22 июня текущего года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Указ «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека».


22 июня текущего года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Указ «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека». На днях данный указ был опубликован в прессе.

О содержании, сути и значении нового указа корреспондент УзА побеседовала с директором Национального центра Республики Узбекистан по правам человека (НЦПЧ) Акмалем САИДОВЫМ.

– Говоря об указе, прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в последнее время весь наш народ во главе с Президентом осуществляет стремительные и широкомасштабные реформы для построения нового Узбекистана, – говорит А.Саидов. – Эти системные реформы включили в повестку дня вопрос дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод человека.

Данная задача отражена в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Необходимость ее качественной и своевременной реализации отмечалась и в Послании Президента Олий Мажлису 24 января 2020 года.

Так, Национальным центром по правам человека был разработан проект Национальной стратегии по правам человека. Текст проекта широко обсуждался с участием отечественных, зарубежных и международных партнеров.

За прошедший период проект Национальной стратегии по правам человека размещался для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.uz, а также дважды на официальном сайте Национального центра по правам человека – начальный вариант и вариант, усовершенствованный предложениями и суждениями. В ходе обсуждения поступило много предложений от государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций, а также других институтов гражданского общества.

Кроме того, 28 февраля текущего года состоялись Национальные консультации по обсуждению проекта. В них активно участвовали представители институтов гражданского общества, средств массовой информации, международных организаций, дипломатического корпуса, которые также предоставили ценные предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию проекта стратегии.

В начале мая были организованы Международные консультации в онлайн-формате с участием представителей Управления Верховного комиссара по правам человека и его регионального офиса в Бишкеке, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, международного эксперта ООН и ОБСЕ Г.Тугуши, представителей дипломатического корпуса в Ташкенте. Конструктивные предложения, высказанные в ходе консультаций, были учтены при доработке окончательного варианта Национальной стратегии.

В этом смысле утвержденная недавно Президентом Национальная стратегия Республики Узбекистан, как говорится в указе, разработана «на основе всестороннего изучения актуальных вопросов обеспечения и защиты прав человека, анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также результатов широкого общественного обсуждения, международных и национальных консультаций» с учетом рекомендаций международных организаций, в том числе уставных органов и договорных комитетов ООН.

– Как вы считаете, в чем актуальность и значимость Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека?

– В последнее время в нашей стране осуществляется системная работа по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов в данной области в национальное законодательство и выполнению соответствующих международных обязательств, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.

В результате этого мировым сообществом признается, что Узбекистан в качестве самостоятельного субъекта международного права поднялся на новый этап развития в плане международного сотрудничества в области прав человека. Об этом свидетельствует и то, что страна, будучи активным участником международной нормотворческой деятельности, уверенно выходит на мировую арену как инициатор новых международных договоров.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Просвещение и религиозная толерантность» является ярким практическим отражением воплощения в жизнь инициативы Президента Республики Узбекистан, выдвинутой на 72-й сессии данной организации. Это важное достижение придало мощный импульс повышению престижа Узбекистана на мировой арене.

Инициативы обновляемого Узбекистана поддерживаются на уровне ООН. Особо значимыми стали визиты в нашу страну Генерального секретаря ООН, Верховного комиссара по правам человека, Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений, а также Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о независимости судей и адвокатов.

В настоящее время Республика Узбекистан присоединилась к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам Организации Объединенных Наций и на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.

В стране проделана эффективная работа по имплементации норм касательно прав и свобод человека, закрепленных в этих международных документах, в национальное законодательство, развитию национальных институтов по правам человека. Кроме того, уделяется серьезное внимание повышению роли институтов гражданского общества в данном направлении.

В том, что Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека утверждена накануне исторической даты – дня подписания Устава Организации Объединенных Наций, есть символический смысл.

Во-первых, Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека имеет такую же историческую ценность и значимость для нашего народа, как и Устав ООН, утвержденный 26 июня 1945 года, для мирового сообщества.

Во-вторых, международные принципы и нормы, отраженные в Уставе ООН, основываются на важности глобального сотрудничества для улучшения жизни всего человечества. Организация Объединенных Наций, исходя из своих предусмотренных Положением полномочий и уникального международного свойства, может принимать решения по вопросам мира и безопасности, изменения климата, устойчивого развития, прав человека, обезоруживания, терроризма, гуманитарной и чрезвычайной ситуации, гендерного равенства, управления, производства продуктов питания и другим вопросам, стоящим перед человечеством в XXI веке.

