Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях определения приоритетных направлений развития биотехнологий и совершенствования системы обеспечения биологической безопасности страны, обеспечения интеграции науки, образования и производства в данных сферах, развития экономики и социальной сферы на основе передовых биотехнологий, а также последовательной реализации задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»:

1. Утвердить:

Программу комплексных мер по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны в 2020–2024 годах согласно приложению № 1;

Программу реализации приоритетных научно-исследовательских работ, проводимых в сфере биотехнологий в 2020–2024 годах, согласно приложению № 2.

2. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) совместно с Академией наук (Юлдашев Б.С.), Министерством высшего и среднего специального образования (Маджидов И.У.), Министерством здравоохранения (Хаджибаев А.М.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Целевые показатели развития научно-исследовательских и инновационных работ в сфере биотехнологий в 2021–2024 годах для утверждения Республиканским советом по науке и технологиям.

3. Образовать Совет по биологической безопасности при Кабинете Министров (далее – Совет) и определить его основными задачами:

организацию реализации единой государственной политики в сфере обеспечения биологической безопасности страны;

подготовку, экспертную оценку и рассмотрение рекомендаций и предложений, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, предупреждение биологических рисков, создание и развитие системы мониторинга биологической опасности;

разработку действенных мер по практической реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности страны;

обеспечение взаимодействия министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, научно-исследовательских и образовательных учреждений, институтов гражданского общества по выполнению целевых задач обеспечения биологической безопасности страны;

обеспечение реализации положений Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении;

проведение обсуждений актуальных вопросов и проблем, возникающих во время принятия мер, имеющих важное государственное значение, и по обеспечению биологической безопасности страны, в том числе среди общественности.

4. Определить, что:

Совет является консультативным органом при Кабинете Министров и создается в целях обеспечения взаимодействия государственных органов, научных, негосударственных некоммерческих и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной политики в области биологической безопасности страны;

Совет ведет свою деятельность в форме заседаний. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в полгода.

5. Утвердить:

состав Совета по биологической безопасности при Кабинете Министров согласно приложению № 3;

Положение о Совете по биологической безопасности при Кабинете Министров согласно приложению № 4.

6. Поддержать деятельность Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток (далее – Институт), направленную на развитие фармацевтических биотехнологий и вакцинно-сывороточного дела в республике, создание отечественных иммунобиологических препаратов, определить его основными задачами в данном направлении:

проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по иммунобиологическим препаратам (вакцинам, сывороткам, тест-диагностикумам и другим) и внедрение их на практике;

научно-техническое и методическое обеспечение мер, направленных на совершенствование системы биологической безопасности страны;

создание профилактических, диагностических, лекарственных средств и препаратов против инфекционных заболеваний по вакцинно-сывороточному делу и совершенствование технологий их производства;

принятие участия в реализации научных проектов в сфере биотехнологий, иммунологии и микробиологии в рамках государственных программ научной деятельности.

7. Утвердить:

Программу по совершенствованию деятельности Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток согласно приложению № 5;

структуру Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток согласно приложению № 6.

8. В целях эффективной организации деятельности Института:

а) Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.):

в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров программу научно-исследовательских работ и целевые показатели Института до 2025 года для утверждения Республиканским советом по науке и технологиям;

совместно с Министерством инновационного развития (Турдикулова Ш.У.) и Академией наук (Юлдашев Б.С.) в срок до 1 апреля 2021 года принять меры по укомплектованию Института высококвалифицированными научными работниками и специалистами;

информировать Кабинет Министров об эффективности организации деятельности Института 1 июля 2021 года и 1 января 2022 года;

б) Агентству по развитию фармацевтической отрасли (далее – Агентство) (Кариев С.Х.) принять меры по оснащению Института современным лабораторным оборудованием и инвентарем, оргтехникой, компьютерами и другими материально-техническими средствами;

в) Агентству по управлению государственными активами (Бекенов С.Х.), хокимияту города Ташкента (Артикходжаев Ж.А.), Агентству (Кариев С.Х.), Академии наук (Юлдашев Б.С.) и Министерству инновационного развития (Турдикулова Ш.У.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по обеспечению Института зданиями и сооружениями;

г) Кабинету Министров (Мусаев Б.А., Умаров О.М.) координировать эффективную организацию деятельности Института.

