Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

За последние годы в стране реализован ряд конкретных мер по совершенствованию системы юридического образования, предусматривающих внедрение в учебно-педагогический процесс инновационно-передовых и международных образовательных стандартов, повышение кадрового потенциала и стимулирование труда профессоров-преподавателей, а также укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Вместе с тем эффективность отечественного юридического образования остается относительно низкой, что обусловлено наличием ряда системных проблем и недостатков, которые препятствуют подготовке высококвалифицированных специалистов-юристов и развитию юридической науки в стране.

Отсутствие конкуренции в сфере подготовки юридических кадров негативно сказывается на формировании отечественной научной школы юриспруденции, ограничивает равный доступ
к получению образования одаренной молодежи, особенно из регионов.

Не уделяется должное внимание практическому внедрению результатов научных исследований в сфере права, широкому использованию современных методик преподавания, а также модернизации образовательных стандартов и пересмотру учебных программ с учетом современных требований, что приводит к снижению качества юридического образования и научного потенциала.

В целях кардинального совершенствования системы юридического образования и науки, обеспечения их конкурентоспособности на международном образовательном пространстве, повышения качества подготовки юридических кадров, а также реализации задач, определенных в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года:

1. Одобрить предложение Министерства юстиции, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства высшего и среднего специального образования, Национального центра Республики Узбекистан по правам человека,
а также широкой юридической общественности о:

определении Ташкентского государственного юридического университета (далее – ТГЮУ) базовым высшим образовательным и научно-методическим учреждением по подготовке, переподготовке юридических кадров по специальности «юриспруденция»;

создании юридических факультетов в Самаркандском, Наманганском и Термезском государственных университетах (далее – юридические факультеты) с осуществлением приема по направлению «юриспруденция» по квотам, включая дополнительный прием по дифференцированному платному контракту, формируемым и утверждаемым в установленном порядке по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан;

образовании Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан, осуществляющего фундаментальные
и прикладные исследования в области государства, права и политико-правовых учений.

2. Определить приоритетными направлениями дальнейшего развития юридического образования и правовой науки:

обеспечение подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих и честных кадров на основе современных требований, передового международного юридического опыта
и потребностей рынка труда;

совершенствование кредитно-модульной системы обучения и способов оценки знаний студентов, широкое применение современных информационно-коммуникационных технологий
в учебном процессе и модернизацию учебной базы;

обеспечение тесной связи учебного процесса и правоприменительной практики путем развития клинического юридического обучения;

активизацию сотрудничества, совместных правовых исследований, обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими образовательными
и научными учреждениями развитых зарубежных государств;

проведение научных и инновационных исследований
в сфере государства и права с разработкой информационных правовых технологий и систем (LegalTech);

реализацию с зарубежными партнерами совместных образовательных программ по подготовке юридических кадров (doubledegree), активное вовлечение в учебно-образовательный процесс зарубежных ученых и специалистов;

создание открытой, прозрачной, свободной от субъективизма
и злоупотреблений образовательной среды с внедрением системы «Электронный университет» (E-University);

повышение конкурентоспособности отечественного юридического образования путем реализации мер по включению ТГЮУ и юридических факультетов в рейтинги международно признанных образовательных учреждений.

3. Внедрить порядок формирования заказа на подготовку юридических кадров, в соответствии с которым:

параметры приема в ТГЮУ, юридические факультеты
и юридические техникумы формируются с учетом текущей
и перспективной потребности в юридических кадрах в органах государственной власти и управления, организациях различных форм собственности, в том числе субъектах предпринимательства,
на основе анализа в разрезе каждого региона, отраслей
экономики и социальной сферы с созданием электронной платформы мониторинга и прогнозирования потребностей
в юридических кадрах;

органы государственной власти и управления, органы государственной власти на местах, Торгово-промышленная палата
и Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана ежегодно в установленные сроки представляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан информацию о потребностях работодателей в юридических кадрах;

организации всех форм собственности, включая субъекты предпринимательства, вправе участвовать в формировании заказа
на подготовку юридических кадров, в том числе осуществлять оплату стоимости обучения кадров в ТГЮУ, юридических факультетах и юридических техникумах с принятием
ими обязательств о непрерывной работе после окончания обучения
в организации-заказчике в течение срока, определяемого в договоре;

внедряется конкурсный отбор образовательных учреждений, осуществляющих подготовку юридических кадров, для размещения заказа на подготовку юридических кадров с организацией подготовки специалистов на договорной основе совместно с потенциальными работодателями (образовательные кластеры).

Министерству юстиции Республики Узбекистан:

совместно с Торгово-промышленной палатой и Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных
земель Узбекистана на регулярной основе оказывать содействие
субъектам предпринимательства, в том числе сельскохозяйственным производителям, в организации собственных юридических служб;

совместно с Министерством занятости и трудовых отношений
и Министерством экономического развития и сокращения бедности
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по пересмотру Классификатора
основных должностей служащих и профессий рабочих
с расширением перечня должностей, для замещения которых необходимо юридическое образование.

4. Утвердить новый состав Попечительского совета Ташкентского государственного юридического университета согласно приложению № 1.

Возложить на Попечительский совет, наряду с задачами, определенными законодательством, обеспечение эффективного формирования заказа на подготовку юридических
кадров на основе глубокого анализа текущей и перспективной потребностей в юридических кадрах в органах государственной власти и управления, органах государственной власти на местах, организациях различных форм собственности, в том числе субъектах предпринимательства.

5. Принять к сведению, что:

в ТГЮУ функционирует Центр исследования японского права, созданный совместно с Нагойским университетом (Япония), содействующий подготовке квалифицированных юридических кадров со знанием японского языка и права, академическому обмену и проведению совместных научных правовых исследований;

достигнута договоренность с Регенсбургским университетом (Федеративная Республика Германия) об открытии в ТГЮУ
в 2020 году Центра немецкого права и сравнительно-правовых исследований, направленного на подготовку высококвалифицированных юридических кадров со знанием немецкого языка и права;

ведутся переговоры с высшими образовательными учреждениями Великобритании и Китайской Народной Республики о создании в ТГЮУ центров исследования английского и китайского права.

Министерству юстиции совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан оказывать всестороннее содействие ТГЮУ в организации деятельности центров исследования зарубежного права.

6. Согласиться с предложениями Министерства юстиции Республики Узбекистан и ТГЮУ о:

а) создании в ТГЮУ Факультета международного права
и сравнительного правоведения (далее – Факультет) с возложением на него следующих основных задач:

подготовка высококвалифицированных юридических кадров
на основе глубокого изучения международного частного права,
в том числе права международного арбитража, а также сравнительного исследования отечественного и японского, немецкого права и правовых систем развитых зарубежных государств;

выработка предложений по имплементации норм международного права и совершенствованию национального законодательства с учетом результатов сравнительных исследований права и правовых систем Японии, Германии и других развитых зарубежных государств;

организация на системной основе стажировок, обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими высшими образовательными учреждениями зарубежных государств с целью сравнительного исследования зарубежного права и правовых систем;

участие в разработке проектов нормативно-правовых актов
в области конституционного, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права;

б) определении в качестве основных партнеров Факультета
со стороны Японии – Нагойского университета, со стороны Федеративной Республики Германия – Регенсбургского университета.

Установить, что:

центры исследования зарубежного права функционируют
в структуре Факультета;

на базе Факультета создается площадка по организации
с зарубежными образовательными учреждениями и международными организациями совместных исследовательских, учебно-образовательных и иных проектов в области права;

к учебному процессу на Факультете активно привлекается профессорско-преподавательский состав зарубежных высших образовательных учреждений.

7. Министерству юстиции Республики Узбекистан
в трехмесячный срок обеспечить проведение переговоров
с представителями Нагойского и Регенсбургского университетов
и других высших образовательных учреждений зарубежных государств, международных организаций с утверждением по итогам:

Программы мер по организации перевода
на государственный язык и публикации серии учебной литературы по юридическим дисциплинам ведущих японских, немецких и других зарубежных ученых на 2020–2025 годы;

Графика обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими высшими образовательными учреждениями зарубежных государств, а также организации стажировок на 2021–2022 годы.

Предусмотреть, что финансирование расходов, связанных
с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции, а также средств спонсоров и доноров.

8. Хокимияту города Ташкента совместно с Министерством строительства, Министерством юстиции, Министерством высшего
и среднего специального образования, а также Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок изучить возможности возведения в городе Ташкенте современного кампуса ТГЮУ, включающего инфраструктуру, необходимую для организации инновационного учебного процесса, с внесением обоснованных предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

9. Одобрить предложения Министерства юстиции, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, предусматривающие начиная с 2020/2021 учебного года:

осуществление приема в магистратуру ТГЮУ граждан Республики Узбекистан путем тестовых испытаний, проводимых Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Государственный центр тестирования), внедрив программы дистанционного, заочного
и вечернего обучения для лиц с базовым высшим юридическим образованием без отрыва от производства;

осуществление приема без вступительных тестовых
испытаний на платно-контрактной основе, вне параметров
приема, руководящих работников, имеющих базовое высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа работы
по юридическому направлению в центральных органах государственной власти и управления, на основе рекомендации первого руководителя соответствующего государственного органа
в магистратуру для обучения по программе дистанционного,
заочного и вечернего обучения без отрыва от производства;

внедрение порядка приема в магистратуру ТГЮУ выпускников, окончивших с отличием бакалавриат по направлению «юриспруденция», без вступительных тестовых испытаний на платно-контрактной основе с оплатой 50 процентов стоимости обучения, вне параметров приема, с принятием обязательства о непрерывной работе не менее трех лет в ТГЮУ, юридических факультетах, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ после окончания обучения;

организацию в ТГЮУ, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ на платной основе подготовительных и других курсов, летних и зимних школ, в том числе для иностранных граждан.

10. Предоставить право ректору ТГЮУ за счет внебюджетных средств (платно-контрактных, в том числе дифференцированного платного контракта):

привлекать зарубежных специалистов в качестве консультантов, лекторов и преподавателей с установлением
им размеров заработной платы и иных выплат с учетом фактической конъюнктуры на рынке труда;

осуществлять оплату стоимости обучения и связанных с ним расходов перспективных выпускников бакалавриата, магистратуры
и работников ТГЮУ в магистратуре и докторантуре зарубежных образовательных и научных учреждений с условием принятия
ими обязательства о непрерывной работе не менее трех лет
в ТГЮУ после окончания обучения;

выделять стипендии и гранты одаренным студентам ТГЮУ
и учащимся академического лицея при ТГЮУ.

11. Принять к сведению, что с 1 января 2020 года ТГЮУ переведен на систему самофинансирования с учетом его финансовой устойчивости и повышенной востребованности на рынке образовательных услуг.

Определить, что ТГЮУ, наряду с правами, предоставленными высшим образовательным учреждениям, перешедшим на систему самофинансирования, также самостоятельно осуществляет:

координацию учебно-методического процесса академического лицея при ТГЮУ, разработку и утверждение его структуры,
учебных планов и программ, определение параметров приема
и направления образования с учетом обеспечения непрерывности
и преемственности образования;

нормирование труда педагогических работников юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ;

реализацию совместных образовательных программ и создание совместных факультетов в ТГЮУ, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ на основе соглашений с зарубежными партнерами;

определение параметров дополнительного приема
в бакалавриат и магистратуру ТГЮУ по дифференцированному платному контракту с установлением стоимости оплаты за обучение;

определение блоков предметов тестовых испытаний
при поступлении в бакалавриат и магистратуру, а также сроков обучения и порядка посещения студентами учебных занятий;

организацию на условиях аутсорсинга преподавания непрофильных дисциплин и проведения факультативных занятий
в ТГЮУ и академическом лицее при ТГЮУ;

заключение и реализацию всех видов соглашений
о государственно-частном партнерстве, в том числе по строительству и использованию зданий, сооружений ТГЮУ и академического лицея при ТГЮУ;

создание коммерческих и некоммерческих организаций (стартапы, фонды и другие) для коммерциализации инновационной
и научной деятельности, а также привлечения финансовых ресурсов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;

утверждение сметы доходов и расходов, штатного расписания, бизнес-плана на финансовый год, внесение в них изменений
и дополнений, а также осуществление капитального ремонта, реконструкции зданий и сооружений, установление системы и порядка оплаты труда работников ТГЮУ и академического лицея при ТГЮУ по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан.

12. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию деятельности Ташкентского государственного юридического университета согласно приложению № 2.

13. Министерству юстиции Республики Узбекистан
в трехмесячный срок обеспечить:

утверждение Антикоррупционной программы, кодекса этики работников и студентов (учащихся), прозрачного порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения работников
к совершению коррупционных правонарушений, а также создание Комиссии по противодействию коррупции;

разработку и утверждение комплексного плана мер по вхождению ТГЮУ в перечень лучших высших образовательных учреждений в рейтингах международно признанных организаций до 2030 года, а также повышению его позиции в национальном рейтинге;

разработку совместно с Палатой адвокатов, Нотариальной палатой Республики Узбекистан и иными заинтересованными ведомствами и внесение в Кабинет Министров проекта правительственного решения по совершенствованию системы повышения квалификации адвокатов, нотариусов, работников органов ЗАГСа, юрисконсультов и иных работников
с учетом современных требований и международных стандартов;

создание публикуемого на регулярной основе реферируемого студенческого юридического журнала;

оказание содействия в образовании при ТГЮУ общественного объединения молодых юристов, объединяющего на добровольных началах студентов ТГЮУ и других высших образовательных учреждений республики, осуществляющих подготовку юридических кадров;

разработку комплекса мер по подготовке серии учебников
и учебных пособий нового поколения с учетом проводимых правовых реформ и с привлечением зарубежных ученых
и специалистов, а также обновлению и пересмотру учебных планов и программ с учетом потребностей современного этапа реформ в стране и передового зарубежного опыта.

14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

реализовать комплексные меры по организации деятельности юридических факультетов в Самаркандском, Наманганском
и Термезском государственных университетах;

обеспечить укомплектование юридических факультетов педагогическими кадрами высокой квалификации, владеющими современными формами и методами обучения, научным потенциалом и практическим опытом работы;

организовать на юридических факультетах учебный процесс
на основе кредитно-модульной системы, широкого внедрения
и использования современных образовательных технологий, новейшего информационного и учебно-лабораторного оборудования;

обеспечить подготовку и реализацию на ежегодной основе программ стажировки преподавателей юридических факультетов
в ведущих образовательных учреждениях, научно-исследовательских центрах, законодательных, судебных, правоохранительных и других органах Узбекистана, а также зарубежных государств;

в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по укреплению материально-технической базы юридических факультетов.

Предоставить право ректорам высших образовательных учреждений, в которых создаются юридические факультеты, устанавливать дополнительные надбавки профессорско-преподавательскому составу юридических факультетов с учетом конкретных результатов работы за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений, поступающих от обучения студентов на данных факультетах.

15. Установить, что:

а) начиная с 2020/2021 учебного года в юридических техникумах:

учебный процесс организуется с применением кредитно-модульной системы с сокращением количества непрофильных дисциплин;

прием граждан Республики Узбекистан осуществляется путем тестовых испытаний, проводимых Государственным центром тестирования с внедрением порядка дополнительного приема
по дифференцированному платному контракту;

дипломы установленного образца зарубежных образовательных учреждений (бакалавриат, магистратура), выданные лицам, продолжившим обучение после завершения совместных образовательных программ и совместных факультетов юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ, признаются документом о высшем образовании в Республике Узбекистан
без дополнительных административных процедур;

педагогические и руководящие работники, проработавшие
не менее трех лет в юридических техникумах, имеющие базовое высшее юридическое образование, вправе поступать в магистратуру ТГЮУ без вступительных тестовых испытаний на платно-контрактной основе, вне параметров приема, с принятием обязательства о непрерывной работе не менее трех лет в органах
и учреждениях юстиции, прежде всего в юридических техникумах, после окончания обучения согласно распределению;

б) начиная с 2020/2021 учебного года в академическом лицее
при ТГЮУ вводится порядок дополнительного приема на платно-контрактной основе, в том числе по дифференцированному платному контракту, с самостоятельным определением ТГЮУ порядка и параметров приема, а также стоимости оплаты за обучение;

в) начиная с 2021/2022 учебного года выпускники академического лицея при ТГЮУ, имеющие высокую успеваемость по всем предметам, вправе поступать в ТГЮУ без вступительных тестовых испытаний путем индивидуального собеседования на платно-контрактной основе вне параметров приема.

16. Определить, что:

Государственный образовательный стандарт для области образования «Право» разрабатывается и утверждается Министерством высшего и среднего специального образования
по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан;

профессорско-преподавательский состав и другие работники ТГЮУ, юридических факультетов и юридических техникумов не могут привлекаться к другой работе министерств и ведомств,
кроме учебной, научно-исследовательской и духовно-просветительской деятельности, а также оказанию услуг в рамках договоров;

все средства, поступающие от реализации основных средств
и товарно-материальных ценностей, организации платных курсов
и оказания других видов услуг, аккумулируются в фондах развития ТГЮУ и юридических техникумов, которые самостоятельно распоряжаются данными средствами;

начиная с 1 мая 2020 года средства от сдачи имущества ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ в аренду полностью направляются в фонды развития данных учреждений за вычетом вознаграждения оператора электронной торговой площадки;

ТГЮУ предоставляется право организовывать дистанционную, заочную и вечернюю формы обучения;

ТГЮУ освобождается от всех отчислений в фонды, формируемые за счет поступлений от обучения на платно-контрактной основе высших образовательных учреждений.

17. Уполномочить Министерство юстиции Республики Узбекистан:

утверждать стоимость платно-контрактного обучения
и сроки его оплаты, а также параметры дополнительного
приема и стоимость обучения в юридических техникумах
по дифференцированному платному контракту;

разрабатывать и утверждать типовые штаты (нормативы) административно-управленческого, учебно-вспомогательного, инженерно-технического, обслуживающего и прочего персонала ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ, а также структуры юридических техникумов;

приравнивать размеры оплаты труда работников ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ к базовым должностным окладам руководящих работников и преподавателей данных учреждений за счет внебюджетных средств (платно-контрактных, в том числе дифференцированного платного контракта);

определять сроки и форму обучения в юридических техникумах с учетом передового международного опыта;

обсуждать и утверждать годовые и другие финансовые отчеты образовательных учреждений системы Министерства юстиции Республики Узбекистан;

определять полномочия ректора и Совета ТГЮУ, а также систему и порядок оплаты труда работников юридических техникумов;

выделять стипендии и гранты одаренным студентам (учащимся) образовательных учреждений системы Министерства юстиции, а также гранты работникам органов и учреждений юстиции для оплаты обучения, прохождения стажировок и связанных с ними расходов в зарубежных образовательных, научных и иных организациях за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции.

18. Министерству юстиции, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Палате адвокатов, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

а) на постоянной основе оказывать всестороннее содействие ТГЮУ и юридическим факультетам в эффективной организации учебного процесса путем привлечения практических работников министерств и ведомств для проведения лекций, мастер-классов, семинаров-тренингов, направленных на обеспечение тесной связи теоретической подготовки с правоприменительной практикой;

б) в трехмесячный срок:

внести предложения по установлению порядка осуществления адвокатской деятельности педагогическим составом ТГЮУ, юридических факультетов и юридических техникумов без прохождения стажировки в адвокатском формировании и с сохранением основного места работы в ТГЮУ, юридических факультетах и юридических техникумах;

обеспечить совместно с заинтересованными министерствами
и ведомствами организацию кафедр ТГЮУ и юридических
факультетов с созданием необходимых условий для проведения практических занятий и исследований;

предоставить ТГЮУ, юридическим факультетам и юридическим техникумам доступ к статистической, архивной и другой информации в своих ведомствах (за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством), а также обеспечить подключение к системе видеоконференцсвязи, позволяющей проводить образовательные мероприятия.

19. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых имеются образовательные учреждения, осуществляющие подготовку юридических кадров, принять меры по совершенствованию порядка приема на учебу и организации учебного процесса с учетом положений настоящего Указа.

20. Кабинету Министров Республики Узбекистан в трехмесячный срок принять постановление Кабинета Министров об организации деятельности Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан.

21. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2013 года № ПП–1990
«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров».

22. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

23. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно
с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести
в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях
в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

24. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить
на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

          Президент

Республики Узбекистан                         Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

29 апреля 2020 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

За последние годы в стране реализован ряд конкретных мер по совершенствованию системы юридического образования, предусматривающих внедрение в учебно-педагогический процесс инновационно-передовых и международных образовательных стандартов, повышение кадрового потенциала и стимулирование труда профессоров-преподавателей, а также укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Вместе с тем эффективность отечественного юридического образования остается относительно низкой, что обусловлено наличием ряда системных проблем и недостатков, которые препятствуют подготовке высококвалифицированных специалистов-юристов и развитию юридической науки в стране.

Отсутствие конкуренции в сфере подготовки юридических кадров негативно сказывается на формировании отечественной научной школы юриспруденции, ограничивает равный доступ
к получению образования одаренной молодежи, особенно из регионов.

Не уделяется должное внимание практическому внедрению результатов научных исследований в сфере права, широкому использованию современных методик преподавания, а также модернизации образовательных стандартов и пересмотру учебных программ с учетом современных требований, что приводит к снижению качества юридического образования и научного потенциала.

В целях кардинального совершенствования системы юридического образования и науки, обеспечения их конкурентоспособности на международном образовательном пространстве, повышения качества подготовки юридических кадров, а также реализации задач, определенных в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года:

1. Одобрить предложение Министерства юстиции, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства высшего и среднего специального образования, Национального центра Республики Узбекистан по правам человека,
а также широкой юридической общественности о:

определении Ташкентского государственного юридического университета (далее – ТГЮУ) базовым высшим образовательным и научно-методическим учреждением по подготовке, переподготовке юридических кадров по специальности «юриспруденция»;

создании юридических факультетов в Самаркандском, Наманганском и Термезском государственных университетах (далее – юридические факультеты) с осуществлением приема по направлению «юриспруденция» по квотам, включая дополнительный прием по дифференцированному платному контракту, формируемым и утверждаемым в установленном порядке по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан;

образовании Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан, осуществляющего фундаментальные
и прикладные исследования в области государства, права и политико-правовых учений.

2. Определить приоритетными направлениями дальнейшего развития юридического образования и правовой науки:

обеспечение подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих и честных кадров на основе современных требований, передового международного юридического опыта
и потребностей рынка труда;

совершенствование кредитно-модульной системы обучения и способов оценки знаний студентов, широкое применение современных информационно-коммуникационных технологий
в учебном процессе и модернизацию учебной базы;

обеспечение тесной связи учебного процесса и правоприменительной практики путем развития клинического юридического обучения;

активизацию сотрудничества, совместных правовых исследований, обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими образовательными
и научными учреждениями развитых зарубежных государств;

проведение научных и инновационных исследований
в сфере государства и права с разработкой информационных правовых технологий и систем (LegalTech);

реализацию с зарубежными партнерами совместных образовательных программ по подготовке юридических кадров (doubledegree), активное вовлечение в учебно-образовательный процесс зарубежных ученых и специалистов;

создание открытой, прозрачной, свободной от субъективизма
и злоупотреблений образовательной среды с внедрением системы «Электронный университет» (E-University);

повышение конкурентоспособности отечественного юридического образования путем реализации мер по включению ТГЮУ и юридических факультетов в рейтинги международно признанных образовательных учреждений.

3. Внедрить порядок формирования заказа на подготовку юридических кадров, в соответствии с которым:

параметры приема в ТГЮУ, юридические факультеты
и юридические техникумы формируются с учетом текущей
и перспективной потребности в юридических кадрах в органах государственной власти и управления, организациях различных форм собственности, в том числе субъектах предпринимательства,
на основе анализа в разрезе каждого региона, отраслей
экономики и социальной сферы с созданием электронной платформы мониторинга и прогнозирования потребностей
в юридических кадрах;

органы государственной власти и управления, органы государственной власти на местах, Торгово-промышленная палата
и Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана ежегодно в установленные сроки представляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан информацию о потребностях работодателей в юридических кадрах;

организации всех форм собственности, включая субъекты предпринимательства, вправе участвовать в формировании заказа
на подготовку юридических кадров, в том числе осуществлять оплату стоимости обучения кадров в ТГЮУ, юридических факультетах и юридических техникумах с принятием
ими обязательств о непрерывной работе после окончания обучения
в организации-заказчике в течение срока, определяемого в договоре;

внедряется конкурсный отбор образовательных учреждений, осуществляющих подготовку юридических кадров, для размещения заказа на подготовку юридических кадров с организацией подготовки специалистов на договорной основе совместно с потенциальными работодателями (образовательные кластеры).

Министерству юстиции Республики Узбекистан:

совместно с Торгово-промышленной палатой и Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных
земель Узбекистана на регулярной основе оказывать содействие
субъектам предпринимательства, в том числе сельскохозяйственным производителям, в организации собственных юридических служб;

совместно с Министерством занятости и трудовых отношений
и Министерством экономического развития и сокращения бедности
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по пересмотру Классификатора
основных должностей служащих и профессий рабочих
с расширением перечня должностей, для замещения которых необходимо юридическое образование.

4. Утвердить новый состав Попечительского совета Ташкентского государственного юридического университета согласно приложению № 1.

