Недавно издана книга члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, известного политолога Кудратиллы Рафикова «Мой Президент!» (Кудратилла Рафиков. Менинг Президентим! Тошкент: «Akademnashr», 2021).

Это не первая его капитальная работа. В прошлом году он обрадовал читателей книгой «Ватан ва миллат қайғуси» («С думой о Родине и нации»), а еще раньше – трудом «Илк ва сўнгги сўзимиз: Ватан» («Наше первое и последнее слово: Родина».  Я давно знаком с их автором, который преуспевал в идеологической сфере, успешно проработал в государственных и  общественных органах, а в последние годы много сделал для заметного повышения роли и авторитета возглавляемой им крупнейшей общественной организации нашей страны – Федерации профсоюзов Узбекистана. Заслуживает похвалы то, что К.Рафиков, находясь в гуще событий и активно участвуя в преобразованиях, осуществляемых в нашей стране за последние годы, успевает откликнуться на них яркими публицистическими статьями и книгами. 

Последний труд К.Рафикова хронологически охватывает период с конца 2017 года по июль 2021 года – время впечатляющих перемен во всех сферах жизни нашего народа. В этот период стали более осязаемыми результаты реформ, проводимых под руководством Президента Ш.М. Мирзиёева. К.Рафиков, являясь верным соратником Шавката Миромоновича, и будучи активным участником осуществления его курса на строительство Нового Узбекистана, в своих статьях, вошедших в книгу, рассказывает не только о событиях последних лет в нашем Отечестве, главных целях и значении нынешних реформ в стране, но и об их главном инициаторе и стратеге –  Президенте Республики Узбекистан Ш.Мирзиёеве как об истинном патриоте, умелом руководителе и выдающейся личности. Книга увлекает читателя, обогащает его знания новыми фактами о деятельности лидера нации, открывает новые грани его характера. Этим она ценна и нужна как для современников, так и для истории. 

Когда читаешь книгу и вглядываешься в иллюстрирующие ее текст  фотографии, перед глазами воочию встают выступления нашего Президента то в парламенте страны, то на сессии Генеральной Ассамблеи ООН или на другом международном форуме, то его встречи с населением какого-нибудь дальнего уголка республики, его беседы с аксакалами или молодыми людьми в какой-нибудь махалле, институте, школе, детском саду, на строящемся предприятии, на полях фермерского хозяйства… Читаешь книгу и еще раз убеждаешься в том, что в центре всей политики и практической деятельности Президента Ш.М. Мирзиёева находится главный субъект истории – народ, простые люди разных возрастов и национальностей. 

Как пишет во вступлении к книге известный писатель и публицист, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, профессор Хуршид Дустмухаммад, чтение вошедших в сборник статей никого не оставляет равнодушным, наоборот, понимание смысла и значения осуществляемых в нашей стране процессов обновления дарят каждому сознательному современнику содержательные и увлекательные минуты. 

Не излагая суть включенных в сборник статей, и не вдаваясь в подробности описываемых событий, можно сказать, что они позволяют сделать некоторые выводы об основных направлениях и особенностях многоплановой деятельности Ш.М.Мирзиёева как Президента Узбекистана.  

Вот некоторые из них. Прежде всего, на мой взгляд, книга дает ясное и цельное представление о нынешнем главе нашего государства как об опытном политическом руководителе, хорошо представляющем свое место и роль в обществе и заботящемся о счастливом будущем своего народа. 

Конечно, Шавкат Миромонович – не новичок в политике. Его общественно-политическая деятельность началась давно, может быть с тех времен, когда он, молодой преподаватель Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства возглавлял здесь молодежную, а затем партийную организации или, возможно, со времени его работы руководителем Мирзо-Улугбекского района нашей столицы и деятельности депутата в парламенте страны. Затем он еще больше утвердился в качестве серьезного политика, когда руководил Джизакской и Самаркандской областями, и особенно в период его деятельности председателем правительства республики. Можно сказать, что в ходе предшествующей общественно-политической деятельности он был хорошо подготовлен к принятию на себя всей ответственности за судьбу страны и своего народа. 

Новая книга К.Рафикова, как и две предыдущие, свидетельствует о том, что через всю деятельность Президента Ш.М.Мирзиёева красной нитью проходят жизнь простых людей, судьбы нашего народа и страны. Поэтому не случайно одним из первых шагов Ш.М. Мирзиёева на посту руководителя страны были разработка и начало осуществления курса по преодолению имевшего место определенного отдаления государства от народа, неверия людей в лозунги и планы прежних руководителей, которые подчас оставались на бумаге. Как пишет К.Рафиков, жизнь людей была полна проблем, которые Шавкат Мирзиёев хорошо знал, чувствовал и поэтому начал работу с налаживания диалога с народом, с личного изучения мнений людей. Ведь еще великий Алишер Навои говорил:

Не назовется человеком тот,
Кого людское горе не гнетет.

