Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

В последние годы в республике осуществляются последовательные меры по кардинальному улучшению делового и инвестиционного климата, устранению излишних бюрократических барьеров, совершенствованию устаревших, не соответствующих современным требованиям процедур.

Работа, проведенная в данных направлениях, создала прочный фундамент для начала нового этапа либерализации и институционального реформирования системы лицензирования и выдачи разрешений.

В целях кардинального совершенствования лицензионных и разрешительных процедур, а также создания более широких условий для деятельности субъектов предпринимательства путем устранения бюрократических барьеров:

1. Согласиться с предложениями Министерства юстиции, Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Антимонопольного комитета и Торгово-промышленной палаты, предусматривающими:

на первом этапе (в 2020 году) – сокращение и перевод на альтернативные методы регулирования некоторых видов лицензий и документов разрешительного характера, не причиняющих ущерб здоровью граждан и обществу, упрощение процедур с целью минимизации истребования излишних документов и уменьшения затрат времени и средств субъектов предпринимательства, обеспечение прозрачности путем полной цифровизации процессов выдачи соответствующих документов;

на втором этапе (в 2020–2021 годах) – систематизацию актов законодательства в сфере лицензирования и выдачи разрешений, разработку паспортов оказания государственных услуг, коренное сокращение количества нормативно-правовых актов путем внедрения типовых административных регламентов выдачи некоторых видов лицензий и документов разрешительного характера.

2. Установить, что с 1 января 2021 года:

а) некоторые виды лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера:

отменяются согласно приложению № 1;

отменяются путем объединения согласно приложению № 2;

отменяются путем внедрения уведомительного порядка согласно приложению № 3;

б) сокращаются сроки оформления некоторых видов лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера согласно приложению № 4.

Лицензии или документы разрешительного характера, оформленные на деятельность (действие), в отношении которой внедрен уведомительный порядок, продолжают действовать, и для осуществления данной деятельности (действия) не требуется уведомление уполномоченного органа.

Органам, уполномоченным выдавать лицензии и документы разрешительного характера, а также принимать уведомления (далее – уполномоченные органы), до 1 января 2021 года провести инвентаризацию и обеспечить ведение реестра ранее оформленных лицензий и документов разрешительного характера на основе нового порядка.

3. Утвердить план мер, направленных на дальнейшее сокращение и упрощение процедур получения лицензий и документов разрешительного характера, согласно приложению № 5.

4. С 1 января 2021 года:

а) установить, что при лицензировании туристской деятельности сертификация услуг туроператоров является добровольной;

б) отменить:

требование наличия документов, подтверждающих согласие на обмен кредитной информацией с как минимум 10 коммерческими банками при лицензировании деятельности кредитных бюро;

практику оформления отдельной лицензии для филиалов юридических лиц путем внедрения практики указания адреса каждого филиала в основной лицензии при лицензировании деятельности по розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения юридическими лицами, имеющими лицензию на данную деятельность, при создании их филиалов, осуществляющих аналогичную деятельность;

порядок истребования получения от заявителя гарантийных писем органов государственной власти на местах при получении лицензии на право пользования участками недр.

5. Установить, что:

к деятельности, осуществляемой в порядке уведомления, относятся виды деятельности, не требующие принятия решения со стороны уполномоченного органа для начала деятельности или совершения действия, но осуществляемые путем принятия обязательств по соблюдению требований и условий, установленных в актах законодательства для обеспечения государственного регулирования, а также ведения учета субъектов, занимающихся соответствующей деятельностью;

физические и юридические лица подтверждают путем направления уведомления соответствие требованиям и условиям, определенным в актах законодательства для осуществления деятельности или действий, в отношении которых введен порядок уведомления. При этом в процессе представления документов посредством автоматизированной электронной системы проводится проверка на соответствие требованиям и условиям, определенным в актах законодательства, приоритетно без вмешательства человека;

перечни видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензия, документы разрешительного характера и уведомление уполномоченного органа, утверждаются законом, и после принятия соответствующего закона не допускается требование прохождения физическими и юридическими лицами административных процедур для осуществления деятельности или действий, не включенных в данные перечни.

6. Запретить уполномоченным органам осуществлять следующие действия:

отказывать в оказании государственных услуг по причине наличия задолженности у соискателя лицензии по обязательным платежам за поставку электрической энергии, природного газа, услуги водоснабжения и канализации, по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также исполнительным документам при выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий;

заменять лицензии и документы разрешительного характера на договоры, заключаемые между государственными органами и субъектами предпринимательства;

прямо или косвенно принуждать субъекты предпринимательства к пользованию другими видами платных услуг или получению документов разрешительного характера, не предусмотренных в лицензионных и разрешительных требованиях и условиях, в процессе рассмотрения заявлений о выдаче лицензий и документов разрешительного характера, выдачи данных документов, а также осуществления контрольных функций.

