О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля

В последние годы в стране проводится системная работа по усилению социальной защиты населения, расширению охвата и видов социальных услуг, оказываемых гражданам государством.

В том числе в 2 раза по отношению к ВВП увеличились расходы на финансирование социальных программ, в 5 раз расширился охват малообеспеченных семей, получающих пособие, внедрены новые виды пособий для граждан, занятых уходом за лицами с инвалидностью и детьми с инвалидностью.

Определение в Конституции, принятой в новой редакции, что права нетрудоспособных и одиноких престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства, требует реформирования данной сферы на основе единого подхода.

В частности, в целях обеспечения исполнения конституционных обязательств государства по оказанию содействия в трудоустройстве и получении образования лицам с инвалидностью требуется внедрение системы эффективной координации мер, реализуемых в данном направлении.

Принимая во внимание принципы социального государства, определенные в Конституции, принятой в новой редакции, в целях безусловного обеспечения интересов и прав граждан на социальную защиту, кардинального повышения качества социальных услуг, оказываемых населению, а также внедрения в данную сферу совершенно новой системы управления, основанной на передовых международных стандартах:

1. Определить основными направлениями государственной адресной защиты населения:

внедрение профессиональной системы социальной защиты на основе комплексного подхода;

обеспечение социализации слоев населения, нуждающихся в поддержке, путем повышения эффективности и адресности системы социальной защиты;

организацию социальной защиты до уровня махалли, налаживание оказания социальных услуг и помощи гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, на основе индивидуального подхода;

расширение охвата населения механизмами социальной защиты;

предупреждение попадания в тяжелое социальное положение семей, попавших в группы риска, путем выявления и оказания им комплекса социальных услуг;

создание благоприятной среды для жизнеобеспечения лиц с инвалидностью.

2. Образовать Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее – Агентство), его Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское управления, а также центры социальных услуг «Инсон» в районах (городах).

3. Утвердить:

приоритетные направления деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

направления деятельности министерств и ведомств, координация и мониторинг по которым осуществляются Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

4. Передать в структуру Агентства:

а) с 15 июня 2023 года – из системы Министерства занятости и сокращения бедности:

Инспекцию медико-социальной экспертизы и ее территориальные подразделения;

Национальный центр реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью и его региональные центры;

Республиканский центр реабилитации и адаптации женщин и его территориальные отделения;

Республиканский реабилитационный центр по оказанию помощи жертвам торговли людьми;

дома-интернаты «Саховат» и «Мурувват» для престарелых и лиц с инвалидностью;

Республиканский пансионат для ветеранов войны и труда;

санатории для пожилых, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;

б) с 1 января 2024 года:

из системы Министерства здравоохранения – дома малютки;

из системы Министерства дошкольного и школьного образования – детские дома милосердия;

из системы органов исполнительной власти на местах – сектора по работе с несовершеннолетними и семейные детские дома;

в) с 1 августа 2024 года:

из системы Министерства дошкольного и школьного образования – специализированные школы и школы-интернаты для детей с особыми образовательными потребностями, многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации, а также специализированные учебно-воспитательные учреждения;

из системы Министерства высшего образования, науки и инноваций – специализированные профессиональные школы для лиц с ограниченными возможностями;

г) с 1 января 2025 года:

из системы Министерства внутренних дел – центры по реабилитации лиц без определенного места жительства;

из системы Министерства экономики и финансов – Фонд социального страхования.

Одобрить предложение Национального паралимпийского комитета Узбекистана о передаче с 15 июня 2023 года в структуру Агентства Школы мужества паралимпийцев, а также совместной координации деятельности Института подготовки специалистов по паралимпийским видам спорта.

Установить, что организации и структурные подразделения, указанные в настоящем пункте, передаются в структуру Агентства полностью вместе с действующими источниками финансирования, штатными единицами, правами и обязательствами, имуществом и иными товарно-материальными ценностями.

5. В целях организации оказания социальных услуг на уровне махалли создать с 1 июля 2023 года группы социальных работников в центрах социальных услуг «Инсон» районов (городов) Агентства, основными задачами которых определить:

изучение состояния в каждом доме (квартире), выявление реального положения в семьях и их потребностей в социальных услугах;

формирование социального паспорта семей по результатам изучения их социально-экономического состояния и потребностей;

организацию эффективной работы с нуждающимися слоями населения, в том числе с применением метода кейс-менеджмента, получение от них заявок на оказание социальных услуг и помощи, при необходимости направление заявок ответственным министерствам и ведомствам;

ведение регулярного мониторинга семей, оказавшихся в тяжелом положении, а также семей с высоким риском попадания в тяжелое положение, организация для них социальной помощи и услуг.