9. Установить, что:

начиная с 1 января 2021 года финансирование расходов на оплату труда работников, содержание зданий и сооружений, а также покрытие текущих расходов Института производится за счет средств Государственного бюджета;

на работников Института распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей научно-исследовательских учреждений Академии наук;

Агентство, исходя из производственной необходимости, вправе укомплектовывать опытно-производственные подразделения (штатные единицы) Института за счет средств Фонда поддержки и развития фармацевтической отрасли, а также иных источников, не запрещенных законодательством, либо путем применения механизмов аутсорсинга и государственно-частного партнерства.

10. Одобрить предложения Агентства, Министерства здравоохранения и Министерства инвестиций и внешней торговли, предусматривающие на территории инновационного научно-производственного фармацевтического кластера «Tashkent Pharma Park»:

реализацию проекта «Ввод в эксплуатацию площадки для производства вакцин» (далее – проект);

создание при Институте опытно-испытательной лаборатории, соответствующей международным стандартам уровня безопасности BSL-3 (далее – лаборатория «BSL-3»).

Определить, что:

Агентство является исполнительным органом, ответственным за эффективную реализацию проекта и создание лаборатории «BSL-3»;

Министерство инвестиций и внешней торговли осуществляет общую координацию реализации проекта и создания лаборатории «BSL-3».

Агентству (Кариев С.Х.) совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли (Вафаев Ш.А.) в двухмесячный срок обеспечить разработку концепции и технико-экономического обоснования реализации проекта и создания лаборатории «BSL-3» с привлечением ведущих проектных институтов, инжиниринговых компаний и определением источников их финансирования.

11. Определить источниками финансирования деятельности Института:

средства, выделяемые из Государственного бюджета;

средства, выделяемые по результатам конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития в рамках государственных программ научной деятельности;

средства, полученные от исполнения хозяйственных договоров
по направлениям, соответствующим деятельности Института;

благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

гранты международных финансовых институтов и зарубежных организаций;

иные источники, не запрещенные законодательством.

12. Одобрить предложения Министерства инновационного развития и Академии наук о создании:

совместно с Университетом Копенгагена (Дания) современной фудомикс-лаборатории, научной лаборатории клеточных технологий и Национальной лаборатории «Big Data» по анализу информации большого объема, генерируемой в сферах биотехнологии, биологии, биомедицины и химии, – в Центре передовых технологий при Министерстве инновационного развития (далее – Центр передовых технологий);

научной лаборатории фитовирусологии в Институте микробиологии Академии наук.

Определить источниками финансирования создания данных биотехнологических лабораторий средства Фонда поддержи инновационного развития и новаторских идей, средства, выделенные на государственные программы научной деятельности, кредиты и гранты международных финансовых институтов, организаций и стран-доноров, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) до конца 2021 года обеспечить ввод в эксплуатацию данных биотехнологических лабораторий.

13. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) выделить в 2021–2022 годах Фонду поддержки инновационного развития и новаторских идей средства в размере до 20 миллиардов сумов за счет средств, выделяемых на государственные программы научной деятельности, для финансирования:

реализации стартап-проектов в сфере биотехнологий;

создания и развития опытно-промышленных биотехнологических производств с условием софинансирования до 50 процентов;

приобретения научного и лабораторного оборудования в целях развития биотехнологий;

внедрения в сферу современных технологий, инновационных идей и разработок;

направления молодых специалистов за рубеж на научные стажировки, а также привлечения зарубежных специалистов
и консультантов.

14. Установить с 1 декабря 2020 года порядок, в соответствии
с которым:

а) за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности предоставляется:

поручительство по кредитам коммерческих банков, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере биотехнологий, в размере до 50 процентов (50 процентов включительно) суммы кредита, не превышающей 8 миллиардов сумов;

компенсация на возмещение процентных расходов по кредитам коммерческих банков, сумма которых не превышает 10 миллиардов сумов, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере биотехнологий в размере:

превышающем в 1,5 раза основную ставку Центрального банка, но не более чем на 5 процентных пунктов – по кредитам в национальной валюте;

30 процентов ставки, установленной коммерческими банками,
но не более 4 процентных пунктов – по кредитам в иностранной валюте;

б) зарубежным научным организациям, внесшим прямые инвестиции в Республику Узбекистан в размере не менее 3 миллионов долларов США для проведения научных исследований и осуществления инновационной деятельности в сфере биотехнологий, предоставляются целевые гранты в размере до 10 миллиардов сумов на проведение научных исследований за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета для государственных программ научной деятельности.

