Недавно издана книга члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, известного политолога Кудратиллы Рафикова «Мой Президент!» (Кудратилла Рафиков. Менинг Президентим! Тошкент: «Akademnashr», 2021).
Это не первая его капитальная работа. В прошлом году он обрадовал читателей книгой «Ватан ва миллат қайғуси» («С думой о Родине и нации»), а еще раньше – трудом «Илк ва сўнгги сўзимиз: Ватан» («Наше первое и последнее слово: Родина». Я давно знаком с их автором, который преуспевал в идеологической сфере, успешно проработал в государственных и общественных органах, а в последние годы много сделал для заметного повышения роли и авторитета возглавляемой им крупнейшей общественной организации нашей страны – Федерации профсоюзов Узбекистана. Заслуживает похвалы то, что К.Рафиков, находясь в гуще событий и активно участвуя в преобразованиях, осуществляемых в нашей стране за последние годы, успевает откликнуться на них яркими публицистическими статьями и книгами.
Последний труд К.Рафикова хронологически охватывает период с конца 2017 года по июль 2021 года – время впечатляющих перемен во всех сферах жизни нашего народа. В этот период стали более осязаемыми результаты реформ, проводимых под руководством Президента Ш.М. Мирзиёева. К.Рафиков, являясь верным соратником Шавката Миромоновича, и будучи активным участником осуществления его курса на строительство Нового Узбекистана, в своих статьях, вошедших в книгу, рассказывает не только о событиях последних лет в нашем Отечестве, главных целях и значении нынешних реформ в стране, но и об их главном инициаторе и стратеге – Президенте Республики Узбекистан Ш.Мирзиёеве как об истинном патриоте, умелом руководителе и выдающейся личности. Книга увлекает читателя, обогащает его знания новыми фактами о деятельности лидера нации, открывает новые грани его характера. Этим она ценна и нужна как для современников, так и для истории.
Когда читаешь книгу и вглядываешься в иллюстрирующие ее текст фотографии, перед глазами воочию встают выступления нашего Президента то в парламенте страны, то на сессии Генеральной Ассамблеи ООН или на другом международном форуме, то его встречи с населением какого-нибудь дальнего уголка республики, его беседы с аксакалами или молодыми людьми в какой-нибудь махалле, институте, школе, детском саду, на строящемся предприятии, на полях фермерского хозяйства… Читаешь книгу и еще раз убеждаешься в том, что в центре всей политики и практической деятельности Президента Ш.М. Мирзиёева находится главный субъект истории – народ, простые люди разных возрастов и национальностей.
Как пишет во вступлении к книге известный писатель и публицист, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, профессор Хуршид Дустмухаммад, чтение вошедших в сборник статей никого не оставляет равнодушным, наоборот, понимание смысла и значения осуществляемых в нашей стране процессов обновления дарят каждому сознательному современнику содержательные и увлекательные минуты.
Не излагая суть включенных в сборник статей, и не вдаваясь в подробности описываемых событий, можно сказать, что они позволяют сделать некоторые выводы об основных направлениях и особенностях многоплановой деятельности Ш.М.Мирзиёева как Президента Узбекистана.
Вот некоторые из них. Прежде всего, на мой взгляд, книга дает ясное и цельное представление о нынешнем главе нашего государства как об опытном политическом руководителе, хорошо представляющем свое место и роль в обществе и заботящемся о счастливом будущем своего народа.
Конечно, Шавкат Миромонович – не новичок в политике. Его общественно-политическая деятельность началась давно, может быть с тех времен, когда он, молодой преподаватель Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства возглавлял здесь молодежную, а затем партийную организации или, возможно, со времени его работы руководителем Мирзо-Улугбекского района нашей столицы и деятельности депутата в парламенте страны. Затем он еще больше утвердился в качестве серьезного политика, когда руководил Джизакской и Самаркандской областями, и особенно в период его деятельности председателем правительства республики. Можно сказать, что в ходе предшествующей общественно-политической деятельности он был хорошо подготовлен к принятию на себя всей ответственности за судьбу страны и своего народа.