Обратите внимание, что в указе палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан рекомендовано образовать Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств в области прав человека. На наш взгляд, лишь этот факт уже свидетельствует о том, что задачи, определенные в Национальной стратегии, опираются на принципы глобального сотрудничества.

В-третьих, Устав ООН является первым документом в сфере защиты прав человека, который получил поддержку. В тексте Устава ООН семь раз приведены слова «права человека», что свидетельствует о том, что одним из приоритетных направлений деятельности и главных принципов ООН являются защита и продвижение прав человека. В 1948 году Всеобщая декларация прав человека внесла понятие «права человека» в сферу международного права. С тех пор ООН в рамках своего Устава защищает права человека посредством соответствующих правовых инструментов и ряда конкретных мер.

Позиция нашей страны по защите прав человека основывается на Уставе ООН, положениях Всеобщей декларации прав человека и вытекающих из них международных соглашениях. Утверждение указом Президента Узбекистана Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека на основе Венской декларации и Программы действий является важным этапом реализуемых в стране правовых реформ и создания институциональных механизмов защиты прав человека.

Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, несомненно, станет эффективным инструментом единой политики в области защиты прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан и международными договорами, ратифицированными нашей страной.

– Каковы цели и задачи Национальной стратегии?

– Цель Национальной стратегии Республики Узбекистан – определение основных задач и направлений последовательно проводимой в Узбекистане государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека.

В число основных задач Национальной стратегии входят:

– совершенствование национального законодательства с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития страны, общепризнанных международных стандартов и обязательств Узбекистана в сфере прав человека, рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН;

– повышение роли парламента и институтов гражданского общества в достижении Целей в области устойчивого развития на период до 2030 года, укрепление верховенства закона, приведение национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с международными обязательствами в области прав человека;

– обеспечение вхождения Узбекистана в число 50 ведущих стран мира в международных рейтингах и индексах в сфере прав и свобод человека по показателям качества нормотворчества, эффективности деятельности правительства, свободы слова и информации, противодействия преступности и коррупции, ведения бизнеса, глобальной конкуренции, инновационного развития и другим;

– обеспечение независимости судебной власти в целях прекращения нарушений прав человека, совершенствование деятельности органов прокуратуры и укрепление полномочий системы справедливого судейства, создание широких условий для деятельности национальных институтов по защите прав человека, дальнейшее развитие системы мониторинга и оценки государственной политики в области прав человека, повышение правовой грамотности и правовой культуры населения, формирование в обществе культуры прав человека;

– повышение эффективности открытости и взаимодействия органов государственной власти и управления, институтов гражданского общества, средств массовой информации и частного сектора в защите личных, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, а также совершенствование практики проведения консультаций с институтами гражданского общества в процессе законотворчества;

– предупреждение преступности, особенно торговли людьми, коррупции, пыток, организованной и транснациональной преступности, и борьба с этими угрозами, обеспечение справедливого судейства и соблюдения прав человека в местах содержания задержанных, арестованных и заключенных;

– обеспечение защиты прав людей с ограниченными возможностями, малообеспеченных слоев населения на основе принципа Целей в области устойчивого развития ООН «никого не оставим позади», социальная поддержка лиц, нуждающихся в особой защите государства и общества, в том числе не являющихся гражданами Республики Узбекистан, повышение качества оказания им услуг;

– обеспечение свободы вероисповедания, слова, мысли, права на получение информации, гендерного равенства, равного доступа к качественному образованию и медицинским услугам, недопущение дискриминации, социальная интеграция пожилых людей, дальнейшее совершенствование правоприменительной практики в области защиты прав детей, молодежи, женщин, лиц с инвалидностью и мигрантов;

– укрепление института семьи, охрана материнства и детства, предотвращение насилия в семьях и повышение уровня правовой, социально-экономической поддержки борьбы с ним;

– обеспечение экономических прав человека, развитие частнособственнических отношений и государственно-частного партнерства;

– повышение качества и охвата образования на всех этапах, развитие системы непрерывного образования, обеспечение инклюзивности системы обучения и доступа к ней всем;

– улучшение качества и адресности информационно-просветительской деятельности в области прав человека;

– гармонизация межгосударственных отношений, сотрудничества с международными организациями, внедрение инновационных принципов в целях качественного и своевременного выполнения рекомендаций международных договорных органов по правам человека;

– реализация мер, направленных на обеспечение вступления Республики Узбекистан в Совет ООН по правам человека.

– Существуют ли конкретные механизмы полной и своевременной реализации этих крайне важных и широкомасштабных задач?