6. Определить, что:

Агентство является уполномоченным государственным органом по разработке и реализации единой государственной политики в сфере социальной защиты и оказания социальных услуг населению;

Агентство осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и организаций, их должностных лиц.

7. Образовать при Агентстве:

Социальную инспекцию и ее Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское подразделения;

Центр повышения квалификации работников системы социальной защиты;

Институт развития социальной защиты;

Управление по оценке функциональности лиц с инвалидностью и его территориальные отделы на базе Инспекции медико-социальной экспертизы и ее территориальных подразделений.

8. В целях реализации возложенных на него задач наделить Агентство следующими правами:

внесение в компетентные государственные органы представлений по применению мер, установленных актами законодательства, за невыполнение требований программ в сфере социальной защиты населения;

принятие нормативно-правовых актов общеобязательного характера – в рамках своих полномочий;

составление протоколов об административном правонарушении по фактам, влекущим административную ответственность, – в рамках своих полномочий;

использование баз данных государственных органов и организаций в режиме реального времени – для выполнения возложенных на него задач;

истребование и получение от государственных органов и организаций необходимых статистических, аналитических и иных данных;

определение параметров приема на учебу на основе государственного гранта в государственные высшие образовательные учреждения на льготной основе представителей слоев населения, нуждающихся в социальной защите;

создание консультативно-совещательных органов и экспертных комиссий – в рамках своих полномочий;

привлечение специалистов государственных органов и организаций к рассмотрению вопросов, требующих специальных профессиональных знаний, – для выполнения возложенных на него задач;

заключение договоров сотрудничества и иных договоров по развитию с международными партнерами, международными организациями и экспертами.

9. В структуре Администрации Президента Республики Узбекистан:

ввести должность советника Президента Республики Узбекистан по вопросам социальной защиты – директора Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан;

образовать Сектор по вопросам социальной защиты.

10. Агентству:

а) в срок до 15 июля 2023 года внедрить систему переподготовки и повышения квалификации работников системы социальной защиты с привлечением экспертов ЮНИСЕФ и в соответствии с программами данной организации.

При этом уделять внимание подготовке специалистов по оказанию профессиональных социальных услуг населению с привлечением квалифицированных зарубежных и отечественных экспертов;

б) в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций заново пересмотреть программы обучения социальных работников в бакалавриате и магистратуре высших образовательных учреждений;

в) в срок до 15 августа 2023 года внедрить практику информирования населения о социальных услугах и программах оказания социальной помощи населению, в том числе путем рассылки информации на средства мобильной связи;

г) в срок до 1 сентября 2023 года разработать и внести предложения по созданию благоприятной среды для лиц с инвалидностью;

д) представить в Администрацию Президента Республики Узбекистан:

в срок до 1 июля 2023 года в связи с передачей Агентству задач по оказанию социальных услуг и помощи населению – проект нормативно-правового акта по отмене дублирующих функций структур, осуществляющих деятельность в системе других министерств и ведомств, в том числе на уровне махалли;

в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством занятости и сокращения бедности и Министерством экономики и финансов – программу мер по внедрению системы оказания профессиональных услуг, направленную на решение проблем населения на уровне махалли;

в срок до 1 сентября 2023 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами – предложения о совершенствовании и развитии деятельности социальных учреждений и организаций, переданных в состав Агентства;

в срок до 1 января 2024 года – предложения о расширении уровня охвата трудоспособного населения механизмами социального страхования;

е) в срок до 1 января 2024 года разработать:

стандарты оказания гарантированных государством социальных услуг и критерии мониторинга их исполнения;

механизмы социальной защиты по оказанию содействия членам семей лиц с инвалидностью, ухаживающим за ними на дому;

ж) совместно с негосударственными некоммерческими организациями и иными институтами гражданского общества внедрить реализацию проектов социального партнерства;

з) организовать совет из состава представителей общественности по разработке новых проектов, обсуждению имеющихся проблем и предложений в сфере социальной защиты.

11. Агентству совместно с Министерством цифровых технологий, Министерством юстиции, Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, Министерством здравоохранения и Министерством дошкольного и школьного образования в срок до 1 октября 2023 года запустить информационную систему «Единая национальная социальная защита», обеспечить ее интеграцию с необходимыми ведомственными информационными системами и базами данных, а также непрерывное совершенствование.

