«Конституция, которая создана для всех наций, не годится ни для одной», – писал французский политик и философ, живший в XVIII-XIX  веках, Жозеф де Местр. Данная мысль в некоторой степени подтверждает тот факт, что каждая нация, обладающая собственной историей, культурой и ценностями, имеет право самостоятельно определять свое будущее. В настоящее время, когда в мире происходят сложные геополитические процессы, в 2023 году мы внесли изменения в Конституцию страны, дополнив ее новым содержанием, что позволило создать документ, соответствующий современным требованиям.

В преддверии 32-й годовщины принятия Конституции Республики Узбекистан особенно важно подчеркнуть значимость Основного закона нашей страны. Ибо Конституция представляет собой не только юридический документ, но и фундамент, определяющий общие цели и задачи нашего народа, а также укрепляющий веру в будущее. 

Прошло всего полтора года после принятия Конституции Нового Узбекистана в новой редакции. 8 мая 2023 года Президент Шавкат Мирзиёев на встрече с главами палат Олий Мажлиса, политических партий, органов судебной и исполнительной власти, представителями общественности, останавливаясь на итогах референдума по принятию Конституции в новой редакции, состоявшегося 30 апреля, в частности, сказал: «Миллионы соотечественников приняли активное и  достойное участие во  всенародном обсуждении новой редакции Конституции. С этой точки зрения есть все основания говорить, что настоящим автором нашей обновленной Конституции является наш народ. Отныне мы никогда не свернем с пути наших реформ, будем двигаться только и  только вперед на основе новой системы “Человек – общество – государство”».

Я также принимала участие в данном заседании. Эти слова, произнесенные с решительностью, вызвали у меня, как и у других участников, волнение. Они были основаны на твердой убежденности в будущем, в народе и его безграничном созидательном потенциале.

Действительно, наша страна путем дальнейшего совершенствования системы законов и институтов, укрепляющих основы Нового Узбекистана, стремится занять достойное место в мире. Этот процесс нашел отражение в новой Конституции нашей страны. В ней в полной мере были отражены не только трехтысячелетняя история и культура народа, но и основы современного мирового конституционализма. В соответствии с новой Конституцией и на основе международных стандартов права и свободы человека получили абсолютный приоритет. Обеспечение всех необходимых прав и свобод граждан и их защита стали приоритетной задачей государственной политики. Конечно, изменения и дополнения в действующую Конституцию могли быть внесены двумя третями голосов обеих палат Олий Мажлиса и без референдума. Однако Президент выдвинул предложение о проведении общенационального референдума. Широкое вовлечение населения страны в этот процесс еще раз доказало, что глава нашего государства уделяет особое внимание гражданам нашей страны, их мнениям и пожеланиям. Лидер страны нашел в общении с народом источник энергии и вдохновения, которые придали ему сил и решимости для проведения фундаментальных реформ, в том числе для внесения изменений в Конституцию. 

 Как сказал Иоганн Вольфганг Гёте: «Закон могуч, но власть нужды сильнее». С этой точки зрения не будет преувеличением утверждать, что история создания новой редакции Конституции стала важной реальностью для нашей страны, каждая ее статья выражает волю народа, и эти изменения исходят из необходимости укрепления правовой базы действительно  народолюбивой  политики, открывающей путь к масштабным реформам в нашей стране. Так, в обсуждениях Конституции приняли участие миллионы наших соотечественников, было внесено 222 715 предложений. Количество статей в проекте Конституции увеличено со 128 до 155, а норм с 275 до 434. В этом процессе решающее значение имел референдум, состоявшийся 30 апреля 2023 года. Новую редакцию поддержали 90,21% избирателей.

При этом возникает закономерный вопрос о значении Конституции в построении справедливого и устойчивого общества. Ответить на этот вопрос непросто. Потому что мечты об идеальном обществе, «городе добродетельных людей» – это продукт иррациональной утопии. Между тем, в мире не существует идеального общества. Однако можно и нужно создать общество, которое является одной из древнейших потребностей человечества и обеспечивает равные права и возможности для всех, а также налагает равные обязанности. Конституция гарантирует и обеспечивает эту справедливость. Для этого само общество должно быть готово к изменениям, желать их и принять истинную суть законов. Если само общество не хочет меняться, невозможно достичь каких-либо результатов. Отражение этой истины можно наблюдать в частых высказываниях главы нашего государства о том, что менталитет и мышление наших граждан должны меняться в соответствии с современными реалиями, что, безусловно, будет способствовать улучшению качества жизни.