Новая книга К.Рафикова, как и две предыдущие, свидетельствует о том, что через всю деятельность Президента Ш.М.Мирзиёева красной нитью проходят жизнь простых людей, судьбы нашего народа и страны. Поэтому не случайно одним из первых шагов Ш.М. Мирзиёева на посту руководителя страны были разработка и начало осуществления курса по преодолению имевшего место определенного отдаления государства от народа, неверия людей в лозунги и планы прежних руководителей, которые подчас оставались на бумаге. Как пишет К.Рафиков, жизнь людей была полна проблем, которые Шавкат Мирзиёев хорошо знал, чувствовал и поэтому начал работу с налаживания диалога с народом, с личного изучения мнений людей. Ведь еще великий Алишер Навои говорил:
Не назовется человеком тот,
Кого людское горе не гнетет.
Именно думая о своем народе, его сложной, порой горькой судьбе, Шавкат Миромонович начал регулярно посещать все области и Республику Каракалпакстан, столичные районы и дальние уголки страны, чтобы лучше узнать жизнь и проблемы людей, выслушивать их мнения и предложения о дальнейшем развитии нашей Родины. В постоянную практику вошли регулярные встречи главы государства с представителями разных слоев населения: пенсионерами, юношами и девушками, женщинами, предпринимателями, жителями махаллей, кишлаков и аулов для прямого разговора о наболевших вопросах жизни, развитии городов и районов страны. Для придания этой работе целенаправленного и системного характера были организованы Народные и Виртуальные приемные Президента республики.
Так, накануне тридцатилетия независимости Узбекистана состоялся открытый диалог Президента с предпринимателями страны. В нем приняли непосредственное участие около 600 человек, а с учетом участников, которые присоединились из студий по видеоконференцсвязи из Республики Каракалпакстан, областей и районов – около 10 тысяч представителей бизнеса. Для предпринимателей также работает постоянно действующая приемная Премьер-министра республики. Налажены выездные приемы граждан руководителями министерств и ведомств, хокимами всех уровней, созданы Агентство и сеть центров государственных услуг на местах, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом для руководителя страны важны не сам процесс общения с народом и его современные формы организации, а возможность живого, непосредственного общения с гражданами, получения информации от рядовых людей. Ш.М. Мирзиёев на прежних должностях также хорошо знал жизнь страны и отдельных регионов, а теперь получает свежую информацию из различных источников. Однако Президент желает иметь представление о проблемах людей, слыша об этом непосредственно от них самих, без прикрас, как говорится, из первых уст. «Мне не нужны фальшивые и высокопарные слова, – говорил он с первых дней своей деятельности на посту Президента Узбекистана. – Пустыми и лживыми речами, дутыми цифрами мы будем только обманывать себя».
Глубоко вникнув в суть проблемы взаимоотношений государства и народа, и хорошо зная о существовании многочисленных бюрократических препон между органами власти и простыми людьми, а также, учитывая мнения и предложения граждан, Ш.Мирзиёев сформулировал принципиально важный принцип народовластия: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Провозгласив этот принцип, Президент требует от республиканских и местных органов власти, чиновников всех рангов не жалеть времени для встреч с людьми, работы с обращениями граждан, без проволочек решать их проблемы, помогать им в преодолении трудностей, улучшении условий жизни и труда.
В своих ежегодных обращениях к членам парламента страны, перед активом регионов, в выступлениях на сессиях местных Кенгашей народных депутатов, заседаниях правительства, в беседах с представителями населения в махаллях Президент не обещает им золотые горы, построения рая на родной земле, решения всех проблем мигом. Он рассказывает о конкретных проектах по обновлению различных сфер жизни страны, разъясняет значение развития предпринимательства и семейного бизнеса, преимуществах кластерной системы, принимает указы и постановления, направленные на углубление реформ в здравоохранении, народном образовании и социальной сфере, чтобы улучшить жизнь людей. Важно, что глава государства не только инициирует и принимает указы и постановления по этим вопросам, но и следит за их исполнением, чтобы наши люди были довольны своей жизнью, своим положением, получили удовлетворение от своего труда, от внимания к ним со стороны государства и общества.
