Сегодня Узбекистан уверенно заявляет о себе как о самостоятельном и ответственном участнике международной политики, достойно отвечающем на вызовы нового, стремительно формирующегося многополярного мира.
На фоне глобальной трансформации архитектуры международных отношений республика демонстрирует зрелую дипломатическую активность, укрепляя свое присутствие в ключевых региональных и глобальных форматах. Преобразования последних лет не только раскрепостили внутренний потенциал страны, но и позволили вывести внешнюю политику на качественно новый уровень — открытости, прагматизма и взаимного уважения.
Стремление к всестороннему сотрудничеству, опора на принципы добрососедства и конструктивного диалога, а также инициатива в продвижении общечеловеческих ценностей — все это делает Узбекистан значимым голосом Центральной Азии и надежным партнером мирового сообщества. В условиях многополярности, где баланс интересов приобретает решающее значение, Узбекистан не просто адаптируется, а предлагает позитивную повестку, укрепляя взаимное доверие и формируя мосты между странами, регионами и цивилизациями.
В эпоху нового многополярного мирового порядка внешняя политика Узбекистана демонстрирует впечатляющие успехи. Проведенные с 2016 года реформы обеспечили устойчивый экономический рост: по данным Всемирного банка, средний годовой прирост ВВП с 2017-го составляет 5,3%, и республика вошла в число «пяти самых быстрорастущих стран» мира. При этом многовекторная дипломатия Узбекистана расширяет связи со всеми крупными игроками и международными организациями от ООН до ШОС, ОИС и Организации тюркских государств. Консолидация внешнеполитических и экономических реформ позволила стране занять выгодную позицию на международной арене и вселяет оптимизм за ее дальнейший успех.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другие многосторонние союзы
Узбекистан стоял у истоков создания Шанхайской организации сотрудничества и продолжает вносить значительный вклад в ее развитие. В 2021–2022 годах республика впервые председательствовала в ШОС, выдвинув свыше девяноста инициатив по углублению политического, торгово-экономического и транспортно‑логистического сотрудничества. Эти предложения были направлены на интеграцию инфраструктурных проектов, энергетику, зеленую экономику и цифровизацию в Евразии. Эффект от этой работы налицо: по итогам 2023 года товарооборот Узбекистана со странами ШОС вырос почти на 18,5% и достиг $31,36 млрд. Особое внимание в формате ШОС уделяется также региональной безопасности, борьбе с терроризмом и расширению культурно‑гуманитарных связей.
Узбекистан активно взаимодействует и в рамках СНГ. На полях СНГ наша страна участвует во всех его структурных органах и с 2017 года предложила около 90 практических инициатив по политическому, экономическому, культурному и гуманитарному взаимодействию. В последние годы Ташкент превратился в своего рода «дипломатический хаб» СНГ: здесь регулярно проходят совещания и форумы, и в 2024 году город был даже провозглашен Молодежной столицей СНГ (Самарканд – Культурной столицей). Это выражается и в экономических показателях: на конец 2023 года на страны СНГ приходилось уже около 33% всего внешнего товарооборота Узбекистана – свыше $20,6 млрд. Такие цифры подтверждают, что республиканская экономика все более глубоко интегрируется с рынками постсоветского пространства.
Узбекистан также является полноправным членом Организации исламского сотрудничества (ОИС) с 1996 года. Наряду с суверенным статусом Узбекистан всесторонне поддерживает цели ОИС по развитию образования, науки и культуры исламского мира. Так, президент Шавкат Мирзиёев на саммите ОИС по науке и технологиям предложил проводить такие саммиты раз в три года и был готов принять очередной форум в Узбекистане. Другая инициатива – учреждение международного центра для молодых ученых и специальной премии ОИС для исследователей мусульманских стран – подчеркивает приверженность республики развитию науки. Важным событием стали 2022–2023 годы, когда Хива была объявлена Туристической столицей исламского мира на 2024 год, а соответствующая профильная конференция ОИС прошла в Самарканде. Эти примеры свидетельствуют, что Узбекистан использует ОИС для укрепления культурных и экономических связей со странами Азии и Ближнего Востока.
