управление систематизации и оценки регулирующего воздействия законодательства на базе Управления анализа и категоризации законодательства и Управления оценки регулирующего воздействия;

б) за счет высвобождаемых штатных единиц в связи с присоединением Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности:

Департамент государственных услуг;

Департамент интеллектуальной собственности.

13. Установить, что штаты вновь создаваемых структурных подразделений Министерства комплектуются в первую очередь за счет работников присоединяемых к Министерству систем Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности.

Министерству в двухмесячный срок освободить от должности руководителей отделов юстиции районов (городов) и центров государственных услуг, исходя из изменений в организации производства и труда, и обеспечить укомплектование данной должности управленческими кадрами с высокой квалификацией и профессиональной подготовкой на основе внутреннего конкурса.

14. Министру юстиции предоставить право:

вносить изменения в структуру центрального аппарата Министерства, органов и учреждений юстиции в пределах установленной общей численности работников;

при необходимости, по согласованию с Администрацией Президента Республики Узбекистан, вводить дополнительные штатные единицы для центров государственных услуг и их филиалов за счет внебюджетных средств Министерства;

привлекать в качестве консультантов высококвалифицированных специалистов государственных органов и других организаций, научных и образовательных учреждений, международных организаций, иностранных компаний, а также экспертов;

принимать на работу квалифицированных иностранных специалистов и выплачивать им заработную плату в национальной валюте или в иностранной валюте с переводом на их счета за рубежом.

15. Согласиться с предложениями Министерства о:

реорганизации государственного унитарного предприятия «Консультативный центр интеллектуальной собственности при Агентстве по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан» в государственное учреждение «Центр интеллектуальной собственности» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;

переименовании государственного учреждения «Научно-практический центр развития государственных услуг» при Агентстве государственных услуг в государственное учреждение «Центр развития государственных услуг» при Министерстве юстиции.

Определить, что государственное учреждение «Центр интеллектуальной собственности» является специально уполномоченной организацией, осуществляющей работы по регистрации объектов интеллектуальной собственности, в том числе государственной экспертизе заявок на их регистрацию, и центральному хранению соответствующей информации по ним.

16. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства согласно приложению № 2.

17. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

18. Министерству:

в месячный срок совместно с Министерством финансов внести изменения и дополнения в смету расходов и штатное расписание Министерства в соответствии с настоящим Указом;

в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

19. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью органов, ответственных за его исполнение, возложить на советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2022 года.

 

           Президент

Республики Узбекистан                                                                                     Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

17 марта 2022 года.