– Помимо Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека указом утверждены еще два важных документа – "Дорожная карта" по ее реализации и Положение о порядке взаимодействия государственных органов Республики Узбекистан по рассмотрению сообщений и решений уставных органов и договорных комитетов по правам человека Организации Объединенных Наций.

Уместно отметить, что основная ответственность за реализацию Национальной стратегии и «Дорожной карты» возложена на Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. В соответствии с порядком, установленным указом, центр будет вести регулярный мониторинг, вносить в соответствующие министерства и ведомства предложения и рекомендации о качественной и своевременной реализации намеченных мер, а также на постоянной основе размещать на своем веб-сайте подробную информацию, отражающую конкретные показатели и достигнутые результаты.

Кроме того, центр ежеквартально будет вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров обобщенную информацию, обеспечивать подготовку, перевод на иностранные языки и опубликование информационно-аналитических комментариев.

Следует также отметить, что ответственные исполнители, указанные в «Дорожной карте», до 5-го числа каждого месяца будут представлять в центр информацию о выполнении возложенных на них задач. На заседаниях Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан один раз в шесть месяцев будет заслушиваться информация министерств и ведомств о ходе реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты».

В указе отмечена необходимость ежеквартального заслушивания информации руководителей министерств и ведомств о ходе реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты» с проведением их критического обсуждения. Более того, Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента рекомендовано ежеквартально заслушивать информацию руководителей территориальных подразделений министерств и ведомств о реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты» в разрезе регионов с проведением их критического обсуждения.

Помимо этого будет учрежден нагрудный знак «Инсон ҳуқуқлари ҳимояси учун», ежегодно вручаемый за заслуги в сфере защиты прав человека и повышения культуры соблюдения прав человека в Международный день прав человека.

Раз в два года на высоком организационном уровне будет проводиться Самаркандский форум по правам человека с участием представителей международных организаций, специалистов из зарубежных государств и почетных гостей.

Одним словом, как отмечено в указе, «принятие долгосрочной стратегии в области прав человека служит эффективной реализации государственной политики в данной области, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене, в частности улучшению позиций Республики Узбекистан в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах».

– Спасибо за содержательную беседу!

Записала
Назокат УСМАНОВА, корр. УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Национальная стратегия по правам человека: суть, значение, цели и задачи

22 июня текущего года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Указ «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека».


22 июня текущего года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Указ «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека». На днях данный указ был опубликован в прессе.

О содержании, сути и значении нового указа корреспондент УзА побеседовала с директором Национального центра Республики Узбекистан по правам человека (НЦПЧ) Акмалем САИДОВЫМ.

– Говоря об указе, прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в последнее время весь наш народ во главе с Президентом осуществляет стремительные и широкомасштабные реформы для построения нового Узбекистана, – говорит А.Саидов. – Эти системные реформы включили в повестку дня вопрос дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод человека.

Данная задача отражена в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Необходимость ее качественной и своевременной реализации отмечалась и в Послании Президента Олий Мажлису 24 января 2020 года.

Так, Национальным центром по правам человека был разработан проект Национальной стратегии по правам человека. Текст проекта широко обсуждался с участием отечественных, зарубежных и международных партнеров.

За прошедший период проект Национальной стратегии по правам человека размещался для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.uz, а также дважды на официальном сайте Национального центра по правам человека – начальный вариант и вариант, усовершенствованный предложениями и суждениями. В ходе обсуждения поступило много предложений от государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций, а также других институтов гражданского общества.

Кроме того, 28 февраля текущего года состоялись Национальные консультации по обсуждению проекта. В них активно участвовали представители институтов гражданского общества, средств массовой информации, международных организаций, дипломатического корпуса, которые также предоставили ценные предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию проекта стратегии.

В начале мая были организованы Международные консультации в онлайн-формате с участием представителей Управления Верховного комиссара по правам человека и его регионального офиса в Бишкеке, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, международного эксперта ООН и ОБСЕ Г.Тугуши, представителей дипломатического корпуса в Ташкенте. Конструктивные предложения, высказанные в ходе консультаций, были учтены при доработке окончательного варианта Национальной стратегии.

В этом смысле утвержденная недавно Президентом Национальная стратегия Республики Узбекистан, как говорится в указе, разработана «на основе всестороннего изучения актуальных вопросов обеспечения и защиты прав человека, анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также результатов широкого общественного обсуждения, международных и национальных консультаций» с учетом рекомендаций международных организаций, в том числе уставных органов и договорных комитетов ООН.