Именно думая о своем народе, его сложной, порой горькой судьбе, Шавкат Миромонович начал регулярно посещать все области и Республику Каракалпакстан, столичные районы и дальние уголки страны, чтобы лучше узнать жизнь и проблемы людей, выслушивать их мнения и предложения о дальнейшем развитии нашей Родины. В постоянную практику вошли регулярные встречи главы государства с представителями разных слоев населения: пенсионерами, юношами и девушками, женщинами, предпринимателями, жителями махаллей, кишлаков и аулов для прямого разговора о наболевших вопросах жизни, развитии городов и районов страны. Для придания этой работе целенаправленного и системного характера были организованы Народные и Виртуальные приемные Президента республики. 

Так, накануне тридцатилетия независимости Узбекистана состоялся открытый диалог Президента с предпринимателями страны. В нем приняли непосредственное участие около 600 человек, а с учетом участников, которые присоединились из студий по видеоконференцсвязи из Республики Каракалпакстан, областей и районов – около 10 тысяч представителей бизнеса. Для предпринимателей также работает постоянно действующая приемная Премьер-министра республики. Налажены выездные приемы граждан руководителями министерств и ведомств, хокимами всех уровней, созданы Агентство и сеть центров государственных услуг на местах, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом для руководителя  страны важны не сам процесс общения с народом и его современные формы организации, а возможность живого, непосредственного общения с гражданами, получения информации от рядовых людей. Ш.М. Мирзиёев на прежних должностях также хорошо знал жизнь страны и отдельных регионов, а теперь получает свежую информацию из различных источников. Однако Президент желает иметь представление о проблемах людей, слыша об этом непосредственно от них самих, без прикрас, как говорится, из первых уст. «Мне не нужны фальшивые и высокопарные слова, – говорил он с первых дней своей деятельности на посту Президента Узбекистана. –  Пустыми и лживыми речами, дутыми цифрами мы будем только обманывать себя». 

Глубоко вникнув в суть проблемы взаимоотношений государства и народа, и хорошо зная о существовании многочисленных бюрократических препон между органами власти и простыми людьми, а также, учитывая мнения и предложения граждан, Ш.Мирзиёев сформулировал принципиально важный принцип народовластия: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Провозгласив этот принцип, Президент требует от республиканских и местных органов власти, чиновников всех рангов не жалеть времени для встреч с людьми, работы с обращениями граждан, без проволочек решать их проблемы, помогать им в преодолении трудностей, улучшении условий жизни и труда. 

В своих ежегодных обращениях к членам парламента страны, перед активом регионов, в выступлениях на сессиях местных Кенгашей народных депутатов, заседаниях правительства, в беседах с представителями населения в махаллях Президент не обещает им золотые горы, построения рая на родной земле, решения всех проблем мигом. Он рассказывает о конкретных проектах по обновлению различных сфер жизни страны, разъясняет значение развития предпринимательства и семейного бизнеса, преимуществах кластерной системы, принимает указы и постановления, направленные на углубление реформ в здравоохранении, народном образовании  и социальной сфере, чтобы улучшить жизнь людей. Важно, что глава государства не только  инициирует и принимает указы и постановления по этим вопросам, но и следит за их исполнением, чтобы наши люди были довольны своей жизнью, своим положением, получили удовлетворение от своего труда, от  внимания к ним со стороны государства и общества. 

Говоря о созидательных планах, преобразованиях в стране, Президент постоянно подчеркивает, что все они будут реализованы и принесут удовлетворение людям, если они сами заинтересованы в их результатах. Этим он вновь и вновь подчеркивает, что если мы будем действовать воедино, дружно, трудиться с добрыми помыслами и намерениями, то способны достигать любых целей, открывать новые страницы своей истории.

И надо сказать, что наши трудолюбивые люди, поверив в своего лидера, с невиданным доселе энтузиазмом взялись за дело. И результаты не заставили себя долго ждать. Вот некоторые примеры: в области экономики, по сути, началась новая индустриализация республики – открылись сотни новых промышленных предприятий, свободные экономические и малые промышленные зоны, техно- и IT-парки с новейшими технологиями и востребованной продукцией мирового качества, десятками тысяч новых рабочих мест. В аграрной сфере появились хлопковые, плодоовощные, животноводческие и другие кластеры, что способствует развитию отрасли, росту экономики регионов и повышению благосостояния работников, освобождению страны от положения сырьевого придатка. 

В социальной сфере из множества примеров крутых перемен, произошедших в жизни миллионов наших соотечественников за последние годы, можно отметить небывалый размах жилищного строительства. Так, за минувшие пять лет в стране построено 140 тысяч новых квартир и индивидуальных домов, что в десять  раз больше, чем за предыдущее пятилетие. В качестве примера можно назвать и такие факты, как возрождение целого рыбацкого города Муйнак, который фактически перестал существовать из-за высыхания Аральского моря, или обновление пришедшего в упадок кишлака Манас в Джизакской области, а также десятков подобных сел и поселков во всех областях республики. 

И здесь следует отметить, что еще никогда (ни в советское время, ни в годы независимости) у нас не строилось столько жилья. Но дело не только в этом. Одновременно со строительством сотен благоустроенных жилых домов, новых зданий для детсадов, школ и поликлиник в городах и сельской местности заметно улучшилось обеспечение населения питьевой водой, электричеством и природным газом. К примеру, в нынешнем году я неоднократно побывал в махалле «Аль-Фергани» нового, Янгихаётского района столицы, который год тому назад был образован по инициативе нашего Президента. Здесь меня поразили не только сжатые сроки строительства и высокое качество современного жилья, продуманная планировка улиц и площадей, но также одновременное возведение объектов социально-культурного назначения. 

