Мне доставляет большое удовольствие поздравить участников седьмого саммита Тюркского совета, общественность тюркского мира со знаменательной датой – 10-летием со дня принятия Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств.


Мне доставляет большое удовольствие поздравить участников седьмого саммита Тюркского совета, общественность тюркского мира со знаменательной датой – 10-летием со дня принятия Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Подписанием этого важного документа было положено начало новому этапу плодотворного партнерства тюркоязычных стран, основывающемуся на неразрывных исторических связях, общности языка, культуры и духовных ценностей.

Сегодня Тюркский совет – это авторитетная международная платформа для расширения и углубления диалога и кооперации между странами–участницами, эффективного продвижения их интересов на мировой арене.

Республика Узбекистан как неотъемлемая часть большой тюркской семьи придает важное значение развитию отношений с тюркоязычными государствами. Еще в первые годы независимости Узбекистан выдвинул инициативу «Туркестан – наш общий дом», которая была поддержана тюркоязычным сообществом. Наша страна приняла активное участие в первых саммитах глав государств тюркоязычных стран. Историческая – четвертая встреча лидеров состоялась 21 октября 1996 года в Ташкенте. Она стала важной вехой в развитии сотрудничества тюркоязычных государств и в некоторой степени заложила основу для создания современного Тюркского совета. Тогда, подписав Ташкентскую декларацию, главы государств подчеркнули необходимость проведения регулярных взаимных консультаций и договорились о создании Секретариата встреч глав тюркоязычных государств. Этот важнейший институт нашел свое воплощение в современном Секретариате Совета сотрудничества, учрежденном в соответствии с Нахичеванским соглашением Тюркского совета ровно 10 лет назад.

В этом году Узбекистан официально обратился в Совет сотрудничества тюркоязычных государств с заявлением о присоединении к Нахичеванскому соглашению. Это обращение было тепло воспринято всеми государствами – членами организации, за что мы выражаем им глубокую признательность. В максимально короткие сроки – буквально в течение одного рабочего дня нам был представлен положительный ответ.

14 сентября 2019 года подписан Указ Президента Республики Узбекистан о присоединении к Нахичеванскому соглашению. В тот же день был принят закон о его ратификации, Министерство иностранных дел республики направило в Секретариат и депозитарий Совета Инструмент о присоединении Узбекистана к Нахичеванскому соглашению.

Убежден, что вступление нашей страны в Тюркский совет будет способствовать укреплению интеграции тюркского мира и откроет новые возможности для сотрудничества, особенно сейчас, когда Тюркский совет стремится к усилению экономического взаимодействия стран-членов.

У Республики Узбекистан накоплен большой опыт взаимовыгодного партнерства со всеми государствами – членами Совета во многих сферах как в двустороннем формате, так и в рамках ряда международных структур.

Положительные тенденции в межгосударственных отношениях в субрегионе деятельности Тюркского совета открывают перед нами новые перспективы дальнейшего расширения сотрудничества как в рамках Тюркского совета, так и во взаимоотношениях с международными структурами и механизмами, такими как ООН, ОБСЕ, ОИС, ЭКО, «Стамбульский процесс по Афганистану – Сердце Азии».

Совет имеет широкие возможности как консультативный, координирующий механизм межгосударственных отношений и инструмент продвижения равноправного, взаимовыгодного международного сотрудничества в Центральной Азии, на Кавказе, Среднем Востоке и в Европе. Между государствами-членами отсутствуют какие-либо проблемы или разногласия, что, на мой взгляд, является важным преимуществом. Все участники придерживаются совпадающих или близких взглядов и позиций по актуальным вопросам деятельности Тюркского совета, международной и региональной повестки. А значит, сегодня нет преград для активного взаимодействия в таких приоритетных сферах, как экономика, инвестиции, инновации и высокие технологии, альтернативная энергетика и экология, транспорт и коммуникации, туризм, наука и образование, медицина.

Достигнутый уровень всестороннего взаимодействия стран Тюркского совета внушает большой оптимизм. При этом его реальный потенциал гораздо выше. У нас есть все необходимое, а самое главное – твердая политическая воля для достижения еще более высоких рубежей, что безусловно и всецело отвечает интересам наших народов.

В этом плане Узбекистан определил ключевые приоритеты и направления сотрудничества, для активного продвижения которых мы готовы приложить все усилия.

