Постановление Президента Республики Узбекистан

Постановление

Президента Республики Узбекистан

В стране реализуются последовательные меры по поднятию на новый этап системы образования и воспитания, совершенствованию качества подготовки педагогических кадров на основе передовых международных стандартов, а также повышению уровня охвата высшим педагогическим образованием.

В частности, в целях своевременного удовлетворения потребности в высококвалифицированных специалистах, возникшей в результате расширения охвата дошкольным образованием, внедрения системы 11-летнего общего среднего образования и расширения масштаба подготовки кадров с высшим образованием в последние годы налажена деятельность 1 зарубежного и 4 отечественных высших образовательных учреждений, специализированных на подготовке педагогических кадров, а также организованы совместные образовательные программы с зарубежными государствами в данной сфере образования.

Вместе с тем результаты проведенного анализа обеспечения высококвалифицированными кадрами социальной сферы и отраслей экономики показывают, прежде всего, необходимость усиления внимания к качеству подготовки кадров для сферы образования, широкого внедрения передового зарубежного опыта в данную сферу, улучшения инфраструктуры педагогического образования.

В целях дальнейшего совершенствования сферы педагогического образования, обеспечения профессиональными педагогическими кадрами для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями и навыками применения педагогических технологий, вносящих достойный вклад в социально-экономическое развитие страны, внедрения передовых образовательных технологий в данную сферу, а также осуществления задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года:

1. Определить приоритетными направлениями развития сферы педагогического образования:

подготовку профессиональных педагогических кадров, прочно освоивших методы воспитания и обучения, информационно-коммуникационные технологии и иностранные языки, обладающих навыками применения современных педагогических технологий в образовательном процессе;

выявление молодежи, проявляющей повышенный интерес к педагогической профессии, а также внедрение непрерывной системы ее целевой подготовки и воспитания;

совершенствование учебных планов и программ по направлениям образования и специальностям сферы педагогического образования на основе передового зарубежного опыта, создание и внедрение в практику инновационных учебно-нормативных и образовательных ресурсов;

улучшение качества образования, подготовку конкурентоспособных кадров, эффективную организацию научной и инновационной деятельности путем обеспечения в сфере тесной взаимосвязи образования, науки и производства;

регулярное изучение запросов и требований заказчиков педагогических кадров, развитие взаимного сотрудничества с ними, а также определение и реализацию научно обоснованных перспективных планов подготовки педагогических кадров;

создание дополнительных условий для непрерывного развития профессионального мастерства педагогических кадров в результате внедрения цифровых технологий в высшее педагогическое образование и обеспечения прочной интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий;

системное развитие и совершенствование управленческой деятельности в высших образовательных учреждениях по подготовке педагогических кадров;

улучшение инфраструктуры и дальнейшее расширение международного сотрудничества в сфере педагогического образования;

повышение эффективности процессов формирования современных педагогических кадров, обладающих высокой культурой, практическими профессиональными навыками, прочно освоивших методы воспитания и обучения, критерии оценки.

2. Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования и Государственной инспекции по контролю за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан о подготовке кадров по некоторым направлениям сферы педагогического образования в рамках образовательных программ бакалавриата со сроком обучения 3 года в целях оптимизации процесса подготовки специалистов-педагогов с высшим образованием, принимая во внимание объем учебных программ.

3. Утвердить Перечень некоторых направлений образования бакалавриата сферы педагогического образования, подготовка кадров в которых начиная с 2020/2021 учебного года осуществляется на основе образовательных программ бакалавриата со сроком обучения 3 года, согласно приложению.

4. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования Республики Узбекистан в целях обеспечения всех образовательных учреждений профессиональными педагогическими кадрами, способными воспитать самостоятельно мыслящую молодежь, обладающую современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами:

в срок до 1 апреля 2020 года разработать предложения по механизмам определения уровня склонности абитуриентов к педагогической профессии при приеме на учебу на направления образования бакалавриата сферы педагогического образования, а также обеспечить проведение их широкого общественного обсуждения посредством Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, средств массовой информации и всемирной информационной сети Интернет;

в срок до 20 апреля 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан обоснованные предложения о результатах обсуждения механизмов определения уровня склонности абитуриентов к педагогической профессии.

5. В целях улучшения инфраструктуры педагогического образования в регионах, системного развития и совершенствования управленческой деятельности высших образовательных учреждений по подготовке специалистов для сферы образования создать:

Педагогический институт Самаркандского государственного университета на базе направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Самаркандского государственного университета;

Педагогический институт Андижанского государственного университета на базе направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Андижанского государственного университета;

Педагогический институт Бухарского государственного университета на базе направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Бухарского государственного университета;

Педагогический институт Термезского государственного университета на базе Термезского филиала Ташкентского государственного педагогического университета, а также направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Термезского государственного университета;

Педагогический институт Каршинского государственного университета на базе Шахрисабзского филиала Ташкентского государственного педагогического университета, а также направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Каршинского государственного университета.

6. Установить, что педагогические институты, образование которых предусмотрено пунктом 5 настоящего постановления:

финансируются в рамках средств, выделяемых Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на 2020 год как распределителю бюджетных средств первого уровня республиканского бюджета Республики Узбекистан, недостающая часть – за счет собственных средств высших образовательных учреждений;

по статусу приравниваются к филиалу отечественного высшего образовательного учреждения.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять правительственные решения:

в двухмесячный срок по организации деятельности педагогических институтов, предусмотренных пунктом 5 настоящего постановления;

в трехмесячный срок по кардинальному совершенствованию деятельности Кокандского государственного педагогического института и Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области.

8. Предоставить Ташкентскому государственному педагогическому университету право присвоения научных званий доцента и профессора по специализациям педагогики и методики преподавания высококвалифицированным работникам, ведущим непрерывную научно-педагогическую деятельность, обладающим глубокими профессиональными знаниями и достижениями в соответствующей сфере.

9. Начиная с 2020/2021 учебного года:

а) внедрить следующие механизмы:

формирования целевых параметров приема по регионам с высокой потребностью в педагогических кадрах с высшим образованием в сферах народного образования и дошкольного образования в рамках показателей приема на учебу на основе государственного гранта параметров государственного заказа с условием пятилетней отработки в соответствующем регионе;

формирования целевых параметров приема по регионам с высокой потребностью в профессиональных педагогических кадрах в сфере высшего образования в рамках показателей приема на учебу на основе государственного гранта параметров государственного заказа в магистратуру высших образовательных учреждений, обладающих высоким потенциалом, с условием пятилетней отработки в высшем образовательном учреждении соответствующего региона;

б) Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, а также Академии наук Республики Узбекистан в срок до 1 декабря соответствующего года приема обеспечить оформление со студентами, принятыми на учебу по целевым параметрам, договоров, отображающих обязательства, предусмотренные в подпункте «а» данного пункта;

в) организовать на первоначальном этапе учебный процесс в Ташкентском государственном педагогическом университете на основе кредитно-модульной системы образования с совершенствованием при этом учебных планов и программ;

г) внедрить порядок сдачи наряду с профессиональными (творческими) экзаменами тестовых испытаний по трем обязательным предметам – родному языку (узбекскому, русскому или каракалпакскому языкам), математике и истории Узбекистана для приема на учебу по требующим специальных навыков направлениям образования бакалавриата сферы педагогического образования, принимая во внимание важное значение общеобразовательных предметов в педагогической деятельности. При этом установить проведение тестовых испытаний по трем обязательным предметам, как правило, после объявления результатов профессиональных (творческих) экзаменов.

10. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о создании Республиканского педагогического образовательного ресурсного центра на базе Республиканской научно-педагогической библиотеки при Ташкентском государственном педагогическом университете в целях совершенствования деятельности и улучшения ее материально-технической базы;

совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан на основе предложений высших образовательных учреждений, начиная с 2020/2021 учебного года, наладить систему получения базовой и дополнительной специальностей (квалификаций) по направлениям образования бакалавриата, учебные программы которых близки по содержанию, в целях полноценного обеспечения общеобразовательных средних школ педагогическими кадрами с высшим образованием.

11. Министерству народного образования совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан обеспечить создание всех необходимых условий для преподавания студентами в период прохождения ими педагогической практики.

12. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

13. Установить следующий порядок исполнения настоящего постановления:

министру высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Маджидову И.У. – принять необходимые меры по налаживанию деятельности создаваемых педагогических институтов, обеспечить налаживание учебного процесса по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры сферы педагогического образования всех высших образовательных учреждений на основе кредитно-модульной системы образования, а также внедрение системы получения базовой и дополнительной специальностей (квалификаций) по направлениям образования бакалавриата, учебные программы которых близки по содержанию, оказать методическую и практическую помощь ответственным министерствам и ведомствам в реализации задач, определенных в настоящем постановлении;

хокиму Андижанской области Абдурахмонову Ш.К., хокиму Бухарской области Барноеву У.И., хокиму Кашкадарьинской области Мирзаеву З.Т., хокиму Самаркандской области Турдимову Э.О., хокиму Сурхандарьинской области Боболову Т.А.оказать всестороннее содействие в полноценном налаживании деятельности педагогических институтов, создаваемых в регионах;

руководителям ответственных министерств и ведомств – принять необходимые меры по своевременному, качественному и полноценному выполнению мероприятий, предусмотренных в настоящем постановлении;

генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К., исполняющему обязанности председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А.Д. – организовать статьи, брифинги, пресс-конференции, тематические передачи по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

           Президент

Республики Узбекистан                                       Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

27 февраля 2020 года

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по дальнейшему развитию сферы педагогического образования

Постановление Президента Республики Узбекистан

Постановление

Президента Республики Узбекистан

В стране реализуются последовательные меры по поднятию на новый этап системы образования и воспитания, совершенствованию качества подготовки педагогических кадров на основе передовых международных стандартов, а также повышению уровня охвата высшим педагогическим образованием.

В частности, в целях своевременного удовлетворения потребности в высококвалифицированных специалистах, возникшей в результате расширения охвата дошкольным образованием, внедрения системы 11-летнего общего среднего образования и расширения масштаба подготовки кадров с высшим образованием в последние годы налажена деятельность 1 зарубежного и 4 отечественных высших образовательных учреждений, специализированных на подготовке педагогических кадров, а также организованы совместные образовательные программы с зарубежными государствами в данной сфере образования.

Вместе с тем результаты проведенного анализа обеспечения высококвалифицированными кадрами социальной сферы и отраслей экономики показывают, прежде всего, необходимость усиления внимания к качеству подготовки кадров для сферы образования, широкого внедрения передового зарубежного опыта в данную сферу, улучшения инфраструктуры педагогического образования.

В целях дальнейшего совершенствования сферы педагогического образования, обеспечения профессиональными педагогическими кадрами для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями и навыками применения педагогических технологий, вносящих достойный вклад в социально-экономическое развитие страны, внедрения передовых образовательных технологий в данную сферу, а также осуществления задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года:

1. Определить приоритетными направлениями развития сферы педагогического образования:

подготовку профессиональных педагогических кадров, прочно освоивших методы воспитания и обучения, информационно-коммуникационные технологии и иностранные языки, обладающих навыками применения современных педагогических технологий в образовательном процессе;

выявление молодежи, проявляющей повышенный интерес к педагогической профессии, а также внедрение непрерывной системы ее целевой подготовки и воспитания;