Действительно, сегодня времена меняются. Мы живем в такое время, когда усилились угрозы будущему человечества, в различных регионах мира вспыхнули очаги  войны и взаимной ненависти, наблюдается  враждебность  не только между цивилизациями и идеями, но и между народами. На наших глазах «перекраивается» геополитическая карта мира, наносится урон основам политики, философии, различных законов и мировоззрений, к которым мы привыкли за последние сто лет.

Почему я говорю об этом? Потому что Конституция – одна из наших ценностей, которые делают государство государством, народ народом, нацию нацией, объединяют против угроз времени, ведут к прогрессу и вдохновляют на созидание. Ведь наша Конституция – это не сборник абстрактных идей, утопическое видение без реального воплощения, а выражение любви граждан к своей стране, их сопричастности к реформам и уверенности в том, что они способны изменить свою жизнь и будущее. 

В период коренных перемен, происходящих в нашей жизни, следует признать еще один факт. Историю делают личности. Они появляются на исторической арене в критический для государства и народа момент и могут проявить смелость и решительность, чтобы принять революционные меры для развития страны. Президент Шавкат Мирзиёев продемонстрировал качества выдающегося лидера, способного направить историю нашего народа в новое русло.

Еще никто не забыл нашу недавнюю историю. Помните, какими мы были? Проблемы, накопившиеся в нашей внешней и внутренней политике, экономике, духовности и общественной жизни, требовали незамедлительного решения. Президент Шавкат Мирзиёев пришел к власти в такой сложной ситуации. Мы, окружающие его, замечали, что его народолюбивая, дальновидная политика, сопереживание проблемам и заботам простых людей, его энтузиазм не вписывались в стереотипы того времени, и старались не отставать от его прогрессивного мышления. Повторяя, что обновление Конституции Узбекистана является требованием времени, Шавкат Миромонович смог внедрить в общество и народ идею Нового Узбекистана, пробудить в каждом гражданине чувство сопричастности к глобальным изменениям, происходящим в нашей стране на наших глазах. Сегодняшняя созидательность, как внешние, так и внутренние преобразования, новое мышление, новые действия... Между тем, принцип «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы – народу» превратился в основу нашей деятельности и в корне изменил жизнь людей. 

Говоря словами Президента нашей страны, все это положило начало «периоду Третьего Ренессанса» в нашей стране, пробудило дремлющее в нашем народе стремление к творчеству, предпринимательству, знаниям и просвещению. Действительно, сегодняшний Узбекистан – это не вчерашний Узбекистан. И сегодня наш народ – не такой, каким был вчера.

Новая Конституция Узбекистана, начинающаяся словами «Мы, единый народ Узбекистана...», укрепила правовую основу этих реформ.

Иногда я задаюсь вопросом, почему Новый Узбекистан? В чем его суть? Ведь слово «новый» – то же самое, что и слово «джадид»! 

Разве из глубин далекого прошлого в наши дни не проникла идея о построении государства, о котором мечтали наши предки, чья нация образованна, амбициозна и входит в число передовых стран мира? Если да, то можно ли назвать джадидами тех, кто сплотился вокруг лидера нашей страны, тех, кто стремится сделать Узбекистан равноправным участником мирового сообщества? Конечно, это так! В условиях современного мира, характеризующегося высокой динамикой изменений, мы стремимся к поиску своей идентичности, развитию знаний, устранению ошибок и недостатков, которые препятствуют нашему прогрессу, к достижению высоких целей, о которых мечтали наши предки.

 Более того, для осуществления этих стремлений была необходима не только прочная правовая, но и философская и духовная основа, которая проявилась в виде новой редакции Конституции. Для нашего народа эта Конституция не является каким-то абстрактным понятием. Конституция представляет собой основополагающий закон государства. В некотором смысле она не имеет материального воплощения, но результаты ее положений ощущаются и реализуются в повседневной жизни.