Это в первую очередь расширение взаимовыгодных торгово-экономических и инвестиционных связей. Сегодня данный вектор должен выступать локомотивом сотрудничества, поскольку служит основой роста благосостояния людей. Считаю, что прежде всего необходимо усилить кооперацию между ведущими промышленными предприятиями, инвестиционными компаниями, банковско-финансовыми институтами и предпринимателями наших стран, а также наладить эффективное межрегиональное взаимодействие.

Мы заинтересованы в продвижении тесных кооперационных связей в сферах транспорта и транзита. Создание интегрированной сети транспортного сообщения позволит обеспечить доступ к основным мировым и региональным рынкам. Речь идет прежде всего о международных транспортных коридорах Север-Юг и Восток-Запад, автомобильных, железнодорожных и воздушных маршрутах, связывающих регион Центральной Азии с Китаем, государствами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока и Европы.

С этой целью в регионе уже реализован целый ряд стратегически важных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Большие возможности открываются и с развитием автомобильного коридора Андижан – Ош – Иркештам – Кашгар, а также началом строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

Внедрение во все сферы передовых информационно-коммуникационных технологий, инноваций является определяющим фактором конкурентоспособности и устойчивого развития любого государства. Поэтому инновационное развитие стран Тюркского совета мы считаем важнейшим приоритетом. В этой связи предлагаем наладить тесное партнерство между ведомствами, отвечающими за инновационное развитие, научно-исследовательскими центрами и венчурными компаниями в целях продвижения программ и проектов по освоению технологий будущего.

Как известно, народы тюркоязычных стран обладают уникальным и бесценным культурно-историческим и духовным наследием, которое также является достоянием всего человечества. В наших странах бережно сохраняются исторические памятники тюркской и исламской цивилизации, наследие великих ученых, поэтов-мыслителей, художников. Это бесценное богатство является достоянием всего человечества, и его должен увидеть мир, чему будет способствовать активное развитие паломнического туризма. Индустрия путешествий наряду с экономической составляющей играет важную роль в сближении стран и народов.

Определяя перспективы нашего настоящего и будущего, мы, безусловно, опираемся на духовно-нравственные ценности, богатую историю и культуру народов, их многовековую дружбу, традиции добрососедства и взаимопонимания. Культурно-гуманитарное сотрудничество формирует саму атмосферу отношений между государствами, объединяет людей. Яркий пример тому – проведение Года Узбекистана в Казахстане и Года Казахстана в Узбекистане, взаимных дней культуры и совместных концертов дружбы Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана, фестивалей, выставок, а также множества других совместных мероприятий, которые вызвали горячий отклик в сердцах людей. Убежден, что это станет хорошей традицией для всех стран Тюркского совета и, несомненно, будет служить укреплению дружбы и взаимопонимания между нашими народами. Мы располагаем огромным потенциалом для взаимодействия в области человеческого развития. Обмен опытом, реализация совместных образовательных, научных и культурных проектов, перспективных программ по воспитанию и просвещению молодежи должны стать одними из приоритетов Тюркского совета.

В условиях глобализации, непредсказуемости и нарастающей напряженности в мире тесное и взаимовыгодное сотрудничество играет определяющую роль в достижении устойчивого развития и прогресса, обеспечении мира и безопасности. Одним из базовых аспектов многостороннего взаимодействия тюркоязычных государств, на мой взгляд, должна стать координация усилий правоохранительных органов стран Тюркского совета в борьбе с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркотрафиком, торговлей людьми.

Сегодня Совет сотрудничества тюркоязычных государств вступает в новый, более динамичный и ответственный этап своего развития, который требует укрепления поступательного и всестороннего сотрудничества между нашими братскими странами и народами.

Благодаря политической воле, открытой и конструктивной политике тюркоязычных государств, регулярным встречам лидеров стран в регионе утверждается атмосфера взаимного доверия. В этом процессе активно участвует и Узбекистан.

Великий представитель тюрков, кыргызский писатель Чингиз Айтматов, говоря о роли нашей страны в истории, отмечал, что «узбекский народ в судьбах тюркоязычных стран сыграл роль, подобную роли Византии в судьбах славянских государств».

И сегодня, на новом, отнюдь непростом, этапе исторического развития Республика Узбекистан готова вносить достойный вклад в дальнейшее укрепление и расширение отношений дружбы и сотрудничества между тюркоязычными государствами.

Еще раз от всего сердца поздравляю народы тюркоязычных государств с десятилетием Тюркского совета и желаю всем мира, благополучия и процветания.

Шавкат          МИРЗИЁЕВ,

      Президент Республики Узбекистан.

