Постановление Президента Республики Узбекистан

Постановление

Президента Республики Узбекистан

Известно, что обеспечение верховенства Конституции и закона является важнейшим критерием построения правового демократического государства в нашей стране.

Эффективность широкомасштабных реформ, осуществляемых в стране, основная гарантия мира и прогресса также непосредственно связаны с обеспечением верховенства Конституции и закона. Поэтому чрезвычайно важной и актуальной задачей становится создание среды, в которой соотечественники, а в первую очередь руководители, работающие во всех отраслях и сферах нашей жизни, граждане обязаны хорошо знать Конституцию и законы, правильно организовывать их исполнение, все члены общества без исключения должны строго их соблюдать.

Именно этого также требует отображение в основе обновлений и преобразований, осуществляемых в нашей стране ускоренными темпами, такой благородной цели, как воплощение на практике закрепленной прежде всего в Конституции нормы об обязательстве государственных органов служить интересам народа.

В данном направлении имеет важное значение принятие множества новых законов и подзаконных актов для обеспечения исполнения задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан.

В то же время обеспечение верховенства Конституции и закона требует эффективной борьбы против негативных последствий правонарушений, а также формирования действенной системы, направленной на раннее предотвращение таких случаев.

Повышение правосознания и правовой культуры в обществе имеет чрезвычайно важное значение в укреплении законности, что ставит на повестку дня в качестве важнейшей задачи формирование у каждой личности уважительного отношения к законам, правам и свободам человека, а также создание атмосферы нетерпимости к правонарушениям.

Вместе с тем в достижении верховенства Конституции и закона особое значение также имеют внедрение действенных форм общественного контроля, недопущение притеснения в любой форме законных прав представителей средств массовой информации.

В целях усиления эффективности проводимых реформ, безусловного обеспечения верховенства закона, повышения правосознания и правовой культуры в обществе, внедрения эффективных форм общественного контроля в развитии гражданского общества, а также расширения участия средств массовой информации в этих процессах:

1. В соответствии с задачами, определенными на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, утвердить Программу мер по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе (далее – Программа) согласно приложению*.

2. Определить основной целью реализации Программы достижение следующих конечных результатов:

обеспечение верховенства Конституции и закона, полного соответствия законам решений государственных органов и действий должностных лиц, эффективная организация исполнения законов;

поднятие на новый этап работ по повышению правосознания и правовой культуры в обществе, доведение до широких масс правовой информации посредством современных методов, формирование у каждого гражданина и должностных лиц чувства уважения к Конституции и законам;

в целях достижения верховенства Конституции и закона совершенствование механизмов общественного контроля за деятельностью государственных ведомств, оказание поддержки независимым и объективным средствам массовой информации, дальнейшее развитие институтов гражданского общества;

дальнейшее совершенствование системы правосудия, повышение авторитета и обеспечение подлинной независимости судебной власти;

усиление принципов открытости и гласности в государственном и общественном управлении, повседневной деятельности государственных органов, превращение правоохранительных органов в служащие интересам народа ведомства;

дальнейшее укрепление в качестве высшей ценности человека, его жизни, свободы, чести, достоинства и других неотъемлемых прав, определенных в Конституции и законах, гарантирование неприкосновенности собственности.

3. Установить, что:

а) начиная с 1 марта 2020 года:

решения о кардинальном обновлении архитектурного облика и благоустройстве населенных пунктов, а также проведении в них комплексных работ по строительству и реконструкции предварительно обсуждаются среди жителей данной территории и проходят общественную экспертизу;

документы об отводе земли физическим и юридическим лицам в течение одного дня после их принятия (оформления) публикуются на официальных веб-сайтах соответствующих хокимиятов;

б) начиная с 1 апреля 2020 года:

внедряется обязательный порядок видеосъемки действий по задержанию лица, разъяснению ему процессуальных прав, отказу от защитника;

на сотрудников правоохранительных органов после задержания ими лица возлагается обязанность по незамедлительному уведомлению о его задержании и месте содержания кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии – иных родственников или близких лиц;

в) начиная с 1 июля 2020 года факты применения процессуальных принудительных мер, ограничивающих права, в том числе задержания лица, вносятся в единую систему электронного учета.

4. По повышению эффективности обеспечения исполнения законов:

а) рекомендовать Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан совершенствовать и усилить деятельность по изучению состояния исполнения законодательных актов и правоприменительной практики, а также проведению мониторинга за принятием подзаконных актов, широкой пропаганде принятых законов среди населения;

б) рекомендовать Верховному суду Республики Узбекистан ежеквартально обобщать судебную практику по изучению состояния единообразного и правильного применения законов при осуществлении судебной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, при необходимости принимать соответствующие постановления Пленума;

в) Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить комплексное и целевое изучение законов, а также ежеквартальное обсуждение его результатов на заседаниях Президиума Кабинета Министров на плановой основе.