7. Продлить до 1 января 2021 года срок действия всех лицензий и документов разрешительного характера, срок действия которых истекает в 2020 году, и запретить привлечение к ответственности и применение других мер в связи с истечением их срока.

8. Отменить с 1 января 2021 года право на осуществление деятельности без получения соответствующей лицензии государственных унитарных предприятий и негосударственных организаций, занимающихся лицензируемыми видами деятельности, созданных решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров.

9. Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций до 1 января 2021 года обеспечить разработку и запуск информационной системы «Лицензия» со специальным мобильным приложением, охватывающей все процессы, связанные с процедурами лицензирования, выдачи разрешений и уведомления, имеющей возможность осуществления межведомственного электронного взаимодействия.

При этом принять во внимание, что информационная система «Лицензия» обладает следующими возможностями:

а) по прохождению лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур:

подача заявления о выдаче лицензии и документов разрешительного характера или продлении срока их действия и документов, приложенных к нему, получение электронных лицензий и документов разрешительного характера с проставленным QR-кодом (матричным штриховым кодом);

рассмотрение заявлений и принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий и документов разрешительного характера уполномоченными органами;

отправка уведомлений для извещения уполномоченного органа о начале или прекращении деятельности и получения подтверждений о принятии уведомления;

осуществление электронной оплаты государственной пошлины, сборов и всех видов платежей за рассмотрение заявления посредством Единой биллинговой системы;

принятие и рассмотрение заявлений о переоформлении, приостановлении действия и аннулировании лицензий и документов разрешительного характера;

б) по взаимодействию уполномоченных органов при осуществлении лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур:

самостоятельное получение из других уполномоченных органов дополнительных документов и информации, а также согласование с ними по принципу «одно окно» без участия субъекта предпринимательства;

ведение автоматизированных реестров выданных лицензий и документов разрешительного характера, а также субъектов предпринимательства, направивших уведомления;

проверка информации, связанной с лицензиями и документами разрешительного характера, а также уведомлениями через базы данных соответствующих ведомств в автоматическом режиме;

в) по проведению мониторинга выполнения требований и условий лицензий и документов разрешительного характера, а также уведомлений:

осуществление дистанционного контроля уполномоченными органами за соблюдением требований и условий лицензий и документов разрешительного характера, а также уведомлений;

наблюдение за рассмотрением обращений на каждом этапе оказания государственной услуги;

обращение уполномоченных органов в суд или другие ведомства в отношении действий, связанных с лицензиями или документами разрешительного характера, а также уведомлениями, в том числе по аннулированию и приостановлению;

внедрение общественного контроля за рассмотрением заявлений, решений о выдаче или отказе в выдаче, приостановлении действия лицензий и документов разрешительного характера, а также представления информации о занятии соответствующей деятельностью без лицензии или документа разрешительного характера либо без направления уведомления, а также фактах нарушения установленных требований и условий с прямым указанием места нарушения;

ведение автоматически формируемого рейтинга уполномоченных органов;

внедрение системы «риск-анализ» исходя из особенностей лицензий и документов разрешительного характера, выданных уполномоченными органами, а также деятельности, осуществляемой в порядке уведомления, с определением конкретных критериев контроля за деятельностью (действиями) физических и юридических лиц.

10. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года:

лицензионные, разрешительные и уведомительные процедуры поэтапно осуществляются полностью в электронной форме через информационную систему «Лицензия», за исключением документов разрешительного характера, выдаваемых субъектам внешнеэкономической деятельности с использованием таможенной информационной системы «Единое окно», а также процедур, содержащих государственную тайну и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;

заявления о выдаче лицензии и документов разрешительного характера, а также об уведомлении уполномоченного органа и документы, приложенные к ним, принимаются в электронной форме через Интернет посредством Единого портала интерактивных государственных услуг;

все виды лицензий и документов разрешительного характера, а также письма о принятии уведомлений и включении их в реестр оформляются путем проставления QR-кода (матричного штрихового кода), предоставляющего возможность онлайн-проверки достоверности данных документов, и отменяется порядок их выдачи на специальных бланках, за исключением документов, требующих оформления на специальных бумажных бланках в соответствии с международными договорами;

получение дополнительных документов или согласование с другими уполномоченными органами осуществляется основным уполномоченным органом самостоятельно, без участия субъекта предпринимательства, через информационную систему «Лицензия», в том числе путем подключения к интегрированной платформе, не требующей ответа, позволяющей получать информацию напрямую. В случае отсутствия ответа от других уполномоченных органов в установленные сроки дополнительные документы считаются полученными или согласованными с ними, при этом данные уполномоченные органы несут ответственность за все возможные последствия;