Газета «Hurriyet Daily» (Турция),

15 октября 2019 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Новые возможности для интеграции и сотрудничества

Мне доставляет большое удовольствие поздравить участников седьмого саммита Тюркского совета, общественность тюркского мира со знаменательной датой – 10-летием со дня принятия Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств.


Мне доставляет большое удовольствие поздравить участников седьмого саммита Тюркского совета, общественность тюркского мира со знаменательной датой – 10-летием со дня принятия Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Подписанием этого важного документа было положено начало новому этапу плодотворного партнерства тюркоязычных стран, основывающемуся на неразрывных исторических связях, общности языка, культуры и духовных ценностей.

Сегодня Тюркский совет – это авторитетная международная платформа для расширения и углубления диалога и кооперации между странами–участницами, эффективного продвижения их интересов на мировой арене.

Республика Узбекистан как неотъемлемая часть большой тюркской семьи придает важное значение развитию отношений с тюркоязычными государствами. Еще в первые годы независимости Узбекистан выдвинул инициативу «Туркестан – наш общий дом», которая была поддержана тюркоязычным сообществом. Наша страна приняла активное участие в первых саммитах глав государств тюркоязычных стран. Историческая – четвертая встреча лидеров состоялась 21 октября 1996 года в Ташкенте. Она стала важной вехой в развитии сотрудничества тюркоязычных государств и в некоторой степени заложила основу для создания современного Тюркского совета. Тогда, подписав Ташкентскую декларацию, главы государств подчеркнули необходимость проведения регулярных взаимных консультаций и договорились о создании Секретариата встреч глав тюркоязычных государств. Этот важнейший институт нашел свое воплощение в современном Секретариате Совета сотрудничества, учрежденном в соответствии с Нахичеванским соглашением Тюркского совета ровно 10 лет назад.

В этом году Узбекистан официально обратился в Совет сотрудничества тюркоязычных государств с заявлением о присоединении к Нахичеванскому соглашению. Это обращение было тепло воспринято всеми государствами – членами организации, за что мы выражаем им глубокую признательность. В максимально короткие сроки – буквально в течение одного рабочего дня нам был представлен положительный ответ.

14 сентября 2019 года подписан Указ Президента Республики Узбекистан о присоединении к Нахичеванскому соглашению. В тот же день был принят закон о его ратификации, Министерство иностранных дел республики направило в Секретариат и депозитарий Совета Инструмент о присоединении Узбекистана к Нахичеванскому соглашению.

Убежден, что вступление нашей страны в Тюркский совет будет способствовать укреплению интеграции тюркского мира и откроет новые возможности для сотрудничества, особенно сейчас, когда Тюркский совет стремится к усилению экономического взаимодействия стран-членов.

У Республики Узбекистан накоплен большой опыт взаимовыгодного партнерства со всеми государствами – членами Совета во многих сферах как в двустороннем формате, так и в рамках ряда международных структур.

Положительные тенденции в межгосударственных отношениях в субрегионе деятельности Тюркского совета открывают перед нами новые перспективы дальнейшего расширения сотрудничества как в рамках Тюркского совета, так и во взаимоотношениях с международными структурами и механизмами, такими как ООН, ОБСЕ, ОИС, ЭКО, «Стамбульский процесс по Афганистану – Сердце Азии».

Совет имеет широкие возможности как консультативный, координирующий механизм межгосударственных отношений и инструмент продвижения равноправного, взаимовыгодного международного сотрудничества в Центральной Азии, на Кавказе, Среднем Востоке и в Европе. Между государствами-членами отсутствуют какие-либо проблемы или разногласия, что, на мой взгляд, является важным преимуществом. Все участники придерживаются совпадающих или близких взглядов и позиций по актуальным вопросам деятельности Тюркского совета, международной и региональной повестки. А значит, сегодня нет преград для активного взаимодействия в таких приоритетных сферах, как экономика, инвестиции, инновации и высокие технологии, альтернативная энергетика и экология, транспорт и коммуникации, туризм, наука и образование, медицина.

Достигнутый уровень всестороннего взаимодействия стран Тюркского совета внушает большой оптимизм. При этом его реальный потенциал гораздо выше. У нас есть все необходимое, а самое главное – твердая политическая воля для достижения еще более высоких рубежей, что безусловно и всецело отвечает интересам наших народов.

В этом плане Узбекистан определил ключевые приоритеты и направления сотрудничества, для активного продвижения которых мы готовы приложить все усилия.

