Постановление Президента Республики Узбекистан

Постановление

Президента Республики Узбекистан

В последние годы в республике реализуются последовательные реформы по охране лекарственных растений, рациональному использованию природных ресурсов, сооружению плантаций по выращиванию лекарственных растений и их переработке.

750 видов из более 4,3 тысячи растений местной флоры считаются лекарственными, из них 112 видов зарегистрированы для применения в научной медицине, из которых 70 видов активно используются в фармацевтической промышленности.

В 2019 году экспортирована продукция, полученная из переработанных лекарственных растений, на сумму 48 млн долларов США.

Вместе с тем анализ показывает необходимость создания цепочки добавленной стоимости посредством охраны, сооружения плантаций и переработки лекарственных растений.

В целях создания благоприятной среды для дальнейшего развития выращивания и переработки лекарственных растений, повышения экспортного потенциала отрасли, а также интеграции образования, науки и процессов производства:

1. Одобрить предложения Министерства сельского хозяйства, Министерства инновационного развития, Государственного комитета по лесному хозяйству, Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан о создании с 1 мая 2020 года кластеров по выращиванию, хранению, первичной или глубокой переработке лекарственных растений (далее – кластеры лекарственных растений), а также специализации регионов на выращивании лекарственных растений.

2. Утвердить перечень регионов, специализируемых на выращивании лекарственных растений, согласно приложению.

3. Установить, что:

а) земельные площади кластерам лекарственных растений выделяются на основе соглашения, заключаемого между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и инициаторами;

б) земельные площади кластерам лекарственных растений, создаваемым при участии иностранных инвесторов, выделяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан после подписания соглашения о внесении инвестиций с Министерством сельского хозяйства, на землях лесного фонда – с Государственным комитетом по лесному хозяйству.

При этом кластерам лекарственных растений выделяются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, пригодные для выращивания лекарственных растений, не выделенные физическим и юридическим лицам, резервных земель, а также богарных земель и земель лесного фонда;

в) инициатором создания кластера лекарственных растений представляются соответственно в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан (на землях лесного фонда – в Государственный комитет по лесному хозяйству) следующие документы:

заявление для создания кластера лекарственных растений;

бизнес-план либо технико-экономическое обоснование реализации инвестиционных проектов по выращиванию, охране и переработке лекарственных растений, а также внедрению ресурсосберегающих технологий при организации деятельности кластера лекарственных растений;

справку о наличии необходимых объектов инфраструктуры (на основе права пользования) для ведения деятельности кластера лекарственных растений, а также имущества и других средств.

Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимы областей при создании кластеров лекарственных растений несут персональную ответственность за отбор и формирование потенциальных юридических лиц, ведущих стабильную экономическую деятельность, имеющих необходимые объекты инфраструктуры, а также имущество и иные средства.

4. Определить основными задачами кластера лекарственных растений:

заключение договоров с производителями лекарственных растений о закупке выращенной продукции, обеспечение их семенами, минеральными удобрениями, техникой, топливом и иными средствами;

выращивание лекарственных растений, заготовку семян и саженцев, поэтапное сооружение современных плантаций лекарственных растений в специализированных регионах;

применение передовых достижений науки в выращивании и организации семеноводства лекарственных растений;

активное взаимное сотрудничество с международными организациями в выращивании и переработке лекарственных растений и поэтапное внедрение в отрасль инновационных решений (ноу-хау);

привлечение инвестиций и передовых технологий зарубежных компаний в выращивание и переработку лекарственных растений;

удовлетворение спроса внутреннего рынка на лекарственные растения и продукцию из них, а также их экспорт;

налаживание сотрудничества с зарубежными научно-исследовательскими центрами путем организации постоянного обмена опытом и информацией, участие в международных исследовательских программах, конференциях и симпозиумах.

5. Установить, что:

а) сооружение плантаций лекарственных растений с применением ресурсосберегающих технологий осуществляется за счет средств, выделяемых в рамках программы «Хар бир оила – тадбиркор» Государственным фондом содействия занятости, Фондом поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, международных финансовых институтов;

б) на кластеры лекарственных растений распространяются льготы, предусмотренные в:

Указе Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2019 года № УП–5742 «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве» – при введении в оборот земельных площадей;

постановлении Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года №ПП–4422 «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии» – при закупке установок возобновляемых источников энергии¸ энергоэффективных газогорелочных установок и котлов, а также иного энергоэффективного оборудования;

постановлении Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2019 года № ПП–4268 «О дополнительных мерах по своевременному оснащению аграрного сектора сельскохозяйственной техникой» – при приобретении сельскохозяйственной техники.

