В Новом Узбекистане проводятся масштабные реформы по формированию свободного и сильного гражданского общества.

В 2017-2024 годах принято 64 нормативно-правовых документа, направленных на поддержку и повышение эффективности институтов гражданского общества, создана необходимая правовая и институциональная база для их поддержки. 

Президент отдельно отмечал, что создание необходимых условий для свободной деятельности институтов гражданского общества и их активного участия в государственном и общественном управлении, дальнейшее совершенствование механизмов по их государственной поддержке будет в центре нашего внимания. 

Новый Узбекистан и гражданское общество: конституционно-правовые и организационные основы 

В целях совершенствования деятельности институтов гражданского общества проведена масштабная работа.

Во-первых, в Конституцию Республики Узбекистан в новой редакции впервые включена отдельная глава, посвященная институтам гражданского общества. Это XIII глава «Институты гражданского общества», в статье 69 которой закреплено: «Институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации образуют основу гражданского общества».

Главное, Конституцией в новой редакции впервые закреплено, что деятельность институтов гражданского общества осуществляется в соответствии с законом. Эти институты укрепили организационную основу гражданского общества. Вместе с тем интересы институтов гражданского общества защищаются 5 статьями других глав Конституции Республики Узбекистан.

Во-вторых, впервые в истории Узбекистана принята Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах, основными направлениями которой определены такие, как: 

– последовательное совершенствование правовых основ развития гражданского общества;

– оказание содействия институтам гражданского общества и дальнейшее совершенствование механизма их государственной поддержки;

– создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении;

– дальнейшее расширение участия институтов гражданского общества в реализации государственных социальных проектов;

– обеспечение открытости деятельности институтов гражданского общества.

В-третьих, создана демократическая организационно-правовая система поддержки институтов гражданского общества. В частности, при Олий Мажлисе и местных Кенгашах народных депутатов сформированы Общественные фонды. Общественным фондом при Олий Мажлисе на поддержку институтов гражданского общества в последние семь лет выделено 1 трлн 916 млрд сумов. В результате оказана поддержка по 2 246 проектам. Это в 30 раз больше по сравнению с 2008-2016 годами. В последние 3 года при помощи территориальных фондов реализовано 2 120 проектов на сумму 140 миллиардов сумов. 

В-четвертых, в целях защиты прав и интересов, усиления социальной защиты лиц с инвалидностью Общество слепых, Общество глухих, Ассоциация инвалидов Узбекистана, почти 500 отделений этих организаций полностью используют государственные субсидии.   

В-пятых, в рамках мер по государственной поддержке институтов гражданского общества в каждой области открыты «Дома дружбы и негосударственных организаций». В этих домах бесплатно размещены 350 ННО и национальные культурные центры.

В-шестых, в среднем в два раза снижена пошлина за регистрацию негосударственных организаций. Общественные объединения пожилых граждан, женщин и детей полностью освобождены от выплаты пошлины. Срок перерегистрации сокращен с одного месяца до 15 дней.

В-седьмых, отмена требования к негосударственным некоммерческим организациям о получении в органах юстиции разрешения на ведение своей деятельности еще более укрепила свободу их деятельности.   

В-восьмых, облегчен процесс получения средств из внешних источников. Отменено требование об открытии специального расчетного счета. Срок рассмотрения обращений на получение средств сокращен с 40 до 15 дней. 

Вместе с тем сумма средств, которые можно получить без согласования с органом юстиции, увеличена в 5 раз. В результате привлеченные за последние 7 лет гранты превысили 125 миллионов долларов. 

В-девятых, все государственные услуги предоставляются негосударственными некоммерческими организациями в электронной форме. Для этого задействован портал e-ngo.uz.

В-десятых, институты гражданского общества стали непосредственными и активными участниками проводимых в Новом Узбекистане масштабных реформ. В этом процессе принимают участие такие активные ННО, как Общественный фонд «Ватандошлар», Ассоциация «Хунарманд», фонд «Соглом авлод», Всемирная ассоциация молодежи Узбекистана, Общество инвалидов Узбекистана, Центр прогрессивных реформАссоциация махаллей Узбекистана, Центр «Стратегия развития», Общенациональное движение «Юксалиш». 

