О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля
В последние годы в стране проводится системная работа по усилению социальной защиты населения, расширению охвата и видов социальных услуг, оказываемых гражданам государством.
В том числе в 2 раза по отношению к ВВП увеличились расходы на финансирование социальных программ, в 5 раз расширился охват малообеспеченных семей, получающих пособие, внедрены новые виды пособий для граждан, занятых уходом за лицами с инвалидностью и детьми с инвалидностью.
Определение в Конституции, принятой в новой редакции, что права нетрудоспособных и одиноких престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства, требует реформирования данной сферы на основе единого подхода.
В частности, в целях обеспечения исполнения конституционных обязательств государства по оказанию содействия в трудоустройстве и получении образования лицам с инвалидностью требуется внедрение системы эффективной координации мер, реализуемых в данном направлении.
Принимая во внимание принципы социального государства, определенные в Конституции, принятой в новой редакции, в целях безусловного обеспечения интересов и прав граждан на социальную защиту, кардинального повышения качества социальных услуг, оказываемых населению, а также внедрения в данную сферу совершенно новой системы управления, основанной на передовых международных стандартах:
1. Определить основными направлениями государственной адресной защиты населения:
внедрение профессиональной системы социальной защиты на основе комплексного подхода;
обеспечение социализации слоев населения, нуждающихся в поддержке, путем повышения эффективности и адресности системы социальной защиты;
организацию социальной защиты до уровня махалли, налаживание оказания социальных услуг и помощи гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, на основе индивидуального подхода;
расширение охвата населения механизмами социальной защиты;
предупреждение попадания в тяжелое социальное положение семей, попавших в группы риска, путем выявления и оказания им комплекса социальных услуг;
создание благоприятной среды для жизнеобеспечения лиц с инвалидностью.
2. Образовать Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее – Агентство), его Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское управления, а также центры социальных услуг «Инсон» в районах (городах).
3. Утвердить:
приоритетные направления деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
направления деятельности министерств и ведомств, координация и мониторинг по которым осуществляются Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
4. Передать в структуру Агентства:
а) с 15 июня 2023 года – из системы Министерства занятости и сокращения бедности:
Инспекцию медико-социальной экспертизы и ее территориальные подразделения;
Национальный центр реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью и его региональные центры;
Республиканский центр реабилитации и адаптации женщин и его территориальные отделения;
Республиканский реабилитационный центр по оказанию помощи жертвам торговли людьми;
дома-интернаты «Саховат» и «Мурувват» для престарелых и лиц с инвалидностью;
Республиканский пансионат для ветеранов войны и труда;
санатории для пожилых, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;
б) с 1 января 2024 года:
из системы Министерства здравоохранения – дома малютки;
из системы Министерства дошкольного и школьного образования – детские дома милосердия;
из системы органов исполнительной власти на местах – сектора по работе с несовершеннолетними и семейные детские дома;
в) с 1 августа 2024 года:
из системы Министерства дошкольного и школьного образования – специализированные школы и школы-интернаты для детей с особыми образовательными потребностями, многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации, а также специализированные учебно-воспитательные учреждения;
из системы Министерства высшего образования, науки и инноваций – специализированные профессиональные школы для лиц с ограниченными возможностями;
г) с 1 января 2025 года:
из системы Министерства внутренних дел – центры по реабилитации лиц без определенного места жительства;
из системы Министерства экономики и финансов – Фонд социального страхования.
Одобрить предложение Национального паралимпийского комитета Узбекистана о передаче с 15 июня 2023 года в структуру Агентства Школы мужества паралимпийцев, а также совместной координации деятельности Института подготовки специалистов по паралимпийским видам спорта.
Установить, что организации и структурные подразделения, указанные в настоящем пункте, передаются в структуру Агентства полностью вместе с действующими источниками финансирования, штатными единицами, правами и обязательствами, имуществом и иными товарно-материальными ценностями.
5. В целях организации оказания социальных услуг на уровне махалли создать с 1 июля 2023 года группы социальных работников в центрах социальных услуг «Инсон» районов (городов) Агентства, основными задачами которых определить:
изучение состояния в каждом доме (квартире), выявление реального положения в семьях и их потребностей в социальных услугах;
формирование социального паспорта семей по результатам изучения их социально-экономического состояния и потребностей;
организацию эффективной работы с нуждающимися слоями населения, в том числе с применением метода кейс-менеджмента, получение от них заявок на оказание социальных услуг и помощи, при необходимости направление заявок ответственным министерствам и ведомствам;
ведение регулярного мониторинга семей, оказавшихся в тяжелом положении, а также семей с высоким риском попадания в тяжелое положение, организация для них социальной помощи и услуг.
6. Определить, что:
Агентство является уполномоченным государственным органом по разработке и реализации единой государственной политики в сфере социальной защиты и оказания социальных услуг населению;
Агентство осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и организаций, их должностных лиц.
7. Образовать при Агентстве:
Социальную инспекцию и ее Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское подразделения;
Центр повышения квалификации работников системы социальной защиты;
Институт развития социальной защиты;
Управление по оценке функциональности лиц с инвалидностью и его территориальные отделы на базе Инспекции медико-социальной экспертизы и ее территориальных подразделений.