5. Верховному суду совместно с Генеральной прокуратурой, Службой государственной безопасности, Министерством внутренних дел и Министерством юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года разработать и внести в установленном порядке соответствующий проект закона, предусматривающий:

непосредственное обжалование в суд заинтересованными лицами решений прокурора, дознавателя или следователя о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, назначении ревизии, приостановлении дознания или предварительного следствия и прекращении уголовного дела;

усиление ответственности по фактам вмешательства в разрешение судебных дел, в том числе воздействия в любой форме на судью с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, вынесения неправосудного приговора, решения, определения или постановления.

6. Консультативному совету по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан (А. Саидов):

совместно с Центром развития гражданского общества и Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана в срок до 1 марта 2020 года разработать и утвердить комплексную программу по созданию действенной и современной системы осуществления общественного контроля в разрезе каждой сферы и отрасли;

внести в установленном порядке предложения по внедрению современных механизмов эффективного сотрудничества с институтами гражданского общества в области общественного контроля, а также мер поддержки их деятельности.

Рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года проведение государственных грантовых конкурсов на лучшие предложения среди негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации по внедрению эффективных и современных механизмов осуществления общественного контроля, а также расширению участия данных институтов в управлении обществом.

7. Национальному центру по правам человека Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года путем широкого обсуждения с участием международных организаций, общественности, специалистов и экспертов сферы разработать и внести в установленном порядке проект Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, предусматривающий:

обеспечение полноценного исполнения международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека;

совершенствование механизмов осуществления мониторинга за соблюдением прав и свобод граждан;

создание системы организационно-правовых и иных комплексных мер, направленных на обеспечение надежной защиты прав и свобод человека;

повышение эффективности механизмов и порядка имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека в законодательство и практическую деятельность государственных органов, в частности правоохранительных органов;

повышение правовой грамотности населения в области прав человека, в том числе распространение в данном направлении эффективной информации и просвещения, организацию образовательной деятельности;

поднятие на новый этап сотрудничества с международными и региональными структурами, национальными институтами зарубежных стран в области защиты прав человека.

8. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан:

в срок до 1 июля 2020 года разработать и внести в Кабинет Министров проекты законов «О телерадиовещании» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», предусматривающие обеспечение свободы деятельности  средств массовой информации и использования информации, усиление гарантий защиты от незаконных действий (решений) государственных органов и должностных лиц, определение профессиональных обязательств журналистов;

в срок до 1 марта 2020 года разработать и утвердить Программу комплексных мер по обеспечению открытости деятельности всех государственных органов и организаций, поднятию на новый этап их взаимосвязи с общественностью, в частности со средствами массовой информации.

9. Палате адвокатов совместно с Министерством юстиции, Верховным судом и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года разработать и внести в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект акта Президента Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры 
и коренному повышению статуса адвокатов, предусматривающий:

утверждение Концепции развития института адвокатуры;

дальнейшее повышение роли и значения Палаты адвокатов путем пересмотра полномочий Министерства юстиции Республики Узбекистан, связанных с деятельностью данной структуры;

пересмотр на основе международных стандартов механизма привлечения адвокатов следователем, прокурором и судом за счет государства;

установление дополнительных льгот для адвокатов.

10. Министерству юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 марта 2020 года:

разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект «Дорожной карты» по эффективной реализации Концепции повышения правовой культуры в обществе в 2020–2021 годах, предусматривающий применение практических, действенных и инновационных механизмов при разъяснении населению, особенно молодежи, их прав;

подготовить и внести в Кабинет Министров предложения по созданию новой системы по обновлению и систематизации законодательства.

11. Руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств обеспечить:

своевременное и качественное исполнение определенных в Программе мероприятий, разработку предусмотренных в ней проектов нормативно-правовых актов с проведением глубокого анализа законодательства и практики, а также на основе передового опыта развитых стран и активного 
обсуждения данных проектов среди широкой общественности, в том числе в социальных сетях;

ежеквартальное представление Министерству юстиции Республики Узбекистан информации о ходе выполнения Программы.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан:

проводить постоянный мониторинг состояния исполнения мероприятий, определенных в Программе;

обеспечить ежеквартальное представление в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о результатах мониторинга.

13. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана организовать широкое освещение в средствах массовой информации, а также сети Интернет целей и задач настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш.