При этом:

целевые гранты на государственные программы научной деятельности предоставляются после полного освоения вложенных инвестиционных средств;

право на объекты интеллектуальной собственности, приобретенное субъектами научной деятельности за счет средств Государственного бюджета, принадлежит государству в лице государственных научных, высших образовательных и других государственных учреждений, если иное не предусмотрено договорами, заключенными с авторами объектов интеллектуальной собственности.

15. Внедрить практику, в соответствии с которой:

Центр передовых технологий ежегодно в срок до 1 декабря вносит в Совет по тарифному и нетарифному регулированию обоснованные предложения о снижении таможенных пошлин, взимаемых при ввозе субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность, не производимых в Республике Узбекистан сырья, реактивов, комплектующих, деталей, узлов, технологических документов, программного обеспечения для производства биотехнологической продукции;

Совет по тарифному и нетарифному регулированию (Умурзаков С.У.) на основе представленных предложений рассматривает вопросы снижения таможенных пошлин и выносит соответствующее решение в установленном порядке.

16. Принять к сведению, что Республика Узбекистан присоединилась к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 года).

В целях реализации положений Картахенского протокола Министерству инновационного развития (Турдикулова Ш.У.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по поэтапному внедрению маркировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции, содержащей генетически модифицированные организмы, пестициды, пищевые добавки и красители, предусматривающий в том числе:

проведение аккредитации лабораторий Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, функционирующих в регионах;

создание в научных организациях в системе Министерства сельского хозяйства, Государственном комитете ветеринарии и развития животноводства и ГУП «Центр по оказанию услуг в агропромышленном комплексе» при Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом лабораторий для выявления (исходя из реальных потребностей) генетически модифицированных организмов в составе сырья, кормов, посадочного материала для продовольственной продукции и растениеводства за счет собственных средств.

17. Министерству сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:

пересмотреть и утвердить перечень разрешенных в соответствии с Международной конвенцией по карантину и защите растений и другими соответствующими международными стандартами пестицидов и ядовитых химических веществ, а также нормы использования минеральных удобрений;

разработать и внести в Кабинет Министров комплекс мер
по увеличению объема потребления биотехнологической продукции, поэтапному переходу от использования химических удобрений, пестицидов, других ядовитых химических веществ к биопрепаратам в сельском хозяйстве.

Установить, что начиная с 1 марта 2021 года субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, производящие либо ввозящие на территорию Республики Узбекистан пестициды, гербициды и другие ядовитые химические вещества, обеспечивают внесение в установленном порядке стандартных образцов данных веществ в Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, дефолиантов и регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве Республики Узбекистан, а также их реализацию вместе с данными стандартными образцами.

18. Совету (Арипов А.Н.) в месячный срок обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров проекта правительственного решения, предусматривающего:

создание независимой системы мониторинга биологических опасностей;

создание автоматизированного информационно-аналитического и прогнозного моделирующего комплекса в рамках национальной системы обеспечения биологической безопасности;

разработку единых критериев и методической базы определения и категорирования уровня биологического риска объектов, территорий и природных явлений.

19. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.) совместно с ответственными министерствами и ведомствами в срок до 1 марта 2021 года завершить разработку проекта закона «О биологической безопасности Республики Узбекистан» с учетом положений настоящего постановления, предусмотрев в нем следующие правовые механизмы:

обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности,
в том числе создание и функционирование национальной системы оценки опасности генетически модифицированных организмов;

оперативного финансирования целевых разработок, направленных на решение проблем, связанных с возникшими биологическими рисками.

20. Совету (Арипов А.Н.) совместно с секретарем Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан Махмудовым В.В. в недельный срок утвердить и организовать исполнение плана мер по обеспечению эффективной реализации задач и мероприятий, определенных настоящим постановлением, на 2021 год, в перспективе – ежегодно в срок до 1 декабря обеспечивать разработку и реализацию аналогичных планов мер на последующий год.

21. Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.А.) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана (Кучимов А.К.) и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (Хаджаев А.Д.) организовать выступления и тематические телепередачи о сути и значении настоящего постановления в средствах массовой информации.

22. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) и Министерству здравоохранения (Юсупалиев Б.К.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

23. Возложить на министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. и министра здравоохранения Хаджибаева А.М. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

Информировать Президента Республики Узбекистан о результативности осуществляемых мер по итогам каждого квартала.

