Указ Президента Республики Узбекистан

Указ
Президента Республики Узбекистан

Возрастающая опасность коронавирусной пандемии в мире требует сегодня совершенствования подходов к противодействию инфекционным заболеваниям, в частности коронавирусной инфекции, а также институциональных основ и организационной структуры санитарно-эпидемиологической службы исходя из нынешних сложных условий и приобретенного опыта.

Особенно необходимо наладить структурную связь и взаимосвязанную деятельность санитарно-эпидемиологической службы и первичных медико-санитарных учреждений (сельских врачебных пунктов, семейных поликлиник, станций скорой помощи, учреждений экстренной медицинской помощи) по предупреждению, профилактике, раннему выявлению, точной диагностике и лечению заболеваний.

Вместе с тем профилактика заболеваний, укрепление иммунитета человека и прежде всего системная организация правильного питания, повышение физической активности, широкая пропаганда здорового образа жизни превращаются в приоритетную задачу.

В целях создания целостной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья населения до уровня махалли и домов населения, определения развития санитарно-эпидемиологической службы на ближайшую и среднесрочную перспективу и укрепления ее материально-технической базы (современными лабораториями, оборудованием, специальной техникой, тест-системами, средствами защиты и другими), привлечения и подготовки квалифицированных кадров в данной сфере:

1. Специальной республиканской комиссии по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в Республике Узбекистан (Арипов А.Н.) в нынешних условиях усиления в стране коронавирусной пандемии реализовать следующие неотложные меры по охране санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения:

а) совместно с Министерством здравоохранения, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в пятидневный срок исходя из сформированного положительного опыта регионов:

создать в каждой семейной поликлинике и центральных многопрофильных поликлиниках мобильные группы для предупреждения инфекционных заболеваний в махаллях и домах населения, в том числе коронавирусной инфекции, оказания необходимой медицинской помощи бессимптомным больным, у которых болезнь протекает легко, и лицам, контактировавшим с ними;

обеспечить включение в состав мобильных групп в первую очередь квалифицированных врачей или инфекционистов, а также патронажных медицинских сестер;

с привлечением Министерства финансов принять меры по обеспечению мобильных групп лекарствами, связью, транспортными средствами, другим необходимым оборудованием и инвентарем (средствами индивидуальной защиты, пульсоксиметрами, пирометрами и другими);

разработать и утвердить упрощенную инструкцию для мобильных групп;

обеспечить внедрение методов экспресс-тестирования и иммуноферментного анализа с привлечением к практике лабораторных исследований частного сектора в целях налаживания мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции на системной основе, предупреждения скопления людей при проведении лабораторных исследований, создания удобств для населения;

б) обеспечить опубликование на постоянной основе в средствах массовой информации, в том числе в социальных сетях, информации о медицинских учреждениях, созданных для оказания специализированной помощи, наличии в них свободных койко-мест, состоянии приема больных, числе заразившихся и больных, находящихся на лечении в медицинских учреждениях и других разрешенных местах, состоянии их здоровья, наличии лекарств, лабораторий, необходимого медицинского оборудования и техники, а также их состоянии;

в) принять меры для незамедлительного взятия анализа на коронавирусную инфекцию при поступлении обращений от населения и выявлении симптомов заболевания с извещением их в трехдневный срок о результате анализа через личные номера телефонов;

г) в пятнадцатидневный срок в целях упрощения системы взаимного обмена информацией между медицинскими учреждениями обеспечить резкое сокращение видов и периодичности отчетов, других процессов, связанных с бумажной волокитой, путем перехода на электронную систему;

д) внедрить следующий порядок оказания помощи на дому больным, заразившимся коронавирусной инфекцией сельскими врачебными пунктами, семейными поликлиниками и центральными многопрофильными поликлиниками:

в разрезе каждой семейной поликлиники за врачами общей практики и патронажными медицинскими сестрами закрепляются определенные дома, общий надзор осуществляется главными врачами семейных поликлиник;

в каждом районном (городском) медицинском объединении формируются группы для отбора и эвакуации, ведения мониторинга и осуществления контроля за процессом лечения больных, состоящие из опытных врачей;

Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в каждом районном (городском) медицинском объединении устанавливается система связи, предоставляющая возможность проведения оперативных консультаций между врачами первичного звена и районных (городских) медицинских объединений и правильной оценки состояния больных;

ежедневно главные врачи семейных поликлиник по телефону или путем видеосвязи в режиме онлайн передают координатору по семейным поликлиникам районного (городского) медицинского объединения информацию о числе бессимптомных больных, у которых болезнь протекает легко, лиц, контактировавших с ними, и динамике течения заболевания у больных, получающих лечебные процедуры;

в случае выявления отрицательных изменений в динамике состояния больных, проходящих лечение в домашних условиях, главные врачи семейных поликлиник обращаются в мобильные группы и принимают меры для госпитализации больных в медицинские учреждения, находящиеся в ведении районных (городских) медицинских объединений;

е) в целях удовлетворения потребности в кадрах, упрощения системы переподготовки и повышения квалификации работников данной сферы:

в двухнедельный срок обеспечить полное укомплектование вакантных мест младшего и среднего медицинского персонала в сельских врачебных пунктах, семейных поликлиниках и центральных многопрофильных поликлиниках за счет выпускников медицинских образовательных учреждений, пенсионеров
и других лиц, имеющих медицинскую специальность;

в пятнадцатидневный срок совместно с Центром развития профессиональной квалификации медицинских работников организовать краткосрочные курсы по подготовке лаборантов общих клинических лабораторий медицинских учреждений к деятельности в вирусологических лабораториях, в том числе формированию у них практических навыков;

в двадцатидневный срок организовать в Центре развития профессиональной квалификации медицинских работников и его региональных филиалах, Ташкентской медицинской академии и ее региональных филиалах, а также Андижанском, Бухарском и Самаркандском медицинских институтах месячные курсы переподготовки по специальности «врач-лаборант вирусологической лаборатории» для выпускников, закончивших высшие образовательные учреждения республики по направлению образования «Биология». При этом данные курсы проводятся в режиме онлайн за счет собственных средств высших образовательных учреждений;

обеспечить привлечение на территории, находящиеся в трудном положении, выпускников медицинских высших образовательных учреждений, прошедших обучение на основе государственного гранта на срок до 1 года, до завершения карантинных мероприятий по противодействию коронавирусной пандемии. При этом расходы, связанные с созданием жилищных и других благоприятных условий для специалистов, привлекаемых на территории, находящиеся в трудном положении, за счет средств соответствующих местных бюджетов;

в двадцатидневный срок организовать месячные краткосрочные онлайн-курсы переспециализации на специальность «валеолог» медицинских работников территориальных подразделений Центра поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения;

ж) обеспечить принятие Центром поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения мер, необходимых для формирования среди широких слоев населения, в каждом доме здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, развития медицинской культуры, активной пропаганды физической культуры, спорта и правильного питания, с привлечением первичных медико-санитарных учреждений (сельских врачебных пунктов, семейных поликлиник, центральных многопрофильных поликлиник) на постоянной основе.

2. Принять во внимание, что постановлением Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП–4310 «О мерах по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и науки» налажена система подготовки на курсах целевой первичной специализации (интернатуре) врачей узкой специализации по востребованным специальностям для учреждений первичной медико-санитарной помощи со сроком обучения не менее одного года.

Министерству здравоохранения:

совместно с Министерством финансов в срок до 15 августа 2020 года разработать и внедрить систему оплаты труда врачей общей практики, обучающихся на курсах целевой первичной специализации (интернатуре);

в срок до 20 августа 2020 года утвердить перечень специальностей врачей для обучения на курсах целевой первичной специализации (интернатуре);

начиная с 2020/2021 учебного года полностью внедрить курсы целевой первичной специализации (интернатуру).

3. Образовать Службу санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан (далее – Санитарно-эпидемиологическая служба), ее региональные управления и районные (городские) отделы.

Определить, что Санитарно-эпидемиологическая служба вместе с организациями, входящими в ее структуру, образуют целостную систему.

4. Ввести выплату ежедневной доплаты в размере 6 процентов от месячного должностного оклада медицинским, санитарно-эпидемиологическим и другим работникам Санитарно-эпидемиологической службы на период их привлечения к мероприятиям по противодействию распространению коронавирусной инфекции.