6. Одобрить предложения Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета по лесному хозяйству, Министерства инновационного развития и Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан об освобождении до 1 января 2023 года от таможенных пошлин сырья, в том числе семян и саженцев, оборудования и специальной техники для сооружения культурных плантаций, а также вендинговых автоматов для фитобаров, не производимых в Республике Узбекистан, ввозимых кластерами лекарственных растений, производителями и переработчиками лекарственных растений по перечню, утверждаемому в установленном порядке.

При этом средства, высвобождаемые за счет предоставления таможенных льгот при ввозе вендинговых автоматов исключительно для организации фитобаров, направляются на техническое перевооружение и модернизацию производства.

7. Академии наук совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан:

в месячный срок сформировать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан перечень сокращающихся редких лекарственных растений естественного происхождения;

сформировать базу данных по научным исследованиям и новейшим инновационным разработкам о лекарственных растениях, проводимым научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями с обеспечением ее обновления на системной основе;

создать коллекционный участок и генбанк лекарственных растений, применяемых в медицине;

в двухмесячный срок совместно с Агентством по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения внестина утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план мер по внедрению механизмов организации производства лекарственных субстанций на основе глубокой переработки растительного сырья.

8. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

а) совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан внести изменения в соответствующие акты о включении лекарственных растений наряду с лекарственными препаратами в минимальные стандартные рецепты в зависимости от свойств по предупреждению отрицательного воздействия химических лекарственных препаратов на организм;

создать фитобары в медицинских учреждениях, в том числе семейных поликлиниках и врачебных пунктах кишлаков (аулов) начиная с 1 июня 2020 года;

б) сформировать за счет средств Фонда поддержки и развития фармацевтической отрасли при Агентстве по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан единую базу данных, включающую в себя сведения об организациях и специалистах, оказывающих медицинские услуги с использованием методов народной медицины, их опыте работы и видах оказываемых услуг.

9. Агентству по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения ежегодно до 1 декабря вносить в Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития и Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству информацию о потребности фармацевтической отрасли (видах, объемах, технологических требованиях и других) в лекарственных растениях.

10. Образовать в центральном аппарате Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан Управление по развитию лекарственных и пряных растений численностью 5 штатных единиц на базе отдела развития лекарственных и пряных растений.

При этом формирование дополнительных штатных единиц данного управления осуществляется за счет сокращения 3 штатных единиц территориальных подразделений и системы Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан.

11. Научно-производственному центру сельского хозяйства и продовольственного обеспечения при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан образовать в Научно-исследовательском институте растениеводства отдел селекции, семеноводства и агротехники лекарственных растений в рамках действующих штатных единиц.

При этом возложить на данный отдел задачи по выращиванию лекарственных растений, проведению научных исследований в области селекции и семеноводства лекарственных растений, разработке агрохимических картограмм.

12. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством здравоохранения, Министерством инвестиций и внешней торговли, Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, Агентством по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения и коммерческими банками принять меры по привлечению средств и грантов международных организаций и финансовых институтов, зарубежных правительственных организаций для выращивания, переработки, сооружения культурных плантаций, организации семеноводства и маточных питомников лекарственных растений.

13. Установить, что:

разрешение на сбор (заготовку) и вывоз сокращающихся редких лекарственных растений естественного происхождения выдается с условием сооружения естественных плантаций в объеме не менее 50 процентов выделяемой квоты;

платежи, взысканные от разрешений на сбор (заготовку), ввоз и вывоз лекарственных растений, рассмотрения заявлений и выдачи разрешений (за исключением земель лесного фонда), направляемые в местный бюджет, расходуются для возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций и создание маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе сокращающихся, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений;

Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей несут персональную ответственность за расходование средств, направляемых в местные бюджеты для возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций, создание маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе сокращающихся, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений.

14. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:

а) совместно с Академией наук:

принять меры по усилению охраны дикорастущих лекарственных растений, находящихся под угрозой исчезновения, а также их восстановлению путем сооружения естественных плантаций;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об отделении и взятии под охрану специальных зон, в которых имеются сокращающиеся редкие лекарственные растения;

б) совместно с Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по лесному хозяйству и хокимиятами областей в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций и маточных питомников сокращающихся лекарственных растений, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений.

15. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан в месячный срок:

а) совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить объявление грантовых конкурсов на фундаментальные и прикладные исследования, инновационные научно-технические проекты по сооружению плантаций лекарственных растений. При этом уделить особое внимание на сооружение культурных плантаций, организацию семеноводства и маточных питомников лекарственных растений, внедрение инновационных технологий;

обеспечить формирование и реализацию на основе грантовых конкурсов стартап-проектов по сооружению и переработке культурных плантаций лекарственных растений;

б) совместно с Торгово-промышленной палатой, Государственным комитетом по лесному хозяйству и Академией наук Республики Узбекистан образовать малое инновационное предприятие “Узбекистон доривор усимликлари” на условиях государственно-частного партнерства. При этом основными задачами данного предприятия определить создание образцового кластера лекарственных растений, внедрение и пропаганду результатов научно-исследовательских работ о лекарственных растениях, создание фитобаров в регионах, поддержку производителей лекарственных растений, привлечение средств международных финансовых институтов, зарубежных инвестиций.

Установить, что деятельность малого инновационного предприятия “Узбекистон доривор усимликлари” финансируется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан, банковских кредитов, средств инициаторов, благотворительности, а также средств, поступающих от оказания услуг, средств международных финансовых институтов и иных источников, не запрещенных законодательством.

16. Министерству народного образования, а также Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

с 2020/2021 учебного года включить в учебные планы системы среднего, среднего специального и высшего образования специальные часы о лекарственных растениях на срок до 2025/2026 учебного года;

до начала 2020/2021 учебного года совместно с Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по лесному хозяйству и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан обеспечить включение сведений о лекарственных растениях в учебные программы, учебники и пособия;

с 2020/2021 учебного года создать фитобары в школах и высших образовательных учреждениях.

17. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять меры по поэтапному созданию, начиная с 1 июня 2020 года, фитобаров во всех министерствах и ведомствах, Ташкентском международном аэропорту имени Ислама Каримова и местных аэропортах, всех типах автовокзалов, железнодорожных вокзалов, рынках, санаторно-курортных учреждениях и многолюдных местах.

18. Установить, что при создании субъектами предпринимательства фитобаров в государственных учреждениях, установленные размеры арендной платы за пользование объектами государственной собственности начисляются с уменьшением на 50 процентов.

При этом в случаях создания фитобаров с вендинговыми автоматами арендная плата за пользование объектами государственной собственности не начисляется.

19. Одобрить предложение Торгово-промышленной палаты, Министерства инновационного развития, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан об образовании в центральном аппарате Торгово-промышленной палаты отдела по поддержке производителей лекарственных и пряных растений в рамках действующих штатных единиц.

При этом принять к сведению, что основными задачами данного отдела считаются поддержка интересов производителей лекарственных и пряных растений, организация выставок в зарубежных странах, создание электронной информационной системы, включающей в себя сведения о свойствах лекарственных и пряных растений и регионах их выращивания.

20. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер (У.Барноеву):

в двухнедельный срок утвердить адресный перечень кластеров, создаваемых производителями, переработчиками и экспортерами лекарственных растений, а также прогнозные показатели выращивания лекарственных растений в 2020 году;

ежегодно до 1 октября формировать перечень организаторов кластеров лекарственных растений на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей.

21. Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложение по упрощению порядка выдачи карантинных разрешений на семена и саженцы, ввозимые для сооружения культурных плантаций и маточных питомников лекарственных растений.

22. Агентству по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения на основе заказов Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета по лесному хозяйству, Министерства инновационного развития и Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан в рамках реализации проектов в области лекарственных растений с участием международных финансовых институтов направить в зарубежные страны производителей, переработчиков и специалистов лекарственных растений.

23. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента обеспечить:

создание малым инновационным предприятием “Узбекистон доривор усимликлари” образцовых кластеров лекарственных растений и фитобаров на местах;

выделение кластерам лекарственных растений земельных площадей, пригодных для выращивания лекарственных и пряных растений.

24. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством инновационного развития, Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

25. Возложить на Национальную телерадиокомпанию Узбекистана регулярную трансляцию специальных передач и роликов о медицинском значении лекарственных растений, их применении в медицине, народной медицине, сооружении естественных плантаций лекарственных растений, создании маточных питомников, внедрении инновационных технологий.

26. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Барноева У.И.