Перспективы гражданских обществ Нового Узбекистана 

Указ Президента Республики Узбекистан № УП-124 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки институтов гражданского общества» от 26 августа 2024 года направлен на создание системы государственной поддержки институтов гражданского общества, основанной на принципах прозрачности и здоровой конкуренции, а также дополнительных условий для повышения эффективности социально значимых программ. Указом определены следующие шесть основных направлений государственной поддержки институтов гражданского общества, которые будут способствовать усилению их роли на нынешнем этапе развития Нового Узбекистана:

 Первое направление – дальнейшее повышение активности институтов гражданского общества в жизни государства и общества, полноценное использование их потенциала в развитии социально-экономической, культурно-духовной и гуманитарной сфер;

Второе направление – оказание содействия реализации инициатив, нацеленных на интересы общества и реальные потребности населения, а также направленных на решение актуальных проблем, сохраняющихся на местах;

Третье направление – дальнейшее развитие взаимовыгодного социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества;

Четвертое направление – стимулирование осуществления институтами гражданского общества действенного общественного контроля на пути содействия развитию всех сфер жизни государства и общества;

Пятое направление налаживание связей институтов гражданского общества с соотечественниками за рубежом и укрепление сотрудничества с их зарубежными ассоциациями;

Шестое направление – укрепление материально-технической базы институтов гражданского общества и создание им благоприятных организационно-правовых условий для осуществления деятельности. 

Указом предусмотрены следующие стимулы и возможности для институтов гражданского общества: 

Во-первых, образование Общественного фонда по поддержке институтов гражданского общества при парламенте, а также его территориальных подразделений.

Теперь председательствовать в Парламентской комиссии по управлению средствами Фонда поочередно будут представители Сената и Законодательной палаты. Это повысит эффективность управления Фондом. 

Во-вторых, при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных Кенгашах будет налажена деятельность консультативных групп из числа представителей институтов гражданского общества.

В-третьих, государственным органам предоставляется право без конкурса финансировать инициированные институтами гражданского общества социально-партнерские проекты в размере до 1000-кратной суммы базовой расчетной величины.

В-четвертых, в целях расширения участия граждан в государственном и общественном управлении председательствовать в общественных советах при государственных органах будут представители институтов гражданского общества.

В-пятых, с учетом социальной значимости государственных грантов и проектов социального заказа, для таких проектов ставки подоходного и социального налогов снижены на 50 процентов сроком на три года. Сэкономленные средства будут направляться на реализацию целей проекта и будут способствовать повышению их эффективности.

В-шестых, с 1 января 2025 года в 2 раза снижается государственная пошлина, установленная для государственной регистрации общественных объединений лиц с инвалидностью, ветеранов, женщин и детей. 

В-седьмых, ежегодно, в первую неделю декабря будет проводиться «Неделя гражданского общества», в рамках которой Парламентская комиссия будет награждать представителей сферы нагрудным знаком «За вклад в развитие гражданского общества». 

В-восьмых, фондом при Олий Мажлисе каждые два года будет вручаться национальная премия «Фукаролик ташаббуси» («Гражданская инициатива»).

В-девятых, будет учреждена номинация в направлении освещения деятельности институтов гражданского общества в международном конкурсе за национальную премию «Олтин калам», традиционно проводимом каждый год среди журналистов.

Единая электронная платформа институтов гражданского общества

Задействована единая электронная платформа, направленная на обеспечение прозрачности всех процессов, связанных с выделением институтам гражданского общества государственных субсидий, грантов и социальных заказов.

Задействование единой электронной платформы даст следующие результаты:

Первое: непосредственное участие институтов гражданского общества и широкой общественности в формировании направлений конкурсов, организуемых и проводимых Фондом при Олий Мажлисе.

Второе. Цифровизация всех этапов конкурса от подачи заявок до объявления итогов конкурса снизит до минимума человеческий фактор.

Третье. Институты гражданского общества освободятся от чрезмерной бюрократии.

Четвертое. Ведение мониторинга, составление договоров, сдача отчетов будут проводиться в электронном режиме.

Пятое. Социальные заказы государственных органов будут составляться в электронном формате.

Единая электронная платформа выведет на качественно новый этап систему государственной поддержки институтов гражданского общества и обеспечит прозрачность и открытость всех процессов.

Как отметил Президент, сегодня в Новом Узбекистане последовательно продолжается реализация масштабных реформ.  Целью проводимой политики является почитание ценности человека и обеспечение его интересов. Основное содержание нашей Стратегии развития – верховенство закона и развитие человеческого капитала, строительство справедливого и сильного общества. 

Главное, указ предоставляет новые возможности для участия граждан и институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении. В частности, будут созданы организационно-правовые условия для практического развития институтов социального партнерства, будет усилен общественный контроль за деятельностью государственных органов.

На ближайшую перспективу мы наметили большие планы – обеспечение инклюзивного и устойчивого экономического роста, снижение в два раза уровня бедности в стране.

 Акмал Саидов, 
первый заместитель Спикера 
Законодательной палаты Олий Мажлиса, 
академик.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Новый Узбекистан: нынешнее состояние и перспективы

В Новом Узбекистане проводятся масштабные реформы по формированию свободного и сильного гражданского общества.