Кабинету Министров в целях повышения привлекательности Санитарно-эпидемиологической службы и привлечения в данную систему квалифицированных специалистов в срок до 1 декабря 2020 года утвердить обновленную систему оплаты труда медицинских работников и работников Санитарно-эпидемиологической службы на период после завершения коронавирусной пандемии.

Определить, что условия дополнительной оплаты труда, предусмотренные в пункте 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2020 года № ПП–4695 «О мерах по дальнейшему стимулированию работников санитарно-эпидемиологической службы в период коронавирусной пандемии», распространяются на работников Санитарно-эпидемиологической службы.

5. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) начиная с 1 января 2021 года:

работникам Санитарно-эпидемиологической службы, имеющим ученую степень кандидата наук или доктора философии (PhD) либо приравненную к ним другую ученую степень зарубежных государств, дополнительно к действующей месячной оплате труда устанавливается ежемесячная надбавка в размере 30 процентов от должностного оклада, имеющим ученую степень доктора наук (DSc), – 60 процентов от должностного оклада за счет средств Государственного бюджета;

в научно-исследовательских учреждениях Санитарно-эпидемиологической службы:

финансирование расходов на содержание зданий и сооружений, а также оплату труда работников производится за счет средств Государственного бюджета на основе базового финансирования;

оплата труда руководящих работников приравнивается к базовому должностному окладу руководящих работников научно-исследовательских учреждений, принимающих участие в реализации научно-технических программ фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ за счет бюджетных средств;

б) Санитарно-эпидемиологической службе предоставляется право оказания услуг населению на платной основе (лабораторных услуг, сертификации, экспертизы и других) в целях улучшения собственной материально-технической базы и поощрения работников;

в) Санитарно-эпидемиологическая служба по итогам каждого месяца публикует для сведения общественности информацию о средствах, выделенных системе из Государственного бюджета, направлениях их расходования, результатах эффективности с размещением на своем официальном веб-сайте.

6. Создать внебюджетный Специальный фонд Санитарно-эпидемиологической службы (далее – Фонд).

Определить, что остаток всех средств на внебюджетных расчетных счетах Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения, Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров и их территориальных подразделений полностью перечисляются в Фонд.

7. Определить источниками формирования средств Фонда:

50 процентов средств, поступивших от применения штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства и пени, начисленные за просрочку оплаты штрафов (25 процентов средств, поступивших от штрафов и пени, начисленных за просрочку оплаты штрафов – от проведения контрольных мероприятий совместно с другими государственными органами);

15 процентов суммы поступлений от реализации подведомственными организациями профильных платных услуг физическим и юридическим лицам после восполнения совокупных затрат на их реализацию;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозиты в коммерческих банках;

другие источники, не запрещенные законодательством.

8. Определить, что средства Фонда расходуются на:

материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Санитарно-эпидемиологической службы, в том числе компенсацию расходов, связанных с арендой жилья, а также организацию переподготовки и повышения квалификации работников;

компенсацию расходов Санитарно-эпидемиологической службы, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций;

укрепление материально-технической базы организаций, входящих в систему Санитарно-эпидемиологической службы;

привлечение на договорной основе зарубежных и отечественных специалистов в рамках реализации задач, поставленных перед Санитарно-эпидемиологической службой.

9. Утвердить План мероприятий по развитию Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья согласно приложению № 1.

При этом определить, что укрепление материально-технической базы Санитарно-эпидемиологической службы и ее структурных подразделений, ведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, обеспечение высокотехнологическим оборудованием, аппаратурой, инвентарем, специальной техникой, расходными и другими материалами осуществляются в размере 1,7 миллиарда сумов за счет средств Государственного бюджета, в размере 194,5 миллиона долларов США – за счет привлеченных средств международных финансовых институтов (Всемирного банка, Азиатского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций).

Установить, что приобретение основных средств, а также ведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в соответствии с планом мер осуществляются на основе обоснованных расчетов по согласованию с Кабинетом Министров (Мусаевым Б.А.).

Министерству инвестиций и внешней торговли (Вафаев Ш.) вести регулярный мониторинг целевого и полного освоения средств международных финансовых институтов, привлекаемыхдля приобретения основных средств и ведения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту,в соответствии с планом мер.