Здесь необходимо повторить идею о справедливости и необходимости. Люди хотят жить хорошо, получать зарплату, соответствующую их труду, чтобы их права были защищены, а в старости была достойная пенсия. Справедливость укрепляет уверенность людей в завтрашнем дне. Поэтому в Новой Конституции справедливость была определена как центральная идея взаимоотношений общества и государства, гарантируется  защита прав, свобод и законных интересов человека, парадигма «государство –общество – личность» была заменена на принцип «человек – общество – государство».

В Конституции значительно возросло внимание к правам человека. В новой редакции Конституции закреплено 90 из более чем 110 прав, определенных в законах стран мира. Особое внимание акцентировано на вопросах экологии, закреплены обязательства государства по охране природы, борьбе с изменением климата, восстановлению региона Приаралья. 

Богатая история Узбекистана, наследие наших предков и международные стандарты прав человека обогатили духовные основы Конституции. Ценности нашего народа, включая толерантность и справедливость, пронизывают  дух Основного закона нашей страны.

В то же время в Конституции нашли свое отражение новые внешнеполитические направления. Новый Узбекистан поставил перед собой цель по укреплению дружественных отношений со странами мира, активному участию в мировой экономике, достижению устойчивого развития.

В сфере образования были введены справедливые положения. Этапы от дошкольного образования и до общего среднего образования – бесплатны. Обеспечивается инклюзивное образование, что означает создание равных возможностей для всех детей.

В сфере здравоохранения при гарантированной государственной медицинской помощи большое внимание уделяется внедрению цифровых технологий, усилению противоэпидемиологических мер. Это означает не только повышение качества медицинских услуг, но и равное их использование для всех.

В Конституции закреплены права на достойный труд, гендерное равенство и недопущение дискриминации на рабочем месте. Это особенно важно для защиты трудовых прав женщин и молодежи. Например, не допускается отказывать в приеме на работу женщинам или снижать им зарплату по причине беременности или наличия детей.

В Конституции был закреплен принцип социального государства. Это означает, что государство активно работает над удовлетворением социальных потребностей населения, сокращением бедности и обеспечением равенства.

 В то же время Конституция открывает двери новым возможностям для молодых людей в сфере образования, предпринимательства и общественной активности. Семейные гарантии, жилищные права и вопросы социальной защиты также нашли отражение в Основном законе.

Значение Конституции не ограничивается законодательством. Она также определяет моральные, культурные и философские принципы общества. Теперь, согласно Конституции, новый Узбекистан имеет следующие характеристики:

Узбекистан определяется как социальное государство. Сильная социальная защита и забота о нуждающихся стали важной частью государственной политики. Узбекистан характеризуется как правовое государство. Права и свободы человека гарантируются на конституционном уровне.

Расширено право на образование. Учителям был присвоен конституционный статус, гарантировано право граждан на получение высшего образования за счет государственного гранта. Государство конституционно закрепило создание социальных, экономических и правовых условий для полноценного развития семьи.

Гарантируется право на справедливую заработную плату без какой-либо дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда. На конституционном уровне запрещена смертная казнь. Подчеркнуто, что государство не имеет права лишать человека жизни. 

На территории Узбекистана каждый имеет право на свободное передвижение по стране, выбор места пребывания. 

Государство создает условия для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет.  Гарантируется защита прав молодых людей, поощрение их активного участия в жизни общества и государства. Конституционно гарантированы национальная конкурентоспособная экономика, частное предпринимательство и защита прав собственности.

Благосостояние населения и стабильное развитие государства будут обеспечены за счет укрепления эффективной, комплексной и дружественной к народу системы государственного управления и развития парламентаризма.

Были значительно расширены полномочия Законодательной палаты и Сената.

В целях усиления гарантий деятельности адвокатов в Конституцию был включен отдельный раздел, посвященный институту адвокатуры.

Предусмотрены конституционные гарантии защиты и поощрения деятельности средств массовой информации и журналистов. 

В Конституцию включен отдельный раздел об институтах гражданского общества, посвященный установлению гарантий деятельности негосударственных некоммерческих организаций. 

