Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

Земля является общенациональным богатством, основой жизнедеятельности и благосостояния народа Узбекистана, важнейшим природным ресурсом. Поэтому обеспечение рационального и эффективного использования земель в установленных целях, охрана земель, полноценное ведение Единой системы государственных кадастров, неразрывно связанной с землей, являются важнейшими задачами государства.

Широкомасштабные преобразования в сфере экономики требуют ведения конкретного учета и дальнейшего совершенствования системы рационального использования земли и связанных с ней ресурсов.

В частности, концентрация в одном органе задач по выделению земли, ведению ее учета, размещению сельскохозяйственных культур, осуществлению земельного надзора, а также подготовка кадастровых дел земельных участков, зданий и сооружений (далее – недвижимое имущество) непосредственно регистрирующим органом порождает конфликт интересов в данной сфере.

В целях кардинального совершенствования системы ведения учета земли и государственных кадастров:

1. Передать Министерству сельского хозяйства задачи, функции и полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру по ведению мониторинга сельскохозяйственных земель и культур, размещению сельскохозяйственных культур, осуществлению государственного надзора за охраной сельскохозяйственных земель, проведению бонитировки почв, определению нормативной стоимости сельскохозяйственных земель, повышению плодородия почвы, проведению исследований в области почвоведения и геоботаники.

Определить, что проведение мониторинга земель несельскохозяйственного назначения в целях своевременного определения изменений их структуры, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов осуществляется в рамках Государственного мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан.

2. Образовать на базе Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (далее – Агентство по кадастру).

3. Определить основными задачами и направлениями деятельности Агентства по кадастру:

а) в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество:

обеспечение реализации единой государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

ведение государственного земельного кадастра, государственного кадастра зданий и сооружений;

осуществление эффективного земельного надзора, направленного на обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и недопущение самовольного захвата земельных участков;

б) в сфере геодезии и картографии:

обеспечение реализации единой государственной политики в сфере геодезии и картографии;

проведение картографического мониторинга с использованием данных и материалов аэрокосмической съемки, топографических, геодезических и картографических изысканий и исследований, а также дистанционного зондирования земли и геодинамических исследований;

ведение государственного картографо-геодезического кадастра;

осуществление государственного геодезического надзора;

в) в сфере ведения государственных кадастров:

обеспечение реализации единой государственной политики в сфере ведения государственных кадастров;

координацию деятельности органов государственного управления и органов государственной власти на местах в сфере ведения государственных кадастров;

ведение Единой системы государственных кадастров, обеспечение эффективного ведения государственного кадастра территорий;

осуществление эффективного кадастрового надзора, направленного на обеспечение соблюдения порядков ведения государственных кадастров;

г) расширение международного сотрудничества в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии, картографии и ведения государственных кадастров;

д) обеспечение переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии, картографии и ведения государственных кадастров.

4. Принять к сведению, что:

возникновение, изменение, отчуждение, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество, в том числе права собственности, владения, использования и аренды земельного участка, вступает в силу исключительно после государственной регистрации;

установлена административная ответственность лиц, виновных в несвоевременном обращении за регистрацией прав на недвижимое имущество;

кадастровое дело подготавливается в целях определения вида, характеристик, объема, стоимости и других показателей недвижимого имущества.

5. Внедрить порядок, в соответствии с которым:

кадастровые дела земельных участков, находящихся в резерве, а также выделяемых новых земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения подготавливаются по обращениям районных (Кувасайского городского) отделов сельского хозяйства, на землях несельскохозяйственного назначения – районных (городских) отделов строительства на основе заказов хокимиятов районов (городов), данные расходы покрываются владельцами соответствующих земельных участков при государственной регистрации права на земельный участок;

подготовка кадастровых дел земельных участков и государственная регистрация прав на недвижимое имущество в случае возникновения права на земельные участки, не прошедшего государственную регистрацию до вступления в силу настоящего Указа, осуществляются на основе заявок правообладателей за счет их средств;

подготовка кадастровых дел земельных участков, выделенных государственным органам и организациям, органам хозяйственного управления, в том числе лесным хозяйствам, организациям водного хозяйства, охраняемым природным территориям и социальным учреждениям, а также государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются на основе заявок балансодержателей за счет их средств;

подготовка кадастровых дел осуществляется инженерами по кадастру, аттестованными Агентством по кадастру, и организациями системы Агентства по кадастру на договорной основе;

с 1 октября 2020 года решения, протоколы аукционов и тендеров, нотариально удостоверенные сделки и другие документы, предусматривающие возникновение, изменение, отчуждение, ограничение и прекращение прав на земельные участки, вступают в силу после государственной регистрации в Национальной географической информационной системе Республики Узбекистан (далее – Национальная геоинформационная система);

ведение государственного земельного кадастра, а также государственного кадастра зданий и сооружений осуществляется на основе данных, собранных путем государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

6. Определить, что с 1 января 2021 года:

вся информация о типе, контурах, границах и правообладателях земель вносится в онлайн-геопортал Агентства по кадастру (далее – онлайн-геопортал);

онлайн-геопортал интегрируется с Национальной геоинформационной системой;

земельный баланс и его отчетность, а также книга районного (городского) земельного кадастра ведутся исключительно в Национальной геоинформационной системе;

Единая система государственных кадастров формируется в Национальной геоинформационной системе;

соответствующие данные государственных кадастров представляются в Национальную геоинформационную систему исключительно посредством телекоммуникационных сетей напрямую.