Благодаря широким масштабам жилищного строительства и заботам со стороны властей (льготные ипотечные кредиты, внесение первого взноса со стороны государства для малообеспеченных семей, предоставление бесплатных квартир отдельным категориям граждан и др.), многие нуждающиеся семьи справили новоселье. Темпы строительства жилья будут расти и дальше и, как сообщил Президент в своей инаугурационной речи 6 ноября 2021 года, в предстоящие годы в регионах страны будут построены целые массивы «Новый Узбекистан» со всеми удобствами, социальной инфраструктурой для более одного миллиона человек. Вот наглядный пример того, как государство действительно стало поворачиваться к своим гражданам, на деле помогает в решении острейших проблем, которые волнуют их! 

Наличие жилья – большое счастье для современного человека, поэтому политика государства для решения этой проблемы заслужила всенародное  одобрение. Вместе с тем, не менее важным для человека является наличие постоянной работы, обеспечивающей его достойным заработком. Отсюда и не менее важное значение имеют усилия Президента Ш.Мирзиёева по обеспечению трудоспособного населения республики работой, так как никакими благотворительными акциями решить эту проблему невозможно. Одним из новшеств в этой области стало учреждение в каждой махалле (а их в Узбекистане 9252) по инициативе Шавката Миромоновича «Железной», «Женской» и «Молодежной тетрадей», в которые были занесены имена всех нетрудоустроенных, малоимущих и нуждающихся в материальной поддержке людей. Это дало возможность вести учет таких групп населения и принять действенные меры по оказанию помощи нуждающимся в обучении профессиям, получении льготного кредита для организации семейного предприятия, своего бизнеса, решении вопросов укрепления здоровья больных и инвалидов, поддержки одиноких стариков и др. 

Была разработана и осуществлена программа по созданию новых рабочих мест. Для этого в городах и на селе были построены и вступили в строй десятки современных предприятий с тысячами новых рабочих мест в сфере текстильной, швейной, обувной, пищевой, строительных материалов, бытовой техники, автомобильной, электронной промышленности. В рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» созданы благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, семейного предпринимательства, поощряются самозанятые граждане. Благодаря этим и другим мерам государства за последние пять лет число предпринимателей в Узбекистане выросло с четырехсот тысяч до полутора миллиона, которые обеспечивают работой пять миллионов человек. Государство всячески поддерживает и тех, кто желает работать за рубежом путем обучения их востребованным профессиям и иностранным языкам, содействуя в вопросах трудоустройства и т.д.  

Заботой о своем народе и каждом человеке продиктована и политика Президента по преодолению бедности в Узбекистане. Долгие годы наличие этой проблемы  стыдливо скрывалось от народа и мировой общественности. Новый лидер Узбекистана не только снял табу с этой больной темы, но и разработал стратегию сокращения бедности в стране. «Не секрет, что, как и в любой стране, у нас существуют малообеспеченные слои населения», –  сказал Ш.М. Мирзиёев в своем Обращении к парламенту страны в 2020 году. Их примерная численность равна 4-5 миллионам человек, что составляет 12-15 процентов населения. Если посмотреть на эту проблему в разрезе отдельных регионов страны, например, Хорезмской области, то здесь, как отмечал Президент в своем выступлении перед активом области, в минувшем году имелось 58 тысяч семей, находящихся у черты бедности, а 856 семей оказались в крайне трудном положении. Многие были вынуждены искать работу за рубежом (с.148). К сожалению, такие примеры можно привести и из жизни других регионов Узбекистана. Решение этой проблемы, официальное признание которой стало возможным благодаря не только большому мужеству и политической воле, – читаем в книге К.Рафикова, – требует не только обеспечения социальной защиты представителей этой прослойки, но и развития в обществе предпринимательства, создания условий для поощрения частного бизнеса.     

Под руководством Ш.М. Мирзиёева совместно со Всемирным банком была разработана Государственная программа сокращения бедности, Министерство экономического развития преобразовано в Министерство экономического развития и сокращения бедности, созданы центры «Ишга мархамат!» («Приглашаем на работу!»), хокимияты стали предметно заниматься организацией новых рабочих мест на местах, оказана практическая помощь безработным сельчанам в выделении земли, строительстве теплиц и выращивании животных и птицы и т.д. В результате принятых мер в 2020 году на селе было трудоустроено 1  200 000 молодых людей. 

Но это еще не все. Несмотря на то, что процесс реализации программы «Обод кишлок» продолжается, в селах Узбекистана уже появились не только десятки тысяч новых рабочих мест, но и промышленные предприятия (текстильные, швейные, по переработке овощей и фруктов, строительные), кластерная система управления, инновационные методы выращивания хлопчатника, зерновых, овощей, бахчевых и фруктов (капельное орошение, интенсивные сады и виноградники и т.д.), экспорт готовой продукции, благоустроенные поселки с современным жильем и дорогами. Все это привело к росту благосостояния и культуры сельских жителей,  повышению качества жизни людей, которые благодарят Президента за все это. 