физические лица, выявившие факты ведения соответствующей деятельности без лицензии или без документа разрешительного характера либо без направления уведомления, связанные также с нарушением установленных требований и условий, а также случаи нарушения законодательства при рассмотрении уполномоченными органами заявлений, выдаче лицензий и документов разрешительного характера или отказе в их выдаче, а равно приостановлении их действия и сообщившие о них уполномоченным органам, поощряются денежным вознаграждением в размере 10 процентов от суммы взысканного штрафа при подтверждении правонарушения;

прекращение и аннулирование лицензий и документов разрешительного характера по инициативе уполномоченных органов осуществляются исключительно в судебном порядке, за исключением случаев неуплаты лицензиатом государственной пошлины за выдачу лицензии;

при обращении соискателя лицензии, имеющего лицензию на право осуществления вида деятельности в определенной сфере, с заявлением о выдаче лицензии на вид деятельности в этой же сфере, он представляет лицензирующему органу информацию, удовлетворяющую исключительно дополнительные лицензионные требования и условия;

при уведомлении уполномоченного органа о начале деятельности взимается сбор в размере до 50 процентов базовой расчетной величины, за исключением уведомлений о начале строительно-монтажных работ и розничной торговли алкогольной продукцией.

11. Принять к сведению, что информационная система «Лицензия» разрабатывается на основе открытого тендера с привлечением грантовых средств совместного проекта Агентства государственных услуг, Программы развития ООН и Европейского союза «Совершенствование предоставления государственных услуг и повышение уровня управления в сельских районах Узбекистана».

В связи с разработкой информационной системы «Лицензия» приостановить разработку государственными ведомствами и организациями всех электронных программ по осуществлению процедур лицензирования, выдачи разрешений и уведомления, а также контроля за их требованиями и условиями, при этом разработка данных программ может быть продолжена в соответствии с положительным заключением Министерства юстиции и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций.

Средства, предназначенные для программ, разработка которых приостанавливается, направить на создание ведомственной инфраструктуры и баз, необходимых для функционирования информационной системы «Лицензия».

12. Определить Агентство государственных услуг уполномоченным органом по ведению информационной системы «Лицензия» и уполномочить его осуществлять мониторинг соблюдения государственными органами и другими организациями процедур лицензирования, выдачи документов разрешительного характера и уведомления.

13. Работы по совершенствованию информационной системы «Лицензия», а также организации ее интеграции с ведомственными информационными системами государственных органов произвести за счет средств внебюджетного фонда Агентства государственных услуг и иных источников, не запрещенных законодательством.

Принять к сведению, что информационная система «Лицензия» является неотъемлемой частью системы «Электронное правительство», определить Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций органом, ответственным за ее техническую поддержку в дальнейшем.

Министерству юстиции в двухмесячный срок после полного запуска информационной системы «Лицензия» передать ее в установленном порядке в ведение Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций на безвозмездной основе.

14. Установить, что:

каждая лицензионная, разрешительная и уведомительная процедура пересматривается не реже одного раза в пять лет с оценкой целей, достигнутых в результате ее реализации, текущего состояния социально-экономического, инновационного и технологического развития, а также затрат субъектов предпринимательства;

если в проекте нормативно-правового акта предусматривается введение нового вида лицензируемой деятельности, документа разрешительного характера или порядка уведомления о начале деятельности, проведение оценки регуляторного воздействия данной процедуры является обязательным;

проект нормативно-правового акта, предусматривающий внедрение новых видов лицензий, документов разрешительного характера и порядка уведомления о начале деятельности, а также изменение форм их регулирования, вносится в Министерство юстиции исключительно при наличии положительных заключений Министерства экономического развития и сокращения бедности и Антимонопольного комитета, согласованных с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палатой.

15. Министерству юстиции, Министерству экономического развития и сокращения бедности, Государственному налоговому комитету и Торгово-промышленной палате для реализации второго этапа комплексного и системного реформирования лицензионных и разрешительных процедур с привлечением субъектов предпринимательства:

а) в трехмесячный срок путем объединения законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» внести в Кабинет Министров целостный проект закона, предусматривающий:

установление единого и прозрачного порядка прохождения лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур;

определение полномочий уполномоченных органов и организаций, оформляющих и согласовывающих лицензии и документы разрешительного характера, а также принимающих уведомления;

внедрение единой системы защиты прав и интересов физических и юридических лиц, вступающих во взаимоотношения с уполномоченными органами и организациями в процессе прохождения лицензионных и разрешительных процедур;