10. Министерству здравоохранения совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об объединении групп реализации проектов, осуществляемыми при Министерстве здравоохранения, финансируемыми международными финансовыми институтами, и создании единой Группы реализации реформ в сфере здравоохранения.

11. Утвердить План пересмотра санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в 2020–2025 годах в соответствии с международными стандартами согласно приложению № 2.

Министерству здравоохранения привлечь специалистов Всемирной организации здравоохранения и других международных экспертов к процессу пересмотра санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в соответствии с международными стандартами и нормами.

12. Определить источниками финансирования деятельности Санитарно-эпидемиологической службы и ее территориальных подразделений:

средства Государственного бюджета;

внебюджетные средства Санитарно-эпидемиологической службы;

другие источники, не запрещенные законодательством.

13. Внедрить, начиная с 1 октября 2020 года, практику выдачи субъектам предпринимательства «Знака санитарно-эпидемиологического благополучия» (далее – Знак) на основе изучения соответствия их деятельности санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам и результатов анализов.

Установить, что:

Знак выдается Санитарно-эпидемиологической службой по трем видам категорий – «зеленый», «желтый» и «красный» на срок до 12 месяцев;

не допускается изучение и проверка органами Санитарно-эпидемиологической службы деятельности субъектов предпринимательства, имеющих Знак категории «зеленый» (за исключением зарегистрированных случаев массовых отравлений и групповых заболеваний). При этом объекты туристской и сопутствующей инфраструктуры, включенные в Реестр безопасных объектов системы «Uzbekistan. Safe travel GUARANTEED», приравниваются к объектам со Знаком категории «зеленый»;

Знак выдается по инициативе субъектов предпринимательства (добровольно) или по инициативе государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (в обязательном порядке);

получение Знака по инициативе субъектов предпринимательства (добровольно) осуществляется посредством Единого портала интерактивных государственных услуг на платной основе. При этом доход, получаемый от предоставления услуг, направляется на развитие материально-технической базы и стимулирование работников Санитарно-эпидемиологической службы.

Санитарно-эпидемиологической службе и Торгово-промышленной палате совместно с заинтересованными ведомствами в срок до 15 октября 2020 года внести в Кабинет Министров порядок выдачи Знака.

14. В связи с образованием Санитарно-эпидемиологической службы упразднить Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения и Государственную инспекцию санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров и их территориальные подразделения.

Определить, что Санитарно-эпидемиологическая служба и ее территориальные подразделения являются правопреемниками по правам, обязательствам и договорам соответственно Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения и Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров, а также их территориальных подразделений.

15. В целях подготовки высококвалифицированных кадров в санитарно-эпидемиологической сфере и в сфере общественного здоровья по специальностям бакалавриата и магистратуры начиная с 1 сентября 2020 года открыть в медицинских высших образовательных учреждениях факультет «Медицинская профилактика и общественное здоровье».

Министерству здравоохранения совместно с Министерством высшего и среднего специального образования:

в месячный срок принять меры, необходимые для организации деятельности факультета «Медицинская профилактика и общественное здоровье» в соответствующих медицинских высших образовательных учреждениях;

в срок до 1 января 2021 года обеспечить открытие в медицинских высших образовательных учреждениях международных факультетов и филиалов по направлениям санитарии, гигиены, эпидемиологии и микробиологии совместно с авторитетными зарубежными медицинскими образовательными учреждениями, входящими в международные рейтинги, на основе совместных образовательных программ.

16. Кабинету Министров в срок до 1 ноября 2020 года разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в новых редакциях, исходя из происшедших чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также недостатков, допущенных в период пандемии, и приобретенного опыта.

При этом в данных законопроектах предусмотреть подробный алгоритм действий и комплекс мер, подлежащих реализации во взаимодействии с организациями, ответственными за противодействие появлению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний, обеспечение безопасности населения в случаях возникновения опасности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

17. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП–5814 «О мерах по коренному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан».

18. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

19. Контроль над исполнением настоящего Указа возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Мусаева Б.А.


Президент
Республики Узбекистан                                Ш.Мирзиёев


город Ташкент,

25 июля 2020 года.     