             Президент

   Республики Узбекистан                             Ш. МИРЗИЁЕВ            

Город Ташкент,

25 ноября 2020 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О комплексных мерах по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях определения приоритетных направлений развития биотехнологий и совершенствования системы обеспечения биологической безопасности страны, обеспечения интеграции науки, образования и производства в данных сферах, развития экономики и социальной сферы на основе передовых биотехнологий, а также последовательной реализации задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»:

1. Утвердить:

Программу комплексных мер по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны в 2020–2024 годах согласно приложению № 1;

Программу реализации приоритетных научно-исследовательских работ, проводимых в сфере биотехнологий в 2020–2024 годах, согласно приложению № 2.

2. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) совместно с Академией наук (Юлдашев Б.С.), Министерством высшего и среднего специального образования (Маджидов И.У.), Министерством здравоохранения (Хаджибаев А.М.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Целевые показатели развития научно-исследовательских и инновационных работ в сфере биотехнологий в 2021–2024 годах для утверждения Республиканским советом по науке и технологиям.

3. Образовать Совет по биологической безопасности при Кабинете Министров (далее – Совет) и определить его основными задачами:

организацию реализации единой государственной политики в сфере обеспечения биологической безопасности страны;

подготовку, экспертную оценку и рассмотрение рекомендаций и предложений, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, предупреждение биологических рисков, создание и развитие системы мониторинга биологической опасности;

разработку действенных мер по практической реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности страны;

обеспечение взаимодействия министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, научно-исследовательских и образовательных учреждений, институтов гражданского общества по выполнению целевых задач обеспечения биологической безопасности страны;

обеспечение реализации положений Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении;

проведение обсуждений актуальных вопросов и проблем, возникающих во время принятия мер, имеющих важное государственное значение, и по обеспечению биологической безопасности страны, в том числе среди общественности.

4. Определить, что:

Совет является консультативным органом при Кабинете Министров и создается в целях обеспечения взаимодействия государственных органов, научных, негосударственных некоммерческих и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной политики в области биологической безопасности страны;

Совет ведет свою деятельность в форме заседаний. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в полгода.

5. Утвердить:

состав Совета по биологической безопасности при Кабинете Министров согласно приложению № 3;

Положение о Совете по биологической безопасности при Кабинете Министров согласно приложению № 4.

6. Поддержать деятельность Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток (далее – Институт), направленную на развитие фармацевтических биотехнологий и вакцинно-сывороточного дела в республике, создание отечественных иммунобиологических препаратов, определить его основными задачами в данном направлении:

проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по иммунобиологическим препаратам (вакцинам, сывороткам, тест-диагностикумам и другим) и внедрение их на практике;

научно-техническое и методическое обеспечение мер, направленных на совершенствование системы биологической безопасности страны;

создание профилактических, диагностических, лекарственных средств и препаратов против инфекционных заболеваний по вакцинно-сывороточному делу и совершенствование технологий их производства;

принятие участия в реализации научных проектов в сфере биотехнологий, иммунологии и микробиологии в рамках государственных программ научной деятельности.

7. Утвердить:

Программу по совершенствованию деятельности Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток согласно приложению № 5;

структуру Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток согласно приложению № 6.

8. В целях эффективной организации деятельности Института:

а) Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.):

в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров программу научно-исследовательских работ и целевые показатели Института до 2025 года для утверждения Республиканским советом по науке и технологиям;

совместно с Министерством инновационного развития (Турдикулова Ш.У.) и Академией наук (Юлдашев Б.С.) в срок до 1 апреля 2021 года принять меры по укомплектованию Института высококвалифицированными научными работниками и специалистами;

информировать Кабинет Министров об эффективности организации деятельности Института 1 июля 2021 года и 1 января 2022 года;

б) Агентству по развитию фармацевтической отрасли (далее – Агентство) (Кариев С.Х.) принять меры по оснащению Института современным лабораторным оборудованием и инвентарем, оргтехникой, компьютерами и другими материально-техническими средствами;

в) Агентству по управлению государственными активами (Бекенов С.Х.), хокимияту города Ташкента (Артикходжаев Ж.А.), Агентству (Кариев С.Х.), Академии наук (Юлдашев Б.С.) и Министерству инновационного развития (Турдикулова Ш.У.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по обеспечению Института зданиями и сооружениями;

г) Кабинету Министров (Мусаев Б.А., Умаров О.М.) координировать эффективную организацию деятельности Института.