Президента Ш.Мирзиёева от души благодарят также тысячи людей, которые многие годы жили и трудились в Узбекистане, но были лишены права участия в активной жизни общества, за то, что при нем они, наконец, получили гражданство нашей республики. 

Его также благодарят родные и близкие, весь наш народ за то, что он   вернул на Родину десятки женщин и более 380 детей, которые волей судьбы оказались в охваченных войной странах Ближнего Востока. 

Разве не заслуживает большой благодарности глава государства, который думает и о тех, кто отступился и, нарушив закон, оказался за решеткой? Помилование тех из них, которые признались в содеянном преступлении и чистосердечно раскаялись, открыло новую страницу в жизни этих людей, вернувшихся в нормальную жизнь. В книге К.Рафикова приводятся такие данные: с 1991 по 2017 годы в стране был помилован всего один человек, в последующие три года – 1705 человек.  Конечно же, эти люди, вышедшие на свободу, их матери и отцы, жены и дети, родные и друзья будут сердечно благодарить Президента Ш.Мирзиёева за этот акт милосердия и великодушия. 

Еще одна характерная особенность стиля руководства государством Президента Ш.Мирзиёева – это его беспредельная вера в свой народ, его силу духа и потенциал во всех созидательных делах, в том числе, в международных. Это хорошо просматривается и в активном вовлечении широких слоев населения в реализацию идей и проектов на международной арене. В ответ на это люди горячо поддерживают такую действительно народную политику своего лидера. Наглядный этому пример – всеобщая поддержка коренной перестройки отношений Узбекистана, прежде всего, с соседними государствами. Народы всех стран нашего региона с большим облегчением встретили отказ своих правительств от политики отчуждения и изоляционизма. В ряде вошедших в книгу статей К.Рафикова, таких как  «Центральная Азия: осуществление вековой мечты», «Весна региона» и других на конкретных примерах и фактах показано благотворное влияние такой политики и инициатив Ташкента на международный климат в Центральной Азии и во всем мире.  Тот факт, что не только руководители и народы центральноазиатских государств, но и все мировое сообщество поддержало инициативу нашего Президента о регулярном проведении Консультативных встреч глав государств региона, свидетельствует о ее важности и своевременности. Благодаря этим конкретным шагам наших государств за короткий промежуток времени произошли такие значительные перемены, как обновление отношений Узбекистана и соседних с нами стран, восстановление между ними добрососедских дружеских связей, налаживание стратегического партнерства, решение пограничных и визовых вопросов, совместные действия по использованию водных ресурсов трансграничных рек, инициативы по разрешению афганской проблемы и другие. 

Важной особенностью внешней политики Президента Ш.Мирзиёева является привлечение широких кругов в ее реализацию. Если раньше международная деятельность Узбекистана была исключительной прерогативой главы государства, то сегодня можем уверенно говорить, что ныне в эту сферу общенациональной деятельности вовлечены не только правительство, республиканские министерства и ведомства, но и местные органы власти и управления, хозяйствующие субъекты, научные учреждения и вузы, а также общественные организации, словом, без преувеличения можно сказать, все слои населения нашей страны. Это позволило Узбекистану в нынешних чрезвычайных условиях, связанных с пандемией, (ограничение передвижения, закрытие границ, отмена массовых мероприятий и т.д.), сохранить стабильность в развитии, обеспечить безопасность населения, сохранить и развивать международные связи. 

Приведем такой пример. Известно, что в ноябре текущего года состоялся официальный визит Президента Ш.Мирзиёева в Российскую Федерацию, в ходе которого были подписаны важные документы, поднявшие отношения между нашими странами на качественно новый уровень. А до этого прошел ряд двусторонних форумов с участием ректоров более 200 вузов двух стран, представителей деловых кругов регионов Узбекистана и России и т.п.

Эти и другие факты говорят о том, что и внешняя политика современного Узбекистана, как по форме, так и по содержанию, стала по-настоящему народной. Такую политику и практическую деятельность руководства страны наш народ не только приветствует и поддерживает, но и непосредственно участвует в ее реализации. Наглядным подтверждением этого стали итоги прошедших в октябре нынешнего года президентских выборов. Подавляющее большинство участвовавших в выборах граждан отдали свои голоса за Ш.Мирзиёева. Это убедительно доказывает, что Шавкат Миромонович – поистине народный Президент.

Книга К.Рафикова убеждает любого объективного человека в том, что внутренняя и внешняя политика и многогранная деятельность Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева полностью отвечают интересам нашего народа, опираются на его разум, возможности и самоотверженный труд во имя процветания Родины, строительства Нового Узбекистана. Она полезна всем, особенно в воспитании подрастающего поколения и интересна нашим зарубежным друзьям, интересующимся опытом наших глубоких реформ. Поэтому, думается, было бы целесообразно издать ее также на русском и других иностранных языках.