7. Агентству по кадастру:

а) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект закона, предусматривающий рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с непрохождением государственной регистрации права на земельный участок, самовольным захватом земельных участков, а также нарушением порядка ведения государственных кадастров, исключительно органами Агентства по кадастру;

проект правительственного решения, предусматривающий пересмотр расценок на государственные услуги в сфере государственного кадастра объектов недвижимости, в том числе уменьшение размера сбора, взимаемого за государственную регистрацию прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения;

б) до 1 ноября 2020 года запустить онлайн-геопортал в порядке эксперимента;

в) до 1 декабря 2020 года обеспечить внесение всех сельскохозяйственных карт в онлайн-геопортал и его интеграцию с Национальной геоинформационной системой;

г) с 1 января 2021 года осуществить полный запуск онлайн-геопортала.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством сельского хозяйства и Министерством строительства до конца 2021 года обеспечить полную государственную регистрацию в Национальной геоинформационной системе решений, протоколов аукционов и тендеров о выделении земельных участков, а также других документов, служащих основанием для возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки.

9. Установить, что с 1 января 2021 года средства, предусматриваемые в Государственном бюджете Республики Узбекистан на определение нормативной стоимости, переоценку, проведение бонитировки почвы и корректировки карт почвы сельскохозяйственных земель, а также выполнение работ по агрохимическому исследованию почвы орошаемых земель, составление агрохимических картограмм и проведение мониторинга почвы (земель), выделяются Министерству сельского хозяйства.

Министерству сельского хозяйства в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложение о привлечении субъектов предпринимательства к выполнению работ по бонитировке почвы, определению нормативной стоимости сельскохозяйственных земель и проведению геоботанических исследований.

10. Внести дополнение и изменение в пункт 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года № УП–5708 «О мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере сельского хозяйства» согласно приложению № 1.

11. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

12. Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров:

в двухнедельный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан»;

в двухмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

           Президент

Республики Узбекистан                                                Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

7 сентября 2020 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по кардинальному совершенствованию системы ведения учета земли и государственных кадастров

Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

Земля является общенациональным богатством, основой жизнедеятельности и благосостояния народа Узбекистана, важнейшим природным ресурсом. Поэтому обеспечение рационального и эффективного использования земель в установленных целях, охрана земель, полноценное ведение Единой системы государственных кадастров, неразрывно связанной с землей, являются важнейшими задачами государства.

Широкомасштабные преобразования в сфере экономики требуют ведения конкретного учета и дальнейшего совершенствования системы рационального использования земли и связанных с ней ресурсов.

В частности, концентрация в одном органе задач по выделению земли, ведению ее учета, размещению сельскохозяйственных культур, осуществлению земельного надзора, а также подготовка кадастровых дел земельных участков, зданий и сооружений (далее – недвижимое имущество) непосредственно регистрирующим органом порождает конфликт интересов в данной сфере.

В целях кардинального совершенствования системы ведения учета земли и государственных кадастров:

1. Передать Министерству сельского хозяйства задачи, функции и полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру по ведению мониторинга сельскохозяйственных земель и культур, размещению сельскохозяйственных культур, осуществлению государственного надзора за охраной сельскохозяйственных земель, проведению бонитировки почв, определению нормативной стоимости сельскохозяйственных земель, повышению плодородия почвы, проведению исследований в области почвоведения и геоботаники.

Определить, что проведение мониторинга земель несельскохозяйственного назначения в целях своевременного определения изменений их структуры, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов осуществляется в рамках Государственного мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан.

2. Образовать на базе Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (далее – Агентство по кадастру).

3. Определить основными задачами и направлениями деятельности Агентства по кадастру:

а) в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество:

обеспечение реализации единой государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

ведение государственного земельного кадастра, государственного кадастра зданий и сооружений;

осуществление эффективного земельного надзора, направленного на обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и недопущение самовольного захвата земельных участков;

б) в сфере геодезии и картографии:

обеспечение реализации единой государственной политики в сфере геодезии и картографии;

проведение картографического мониторинга с использованием данных и материалов аэрокосмической съемки, топографических, геодезических и картографических изысканий и исследований, а также дистанционного зондирования земли и геодинамических исследований;

ведение государственного картографо-геодезического кадастра;

осуществление государственного геодезического надзора;

в) в сфере ведения государственных кадастров:

обеспечение реализации единой государственной политики в сфере ведения государственных кадастров;

координацию деятельности органов государственного управления и органов государственной власти на местах в сфере ведения государственных кадастров;

ведение Единой системы государственных кадастров, обеспечение эффективного ведения государственного кадастра территорий;

осуществление эффективного кадастрового надзора, направленного на обеспечение соблюдения порядков ведения государственных кадастров;

г) расширение международного сотрудничества в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии, картографии и ведения государственных кадастров;

д) обеспечение переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии, картографии и ведения государственных кадастров.