Организация тюркских государств и региональные инициативы
После присоединения к Организации тюркских государств (ОТС) в 2019 году Узбекистан стал одним из ее активных участников. В рамках ОТС работают совместные проекты более чем потридцати пяти направлениям, а политический диалог осуществляется на самом высоком уровне. Президент Ш. Мирзиёев предложил свыше пятидесяти инициатив, направленных на углубление многостороннего сотрудничества внутри ОТС, включая ускоренное принятие Договора о стратегическом партнерстве и создание «пространства новых экономических возможностей» для торговли и инвестиций. Результаты отражаются в экономических показателях: объем торговли Узбекистана с тюркскими партнерами почти утроился за семь лет – в 2023 году достиг $10 млрд (рост +4,6% за год). С другой стороны, число предприятий с турецким и казахским капиталом в Узбекистане выросло наполовину, а с 2017 по 2022 годы инвестиции стран ОТС превысили $4 млрд (около 8% всех иностранных вложений в экономику). Культурные же инициативы усилились таким образом, что Коканд в 2022 году получил статус Туристической столицы тюркского мира, а Бухара – Молодёжной столицы. Эти факты показывают, что сотрудничество в тюркском формате активно поддерживает и экономическую диверсификацию, и гуманитарное сближение.
Важную роль играют и специфические региональные форматы сотрудничества. Например, в рамках формата «ЦА 5+1» (США и пять стран Центральной Азии) Вашингтон и Ташкент ведут диалог о новых инвестициях и инфраструктурных проектах. Американские спецпосланники отмечали «продуктивные» встречи в Узбекистане перед саммитом ЦА–США, и в официальном заявлении Ш. Мирзиёва подчеркивалась «важность реализации проектов в промышленности, добыче критических полезных ископаемых, энергетике, цифровизации, сельском хозяйстве». Такие договоренности демонстрируют желание Узбекистана привлекать технологии и капитал извне для модернизации экономики, избегая при этом избыточной зависимости от одного партнера.
Связи с Китаем, Россией и Евросоюзом
Китай остается одним из ключевых стратегических партнеров Узбекистана. На встрече президентов Мирзиёева и Си Цзиньпина в Астане (июнь 2025) был оформлен новый этап «всепогодного всестороннего стратегического партнерства». Узбекистан завершил переговоры о вступлении в ВТО, что отражает рыночную открытость экономики. Бурно развивается торговля: товарооборот превысил $14 млрд в 2024 году, и обе стороны нацелены на $20 млрд в ближайшие годы. Китайские инвесторы реализуют масштабные проекты в Узбекистане – от инфраструктуры до зеленой энергетики. Так, совместный инвестиционный портфель составляет более $60 млрд, и среди главных программ – создание СЭЗ, технопарков, локализация производства электромобилей и аккумуляторов. Примечательно, что с 2023 года китайские предприятия взяли на себя обязательства по возведению в Узбекистане более 5 000 МВт солнечных и ветровых электростанций, а также участвуют в проекте по новой ж/д ветке Китай – Кыргызстан – Узбекистан (CKU), призванной напрямую соединить Центральную Азию с Китаем и Европой. Наконец, с июня 2025 года введен взаимный 30-дневный безвизовый режим, что упрощает деловые и культурные контакты между странами.
Отношения с Россией по-прежнему остаются стратегически значимыми. Россия выступает крупным торгово-экономическим партнером и поставщиком техники и энергоносителей. В январе 2023 года президенты России и ЦА вместе подтвердили планы по расширению транспортно-логистического сотрудничества (в частности, развитие Среднего коридора через Центральную Азию и Каспий) и по совместным инфраструктурным проектам. Регулярные встречи на высшем и правительственном уровнях позволяют согласовывать вопросы транзита, энергетики (газопроводы и атомные станции) и обеспечения региональной безопасности.
Европейский союз также активизирует сотрудничество с Узбекистаном. В апреле 2025 года Самарканд принял первый в истории саммит «ЕС – Центральная Азия», где лидеры стран ЦА и руководители ЕС решили вывести партнерство на уровень стратегического взаимодействия. В рамках этого саммита подписано совместное заявление, зафиксированы новые задачи сотрудничества. Параллельно ведутся переговоры об обновленном расширенном Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (EPCA); уже действует преференциальный режим GSP+ для узбекского экспорта. Недавние проекты с ЕС демонстрируют многоплановый подход: так, в ноябре 2024 года в Ташкенте прошли Европейские экономические дни с участием свыше 300 представителей бизнеса ЕС и Узбекистана, в их рамках Узбекистан и ЕС подписали дорожную карту по «стратегическому партнерству устойчивых цепочек поставок критически важных сырьевых материалов». Запущены и совместные цифровые инициативы, например, программы Connecting Central Asia и спутниковое подключение удаленных районов, направленные на улучшение интернет‑связи по региону. Все это свидетельствует о возрастании интереса европейских компаний к узбекскому рынку и о желании Узбекистана диверсифицировать внешние связи.