9. Установить, что:

начиная с 1 января 2021 года финансирование расходов на оплату труда работников, содержание зданий и сооружений, а также покрытие текущих расходов Института производится за счет средств Государственного бюджета;

на работников Института распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей научно-исследовательских учреждений Академии наук;

Агентство, исходя из производственной необходимости, вправе укомплектовывать опытно-производственные подразделения (штатные единицы) Института за счет средств Фонда поддержки и развития фармацевтической отрасли, а также иных источников, не запрещенных законодательством, либо путем применения механизмов аутсорсинга и государственно-частного партнерства.

10. Одобрить предложения Агентства, Министерства здравоохранения и Министерства инвестиций и внешней торговли, предусматривающие на территории инновационного научно-производственного фармацевтического кластера «Tashkent Pharma Park»:

реализацию проекта «Ввод в эксплуатацию площадки для производства вакцин» (далее – проект);

создание при Институте опытно-испытательной лаборатории, соответствующей международным стандартам уровня безопасности BSL-3 (далее – лаборатория «BSL-3»).

Определить, что:

Агентство является исполнительным органом, ответственным за эффективную реализацию проекта и создание лаборатории «BSL-3»;

Министерство инвестиций и внешней торговли осуществляет общую координацию реализации проекта и создания лаборатории «BSL-3».

Агентству (Кариев С.Х.) совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли (Вафаев Ш.А.) в двухмесячный срок обеспечить разработку концепции и технико-экономического обоснования реализации проекта и создания лаборатории «BSL-3» с привлечением ведущих проектных институтов, инжиниринговых компаний и определением источников их финансирования.

11. Определить источниками финансирования деятельности Института:

средства, выделяемые из Государственного бюджета;

средства, выделяемые по результатам конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития в рамках государственных программ научной деятельности;

средства, полученные от исполнения хозяйственных договоров
по направлениям, соответствующим деятельности Института;

благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

гранты международных финансовых институтов и зарубежных организаций;

иные источники, не запрещенные законодательством.

12. Одобрить предложения Министерства инновационного развития и Академии наук о создании:

совместно с Университетом Копенгагена (Дания) современной фудомикс-лаборатории, научной лаборатории клеточных технологий и Национальной лаборатории «Big Data» по анализу информации большого объема, генерируемой в сферах биотехнологии, биологии, биомедицины и химии, – в Центре передовых технологий при Министерстве инновационного развития (далее – Центр передовых технологий);

научной лаборатории фитовирусологии в Институте микробиологии Академии наук.

Определить источниками финансирования создания данных биотехнологических лабораторий средства Фонда поддержи инновационного развития и новаторских идей, средства, выделенные на государственные программы научной деятельности, кредиты и гранты международных финансовых институтов, организаций и стран-доноров, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) до конца 2021 года обеспечить ввод в эксплуатацию данных биотехнологических лабораторий.

13. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) выделить в 2021–2022 годах Фонду поддержки инновационного развития и новаторских идей средства в размере до 20 миллиардов сумов за счет средств, выделяемых на государственные программы научной деятельности, для финансирования:

реализации стартап-проектов в сфере биотехнологий;

создания и развития опытно-промышленных биотехнологических производств с условием софинансирования до 50 процентов;

приобретения научного и лабораторного оборудования в целях развития биотехнологий;

внедрения в сферу современных технологий, инновационных идей и разработок;

направления молодых специалистов за рубеж на научные стажировки, а также привлечения зарубежных специалистов
и консультантов.

14. Установить с 1 декабря 2020 года порядок, в соответствии
с которым:

а) за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности предоставляется:

поручительство по кредитам коммерческих банков, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере биотехнологий, в размере до 50 процентов (50 процентов включительно) суммы кредита, не превышающей 8 миллиардов сумов;

компенсация на возмещение процентных расходов по кредитам коммерческих банков, сумма которых не превышает 10 миллиардов сумов, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере биотехнологий в размере:

превышающем в 1,5 раза основную ставку Центрального банка, но не более чем на 5 процентных пунктов – по кредитам в национальной валюте;

30 процентов ставки, установленной коммерческими банками,
но не более 4 процентных пунктов – по кредитам в иностранной валюте;

б) зарубежным научным организациям, внесшим прямые инвестиции в Республику Узбекистан в размере не менее 3 миллионов долларов США для проведения научных исследований и осуществления инновационной деятельности в сфере биотехнологий, предоставляются целевые гранты в размере до 10 миллиардов сумов на проведение научных исследований за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета для государственных программ научной деятельности.