утверждение перечня лицензируемых видов деятельности, документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности, а также деятельности и действий, осуществляемых в порядке уведомления уполномоченного органа;

установление в актах законодательства лицензионных требований и условий путем отказа от практики оформления лицензионных договоров;

уточнение порядка осуществления филиалами и представительствами юридических лиц видов деятельности, требующих лицензирования, получения разрешения либо уведомления;

конкретное определение порядка отзыва лицензии и видов деятельности, подлежащих отзыву в соответствии с данным порядком;

осуществление контроля за состоянием соблюдения лицензионных и разрешительных требований и условий путем внедрения системы «риск-анализ»;

б) совместно с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Антимонопольным комитетом и уполномоченными органами в целях систематизации актов законодательства в сфере лицензирования и разрешительных процедур до 1 февраля 2021 года внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта о разработке и кодификации их паспортов.

16. Министерству юстиции внести в Кабинет Министров:

совместно с Генеральной прокуратурой в трехмесячный срок проект закона, устанавливающий ответственность юридических и физических лиц за занятие деятельностью, требующей получения лицензии или документа разрешительного характера либо обязательного уведомления, без получения лицензии или разрешения либо без направления уведомления, а также за представление уполномоченному органу ложной либо недостоверной информации о выполнении установленных требований для осуществления деятельности в порядке уведомления;

до 1 декабря 2020 года порядок поощрения физических лиц, выявивших и направивших в уполномоченные органы сообщения о соответствующих фактах правонарушений;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

17. В целях обеспечения эффективной и своевременной реализации мер, предусмотренных в настоящем Указе:

а) заместителю Премьер-министра Кучкарову Д. в связи с внедрением порядка уведомления вместо некоторых видов лицензионных и разрешительных процедур обеспечить утверждение положений об уведомительном порядке после принятия соответствующего закона;

б) Министерству юстиции (Давлетов):

утвердить график организации встреч с уполномоченными органами, в том числе посредством системы онлайн-видеосвязи;

на основе утвержденного графика разъяснять уполномоченным органам порядки, предусмотренные в настоящем Указе, и принципы функционирования информационной системы «Лицензия»;

оказывать уполномоченным органам практическую помощь в подготовке соответствующих проектов;

в) Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков):

совместно с Министерством юстиции принять меры для обеспечения интеграции с информационной системой «Лицензия» ведомственных информационных систем всех государственных органов, выдающих лицензии и документы разрешительного характера, принимающих участие в процессах согласования;

обеспечить бесперебойное функционирование информационной системы «Лицензия», при обнаружении Агентством государственных услуг сбоев и неисправностей в ее функционировании – обеспечить по заявке Агентства их устранение в течение трех дней;

г) уполномоченным органам:

в двухмесячный срок принять меры для подключения к информационной системе «Лицензия» и интеграции своих электронных систем, создания соответствующей инфраструктуры и формирования своих электронных баз;

своевременно и качественно разработать положения о порядке прохождения лицензионных и разрешительных процедур некоторых видов осуществляемой деятельности, а также порядке уведомления;

обеспечить в установленном порядке выдачу лицензий организациям, созданным решениями Президента Республики Узбекистан и правительства и занимающимся лицензируемой деятельностью, до принятия настоящего Указа, на основании их обращений;

д) Генеральной прокуратуре (Йулдошев):

совместно с Агентством по борьбе с коррупцией и Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства установить системный контроль за исполнением законодательства в сфере процедур лицензирования, выдачи документов разрешительного характера и уведомления;

анализировать причины и условия, повлекшие за собой автоматическую выдачу лицензий, документов разрешительного характера, в том числе положительных заключений при межведомственном согласовании вследствие несоблюдения установленных сроков, принять меры по предупреждению возникновения коррупционных проявлений;

е) Антимонопольному комитету (Шарипов) предупреждать ограничение конкуренции путем воспрепятствования доступу (ведению деятельности) новых хозяйствующих субъектов на рынки посредством необоснованного отказа или бездействия в процессе выдачи лицензий, документов разрешительного характера и уведомления, а также осуществлять контроль за обоснованностью формирования размеров сборов за разрешительные процедуры;

ж) Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Касимов) осуществлять контроль за проведением уполномоченными органами проверок деятельности субъектов, имеющих лицензию и разрешительные документы, в пределах требований лицензий и документов разрешительного характера;

з) Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана принять меры по широкому освещению среди населения мер, установленных в настоящем Указе, с привлечением средств массовой информации, отечественных и зарубежных экспертов, а также институтов гражданского общества.