Возложить на Попечительский совет, наряду с задачами, определенными законодательством, обеспечение эффективного формирования заказа на подготовку юридических
кадров на основе глубокого анализа текущей и перспективной потребностей в юридических кадрах в органах государственной власти и управления, органах государственной власти на местах, организациях различных форм собственности, в том числе субъектах предпринимательства.

5. Принять к сведению, что:

в ТГЮУ функционирует Центр исследования японского права, созданный совместно с Нагойским университетом (Япония), содействующий подготовке квалифицированных юридических кадров со знанием японского языка и права, академическому обмену и проведению совместных научных правовых исследований;

достигнута договоренность с Регенсбургским университетом (Федеративная Республика Германия) об открытии в ТГЮУ
в 2020 году Центра немецкого права и сравнительно-правовых исследований, направленного на подготовку высококвалифицированных юридических кадров со знанием немецкого языка и права;

ведутся переговоры с высшими образовательными учреждениями Великобритании и Китайской Народной Республики о создании в ТГЮУ центров исследования английского и китайского права.

Министерству юстиции совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан оказывать всестороннее содействие ТГЮУ в организации деятельности центров исследования зарубежного права.

6. Согласиться с предложениями Министерства юстиции Республики Узбекистан и ТГЮУ о:

а) создании в ТГЮУ Факультета международного права
и сравнительного правоведения (далее – Факультет) с возложением на него следующих основных задач:

подготовка высококвалифицированных юридических кадров
на основе глубокого изучения международного частного права,
в том числе права международного арбитража, а также сравнительного исследования отечественного и японского, немецкого права и правовых систем развитых зарубежных государств;

выработка предложений по имплементации норм международного права и совершенствованию национального законодательства с учетом результатов сравнительных исследований права и правовых систем Японии, Германии и других развитых зарубежных государств;

организация на системной основе стажировок, обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими высшими образовательными учреждениями зарубежных государств с целью сравнительного исследования зарубежного права и правовых систем;

участие в разработке проектов нормативно-правовых актов
в области конституционного, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права;

б) определении в качестве основных партнеров Факультета
со стороны Японии – Нагойского университета, со стороны Федеративной Республики Германия – Регенсбургского университета.

Установить, что:

центры исследования зарубежного права функционируют
в структуре Факультета;

на базе Факультета создается площадка по организации
с зарубежными образовательными учреждениями и международными организациями совместных исследовательских, учебно-образовательных и иных проектов в области права;

к учебному процессу на Факультете активно привлекается профессорско-преподавательский состав зарубежных высших образовательных учреждений.

7. Министерству юстиции Республики Узбекистан
в трехмесячный срок обеспечить проведение переговоров
с представителями Нагойского и Регенсбургского университетов
и других высших образовательных учреждений зарубежных государств, международных организаций с утверждением по итогам:

Программы мер по организации перевода
на государственный язык и публикации серии учебной литературы по юридическим дисциплинам ведущих японских, немецких и других зарубежных ученых на 2020–2025 годы;

Графика обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими высшими образовательными учреждениями зарубежных государств, а также организации стажировок на 2021–2022 годы.

Предусмотреть, что финансирование расходов, связанных
с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции, а также средств спонсоров и доноров.

8. Хокимияту города Ташкента совместно с Министерством строительства, Министерством юстиции, Министерством высшего
и среднего специального образования, а также Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок изучить возможности возведения в городе Ташкенте современного кампуса ТГЮУ, включающего инфраструктуру, необходимую для организации инновационного учебного процесса, с внесением обоснованных предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

9. Одобрить предложения Министерства юстиции, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, предусматривающие начиная с 2020/2021 учебного года:

осуществление приема в магистратуру ТГЮУ граждан Республики Узбекистан путем тестовых испытаний, проводимых Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Государственный центр тестирования), внедрив программы дистанционного, заочного
и вечернего обучения для лиц с базовым высшим юридическим образованием без отрыва от производства;

осуществление приема без вступительных тестовых
испытаний на платно-контрактной основе, вне параметров
приема, руководящих работников, имеющих базовое высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа работы
по юридическому направлению в центральных органах государственной власти и управления, на основе рекомендации первого руководителя соответствующего государственного органа
в магистратуру для обучения по программе дистанционного,
заочного и вечернего обучения без отрыва от производства;

внедрение порядка приема в магистратуру ТГЮУ выпускников, окончивших с отличием бакалавриат по направлению «юриспруденция», без вступительных тестовых испытаний на платно-контрактной основе с оплатой 50 процентов стоимости обучения, вне параметров приема, с принятием обязательства о непрерывной работе не менее трех лет в ТГЮУ, юридических факультетах, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ после окончания обучения;

организацию в ТГЮУ, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ на платной основе подготовительных и других курсов, летних и зимних школ, в том числе для иностранных граждан.

10. Предоставить право ректору ТГЮУ за счет внебюджетных средств (платно-контрактных, в том числе дифференцированного платного контракта):

привлекать зарубежных специалистов в качестве консультантов, лекторов и преподавателей с установлением
им размеров заработной платы и иных выплат с учетом фактической конъюнктуры на рынке труда;

осуществлять оплату стоимости обучения и связанных с ним расходов перспективных выпускников бакалавриата, магистратуры
и работников ТГЮУ в магистратуре и докторантуре зарубежных образовательных и научных учреждений с условием принятия
ими обязательства о непрерывной работе не менее трех лет
в ТГЮУ после окончания обучения;

выделять стипендии и гранты одаренным студентам ТГЮУ
и учащимся академического лицея при ТГЮУ.

11. Принять к сведению, что с 1 января 2020 года ТГЮУ переведен на систему самофинансирования с учетом его финансовой устойчивости и повышенной востребованности на рынке образовательных услуг.

Определить, что ТГЮУ, наряду с правами, предоставленными высшим образовательным учреждениям, перешедшим на систему самофинансирования, также самостоятельно осуществляет:

координацию учебно-методического процесса академического лицея при ТГЮУ, разработку и утверждение его структуры,
учебных планов и программ, определение параметров приема
и направления образования с учетом обеспечения непрерывности
и преемственности образования;

нормирование труда педагогических работников юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ;

реализацию совместных образовательных программ и создание совместных факультетов в ТГЮУ, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ на основе соглашений с зарубежными партнерами;

определение параметров дополнительного приема
в бакалавриат и магистратуру ТГЮУ по дифференцированному платному контракту с установлением стоимости оплаты за обучение;

определение блоков предметов тестовых испытаний
при поступлении в бакалавриат и магистратуру, а также сроков обучения и порядка посещения студентами учебных занятий;

организацию на условиях аутсорсинга преподавания непрофильных дисциплин и проведения факультативных занятий
в ТГЮУ и академическом лицее при ТГЮУ;

заключение и реализацию всех видов соглашений
о государственно-частном партнерстве, в том числе по строительству и использованию зданий, сооружений ТГЮУ и академического лицея при ТГЮУ;

создание коммерческих и некоммерческих организаций (стартапы, фонды и другие) для коммерциализации инновационной
и научной деятельности, а также привлечения финансовых ресурсов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;

утверждение сметы доходов и расходов, штатного расписания, бизнес-плана на финансовый год, внесение в них изменений
и дополнений, а также осуществление капитального ремонта, реконструкции зданий и сооружений, установление системы и порядка оплаты труда работников ТГЮУ и академического лицея при ТГЮУ по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан.

12. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию деятельности Ташкентского государственного юридического университета согласно приложению № 2.

13. Министерству юстиции Республики Узбекистан
в трехмесячный срок обеспечить:

утверждение Антикоррупционной программы, кодекса этики работников и студентов (учащихся), прозрачного порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения работников
к совершению коррупционных правонарушений, а также создание Комиссии по противодействию коррупции;

разработку и утверждение комплексного плана мер по вхождению ТГЮУ в перечень лучших высших образовательных учреждений в рейтингах международно признанных организаций до 2030 года, а также повышению его позиции в национальном рейтинге;

разработку совместно с Палатой адвокатов, Нотариальной палатой Республики Узбекистан и иными заинтересованными ведомствами и внесение в Кабинет Министров проекта правительственного решения по совершенствованию системы повышения квалификации адвокатов, нотариусов, работников органов ЗАГСа, юрисконсультов и иных работников
с учетом современных требований и международных стандартов;

создание публикуемого на регулярной основе реферируемого студенческого юридического журнала;

оказание содействия в образовании при ТГЮУ общественного объединения молодых юристов, объединяющего на добровольных началах студентов ТГЮУ и других высших образовательных учреждений республики, осуществляющих подготовку юридических кадров;

разработку комплекса мер по подготовке серии учебников
и учебных пособий нового поколения с учетом проводимых правовых реформ и с привлечением зарубежных ученых
и специалистов, а также обновлению и пересмотру учебных планов и программ с учетом потребностей современного этапа реформ в стране и передового зарубежного опыта.

14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

реализовать комплексные меры по организации деятельности юридических факультетов в Самаркандском, Наманганском
и Термезском государственных университетах;

обеспечить укомплектование юридических факультетов педагогическими кадрами высокой квалификации, владеющими современными формами и методами обучения, научным потенциалом и практическим опытом работы;

организовать на юридических факультетах учебный процесс
на основе кредитно-модульной системы, широкого внедрения
и использования современных образовательных технологий, новейшего информационного и учебно-лабораторного оборудования;

обеспечить подготовку и реализацию на ежегодной основе программ стажировки преподавателей юридических факультетов
в ведущих образовательных учреждениях, научно-исследовательских центрах, законодательных, судебных, правоохранительных и других органах Узбекистана, а также зарубежных государств;

в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по укреплению материально-технической базы юридических факультетов.

Предоставить право ректорам высших образовательных учреждений, в которых создаются юридические факультеты, устанавливать дополнительные надбавки профессорско-преподавательскому составу юридических факультетов с учетом конкретных результатов работы за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений, поступающих от обучения студентов на данных факультетах.