4. Принять к сведению, что:

возникновение, изменение, отчуждение, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество, в том числе права собственности, владения, использования и аренды земельного участка, вступает в силу исключительно после государственной регистрации;

установлена административная ответственность лиц, виновных в несвоевременном обращении за регистрацией прав на недвижимое имущество;

кадастровое дело подготавливается в целях определения вида, характеристик, объема, стоимости и других показателей недвижимого имущества.

5. Внедрить порядок, в соответствии с которым:

кадастровые дела земельных участков, находящихся в резерве, а также выделяемых новых земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения подготавливаются по обращениям районных (Кувасайского городского) отделов сельского хозяйства, на землях несельскохозяйственного назначения – районных (городских) отделов строительства на основе заказов хокимиятов районов (городов), данные расходы покрываются владельцами соответствующих земельных участков при государственной регистрации права на земельный участок;

подготовка кадастровых дел земельных участков и государственная регистрация прав на недвижимое имущество в случае возникновения права на земельные участки, не прошедшего государственную регистрацию до вступления в силу настоящего Указа, осуществляются на основе заявок правообладателей за счет их средств;

подготовка кадастровых дел земельных участков, выделенных государственным органам и организациям, органам хозяйственного управления, в том числе лесным хозяйствам, организациям водного хозяйства, охраняемым природным территориям и социальным учреждениям, а также государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются на основе заявок балансодержателей за счет их средств;

подготовка кадастровых дел осуществляется инженерами по кадастру, аттестованными Агентством по кадастру, и организациями системы Агентства по кадастру на договорной основе;

с 1 октября 2020 года решения, протоколы аукционов и тендеров, нотариально удостоверенные сделки и другие документы, предусматривающие возникновение, изменение, отчуждение, ограничение и прекращение прав на земельные участки, вступают в силу после государственной регистрации в Национальной географической информационной системе Республики Узбекистан (далее – Национальная геоинформационная система);

ведение государственного земельного кадастра, а также государственного кадастра зданий и сооружений осуществляется на основе данных, собранных путем государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

6. Определить, что с 1 января 2021 года:

вся информация о типе, контурах, границах и правообладателях земель вносится в онлайн-геопортал Агентства по кадастру (далее – онлайн-геопортал);

онлайн-геопортал интегрируется с Национальной геоинформационной системой;

земельный баланс и его отчетность, а также книга районного (городского) земельного кадастра ведутся исключительно в Национальной геоинформационной системе;

Единая система государственных кадастров формируется в Национальной геоинформационной системе;

соответствующие данные государственных кадастров представляются в Национальную геоинформационную систему исключительно посредством телекоммуникационных сетей напрямую.

7. Агентству по кадастру:

а) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект закона, предусматривающий рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с непрохождением государственной регистрации права на земельный участок, самовольным захватом земельных участков, а также нарушением порядка ведения государственных кадастров, исключительно органами Агентства по кадастру;

проект правительственного решения, предусматривающий пересмотр расценок на государственные услуги в сфере государственного кадастра объектов недвижимости, в том числе уменьшение размера сбора, взимаемого за государственную регистрацию прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения;

б) до 1 ноября 2020 года запустить онлайн-геопортал в порядке эксперимента;

в) до 1 декабря 2020 года обеспечить внесение всех сельскохозяйственных карт в онлайн-геопортал и его интеграцию с Национальной геоинформационной системой;

г) с 1 января 2021 года осуществить полный запуск онлайн-геопортала.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством сельского хозяйства и Министерством строительства до конца 2021 года обеспечить полную государственную регистрацию в Национальной геоинформационной системе решений, протоколов аукционов и тендеров о выделении земельных участков, а также других документов, служащих основанием для возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки.

9. Установить, что с 1 января 2021 года средства, предусматриваемые в Государственном бюджете Республики Узбекистан на определение нормативной стоимости, переоценку, проведение бонитировки почвы и корректировки карт почвы сельскохозяйственных земель, а также выполнение работ по агрохимическому исследованию почвы орошаемых земель, составление агрохимических картограмм и проведение мониторинга почвы (земель), выделяются Министерству сельского хозяйства.

Министерству сельского хозяйства в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложение о привлечении субъектов предпринимательства к выполнению работ по бонитировке почвы, определению нормативной стоимости сельскохозяйственных земель и проведению геоботанических исследований.

10. Внести дополнение и изменение в пункт 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года № УП–5708 «О мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере сельского хозяйства» согласно приложению № 1.

11. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

12. Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров:

в двухнедельный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан»;

в двухмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

           Президент

Республики Узбекистан                                                Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

7 сентября 2020 года.