Реализация целей и задач, вытекающих из социально ориентированной обновленной Конституции, требует расширения программ поддержки населения и выделения крупных средств из бюджета. Это порождает необходимость не только обеспечения стабильно высоких темпов роста отраслей экономики, но и осуществления фундаментальных экономических преобразований. 

В Стратегии развития Нового Узбекистана к 2030 году поставлены цели по увеличению ВВП на душу населения в 1,6 раза, доходов выше 4000 долларов и вхождению в число стран с доходами выше среднего уровня.  По итогам 2023 года экономика Узбекистана выросла на 6%, а ВВП составил 90,8 млрд долларов. ВВП на душу населения увеличился до 2468 долларов.

С учетом темпов роста экспорта и задач, определенных в Конституции, можно увеличить экспорт Узбекистана до 40 миллиардов долларов к 2026 году и до 80 миллиардов долларов к 2030 году. Это позволит значительно увеличить объем средств, поступающих в бюджет для финансирования социальных нужд, создать новые рабочие места и повысить долю Узбекистана в структуре мирового экспорта.

Несомненно, это непростая задача, но у нашей страны и народа достаточно возможностей и потенциала для ее решения. Обновление других целевых индикаторов стратегии позволит республике осуществить коренные изменения в экономике и выйти на новый исторический этап развития на основе обновленной Конституции. 

Новая Конституция Узбекистана – не просто юридический документ, а яркий символ древних ценностей нашего народа, надежд на великое будущее. Она играет решающую роль в реализации принципов прав человека, национального единства и справедливости, служит прочной основой стабильности и благополучия общества. 

Народолюбивая политика главы нашего государства вдохновляет общество на пробуждение, новое мышление и великие реформы. Нынешнее время – это не только время испытаний, но и период, открывающий двери к новым возможностям для нашего народа. Наши совместные действия, направленные на создание справедливых законов, развитие высокой культуры и обеспечение устойчивого развития на основе Конституции, станут ключевым фактором в построении благополучного будущего, о котором мы мечтаем.

Танзила НАРБАЕВА, 
Председатель Сената 
 Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

УзА 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Народолюбивая правовая основа Нового Узбекистана

«Конституция, которая создана для всех наций, не годится ни для одной», – писал французский политик и философ, живший в XVIII-XIX  веках, Жозеф де Местр. Данная мысль в некоторой степени подтверждает тот факт, что каждая нация, обладающая собственной историей, культурой и ценностями, имеет право самостоятельно определять свое будущее. В настоящее время, когда в мире происходят сложные геополитические процессы, в 2023 году мы внесли изменения в Конституцию страны, дополнив ее новым содержанием, что позволило создать документ, соответствующий современным требованиям.

В преддверии 32-й годовщины принятия Конституции Республики Узбекистан особенно важно подчеркнуть значимость Основного закона нашей страны. Ибо Конституция представляет собой не только юридический документ, но и фундамент, определяющий общие цели и задачи нашего народа, а также укрепляющий веру в будущее. 

Прошло всего полтора года после принятия Конституции Нового Узбекистана в новой редакции. 8 мая 2023 года Президент Шавкат Мирзиёев на встрече с главами палат Олий Мажлиса, политических партий, органов судебной и исполнительной власти, представителями общественности, останавливаясь на итогах референдума по принятию Конституции в новой редакции, состоявшегося 30 апреля, в частности, сказал: «Миллионы соотечественников приняли активное и  достойное участие во  всенародном обсуждении новой редакции Конституции. С этой точки зрения есть все основания говорить, что настоящим автором нашей обновленной Конституции является наш народ. Отныне мы никогда не свернем с пути наших реформ, будем двигаться только и  только вперед на основе новой системы “Человек – общество – государство”».

Я также принимала участие в данном заседании. Эти слова, произнесенные с решительностью, вызвали у меня, как и у других участников, волнение. Они были основаны на твердой убежденности в будущем, в народе и его безграничном созидательном потенциале.