18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

             Президент

Республики Узбекистан                                                                Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

24 августа 2020 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур

Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

В последние годы в республике осуществляются последовательные меры по кардинальному улучшению делового и инвестиционного климата, устранению излишних бюрократических барьеров, совершенствованию устаревших, не соответствующих современным требованиям процедур.

Работа, проведенная в данных направлениях, создала прочный фундамент для начала нового этапа либерализации и институционального реформирования системы лицензирования и выдачи разрешений.

В целях кардинального совершенствования лицензионных и разрешительных процедур, а также создания более широких условий для деятельности субъектов предпринимательства путем устранения бюрократических барьеров:

1. Согласиться с предложениями Министерства юстиции, Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Антимонопольного комитета и Торгово-промышленной палаты, предусматривающими:

на первом этапе (в 2020 году) – сокращение и перевод на альтернативные методы регулирования некоторых видов лицензий и документов разрешительного характера, не причиняющих ущерб здоровью граждан и обществу, упрощение процедур с целью минимизации истребования излишних документов и уменьшения затрат времени и средств субъектов предпринимательства, обеспечение прозрачности путем полной цифровизации процессов выдачи соответствующих документов;

на втором этапе (в 2020–2021 годах) – систематизацию актов законодательства в сфере лицензирования и выдачи разрешений, разработку паспортов оказания государственных услуг, коренное сокращение количества нормативно-правовых актов путем внедрения типовых административных регламентов выдачи некоторых видов лицензий и документов разрешительного характера.

2. Установить, что с 1 января 2021 года:

а) некоторые виды лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера:

отменяются согласно приложению № 1;

отменяются путем объединения согласно приложению № 2;

отменяются путем внедрения уведомительного порядка согласно приложению № 3;

б) сокращаются сроки оформления некоторых видов лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера согласно приложению № 4.

Лицензии или документы разрешительного характера, оформленные на деятельность (действие), в отношении которой внедрен уведомительный порядок, продолжают действовать, и для осуществления данной деятельности (действия) не требуется уведомление уполномоченного органа.

Органам, уполномоченным выдавать лицензии и документы разрешительного характера, а также принимать уведомления (далее – уполномоченные органы), до 1 января 2021 года провести инвентаризацию и обеспечить ведение реестра ранее оформленных лицензий и документов разрешительного характера на основе нового порядка.

3. Утвердить план мер, направленных на дальнейшее сокращение и упрощение процедур получения лицензий и документов разрешительного характера, согласно приложению № 5.

4. С 1 января 2021 года:

а) установить, что при лицензировании туристской деятельности сертификация услуг туроператоров является добровольной;

б) отменить:

требование наличия документов, подтверждающих согласие на обмен кредитной информацией с как минимум 10 коммерческими банками при лицензировании деятельности кредитных бюро;

практику оформления отдельной лицензии для филиалов юридических лиц путем внедрения практики указания адреса каждого филиала в основной лицензии при лицензировании деятельности по розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения юридическими лицами, имеющими лицензию на данную деятельность, при создании их филиалов, осуществляющих аналогичную деятельность;

порядок истребования получения от заявителя гарантийных писем органов государственной власти на местах при получении лицензии на право пользования участками недр.

5. Установить, что:

к деятельности, осуществляемой в порядке уведомления, относятся виды деятельности, не требующие принятия решения со стороны уполномоченного органа для начала деятельности или совершения действия, но осуществляемые путем принятия обязательств по соблюдению требований и условий, установленных в актах законодательства для обеспечения государственного регулирования, а также ведения учета субъектов, занимающихся соответствующей деятельностью;

физические и юридические лица подтверждают путем направления уведомления соответствие требованиям и условиям, определенным в актах законодательства для осуществления деятельности или действий, в отношении которых введен порядок уведомления. При этом в процессе представления документов посредством автоматизированной электронной системы проводится проверка на соответствие требованиям и условиям, определенным в актах законодательства, приоритетно без вмешательства человека;

перечни видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензия, документы разрешительного характера и уведомление уполномоченного органа, утверждаются законом, и после принятия соответствующего закона не допускается требование прохождения физическими и юридическими лицами административных процедур для осуществления деятельности или действий, не включенных в данные перечни.

6. Запретить уполномоченным органам осуществлять следующие действия:

отказывать в оказании государственных услуг по причине наличия задолженности у соискателя лицензии по обязательным платежам за поставку электрической энергии, природного газа, услуги водоснабжения и канализации, по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также исполнительным документам при выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий;

заменять лицензии и документы разрешительного характера на договоры, заключаемые между государственными органами и субъектами предпринимательства;

прямо или косвенно принуждать субъекты предпринимательства к пользованию другими видами платных услуг или получению документов разрешительного характера, не предусмотренных в лицензионных и разрешительных требованиях и условиях, в процессе рассмотрения заявлений о выдаче лицензий и документов разрешительного характера, выдачи данных документов, а также осуществления контрольных функций.