             Президент

Республики Узбекистан                                                                              Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

10 апреля 2020 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по охране, культурному выращиванию, переработке дикорастущих лекарственных растений и рациональному использованию имеющихся ресурсов

Постановление Президента Республики Узбекистан

Постановление

Президента Республики Узбекистан

В последние годы в республике реализуются последовательные реформы по охране лекарственных растений, рациональному использованию природных ресурсов, сооружению плантаций по выращиванию лекарственных растений и их переработке.

750 видов из более 4,3 тысячи растений местной флоры считаются лекарственными, из них 112 видов зарегистрированы для применения в научной медицине, из которых 70 видов активно используются в фармацевтической промышленности.

В 2019 году экспортирована продукция, полученная из переработанных лекарственных растений, на сумму 48 млн долларов США.

Вместе с тем анализ показывает необходимость создания цепочки добавленной стоимости посредством охраны, сооружения плантаций и переработки лекарственных растений.

В целях создания благоприятной среды для дальнейшего развития выращивания и переработки лекарственных растений, повышения экспортного потенциала отрасли, а также интеграции образования, науки и процессов производства:

1. Одобрить предложения Министерства сельского хозяйства, Министерства инновационного развития, Государственного комитета по лесному хозяйству, Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан о создании с 1 мая 2020 года кластеров по выращиванию, хранению, первичной или глубокой переработке лекарственных растений (далее – кластеры лекарственных растений), а также специализации регионов на выращивании лекарственных растений.

2. Утвердить перечень регионов, специализируемых на выращивании лекарственных растений, согласно приложению.

3. Установить, что:

а) земельные площади кластерам лекарственных растений выделяются на основе соглашения, заключаемого между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и инициаторами;

б) земельные площади кластерам лекарственных растений, создаваемым при участии иностранных инвесторов, выделяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан после подписания соглашения о внесении инвестиций с Министерством сельского хозяйства, на землях лесного фонда – с Государственным комитетом по лесному хозяйству.

При этом кластерам лекарственных растений выделяются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, пригодные для выращивания лекарственных растений, не выделенные физическим и юридическим лицам, резервных земель, а также богарных земель и земель лесного фонда;

в) инициатором создания кластера лекарственных растений представляются соответственно в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан (на землях лесного фонда – в Государственный комитет по лесному хозяйству) следующие документы:

заявление для создания кластера лекарственных растений;

бизнес-план либо технико-экономическое обоснование реализации инвестиционных проектов по выращиванию, охране и переработке лекарственных растений, а также внедрению ресурсосберегающих технологий при организации деятельности кластера лекарственных растений;

справку о наличии необходимых объектов инфраструктуры (на основе права пользования) для ведения деятельности кластера лекарственных растений, а также имущества и других средств.

Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимы областей при создании кластеров лекарственных растений несут персональную ответственность за отбор и формирование потенциальных юридических лиц, ведущих стабильную экономическую деятельность, имеющих необходимые объекты инфраструктуры, а также имущество и иные средства.

4. Определить основными задачами кластера лекарственных растений:

заключение договоров с производителями лекарственных растений о закупке выращенной продукции, обеспечение их семенами, минеральными удобрениями, техникой, топливом и иными средствами;

выращивание лекарственных растений, заготовку семян и саженцев, поэтапное сооружение современных плантаций лекарственных растений в специализированных регионах;

применение передовых достижений науки в выращивании и организации семеноводства лекарственных растений;

активное взаимное сотрудничество с международными организациями в выращивании и переработке лекарственных растений и поэтапное внедрение в отрасль инновационных решений (ноу-хау);

привлечение инвестиций и передовых технологий зарубежных компаний в выращивание и переработку лекарственных растений;

удовлетворение спроса внутреннего рынка на лекарственные растения и продукцию из них, а также их экспорт;

налаживание сотрудничества с зарубежными научно-исследовательскими центрами путем организации постоянного обмена опытом и информацией, участие в международных исследовательских программах, конференциях и симпозиумах.

5. Установить, что:

а) сооружение плантаций лекарственных растений с применением ресурсосберегающих технологий осуществляется за счет средств, выделяемых в рамках программы «Хар бир оила – тадбиркор» Государственным фондом содействия занятости, Фондом поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, международных финансовых институтов;

б) на кластеры лекарственных растений распространяются льготы, предусмотренные в:

Указе Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2019 года № УП–5742 «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве» – при введении в оборот земельных площадей;

постановлении Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года №ПП–4422 «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии» – при закупке установок возобновляемых источников энергии¸ энергоэффективных газогорелочных установок и котлов, а также иного энергоэффективного оборудования;

постановлении Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2019 года № ПП–4268 «О дополнительных мерах по своевременному оснащению аграрного сектора сельскохозяйственной техникой» – при приобретении сельскохозяйственной техники.