Действительно, наша страна путем дальнейшего совершенствования системы законов и институтов, укрепляющих основы Нового Узбекистана, стремится занять достойное место в мире. Этот процесс нашел отражение в новой Конституции нашей страны. В ней в полной мере были отражены не только трехтысячелетняя история и культура народа, но и основы современного мирового конституционализма. В соответствии с новой Конституцией и на основе международных стандартов права и свободы человека получили абсолютный приоритет. Обеспечение всех необходимых прав и свобод граждан и их защита стали приоритетной задачей государственной политики. Конечно, изменения и дополнения в действующую Конституцию могли быть внесены двумя третями голосов обеих палат Олий Мажлиса и без референдума. Однако Президент выдвинул предложение о проведении общенационального референдума. Широкое вовлечение населения страны в этот процесс еще раз доказало, что глава нашего государства уделяет особое внимание гражданам нашей страны, их мнениям и пожеланиям. Лидер страны нашел в общении с народом источник энергии и вдохновения, которые придали ему сил и решимости для проведения фундаментальных реформ, в том числе для внесения изменений в Конституцию. 

 Как сказал Иоганн Вольфганг Гёте: «Закон могуч, но власть нужды сильнее». С этой точки зрения не будет преувеличением утверждать, что история создания новой редакции Конституции стала важной реальностью для нашей страны, каждая ее статья выражает волю народа, и эти изменения исходят из необходимости укрепления правовой базы действительно  народолюбивой  политики, открывающей путь к масштабным реформам в нашей стране. Так, в обсуждениях Конституции приняли участие миллионы наших соотечественников, было внесено 222 715 предложений. Количество статей в проекте Конституции увеличено со 128 до 155, а норм с 275 до 434. В этом процессе решающее значение имел референдум, состоявшийся 30 апреля 2023 года. Новую редакцию поддержали 90,21% избирателей.

При этом возникает закономерный вопрос о значении Конституции в построении справедливого и устойчивого общества. Ответить на этот вопрос непросто. Потому что мечты об идеальном обществе, «городе добродетельных людей» – это продукт иррациональной утопии. Между тем, в мире не существует идеального общества. Однако можно и нужно создать общество, которое является одной из древнейших потребностей человечества и обеспечивает равные права и возможности для всех, а также налагает равные обязанности. Конституция гарантирует и обеспечивает эту справедливость. Для этого само общество должно быть готово к изменениям, желать их и принять истинную суть законов. Если само общество не хочет меняться, невозможно достичь каких-либо результатов. Отражение этой истины можно наблюдать в частых высказываниях главы нашего государства о том, что менталитет и мышление наших граждан должны меняться в соответствии с современными реалиями, что, безусловно, будет способствовать улучшению качества жизни.

Действительно, сегодня времена меняются. Мы живем в такое время, когда усилились угрозы будущему человечества, в различных регионах мира вспыхнули очаги  войны и взаимной ненависти, наблюдается  враждебность  не только между цивилизациями и идеями, но и между народами. На наших глазах «перекраивается» геополитическая карта мира, наносится урон основам политики, философии, различных законов и мировоззрений, к которым мы привыкли за последние сто лет.

Почему я говорю об этом? Потому что Конституция – одна из наших ценностей, которые делают государство государством, народ народом, нацию нацией, объединяют против угроз времени, ведут к прогрессу и вдохновляют на созидание. Ведь наша Конституция – это не сборник абстрактных идей, утопическое видение без реального воплощения, а выражение любви граждан к своей стране, их сопричастности к реформам и уверенности в том, что они способны изменить свою жизнь и будущее. 

В период коренных перемен, происходящих в нашей жизни, следует признать еще один факт. Историю делают личности. Они появляются на исторической арене в критический для государства и народа момент и могут проявить смелость и решительность, чтобы принять революционные меры для развития страны. Президент Шавкат Мирзиёев продемонстрировал качества выдающегося лидера, способного направить историю нашего народа в новое русло.