8. В целях реализации возложенных на него задач наделить Агентство следующими правами:
внесение в компетентные государственные органы представлений по применению мер, установленных актами законодательства, за невыполнение требований программ в сфере социальной защиты населения;
принятие нормативно-правовых актов общеобязательного характера – в рамках своих полномочий;
составление протоколов об административном правонарушении по фактам, влекущим административную ответственность, – в рамках своих полномочий;
использование баз данных государственных органов и организаций в режиме реального времени – для выполнения возложенных на него задач;
истребование и получение от государственных органов и организаций необходимых статистических, аналитических и иных данных;
определение параметров приема на учебу на основе государственного гранта в государственные высшие образовательные учреждения на льготной основе представителей слоев населения, нуждающихся в социальной защите;
создание консультативно-совещательных органов и экспертных комиссий – в рамках своих полномочий;
привлечение специалистов государственных органов и организаций к рассмотрению вопросов, требующих специальных профессиональных знаний, – для выполнения возложенных на него задач;
заключение договоров сотрудничества и иных договоров по развитию с международными партнерами, международными организациями и экспертами.
9. В структуре Администрации Президента Республики Узбекистан:
ввести должность советника Президента Республики Узбекистан по вопросам социальной защиты – директора Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан;
образовать Сектор по вопросам социальной защиты.
10. Агентству:
а) в срок до 15 июля 2023 года внедрить систему переподготовки и повышения квалификации работников системы социальной защиты с привлечением экспертов ЮНИСЕФ и в соответствии с программами данной организации.
При этом уделять внимание подготовке специалистов по оказанию профессиональных социальных услуг населению с привлечением квалифицированных зарубежных и отечественных экспертов;
б) в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций заново пересмотреть программы обучения социальных работников в бакалавриате и магистратуре высших образовательных учреждений;
в) в срок до 15 августа 2023 года внедрить практику информирования населения о социальных услугах и программах оказания социальной помощи населению, в том числе путем рассылки информации на средства мобильной связи;
г) в срок до 1 сентября 2023 года разработать и внести предложения по созданию благоприятной среды для лиц с инвалидностью;
д) представить в Администрацию Президента Республики Узбекистан:
в срок до 1 июля 2023 года в связи с передачей Агентству задач по оказанию социальных услуг и помощи населению – проект нормативно-правового акта по отмене дублирующих функций структур, осуществляющих деятельность в системе других министерств и ведомств, в том числе на уровне махалли;
в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством занятости и сокращения бедности и Министерством экономики и финансов – программу мер по внедрению системы оказания профессиональных услуг, направленную на решение проблем населения на уровне махалли;
в срок до 1 сентября 2023 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами – предложения о совершенствовании и развитии деятельности социальных учреждений и организаций, переданных в состав Агентства;
в срок до 1 января 2024 года – предложения о расширении уровня охвата трудоспособного населения механизмами социального страхования;
е) в срок до 1 января 2024 года разработать:
стандарты оказания гарантированных государством социальных услуг и критерии мониторинга их исполнения;
механизмы социальной защиты по оказанию содействия членам семей лиц с инвалидностью, ухаживающим за ними на дому;
ж) совместно с негосударственными некоммерческими организациями и иными институтами гражданского общества внедрить реализацию проектов социального партнерства;
з) организовать совет из состава представителей общественности по разработке новых проектов, обсуждению имеющихся проблем и предложений в сфере социальной защиты.
11. Агентству совместно с Министерством цифровых технологий, Министерством юстиции, Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, Министерством здравоохранения и Министерством дошкольного и школьного образования в срок до 1 октября 2023 года запустить информационную систему «Единая национальная социальная защита», обеспечить ее интеграцию с необходимыми ведомственными информационными системами и базами данных, а также непрерывное совершенствование.
12. Установить, что:
а) с 1 октября 2023 года:
информационная система «Единый реестр социальной защиты» передается в ведение Агентства;
заявления на все виды социальных услуг и помощи, оказываемые населению, в том числе пособия и материальную помощь для детей из малообеспеченных семей, принимаются посредством информационной системы «Единая национальная социальная защита»;
б) в рамках внедрения информационной системы «Единая национальная социальная защита»:
по запросу Агентства Комиссией по координации реализации стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» обеспечивается интеграция электронных баз данных министерств и ведомств;
оказание социальных услуг и помощи населению осуществляется путем направления ответственным министерствам и ведомствам в электронной форме обращений граждан для приема и рассмотрения, а также ведения мониторинга данных процессов;
на основе сведений электронных баз данных, указанных в настоящем пункте, вводятся электронные паспорта, отображающие социально-экономическое состояние, потребности и имеющиеся возможности каждого гражданина;
с 1 января 2024 года охватываются социальной помощью и содействием на основе «Тетради милосердия», фонда «Доброта и поддержка», «Молодежной тетради» и «Женской тетради».
13. Утвердить Программу мер по организации деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан и развитию системы оказания социальных услуг и помощи на 2023–2025 годы согласно приложению № 3.
14. Определить каждую пятницу еженедельно в качестве Дня милосердия и щедрости, всем государственным органам и организациям проводить благотворительные мероприятия, в рамках которых регулярно посещать и заботиться о малообеспеченных слоях населения, лицах с инвалидностью и одиноких престарелых гражданах.
15. Образовать при Агентстве с 1 октября 2023 года Государственный фонд социальной защиты и утвердить направления расходования средств этого Фонда согласно приложению № 4.
16. Агентству в срок до 1 сентября 2023 года внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о Государственном фонде социальной защиты.
При этом предусмотреть механизм обеспечения открытости и прозрачности формирования данных о получателях в разрезе источников финансирования, а также по расходованию средств Государственного фонда социальной защиты.
17. Внести дополнения и изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев