Как сообщалось, сегодня в Анкаре состоялся внеочередной саммит Организации тюркских государств. В то время, как мировая пресса сконцентрировала внимание на итогах этого престижного мероприятия, наш корреспондент обратился с несколькими вопросами касательно данного события к известному специалисту - заместителю директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Бобуру Усманову.

– Как вы оцениваете саммит ОТГ в Анкаре? Какие перспективы откроет данное мероприятие для тюркских государств?

– Сегодняшний Внеочередной саммит глав государств Организации тюркских государств (ОТГ) посвящен теме «Управление чрезвычайными ситуациями и гуманитарная помощь».

Примечательно, что впервые главы тюркских стран собрались на площадке высшего уровня для обсуждения вопросов, связанных с развитием сотрудничества в борьбе со стихийными бедствиями и их последствиями.

В мероприятии, проведенном в знак солидарности с Турцией в связи с пережитыми сильными землетрясениями в юго-восточных регионах, лидеры стран проработали механизмы многостороннего сотрудничества и координации в рамках ОТГ в борьбе с чрезвычайными ситуациями. Это важно, чтобы не допустимость повторения подобных бедствий в других странах, быть готовыми к действиям в таких ситуациях.

Как известно, государства-члены и наблюдатели ОТГ проявили большую солидарность и протянули руку помощи Турции в этот трудный период, отправили поисково-спасательные отряды и гуманитарную помощь. Наши страны всецело разделяют принцип, что сила тюркских государств – в их единстве. Землетрясение в Турции побудило их к установлению более тесных связей и саммит в Анкаре ярко высветил данную тенденцию. 

Турция сегодня переживает большое горе. Поддержка, оказанная стране на фоне последствий разрушительных февральских землетрясений, важна и неоценима. 

Узбекистан как стратегический партнер, братская страна и член ОТГ не остался в стороне и проявил солидарность с Турцией. Наша страна внесла свой вклад в преодоление последствий катастрофы, произошедших в юго-восточных провинциях Турции.

В зоне катастрофы отработали наши поисково-спасательные и мобильные медицинские отряды, пострадавшим направлено несколько партий гуманитарной помощи. Узбекские спасатели, в числе100 человек, за две недели извлекли из-под обломков зданий 18 человек живыми и более 190 тел погибших.

Медицинский отряд Министерства обороны Узбекистана, состоявшийся из 71 человека, оказал посильную помощь в общей сложности 3860 гражданам, из которых 1795 мужчин, 1177 женщин, 888 детей.

В Ташкенте Торгово-промышленной палатой Узбекистана совместно с Фондом «Молодёжь – наше будущее» и при поддержке турецких компаний организованы пункты сбора критически необходимых товаров для пострадавших от землетрясений.

В общей сложности в Турцию отправлено 25 фур, заполненных товарами. Направлено 6 партий гуманитарного груза – медикаменты, одеяла, палатки и другие средства первой необходимости.

Наша страна готова и далее оказывать всесторонную помощь в преодолении последствий разрушительных землетрясений.

Сегодня же, в рамках Саммита Президент Узбекистана выдвинул важную инициативу по созданию Платформы системного сотрудничества в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий с внедрением конкретных механизмов реализации. В частности, Узбекистан считает необходимым скорейшую разработку в рамках Организации многостороннего соглашения, направленного на предотвращение природных стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, высказано предложение по необходимости существенной активизации партнерских связей между нашими министерствами, ведомствами по чрезвычайным ситуациям и подготовке совместной программы действий по самым приоритетным направлениям.

Также, выдвинута инициатива по внедрению механизмов тесного взаимодействия и поддержки в преодолении социальных и экономических проблем во время непредвиденных тяжелых испытаний. Речь идет о беспрепятственной доставке продовольствия и строительных материалов, запуске проектов кооперации, направленных на восстановление промышленности. Ташкент считает возможным привлечь в эти проекты и первые финансовые ресурсы официально учреждаемого сегодня Тюркского инвестиционного фонда.

Что касается перспектив развития ОТГ, то необходимо отметить, что у структуры громадный потенциал и его реализация будет зависеть от того как именно будет реализовываться, на какие конкретно механизмы и инструменты будут опираться тюркские государства для достижения обозначенных стратегических приоритетов, обозначенных в концепции «Тюркское видение-2040», принятой на Стамбульском саммите в 2021 году.

На фоне геополитических процессов, большие перспективы открываются для сотрудничества тюркских государств, в том числе, в энергетической сфере. Уже реализуются такие крупные энергетические проекты, как нефтяной провод Баку-Тбилиси-Джейхан и Трансанатолийский газопровод (TANAP).

Важно и сотрудничество в транспортно-логистической сфере, что повысит продуктивность «Серединного коридора».

Другой важной инициативой на пространстве ОТГ, является созданный на саммите в Самарканде Тюркский инвестиционный фонд.

В этой связи, как неоднократно указывал Президент Шавкат Мирзиёев, приоритетом наших государств должен стать поиск новых возможностей для активного развития и расширения торгово-экономического сотрудничества.

Конъюнктура, складывающаяся на мировых рынках, требует укрепления экономического фундамента Организации – увеличения взаимной торговли, углубления технологического партнерства, поддержка крупных инфраструктурных проектов, инвестиционных обменов в быстро растущих секторах и перспективных направлениях.

За 2022 год лидеры тюркских государств несколько раз провели встречи, были достигнуты ряд прорывных соглашений по экономическому и политическому взаимодействию. Ожидается ли, что данный формат будет увеличивать экономические, политические возможности и на каком-то этапе превратиться в интеграционный проект?

– Безусловно, встречи на высшем уровне играют важную роль в развитии Организации тюркских государств. Твердая политическая поддержка глав государств по продвижению развития всесторонних связей является важным аспектом, гарантирующим постоянное наполнение повестки новыми «прорывными» направлениями.

В этой связи хотелось бы отметить, что усилиями лидеров ОТГ за короткое время стала авторитетной организацией эффективного, открытого и многостороннего сотрудничества. Как уникальный в своем роде институт, Организация усиливает взаимодействие стран по различным направлениям и координирует в целом вопросы развития сотрудничества в тюркском мире. В настоящее время продолжается активная работа по углублению тюркской интеграции, формируется новая интеграционная повестка.

Главная цель ОТГ – укрепление доверия и многоплановых связей между братскими странами, развитие взаимодействия в торговле, экономике, энергетике, туризме, транспортной и культурно-гуманитарной сферах, координация усилий по обеспечению мира, безопасности в регионе.

За последние годы сотрудничество между странами ОТГ приобрело более прагматичный и содержательный характер. Если на первых этапах ключевое значение придавалось активизации культурно-гуманитарных связей, то к настоящему времени на передний план вышли вопросы укрепления торгово-экономических и инвестиционных связей, а также развития трансконтинентальных транзитных коридоров.

Участниками объединения создана солидная институциональная архитектура. Учреждены Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) и Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия, Парламентская ассамблея тюркоязычных государств (ТюркПА), деятельность которой направлена на развитие межпарламентского сотрудничества.

Вместе с тем, необходимо отметить, что тюркская интеграция – это не только возрождение культурно-гуманитарных связей между близкими родственными народами, но и перспективное направление внешнеэкономической и внешнеполитической активности для всех членов объединения.

Анализируя деятельность и стратегические планы развития ОТГ, можно выделить некоторые перспективные направления, по которым страны будут расширять и углублять взаимодействие.

Во-первых, интенсификация торгово-экономических связей.

В целях дальнейшей активизации экономического взаимодействия намечено следующее: широкое использование потенциала таких существующих и новых институтов в рамках ОТГ, как Тюркская торгово-промышленная палата и Тюркский инвестиционный фонд, открытие «Тюркских торговых домов» в разных городах стран ОТГ на принципах государственно-частного партнёрства для предоставления бизнес-сообществам возможности продвижения национальной продукции и поддержки их выхода на новые рынки.

Во-вторых, формирование межрегиональной разветвлённой транспортно-коммуникационной системы. В данном направлении предусмотрена разработка специальной программы по улучшению транспортного сообщения между тюркскими государствами для гармонизации региональной транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузоперевозками, выявлению факторов, замедляющих трансграничный поток товаров, формулированию основ взаимовыгодной тарифной политики на перевозки грузов.

В-третьих, укрепление взаимодействия в энергетической сфере. Рабочая группа OTГ по энергетике планирует изучение возможности сотрудничества тюркских стран в этой области посредством обмена опытом в области повышения энергоэффективности и передовых энерготехнологий, продвижения вопросов энергетической безопасности, диверсификации энергетических маршрутов и совершенствования внутрирегиональных энергетических связей.

В-четвёртых, консолидация усилий в области цифровизации и высоких технологий. Для развития инфраструктуры ИКТ, повышения качества системы электронного правительства и продвижения цифровизации на пространстве ОТГ предусмотрено создание различных перспективных механизмов сотрудничества.

В-пятых, улучшение координации мер в области обеспечения продовольственной безопасности. В свете наблюдаемых продовольственных кризисов и стремительного роста цен на продукты питания в мире страны ОТГ намерены наращивать сотрудничество в сельскохозяйственной, животноводческой сферах на основе взаимодополняемости и эффективной кооперации, создать «зелёные коридоры» продвижения продовольственных товаров, расширить обмен опытом и знаниями посредством проведения семинаров, агрофорумов и совместных научных исследований.

Сегодня тюркское сообщество утверждается в роли одного из локомотивов интеграционных процессов во всей Евразии. В последние годы наши страны, расположенные географически на достаточно широком и стратегически важном пространстве, создали качественно новую модель регионального взаимодействия. 

Подтверждением этому служит принятие лидерами стран ОТГ стратегических документов «Видение Тюркского мира-2040», «Стратегии Организации на 2022-2026 годы» и целого ряда решений по дальнейшему реформированию деятельности структуры с серьёзной интеграционной повесткой.

Мы знаем, что в рамках ОТГ сейчас предпринимается значимые усилия для того, чтобы транзитные возможности наших стран были расширены. Для этого принимаются новые законы, упрощаются таможенные процедуры. Какие меры принимает Узбекистан в этом направлении?

– Вы правы, ОТГ уделяет приоритетное значение вопросам формирования разветвлённой системы транспортно-логистических коридоров. Могу сказать, Узбекистан также выступает за развитие транспортной взаимосвязанности как важного фактора роста экономики республики и всего региона. Сегодня 6.4 % ВВП страны приходится на сферу транспортных услуг, 7.4 % от общих инвестиций и почти 30 % сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. К 2030 году в планах увеличить пропускную способность транзитного потенциала в 4.4 раза и довести показатель до 6 миллиардов тонн.

В разрезе Центральной Азии для Узбекистана ключевой задачей является восстановление стратегической роли государств региона в качестве транспортно-торгового моста между Востоком и Западом, Севером и Югом.

Мы не перестаём выносить на глобальную повестку вопрос развития разветвлённой и надёжно функционирующей сети международных транспортных артерий с выходом на морские и океанские порты. При этом основной упор предлагается делать на развитии межрегиональных мультимодальных коридоров, оцифровке таможенных, санитарных и других видов контроля.

Выдвигаемые инициативы нашего Президента на глобальных форумах имеют целью формирование новой архитектуры транспортных потоков Узбекистана и Центральной Азии, раскрытие логистического потенциала стран нашего региона, увеличение экспортных потоков в ближние и дальние государства. Хотел бы напомнить, что доведение объёмов экспорта Республики Узбекистан в 2026 году до 30 миллиардов долларов, является одной из целей Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

Одним из важных практических результатов инициатив Узбекистана считаем итоги инициируемой Ташкентом международной конференции высокого уровня «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» проведённой в 2018 году. Тогда центральноазиатские государства единогласно выразили заинтересованность в принятии региональной Программы развития транспортных коммуникаций. 

Государства Центральной Азии также начали двигаться в направлении последовательного сближения национальных законодательств с международными стандартами с целью облегчения международных грузовых перевозок, транзита и процедур пересечения границ.

Транспортное сотрудничество стран Центральной Азии активизируется также в рамках Шанхайской Организации. Узбекистан, в частности, выдвинул ряд инициатив, нацеленных на консолидацию усилий ШОС в транспортной сфере и получивших широкую поддержку. Среди таких документов можно выделить Концепцию взаимодействия железнодорожных администраций государств – членов ШОС, разработанной по инициативе главы нашего государства.

Записал Г.Хонназаров,

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
На саммите ОТГ традиционно обсуждались важные и актуальные вопросы

Как сообщалось, сегодня в Анкаре состоялся внеочередной саммит Организации тюркских государств. В то время, как мировая пресса сконцентрировала внимание на итогах этого престижного мероприятия, наш корреспондент обратился с несколькими вопросами касательно данного события к известному специалисту - заместителю директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Бобуру Усманову.

– Как вы оцениваете саммит ОТГ в Анкаре? Какие перспективы откроет данное мероприятие для тюркских государств?

– Сегодняшний Внеочередной саммит глав государств Организации тюркских государств (ОТГ) посвящен теме «Управление чрезвычайными ситуациями и гуманитарная помощь».

Примечательно, что впервые главы тюркских стран собрались на площадке высшего уровня для обсуждения вопросов, связанных с развитием сотрудничества в борьбе со стихийными бедствиями и их последствиями.

В мероприятии, проведенном в знак солидарности с Турцией в связи с пережитыми сильными землетрясениями в юго-восточных регионах, лидеры стран проработали механизмы многостороннего сотрудничества и координации в рамках ОТГ в борьбе с чрезвычайными ситуациями. Это важно, чтобы не допустимость повторения подобных бедствий в других странах, быть готовыми к действиям в таких ситуациях.

Как известно, государства-члены и наблюдатели ОТГ проявили большую солидарность и протянули руку помощи Турции в этот трудный период, отправили поисково-спасательные отряды и гуманитарную помощь. Наши страны всецело разделяют принцип, что сила тюркских государств – в их единстве. Землетрясение в Турции побудило их к установлению более тесных связей и саммит в Анкаре ярко высветил данную тенденцию. 

Турция сегодня переживает большое горе. Поддержка, оказанная стране на фоне последствий разрушительных февральских землетрясений, важна и неоценима. 

Узбекистан как стратегический партнер, братская страна и член ОТГ не остался в стороне и проявил солидарность с Турцией. Наша страна внесла свой вклад в преодоление последствий катастрофы, произошедших в юго-восточных провинциях Турции.

В зоне катастрофы отработали наши поисково-спасательные и мобильные медицинские отряды, пострадавшим направлено несколько партий гуманитарной помощи. Узбекские спасатели, в числе100 человек, за две недели извлекли из-под обломков зданий 18 человек живыми и более 190 тел погибших.

Медицинский отряд Министерства обороны Узбекистана, состоявшийся из 71 человека, оказал посильную помощь в общей сложности 3860 гражданам, из которых 1795 мужчин, 1177 женщин, 888 детей.

В Ташкенте Торгово-промышленной палатой Узбекистана совместно с Фондом «Молодёжь – наше будущее» и при поддержке турецких компаний организованы пункты сбора критически необходимых товаров для пострадавших от землетрясений.

В общей сложности в Турцию отправлено 25 фур, заполненных товарами. Направлено 6 партий гуманитарного груза – медикаменты, одеяла, палатки и другие средства первой необходимости.

Наша страна готова и далее оказывать всесторонную помощь в преодолении последствий разрушительных землетрясений.

Сегодня же, в рамках Саммита Президент Узбекистана выдвинул важную инициативу по созданию Платформы системного сотрудничества в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий с внедрением конкретных механизмов реализации. В частности, Узбекистан считает необходимым скорейшую разработку в рамках Организации многостороннего соглашения, направленного на предотвращение природных стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, высказано предложение по необходимости существенной активизации партнерских связей между нашими министерствами, ведомствами по чрезвычайным ситуациям и подготовке совместной программы действий по самым приоритетным направлениям.

Также, выдвинута инициатива по внедрению механизмов тесного взаимодействия и поддержки в преодолении социальных и экономических проблем во время непредвиденных тяжелых испытаний. Речь идет о беспрепятственной доставке продовольствия и строительных материалов, запуске проектов кооперации, направленных на восстановление промышленности. Ташкент считает возможным привлечь в эти проекты и первые финансовые ресурсы официально учреждаемого сегодня Тюркского инвестиционного фонда.

Что касается перспектив развития ОТГ, то необходимо отметить, что у структуры громадный потенциал и его реализация будет зависеть от того как именно будет реализовываться, на какие конкретно механизмы и инструменты будут опираться тюркские государства для достижения обозначенных стратегических приоритетов, обозначенных в концепции «Тюркское видение-2040», принятой на Стамбульском саммите в 2021 году.

На фоне геополитических процессов, большие перспективы открываются для сотрудничества тюркских государств, в том числе, в энергетической сфере. Уже реализуются такие крупные энергетические проекты, как нефтяной провод Баку-Тбилиси-Джейхан и Трансанатолийский газопровод (TANAP).

Важно и сотрудничество в транспортно-логистической сфере, что повысит продуктивность «Серединного коридора».

Другой важной инициативой на пространстве ОТГ, является созданный на саммите в Самарканде Тюркский инвестиционный фонд.

В этой связи, как неоднократно указывал Президент Шавкат Мирзиёев, приоритетом наших государств должен стать поиск новых возможностей для активного развития и расширения торгово-экономического сотрудничества.

Конъюнктура, складывающаяся на мировых рынках, требует укрепления экономического фундамента Организации – увеличения взаимной торговли, углубления технологического партнерства, поддержка крупных инфраструктурных проектов, инвестиционных обменов в быстро растущих секторах и перспективных направлениях.

За 2022 год лидеры тюркских государств несколько раз провели встречи, были достигнуты ряд прорывных соглашений по экономическому и политическому взаимодействию. Ожидается ли, что данный формат будет увеличивать экономические, политические возможности и на каком-то этапе превратиться в интеграционный проект?

– Безусловно, встречи на высшем уровне играют важную роль в развитии Организации тюркских государств. Твердая политическая поддержка глав государств по продвижению развития всесторонних связей является важным аспектом, гарантирующим постоянное наполнение повестки новыми «прорывными» направлениями.

В этой связи хотелось бы отметить, что усилиями лидеров ОТГ за короткое время стала авторитетной организацией эффективного, открытого и многостороннего сотрудничества. Как уникальный в своем роде институт, Организация усиливает взаимодействие стран по различным направлениям и координирует в целом вопросы развития сотрудничества в тюркском мире. В настоящее время продолжается активная работа по углублению тюркской интеграции, формируется новая интеграционная повестка.

Главная цель ОТГ – укрепление доверия и многоплановых связей между братскими странами, развитие взаимодействия в торговле, экономике, энергетике, туризме, транспортной и культурно-гуманитарной сферах, координация усилий по обеспечению мира, безопасности в регионе.

За последние годы сотрудничество между странами ОТГ приобрело более прагматичный и содержательный характер. Если на первых этапах ключевое значение придавалось активизации культурно-гуманитарных связей, то к настоящему времени на передний план вышли вопросы укрепления торгово-экономических и инвестиционных связей, а также развития трансконтинентальных транзитных коридоров.

Участниками объединения создана солидная институциональная архитектура. Учреждены Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) и Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия, Парламентская ассамблея тюркоязычных государств (ТюркПА), деятельность которой направлена на развитие межпарламентского сотрудничества.

Вместе с тем, необходимо отметить, что тюркская интеграция – это не только возрождение культурно-гуманитарных связей между близкими родственными народами, но и перспективное направление внешнеэкономической и внешнеполитической активности для всех членов объединения.

Анализируя деятельность и стратегические планы развития ОТГ, можно выделить некоторые перспективные направления, по которым страны будут расширять и углублять взаимодействие.

Во-первых, интенсификация торгово-экономических связей.

В целях дальнейшей активизации экономического взаимодействия намечено следующее: широкое использование потенциала таких существующих и новых институтов в рамках ОТГ, как Тюркская торгово-промышленная палата и Тюркский инвестиционный фонд, открытие «Тюркских торговых домов» в разных городах стран ОТГ на принципах государственно-частного партнёрства для предоставления бизнес-сообществам возможности продвижения национальной продукции и поддержки их выхода на новые рынки.

Во-вторых, формирование межрегиональной разветвлённой транспортно-коммуникационной системы. В данном направлении предусмотрена разработка специальной программы по улучшению транспортного сообщения между тюркскими государствами для гармонизации региональной транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузоперевозками, выявлению факторов, замедляющих трансграничный поток товаров, формулированию основ взаимовыгодной тарифной политики на перевозки грузов.

В-третьих, укрепление взаимодействия в энергетической сфере. Рабочая группа OTГ по энергетике планирует изучение возможности сотрудничества тюркских стран в этой области посредством обмена опытом в области повышения энергоэффективности и передовых энерготехнологий, продвижения вопросов энергетической безопасности, диверсификации энергетических маршрутов и совершенствования внутрирегиональных энергетических связей.

В-четвёртых, консолидация усилий в области цифровизации и высоких технологий. Для развития инфраструктуры ИКТ, повышения качества системы электронного правительства и продвижения цифровизации на пространстве ОТГ предусмотрено создание различных перспективных механизмов сотрудничества.

В-пятых, улучшение координации мер в области обеспечения продовольственной безопасности. В свете наблюдаемых продовольственных кризисов и стремительного роста цен на продукты питания в мире страны ОТГ намерены наращивать сотрудничество в сельскохозяйственной, животноводческой сферах на основе взаимодополняемости и эффективной кооперации, создать «зелёные коридоры» продвижения продовольственных товаров, расширить обмен опытом и знаниями посредством проведения семинаров, агрофорумов и совместных научных исследований.

Сегодня тюркское сообщество утверждается в роли одного из локомотивов интеграционных процессов во всей Евразии. В последние годы наши страны, расположенные географически на достаточно широком и стратегически важном пространстве, создали качественно новую модель регионального взаимодействия. 

Подтверждением этому служит принятие лидерами стран ОТГ стратегических документов «Видение Тюркского мира-2040», «Стратегии Организации на 2022-2026 годы» и целого ряда решений по дальнейшему реформированию деятельности структуры с серьёзной интеграционной повесткой.

Мы знаем, что в рамках ОТГ сейчас предпринимается значимые усилия для того, чтобы транзитные возможности наших стран были расширены. Для этого принимаются новые законы, упрощаются таможенные процедуры. Какие меры принимает Узбекистан в этом направлении?

– Вы правы, ОТГ уделяет приоритетное значение вопросам формирования разветвлённой системы транспортно-логистических коридоров. Могу сказать, Узбекистан также выступает за развитие транспортной взаимосвязанности как важного фактора роста экономики республики и всего региона. Сегодня 6.4 % ВВП страны приходится на сферу транспортных услуг, 7.4 % от общих инвестиций и почти 30 % сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. К 2030 году в планах увеличить пропускную способность транзитного потенциала в 4.4 раза и довести показатель до 6 миллиардов тонн.

В разрезе Центральной Азии для Узбекистана ключевой задачей является восстановление стратегической роли государств региона в качестве транспортно-торгового моста между Востоком и Западом, Севером и Югом.

Мы не перестаём выносить на глобальную повестку вопрос развития разветвлённой и надёжно функционирующей сети международных транспортных артерий с выходом на морские и океанские порты. При этом основной упор предлагается делать на развитии межрегиональных мультимодальных коридоров, оцифровке таможенных, санитарных и других видов контроля.

Выдвигаемые инициативы нашего Президента на глобальных форумах имеют целью формирование новой архитектуры транспортных потоков Узбекистана и Центральной Азии, раскрытие логистического потенциала стран нашего региона, увеличение экспортных потоков в ближние и дальние государства. Хотел бы напомнить, что доведение объёмов экспорта Республики Узбекистан в 2026 году до 30 миллиардов долларов, является одной из целей Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

Одним из важных практических результатов инициатив Узбекистана считаем итоги инициируемой Ташкентом международной конференции высокого уровня «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» проведённой в 2018 году. Тогда центральноазиатские государства единогласно выразили заинтересованность в принятии региональной Программы развития транспортных коммуникаций. 

Государства Центральной Азии также начали двигаться в направлении последовательного сближения национальных законодательств с международными стандартами с целью облегчения международных грузовых перевозок, транзита и процедур пересечения границ.

Транспортное сотрудничество стран Центральной Азии активизируется также в рамках Шанхайской Организации. Узбекистан, в частности, выдвинул ряд инициатив, нацеленных на консолидацию усилий ШОС в транспортной сфере и получивших широкую поддержку. Среди таких документов можно выделить Концепцию взаимодействия железнодорожных администраций государств – членов ШОС, разработанной по инициативе главы нашего государства.

Записал Г.Хонназаров,

УзА