7. Продлить до 1 января 2021 года срок действия всех лицензий и документов разрешительного характера, срок действия которых истекает в 2020 году, и запретить привлечение к ответственности и применение других мер в связи с истечением их срока.

8. Отменить с 1 января 2021 года право на осуществление деятельности без получения соответствующей лицензии государственных унитарных предприятий и негосударственных организаций, занимающихся лицензируемыми видами деятельности, созданных решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров.

9. Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций до 1 января 2021 года обеспечить разработку и запуск информационной системы «Лицензия» со специальным мобильным приложением, охватывающей все процессы, связанные с процедурами лицензирования, выдачи разрешений и уведомления, имеющей возможность осуществления межведомственного электронного взаимодействия.

При этом принять во внимание, что информационная система «Лицензия» обладает следующими возможностями:

а) по прохождению лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур:

подача заявления о выдаче лицензии и документов разрешительного характера или продлении срока их действия и документов, приложенных к нему, получение электронных лицензий и документов разрешительного характера с проставленным QR-кодом (матричным штриховым кодом);

рассмотрение заявлений и принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий и документов разрешительного характера уполномоченными органами;

отправка уведомлений для извещения уполномоченного органа о начале или прекращении деятельности и получения подтверждений о принятии уведомления;

осуществление электронной оплаты государственной пошлины, сборов и всех видов платежей за рассмотрение заявления посредством Единой биллинговой системы;

принятие и рассмотрение заявлений о переоформлении, приостановлении действия и аннулировании лицензий и документов разрешительного характера;

б) по взаимодействию уполномоченных органов при осуществлении лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур:

самостоятельное получение из других уполномоченных органов дополнительных документов и информации, а также согласование с ними по принципу «одно окно» без участия субъекта предпринимательства;

ведение автоматизированных реестров выданных лицензий и документов разрешительного характера, а также субъектов предпринимательства, направивших уведомления;

проверка информации, связанной с лицензиями и документами разрешительного характера, а также уведомлениями через базы данных соответствующих ведомств в автоматическом режиме;

в) по проведению мониторинга выполнения требований и условий лицензий и документов разрешительного характера, а также уведомлений:

осуществление дистанционного контроля уполномоченными органами за соблюдением требований и условий лицензий и документов разрешительного характера, а также уведомлений;

наблюдение за рассмотрением обращений на каждом этапе оказания государственной услуги;

обращение уполномоченных органов в суд или другие ведомства в отношении действий, связанных с лицензиями или документами разрешительного характера, а также уведомлениями, в том числе по аннулированию и приостановлению;

внедрение общественного контроля за рассмотрением заявлений, решений о выдаче или отказе в выдаче, приостановлении действия лицензий и документов разрешительного характера, а также представления информации о занятии соответствующей деятельностью без лицензии или документа разрешительного характера либо без направления уведомления, а также фактах нарушения установленных требований и условий с прямым указанием места нарушения;

ведение автоматически формируемого рейтинга уполномоченных органов;

внедрение системы «риск-анализ» исходя из особенностей лицензий и документов разрешительного характера, выданных уполномоченными органами, а также деятельности, осуществляемой в порядке уведомления, с определением конкретных критериев контроля за деятельностью (действиями) физических и юридических лиц.

10. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года:

лицензионные, разрешительные и уведомительные процедуры поэтапно осуществляются полностью в электронной форме через информационную систему «Лицензия», за исключением документов разрешительного характера, выдаваемых субъектам внешнеэкономической деятельности с использованием таможенной информационной системы «Единое окно», а также процедур, содержащих государственную тайну и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;

заявления о выдаче лицензии и документов разрешительного характера, а также об уведомлении уполномоченного органа и документы, приложенные к ним, принимаются в электронной форме через Интернет посредством Единого портала интерактивных государственных услуг;

все виды лицензий и документов разрешительного характера, а также письма о принятии уведомлений и включении их в реестр оформляются путем проставления QR-кода (матричного штрихового кода), предоставляющего возможность онлайн-проверки достоверности данных документов, и отменяется порядок их выдачи на специальных бланках, за исключением документов, требующих оформления на специальных бумажных бланках в соответствии с международными договорами;

получение дополнительных документов или согласование с другими уполномоченными органами осуществляется основным уполномоченным органом самостоятельно, без участия субъекта предпринимательства, через информационную систему «Лицензия», в том числе путем подключения к интегрированной платформе, не требующей ответа, позволяющей получать информацию напрямую. В случае отсутствия ответа от других уполномоченных органов в установленные сроки дополнительные документы считаются полученными или согласованными с ними, при этом данные уполномоченные органы несут ответственность за все возможные последствия;