15. Установить, что:

а) начиная с 2020/2021 учебного года в юридических техникумах:

учебный процесс организуется с применением кредитно-модульной системы с сокращением количества непрофильных дисциплин;

прием граждан Республики Узбекистан осуществляется путем тестовых испытаний, проводимых Государственным центром тестирования с внедрением порядка дополнительного приема
по дифференцированному платному контракту;

дипломы установленного образца зарубежных образовательных учреждений (бакалавриат, магистратура), выданные лицам, продолжившим обучение после завершения совместных образовательных программ и совместных факультетов юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ, признаются документом о высшем образовании в Республике Узбекистан
без дополнительных административных процедур;

педагогические и руководящие работники, проработавшие
не менее трех лет в юридических техникумах, имеющие базовое высшее юридическое образование, вправе поступать в магистратуру ТГЮУ без вступительных тестовых испытаний на платно-контрактной основе, вне параметров приема, с принятием обязательства о непрерывной работе не менее трех лет в органах
и учреждениях юстиции, прежде всего в юридических техникумах, после окончания обучения согласно распределению;

б) начиная с 2020/2021 учебного года в академическом лицее
при ТГЮУ вводится порядок дополнительного приема на платно-контрактной основе, в том числе по дифференцированному платному контракту, с самостоятельным определением ТГЮУ порядка и параметров приема, а также стоимости оплаты за обучение;

в) начиная с 2021/2022 учебного года выпускники академического лицея при ТГЮУ, имеющие высокую успеваемость по всем предметам, вправе поступать в ТГЮУ без вступительных тестовых испытаний путем индивидуального собеседования на платно-контрактной основе вне параметров приема.

16. Определить, что:

Государственный образовательный стандарт для области образования «Право» разрабатывается и утверждается Министерством высшего и среднего специального образования
по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан;

профессорско-преподавательский состав и другие работники ТГЮУ, юридических факультетов и юридических техникумов не могут привлекаться к другой работе министерств и ведомств,
кроме учебной, научно-исследовательской и духовно-просветительской деятельности, а также оказанию услуг в рамках договоров;

все средства, поступающие от реализации основных средств
и товарно-материальных ценностей, организации платных курсов
и оказания других видов услуг, аккумулируются в фондах развития ТГЮУ и юридических техникумов, которые самостоятельно распоряжаются данными средствами;

начиная с 1 мая 2020 года средства от сдачи имущества ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ в аренду полностью направляются в фонды развития данных учреждений за вычетом вознаграждения оператора электронной торговой площадки;

ТГЮУ предоставляется право организовывать дистанционную, заочную и вечернюю формы обучения;

ТГЮУ освобождается от всех отчислений в фонды, формируемые за счет поступлений от обучения на платно-контрактной основе высших образовательных учреждений.

17. Уполномочить Министерство юстиции Республики Узбекистан:

утверждать стоимость платно-контрактного обучения
и сроки его оплаты, а также параметры дополнительного
приема и стоимость обучения в юридических техникумах
по дифференцированному платному контракту;

разрабатывать и утверждать типовые штаты (нормативы) административно-управленческого, учебно-вспомогательного, инженерно-технического, обслуживающего и прочего персонала ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ, а также структуры юридических техникумов;

приравнивать размеры оплаты труда работников ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ к базовым должностным окладам руководящих работников и преподавателей данных учреждений за счет внебюджетных средств (платно-контрактных, в том числе дифференцированного платного контракта);

определять сроки и форму обучения в юридических техникумах с учетом передового международного опыта;

обсуждать и утверждать годовые и другие финансовые отчеты образовательных учреждений системы Министерства юстиции Республики Узбекистан;

определять полномочия ректора и Совета ТГЮУ, а также систему и порядок оплаты труда работников юридических техникумов;

выделять стипендии и гранты одаренным студентам (учащимся) образовательных учреждений системы Министерства юстиции, а также гранты работникам органов и учреждений юстиции для оплаты обучения, прохождения стажировок и связанных с ними расходов в зарубежных образовательных, научных и иных организациях за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции.

18. Министерству юстиции, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Палате адвокатов, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

а) на постоянной основе оказывать всестороннее содействие ТГЮУ и юридическим факультетам в эффективной организации учебного процесса путем привлечения практических работников министерств и ведомств для проведения лекций, мастер-классов, семинаров-тренингов, направленных на обеспечение тесной связи теоретической подготовки с правоприменительной практикой;

б) в трехмесячный срок:

внести предложения по установлению порядка осуществления адвокатской деятельности педагогическим составом ТГЮУ, юридических факультетов и юридических техникумов без прохождения стажировки в адвокатском формировании и с сохранением основного места работы в ТГЮУ, юридических факультетах и юридических техникумах;

обеспечить совместно с заинтересованными министерствами
и ведомствами организацию кафедр ТГЮУ и юридических
факультетов с созданием необходимых условий для проведения практических занятий и исследований;

предоставить ТГЮУ, юридическим факультетам и юридическим техникумам доступ к статистической, архивной и другой информации в своих ведомствах (за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством), а также обеспечить подключение к системе видеоконференцсвязи, позволяющей проводить образовательные мероприятия.

19. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых имеются образовательные учреждения, осуществляющие подготовку юридических кадров, принять меры по совершенствованию порядка приема на учебу и организации учебного процесса с учетом положений настоящего Указа.

20. Кабинету Министров Республики Узбекистан в трехмесячный срок принять постановление Кабинета Министров об организации деятельности Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан.

21. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2013 года № ПП–1990
«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров».

22. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

23. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно
с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести
в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях
в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

24. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить
на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

          Президент

Республики Узбекистан                         Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

29 апреля 2020 года.