Сабир  Курбанов,

кандидат исторических наук, доцент

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Народный Президент

Недавно издана книга члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, известного политолога Кудратиллы Рафикова «Мой Президент!» (Кудратилла Рафиков. Менинг Президентим! Тошкент: «Akademnashr», 2021).

Это не первая его капитальная работа. В прошлом году он обрадовал читателей книгой «Ватан ва миллат қайғуси» («С думой о Родине и нации»), а еще раньше – трудом «Илк ва сўнгги сўзимиз: Ватан» («Наше первое и последнее слово: Родина».  Я давно знаком с их автором, который преуспевал в идеологической сфере, успешно проработал в государственных и  общественных органах, а в последние годы много сделал для заметного повышения роли и авторитета возглавляемой им крупнейшей общественной организации нашей страны – Федерации профсоюзов Узбекистана. Заслуживает похвалы то, что К.Рафиков, находясь в гуще событий и активно участвуя в преобразованиях, осуществляемых в нашей стране за последние годы, успевает откликнуться на них яркими публицистическими статьями и книгами. 

Последний труд К.Рафикова хронологически охватывает период с конца 2017 года по июль 2021 года – время впечатляющих перемен во всех сферах жизни нашего народа. В этот период стали более осязаемыми результаты реформ, проводимых под руководством Президента Ш.М. Мирзиёева. К.Рафиков, являясь верным соратником Шавката Миромоновича, и будучи активным участником осуществления его курса на строительство Нового Узбекистана, в своих статьях, вошедших в книгу, рассказывает не только о событиях последних лет в нашем Отечестве, главных целях и значении нынешних реформ в стране, но и об их главном инициаторе и стратеге –  Президенте Республики Узбекистан Ш.Мирзиёеве как об истинном патриоте, умелом руководителе и выдающейся личности. Книга увлекает читателя, обогащает его знания новыми фактами о деятельности лидера нации, открывает новые грани его характера. Этим она ценна и нужна как для современников, так и для истории. 

Когда читаешь книгу и вглядываешься в иллюстрирующие ее текст  фотографии, перед глазами воочию встают выступления нашего Президента то в парламенте страны, то на сессии Генеральной Ассамблеи ООН или на другом международном форуме, то его встречи с населением какого-нибудь дальнего уголка республики, его беседы с аксакалами или молодыми людьми в какой-нибудь махалле, институте, школе, детском саду, на строящемся предприятии, на полях фермерского хозяйства… Читаешь книгу и еще раз убеждаешься в том, что в центре всей политики и практической деятельности Президента Ш.М. Мирзиёева находится главный субъект истории – народ, простые люди разных возрастов и национальностей. 

Как пишет во вступлении к книге известный писатель и публицист, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, профессор Хуршид Дустмухаммад, чтение вошедших в сборник статей никого не оставляет равнодушным, наоборот, понимание смысла и значения осуществляемых в нашей стране процессов обновления дарят каждому сознательному современнику содержательные и увлекательные минуты. 

Не излагая суть включенных в сборник статей, и не вдаваясь в подробности описываемых событий, можно сказать, что они позволяют сделать некоторые выводы об основных направлениях и особенностях многоплановой деятельности Ш.М.Мирзиёева как Президента Узбекистана.  

Вот некоторые из них. Прежде всего, на мой взгляд, книга дает ясное и цельное представление о нынешнем главе нашего государства как об опытном политическом руководителе, хорошо представляющем свое место и роль в обществе и заботящемся о счастливом будущем своего народа. 

Конечно, Шавкат Миромонович – не новичок в политике. Его общественно-политическая деятельность началась давно, может быть с тех времен, когда он, молодой преподаватель Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства возглавлял здесь молодежную, а затем партийную организации или, возможно, со времени его работы руководителем Мирзо-Улугбекского района нашей столицы и деятельности депутата в парламенте страны. Затем он еще больше утвердился в качестве серьезного политика, когда руководил Джизакской и Самаркандской областями, и особенно в период его деятельности председателем правительства республики. Можно сказать, что в ходе предшествующей общественно-политической деятельности он был хорошо подготовлен к принятию на себя всей ответственности за судьбу страны и своего народа. 

Новая книга К.Рафикова, как и две предыдущие, свидетельствует о том, что через всю деятельность Президента Ш.М.Мирзиёева красной нитью проходят жизнь простых людей, судьбы нашего народа и страны. Поэтому не случайно одним из первых шагов Ш.М. Мирзиёева на посту руководителя страны были разработка и начало осуществления курса по преодолению имевшего место определенного отдаления государства от народа, неверия людей в лозунги и планы прежних руководителей, которые подчас оставались на бумаге. Как пишет К.Рафиков, жизнь людей была полна проблем, которые Шавкат Мирзиёев хорошо знал, чувствовал и поэтому начал работу с налаживания диалога с народом, с личного изучения мнений людей. Ведь еще великий Алишер Навои говорил:

Не назовется человеком тот,
Кого людское горе не гнетет.