12. Установить, что:

а) с 1 октября 2023 года:

информационная система «Единый реестр социальной защиты» передается в ведение Агентства;

заявления на все виды социальных услуг и помощи, оказываемые населению, в том числе пособия и материальную помощь для детей из малообеспеченных семей, принимаются посредством информационной системы «Единая национальная социальная защита»;

б) в рамках внедрения информационной системы «Единая национальная социальная защита»:

по запросу Агентства Комиссией по координации реализации стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» обеспечивается интеграция электронных баз данных министерств и ведомств;

оказание социальных услуг и помощи населению осуществляется путем направления ответственным министерствам и ведомствам в электронной форме обращений граждан для приема и рассмотрения, а также ведения мониторинга данных процессов;

на основе сведений электронных баз данных, указанных в настоящем пункте, вводятся электронные паспорта, отображающие социально-экономическое состояние, потребности и имеющиеся возможности каждого гражданина;

с 1 января 2024 года охватываются социальной помощью и содействием на основе «Тетради милосердия», фонда «Доброта и поддержка», «Молодежной тетради» и «Женской тетради».

13. Утвердить Программу мер по организации деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан и развитию системы оказания социальных услуг и помощи на 2023–2025 годы согласно приложению № 3.

14. Определить каждую пятницу еженедельно в качестве Дня милосердия и щедрости, всем государственным органам и организациям проводить благотворительные мероприятия, в рамках которых регулярно посещать и заботиться о малообеспеченных слоях населения, лицах с инвалидностью и одиноких престарелых гражданах.

15. Образовать при Агентстве с 1 октября 2023 года Государственный фонд социальной защиты и утвердить направления расходования средств этого Фонда согласно приложению № 4.

16. Агентству в срок до 1 сентября 2023 года внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о Государственном фонде социальной защиты.

При этом предусмотреть механизм обеспечения открытости и прозрачности формирования данных о получателях в разрезе источников финансирования, а также по расходованию средств Государственного фонда социальной защиты.

17. Внести дополнения и изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.

18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.

 

Президент Республики Узбекистан                                              Ш. Мирзиёев

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля

О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля

В последние годы в стране проводится системная работа по усилению социальной защиты населения, расширению охвата и видов социальных услуг, оказываемых гражданам государством.

В том числе в 2 раза по отношению к ВВП увеличились расходы на финансирование социальных программ, в 5 раз расширился охват малообеспеченных семей, получающих пособие, внедрены новые виды пособий для граждан, занятых уходом за лицами с инвалидностью и детьми с инвалидностью.

Определение в Конституции, принятой в новой редакции, что права нетрудоспособных и одиноких престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства, требует реформирования данной сферы на основе единого подхода.

В частности, в целях обеспечения исполнения конституционных обязательств государства по оказанию содействия в трудоустройстве и получении образования лицам с инвалидностью требуется внедрение системы эффективной координации мер, реализуемых в данном направлении.

Принимая во внимание принципы социального государства, определенные в Конституции, принятой в новой редакции, в целях безусловного обеспечения интересов и прав граждан на социальную защиту, кардинального повышения качества социальных услуг, оказываемых населению, а также внедрения в данную сферу совершенно новой системы управления, основанной на передовых международных стандартах:

1. Определить основными направлениями государственной адресной защиты населения:

внедрение профессиональной системы социальной защиты на основе комплексного подхода;

обеспечение социализации слоев населения, нуждающихся в поддержке, путем повышения эффективности и адресности системы социальной защиты;

организацию социальной защиты до уровня махалли, налаживание оказания социальных услуг и помощи гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, на основе индивидуального подхода;

расширение охвата населения механизмами социальной защиты;

предупреждение попадания в тяжелое социальное положение семей, попавших в группы риска, путем выявления и оказания им комплекса социальных услуг;

создание благоприятной среды для жизнеобеспечения лиц с инвалидностью.

2. Образовать Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее – Агентство), его Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское управления, а также центры социальных услуг «Инсон» в районах (городах).

