Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях обеспечения исполнения задач, определенных в рамках открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, проведенного 20 августа 2021 года, а также упрощения механизма выделения кредитов в рамках программ развития семейного предпринимательства, повышения занятости, расширения источников доходов и поддержки трудовой деятельности населения:

1. Установить порядок, в соответствии с которым в рамках программ развития семейного предпринимательства (далее – программы) в 2022 году:

а) ресурсы целевых фондов и Фонда реконструкции и развития (далее – фонды) для финансирования проектов размещаются в коммерческих банках по ставке 10 процентов годовых;

б) льготные кредиты по ставке 14 процентов годовых выделяются:

населению и субъектам предпринимательства, изъявившим желание заняться семейным предпринимательством, определенной трудовой деятельностью, направленной на получение дохода, и расширить вид деятельности – на срок до трех лет, включая льготный период от трех до шести месяцев;

для животноводства (крупный рогатый скот, овцы, козы), рыбоводства и птицеводства (производство яиц) – на срок до трех лет, включая льготный период до одного года;

для организации садоводства, виноградарства и лимоноводства, закупки теплиц, сельскохозяйственной техники и оборудования – на срок до 7 лет, включая льготный период до трех лет;

членам Ассоциации «Хунарманд» – на закупку оборудования, запасных частей и сырьевых материалов для производственных нужд, создание центров развития ремесленничества, школ «уста – шогирд», строительство домов-музеев и мастерских или приобретение в данных целях зданий и сооружений – на срок до 3 лет и на пополнение оборотных средств – на срок до 18 месяцев;

в) кредиты выделяются на основании рекомендации помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле (далее – помощник хокима), выдаваемой заемщику, проживающему (расположенному) в закрепленной за ним махалле;

г) кредиты в направлении развития животноводства выделяются в приоритетном порядке на создание мини-ферм по разведению от 10 до 50 голов племенного скота (крупного рогатого скота, овец, коз), ввезенного из-за рубежа;

д) ведущим субъектам предпринимательства кредиты выделяются на пополнение оборотных средств для производства сельскохозяйственной продукции на земельных площадях дехканских хозяйств и приусадебных землях населения на основе кооперации и закупки произведенной продукции.

2. АКБ «Агробанк», АКБ «Халк банки» и АКБ «Микрокредитбанк» (далее – уполномоченные коммерческие банки) обеспечить с 1 марта 2022 года выделение кредитов в рамках программ посредством Единой электронной платформы программ развития семейного предпринимательства (далее – Единая электронная платформа) полностью в цифровом формате. При этом:

заявление на получение кредита на всех этапах рассматривается в режиме онлайн, о решении, принятом на каждом этапе, информация представляется посредством Единой электронной платформы (СМС-сообщений, электронной почты или персонального кабинета);

документы о выделении кредитных средств формируются в электронной форме и заверяются дистанционно;

заявление на получение кредита направляется заемщиком самостоятельно либо при содействии помощника хокима, закрепленного за соответствующей махаллей, в дистанционном порядке;

кредиты на самозанятость выделяются населению в автоматизированном режиме посредством Единой электронной платформы на основании установленных критериев по результатам скоринговой оценки;

свободная закупка или реализация товаров и услуг за счет выделенных кредитов на основе рыночных принципов осуществляются с помощью системы «маркетплейс», созданной в Единой электронной платформе;

предложения о реализации своей продукции и услуг свободно размещаются в системе «маркетплейс» организациями, поставляющими оборудование и продукцию (выполняющими работы) (далее – поставщики);

услуги поставщиков оцениваются пользователями, их рейтинг формируется автоматически;

мониторинг своевременного и качественного выполнения поставщиками своих обязательств осуществляется центрами поддержки семейного предпринимательства районов (городов). По результатам мониторинга периодически изучается возможность предложения поставщиками своих услуг в системе «маркетплейс»;

кредиты перечисляются поставщику после поставки продукции (выполнения работы) заемщику и их приема заемщиком по цене, согласованной в договоре, заключенном заемщиком с самостоятельно отобранным поставщиком, а также путем идентификации заемщика по результатам мониторинга, проведенного помощником хокима;

помощники хокимов в закрепленных махаллях ведут мониторинг целевого использования и эффективности кредитов, выделенных в рамках программ, а также совместно с руководителями секторов и коммерческими банками принимают соответствующие меры по своевременному возврату кредитов.