Именно думая о своем народе, его сложной, порой горькой судьбе, Шавкат Миромонович начал регулярно посещать все области и Республику Каракалпакстан, столичные районы и дальние уголки страны, чтобы лучше узнать жизнь и проблемы людей, выслушивать их мнения и предложения о дальнейшем развитии нашей Родины. В постоянную практику вошли регулярные встречи главы государства с представителями разных слоев населения: пенсионерами, юношами и девушками, женщинами, предпринимателями, жителями махаллей, кишлаков и аулов для прямого разговора о наболевших вопросах жизни, развитии городов и районов страны. Для придания этой работе целенаправленного и системного характера были организованы Народные и Виртуальные приемные Президента республики. 

Так, накануне тридцатилетия независимости Узбекистана состоялся открытый диалог Президента с предпринимателями страны. В нем приняли непосредственное участие около 600 человек, а с учетом участников, которые присоединились из студий по видеоконференцсвязи из Республики Каракалпакстан, областей и районов – около 10 тысяч представителей бизнеса. Для предпринимателей также работает постоянно действующая приемная Премьер-министра республики. Налажены выездные приемы граждан руководителями министерств и ведомств, хокимами всех уровней, созданы Агентство и сеть центров государственных услуг на местах, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом для руководителя  страны важны не сам процесс общения с народом и его современные формы организации, а возможность живого, непосредственного общения с гражданами, получения информации от рядовых людей. Ш.М. Мирзиёев на прежних должностях также хорошо знал жизнь страны и отдельных регионов, а теперь получает свежую информацию из различных источников. Однако Президент желает иметь представление о проблемах людей, слыша об этом непосредственно от них самих, без прикрас, как говорится, из первых уст. «Мне не нужны фальшивые и высокопарные слова, – говорил он с первых дней своей деятельности на посту Президента Узбекистана. –  Пустыми и лживыми речами, дутыми цифрами мы будем только обманывать себя». 

Глубоко вникнув в суть проблемы взаимоотношений государства и народа, и хорошо зная о существовании многочисленных бюрократических препон между органами власти и простыми людьми, а также, учитывая мнения и предложения граждан, Ш.Мирзиёев сформулировал принципиально важный принцип народовластия: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Провозгласив этот принцип, Президент требует от республиканских и местных органов власти, чиновников всех рангов не жалеть времени для встреч с людьми, работы с обращениями граждан, без проволочек решать их проблемы, помогать им в преодолении трудностей, улучшении условий жизни и труда. 

В своих ежегодных обращениях к членам парламента страны, перед активом регионов, в выступлениях на сессиях местных Кенгашей народных депутатов, заседаниях правительства, в беседах с представителями населения в махаллях Президент не обещает им золотые горы, построения рая на родной земле, решения всех проблем мигом. Он рассказывает о конкретных проектах по обновлению различных сфер жизни страны, разъясняет значение развития предпринимательства и семейного бизнеса, преимуществах кластерной системы, принимает указы и постановления, направленные на углубление реформ в здравоохранении, народном образовании  и социальной сфере, чтобы улучшить жизнь людей. Важно, что глава государства не только  инициирует и принимает указы и постановления по этим вопросам, но и следит за их исполнением, чтобы наши люди были довольны своей жизнью, своим положением, получили удовлетворение от своего труда, от  внимания к ним со стороны государства и общества. 

Говоря о созидательных планах, преобразованиях в стране, Президент постоянно подчеркивает, что все они будут реализованы и принесут удовлетворение людям, если они сами заинтересованы в их результатах. Этим он вновь и вновь подчеркивает, что если мы будем действовать воедино, дружно, трудиться с добрыми помыслами и намерениями, то способны достигать любых целей, открывать новые страницы своей истории.

И надо сказать, что наши трудолюбивые люди, поверив в своего лидера, с невиданным доселе энтузиазмом взялись за дело. И результаты не заставили себя долго ждать. Вот некоторые примеры: в области экономики, по сути, началась новая индустриализация республики – открылись сотни новых промышленных предприятий, свободные экономические и малые промышленные зоны, техно- и IT-парки с новейшими технологиями и востребованной продукцией мирового качества, десятками тысяч новых рабочих мест. В аграрной сфере появились хлопковые, плодоовощные, животноводческие и другие кластеры, что способствует развитию отрасли, росту экономики регионов и повышению благосостояния работников, освобождению страны от положения сырьевого придатка. 

В социальной сфере из множества примеров крутых перемен, произошедших в жизни миллионов наших соотечественников за последние годы, можно отметить небывалый размах жилищного строительства. Так, за минувшие пять лет в стране построено 140 тысяч новых квартир и индивидуальных домов, что в десять  раз больше, чем за предыдущее пятилетие. В качестве примера можно назвать и такие факты, как возрождение целого рыбацкого города Муйнак, который фактически перестал существовать из-за высыхания Аральского моря, или обновление пришедшего в упадок кишлака Манас в Джизакской области, а также десятков подобных сел и поселков во всех областях республики. 