В 2017-2024 годах принято 64 нормативно-правовых документа, направленных на поддержку и повышение эффективности институтов гражданского общества, создана необходимая правовая и институциональная база для их поддержки. 

Президент отдельно отмечал, что создание необходимых условий для свободной деятельности институтов гражданского общества и их активного участия в государственном и общественном управлении, дальнейшее совершенствование механизмов по их государственной поддержке будет в центре нашего внимания. 

Новый Узбекистан и гражданское общество: конституционно-правовые и организационные основы 

В целях совершенствования деятельности институтов гражданского общества проведена масштабная работа.

Во-первых, в Конституцию Республики Узбекистан в новой редакции впервые включена отдельная глава, посвященная институтам гражданского общества. Это XIII глава «Институты гражданского общества», в статье 69 которой закреплено: «Институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации образуют основу гражданского общества».

Главное, Конституцией в новой редакции впервые закреплено, что деятельность институтов гражданского общества осуществляется в соответствии с законом. Эти институты укрепили организационную основу гражданского общества. Вместе с тем интересы институтов гражданского общества защищаются 5 статьями других глав Конституции Республики Узбекистан.

Во-вторых, впервые в истории Узбекистана принята Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах, основными направлениями которой определены такие, как: 

– последовательное совершенствование правовых основ развития гражданского общества;

– оказание содействия институтам гражданского общества и дальнейшее совершенствование механизма их государственной поддержки;

– создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении;

– дальнейшее расширение участия институтов гражданского общества в реализации государственных социальных проектов;

– обеспечение открытости деятельности институтов гражданского общества.

В-третьих, создана демократическая организационно-правовая система поддержки институтов гражданского общества. В частности, при Олий Мажлисе и местных Кенгашах народных депутатов сформированы Общественные фонды. Общественным фондом при Олий Мажлисе на поддержку институтов гражданского общества в последние семь лет выделено 1 трлн 916 млрд сумов. В результате оказана поддержка по 2 246 проектам. Это в 30 раз больше по сравнению с 2008-2016 годами. В последние 3 года при помощи территориальных фондов реализовано 2 120 проектов на сумму 140 миллиардов сумов. 

В-четвертых, в целях защиты прав и интересов, усиления социальной защиты лиц с инвалидностью Общество слепых, Общество глухих, Ассоциация инвалидов Узбекистана, почти 500 отделений этих организаций полностью используют государственные субсидии.   

В-пятых, в рамках мер по государственной поддержке институтов гражданского общества в каждой области открыты «Дома дружбы и негосударственных организаций». В этих домах бесплатно размещены 350 ННО и национальные культурные центры.

В-шестых, в среднем в два раза снижена пошлина за регистрацию негосударственных организаций. Общественные объединения пожилых граждан, женщин и детей полностью освобождены от выплаты пошлины. Срок перерегистрации сокращен с одного месяца до 15 дней.

В-седьмых, отмена требования к негосударственным некоммерческим организациям о получении в органах юстиции разрешения на ведение своей деятельности еще более укрепила свободу их деятельности.   

В-восьмых, облегчен процесс получения средств из внешних источников. Отменено требование об открытии специального расчетного счета. Срок рассмотрения обращений на получение средств сокращен с 40 до 15 дней. 

Вместе с тем сумма средств, которые можно получить без согласования с органом юстиции, увеличена в 5 раз. В результате привлеченные за последние 7 лет гранты превысили 125 миллионов долларов. 

В-девятых, все государственные услуги предоставляются негосударственными некоммерческими организациями в электронной форме. Для этого задействован портал e-ngo.uz.

В-десятых, институты гражданского общества стали непосредственными и активными участниками проводимых в Новом Узбекистане масштабных реформ. В этом процессе принимают участие такие активные ННО, как Общественный фонд «Ватандошлар», Ассоциация «Хунарманд», фонд «Соглом авлод», Всемирная ассоциация молодежи Узбекистана, Общество инвалидов Узбекистана, Центр прогрессивных реформАссоциация махаллей Узбекистана, Центр «Стратегия развития», Общенациональное движение «Юксалиш». 