физические лица, выявившие факты ведения соответствующей деятельности без лицензии или без документа разрешительного характера либо без направления уведомления, связанные также с нарушением установленных требований и условий, а также случаи нарушения законодательства при рассмотрении уполномоченными органами заявлений, выдаче лицензий и документов разрешительного характера или отказе в их выдаче, а равно приостановлении их действия и сообщившие о них уполномоченным органам, поощряются денежным вознаграждением в размере 10 процентов от суммы взысканного штрафа при подтверждении правонарушения;

прекращение и аннулирование лицензий и документов разрешительного характера по инициативе уполномоченных органов осуществляются исключительно в судебном порядке, за исключением случаев неуплаты лицензиатом государственной пошлины за выдачу лицензии;

при обращении соискателя лицензии, имеющего лицензию на право осуществления вида деятельности в определенной сфере, с заявлением о выдаче лицензии на вид деятельности в этой же сфере, он представляет лицензирующему органу информацию, удовлетворяющую исключительно дополнительные лицензионные требования и условия;

при уведомлении уполномоченного органа о начале деятельности взимается сбор в размере до 50 процентов базовой расчетной величины, за исключением уведомлений о начале строительно-монтажных работ и розничной торговли алкогольной продукцией.

11. Принять к сведению, что информационная система «Лицензия» разрабатывается на основе открытого тендера с привлечением грантовых средств совместного проекта Агентства государственных услуг, Программы развития ООН и Европейского союза «Совершенствование предоставления государственных услуг и повышение уровня управления в сельских районах Узбекистана».

В связи с разработкой информационной системы «Лицензия» приостановить разработку государственными ведомствами и организациями всех электронных программ по осуществлению процедур лицензирования, выдачи разрешений и уведомления, а также контроля за их требованиями и условиями, при этом разработка данных программ может быть продолжена в соответствии с положительным заключением Министерства юстиции и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций.

Средства, предназначенные для программ, разработка которых приостанавливается, направить на создание ведомственной инфраструктуры и баз, необходимых для функционирования информационной системы «Лицензия».

12. Определить Агентство государственных услуг уполномоченным органом по ведению информационной системы «Лицензия» и уполномочить его осуществлять мониторинг соблюдения государственными органами и другими организациями процедур лицензирования, выдачи документов разрешительного характера и уведомления.

13. Работы по совершенствованию информационной системы «Лицензия», а также организации ее интеграции с ведомственными информационными системами государственных органов произвести за счет средств внебюджетного фонда Агентства государственных услуг и иных источников, не запрещенных законодательством.

Принять к сведению, что информационная система «Лицензия» является неотъемлемой частью системы «Электронное правительство», определить Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций органом, ответственным за ее техническую поддержку в дальнейшем.

Министерству юстиции в двухмесячный срок после полного запуска информационной системы «Лицензия» передать ее в установленном порядке в ведение Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций на безвозмездной основе.

14. Установить, что:

каждая лицензионная, разрешительная и уведомительная процедура пересматривается не реже одного раза в пять лет с оценкой целей, достигнутых в результате ее реализации, текущего состояния социально-экономического, инновационного и технологического развития, а также затрат субъектов предпринимательства;

если в проекте нормативно-правового акта предусматривается введение нового вида лицензируемой деятельности, документа разрешительного характера или порядка уведомления о начале деятельности, проведение оценки регуляторного воздействия данной процедуры является обязательным;

проект нормативно-правового акта, предусматривающий внедрение новых видов лицензий, документов разрешительного характера и порядка уведомления о начале деятельности, а также изменение форм их регулирования, вносится в Министерство юстиции исключительно при наличии положительных заключений Министерства экономического развития и сокращения бедности и Антимонопольного комитета, согласованных с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палатой.

15. Министерству юстиции, Министерству экономического развития и сокращения бедности, Государственному налоговому комитету и Торгово-промышленной палате для реализации второго этапа комплексного и системного реформирования лицензионных и разрешительных процедур с привлечением субъектов предпринимательства:

а) в трехмесячный срок путем объединения законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» внести в Кабинет Министров целостный проект закона, предусматривающий:

установление единого и прозрачного порядка прохождения лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур;

определение полномочий уполномоченных органов и организаций, оформляющих и согласовывающих лицензии и документы разрешительного характера, а также принимающих уведомления;

внедрение единой системы защиты прав и интересов физических и юридических лиц, вступающих во взаимоотношения с уполномоченными органами и организациями в процессе прохождения лицензионных и разрешительных процедур;