Еще никто не забыл нашу недавнюю историю. Помните, какими мы были? Проблемы, накопившиеся в нашей внешней и внутренней политике, экономике, духовности и общественной жизни, требовали незамедлительного решения. Президент Шавкат Мирзиёев пришел к власти в такой сложной ситуации. Мы, окружающие его, замечали, что его народолюбивая, дальновидная политика, сопереживание проблемам и заботам простых людей, его энтузиазм не вписывались в стереотипы того времени, и старались не отставать от его прогрессивного мышления. Повторяя, что обновление Конституции Узбекистана является требованием времени, Шавкат Миромонович смог внедрить в общество и народ идею Нового Узбекистана, пробудить в каждом гражданине чувство сопричастности к глобальным изменениям, происходящим в нашей стране на наших глазах. Сегодняшняя созидательность, как внешние, так и внутренние преобразования, новое мышление, новые действия... Между тем, принцип «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы – народу» превратился в основу нашей деятельности и в корне изменил жизнь людей. 

Говоря словами Президента нашей страны, все это положило начало «периоду Третьего Ренессанса» в нашей стране, пробудило дремлющее в нашем народе стремление к творчеству, предпринимательству, знаниям и просвещению. Действительно, сегодняшний Узбекистан – это не вчерашний Узбекистан. И сегодня наш народ – не такой, каким был вчера.

Новая Конституция Узбекистана, начинающаяся словами «Мы, единый народ Узбекистана...», укрепила правовую основу этих реформ.

Иногда я задаюсь вопросом, почему Новый Узбекистан? В чем его суть? Ведь слово «новый» – то же самое, что и слово «джадид»! 

Разве из глубин далекого прошлого в наши дни не проникла идея о построении государства, о котором мечтали наши предки, чья нация образованна, амбициозна и входит в число передовых стран мира? Если да, то можно ли назвать джадидами тех, кто сплотился вокруг лидера нашей страны, тех, кто стремится сделать Узбекистан равноправным участником мирового сообщества? Конечно, это так! В условиях современного мира, характеризующегося высокой динамикой изменений, мы стремимся к поиску своей идентичности, развитию знаний, устранению ошибок и недостатков, которые препятствуют нашему прогрессу, к достижению высоких целей, о которых мечтали наши предки.

 Более того, для осуществления этих стремлений была необходима не только прочная правовая, но и философская и духовная основа, которая проявилась в виде новой редакции Конституции. Для нашего народа эта Конституция не является каким-то абстрактным понятием. Конституция представляет собой основополагающий закон государства. В некотором смысле она не имеет материального воплощения, но результаты ее положений ощущаются и реализуются в повседневной жизни.

Здесь необходимо повторить идею о справедливости и необходимости. Люди хотят жить хорошо, получать зарплату, соответствующую их труду, чтобы их права были защищены, а в старости была достойная пенсия. Справедливость укрепляет уверенность людей в завтрашнем дне. Поэтому в Новой Конституции справедливость была определена как центральная идея взаимоотношений общества и государства, гарантируется  защита прав, свобод и законных интересов человека, парадигма «государство –общество – личность» была заменена на принцип «человек – общество – государство».

В Конституции значительно возросло внимание к правам человека. В новой редакции Конституции закреплено 90 из более чем 110 прав, определенных в законах стран мира. Особое внимание акцентировано на вопросах экологии, закреплены обязательства государства по охране природы, борьбе с изменением климата, восстановлению региона Приаралья. 

Богатая история Узбекистана, наследие наших предков и международные стандарты прав человека обогатили духовные основы Конституции. Ценности нашего народа, включая толерантность и справедливость, пронизывают  дух Основного закона нашей страны.

В то же время в Конституции нашли свое отражение новые внешнеполитические направления. Новый Узбекистан поставил перед собой цель по укреплению дружественных отношений со странами мира, активному участию в мировой экономике, достижению устойчивого развития.

В сфере образования были введены справедливые положения. Этапы от дошкольного образования и до общего среднего образования – бесплатны. Обеспечивается инклюзивное образование, что означает создание равных возможностей для всех детей.

В сфере здравоохранения при гарантированной государственной медицинской помощи большое внимание уделяется внедрению цифровых технологий, усилению противоэпидемиологических мер. Это означает не только повышение качества медицинских услуг, но и равное их использование для всех.

В Конституции закреплены права на достойный труд, гендерное равенство и недопущение дискриминации на рабочем месте. Это особенно важно для защиты трудовых прав женщин и молодежи. Например, не допускается отказывать в приеме на работу женщинам или снижать им зарплату по причине беременности или наличия детей.