Говоря о созидательных планах, преобразованиях в стране, Президент постоянно подчеркивает, что все они будут реализованы и принесут удовлетворение людям, если они сами заинтересованы в их результатах. Этим он вновь и вновь подчеркивает, что если мы будем действовать воедино, дружно, трудиться с добрыми помыслами и намерениями, то способны достигать любых целей, открывать новые страницы своей истории.
И надо сказать, что наши трудолюбивые люди, поверив в своего лидера, с невиданным доселе энтузиазмом взялись за дело. И результаты не заставили себя долго ждать. Вот некоторые примеры: в области экономики, по сути, началась новая индустриализация республики – открылись сотни новых промышленных предприятий, свободные экономические и малые промышленные зоны, техно- и IT-парки с новейшими технологиями и востребованной продукцией мирового качества, десятками тысяч новых рабочих мест. В аграрной сфере появились хлопковые, плодоовощные, животноводческие и другие кластеры, что способствует развитию отрасли, росту экономики регионов и повышению благосостояния работников, освобождению страны от положения сырьевого придатка.
В социальной сфере из множества примеров крутых перемен, произошедших в жизни миллионов наших соотечественников за последние годы, можно отметить небывалый размах жилищного строительства. Так, за минувшие пять лет в стране построено 140 тысяч новых квартир и индивидуальных домов, что в десять раз больше, чем за предыдущее пятилетие. В качестве примера можно назвать и такие факты, как возрождение целого рыбацкого города Муйнак, который фактически перестал существовать из-за высыхания Аральского моря, или обновление пришедшего в упадок кишлака Манас в Джизакской области, а также десятков подобных сел и поселков во всех областях республики.
И здесь следует отметить, что еще никогда (ни в советское время, ни в годы независимости) у нас не строилось столько жилья. Но дело не только в этом. Одновременно со строительством сотен благоустроенных жилых домов, новых зданий для детсадов, школ и поликлиник в городах и сельской местности заметно улучшилось обеспечение населения питьевой водой, электричеством и природным газом. К примеру, в нынешнем году я неоднократно побывал в махалле «Аль-Фергани» нового, Янгихаётского района столицы, который год тому назад был образован по инициативе нашего Президента. Здесь меня поразили не только сжатые сроки строительства и высокое качество современного жилья, продуманная планировка улиц и площадей, но также одновременное возведение объектов социально-культурного назначения.
Благодаря широким масштабам жилищного строительства и заботам со стороны властей (льготные ипотечные кредиты, внесение первого взноса со стороны государства для малообеспеченных семей, предоставление бесплатных квартир отдельным категориям граждан и др.), многие нуждающиеся семьи справили новоселье. Темпы строительства жилья будут расти и дальше и, как сообщил Президент в своей инаугурационной речи 6 ноября 2021 года, в предстоящие годы в регионах страны будут построены целые массивы «Новый Узбекистан» со всеми удобствами, социальной инфраструктурой для более одного миллиона человек. Вот наглядный пример того, как государство действительно стало поворачиваться к своим гражданам, на деле помогает в решении острейших проблем, которые волнуют их!
Наличие жилья – большое счастье для современного человека, поэтому политика государства для решения этой проблемы заслужила всенародное одобрение. Вместе с тем, не менее важным для человека является наличие постоянной работы, обеспечивающей его достойным заработком. Отсюда и не менее важное значение имеют усилия Президента Ш.Мирзиёева по обеспечению трудоспособного населения республики работой, так как никакими благотворительными акциями решить эту проблему невозможно. Одним из новшеств в этой области стало учреждение в каждой махалле (а их в Узбекистане 9252) по инициативе Шавката Миромоновича «Железной», «Женской» и «Молодежной тетрадей», в которые были занесены имена всех нетрудоустроенных, малоимущих и нуждающихся в материальной поддержке людей. Это дало возможность вести учет таких групп населения и принять действенные меры по оказанию помощи нуждающимся в обучении профессиям, получении льготного кредита для организации семейного предприятия, своего бизнеса, решении вопросов укрепления здоровья больных и инвалидов, поддержки одиноких стариков и др.