утверждение перечня лицензируемых видов деятельности, документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности, а также деятельности и действий, осуществляемых в порядке уведомления уполномоченного органа;

установление в актах законодательства лицензионных требований и условий путем отказа от практики оформления лицензионных договоров;

уточнение порядка осуществления филиалами и представительствами юридических лиц видов деятельности, требующих лицензирования, получения разрешения либо уведомления;

конкретное определение порядка отзыва лицензии и видов деятельности, подлежащих отзыву в соответствии с данным порядком;

осуществление контроля за состоянием соблюдения лицензионных и разрешительных требований и условий путем внедрения системы «риск-анализ»;

б) совместно с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Антимонопольным комитетом и уполномоченными органами в целях систематизации актов законодательства в сфере лицензирования и разрешительных процедур до 1 февраля 2021 года внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта о разработке и кодификации их паспортов.

16. Министерству юстиции внести в Кабинет Министров:

совместно с Генеральной прокуратурой в трехмесячный срок проект закона, устанавливающий ответственность юридических и физических лиц за занятие деятельностью, требующей получения лицензии или документа разрешительного характера либо обязательного уведомления, без получения лицензии или разрешения либо без направления уведомления, а также за представление уполномоченному органу ложной либо недостоверной информации о выполнении установленных требований для осуществления деятельности в порядке уведомления;

до 1 декабря 2020 года порядок поощрения физических лиц, выявивших и направивших в уполномоченные органы сообщения о соответствующих фактах правонарушений;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

17. В целях обеспечения эффективной и своевременной реализации мер, предусмотренных в настоящем Указе:

а) заместителю Премьер-министра Кучкарову Д. в связи с внедрением порядка уведомления вместо некоторых видов лицензионных и разрешительных процедур обеспечить утверждение положений об уведомительном порядке после принятия соответствующего закона;

б) Министерству юстиции (Давлетов):

утвердить график организации встреч с уполномоченными органами, в том числе посредством системы онлайн-видеосвязи;

на основе утвержденного графика разъяснять уполномоченным органам порядки, предусмотренные в настоящем Указе, и принципы функционирования информационной системы «Лицензия»;

оказывать уполномоченным органам практическую помощь в подготовке соответствующих проектов;

в) Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков):

совместно с Министерством юстиции принять меры для обеспечения интеграции с информационной системой «Лицензия» ведомственных информационных систем всех государственных органов, выдающих лицензии и документы разрешительного характера, принимающих участие в процессах согласования;

обеспечить бесперебойное функционирование информационной системы «Лицензия», при обнаружении Агентством государственных услуг сбоев и неисправностей в ее функционировании – обеспечить по заявке Агентства их устранение в течение трех дней;

г) уполномоченным органам:

в двухмесячный срок принять меры для подключения к информационной системе «Лицензия» и интеграции своих электронных систем, создания соответствующей инфраструктуры и формирования своих электронных баз;

своевременно и качественно разработать положения о порядке прохождения лицензионных и разрешительных процедур некоторых видов осуществляемой деятельности, а также порядке уведомления;

обеспечить в установленном порядке выдачу лицензий организациям, созданным решениями Президента Республики Узбекистан и правительства и занимающимся лицензируемой деятельностью, до принятия настоящего Указа, на основании их обращений;

д) Генеральной прокуратуре (Йулдошев):

совместно с Агентством по борьбе с коррупцией и Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства установить системный контроль за исполнением законодательства в сфере процедур лицензирования, выдачи документов разрешительного характера и уведомления;

анализировать причины и условия, повлекшие за собой автоматическую выдачу лицензий, документов разрешительного характера, в том числе положительных заключений при межведомственном согласовании вследствие несоблюдения установленных сроков, принять меры по предупреждению возникновения коррупционных проявлений;

е) Антимонопольному комитету (Шарипов) предупреждать ограничение конкуренции путем воспрепятствования доступу (ведению деятельности) новых хозяйствующих субъектов на рынки посредством необоснованного отказа или бездействия в процессе выдачи лицензий, документов разрешительного характера и уведомления, а также осуществлять контроль за обоснованностью формирования размеров сборов за разрешительные процедуры;

ж) Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Касимов) осуществлять контроль за проведением уполномоченными органами проверок деятельности субъектов, имеющих лицензию и разрешительные документы, в пределах требований лицензий и документов разрешительного характера;

з) Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана принять меры по широкому освещению среди населения мер, установленных в настоящем Указе, с привлечением средств массовой информации, отечественных и зарубежных экспертов, а также институтов гражданского общества.

18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

             Президент

Республики Узбекистан                                                                Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

24 августа 2020 года.