В Конституции был закреплен принцип социального государства. Это означает, что государство активно работает над удовлетворением социальных потребностей населения, сокращением бедности и обеспечением равенства.

 В то же время Конституция открывает двери новым возможностям для молодых людей в сфере образования, предпринимательства и общественной активности. Семейные гарантии, жилищные права и вопросы социальной защиты также нашли отражение в Основном законе.

Значение Конституции не ограничивается законодательством. Она также определяет моральные, культурные и философские принципы общества. Теперь, согласно Конституции, новый Узбекистан имеет следующие характеристики:

Узбекистан определяется как социальное государство. Сильная социальная защита и забота о нуждающихся стали важной частью государственной политики. Узбекистан характеризуется как правовое государство. Права и свободы человека гарантируются на конституционном уровне.

Расширено право на образование. Учителям был присвоен конституционный статус, гарантировано право граждан на получение высшего образования за счет государственного гранта. Государство конституционно закрепило создание социальных, экономических и правовых условий для полноценного развития семьи.

Гарантируется право на справедливую заработную плату без какой-либо дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда. На конституционном уровне запрещена смертная казнь. Подчеркнуто, что государство не имеет права лишать человека жизни. 

На территории Узбекистана каждый имеет право на свободное передвижение по стране, выбор места пребывания. 

Государство создает условия для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет.  Гарантируется защита прав молодых людей, поощрение их активного участия в жизни общества и государства. Конституционно гарантированы национальная конкурентоспособная экономика, частное предпринимательство и защита прав собственности.

Благосостояние населения и стабильное развитие государства будут обеспечены за счет укрепления эффективной, комплексной и дружественной к народу системы государственного управления и развития парламентаризма.

Были значительно расширены полномочия Законодательной палаты и Сената.

В целях усиления гарантий деятельности адвокатов в Конституцию был включен отдельный раздел, посвященный институту адвокатуры.

Предусмотрены конституционные гарантии защиты и поощрения деятельности средств массовой информации и журналистов. 

В Конституцию включен отдельный раздел об институтах гражданского общества, посвященный установлению гарантий деятельности негосударственных некоммерческих организаций. 

Реализация целей и задач, вытекающих из социально ориентированной обновленной Конституции, требует расширения программ поддержки населения и выделения крупных средств из бюджета. Это порождает необходимость не только обеспечения стабильно высоких темпов роста отраслей экономики, но и осуществления фундаментальных экономических преобразований. 

В Стратегии развития Нового Узбекистана к 2030 году поставлены цели по увеличению ВВП на душу населения в 1,6 раза, доходов выше 4000 долларов и вхождению в число стран с доходами выше среднего уровня.  По итогам 2023 года экономика Узбекистана выросла на 6%, а ВВП составил 90,8 млрд долларов. ВВП на душу населения увеличился до 2468 долларов.

С учетом темпов роста экспорта и задач, определенных в Конституции, можно увеличить экспорт Узбекистана до 40 миллиардов долларов к 2026 году и до 80 миллиардов долларов к 2030 году. Это позволит значительно увеличить объем средств, поступающих в бюджет для финансирования социальных нужд, создать новые рабочие места и повысить долю Узбекистана в структуре мирового экспорта.

Несомненно, это непростая задача, но у нашей страны и народа достаточно возможностей и потенциала для ее решения. Обновление других целевых индикаторов стратегии позволит республике осуществить коренные изменения в экономике и выйти на новый исторический этап развития на основе обновленной Конституции. 

Новая Конституция Узбекистана – не просто юридический документ, а яркий символ древних ценностей нашего народа, надежд на великое будущее. Она играет решающую роль в реализации принципов прав человека, национального единства и справедливости, служит прочной основой стабильности и благополучия общества. 

Народолюбивая политика главы нашего государства вдохновляет общество на пробуждение, новое мышление и великие реформы. Нынешнее время – это не только время испытаний, но и период, открывающий двери к новым возможностям для нашего народа. Наши совместные действия, направленные на создание справедливых законов, развитие высокой культуры и обеспечение устойчивого развития на основе Конституции, станут ключевым фактором в построении благополучного будущего, о котором мы мечтаем.

Танзила НАРБАЕВА, 
Председатель Сената 
 Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

УзА