При этом:

целевые гранты на государственные программы научной деятельности предоставляются после полного освоения вложенных инвестиционных средств;

право на объекты интеллектуальной собственности, приобретенное субъектами научной деятельности за счет средств Государственного бюджета, принадлежит государству в лице государственных научных, высших образовательных и других государственных учреждений, если иное не предусмотрено договорами, заключенными с авторами объектов интеллектуальной собственности.

15. Внедрить практику, в соответствии с которой:

Центр передовых технологий ежегодно в срок до 1 декабря вносит в Совет по тарифному и нетарифному регулированию обоснованные предложения о снижении таможенных пошлин, взимаемых при ввозе субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность, не производимых в Республике Узбекистан сырья, реактивов, комплектующих, деталей, узлов, технологических документов, программного обеспечения для производства биотехнологической продукции;

Совет по тарифному и нетарифному регулированию (Умурзаков С.У.) на основе представленных предложений рассматривает вопросы снижения таможенных пошлин и выносит соответствующее решение в установленном порядке.

16. Принять к сведению, что Республика Узбекистан присоединилась к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 года).

В целях реализации положений Картахенского протокола Министерству инновационного развития (Турдикулова Ш.У.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по поэтапному внедрению маркировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции, содержащей генетически модифицированные организмы, пестициды, пищевые добавки и красители, предусматривающий в том числе:

проведение аккредитации лабораторий Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, функционирующих в регионах;

создание в научных организациях в системе Министерства сельского хозяйства, Государственном комитете ветеринарии и развития животноводства и ГУП «Центр по оказанию услуг в агропромышленном комплексе» при Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом лабораторий для выявления (исходя из реальных потребностей) генетически модифицированных организмов в составе сырья, кормов, посадочного материала для продовольственной продукции и растениеводства за счет собственных средств.

17. Министерству сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:

пересмотреть и утвердить перечень разрешенных в соответствии с Международной конвенцией по карантину и защите растений и другими соответствующими международными стандартами пестицидов и ядовитых химических веществ, а также нормы использования минеральных удобрений;

разработать и внести в Кабинет Министров комплекс мер
по увеличению объема потребления биотехнологической продукции, поэтапному переходу от использования химических удобрений, пестицидов, других ядовитых химических веществ к биопрепаратам в сельском хозяйстве.

Установить, что начиная с 1 марта 2021 года субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, производящие либо ввозящие на территорию Республики Узбекистан пестициды, гербициды и другие ядовитые химические вещества, обеспечивают внесение в установленном порядке стандартных образцов данных веществ в Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, дефолиантов и регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве Республики Узбекистан, а также их реализацию вместе с данными стандартными образцами.

18. Совету (Арипов А.Н.) в месячный срок обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров проекта правительственного решения, предусматривающего:

создание независимой системы мониторинга биологических опасностей;

создание автоматизированного информационно-аналитического и прогнозного моделирующего комплекса в рамках национальной системы обеспечения биологической безопасности;

разработку единых критериев и методической базы определения и категорирования уровня биологического риска объектов, территорий и природных явлений.

19. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.) совместно с ответственными министерствами и ведомствами в срок до 1 марта 2021 года завершить разработку проекта закона «О биологической безопасности Республики Узбекистан» с учетом положений настоящего постановления, предусмотрев в нем следующие правовые механизмы:

обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности,
в том числе создание и функционирование национальной системы оценки опасности генетически модифицированных организмов;

оперативного финансирования целевых разработок, направленных на решение проблем, связанных с возникшими биологическими рисками.

20. Совету (Арипов А.Н.) совместно с секретарем Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан Махмудовым В.В. в недельный срок утвердить и организовать исполнение плана мер по обеспечению эффективной реализации задач и мероприятий, определенных настоящим постановлением, на 2021 год, в перспективе – ежегодно в срок до 1 декабря обеспечивать разработку и реализацию аналогичных планов мер на последующий год.

21. Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.А.) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана (Кучимов А.К.) и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (Хаджаев А.Д.) организовать выступления и тематические телепередачи о сути и значении настоящего постановления в средствах массовой информации.

22. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) и Министерству здравоохранения (Юсупалиев Б.К.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

23. Возложить на министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. и министра здравоохранения Хаджибаева А.М. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

Информировать Президента Республики Узбекистан о результативности осуществляемых мер по итогам каждого квартала.

             Президент

   Республики Узбекистан                             Ш. МИРЗИЁЕВ            

Город Ташкент,

25 ноября 2020 года.