3. Центральному банку совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций:

в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров проект соответствующего положения, предусматривающий использование Единой электронной платформы, включая выделение и оформление кредитов, а также регулирование электронного взаимодействия государственных органов и организаций;

в срок до 1 февраля 2022 года обеспечить интеграцию Единой электронной платформы с информационными системами Министерства внутренних дел, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства финансов, Государственного налогового комитета, коммерческих банков и иных соответствующих организаций.

4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства совместно с Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, ассоциациями «Хунарманд», «Узтукимачиликсаноат», «Узчармсаноат», «Узбекбаликсаноат», «Паррандасаноат», Ассоциацией пчеловодов Узбекистана, Ассоциацией производителей и экспортеров лимонов и иными ассоциациями, соответствующими ведомствами обеспечить регулярное внесение надежными (образцовыми) предприятиями-поставщиками предложений в систему «маркетплейс», а также надлежащую мощность и достаточность оборудования и видов оказываемых услуг в целях формирования атмосферы конкуренции между предприятиями-поставщиками в системе «маркетплейс» и обеспечения качественной поставки предлагаемых товаров и услуг по альтернативным ценам.

5. Установить, что:

кредиты в рамках программ выделяются в приоритетном порядке на проекты, направленные на обеспечение самозанятости граждан, включенных в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», доходным трудом или обеспечение их занятости постоянным трудом (создание рабочих мест);

выделение кредитов гражданам, включенным в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», не является основанием для их исключения из данных списков, граждане исключаются из данных тетрадей на основании рекомендации, предоставляемой помощником хокима, руководителями государственной налоговой инспекции района и соответствующего сектора, путем изучения сформированности источника постоянного и стабильного дохода от осуществления гражданином деятельности за счет выделенного кредита;

не допускается выделение в рамках программ новых кредитов заемщикам, не погасившим полностью имеющуюся задолженность по кредитным средствам, ранее выделенным в рамках данных программ, а также допустившим нецелевое использование ранее выделенных кредитов.

6. Рекомендовать Торгово-промышленной палате размещать совместно с коммерческими банками на Единой электронной платформе бизнес-планы проектов, направленные на создание высокоэффективных и стабильных рабочих мест в районах и городах.

7. Государственному налоговому комитету, Министерству занятости и трудовых отношений совместно с помощниками хокимов обеспечить регистрацию безработных граждан в качестве самозанятых лиц путем изучения сформированности источника постоянного и стабильного дохода от осуществления данным гражданином деятельности за счет кредита, выделенного ему в рамках программ, в установленном законодательством порядке.

8. Фонду реконструкции и развития в целях финансирования проектов в рамках программ:

а) в двухмесячный срок направить ресурсы в размере 2,9 триллиона сумов, выделенные АКБ «Агробанк», а также 1,3 триллиона сумов, выделенные АКБ «Микрокредитбанк», на увеличение уставного капитала указанных банков. При этом:

акции, выпущенные за счет средств, направленных на увеличение уставного капитала АКБ «Агробанк» и АКБ «Микрокредитбанк», оформляются непосредственно на имя Министерства финансов;

вступление Министерства финансов во владение в рамках настоящего пункта 50 процентами и более акций коммерческих банков не является владением приобретенными новыми акциями;

б) обеспечить в соответствии с распределением координаторов программы выделение уполномоченным банкам кредитных ресурсов в размере 3,65 триллиона сумов на срок 7 лет, включая льготный период 3 года.

9. Согласиться с предложением Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и коммерческих банков о продлении сроков в графиках возвращения Фонду поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель ресурсов, выделенных коммерческим банкам за счет средств данного Фонда на организацию садоводства, виноградарства и лимоноводства в рамках программ, соответственно срокам кредитов, выделенных на данные направления.