И здесь следует отметить, что еще никогда (ни в советское время, ни в годы независимости) у нас не строилось столько жилья. Но дело не только в этом. Одновременно со строительством сотен благоустроенных жилых домов, новых зданий для детсадов, школ и поликлиник в городах и сельской местности заметно улучшилось обеспечение населения питьевой водой, электричеством и природным газом. К примеру, в нынешнем году я неоднократно побывал в махалле «Аль-Фергани» нового, Янгихаётского района столицы, который год тому назад был образован по инициативе нашего Президента. Здесь меня поразили не только сжатые сроки строительства и высокое качество современного жилья, продуманная планировка улиц и площадей, но также одновременное возведение объектов социально-культурного назначения. 

Благодаря широким масштабам жилищного строительства и заботам со стороны властей (льготные ипотечные кредиты, внесение первого взноса со стороны государства для малообеспеченных семей, предоставление бесплатных квартир отдельным категориям граждан и др.), многие нуждающиеся семьи справили новоселье. Темпы строительства жилья будут расти и дальше и, как сообщил Президент в своей инаугурационной речи 6 ноября 2021 года, в предстоящие годы в регионах страны будут построены целые массивы «Новый Узбекистан» со всеми удобствами, социальной инфраструктурой для более одного миллиона человек. Вот наглядный пример того, как государство действительно стало поворачиваться к своим гражданам, на деле помогает в решении острейших проблем, которые волнуют их! 

Наличие жилья – большое счастье для современного человека, поэтому политика государства для решения этой проблемы заслужила всенародное  одобрение. Вместе с тем, не менее важным для человека является наличие постоянной работы, обеспечивающей его достойным заработком. Отсюда и не менее важное значение имеют усилия Президента Ш.Мирзиёева по обеспечению трудоспособного населения республики работой, так как никакими благотворительными акциями решить эту проблему невозможно. Одним из новшеств в этой области стало учреждение в каждой махалле (а их в Узбекистане 9252) по инициативе Шавката Миромоновича «Железной», «Женской» и «Молодежной тетрадей», в которые были занесены имена всех нетрудоустроенных, малоимущих и нуждающихся в материальной поддержке людей. Это дало возможность вести учет таких групп населения и принять действенные меры по оказанию помощи нуждающимся в обучении профессиям, получении льготного кредита для организации семейного предприятия, своего бизнеса, решении вопросов укрепления здоровья больных и инвалидов, поддержки одиноких стариков и др. 

Была разработана и осуществлена программа по созданию новых рабочих мест. Для этого в городах и на селе были построены и вступили в строй десятки современных предприятий с тысячами новых рабочих мест в сфере текстильной, швейной, обувной, пищевой, строительных материалов, бытовой техники, автомобильной, электронной промышленности. В рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» созданы благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, семейного предпринимательства, поощряются самозанятые граждане. Благодаря этим и другим мерам государства за последние пять лет число предпринимателей в Узбекистане выросло с четырехсот тысяч до полутора миллиона, которые обеспечивают работой пять миллионов человек. Государство всячески поддерживает и тех, кто желает работать за рубежом путем обучения их востребованным профессиям и иностранным языкам, содействуя в вопросах трудоустройства и т.д.  

Заботой о своем народе и каждом человеке продиктована и политика Президента по преодолению бедности в Узбекистане. Долгие годы наличие этой проблемы  стыдливо скрывалось от народа и мировой общественности. Новый лидер Узбекистана не только снял табу с этой больной темы, но и разработал стратегию сокращения бедности в стране. «Не секрет, что, как и в любой стране, у нас существуют малообеспеченные слои населения», –  сказал Ш.М. Мирзиёев в своем Обращении к парламенту страны в 2020 году. Их примерная численность равна 4-5 миллионам человек, что составляет 12-15 процентов населения. Если посмотреть на эту проблему в разрезе отдельных регионов страны, например, Хорезмской области, то здесь, как отмечал Президент в своем выступлении перед активом области, в минувшем году имелось 58 тысяч семей, находящихся у черты бедности, а 856 семей оказались в крайне трудном положении. Многие были вынуждены искать работу за рубежом (с.148). К сожалению, такие примеры можно привести и из жизни других регионов Узбекистана. Решение этой проблемы, официальное признание которой стало возможным благодаря не только большому мужеству и политической воле, – читаем в книге К.Рафикова, – требует не только обеспечения социальной защиты представителей этой прослойки, но и развития в обществе предпринимательства, создания условий для поощрения частного бизнеса.     

Под руководством Ш.М. Мирзиёева совместно со Всемирным банком была разработана Государственная программа сокращения бедности, Министерство экономического развития преобразовано в Министерство экономического развития и сокращения бедности, созданы центры «Ишга мархамат!» («Приглашаем на работу!»), хокимияты стали предметно заниматься организацией новых рабочих мест на местах, оказана практическая помощь безработным сельчанам в выделении земли, строительстве теплиц и выращивании животных и птицы и т.д. В результате принятых мер в 2020 году на селе было трудоустроено 1  200 000 молодых людей. 

Но это еще не все. Несмотря на то, что процесс реализации программы «Обод кишлок» продолжается, в селах Узбекистана уже появились не только десятки тысяч новых рабочих мест, но и промышленные предприятия (текстильные, швейные, по переработке овощей и фруктов, строительные), кластерная система управления, инновационные методы выращивания хлопчатника, зерновых, овощей, бахчевых и фруктов (капельное орошение, интенсивные сады и виноградники и т.д.), экспорт готовой продукции, благоустроенные поселки с современным жильем и дорогами. Все это привело к росту благосостояния и культуры сельских жителей,  повышению качества жизни людей, которые благодарят Президента за все это. 