Была разработана и осуществлена программа по созданию новых рабочих мест. Для этого в городах и на селе были построены и вступили в строй десятки современных предприятий с тысячами новых рабочих мест в сфере текстильной, швейной, обувной, пищевой, строительных материалов, бытовой техники, автомобильной, электронной промышленности. В рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» созданы благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, семейного предпринимательства, поощряются самозанятые граждане. Благодаря этим и другим мерам государства за последние пять лет число предпринимателей в Узбекистане выросло с четырехсот тысяч до полутора миллиона, которые обеспечивают работой пять миллионов человек. Государство всячески поддерживает и тех, кто желает работать за рубежом путем обучения их востребованным профессиям и иностранным языкам, содействуя в вопросах трудоустройства и т.д.
Заботой о своем народе и каждом человеке продиктована и политика Президента по преодолению бедности в Узбекистане. Долгие годы наличие этой проблемы стыдливо скрывалось от народа и мировой общественности. Новый лидер Узбекистана не только снял табу с этой больной темы, но и разработал стратегию сокращения бедности в стране. «Не секрет, что, как и в любой стране, у нас существуют малообеспеченные слои населения», – сказал Ш.М. Мирзиёев в своем Обращении к парламенту страны в 2020 году. Их примерная численность равна 4-5 миллионам человек, что составляет 12-15 процентов населения. Если посмотреть на эту проблему в разрезе отдельных регионов страны, например, Хорезмской области, то здесь, как отмечал Президент в своем выступлении перед активом области, в минувшем году имелось 58 тысяч семей, находящихся у черты бедности, а 856 семей оказались в крайне трудном положении. Многие были вынуждены искать работу за рубежом (с.148). К сожалению, такие примеры можно привести и из жизни других регионов Узбекистана. Решение этой проблемы, официальное признание которой стало возможным благодаря не только большому мужеству и политической воле, – читаем в книге К.Рафикова, – требует не только обеспечения социальной защиты представителей этой прослойки, но и развития в обществе предпринимательства, создания условий для поощрения частного бизнеса.
Под руководством Ш.М. Мирзиёева совместно со Всемирным банком была разработана Государственная программа сокращения бедности, Министерство экономического развития преобразовано в Министерство экономического развития и сокращения бедности, созданы центры «Ишга мархамат!» («Приглашаем на работу!»), хокимияты стали предметно заниматься организацией новых рабочих мест на местах, оказана практическая помощь безработным сельчанам в выделении земли, строительстве теплиц и выращивании животных и птицы и т.д. В результате принятых мер в 2020 году на селе было трудоустроено 1 200 000 молодых людей.
Но это еще не все. Несмотря на то, что процесс реализации программы «Обод кишлок» продолжается, в селах Узбекистана уже появились не только десятки тысяч новых рабочих мест, но и промышленные предприятия (текстильные, швейные, по переработке овощей и фруктов, строительные), кластерная система управления, инновационные методы выращивания хлопчатника, зерновых, овощей, бахчевых и фруктов (капельное орошение, интенсивные сады и виноградники и т.д.), экспорт готовой продукции, благоустроенные поселки с современным жильем и дорогами. Все это привело к росту благосостояния и культуры сельских жителей, повышению качества жизни людей, которые благодарят Президента за все это.
Президента Ш.Мирзиёева от души благодарят также тысячи людей, которые многие годы жили и трудились в Узбекистане, но были лишены права участия в активной жизни общества, за то, что при нем они, наконец, получили гражданство нашей республики.
Его также благодарят родные и близкие, весь наш народ за то, что он вернул на Родину десятки женщин и более 380 детей, которые волей судьбы оказались в охваченных войной странах Ближнего Востока.
Разве не заслуживает большой благодарности глава государства, который думает и о тех, кто отступился и, нарушив закон, оказался за решеткой? Помилование тех из них, которые признались в содеянном преступлении и чистосердечно раскаялись, открыло новую страницу в жизни этих людей, вернувшихся в нормальную жизнь. В книге К.Рафикова приводятся такие данные: с 1991 по 2017 годы в стране был помилован всего один человек, в последующие три года – 1705 человек. Конечно же, эти люди, вышедшие на свободу, их матери и отцы, жены и дети, родные и друзья будут сердечно благодарить Президента Ш.Мирзиёева за этот акт милосердия и великодушия.
Еще одна характерная особенность стиля руководства государством Президента Ш.Мирзиёева – это его беспредельная вера в свой народ, его силу духа и потенциал во всех созидательных делах, в том числе, в международных. Это хорошо просматривается и в активном вовлечении широких слоев населения в реализацию идей и проектов на международной арене. В ответ на это люди горячо поддерживают такую действительно народную политику своего лидера. Наглядный этому пример – всеобщая поддержка коренной перестройки отношений Узбекистана, прежде всего, с соседними государствами. Народы всех стран нашего региона с большим облегчением встретили отказ своих правительств от политики отчуждения и изоляционизма. В ряде вошедших в книгу статей К.Рафикова, таких как «Центральная Азия: осуществление вековой мечты», «Весна региона» и других на конкретных примерах и фактах показано благотворное влияние такой политики и инициатив Ташкента на международный климат в Центральной Азии и во всем мире. Тот факт, что не только руководители и народы центральноазиатских государств, но и все мировое сообщество поддержало инициативу нашего Президента о регулярном проведении Консультативных встреч глав государств региона, свидетельствует о ее важности и своевременности. Благодаря этим конкретным шагам наших государств за короткий промежуток времени произошли такие значительные перемены, как обновление отношений Узбекистана и соседних с нами стран, восстановление между ними добрососедских дружеских связей, налаживание стратегического партнерства, решение пограничных и визовых вопросов, совместные действия по использованию водных ресурсов трансграничных рек, инициативы по разрешению афганской проблемы и другие.
Важной особенностью внешней политики Президента Ш.Мирзиёева является привлечение широких кругов в ее реализацию. Если раньше международная деятельность Узбекистана была исключительной прерогативой главы государства, то сегодня можем уверенно говорить, что ныне в эту сферу общенациональной деятельности вовлечены не только правительство, республиканские министерства и ведомства, но и местные органы власти и управления, хозяйствующие субъекты, научные учреждения и вузы, а также общественные организации, словом, без преувеличения можно сказать, все слои населения нашей страны. Это позволило Узбекистану в нынешних чрезвычайных условиях, связанных с пандемией, (ограничение передвижения, закрытие границ, отмена массовых мероприятий и т.д.), сохранить стабильность в развитии, обеспечить безопасность населения, сохранить и развивать международные связи.
Приведем такой пример. Известно, что в ноябре текущего года состоялся официальный визит Президента Ш.Мирзиёева в Российскую Федерацию, в ходе которого были подписаны важные документы, поднявшие отношения между нашими странами на качественно новый уровень. А до этого прошел ряд двусторонних форумов с участием ректоров более 200 вузов двух стран, представителей деловых кругов регионов Узбекистана и России и т.п.
Эти и другие факты говорят о том, что и внешняя политика современного Узбекистана, как по форме, так и по содержанию, стала по-настоящему народной. Такую политику и практическую деятельность руководства страны наш народ не только приветствует и поддерживает, но и непосредственно участвует в ее реализации. Наглядным подтверждением этого стали итоги прошедших в октябре нынешнего года президентских выборов. Подавляющее большинство участвовавших в выборах граждан отдали свои голоса за Ш.Мирзиёева. Это убедительно доказывает, что Шавкат Миромонович – поистине народный Президент.
Книга К.Рафикова убеждает любого объективного человека в том, что внутренняя и внешняя политика и многогранная деятельность Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева полностью отвечают интересам нашего народа, опираются на его разум, возможности и самоотверженный труд во имя процветания Родины, строительства Нового Узбекистана. Она полезна всем, особенно в воспитании подрастающего поколения и интересна нашим зарубежным друзьям, интересующимся опытом наших глубоких реформ. Поэтому, думается, было бы целесообразно издать ее также на русском и других иностранных языках.
Сабир Курбанов,
кандидат исторических наук, доцент