10. Утвердить целевые параметры финансирования проектов в рамках программ развития семейного предпринимательства в разрезе источников и регионов в 2022 году согласно приложениям № № 1 и 2.

Уполномочить:

первого заместителя министра экономического развития и сокращения бедности Холхужаева С.М., заместителя председателя Центрального банка Камалова А.А., заместителя министра финансов Султанова Д.Ш. (далее – Координаторы программы) оперативно перераспределять выделяемые средства в разрезе уполномоченных коммерческих банков и областей исходя из фактической потребности, а также перспективности и направленности на создание дополнительных рабочих мест проектов, предлагаемых для финансирования;

центры поддержки семейного предпринимательства при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента распределять средства, выделенные регионам в рамках программ, в разрезе районов (городов) и махаллей (аулов) исходя из перспективности и направленности на создание дополнительных рабочих мест проектов, реализуемых в каждой махалле.

11. Определить, что:

Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, а также руководители секторов совместно с коммерческими банками являются ответственными за возвращение в установленные сроки кредитов, выделенных в рамках программ, в соответствии с графиками их погашения;

ежемесячные объемы кредитования в регионах уменьшаются на невыполненную часть графиков погашения кредитов.

12. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

обеспечить регулярное выставление на открытый электронный конкурс земельных площадей, предназначенных для посева кормовых культур для скота, а также пастбищ для их выпаса, пропорционально кредитам на животноводство в каждом регионе, выделяемым на основании настоящего постановления;

совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности реализовать в последующие два года на основе «Андижанского опыта» меры, направленные на обеспечение занятости и расширение источников доходов населения путем расширения экономической кооперации между субъектами предпринимательства и домохозяйствами во всех махаллях.

При этом ведущим субъектам предпринимательства, организующим деятельность на основе кооперации с гражданами, выделяются кредиты в рамках программ, гражданам, работающим на основе кооперации с данными субъектами предпринимательства, не допускается выделение кредитов в рамках программ.

13. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                                                                Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

20 декабря 2021 года

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О дополнительных мерах по развитию семейного предпринимательства и расширению источников доходов населения

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях обеспечения исполнения задач, определенных в рамках открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, проведенного 20 августа 2021 года, а также упрощения механизма выделения кредитов в рамках программ развития семейного предпринимательства, повышения занятости, расширения источников доходов и поддержки трудовой деятельности населения:

1. Установить порядок, в соответствии с которым в рамках программ развития семейного предпринимательства (далее – программы) в 2022 году:

а) ресурсы целевых фондов и Фонда реконструкции и развития (далее – фонды) для финансирования проектов размещаются в коммерческих банках по ставке 10 процентов годовых;

б) льготные кредиты по ставке 14 процентов годовых выделяются:

населению и субъектам предпринимательства, изъявившим желание заняться семейным предпринимательством, определенной трудовой деятельностью, направленной на получение дохода, и расширить вид деятельности – на срок до трех лет, включая льготный период от трех до шести месяцев;

для животноводства (крупный рогатый скот, овцы, козы), рыбоводства и птицеводства (производство яиц) – на срок до трех лет, включая льготный период до одного года;

для организации садоводства, виноградарства и лимоноводства, закупки теплиц, сельскохозяйственной техники и оборудования – на срок до 7 лет, включая льготный период до трех лет;

членам Ассоциации «Хунарманд» – на закупку оборудования, запасных частей и сырьевых материалов для производственных нужд, создание центров развития ремесленничества, школ «уста – шогирд», строительство домов-музеев и мастерских или приобретение в данных целях зданий и сооружений – на срок до 3 лет и на пополнение оборотных средств – на срок до 18 месяцев;

в) кредиты выделяются на основании рекомендации помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле (далее – помощник хокима), выдаваемой заемщику, проживающему (расположенному) в закрепленной за ним махалле;

г) кредиты в направлении развития животноводства выделяются в приоритетном порядке на создание мини-ферм по разведению от 10 до 50 голов племенного скота (крупного рогатого скота, овец, коз), ввезенного из-за рубежа;

д) ведущим субъектам предпринимательства кредиты выделяются на пополнение оборотных средств для производства сельскохозяйственной продукции на земельных площадях дехканских хозяйств и приусадебных землях населения на основе кооперации и закупки произведенной продукции.