3. Утвердить:

приоритетные направления деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

направления деятельности министерств и ведомств, координация и мониторинг по которым осуществляются Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

4. Передать в структуру Агентства:

а) с 15 июня 2023 года – из системы Министерства занятости и сокращения бедности:

Инспекцию медико-социальной экспертизы и ее территориальные подразделения;

Национальный центр реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью и его региональные центры;

Республиканский центр реабилитации и адаптации женщин и его территориальные отделения;

Республиканский реабилитационный центр по оказанию помощи жертвам торговли людьми;

дома-интернаты «Саховат» и «Мурувват» для престарелых и лиц с инвалидностью;

Республиканский пансионат для ветеранов войны и труда;

санатории для пожилых, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;

б) с 1 января 2024 года:

из системы Министерства здравоохранения – дома малютки;

из системы Министерства дошкольного и школьного образования – детские дома милосердия;

из системы органов исполнительной власти на местах – сектора по работе с несовершеннолетними и семейные детские дома;

в) с 1 августа 2024 года:

из системы Министерства дошкольного и школьного образования – специализированные школы и школы-интернаты для детей с особыми образовательными потребностями, многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации, а также специализированные учебно-воспитательные учреждения;

из системы Министерства высшего образования, науки и инноваций – специализированные профессиональные школы для лиц с ограниченными возможностями;

г) с 1 января 2025 года:

из системы Министерства внутренних дел – центры по реабилитации лиц без определенного места жительства;

из системы Министерства экономики и финансов – Фонд социального страхования.

Одобрить предложение Национального паралимпийского комитета Узбекистана о передаче с 15 июня 2023 года в структуру Агентства Школы мужества паралимпийцев, а также совместной координации деятельности Института подготовки специалистов по паралимпийским видам спорта.

Установить, что организации и структурные подразделения, указанные в настоящем пункте, передаются в структуру Агентства полностью вместе с действующими источниками финансирования, штатными единицами, правами и обязательствами, имуществом и иными товарно-материальными ценностями.

5. В целях организации оказания социальных услуг на уровне махалли создать с 1 июля 2023 года группы социальных работников в центрах социальных услуг «Инсон» районов (городов) Агентства, основными задачами которых определить:

изучение состояния в каждом доме (квартире), выявление реального положения в семьях и их потребностей в социальных услугах;

формирование социального паспорта семей по результатам изучения их социально-экономического состояния и потребностей;

организацию эффективной работы с нуждающимися слоями населения, в том числе с применением метода кейс-менеджмента, получение от них заявок на оказание социальных услуг и помощи, при необходимости направление заявок ответственным министерствам и ведомствам;

ведение регулярного мониторинга семей, оказавшихся в тяжелом положении, а также семей с высоким риском попадания в тяжелое положение, организация для них социальной помощи и услуг.

6. Определить, что:

Агентство является уполномоченным государственным органом по разработке и реализации единой государственной политики в сфере социальной защиты и оказания социальных услуг населению;

Агентство осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и организаций, их должностных лиц.

7. Образовать при Агентстве:

Социальную инспекцию и ее Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское подразделения;

Центр повышения квалификации работников системы социальной защиты;

Институт развития социальной защиты;

Управление по оценке функциональности лиц с инвалидностью и его территориальные отделы на базе Инспекции медико-социальной экспертизы и ее территориальных подразделений.

8. В целях реализации возложенных на него задач наделить Агентство следующими правами:

внесение в компетентные государственные органы представлений по применению мер, установленных актами законодательства, за невыполнение требований программ в сфере социальной защиты населения;

принятие нормативно-правовых актов общеобязательного характера – в рамках своих полномочий;

составление протоколов об административном правонарушении по фактам, влекущим административную ответственность, – в рамках своих полномочий;

использование баз данных государственных органов и организаций в режиме реального времени – для выполнения возложенных на него задач;

истребование и получение от государственных органов и организаций необходимых статистических, аналитических и иных данных;

определение параметров приема на учебу на основе государственного гранта в государственные высшие образовательные учреждения на льготной основе представителей слоев населения, нуждающихся в социальной защите;

создание консультативно-совещательных органов и экспертных комиссий – в рамках своих полномочий;

привлечение специалистов государственных органов и организаций к рассмотрению вопросов, требующих специальных профессиональных знаний, – для выполнения возложенных на него задач;

заключение договоров сотрудничества и иных договоров по развитию с международными партнерами, международными организациями и экспертами.

9. В структуре Администрации Президента Республики Узбекистан:

ввести должность советника Президента Республики Узбекистан по вопросам социальной защиты – директора Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан;

образовать Сектор по вопросам социальной защиты.

10. Агентству:

а) в срок до 15 июля 2023 года внедрить систему переподготовки и повышения квалификации работников системы социальной защиты с привлечением экспертов ЮНИСЕФ и в соответствии с программами данной организации.

