Статья Специального представителя Президента Республики Узбекистан по вопросам внешней политики Абдулазиза Камилова, опубликованная в газете «Народное слово»
Завершившаяся на прошлой неделе в Астане шестая по счету Консультативная встреча глав государств Центральной Азии символично подвела итоги поочередного председательства в ней всех стран региона за последние шесть лет и запустила новую фазу межгосударственного сотрудничества в этом уникальном формате.
Наши страны впервые согласовали единое видение развития региональной кооперации — Концепцию «Центральная Азия — 2040», которая подтвердила приверженность государств придать необратимый
и поступательный характер процессу регионального сотрудничества. Документ охватил все ключевые сферы взаимодействия, наметил конкретные практические планы на перспективу, определил формы и механизмы их реализации.
По сути, Астанинский саммит продемонстрировал стремление государств региона к дальнейшему последовательному продвижению внутрирегионального сотрудничества, наращиванию всесторонней кооперации в рамках Центральноазиатской пятерки.
Со времени проведения первой встречи в 2018 году в Астане страны ЦА прошли достаточно большой путь. Уместно вспомнить все основные этапы того, как мы вместе меняли современный облик Центральной Азии, трансформируя регион в пространство мира и согласия, дружбы и добрососедства, взаимного доверия и сотрудничества.
Всего семь лет тому назад наши границы были практически полностью закрыты. Мы были свидетелями конфликтов и минных полей на приграничных территориях, транспортных блокад, высоких торговых барьеров.
Нескончаемые споры по вопросам использования водных ресурсов, доступа к пастбищам и водохозяйственным объектам грозили перерасти в открытое противостояние.
Некоторые силы в регионе провоцировали соперничество и конкуренцию, порождая недоверие и спекулируя нашим общим историческим наследием. Наша разобщенность делала нас слабее, лишала перспектив консолидации, препятствуя раскрытию потенциала региона во имя общих интересов.
Все это в корне противоречило культурно-цивилизационным ценностям центральноазиатских народов, которые на протяжении веков жили бок о бок в мире и согласии, исповедовали одну религию, разделяли общие обычаи и традиции, были связаны тысячами невидимых нитей.
Более того, углубление глобального кризиса доверия и эскалация вооруженных конфликтов стали оказывать негативное воздействие на стабильность и устойчивое развитие региона. В этой связи укреплялось понимание, что благополучие Узбекистана, как и других стран и народов Центральной Азии, зависит от общих усилий по укреплению сотрудничества, готовности совместно продвигать интересы обеспечения безопасности и устойчивого развития региона.
Необходимо признать, что лидером, который остро прочувствовал зреющий общественный запрос на кардинальные перемены, решение накопившихся проблем, фундаментальный слом устаревших подходов к выстраиванию взаимоотношений с соседями, стал новый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Глава Узбекистана сформулировал новую целостную Доктрину внешней политики. Она определяет видение и подходы Узбекистана к актуальным проблемам международной и региональной безопасности, современным вызовам и угрозам, формированию нового мирового порядка и др.
Доктрина предусматривает развитие многопланового сотрудничества с развитыми странами мира на основе равноправия, взаимного уважения, доверия и учета интересов друг друга. Особое внимание уделяется поддержанию последовательного политического диалога с ведущими государствами Азии, Европы, Америки и Африки, а также авторитетными международными организациями.
Главным приоритетным направлением внешнеполитической деятельности Узбекистана в этой Доктрине Президентом Узбекистана определен регион Центральной Азии. Во главу угла поставлена цель достижения «ноль проблем с соседями». Концептуальной основой региональной политики стали принципы недопустимости укрепления собственной безопасности за счет безопасности других государств, открытости, прагматизма и конструктивизма, проактивного диалога на основе равноправия, взаимного уважения и учета интересов.