Это в первую очередь расширение взаимовыгодных торгово-экономических и инвестиционных связей. Сегодня данный вектор должен выступать локомотивом сотрудничества, поскольку служит основой роста благосостояния людей. Считаю, что прежде всего необходимо усилить кооперацию между ведущими промышленными предприятиями, инвестиционными компаниями, банковско-финансовыми институтами и предпринимателями наших стран, а также наладить эффективное межрегиональное взаимодействие.

Мы заинтересованы в продвижении тесных кооперационных связей в сферах транспорта и транзита. Создание интегрированной сети транспортного сообщения позволит обеспечить доступ к основным мировым и региональным рынкам. Речь идет прежде всего о международных транспортных коридорах Север-Юг и Восток-Запад, автомобильных, железнодорожных и воздушных маршрутах, связывающих регион Центральной Азии с Китаем, государствами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока и Европы.

С этой целью в регионе уже реализован целый ряд стратегически важных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Большие возможности открываются и с развитием автомобильного коридора Андижан – Ош – Иркештам – Кашгар, а также началом строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

Внедрение во все сферы передовых информационно-коммуникационных технологий, инноваций является определяющим фактором конкурентоспособности и устойчивого развития любого государства. Поэтому инновационное развитие стран Тюркского совета мы считаем важнейшим приоритетом. В этой связи предлагаем наладить тесное партнерство между ведомствами, отвечающими за инновационное развитие, научно-исследовательскими центрами и венчурными компаниями в целях продвижения программ и проектов по освоению технологий будущего.

Как известно, народы тюркоязычных стран обладают уникальным и бесценным культурно-историческим и духовным наследием, которое также является достоянием всего человечества. В наших странах бережно сохраняются исторические памятники тюркской и исламской цивилизации, наследие великих ученых, поэтов-мыслителей, художников. Это бесценное богатство является достоянием всего человечества, и его должен увидеть мир, чему будет способствовать активное развитие паломнического туризма. Индустрия путешествий наряду с экономической составляющей играет важную роль в сближении стран и народов.

Определяя перспективы нашего настоящего и будущего, мы, безусловно, опираемся на духовно-нравственные ценности, богатую историю и культуру народов, их многовековую дружбу, традиции добрососедства и взаимопонимания. Культурно-гуманитарное сотрудничество формирует саму атмосферу отношений между государствами, объединяет людей. Яркий пример тому – проведение Года Узбекистана в Казахстане и Года Казахстана в Узбекистане, взаимных дней культуры и совместных концертов дружбы Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана, фестивалей, выставок, а также множества других совместных мероприятий, которые вызвали горячий отклик в сердцах людей. Убежден, что это станет хорошей традицией для всех стран Тюркского совета и, несомненно, будет служить укреплению дружбы и взаимопонимания между нашими народами. Мы располагаем огромным потенциалом для взаимодействия в области человеческого развития. Обмен опытом, реализация совместных образовательных, научных и культурных проектов, перспективных программ по воспитанию и просвещению молодежи должны стать одними из приоритетов Тюркского совета.

В условиях глобализации, непредсказуемости и нарастающей напряженности в мире тесное и взаимовыгодное сотрудничество играет определяющую роль в достижении устойчивого развития и прогресса, обеспечении мира и безопасности. Одним из базовых аспектов многостороннего взаимодействия тюркоязычных государств, на мой взгляд, должна стать координация усилий правоохранительных органов стран Тюркского совета в борьбе с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркотрафиком, торговлей людьми.

Сегодня Совет сотрудничества тюркоязычных государств вступает в новый, более динамичный и ответственный этап своего развития, который требует укрепления поступательного и всестороннего сотрудничества между нашими братскими странами и народами.

Благодаря политической воле, открытой и конструктивной политике тюркоязычных государств, регулярным встречам лидеров стран в регионе утверждается атмосфера взаимного доверия. В этом процессе активно участвует и Узбекистан.

Великий представитель тюрков, кыргызский писатель Чингиз Айтматов, говоря о роли нашей страны в истории, отмечал, что «узбекский народ в судьбах тюркоязычных стран сыграл роль, подобную роли Византии в судьбах славянских государств».

И сегодня, на новом, отнюдь непростом, этапе исторического развития Республика Узбекистан готова вносить достойный вклад в дальнейшее укрепление и расширение отношений дружбы и сотрудничества между тюркоязычными государствами.

Еще раз от всего сердца поздравляю народы тюркоязычных государств с десятилетием Тюркского совета и желаю всем мира, благополучия и процветания.

Шавкат          МИРЗИЁЕВ,

      Президент Республики Узбекистан.

Газета «Hurriyet Daily» (Турция),

15 октября 2019 года.