– Как вы считаете, в чем актуальность и значимость Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека?

– В последнее время в нашей стране осуществляется системная работа по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов в данной области в национальное законодательство и выполнению соответствующих международных обязательств, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.

В результате этого мировым сообществом признается, что Узбекистан в качестве самостоятельного субъекта международного права поднялся на новый этап развития в плане международного сотрудничества в области прав человека. Об этом свидетельствует и то, что страна, будучи активным участником международной нормотворческой деятельности, уверенно выходит на мировую арену как инициатор новых международных договоров.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Просвещение и религиозная толерантность» является ярким практическим отражением воплощения в жизнь инициативы Президента Республики Узбекистан, выдвинутой на 72-й сессии данной организации. Это важное достижение придало мощный импульс повышению престижа Узбекистана на мировой арене.

Инициативы обновляемого Узбекистана поддерживаются на уровне ООН. Особо значимыми стали визиты в нашу страну Генерального секретаря ООН, Верховного комиссара по правам человека, Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений, а также Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о независимости судей и адвокатов.

В настоящее время Республика Узбекистан присоединилась к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам Организации Объединенных Наций и на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.

В стране проделана эффективная работа по имплементации норм касательно прав и свобод человека, закрепленных в этих международных документах, в национальное законодательство, развитию национальных институтов по правам человека. Кроме того, уделяется серьезное внимание повышению роли институтов гражданского общества в данном направлении.

В том, что Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека утверждена накануне исторической даты – дня подписания Устава Организации Объединенных Наций, есть символический смысл.

Во-первых, Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека имеет такую же историческую ценность и значимость для нашего народа, как и Устав ООН, утвержденный 26 июня 1945 года, для мирового сообщества.

Во-вторых, международные принципы и нормы, отраженные в Уставе ООН, основываются на важности глобального сотрудничества для улучшения жизни всего человечества. Организация Объединенных Наций, исходя из своих предусмотренных Положением полномочий и уникального международного свойства, может принимать решения по вопросам мира и безопасности, изменения климата, устойчивого развития, прав человека, обезоруживания, терроризма, гуманитарной и чрезвычайной ситуации, гендерного равенства, управления, производства продуктов питания и другим вопросам, стоящим перед человечеством в XXI веке.

Обратите внимание, что в указе палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан рекомендовано образовать Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств в области прав человека. На наш взгляд, лишь этот факт уже свидетельствует о том, что задачи, определенные в Национальной стратегии, опираются на принципы глобального сотрудничества.

В-третьих, Устав ООН является первым документом в сфере защиты прав человека, который получил поддержку. В тексте Устава ООН семь раз приведены слова «права человека», что свидетельствует о том, что одним из приоритетных направлений деятельности и главных принципов ООН являются защита и продвижение прав человека. В 1948 году Всеобщая декларация прав человека внесла понятие «права человека» в сферу международного права. С тех пор ООН в рамках своего Устава защищает права человека посредством соответствующих правовых инструментов и ряда конкретных мер.

Позиция нашей страны по защите прав человека основывается на Уставе ООН, положениях Всеобщей декларации прав человека и вытекающих из них международных соглашениях. Утверждение указом Президента Узбекистана Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека на основе Венской декларации и Программы действий является важным этапом реализуемых в стране правовых реформ и создания институциональных механизмов защиты прав человека.

Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, несомненно, станет эффективным инструментом единой политики в области защиты прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан и международными договорами, ратифицированными нашей страной.

– Каковы цели и задачи Национальной стратегии?

– Цель Национальной стратегии Республики Узбекистан – определение основных задач и направлений последовательно проводимой в Узбекистане государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека.

В число основных задач Национальной стратегии входят:

– совершенствование национального законодательства с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития страны, общепризнанных международных стандартов и обязательств Узбекистана в сфере прав человека, рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН;

– повышение роли парламента и институтов гражданского общества в достижении Целей в области устойчивого развития на период до 2030 года, укрепление верховенства закона, приведение национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с международными обязательствами в области прав человека;

– обеспечение вхождения Узбекистана в число 50 ведущих стран мира в международных рейтингах и индексах в сфере прав и свобод человека по показателям качества нормотворчества, эффективности деятельности правительства, свободы слова и информации, противодействия преступности и коррупции, ведения бизнеса, глобальной конкуренции, инновационного развития и другим;

