Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проводится широкомасштабная работа в целях дальнейшего усиления гарантий прав и свобод граждан, в том числе категорического недопущения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Наряду с этим необходимо продолжить работу по созданию эффективных правовых механизмов раннего предупреждения применения пыток, оперативного и объективного рассмотрения связанных с ними обращений, осуществлению регулярных мониторинговых посещений мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

В целях совершенствования Национальных превентивных механизмов по предупреждению применения пыток с учетом Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН, а также обеспечения исполнения задач, определенных в Государственной программе «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения»:

1. Определить приоритетными задачами повышения эффективности системы выявления и предупреждения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее – применение пыток):

приведение системы выявления и предупреждения случаев применения пыток в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека;

строгое обеспечение администрацией учреждения недопущения просмотра обращений, направленных лицами с ограниченной свободой передвижения в национальные институты по правам человека, а также их незамедлительного направления получателю;

совершенствование механизма оперативного и объективного рассмотрения обращений о случаях применения пыток, а также неотвратимости привлечения к ответственности виновных лиц;

обеспечение оказания социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от применения пыток, а также компенсации нанесенного им ущерба;

широкое привлечение институтов гражданского общества к деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток, а также обеспечение их эффективного сотрудничества с государственными органами;

доведение до широкой общественности информации о результатах деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток;

налаживание тесного сотрудничества с международными организациями и национальными институтами зарубежных государств в области предупреждения применения пыток.

2. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса, Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) и Национального центра по правам человека, предусматривающие:

а) создание на базе экспертной группы при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане) (далее – Омбудсман) общественных групп по выявлению и предупреждению случаев пыток при Омбудсмане (далее – Общественные группы), определив их основными задачами:

осуществление на регулярной основе мониторинговых посещений по предупреждению применения пыток на гауптвахте, в специальных приемниках, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения (далее – места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения);

изучение условий содержания в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения и информирование об этом общественности;

выявление случаев применения пыток и представление в соответствующий государственный орган требований по их оперативному устранению;

участие в рассмотрении обращений о случаях применения пыток;

разработку методических рекомендаций по вопросам экспертной оценки случаев применения пыток;

участие в оказании социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от применения пыток;

разработку предложений по предупреждению угрозы применения пыток и внедрению передового зарубежного опыта в данную сферу;

б) привлечение в состав Общественных групп экспертов Национального центра по правам человека, медицинских работников, представителей негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества, учитывая при этом наличие у них профессиональной квалификации и практических знаний для осуществления мониторинговых посещений, а также обеспечение гендерного равенства;

в) внедрение практики представления Омбудсманом ежегодно до 15 марта палатам Олий Мажлиса доклада о проводимой работе по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также публикацию данного доклада в средствах массовой информации.

3. Установить, что:

администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обеспечивает Общественным группам необходимые условия для беспрепятственной встречи и беседы наедине с лицом с ограниченной свободой передвижения, а также ознакомления с соответствующими документами;

государственные органы и их должностные лица, администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения оказывают содействие в осуществлении деятельности Общественных групп;

на администрацию учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, возлагается обеспечение безопасности членов Общественных групп;

в случае противозаконных действий членов Общественных групп руководитель администрации учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, оповещает об этом факте Омбудсмана в письменном виде.

4. Реализовать нижеследующее:

а) наладить практику ведения единого электронного реестра лиц, размещенных в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

При этом копия документа, служащая основанием для приема лица с ограниченной свободой передвижения, и сведения о данном лице безотлагательно вводятся в единый электронный реестр администрацией мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения с момента размещения вышеуказанных лиц в данных учреждениях, а для судебных, правоохранительных органов и Омбудсмана создается возможность ознакомления с данными сведениями.

Министерству внутренних дел в срок до 1 декабря 2021 года разработать порядок формирования единого электронного реестра лиц, размещенных в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, и обеспечить налаживание его эффективного ведения;

б) усовершенствовать практику обращения по телефону лиц с ограниченной свободой передвижения к адвокату или близкому родственнику исходя из требований действующего законодательства по пыткам.