Президента Ш.Мирзиёева от души благодарят также тысячи людей, которые многие годы жили и трудились в Узбекистане, но были лишены права участия в активной жизни общества, за то, что при нем они, наконец, получили гражданство нашей республики. 

Его также благодарят родные и близкие, весь наш народ за то, что он   вернул на Родину десятки женщин и более 380 детей, которые волей судьбы оказались в охваченных войной странах Ближнего Востока. 

Разве не заслуживает большой благодарности глава государства, который думает и о тех, кто отступился и, нарушив закон, оказался за решеткой? Помилование тех из них, которые признались в содеянном преступлении и чистосердечно раскаялись, открыло новую страницу в жизни этих людей, вернувшихся в нормальную жизнь. В книге К.Рафикова приводятся такие данные: с 1991 по 2017 годы в стране был помилован всего один человек, в последующие три года – 1705 человек.  Конечно же, эти люди, вышедшие на свободу, их матери и отцы, жены и дети, родные и друзья будут сердечно благодарить Президента Ш.Мирзиёева за этот акт милосердия и великодушия. 

Еще одна характерная особенность стиля руководства государством Президента Ш.Мирзиёева – это его беспредельная вера в свой народ, его силу духа и потенциал во всех созидательных делах, в том числе, в международных. Это хорошо просматривается и в активном вовлечении широких слоев населения в реализацию идей и проектов на международной арене. В ответ на это люди горячо поддерживают такую действительно народную политику своего лидера. Наглядный этому пример – всеобщая поддержка коренной перестройки отношений Узбекистана, прежде всего, с соседними государствами. Народы всех стран нашего региона с большим облегчением встретили отказ своих правительств от политики отчуждения и изоляционизма. В ряде вошедших в книгу статей К.Рафикова, таких как  «Центральная Азия: осуществление вековой мечты», «Весна региона» и других на конкретных примерах и фактах показано благотворное влияние такой политики и инициатив Ташкента на международный климат в Центральной Азии и во всем мире.  Тот факт, что не только руководители и народы центральноазиатских государств, но и все мировое сообщество поддержало инициативу нашего Президента о регулярном проведении Консультативных встреч глав государств региона, свидетельствует о ее важности и своевременности. Благодаря этим конкретным шагам наших государств за короткий промежуток времени произошли такие значительные перемены, как обновление отношений Узбекистана и соседних с нами стран, восстановление между ними добрососедских дружеских связей, налаживание стратегического партнерства, решение пограничных и визовых вопросов, совместные действия по использованию водных ресурсов трансграничных рек, инициативы по разрешению афганской проблемы и другие. 

Важной особенностью внешней политики Президента Ш.Мирзиёева является привлечение широких кругов в ее реализацию. Если раньше международная деятельность Узбекистана была исключительной прерогативой главы государства, то сегодня можем уверенно говорить, что ныне в эту сферу общенациональной деятельности вовлечены не только правительство, республиканские министерства и ведомства, но и местные органы власти и управления, хозяйствующие субъекты, научные учреждения и вузы, а также общественные организации, словом, без преувеличения можно сказать, все слои населения нашей страны. Это позволило Узбекистану в нынешних чрезвычайных условиях, связанных с пандемией, (ограничение передвижения, закрытие границ, отмена массовых мероприятий и т.д.), сохранить стабильность в развитии, обеспечить безопасность населения, сохранить и развивать международные связи. 

Приведем такой пример. Известно, что в ноябре текущего года состоялся официальный визит Президента Ш.Мирзиёева в Российскую Федерацию, в ходе которого были подписаны важные документы, поднявшие отношения между нашими странами на качественно новый уровень. А до этого прошел ряд двусторонних форумов с участием ректоров более 200 вузов двух стран, представителей деловых кругов регионов Узбекистана и России и т.п.

Эти и другие факты говорят о том, что и внешняя политика современного Узбекистана, как по форме, так и по содержанию, стала по-настоящему народной. Такую политику и практическую деятельность руководства страны наш народ не только приветствует и поддерживает, но и непосредственно участвует в ее реализации. Наглядным подтверждением этого стали итоги прошедших в октябре нынешнего года президентских выборов. Подавляющее большинство участвовавших в выборах граждан отдали свои голоса за Ш.Мирзиёева. Это убедительно доказывает, что Шавкат Миромонович – поистине народный Президент.

Книга К.Рафикова убеждает любого объективного человека в том, что внутренняя и внешняя политика и многогранная деятельность Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева полностью отвечают интересам нашего народа, опираются на его разум, возможности и самоотверженный труд во имя процветания Родины, строительства Нового Узбекистана. Она полезна всем, особенно в воспитании подрастающего поколения и интересна нашим зарубежным друзьям, интересующимся опытом наших глубоких реформ. Поэтому, думается, было бы целесообразно издать ее также на русском и других иностранных языках.

Сабир  Курбанов,

кандидат исторических наук, доцент