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по смягчению коронавирусной пандемии, кардинальному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения

Указ Президента Республики Узбекистан

Указ
Президента Республики Узбекистан

Возрастающая опасность коронавирусной пандемии в мире требует сегодня совершенствования подходов к противодействию инфекционным заболеваниям, в частности коронавирусной инфекции, а также институциональных основ и организационной структуры санитарно-эпидемиологической службы исходя из нынешних сложных условий и приобретенного опыта.

Особенно необходимо наладить структурную связь и взаимосвязанную деятельность санитарно-эпидемиологической службы и первичных медико-санитарных учреждений (сельских врачебных пунктов, семейных поликлиник, станций скорой помощи, учреждений экстренной медицинской помощи) по предупреждению, профилактике, раннему выявлению, точной диагностике и лечению заболеваний.

Вместе с тем профилактика заболеваний, укрепление иммунитета человека и прежде всего системная организация правильного питания, повышение физической активности, широкая пропаганда здорового образа жизни превращаются в приоритетную задачу.

В целях создания целостной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья населения до уровня махалли и домов населения, определения развития санитарно-эпидемиологической службы на ближайшую и среднесрочную перспективу и укрепления ее материально-технической базы (современными лабораториями, оборудованием, специальной техникой, тест-системами, средствами защиты и другими), привлечения и подготовки квалифицированных кадров в данной сфере:

1. Специальной республиканской комиссии по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в Республике Узбекистан (Арипов А.Н.) в нынешних условиях усиления в стране коронавирусной пандемии реализовать следующие неотложные меры по охране санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения:

а) совместно с Министерством здравоохранения, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в пятидневный срок исходя из сформированного положительного опыта регионов:

создать в каждой семейной поликлинике и центральных многопрофильных поликлиниках мобильные группы для предупреждения инфекционных заболеваний в махаллях и домах населения, в том числе коронавирусной инфекции, оказания необходимой медицинской помощи бессимптомным больным, у которых болезнь протекает легко, и лицам, контактировавшим с ними;

обеспечить включение в состав мобильных групп в первую очередь квалифицированных врачей или инфекционистов, а также патронажных медицинских сестер;

с привлечением Министерства финансов принять меры по обеспечению мобильных групп лекарствами, связью, транспортными средствами, другим необходимым оборудованием и инвентарем (средствами индивидуальной защиты, пульсоксиметрами, пирометрами и другими);

разработать и утвердить упрощенную инструкцию для мобильных групп;

обеспечить внедрение методов экспресс-тестирования и иммуноферментного анализа с привлечением к практике лабораторных исследований частного сектора в целях налаживания мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции на системной основе, предупреждения скопления людей при проведении лабораторных исследований, создания удобств для населения;

б) обеспечить опубликование на постоянной основе в средствах массовой информации, в том числе в социальных сетях, информации о медицинских учреждениях, созданных для оказания специализированной помощи, наличии в них свободных койко-мест, состоянии приема больных, числе заразившихся и больных, находящихся на лечении в медицинских учреждениях и других разрешенных местах, состоянии их здоровья, наличии лекарств, лабораторий, необходимого медицинского оборудования и техники, а также их состоянии;

в) принять меры для незамедлительного взятия анализа на коронавирусную инфекцию при поступлении обращений от населения и выявлении симптомов заболевания с извещением их в трехдневный срок о результате анализа через личные номера телефонов;

г) в пятнадцатидневный срок в целях упрощения системы взаимного обмена информацией между медицинскими учреждениями обеспечить резкое сокращение видов и периодичности отчетов, других процессов, связанных с бумажной волокитой, путем перехода на электронную систему;

д) внедрить следующий порядок оказания помощи на дому больным, заразившимся коронавирусной инфекцией сельскими врачебными пунктами, семейными поликлиниками и центральными многопрофильными поликлиниками:

в разрезе каждой семейной поликлиники за врачами общей практики и патронажными медицинскими сестрами закрепляются определенные дома, общий надзор осуществляется главными врачами семейных поликлиник;

в каждом районном (городском) медицинском объединении формируются группы для отбора и эвакуации, ведения мониторинга и осуществления контроля за процессом лечения больных, состоящие из опытных врачей;

Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в каждом районном (городском) медицинском объединении устанавливается система связи, предоставляющая возможность проведения оперативных консультаций между врачами первичного звена и районных (городских) медицинских объединений и правильной оценки состояния больных;

ежедневно главные врачи семейных поликлиник по телефону или путем видеосвязи в режиме онлайн передают координатору по семейным поликлиникам районного (городского) медицинского объединения информацию о числе бессимптомных больных, у которых болезнь протекает легко, лиц, контактировавших с ними, и динамике течения заболевания у больных, получающих лечебные процедуры;

в случае выявления отрицательных изменений в динамике состояния больных, проходящих лечение в домашних условиях, главные врачи семейных поликлиник обращаются в мобильные группы и принимают меры для госпитализации больных в медицинские учреждения, находящиеся в ведении районных (городских) медицинских объединений;

е) в целях удовлетворения потребности в кадрах, упрощения системы переподготовки и повышения квалификации работников данной сферы:

в двухнедельный срок обеспечить полное укомплектование вакантных мест младшего и среднего медицинского персонала в сельских врачебных пунктах, семейных поликлиниках и центральных многопрофильных поликлиниках за счет выпускников медицинских образовательных учреждений, пенсионеров
и других лиц, имеющих медицинскую специальность;

в пятнадцатидневный срок совместно с Центром развития профессиональной квалификации медицинских работников организовать краткосрочные курсы по подготовке лаборантов общих клинических лабораторий медицинских учреждений к деятельности в вирусологических лабораториях, в том числе формированию у них практических навыков;

в двадцатидневный срок организовать в Центре развития профессиональной квалификации медицинских работников и его региональных филиалах, Ташкентской медицинской академии и ее региональных филиалах, а также Андижанском, Бухарском и Самаркандском медицинских институтах месячные курсы переподготовки по специальности «врач-лаборант вирусологической лаборатории» для выпускников, закончивших высшие образовательные учреждения республики по направлению образования «Биология». При этом данные курсы проводятся в режиме онлайн за счет собственных средств высших образовательных учреждений;

обеспечить привлечение на территории, находящиеся в трудном положении, выпускников медицинских высших образовательных учреждений, прошедших обучение на основе государственного гранта на срок до 1 года, до завершения карантинных мероприятий по противодействию коронавирусной пандемии. При этом расходы, связанные с созданием жилищных и других благоприятных условий для специалистов, привлекаемых на территории, находящиеся в трудном положении, за счет средств соответствующих местных бюджетов;

в двадцатидневный срок организовать месячные краткосрочные онлайн-курсы переспециализации на специальность «валеолог» медицинских работников территориальных подразделений Центра поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения;

ж) обеспечить принятие Центром поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения мер, необходимых для формирования среди широких слоев населения, в каждом доме здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, развития медицинской культуры, активной пропаганды физической культуры, спорта и правильного питания, с привлечением первичных медико-санитарных учреждений (сельских врачебных пунктов, семейных поликлиник, центральных многопрофильных поликлиник) на постоянной основе.

2. Принять во внимание, что постановлением Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП–4310 «О мерах по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и науки» налажена система подготовки на курсах целевой первичной специализации (интернатуре) врачей узкой специализации по востребованным специальностям для учреждений первичной медико-санитарной помощи со сроком обучения не менее одного года.

Министерству здравоохранения:

совместно с Министерством финансов в срок до 15 августа 2020 года разработать и внедрить систему оплаты труда врачей общей практики, обучающихся на курсах целевой первичной специализации (интернатуре);

в срок до 20 августа 2020 года утвердить перечень специальностей врачей для обучения на курсах целевой первичной специализации (интернатуре);

начиная с 2020/2021 учебного года полностью внедрить курсы целевой первичной специализации (интернатуру).

3. Образовать Службу санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан (далее – Санитарно-эпидемиологическая служба), ее региональные управления и районные (городские) отделы.

Определить, что Санитарно-эпидемиологическая служба вместе с организациями, входящими в ее структуру, образуют целостную систему.

4. Ввести выплату ежедневной доплаты в размере 6 процентов от месячного должностного оклада медицинским, санитарно-эпидемиологическим и другим работникам Санитарно-эпидемиологической службы на период их привлечения к мероприятиям по противодействию распространению коронавирусной инфекции.