Узбекистан объективно несет особую ответственность за будущее Центральной Азии. И это продиктовано тем, что мы разделяем общие границы со всеми странами региона. Здесь проживают более половины населения ЦА, крупные общины всех народов региона. Практически все жизненно важные вопросы развития Узбекистана — от воды до транспортных коридоров, региональной безопасности и торговли зависят от добрососедских и предсказуемых отношений с сопредельными странами.
Именно поэтому в первом послании к Парламенту в 2016 году глава Узбекистана четко обозначил иерархию приоритетов, поставив на первое место укрепление отношений со странами Центральной Азии. «Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны национальные интересы нашей страны.
Мы неизменно остаемся приверженными проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей — Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана», — подчеркнул тогда Шавкат Мирзиёев. Неслучайно глава нашего государства сразу после своего избрания совершил первые официальные визиты в Ашхабад и Астану, тем самым еще раз подтвердив наш главный приоритет — Центральная Азия прежде всего.
В этом историческом обращении лидер нашей страны заявил о твердом намерении Ташкента проводить конструктивную политику в отношении ближайших соседей, решать накопившиеся региональные проблемы на основе равноправия, взаимного учета интересов и поиска разумных компромиссов, создать вокруг Узбекистана как страны, расположенной в самом сердце региона, пояс дружбы и процветания, безопасности и стабильности.
Главой Узбекистана перед правительством и внешнеполитическим аппаратом были определены основные задачи региональной политики — завершение процессов пограничного урегулирования, совместное разрешение вопросов рационального и справедливого водопользования, выстраивание взаимосвязанности стран в экономическом, экологическом, транспортно-логистическом и научно-технологическом развитии и др.
Изменения в подходах Ташкента к выстраиванию политико-дипломатического, экономического, культурно-гуманитарного взаимодействия в Центральной Азии создали условия не только для кардинального улучшения межгосударственных отношений Узбекистана с соседями, но и заложили основы для дальнейшей консолидации и интеграции Центральной Азии в новом формате.
В этом контексте самым значимым событием для всего региона стал запуск по инициативе Ш. М. Мирзиёева Консультативных встреч глав государств Центральной Азии (КВГГЦА), которые сегодня трансформировались в эффективную площадку регионального диалога, ориентированного на совместное построение территории стабильности, безопасности и устойчивого развития.
Впервые идея проведения регулярных встреч была озвучена Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в сентябре 2017 года на 72-й сессии Генассамблеи ООН. Тогда глава государства заявил, что главным приоритетом внешней политики страны является «мирная и экономически процветающая Центральная Азия» и все усилия Узбекистана будут направлены на «наращивание диалога, конструктивного взаимодействия и укрепления добрососедства».
В ноябре этого же года по его инициативе была созвана Международная конференция высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» в Самарканде. Участвовавшие в ней министры иностранных дел пяти государств региона поддержали предложения лидера Узбекистана об учреждении Консультативных встреч глав государств. Именно тогда сформировался «Самаркандский консенсус», где все страны заявили о намерении развивать региональное сотрудничество, сообща обсуждать, искать пути и принимать решения по актуальным для себя и региона в целом вопросам.
«Самаркандский консенсус» поддержало и международное сообщество. Спустя всего полгода в июне 2018 года по инициативе Президента Узбекистана Генассамблея ООН приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе». В ней высоко оцениваются усилия и инициативы стран ЦА, направленные на укрепление стабильности и экономического сотрудничества в регионе.
Все это позволило буквально за считаные годы в корне изменить ситуацию в ЦА. Прежде всего удалось преодолеть имеющиеся достаточно сложные и чувствительные проблемы по пограничным вопросам.
Узбекистан полностью завершил правовое оформление границы с Казахстаном, делимитировал границу с Туркменистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Возобновили свою деятельность десятки пропускных пунктов на границе, значительно облегчив перемещение людей между нашими странами.
Сегодня границы между Узбекистаном и странами Центральной Азии можно по праву называть мостами дружбы и добрососедства. Подтверждением этому является действующая с 1 сентября 2023 года процедура перехода узбекско-кыргызской границы с предъявлением внутреннего документа — общегражданской ID-карты. Аналогичный проект обсуждается и с казахстанской стороной.
На саммите в Астане Президент Шавкат Мирзиёев предложил взаимно признать национальные ID-карты в Центральной Азии и разработать массовые туристические продукты по принципу «Один тур — весь регион».
Одновременно мы видим значительный прогресс в описании таджикско-кыргызской границы. На сегодняшний день согласовано более 90 процентов общей протяженности рубежа.
Иными словами, это говорит о том, что, несмотря на все разногласия, решение острых, чувствительных и сложных проблем вполне возможно, если руководствоваться принципами взаимного доверия и готовности сторон к взаимоприемлемым компромиссам с учетом интересов друг друга.
Полная перезагрузка в нашем обширном регионе принесла выгоду для всех. Благодаря высокому уровню консолидации заметен прогресс в экономике региона. Значительно возрос уровень кооперации и внутрирегионального товарооборота, расширились связи с зарубежными партнерами.
Внутрирегиональная торговля возросла в 4,4 раза, количество совместных предприятий — в 5 раз, объемы взаимных инвестиций — почти в 2 раза.
Сегодня Центральная Азия стала более взаимосвязанным регионом, способным сообща реализовывать открывающиеся возможности. Узбекистан с Кыргызстаном и Таджикистаном создали инвестиционные фонды для финансирования крупных совместных проектов. В рамках этих институтов уже начата реализация проектов кооперации в автомобилестроении, электротехнике, текстильной промышленности, сельском хозяйстве.
Например, в Казахстане действует совместное предприятие по выпуску легковых автомобилей. В Таджикистане запущен завод по выпуску бытовой техники. Кыргызстан и Казахстан на территории Иссык-Кульской области создали совместное предприятие по строительству солнечных электростанций.
По инициативе Узбекистана со всеми странами региона была начата работа по созданию зон приграничной торговли. В настоящее время запущен механизм формирования таких зон с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном.
Как следствие, за последние 7 лет экономика региона выросла с 273,3 млрд долл до 450 млрд долл.
В русле общих изменений большой прогресс наблюдается в направлении, связанном с водными, водно-энергетическими и экологическими вопросами.
Знаковыми в этом контексте стали подписанная в 2023 году между Узбекистаном, Кыргызстаном и Казахстаном «дорожная карта» по совместному строительству Камбаратинской ГЭС-1, а также договоренности сообща решать вопрос о сбросах воды из Токтогульского водохранилища в летний вегетационный период.
Не менее важным следует назвать достижение согласия между Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном по режиму работы водохранилища Бахри Точик (Кайраккумское) в вегетационный период, что открыло возможность обеспечить необходимую подачу воды в среднем течении реки Сырдарьи.
В новых геополитических условиях Центральная Азия вновь возвращает себе роль, которую регион играл еще во времена Великого шелкового пути, выступая связующим мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, перекрестком различных экономических интересов. Регион становится важным элементом транспортно-коммуникационных маршрутов в рамках Транскаспийского коридора, маршрута Север — Юг, а также новых проектов, связывающих Центральную и Южную Азию, диверсифицирующих коридоры из Китая в Европу.
Прорывом в деле диверсификации транспортно-транзитных направлений для ЦА стало заключение соглашения о строительстве железнодорожной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан, призванной связать наш регион с европейской сетью железных дорог.
За эти годы заметно активизировался культурно-гуманитарный обмен. Сегодня уже регулярный характер приобрели проведение перекрестных годов культуры, дней кино, выставок, концертов и гастролей, совместных спортивных мероприятий. Ярким тому показателем служит рост внутрирегионального туризма, который уже достиг около 80 процентов от всех туристических направлений, предпочитаемых гражданами наших стран.
Только в Узбекистане в 2023 году этот показатель составил 6,6 миллиона. Большинство из них — это туристы из сопредельных стран.
Еще одним из ключевых компонентов всеобъемлющей стратегии Узбекистана по трансформации Центральной Азии в зону стабильности и устойчивого развития является достижение долгосрочного мира в Афганистане. С избранием в 2016 году Шавката Мирзиёева Президентом Узбекистана афганская политика Ташкента приобрела системный и комплексный характер. Особенностью нового подхода в отношении Афганистана стала консолидация усилий государств региона и всего мирового сообщества в деле достижения долгосрочного мира на афганской территории и обеспечения интеграции этой страны в мирохозяйственные связи с регионом.
В принятой в 2022 году по инициативе Президента Шавката Мирзиёева специальной резолюции ГА ООН «Укрепление взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией» особая роль в установлении связей между Центральной Азией и Южной Азией, регионом с совокупным населением почти в 2 миллиарда человек, отводится Афганистану.
Еще одной существенной особенностью текущей афганской политики Ташкента является то, что Узбекистан рассматривает Афганистан как органическую, неотъемлемую часть всей Центральной Азии.
Ни для кого не секрет, что новая Центральная Азия стала регионом притяжения мировых держав и ведущих государств. На сегодняшний день Центральная Азия активно взаимодействует в рамках более 10 форматов «ЦА+» с почти 40 странами и двумя региональными организациями. Говоря о потенциале и возможностях сотрудничества, следует отметить, что на долю государств в этом экономическом пространстве приходится 75 процентов мирового ВВП и в них проживают около четырех миллиардов населения земного шара.
Для Узбекистана и стран ЦА это прежде всего источники для привлечения иностранных инвестиций в ключевые отрасли наших экономик, новые рынки для продвижения наших товаров и услуг, а также многомиллионные туристические потоки.
В свою очередь Центральная Азия для наших партнеров — это перспективный емкий рынок с более 80 миллионами потребителей. Здесь сосредоточено 7 процентов мировых запасов нефти и газа соответственно, большие залежи редкоземельных критических материалов, необходимых для цифровой и зеленой трансформации. В частности, запасы по 10 имеющимся в регионе критическим материалам составляют от 5,2 процента до 38,6 процента.
Центральная Азия — это также регион с растущим объемом конкурентоспособных трудовых ресурсов. По оценкам ООН, к 2050 году население региона превысит 100 миллионов человек. При этом регион будет оставаться одним из самых молодых — средний возраст населения будет около 30 лет.
Нельзя не признать, что Центральная Азия по сути уже стала самостоятельным игрокомна мировой арене, укрепляя свою субъектность. Причем наши страны активно выступают с общих или близких позиций в выстраивании взаимоотношений с внешними партнерами.
Результаты преобразований в ЦА высоко оцениваются и признаются во всем мире. В своем выступлении на последнем саммите глав государств ЦА специальный представитель Генерального секретаря ООН по Центральной Азии, глава Регионального центра по превентивной дипломатии в ЦА Каха Имнадзе обратил внимание на новое качество стратегического партнерства в регионе, указав на то, что «Центральная Азия во многих измерениях может стать уникальной моделью регионального сотрудничества и примером для других регионов мира, как выстраивать добрососедские отношения на благо всех проживающих в регионе народов».
Аналогичного мнения также придерживается председатель Совета по внешней и оборонной политики РФ Ф. Лукьянов. По его словам, стабильность и открытость стали визитной карточкой ЦА.
«Определяющую роль в этих позитивных процессах играет Узбекистан под руководством Президента Шавката Мирзиёева, при котором политика изменилась в сторону твердой линии открытости и включенности в процесс. Подобная динамика задает тон во всем регионе, дает пример всем остальным. Именно активность и энергия руководства Узбекистана и персонально Президента Мирзиёева дают тот импульс, который необходим для превращения объективных тенденций в реальные процессы», — считает Ф. Лукьянов.
Эксперт Института Хадсона (США) Ричард Вайтс отмечал, что «скорость, с которой Ш. Мирзиёев способствовал улучшению отношений с другими государствами Центральной Азии, говорит о том, что эти партнеры ожидали и приветствовали новый региональный подход Ташкента».
По его словам, страна находится в самом сердце Евразии, среди многих возможных транспортных коридоров Восток — Запад и Север — Юг, что «делает поддержку Ташкента критически важной для крупных региональных проектов и жизненно важной для стабильности и процветания Евразии».
Международные эксперты признают важную роль в продвижении сближения с соседями выстраивания региональной идентичности стран Центральной Азии. Профессор Фуданьского университета в Шанхае Чжао Хуашэн отмечает, что «страны Центральной Азии все чаще признают общую идентичность как внутри региона, так и вовне».
По его мнению, «Центральная Азия как единое целое более узнаваема в мире, имеет больше возможностей укрепить свой международный авторитет и может иметь больший вес в отношениях с внешним миром».
Единство взглядов на Астанинском саммите проявилось и в стремлении к формированию Центральноазиатской идентичности как важного условия утверждения общей ответственности и солидарности в деле повышения благополучия и процветания Центральной Азии. Как справедливо отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 78-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2023 года, «можно с уверенностью сказать, что наши народы объединяет осознание региональной идентичности, и это чувство все больше укрепляется».
Второй цикл встреч лидеров «центральноазиатской пятерки», запущенный в Астане, возлагает на Узбекистан как страну, принимающую в 2025 году Саммит глав государств ЦА, особую ответственность за поступательное продвижение всеобъемлющей региональной кооперации. Что имеется в виду?
ВО-ПЕРВЫХ, дальнейшее углубление политического диалога.
Следует укреплять политическое доверие, основываясь на принципах открытости, равноправия, уважения и учета интересов. В этом отношении важную роль будет играть продолжение и дальнейшее наращивание регулярного политического диалога на всех уровнях, придание ему системного и многопланового характера.
Необходимо тесно координировать усилия в вопросах обеспечения безопасности, которые в условиях кризисных явлений в мировой экономике и жесткой конфронтации различных центров силы еще более актуализируются.
В этих условиях важное значение обретает инициатива Президента Узбекистана, озвученная в рамках 6-й КВГГЦА, о разработке Концепции обеспечения региональной безопасности и стабильности.
ВО-ВТОРЫХ, нашей приоритетной задачей должно стать осуществление стратегического прорыва на экономическом направлении.
Крайне важно выделить сотрудничество в сферах торговли, инвестиций, технологий и инноваций в качестве императивов нашего взаимодействия. Экономика должна стать каркасом и движущей силой взаимовыгодного сотрудничества.
Мы выступаем за становление нашего региона как одного из мировых центров экономического роста и инвестиционной активности.
Президент Узбекистана отметил, что в конечном итоге «нашей стратегической целью должно стать формирование в долгосрочной перспективе Единого регионального рынка».
В-ТРЕТЬИХ, продвижение совместных проектов промышленной кооперации.
Сегодня страны региона проявляют полную готовность к взаимодействию в данном направлении. На Астанинском саммите Президент Узбекистана предложил сформировать Единую карту индустриализации региона и запустить Совет на уровне министров. Была подчеркнута важность развития сети торгово-логистических и промышленных хабов в приграничных районах.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, реализация транспортно-коммуникационного потенциала.
Важным шагом для углубления сотрудничества в этой сфере может стать разработка Стратегии региональных транспортных коридоров в Центральной Азии, принятие Региональной программы устойчивого развития транспортной системы ЦА и формирование Регионального совета по транспортным коммуникациям стран ЦА для координации взаимодействия в развитии транспортно-логистического сектора в регионе.
В-ПЯТЫХ, сотрудничество в сфере энергетики.
Существует объективная необходимость в выработке совместных подходов к формированию общего энергетического рынка в Центральной Азии.
Особую роль здесь может сыграть увеличение взаимных поставок энергоресурсов, строительство энергетических объектов, реализация совместных проектов по широкому внедрению возобновляемых источников энергии, современных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.
В-ШЕСТЫХ, адаптация к изменениям климата и обеспечение продовольственной безопасности.
В нашем регионе усугубляются проблемы, связанные с глобальным изменением климата, дефицитом водных ресурсов, опустыниванием и деградацией почв и, как следствие, падением урожайности.
Страны ЦА придерживаются полного консенсуса в вопросе необходимости скоординированного сотрудничества для противодействия последствиям изменения климата, в особенности на фоне участившихся экстремальных погодных явлений.
В свою очередь вопросы продовольственной безопасности и стабильной поставки продуктов питания становятся чрезвычайно важными в условиях сбоев в системе поставок сельскохозяйственной продукции, вызванных последствиями изменения климата и ростом напряженности в мировой политике.
В данном контексте представляется важным усилить взаимодействие в области агропромышленной кооперации для создания высокоурожайных сортов сельхозкультур, поиска более рациональных методов орошения, внедрения водосберегающих технологий и инноваций в агросферу.
В-СЕДЬМЫХ, укрепление культурно-гуманитарных связей.
Важно продолжить наши усилия по расширению взаимодействия в сфере культуры, науки, образования и туризма. Растущая сплоченность стран Центральной Азии предоставляет беспрецедентные возможности для превращения региона в одно из самых привлекательных туристических направлений в мире.
Для дальнейшего развития региональной туриндустрии у нас имеются все возможности. Из более чем 1 000 объектов, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, свыше 20 находятся в регионе, что формирует огромный потенциал для дальнейшей популяризации культурных и исторических объектов региона.
Практическая реализация всех этих приоритетных задач требует постоянной «подпитки» регионального взаимодействия на всех уровнях новыми научно обоснованными идеями и предложениями. В этой связи Президент Узбекистана предложил провести в нашей стране заседание Центральноазиатского экспертного форума ведущих аналитических центров и академических кругов с тем, чтобы совместно выработать концептуальные рекомендации и предложения, которые могут быть рассмотрены в ходе следующего саммита глав государств.
В данном контексте особая ответственность возложена на Международный институт Центральной Азии, уникальную научно-исследовательскую организацию, учрежденную по инициативе Президента Шавката Мирзиёева.
В целом процесс регионального сближения в Центральной Азии, запущенный в 2017 году как следствие масштабных преобразований в Узбекистане и новаторской политики добрососедства и сотрудничества Ташкента, приобрел сегодня устойчивый и необратимый характер.
Переход страны к открытости и практическое претворение в жизнь провозглашенного приоритета Центральной Азии во внешнеполитической Доктрине Президента Узбекистана обеспечили кардинальное обновление политико-экономических процессов в регионе.
Политическая воля, беспрецедентный прагматизм, укрепление мер доверия и гибкость дипломатии главы государства, готовность к разумным компромиссам для урегулирования ключевых межгосударственных и региональных проблем обеспечили стратегический сдвиг в Центральной Азии от споров и разногласий к взаимопониманию и сотрудничеству.
Закрепление этих революционных подходов в ходе интенсивных двусторонних контактов и Консультативных встреч глав государств способствовало утверждению общей приверженности стран совместному выстраиванию мирной, стабильной и устойчиво развивающейся и процветающей Центральной Азии.
Эта продолжающаяся на фоне глобальных катаклизмов мирная, созидательная трансформация стратегически важного региона в самом сердце Евразии уже является феноменом мировой политики, который стал предметом экспертных дискуссий и определенно будет темой будущих глубоких научных изысканий.
Бесспорно одно — главный архитектор формирующейся на наших глазах Новой Центральной Азии, уже вписавший свое имя в историю региона, — это Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Вручение на центральноазиатском саммите в Астане Президенту Узбекистана Почетного знака глав государств ЦА стало еще одним признанием личного вклада лидера нашей страны в развитие дружбы, добрососедства и взаимопонимания между государствами региона.
Абдулазиз Камилов,
Специальный представитель
Президента Республики Узбекистан
по вопросам внешней политики.