– обеспечение независимости судебной власти в целях прекращения нарушений прав человека, совершенствование деятельности органов прокуратуры и укрепление полномочий системы справедливого судейства, создание широких условий для деятельности национальных институтов по защите прав человека, дальнейшее развитие системы мониторинга и оценки государственной политики в области прав человека, повышение правовой грамотности и правовой культуры населения, формирование в обществе культуры прав человека;

– повышение эффективности открытости и взаимодействия органов государственной власти и управления, институтов гражданского общества, средств массовой информации и частного сектора в защите личных, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, а также совершенствование практики проведения консультаций с институтами гражданского общества в процессе законотворчества;

– предупреждение преступности, особенно торговли людьми, коррупции, пыток, организованной и транснациональной преступности, и борьба с этими угрозами, обеспечение справедливого судейства и соблюдения прав человека в местах содержания задержанных, арестованных и заключенных;

– обеспечение защиты прав людей с ограниченными возможностями, малообеспеченных слоев населения на основе принципа Целей в области устойчивого развития ООН «никого не оставим позади», социальная поддержка лиц, нуждающихся в особой защите государства и общества, в том числе не являющихся гражданами Республики Узбекистан, повышение качества оказания им услуг;

– обеспечение свободы вероисповедания, слова, мысли, права на получение информации, гендерного равенства, равного доступа к качественному образованию и медицинским услугам, недопущение дискриминации, социальная интеграция пожилых людей, дальнейшее совершенствование правоприменительной практики в области защиты прав детей, молодежи, женщин, лиц с инвалидностью и мигрантов;

– укрепление института семьи, охрана материнства и детства, предотвращение насилия в семьях и повышение уровня правовой, социально-экономической поддержки борьбы с ним;

– обеспечение экономических прав человека, развитие частнособственнических отношений и государственно-частного партнерства;

– повышение качества и охвата образования на всех этапах, развитие системы непрерывного образования, обеспечение инклюзивности системы обучения и доступа к ней всем;

– улучшение качества и адресности информационно-просветительской деятельности в области прав человека;

– гармонизация межгосударственных отношений, сотрудничества с международными организациями, внедрение инновационных принципов в целях качественного и своевременного выполнения рекомендаций международных договорных органов по правам человека;

– реализация мер, направленных на обеспечение вступления Республики Узбекистан в Совет ООН по правам человека.

– Существуют ли конкретные механизмы полной и своевременной реализации этих крайне важных и широкомасштабных задач?

– Помимо Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека указом утверждены еще два важных документа – "Дорожная карта" по ее реализации и Положение о порядке взаимодействия государственных органов Республики Узбекистан по рассмотрению сообщений и решений уставных органов и договорных комитетов по правам человека Организации Объединенных Наций.

Уместно отметить, что основная ответственность за реализацию Национальной стратегии и «Дорожной карты» возложена на Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. В соответствии с порядком, установленным указом, центр будет вести регулярный мониторинг, вносить в соответствующие министерства и ведомства предложения и рекомендации о качественной и своевременной реализации намеченных мер, а также на постоянной основе размещать на своем веб-сайте подробную информацию, отражающую конкретные показатели и достигнутые результаты.

Кроме того, центр ежеквартально будет вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров обобщенную информацию, обеспечивать подготовку, перевод на иностранные языки и опубликование информационно-аналитических комментариев.

Следует также отметить, что ответственные исполнители, указанные в «Дорожной карте», до 5-го числа каждого месяца будут представлять в центр информацию о выполнении возложенных на них задач. На заседаниях Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан один раз в шесть месяцев будет заслушиваться информация министерств и ведомств о ходе реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты».

В указе отмечена необходимость ежеквартального заслушивания информации руководителей министерств и ведомств о ходе реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты» с проведением их критического обсуждения. Более того, Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента рекомендовано ежеквартально заслушивать информацию руководителей территориальных подразделений министерств и ведомств о реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты» в разрезе регионов с проведением их критического обсуждения.

Помимо этого будет учрежден нагрудный знак «Инсон ҳуқуқлари ҳимояси учун», ежегодно вручаемый за заслуги в сфере защиты прав человека и повышения культуры соблюдения прав человека в Международный день прав человека.

Раз в два года на высоком организационном уровне будет проводиться Самаркандский форум по правам человека с участием представителей международных организаций, специалистов из зарубежных государств и почетных гостей.

Одним словом, как отмечено в указе, «принятие долгосрочной стратегии в области прав человека служит эффективной реализации государственной политики в данной области, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене, в частности улучшению позиций Республики Узбекистан в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах».

– Спасибо за содержательную беседу!

Записала
Назокат УСМАНОВА, корр. УзА