Перспективы гражданских обществ Нового Узбекистана 

Указ Президента Республики Узбекистан № УП-124 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки институтов гражданского общества» от 26 августа 2024 года направлен на создание системы государственной поддержки институтов гражданского общества, основанной на принципах прозрачности и здоровой конкуренции, а также дополнительных условий для повышения эффективности социально значимых программ. Указом определены следующие шесть основных направлений государственной поддержки институтов гражданского общества, которые будут способствовать усилению их роли на нынешнем этапе развития Нового Узбекистана:

 Первое направление – дальнейшее повышение активности институтов гражданского общества в жизни государства и общества, полноценное использование их потенциала в развитии социально-экономической, культурно-духовной и гуманитарной сфер;

Второе направление – оказание содействия реализации инициатив, нацеленных на интересы общества и реальные потребности населения, а также направленных на решение актуальных проблем, сохраняющихся на местах;

Третье направление – дальнейшее развитие взаимовыгодного социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества;

Четвертое направление – стимулирование осуществления институтами гражданского общества действенного общественного контроля на пути содействия развитию всех сфер жизни государства и общества;

Пятое направление налаживание связей институтов гражданского общества с соотечественниками за рубежом и укрепление сотрудничества с их зарубежными ассоциациями;

Шестое направление – укрепление материально-технической базы институтов гражданского общества и создание им благоприятных организационно-правовых условий для осуществления деятельности. 

Указом предусмотрены следующие стимулы и возможности для институтов гражданского общества: 

Во-первых, образование Общественного фонда по поддержке институтов гражданского общества при парламенте, а также его территориальных подразделений.

Теперь председательствовать в Парламентской комиссии по управлению средствами Фонда поочередно будут представители Сената и Законодательной палаты. Это повысит эффективность управления Фондом. 

Во-вторых, при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных Кенгашах будет налажена деятельность консультативных групп из числа представителей институтов гражданского общества.

В-третьих, государственным органам предоставляется право без конкурса финансировать инициированные институтами гражданского общества социально-партнерские проекты в размере до 1000-кратной суммы базовой расчетной величины.

В-четвертых, в целях расширения участия граждан в государственном и общественном управлении председательствовать в общественных советах при государственных органах будут представители институтов гражданского общества.

В-пятых, с учетом социальной значимости государственных грантов и проектов социального заказа, для таких проектов ставки подоходного и социального налогов снижены на 50 процентов сроком на три года. Сэкономленные средства будут направляться на реализацию целей проекта и будут способствовать повышению их эффективности.

В-шестых, с 1 января 2025 года в 2 раза снижается государственная пошлина, установленная для государственной регистрации общественных объединений лиц с инвалидностью, ветеранов, женщин и детей. 

В-седьмых, ежегодно, в первую неделю декабря будет проводиться «Неделя гражданского общества», в рамках которой Парламентская комиссия будет награждать представителей сферы нагрудным знаком «За вклад в развитие гражданского общества». 

В-восьмых, фондом при Олий Мажлисе каждые два года будет вручаться национальная премия «Фукаролик ташаббуси» («Гражданская инициатива»).

В-девятых, будет учреждена номинация в направлении освещения деятельности институтов гражданского общества в международном конкурсе за национальную премию «Олтин калам», традиционно проводимом каждый год среди журналистов.

Единая электронная платформа институтов гражданского общества

Задействована единая электронная платформа, направленная на обеспечение прозрачности всех процессов, связанных с выделением институтам гражданского общества государственных субсидий, грантов и социальных заказов.

Задействование единой электронной платформы даст следующие результаты:

Первое: непосредственное участие институтов гражданского общества и широкой общественности в формировании направлений конкурсов, организуемых и проводимых Фондом при Олий Мажлисе.

Второе. Цифровизация всех этапов конкурса от подачи заявок до объявления итогов конкурса снизит до минимума человеческий фактор.

Третье. Институты гражданского общества освободятся от чрезмерной бюрократии.

Четвертое. Ведение мониторинга, составление договоров, сдача отчетов будут проводиться в электронном режиме.

Пятое. Социальные заказы государственных органов будут составляться в электронном формате.

Единая электронная платформа выведет на качественно новый этап систему государственной поддержки институтов гражданского общества и обеспечит прозрачность и открытость всех процессов.

Как отметил Президент, сегодня в Новом Узбекистане последовательно продолжается реализация масштабных реформ.  Целью проводимой политики является почитание ценности человека и обеспечение его интересов. Основное содержание нашей Стратегии развития – верховенство закона и развитие человеческого капитала, строительство справедливого и сильного общества. 

Главное, указ предоставляет новые возможности для участия граждан и институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении. В частности, будут созданы организационно-правовые условия для практического развития институтов социального партнерства, будет усилен общественный контроль за деятельностью государственных органов.

На ближайшую перспективу мы наметили большие планы – обеспечение инклюзивного и устойчивого экономического роста, снижение в два раза уровня бедности в стране.

 Акмал Саидов, 
первый заместитель Спикера 
Законодательной палаты Олий Мажлиса, 
академик.