Министерству внутренних дел в срок до 1 ноября 2021 года разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта по данному вопросу.

5. Национальному центру по правам человека:

совместно с Омбудсманом и Министерством иностранных дел в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по вопросу присоединения Республики Узбекистан к «Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Нью-Йорк, 18 декабря 2002 года);

совместно с Министерством финансов, Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок компенсации ущерба, нанесенного лицам, пострадавшим от применения пыток;

совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой принять меры по организации с 1 октября 2021 года для сотрудников органов оперативно-розыскной деятельности, доследственной проверки, дознания, предварительного следствия и учреждений по исполнению наказания учебных курсов по борьбе с применением пыток.

6. Генеральной прокуратуре, Омбудсману, Национальному центру по правам человека в срок до 1 декабря 2021 года разработать проект закона, предусматривающего соответствующие изменения и дополнения в акты законодательства, в целях приведения норм Уголовного кодекса, устанавливающих ответственность за применение пыток, в соответствие с требованиями «Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 года).

7. Министерству внутренних дел, Генеральной прокуратуре и Службе государственной безопасности обеспечить принятие безотлагательных законных мер по случаям применения пыток, в частности, любым случаям нарушения закона, выявленным Общественными группами.

8. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса:

принятие актов законодательства, предусматривающих порядок формирования, организации деятельности Общественных групп и проведения мониторинга;

пересмотр предельной численности управленческого персонала в структуре Секретариата Омбудсмана с учетом увеличения объема работы Омбудсмана по выявлению случаев применения пыток и их предупреждению.

9. Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана обеспечить широкое разъяснение в средствах массовой информации целей и задач настоящего постановления, освещение на регулярной основе деятельности и мониторинговых посещений Общественных групп.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. 

Президент 

Республики Узбекистан                                                                                       Ш. МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 

26 июня 2021 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток

Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проводится широкомасштабная работа в целях дальнейшего усиления гарантий прав и свобод граждан, в том числе категорического недопущения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Наряду с этим необходимо продолжить работу по созданию эффективных правовых механизмов раннего предупреждения применения пыток, оперативного и объективного рассмотрения связанных с ними обращений, осуществлению регулярных мониторинговых посещений мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

В целях совершенствования Национальных превентивных механизмов по предупреждению применения пыток с учетом Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН, а также обеспечения исполнения задач, определенных в Государственной программе «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения»:

1. Определить приоритетными задачами повышения эффективности системы выявления и предупреждения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее – применение пыток):

приведение системы выявления и предупреждения случаев применения пыток в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека;

строгое обеспечение администрацией учреждения недопущения просмотра обращений, направленных лицами с ограниченной свободой передвижения в национальные институты по правам человека, а также их незамедлительного направления получателю;

совершенствование механизма оперативного и объективного рассмотрения обращений о случаях применения пыток, а также неотвратимости привлечения к ответственности виновных лиц;

обеспечение оказания социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от применения пыток, а также компенсации нанесенного им ущерба;

широкое привлечение институтов гражданского общества к деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток, а также обеспечение их эффективного сотрудничества с государственными органами;

доведение до широкой общественности информации о результатах деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток;

налаживание тесного сотрудничества с международными организациями и национальными институтами зарубежных государств в области предупреждения применения пыток.

2. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса, Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) и Национального центра по правам человека, предусматривающие:

а) создание на базе экспертной группы при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане) (далее – Омбудсман) общественных групп по выявлению и предупреждению случаев пыток при Омбудсмане (далее – Общественные группы), определив их основными задачами:

осуществление на регулярной основе мониторинговых посещений по предупреждению применения пыток на гауптвахте, в специальных приемниках, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения (далее – места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения);

изучение условий содержания в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения и информирование об этом общественности;

выявление случаев применения пыток и представление в соответствующий государственный орган требований по их оперативному устранению;

участие в рассмотрении обращений о случаях применения пыток;

разработку методических рекомендаций по вопросам экспертной оценки случаев применения пыток;

участие в оказании социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от применения пыток;

разработку предложений по предупреждению угрозы применения пыток и внедрению передового зарубежного опыта в данную сферу;

б) привлечение в состав Общественных групп экспертов Национального центра по правам человека, медицинских работников, представителей негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества, учитывая при этом наличие у них профессиональной квалификации и практических знаний для осуществления мониторинговых посещений, а также обеспечение гендерного равенства;

в) внедрение практики представления Омбудсманом ежегодно до 15 марта палатам Олий Мажлиса доклада о проводимой работе по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также публикацию данного доклада в средствах массовой информации.

3. Установить, что:

администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обеспечивает Общественным группам необходимые условия для беспрепятственной встречи и беседы наедине с лицом с ограниченной свободой передвижения, а также ознакомления с соответствующими документами;

государственные органы и их должностные лица, администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения оказывают содействие в осуществлении деятельности Общественных групп;

на администрацию учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, возлагается обеспечение безопасности членов Общественных групп;

в случае противозаконных действий членов Общественных групп руководитель администрации учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, оповещает об этом факте Омбудсмана в письменном виде.

4. Реализовать нижеследующее:

а) наладить практику ведения единого электронного реестра лиц, размещенных в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

При этом копия документа, служащая основанием для приема лица с ограниченной свободой передвижения, и сведения о данном лице безотлагательно вводятся в единый электронный реестр администрацией мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения с момента размещения вышеуказанных лиц в данных учреждениях, а для судебных, правоохранительных органов и Омбудсмана создается возможность ознакомления с данными сведениями.

Министерству внутренних дел в срок до 1 декабря 2021 года разработать порядок формирования единого электронного реестра лиц, размещенных в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, и обеспечить налаживание его эффективного ведения;

б) усовершенствовать практику обращения по телефону лиц с ограниченной свободой передвижения к адвокату или близкому родственнику исходя из требований действующего законодательства по пыткам.

Министерству внутренних дел в срок до 1 ноября 2021 года разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта по данному вопросу.

5. Национальному центру по правам человека:

совместно с Омбудсманом и Министерством иностранных дел в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по вопросу присоединения Республики Узбекистан к «Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Нью-Йорк, 18 декабря 2002 года);

совместно с Министерством финансов, Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок компенсации ущерба, нанесенного лицам, пострадавшим от применения пыток;

совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой принять меры по организации с 1 октября 2021 года для сотрудников органов оперативно-розыскной деятельности, доследственной проверки, дознания, предварительного следствия и учреждений по исполнению наказания учебных курсов по борьбе с применением пыток.

6. Генеральной прокуратуре, Омбудсману, Национальному центру по правам человека в срок до 1 декабря 2021 года разработать проект закона, предусматривающего соответствующие изменения и дополнения в акты законодательства, в целях приведения норм Уголовного кодекса, устанавливающих ответственность за применение пыток, в соответствие с требованиями «Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 года).

7. Министерству внутренних дел, Генеральной прокуратуре и Службе государственной безопасности обеспечить принятие безотлагательных законных мер по случаям применения пыток, в частности, любым случаям нарушения закона, выявленным Общественными группами.

8. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса:

принятие актов законодательства, предусматривающих порядок формирования, организации деятельности Общественных групп и проведения мониторинга;

пересмотр предельной численности управленческого персонала в структуре Секретариата Омбудсмана с учетом увеличения объема работы Омбудсмана по выявлению случаев применения пыток и их предупреждению.

9. Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана обеспечить широкое разъяснение в средствах массовой информации целей и задач настоящего постановления, освещение на регулярной основе деятельности и мониторинговых посещений Общественных групп.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. 

Президент 

Республики Узбекистан                                                                                       Ш. МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 

26 июня 2021 года.