совершенствование учебных планов и программ по направлениям образования и специальностям сферы педагогического образования на основе передового зарубежного опыта, создание и внедрение в практику инновационных учебно-нормативных и образовательных ресурсов;

улучшение качества образования, подготовку конкурентоспособных кадров, эффективную организацию научной и инновационной деятельности путем обеспечения в сфере тесной взаимосвязи образования, науки и производства;

регулярное изучение запросов и требований заказчиков педагогических кадров, развитие взаимного сотрудничества с ними, а также определение и реализацию научно обоснованных перспективных планов подготовки педагогических кадров;

создание дополнительных условий для непрерывного развития профессионального мастерства педагогических кадров в результате внедрения цифровых технологий в высшее педагогическое образование и обеспечения прочной интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий;

системное развитие и совершенствование управленческой деятельности в высших образовательных учреждениях по подготовке педагогических кадров;

улучшение инфраструктуры и дальнейшее расширение международного сотрудничества в сфере педагогического образования;

повышение эффективности процессов формирования современных педагогических кадров, обладающих высокой культурой, практическими профессиональными навыками, прочно освоивших методы воспитания и обучения, критерии оценки.

2. Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования и Государственной инспекции по контролю за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан о подготовке кадров по некоторым направлениям сферы педагогического образования в рамках образовательных программ бакалавриата со сроком обучения 3 года в целях оптимизации процесса подготовки специалистов-педагогов с высшим образованием, принимая во внимание объем учебных программ.

3. Утвердить Перечень некоторых направлений образования бакалавриата сферы педагогического образования, подготовка кадров в которых начиная с 2020/2021 учебного года осуществляется на основе образовательных программ бакалавриата со сроком обучения 3 года, согласно приложению.

4. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования Республики Узбекистан в целях обеспечения всех образовательных учреждений профессиональными педагогическими кадрами, способными воспитать самостоятельно мыслящую молодежь, обладающую современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами:

в срок до 1 апреля 2020 года разработать предложения по механизмам определения уровня склонности абитуриентов к педагогической профессии при приеме на учебу на направления образования бакалавриата сферы педагогического образования, а также обеспечить проведение их широкого общественного обсуждения посредством Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, средств массовой информации и всемирной информационной сети Интернет;

в срок до 20 апреля 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан обоснованные предложения о результатах обсуждения механизмов определения уровня склонности абитуриентов к педагогической профессии.

5. В целях улучшения инфраструктуры педагогического образования в регионах, системного развития и совершенствования управленческой деятельности высших образовательных учреждений по подготовке специалистов для сферы образования создать:

Педагогический институт Самаркандского государственного университета на базе направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Самаркандского государственного университета;

Педагогический институт Андижанского государственного университета на базе направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Андижанского государственного университета;

Педагогический институт Бухарского государственного университета на базе направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Бухарского государственного университета;

Педагогический институт Термезского государственного университета на базе Термезского филиала Ташкентского государственного педагогического университета, а также направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Термезского государственного университета;

Педагогический институт Каршинского государственного университета на базе Шахрисабзского филиала Ташкентского государственного педагогического университета, а также направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Каршинского государственного университета.

6. Установить, что педагогические институты, образование которых предусмотрено пунктом 5 настоящего постановления:

финансируются в рамках средств, выделяемых Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на 2020 год как распределителю бюджетных средств первого уровня республиканского бюджета Республики Узбекистан, недостающая часть – за счет собственных средств высших образовательных учреждений;

по статусу приравниваются к филиалу отечественного высшего образовательного учреждения.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять правительственные решения:

в двухмесячный срок по организации деятельности педагогических институтов, предусмотренных пунктом 5 настоящего постановления;

в трехмесячный срок по кардинальному совершенствованию деятельности Кокандского государственного педагогического института и Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области.

8. Предоставить Ташкентскому государственному педагогическому университету право присвоения научных званий доцента и профессора по специализациям педагогики и методики преподавания высококвалифицированным работникам, ведущим непрерывную научно-педагогическую деятельность, обладающим глубокими профессиональными знаниями и достижениями в соответствующей сфере.