2. АКБ «Агробанк», АКБ «Халк банки» и АКБ «Микрокредитбанк» (далее – уполномоченные коммерческие банки) обеспечить с 1 марта 2022 года выделение кредитов в рамках программ посредством Единой электронной платформы программ развития семейного предпринимательства (далее – Единая электронная платформа) полностью в цифровом формате. При этом:

заявление на получение кредита на всех этапах рассматривается в режиме онлайн, о решении, принятом на каждом этапе, информация представляется посредством Единой электронной платформы (СМС-сообщений, электронной почты или персонального кабинета);

документы о выделении кредитных средств формируются в электронной форме и заверяются дистанционно;

заявление на получение кредита направляется заемщиком самостоятельно либо при содействии помощника хокима, закрепленного за соответствующей махаллей, в дистанционном порядке;

кредиты на самозанятость выделяются населению в автоматизированном режиме посредством Единой электронной платформы на основании установленных критериев по результатам скоринговой оценки;

свободная закупка или реализация товаров и услуг за счет выделенных кредитов на основе рыночных принципов осуществляются с помощью системы «маркетплейс», созданной в Единой электронной платформе;

предложения о реализации своей продукции и услуг свободно размещаются в системе «маркетплейс» организациями, поставляющими оборудование и продукцию (выполняющими работы) (далее – поставщики);

услуги поставщиков оцениваются пользователями, их рейтинг формируется автоматически;

мониторинг своевременного и качественного выполнения поставщиками своих обязательств осуществляется центрами поддержки семейного предпринимательства районов (городов). По результатам мониторинга периодически изучается возможность предложения поставщиками своих услуг в системе «маркетплейс»;

кредиты перечисляются поставщику после поставки продукции (выполнения работы) заемщику и их приема заемщиком по цене, согласованной в договоре, заключенном заемщиком с самостоятельно отобранным поставщиком, а также путем идентификации заемщика по результатам мониторинга, проведенного помощником хокима;

помощники хокимов в закрепленных махаллях ведут мониторинг целевого использования и эффективности кредитов, выделенных в рамках программ, а также совместно с руководителями секторов и коммерческими банками принимают соответствующие меры по своевременному возврату кредитов.

3. Центральному банку совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций:

в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров проект соответствующего положения, предусматривающий использование Единой электронной платформы, включая выделение и оформление кредитов, а также регулирование электронного взаимодействия государственных органов и организаций;

в срок до 1 февраля 2022 года обеспечить интеграцию Единой электронной платформы с информационными системами Министерства внутренних дел, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства финансов, Государственного налогового комитета, коммерческих банков и иных соответствующих организаций.

4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства совместно с Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, ассоциациями «Хунарманд», «Узтукимачиликсаноат», «Узчармсаноат», «Узбекбаликсаноат», «Паррандасаноат», Ассоциацией пчеловодов Узбекистана, Ассоциацией производителей и экспортеров лимонов и иными ассоциациями, соответствующими ведомствами обеспечить регулярное внесение надежными (образцовыми) предприятиями-поставщиками предложений в систему «маркетплейс», а также надлежащую мощность и достаточность оборудования и видов оказываемых услуг в целях формирования атмосферы конкуренции между предприятиями-поставщиками в системе «маркетплейс» и обеспечения качественной поставки предлагаемых товаров и услуг по альтернативным ценам.

5. Установить, что:

кредиты в рамках программ выделяются в приоритетном порядке на проекты, направленные на обеспечение самозанятости граждан, включенных в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», доходным трудом или обеспечение их занятости постоянным трудом (создание рабочих мест);

выделение кредитов гражданам, включенным в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», не является основанием для их исключения из данных списков, граждане исключаются из данных тетрадей на основании рекомендации, предоставляемой помощником хокима, руководителями государственной налоговой инспекции района и соответствующего сектора, путем изучения сформированности источника постоянного и стабильного дохода от осуществления гражданином деятельности за счет выделенного кредита;

не допускается выделение в рамках программ новых кредитов заемщикам, не погасившим полностью имеющуюся задолженность по кредитным средствам, ранее выделенным в рамках данных программ, а также допустившим нецелевое использование ранее выделенных кредитов.