Президент

Республики Узбекистан                 Ш. Мирзиёев

Город Ташкент,

13 декабря 2019 года

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О дополнительных мерах по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе

Постановление Президента Республики Узбекистан

Постановление

Президента Республики Узбекистан

Известно, что обеспечение верховенства Конституции и закона является важнейшим критерием построения правового демократического государства в нашей стране.

Эффективность широкомасштабных реформ, осуществляемых в стране, основная гарантия мира и прогресса также непосредственно связаны с обеспечением верховенства Конституции и закона. Поэтому чрезвычайно важной и актуальной задачей становится создание среды, в которой соотечественники, а в первую очередь руководители, работающие во всех отраслях и сферах нашей жизни, граждане обязаны хорошо знать Конституцию и законы, правильно организовывать их исполнение, все члены общества без исключения должны строго их соблюдать.

Именно этого также требует отображение в основе обновлений и преобразований, осуществляемых в нашей стране ускоренными темпами, такой благородной цели, как воплощение на практике закрепленной прежде всего в Конституции нормы об обязательстве государственных органов служить интересам народа.

В данном направлении имеет важное значение принятие множества новых законов и подзаконных актов для обеспечения исполнения задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан.

В то же время обеспечение верховенства Конституции и закона требует эффективной борьбы против негативных последствий правонарушений, а также формирования действенной системы, направленной на раннее предотвращение таких случаев.

Повышение правосознания и правовой культуры в обществе имеет чрезвычайно важное значение в укреплении законности, что ставит на повестку дня в качестве важнейшей задачи формирование у каждой личности уважительного отношения к законам, правам и свободам человека, а также создание атмосферы нетерпимости к правонарушениям.

Вместе с тем в достижении верховенства Конституции и закона особое значение также имеют внедрение действенных форм общественного контроля, недопущение притеснения в любой форме законных прав представителей средств массовой информации.

В целях усиления эффективности проводимых реформ, безусловного обеспечения верховенства закона, повышения правосознания и правовой культуры в обществе, внедрения эффективных форм общественного контроля в развитии гражданского общества, а также расширения участия средств массовой информации в этих процессах:

1. В соответствии с задачами, определенными на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, утвердить Программу мер по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе (далее – Программа) согласно приложению*.

2. Определить основной целью реализации Программы достижение следующих конечных результатов:

обеспечение верховенства Конституции и закона, полного соответствия законам решений государственных органов и действий должностных лиц, эффективная организация исполнения законов;

поднятие на новый этап работ по повышению правосознания и правовой культуры в обществе, доведение до широких масс правовой информации посредством современных методов, формирование у каждого гражданина и должностных лиц чувства уважения к Конституции и законам;

в целях достижения верховенства Конституции и закона совершенствование механизмов общественного контроля за деятельностью государственных ведомств, оказание поддержки независимым и объективным средствам массовой информации, дальнейшее развитие институтов гражданского общества;

дальнейшее совершенствование системы правосудия, повышение авторитета и обеспечение подлинной независимости судебной власти;

усиление принципов открытости и гласности в государственном и общественном управлении, повседневной деятельности государственных органов, превращение правоохранительных органов в служащие интересам народа ведомства;

дальнейшее укрепление в качестве высшей ценности человека, его жизни, свободы, чести, достоинства и других неотъемлемых прав, определенных в Конституции и законах, гарантирование неприкосновенности собственности.

3. Установить, что:

а) начиная с 1 марта 2020 года:

решения о кардинальном обновлении архитектурного облика и благоустройстве населенных пунктов, а также проведении в них комплексных работ по строительству и реконструкции предварительно обсуждаются среди жителей данной территории и проходят общественную экспертизу;

документы об отводе земли физическим и юридическим лицам в течение одного дня после их принятия (оформления) публикуются на официальных веб-сайтах соответствующих хокимиятов;

б) начиная с 1 апреля 2020 года:

внедряется обязательный порядок видеосъемки действий по задержанию лица, разъяснению ему процессуальных прав, отказу от защитника;

на сотрудников правоохранительных органов после задержания ими лица возлагается обязанность по незамедлительному уведомлению о его задержании и месте содержания кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии – иных родственников или близких лиц;

в) начиная с 1 июля 2020 года факты применения процессуальных принудительных мер, ограничивающих права, в том числе задержания лица, вносятся в единую систему электронного учета.

4. По повышению эффективности обеспечения исполнения законов:

а) рекомендовать Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан совершенствовать и усилить деятельность по изучению состояния исполнения законодательных актов и правоприменительной практики, а также проведению мониторинга за принятием подзаконных актов, широкой пропаганде принятых законов среди населения;

б) рекомендовать Верховному суду Республики Узбекистан ежеквартально обобщать судебную практику по изучению состояния единообразного и правильного применения законов при осуществлении судебной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, при необходимости принимать соответствующие постановления Пленума;

в) Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить комплексное и целевое изучение законов, а также ежеквартальное обсуждение его результатов на заседаниях Президиума Кабинета Министров на плановой основе.

5. Верховному суду совместно с Генеральной прокуратурой, Службой государственной безопасности, Министерством внутренних дел и Министерством юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года разработать и внести в установленном порядке соответствующий проект закона, предусматривающий:

непосредственное обжалование в суд заинтересованными лицами решений прокурора, дознавателя или следователя о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, назначении ревизии, приостановлении дознания или предварительного следствия и прекращении уголовного дела;

усиление ответственности по фактам вмешательства в разрешение судебных дел, в том числе воздействия в любой форме на судью с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, вынесения неправосудного приговора, решения, определения или постановления.

6. Консультативному совету по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан (А. Саидов):

совместно с Центром развития гражданского общества и Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана в срок до 1 марта 2020 года разработать и утвердить комплексную программу по созданию действенной и современной системы осуществления общественного контроля в разрезе каждой сферы и отрасли;

внести в установленном порядке предложения по внедрению современных механизмов эффективного сотрудничества с институтами гражданского общества в области общественного контроля, а также мер поддержки их деятельности.

Рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года проведение государственных грантовых конкурсов на лучшие предложения среди негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации по внедрению эффективных и современных механизмов осуществления общественного контроля, а также расширению участия данных институтов в управлении обществом.

7. Национальному центру по правам человека Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года путем широкого обсуждения с участием международных организаций, общественности, специалистов и экспертов сферы разработать и внести в установленном порядке проект Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, предусматривающий:

обеспечение полноценного исполнения международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека;

совершенствование механизмов осуществления мониторинга за соблюдением прав и свобод граждан;

создание системы организационно-правовых и иных комплексных мер, направленных на обеспечение надежной защиты прав и свобод человека;

повышение эффективности механизмов и порядка имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека в законодательство и практическую деятельность государственных органов, в частности правоохранительных органов;

повышение правовой грамотности населения в области прав человека, в том числе распространение в данном направлении эффективной информации и просвещения, организацию образовательной деятельности;

поднятие на новый этап сотрудничества с международными и региональными структурами, национальными институтами зарубежных стран в области защиты прав человека.

8. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан:

в срок до 1 июля 2020 года разработать и внести в Кабинет Министров проекты законов «О телерадиовещании» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», предусматривающие обеспечение свободы деятельности  средств массовой информации и использования информации, усиление гарантий защиты от незаконных действий (решений) государственных органов и должностных лиц, определение профессиональных обязательств журналистов;

в срок до 1 марта 2020 года разработать и утвердить Программу комплексных мер по обеспечению открытости деятельности всех государственных органов и организаций, поднятию на новый этап их взаимосвязи с общественностью, в частности со средствами массовой информации.

9. Палате адвокатов совместно с Министерством юстиции, Верховным судом и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года разработать и внести в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект акта Президента Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры 
и коренному повышению статуса адвокатов, предусматривающий:

утверждение Концепции развития института адвокатуры;

дальнейшее повышение роли и значения Палаты адвокатов путем пересмотра полномочий Министерства юстиции Республики Узбекистан, связанных с деятельностью данной структуры;

пересмотр на основе международных стандартов механизма привлечения адвокатов следователем, прокурором и судом за счет государства;

установление дополнительных льгот для адвокатов.

10. Министерству юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 марта 2020 года:

разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект «Дорожной карты» по эффективной реализации Концепции повышения правовой культуры в обществе в 2020–2021 годах, предусматривающий применение практических, действенных и инновационных механизмов при разъяснении населению, особенно молодежи, их прав;

подготовить и внести в Кабинет Министров предложения по созданию новой системы по обновлению и систематизации законодательства.

11. Руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств обеспечить:

своевременное и качественное исполнение определенных в Программе мероприятий, разработку предусмотренных в ней проектов нормативно-правовых актов с проведением глубокого анализа законодательства и практики, а также на основе передового опыта развитых стран и активного 
обсуждения данных проектов среди широкой общественности, в том числе в социальных сетях;

ежеквартальное представление Министерству юстиции Республики Узбекистан информации о ходе выполнения Программы.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан:

проводить постоянный мониторинг состояния исполнения мероприятий, определенных в Программе;

обеспечить ежеквартальное представление в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о результатах мониторинга.

13. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана организовать широкое освещение в средствах массовой информации, а также сети Интернет целей и задач настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш.

Президент

Республики Узбекистан                 Ш. Мирзиёев

Город Ташкент,

13 декабря 2019 года