Кабинету Министров в целях повышения привлекательности Санитарно-эпидемиологической службы и привлечения в данную систему квалифицированных специалистов в срок до 1 декабря 2020 года утвердить обновленную систему оплаты труда медицинских работников и работников Санитарно-эпидемиологической службы на период после завершения коронавирусной пандемии.

Определить, что условия дополнительной оплаты труда, предусмотренные в пункте 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2020 года № ПП–4695 «О мерах по дальнейшему стимулированию работников санитарно-эпидемиологической службы в период коронавирусной пандемии», распространяются на работников Санитарно-эпидемиологической службы.

5. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) начиная с 1 января 2021 года:

работникам Санитарно-эпидемиологической службы, имеющим ученую степень кандидата наук или доктора философии (PhD) либо приравненную к ним другую ученую степень зарубежных государств, дополнительно к действующей месячной оплате труда устанавливается ежемесячная надбавка в размере 30 процентов от должностного оклада, имеющим ученую степень доктора наук (DSc), – 60 процентов от должностного оклада за счет средств Государственного бюджета;

в научно-исследовательских учреждениях Санитарно-эпидемиологической службы:

финансирование расходов на содержание зданий и сооружений, а также оплату труда работников производится за счет средств Государственного бюджета на основе базового финансирования;

оплата труда руководящих работников приравнивается к базовому должностному окладу руководящих работников научно-исследовательских учреждений, принимающих участие в реализации научно-технических программ фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ за счет бюджетных средств;

б) Санитарно-эпидемиологической службе предоставляется право оказания услуг населению на платной основе (лабораторных услуг, сертификации, экспертизы и других) в целях улучшения собственной материально-технической базы и поощрения работников;

в) Санитарно-эпидемиологическая служба по итогам каждого месяца публикует для сведения общественности информацию о средствах, выделенных системе из Государственного бюджета, направлениях их расходования, результатах эффективности с размещением на своем официальном веб-сайте.

6. Создать внебюджетный Специальный фонд Санитарно-эпидемиологической службы (далее – Фонд).

Определить, что остаток всех средств на внебюджетных расчетных счетах Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения, Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров и их территориальных подразделений полностью перечисляются в Фонд.

7. Определить источниками формирования средств Фонда:

50 процентов средств, поступивших от применения штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства и пени, начисленные за просрочку оплаты штрафов (25 процентов средств, поступивших от штрафов и пени, начисленных за просрочку оплаты штрафов – от проведения контрольных мероприятий совместно с другими государственными органами);

15 процентов суммы поступлений от реализации подведомственными организациями профильных платных услуг физическим и юридическим лицам после восполнения совокупных затрат на их реализацию;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозиты в коммерческих банках;

другие источники, не запрещенные законодательством.

8. Определить, что средства Фонда расходуются на:

материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Санитарно-эпидемиологической службы, в том числе компенсацию расходов, связанных с арендой жилья, а также организацию переподготовки и повышения квалификации работников;

компенсацию расходов Санитарно-эпидемиологической службы, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций;

укрепление материально-технической базы организаций, входящих в систему Санитарно-эпидемиологической службы;

привлечение на договорной основе зарубежных и отечественных специалистов в рамках реализации задач, поставленных перед Санитарно-эпидемиологической службой.

9. Утвердить План мероприятий по развитию Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья согласно приложению № 1.

При этом определить, что укрепление материально-технической базы Санитарно-эпидемиологической службы и ее структурных подразделений, ведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, обеспечение высокотехнологическим оборудованием, аппаратурой, инвентарем, специальной техникой, расходными и другими материалами осуществляются в размере 1,7 миллиарда сумов за счет средств Государственного бюджета, в размере 194,5 миллиона долларов США – за счет привлеченных средств международных финансовых институтов (Всемирного банка, Азиатского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций).

Установить, что приобретение основных средств, а также ведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в соответствии с планом мер осуществляются на основе обоснованных расчетов по согласованию с Кабинетом Министров (Мусаевым Б.А.).

Министерству инвестиций и внешней торговли (Вафаев Ш.) вести регулярный мониторинг целевого и полного освоения средств международных финансовых институтов, привлекаемыхдля приобретения основных средств и ведения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту,в соответствии с планом мер.