6. Одобрить предложения Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета по лесному хозяйству, Министерства инновационного развития и Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан об освобождении до 1 января 2023 года от таможенных пошлин сырья, в том числе семян и саженцев, оборудования и специальной техники для сооружения культурных плантаций, а также вендинговых автоматов для фитобаров, не производимых в Республике Узбекистан, ввозимых кластерами лекарственных растений, производителями и переработчиками лекарственных растений по перечню, утверждаемому в установленном порядке.

При этом средства, высвобождаемые за счет предоставления таможенных льгот при ввозе вендинговых автоматов исключительно для организации фитобаров, направляются на техническое перевооружение и модернизацию производства.

7. Академии наук совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан:

в месячный срок сформировать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан перечень сокращающихся редких лекарственных растений естественного происхождения;

сформировать базу данных по научным исследованиям и новейшим инновационным разработкам о лекарственных растениях, проводимым научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями с обеспечением ее обновления на системной основе;

создать коллекционный участок и генбанк лекарственных растений, применяемых в медицине;

в двухмесячный срок совместно с Агентством по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения внестина утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план мер по внедрению механизмов организации производства лекарственных субстанций на основе глубокой переработки растительного сырья.

8. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

а) совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан внести изменения в соответствующие акты о включении лекарственных растений наряду с лекарственными препаратами в минимальные стандартные рецепты в зависимости от свойств по предупреждению отрицательного воздействия химических лекарственных препаратов на организм;

создать фитобары в медицинских учреждениях, в том числе семейных поликлиниках и врачебных пунктах кишлаков (аулов) начиная с 1 июня 2020 года;

б) сформировать за счет средств Фонда поддержки и развития фармацевтической отрасли при Агентстве по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан единую базу данных, включающую в себя сведения об организациях и специалистах, оказывающих медицинские услуги с использованием методов народной медицины, их опыте работы и видах оказываемых услуг.

9. Агентству по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения ежегодно до 1 декабря вносить в Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития и Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству информацию о потребности фармацевтической отрасли (видах, объемах, технологических требованиях и других) в лекарственных растениях.

10. Образовать в центральном аппарате Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан Управление по развитию лекарственных и пряных растений численностью 5 штатных единиц на базе отдела развития лекарственных и пряных растений.

При этом формирование дополнительных штатных единиц данного управления осуществляется за счет сокращения 3 штатных единиц территориальных подразделений и системы Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан.

11. Научно-производственному центру сельского хозяйства и продовольственного обеспечения при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан образовать в Научно-исследовательском институте растениеводства отдел селекции, семеноводства и агротехники лекарственных растений в рамках действующих штатных единиц.

При этом возложить на данный отдел задачи по выращиванию лекарственных растений, проведению научных исследований в области селекции и семеноводства лекарственных растений, разработке агрохимических картограмм.

12. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством здравоохранения, Министерством инвестиций и внешней торговли, Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, Агентством по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения и коммерческими банками принять меры по привлечению средств и грантов международных организаций и финансовых институтов, зарубежных правительственных организаций для выращивания, переработки, сооружения культурных плантаций, организации семеноводства и маточных питомников лекарственных растений.

13. Установить, что:

разрешение на сбор (заготовку) и вывоз сокращающихся редких лекарственных растений естественного происхождения выдается с условием сооружения естественных плантаций в объеме не менее 50 процентов выделяемой квоты;

платежи, взысканные от разрешений на сбор (заготовку), ввоз и вывоз лекарственных растений, рассмотрения заявлений и выдачи разрешений (за исключением земель лесного фонда), направляемые в местный бюджет, расходуются для возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций и создание маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе сокращающихся, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений;

Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей несут персональную ответственность за расходование средств, направляемых в местные бюджеты для возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций, создание маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе сокращающихся, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений.

14. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:

а) совместно с Академией наук:

принять меры по усилению охраны дикорастущих лекарственных растений, находящихся под угрозой исчезновения, а также их восстановлению путем сооружения естественных плантаций;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об отделении и взятии под охрану специальных зон, в которых имеются сокращающиеся редкие лекарственные растения;

б) совместно с Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по лесному хозяйству и хокимиятами областей в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций и маточных питомников сокращающихся лекарственных растений, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений.

15. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан в месячный срок:

а) совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить объявление грантовых конкурсов на фундаментальные и прикладные исследования, инновационные научно-технические проекты по сооружению плантаций лекарственных растений. При этом уделить особое внимание на сооружение культурных плантаций, организацию семеноводства и маточных питомников лекарственных растений, внедрение инновационных технологий;

обеспечить формирование и реализацию на основе грантовых конкурсов стартап-проектов по сооружению и переработке культурных плантаций лекарственных растений;

б) совместно с Торгово-промышленной палатой, Государственным комитетом по лесному хозяйству и Академией наук Республики Узбекистан образовать малое инновационное предприятие “Узбекистон доривор усимликлари” на условиях государственно-частного партнерства. При этом основными задачами данного предприятия определить создание образцового кластера лекарственных растений, внедрение и пропаганду результатов научно-исследовательских работ о лекарственных растениях, создание фитобаров в регионах, поддержку производителей лекарственных растений, привлечение средств международных финансовых институтов, зарубежных инвестиций.

Установить, что деятельность малого инновационного предприятия “Узбекистон доривор усимликлари” финансируется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан, банковских кредитов, средств инициаторов, благотворительности, а также средств, поступающих от оказания услуг, средств международных финансовых институтов и иных источников, не запрещенных законодательством.

16. Министерству народного образования, а также Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

с 2020/2021 учебного года включить в учебные планы системы среднего, среднего специального и высшего образования специальные часы о лекарственных растениях на срок до 2025/2026 учебного года;

до начала 2020/2021 учебного года совместно с Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по лесному хозяйству и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан обеспечить включение сведений о лекарственных растениях в учебные программы, учебники и пособия;

с 2020/2021 учебного года создать фитобары в школах и высших образовательных учреждениях.

17. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять меры по поэтапному созданию, начиная с 1 июня 2020 года, фитобаров во всех министерствах и ведомствах, Ташкентском международном аэропорту имени Ислама Каримова и местных аэропортах, всех типах автовокзалов, железнодорожных вокзалов, рынках, санаторно-курортных учреждениях и многолюдных местах.

18. Установить, что при создании субъектами предпринимательства фитобаров в государственных учреждениях, установленные размеры арендной платы за пользование объектами государственной собственности начисляются с уменьшением на 50 процентов.

При этом в случаях создания фитобаров с вендинговыми автоматами арендная плата за пользование объектами государственной собственности не начисляется.

19. Одобрить предложение Торгово-промышленной палаты, Министерства инновационного развития, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан об образовании в центральном аппарате Торгово-промышленной палаты отдела по поддержке производителей лекарственных и пряных растений в рамках действующих штатных единиц.

При этом принять к сведению, что основными задачами данного отдела считаются поддержка интересов производителей лекарственных и пряных растений, организация выставок в зарубежных странах, создание электронной информационной системы, включающей в себя сведения о свойствах лекарственных и пряных растений и регионах их выращивания.

20. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер (У.Барноеву):

в двухнедельный срок утвердить адресный перечень кластеров, создаваемых производителями, переработчиками и экспортерами лекарственных растений, а также прогнозные показатели выращивания лекарственных растений в 2020 году;

ежегодно до 1 октября формировать перечень организаторов кластеров лекарственных растений на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей.

21. Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложение по упрощению порядка выдачи карантинных разрешений на семена и саженцы, ввозимые для сооружения культурных плантаций и маточных питомников лекарственных растений.

22. Агентству по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения на основе заказов Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета по лесному хозяйству, Министерства инновационного развития и Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан в рамках реализации проектов в области лекарственных растений с участием международных финансовых институтов направить в зарубежные страны производителей, переработчиков и специалистов лекарственных растений.

23. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента обеспечить:

создание малым инновационным предприятием “Узбекистон доривор усимликлари” образцовых кластеров лекарственных растений и фитобаров на местах;

выделение кластерам лекарственных растений земельных площадей, пригодных для выращивания лекарственных и пряных растений.

24. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством инновационного развития, Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

25. Возложить на Национальную телерадиокомпанию Узбекистана регулярную трансляцию специальных передач и роликов о медицинском значении лекарственных растений, их применении в медицине, народной медицине, сооружении естественных плантаций лекарственных растений, создании маточных питомников, внедрении инновационных технологий.

26. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Барноева У.И.

             Президент

Республики Узбекистан                                                                              Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

10 апреля 2020 года.