Экономический рост и инвестиционные проекты
Узбекистан целенаправленно использует глобальную конъюнктуру для привлечения инвестиций. Страна объявила Национальную стратегию развития до 2030 года, цель которой – вывести Узбекистан в категорию государств с доходом на душу населения выше среднего. Уже сейчас республика входит в число крупнейших реформаторов по версии Всемирного банка и значительно улучшила деловой климат: рост ВВП стабильно превышает средние показатели по региону. При этом Узбекистан работает с разными экономическими центрами: крупнейший прирост инвестиций идет из Китая, Турции, ЕС и других стран.
Турецкие компании – одни из самых заметных инвесторов. По данным 2024 года, товарооборот между странами увеличился в 1,5 раза, число совместных предприятий выросло вдвое, а вложения из Турции – в 2,5 раза. Крупные турецкие холдинги (Cengiz, Çalık, Aksa Energy, Anadolu Group и др.) реализуют на территории Узбекистана свыше 100 проектов, а портфель новых инвестпроектов, согласованных при визите Ш. Мирзиёва в Турцию летом 2024-го, оценивается примерно в $10 млрд. В числе приоритетов – развитие промышленного производства и транспортной инфраструктуры, а также упрощение таможенных процедур и снижение торговых барьеров. Узбекско-турецкое сотрудничество активно поддерживает Средний коридор через Каспий и Черное море, открывая дополнительные возможности транзита.
Со стороны ЕС реализация крупных инвестиционных проектов также активизируется. Важными сферами остаются энергетика (зеленая трансформация), сельское хозяйство и машиностроение. Европейские компании участвуют, например, в развитии солнечной и ветровой энергетики в Узбекистане, поставках оборонной и авиационной техники, строительстве объектов инфраструктуры. Кроме того, многомиллиардное финансирование со стороны Всемирного банка и Азиатского банка развития поддерживает масштабные реформы – от модернизации транспорта до улучшения водохозяйственного и медицинского секторов. По итогам первой половины 2025 года валовый внутренний продукт вырос на 7,2% (главным образом за счет внутреннего потребления и экспортной составляющей). Одновременно узбекский сум укрепился, и международные резервы достигли 10 месяцев импорта, что говорит об устойчивости макроэкономики.
Такие показатели, как рост ВВП и увеличивающийся приток инвестиций, во многом обусловлены целенаправленной многосторонней экономической политикой. Активно привлекаются трансграничные инфраструктурные проекты: к примеру, Китай и Россия участвуют в строительстве АЭС «Темиртау» и железных дорог, а ЕС поддерживает развитие транспортных коридоров и цифровой инфраструктуры. В совокупности эти инициативы укрепляют позиции Узбекистана как регионального хаба.
Заключение
Узбекистан — это не просто сердце Центральной Азии. Сегодня он становится точкой устойчивости, доверия и созидания в бурном океане глобальных перемен. Там, где мир ищет новые ориентиры, республика демонстрирует уверенный курс, выстраивая равноправные связи, отстаивая национальные интересы и внося вклад в общее благо — от безопасности и стабильности до устойчивого развития и диалога цивилизаций.
Новый многополярный мир предоставляет Узбекистану уникальные возможности для роста и укрепления суверенитета. Благодаря прагматичной дипломатии Нового Узбекистана расширяется пространство для внешнеэкономического сотрудничества, республика превращается в надежного партнера для всех крупных держав и международных организаций. Постоянное участие в многосторонних форматах — от ШОС и ОТС до платформ «ЦА+1» — не только упрочивает позиции страны на международной арене, но и открывает стратегические горизонты для доступа к технологиям, знаниям и капиталу.
Внешняя политика современного Узбекистана — это яркий пример успешной реализации модели, основанной на открытости, разумном балансе и конструктивной инициативности. За этими успехами стоят целеустремленность, дальновидность и твердая вера в собственные силы. И сегодня с полной уверенностью можно сказать: Узбекистан не просто наблюдает за трансформацией мира — он формирует ее вместе с другими, превращаясь в полноправного архитектора новой геополитической реальности.
Путь, которым идет Узбекистан, — это путь государства, уверенно смотрящего в будущее. Государства, для которого многополярность — не вызов, а платформа возможностей. И в этом новом мире, полном неопределенностей и одновременно надежд, Узбекистан остается верен своей миссии: быть центром мира, диалога и прогресса на перекрестке веков и цивилизаций.
Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА