Обретение независимости Республики Узбекистан 1 сентября 1991 года стало отправной точкой формирования самостоятельной внешней политики государства. Уже 2 марта 1992 года страна вступила в Организацию Объединенных Наций, что стало важнейшим шагом в международном признании ее суверенитета.
В первые годы независимости приоритетом было формирование международно-правовой базы: заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Россией и Китаем (1992 год), Турцией (1991 год), а также налажено взаимодействие с Международным валютным фондом и Всемирным банком. Это обеспечило первые успехи в интеграции в глобальную экономическую систему.
Особое внимание уделялось укреплению добрососедства и обеспечению региональной безопасности в Центральной Азии, где вопросы водных ресурсов и транспортных коммуникаций имели критически важное значение. С середины 2010-х годов внешнеполитический курс страны начал отражать стратегию «открытого и прагматичного» Узбекистана, провозглашенную в 2016 году. С этого момента международный диалог приобрел новый импульс. Знаменательным событием стало восстановление полноформатных отношений с Таджикистаном: в 2018 году в Душанбе были подписаны соглашения о стратегическом партнерстве и открыты новые пограничные пункты. В том же году состоялась первая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии в Астане, что положило начало институционализации регионального диалога.
На глобальной арене Узбекистан стал инициатором значимых международных решений. В 2018 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность», а в 2021 году единогласно была одобрена инициатива Узбекистана о провозглашении Приаралья «зоной экологических инноваций и технологий», соавторами которой выступили свыше 50 государств. Выступая в сентябре 2020 года на сессии ООН, президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что высыхание Аральского моря превратило Приаралье в «эпицентр экологической катастрофы», и призвал к совместным усилиям по формированию нового ландшафта на площади более 2 миллионов гектаров. Сегодня Арал, некогда четвертое по величине закрытое море планеты, почти исчез: утрачены промысловые виды рыб, а также дикая фауна региона – туранский тигр, гепард, многие виды птиц.
Внешнеполитическая инициатива страны проявилась и в процессе урегулирования ситуации в Афганистане. В июле 2022 года в Ташкенте прошла Международная конференция «Афганистан: безопасность и экономическое развитие», объединившая представителей более 30 государств. В 2025 году эту линию продолжил Термезский диалог – площадка для обсуждения безопасности, региональной интеграции и гуманитарного взаимодействия. Одной из центральных тем стал поиск путей вовлечения Афганистана в международные проекты через экономику, образование, торговлю и инфраструктуру.
Активность Узбекистана проявляется и в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). На саммите 2022 года республика предложила новые механизмы сотрудничества в сфере транспорта и безопасности. В том же году Самарканд принял саммит Шанхайской организации сотрудничества, итогом которого стала Самаркандская декларация Совета глав государств – членов ШОС и рекордный пакет соглашений, концепций и программ – всего 44 документа. На сегодняшний день Узбекистан является членом более 100 международных организаций и участником свыше 200 многосторонних договоров, что подтверждает его активную позицию на мировой арене.
Помимо дипломатии и безопасности, важной составляющей стала экономика. В 2021 году Узбекистан получил статус бенефициара системы GSP+, что значительно расширило возможности экспорта в страны Европейского союза. Транзитные проекты под эгидой инициативы «Один пояс – один путь» укрепили стратегическую роль республики как ключевого логистического узла.
В 2024–2025 годах дипломатические достижения обретают новое качество. В 2024 году пять заместителей генерального секретаря ООН посетили Узбекистан, страна была избрана членом Экономического и Социального Совета (ECOSOC) и руководящего органа Международной организации труда (ILO), а также впервые выдвинула своего представителя в Комитете ООН по правам человека. В республике начал работу офис Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD). Кроме того, на заседании формата C5+1 в сентябре 2024 года отмечены значимые успехи в сотрудничестве между США и Узбекистаном. В 2024 году международный климатический форум в Самарканде, инициированный Узбекистаном, был признан ООН в качестве крупной региональной платформы по экологическим вызовам.
Важным событием стало и проведение 3-4 апреля 2025 года в Самарканде первого саммита Европейского союза и стран Центральной Азии. В ходе этого форума ЕС объявил о выделении инвестиционного пакета в размере 12 миллиардов евро в рамках программы Global Gateway. Средства распределяются по четырем стратегическим направлениям: транспорт (3 млрд евро), критически важные минералы (2,5 млрд евро), гидроэнергетика и климат (6,4 млрд евро), а также развитие спутникового интернета (100 млн евро). В дополнение к этому Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) разрабатывает пакет инвестиционных проектов общей стоимостью около 7–8 млрд евро до 2027 года, включающих сферы добычи и переработки критически важных минералов, а также возобновляемую энергетику.
Региональная дипломатия также получила новый импульс 17 июня 2025 года, когда на саммите в Астане президент Китая Си Цзиньпин подписал с лидерами стран Центральной Азии, включая Узбекистан, договор о «вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Этот документ стал символом перехода к новой фазе регионального взаимодействия и углубления стратегического партнерства в Евразии.
Особое значение имеет сотрудничество в сфере энергетики. 27 мая 2024 года Узбекистан и Россия заключили соглашение о строительстве первой в Центральной Азии атомной электростанции, включающей шесть реакторов мощностью по 330 МВт. В июне текущего года «Росатом» и Агентство по атомной энергии Узбекистана подписали дополнительное соглашение об изучении возможности строительства крупной АЭС на базе реакторов ВВЭР-1000, предполагающей возведение до четырех энергоблоков. Эти шаги открывают для республики новые горизонты в обеспечении энергетической безопасности и диверсификации источников энергии.
В 2025 году были достигнуты и другие значимые региональные и межрегиональные успехи. В марте в Худжанде состоялось подписание трехстороннего договора между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном, который урегулировал вопросы точек стыка государственных границ и включил создание мемориала дружбы – важного символа региональной стабильности и сотрудничества.
Существенных результатов Узбекистан добился и в туристической сфере. В 2024 году страну посетили 10,2 миллиона иностранных туристов, что принесло около 3,5 миллиарда долларов дохода. В 2025 году акцент сделан на развитие устойчивого туризма: увеличивается средняя продолжительность пребывания гостей до 10–12 суток, внедряется унифицированная туристическая карта, расширяется сотрудничество с государствами Персидского залива. Особое внимание уделяется визовой либерализации, а также развитию культурных и исторических маршрутов, что делает страну еще более привлекательной для путешественников.
О достижениях Узбекистана в последние годы можно говорить еще долго. Каждое из них отражает стремление страны не только укреплять свои позиции в регионе, но и активно участвовать в решении глобальных проблем.
В целом за три десятилетия независимости Республика Узбекистан прошла путь от закрепления суверенитета до активного формирования региональных и глобальных инициатив. Сегодня ее внешняя политика вышла далеко за рамки инструментальной дипломатии и превратилась в интегрированное, прагматичное и конструктивное участие в международных процессах. Республика выступает не только как инициатор, но и как стратегически значимый партнер, способный трансформировать свои ограниченные природные условия в реальные преимущества для международного сотрудничества, устойчивого развития и укрепления глобальной безопасности.
Азиза Алимова, УзА