9. Начиная с 2020/2021 учебного года:

а) внедрить следующие механизмы:

формирования целевых параметров приема по регионам с высокой потребностью в педагогических кадрах с высшим образованием в сферах народного образования и дошкольного образования в рамках показателей приема на учебу на основе государственного гранта параметров государственного заказа с условием пятилетней отработки в соответствующем регионе;

формирования целевых параметров приема по регионам с высокой потребностью в профессиональных педагогических кадрах в сфере высшего образования в рамках показателей приема на учебу на основе государственного гранта параметров государственного заказа в магистратуру высших образовательных учреждений, обладающих высоким потенциалом, с условием пятилетней отработки в высшем образовательном учреждении соответствующего региона;

б) Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, а также Академии наук Республики Узбекистан в срок до 1 декабря соответствующего года приема обеспечить оформление со студентами, принятыми на учебу по целевым параметрам, договоров, отображающих обязательства, предусмотренные в подпункте «а» данного пункта;

в) организовать на первоначальном этапе учебный процесс в Ташкентском государственном педагогическом университете на основе кредитно-модульной системы образования с совершенствованием при этом учебных планов и программ;

г) внедрить порядок сдачи наряду с профессиональными (творческими) экзаменами тестовых испытаний по трем обязательным предметам – родному языку (узбекскому, русскому или каракалпакскому языкам), математике и истории Узбекистана для приема на учебу по требующим специальных навыков направлениям образования бакалавриата сферы педагогического образования, принимая во внимание важное значение общеобразовательных предметов в педагогической деятельности. При этом установить проведение тестовых испытаний по трем обязательным предметам, как правило, после объявления результатов профессиональных (творческих) экзаменов.

10. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о создании Республиканского педагогического образовательного ресурсного центра на базе Республиканской научно-педагогической библиотеки при Ташкентском государственном педагогическом университете в целях совершенствования деятельности и улучшения ее материально-технической базы;

совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан на основе предложений высших образовательных учреждений, начиная с 2020/2021 учебного года, наладить систему получения базовой и дополнительной специальностей (квалификаций) по направлениям образования бакалавриата, учебные программы которых близки по содержанию, в целях полноценного обеспечения общеобразовательных средних школ педагогическими кадрами с высшим образованием.

11. Министерству народного образования совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан обеспечить создание всех необходимых условий для преподавания студентами в период прохождения ими педагогической практики.

12. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

13. Установить следующий порядок исполнения настоящего постановления:

министру высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Маджидову И.У. – принять необходимые меры по налаживанию деятельности создаваемых педагогических институтов, обеспечить налаживание учебного процесса по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры сферы педагогического образования всех высших образовательных учреждений на основе кредитно-модульной системы образования, а также внедрение системы получения базовой и дополнительной специальностей (квалификаций) по направлениям образования бакалавриата, учебные программы которых близки по содержанию, оказать методическую и практическую помощь ответственным министерствам и ведомствам в реализации задач, определенных в настоящем постановлении;

хокиму Андижанской области Абдурахмонову Ш.К., хокиму Бухарской области Барноеву У.И., хокиму Кашкадарьинской области Мирзаеву З.Т., хокиму Самаркандской области Турдимову Э.О., хокиму Сурхандарьинской области Боболову Т.А.оказать всестороннее содействие в полноценном налаживании деятельности педагогических институтов, создаваемых в регионах;

руководителям ответственных министерств и ведомств – принять необходимые меры по своевременному, качественному и полноценному выполнению мероприятий, предусмотренных в настоящем постановлении;

генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К., исполняющему обязанности председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А.Д. – организовать статьи, брифинги, пресс-конференции, тематические передачи по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

           Президент

Республики Узбекистан                                       Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

27 февраля 2020 года