6. Рекомендовать Торгово-промышленной палате размещать совместно с коммерческими банками на Единой электронной платформе бизнес-планы проектов, направленные на создание высокоэффективных и стабильных рабочих мест в районах и городах.

7. Государственному налоговому комитету, Министерству занятости и трудовых отношений совместно с помощниками хокимов обеспечить регистрацию безработных граждан в качестве самозанятых лиц путем изучения сформированности источника постоянного и стабильного дохода от осуществления данным гражданином деятельности за счет кредита, выделенного ему в рамках программ, в установленном законодательством порядке.

8. Фонду реконструкции и развития в целях финансирования проектов в рамках программ:

а) в двухмесячный срок направить ресурсы в размере 2,9 триллиона сумов, выделенные АКБ «Агробанк», а также 1,3 триллиона сумов, выделенные АКБ «Микрокредитбанк», на увеличение уставного капитала указанных банков. При этом:

акции, выпущенные за счет средств, направленных на увеличение уставного капитала АКБ «Агробанк» и АКБ «Микрокредитбанк», оформляются непосредственно на имя Министерства финансов;

вступление Министерства финансов во владение в рамках настоящего пункта 50 процентами и более акций коммерческих банков не является владением приобретенными новыми акциями;

б) обеспечить в соответствии с распределением координаторов программы выделение уполномоченным банкам кредитных ресурсов в размере 3,65 триллиона сумов на срок 7 лет, включая льготный период 3 года.

9. Согласиться с предложением Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и коммерческих банков о продлении сроков в графиках возвращения Фонду поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель ресурсов, выделенных коммерческим банкам за счет средств данного Фонда на организацию садоводства, виноградарства и лимоноводства в рамках программ, соответственно срокам кредитов, выделенных на данные направления.

10. Утвердить целевые параметры финансирования проектов в рамках программ развития семейного предпринимательства в разрезе источников и регионов в 2022 году согласно приложениям № № 1 и 2.

Уполномочить:

первого заместителя министра экономического развития и сокращения бедности Холхужаева С.М., заместителя председателя Центрального банка Камалова А.А., заместителя министра финансов Султанова Д.Ш. (далее – Координаторы программы) оперативно перераспределять выделяемые средства в разрезе уполномоченных коммерческих банков и областей исходя из фактической потребности, а также перспективности и направленности на создание дополнительных рабочих мест проектов, предлагаемых для финансирования;

центры поддержки семейного предпринимательства при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента распределять средства, выделенные регионам в рамках программ, в разрезе районов (городов) и махаллей (аулов) исходя из перспективности и направленности на создание дополнительных рабочих мест проектов, реализуемых в каждой махалле.

11. Определить, что:

Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, а также руководители секторов совместно с коммерческими банками являются ответственными за возвращение в установленные сроки кредитов, выделенных в рамках программ, в соответствии с графиками их погашения;

ежемесячные объемы кредитования в регионах уменьшаются на невыполненную часть графиков погашения кредитов.

12. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

обеспечить регулярное выставление на открытый электронный конкурс земельных площадей, предназначенных для посева кормовых культур для скота, а также пастбищ для их выпаса, пропорционально кредитам на животноводство в каждом регионе, выделяемым на основании настоящего постановления;

совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности реализовать в последующие два года на основе «Андижанского опыта» меры, направленные на обеспечение занятости и расширение источников доходов населения путем расширения экономической кооперации между субъектами предпринимательства и домохозяйствами во всех махаллях.

При этом ведущим субъектам предпринимательства, организующим деятельность на основе кооперации с гражданами, выделяются кредиты в рамках программ, гражданам, работающим на основе кооперации с данными субъектами предпринимательства, не допускается выделение кредитов в рамках программ.

13. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                                                                Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

20 декабря 2021 года