При этом уделять внимание подготовке специалистов по оказанию профессиональных социальных услуг населению с привлечением квалифицированных зарубежных и отечественных экспертов;

б) в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций заново пересмотреть программы обучения социальных работников в бакалавриате и магистратуре высших образовательных учреждений;

в) в срок до 15 августа 2023 года внедрить практику информирования населения о социальных услугах и программах оказания социальной помощи населению, в том числе путем рассылки информации на средства мобильной связи;

г) в срок до 1 сентября 2023 года разработать и внести предложения по созданию благоприятной среды для лиц с инвалидностью;

д) представить в Администрацию Президента Республики Узбекистан:

в срок до 1 июля 2023 года в связи с передачей Агентству задач по оказанию социальных услуг и помощи населению – проект нормативно-правового акта по отмене дублирующих функций структур, осуществляющих деятельность в системе других министерств и ведомств, в том числе на уровне махалли;

в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством занятости и сокращения бедности и Министерством экономики и финансов – программу мер по внедрению системы оказания профессиональных услуг, направленную на решение проблем населения на уровне махалли;

в срок до 1 сентября 2023 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами – предложения о совершенствовании и развитии деятельности социальных учреждений и организаций, переданных в состав Агентства;

в срок до 1 января 2024 года – предложения о расширении уровня охвата трудоспособного населения механизмами социального страхования;

е) в срок до 1 января 2024 года разработать:

стандарты оказания гарантированных государством социальных услуг и критерии мониторинга их исполнения;

механизмы социальной защиты по оказанию содействия членам семей лиц с инвалидностью, ухаживающим за ними на дому;

ж) совместно с негосударственными некоммерческими организациями и иными институтами гражданского общества внедрить реализацию проектов социального партнерства;

з) организовать совет из состава представителей общественности по разработке новых проектов, обсуждению имеющихся проблем и предложений в сфере социальной защиты.

11. Агентству совместно с Министерством цифровых технологий, Министерством юстиции, Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, Министерством здравоохранения и Министерством дошкольного и школьного образования в срок до 1 октября 2023 года запустить информационную систему «Единая национальная социальная защита», обеспечить ее интеграцию с необходимыми ведомственными информационными системами и базами данных, а также непрерывное совершенствование.

12. Установить, что:

а) с 1 октября 2023 года:

информационная система «Единый реестр социальной защиты» передается в ведение Агентства;

заявления на все виды социальных услуг и помощи, оказываемые населению, в том числе пособия и материальную помощь для детей из малообеспеченных семей, принимаются посредством информационной системы «Единая национальная социальная защита»;

б) в рамках внедрения информационной системы «Единая национальная социальная защита»:

по запросу Агентства Комиссией по координации реализации стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» обеспечивается интеграция электронных баз данных министерств и ведомств;

оказание социальных услуг и помощи населению осуществляется путем направления ответственным министерствам и ведомствам в электронной форме обращений граждан для приема и рассмотрения, а также ведения мониторинга данных процессов;

на основе сведений электронных баз данных, указанных в настоящем пункте, вводятся электронные паспорта, отображающие социально-экономическое состояние, потребности и имеющиеся возможности каждого гражданина;

с 1 января 2024 года охватываются социальной помощью и содействием на основе «Тетради милосердия», фонда «Доброта и поддержка», «Молодежной тетради» и «Женской тетради».

13. Утвердить Программу мер по организации деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан и развитию системы оказания социальных услуг и помощи на 2023–2025 годы согласно приложению № 3.

14. Определить каждую пятницу еженедельно в качестве Дня милосердия и щедрости, всем государственным органам и организациям проводить благотворительные мероприятия, в рамках которых регулярно посещать и заботиться о малообеспеченных слоях населения, лицах с инвалидностью и одиноких престарелых гражданах.

15. Образовать при Агентстве с 1 октября 2023 года Государственный фонд социальной защиты и утвердить направления расходования средств этого Фонда согласно приложению № 4.

16. Агентству в срок до 1 сентября 2023 года внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о Государственном фонде социальной защиты.

При этом предусмотреть механизм обеспечения открытости и прозрачности формирования данных о получателях в разрезе источников финансирования, а также по расходованию средств Государственного фонда социальной защиты.

17. Внести дополнения и изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.

18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.

 

Президент Республики Узбекистан                                              Ш. Мирзиёев