10. Министерству здравоохранения совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об объединении групп реализации проектов, осуществляемыми при Министерстве здравоохранения, финансируемыми международными финансовыми институтами, и создании единой Группы реализации реформ в сфере здравоохранения.

11. Утвердить План пересмотра санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в 2020–2025 годах в соответствии с международными стандартами согласно приложению № 2.

Министерству здравоохранения привлечь специалистов Всемирной организации здравоохранения и других международных экспертов к процессу пересмотра санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в соответствии с международными стандартами и нормами.

12. Определить источниками финансирования деятельности Санитарно-эпидемиологической службы и ее территориальных подразделений:

средства Государственного бюджета;

внебюджетные средства Санитарно-эпидемиологической службы;

другие источники, не запрещенные законодательством.

13. Внедрить, начиная с 1 октября 2020 года, практику выдачи субъектам предпринимательства «Знака санитарно-эпидемиологического благополучия» (далее – Знак) на основе изучения соответствия их деятельности санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам и результатов анализов.

Установить, что:

Знак выдается Санитарно-эпидемиологической службой по трем видам категорий – «зеленый», «желтый» и «красный» на срок до 12 месяцев;

не допускается изучение и проверка органами Санитарно-эпидемиологической службы деятельности субъектов предпринимательства, имеющих Знак категории «зеленый» (за исключением зарегистрированных случаев массовых отравлений и групповых заболеваний). При этом объекты туристской и сопутствующей инфраструктуры, включенные в Реестр безопасных объектов системы «Uzbekistan. Safe travel GUARANTEED», приравниваются к объектам со Знаком категории «зеленый»;

Знак выдается по инициативе субъектов предпринимательства (добровольно) или по инициативе государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (в обязательном порядке);

получение Знака по инициативе субъектов предпринимательства (добровольно) осуществляется посредством Единого портала интерактивных государственных услуг на платной основе. При этом доход, получаемый от предоставления услуг, направляется на развитие материально-технической базы и стимулирование работников Санитарно-эпидемиологической службы.

Санитарно-эпидемиологической службе и Торгово-промышленной палате совместно с заинтересованными ведомствами в срок до 15 октября 2020 года внести в Кабинет Министров порядок выдачи Знака.

14. В связи с образованием Санитарно-эпидемиологической службы упразднить Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения и Государственную инспекцию санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров и их территориальные подразделения.

Определить, что Санитарно-эпидемиологическая служба и ее территориальные подразделения являются правопреемниками по правам, обязательствам и договорам соответственно Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения и Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров, а также их территориальных подразделений.

15. В целях подготовки высококвалифицированных кадров в санитарно-эпидемиологической сфере и в сфере общественного здоровья по специальностям бакалавриата и магистратуры начиная с 1 сентября 2020 года открыть в медицинских высших образовательных учреждениях факультет «Медицинская профилактика и общественное здоровье».

Министерству здравоохранения совместно с Министерством высшего и среднего специального образования:

в месячный срок принять меры, необходимые для организации деятельности факультета «Медицинская профилактика и общественное здоровье» в соответствующих медицинских высших образовательных учреждениях;

в срок до 1 января 2021 года обеспечить открытие в медицинских высших образовательных учреждениях международных факультетов и филиалов по направлениям санитарии, гигиены, эпидемиологии и микробиологии совместно с авторитетными зарубежными медицинскими образовательными учреждениями, входящими в международные рейтинги, на основе совместных образовательных программ.

16. Кабинету Министров в срок до 1 ноября 2020 года разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в новых редакциях, исходя из происшедших чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также недостатков, допущенных в период пандемии, и приобретенного опыта.

При этом в данных законопроектах предусмотреть подробный алгоритм действий и комплекс мер, подлежащих реализации во взаимодействии с организациями, ответственными за противодействие появлению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний, обеспечение безопасности населения в случаях возникновения опасности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

17. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП–5814 «О мерах по коренному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан».

18. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

19. Контроль над исполнением настоящего Указа возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Мусаева Б.А.


Президент
Республики Узбекистан                                Ш.Мирзиёев


город Ташкент,

25 июля 2020 года.