В ближайшие дни в Самарканде пройдет заседание Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).

Закономерный интерес вызывают вопросы о том, что из себя представляет этот орган, каковы его основные функции, какие результаты достигнуты.

Межпарламентская Ассамблея является межгосударственным органом, состоит из парламентских делегаций государств-участников, которые назначаются или избираются национальными парламентами. Члены МПА СНГ: парламенты АзербайджанаАрменииБеларусиКазахстанаКыргызстанаМолдавииТаджикистанаРоссииУкраины и Узбекистана

Рабочим органом МПА СНГ является Совет Межпарламентской Ассамблеи, который на постоянной основе осуществляет организацию деятельности МПА. Он собирается дважды в год. Кроме парламентских делегаций в заседаниях участвуют представители уставных и других органов Содружества, наблюдателей и партнеров – международных организаций, а также эксперты.

Появившись практически одновременно с СНГ, Межпарламентская Ассамблея с первых дней стала главной площадкой для взаимодействия парламентариев в новых политических и экономических условиях. Странам, получившим независимость, предстояло провести кардинальные изменения правовых систем,   благодаря совместной работе в рамках МПА СНГ это удалось реализовать, обеспечив гармонизацию законодательства государств Содружества.

Сближение правовых систем государств – участников СНГ и создание условий для всесторонней интеграции в рамках Содружества на основе принимаемых модельных законодательных актов и рекомендаций остается одной из ключевых задач Межпарламентской Ассамблеи.

К другим важным направлениям работы МПА относятся формирование правовых основ общего экономического пространства СНГ, наблюдение за выборами и референдумами, миротворческая деятельность, международное сотрудничество, изучение и популяризация истории парламентаризма.

В целях сближения законодательства государств Содружества из состава парламентских делегаций образованы 10 постоянных комиссий – одним из главных направлений их деятельности является разработка проектов модельных законодательных актов. После принятия Межпарламентской Ассамблеей модельные законы, которые носят рекомендательный характер и служат ориентиром в развитии и сближении законодательства стран Содружества, предлагаются национальным парламентам для использования в законотворческом процессе.

МПА приняла почти  600 модельных законов и других документов. Многие из них стали действующими межгосударственными документами СНГ, в том числе: Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, Положение о флаге Содружества Независимых Государств, Положение об эмблеме Содружества Независимых Государств, Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ, Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом и Соглашение о взаимодействии государств-участников Содружества Независимых Государств по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране.

Отдельные документы, принятые МПА, составили основу международных договоров, к которым следует отнести Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей, Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств, Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании.

Востребованность документов МПА в правовых системах стран Содружества подтверждается тем,  что нормы модельных законов имплементируются в законодательство государств-участников СНГ.

Особое внимание в работе МПА СНГ уделяется разработке правовых основ общего экономического пространства – модельного законодательства, к которому относятся модельные законы, рекомендации, другие документы. Так, модельное законотворчество МПА СНГ в экономической сфере посвящено формированию правовых основ рыночной экономики, общего экономического пространства СНГ и, в частности, правовому обеспечению создания зоны свободной торговли стран СНГ и Таможенного союза, согласованному регулированию отношений гражданского и экономического оборота, бюджетной и фискальной политики.

Защита основных прав и свобод человека является главным приоритетом в деятельности МПА СНГ. В этой области МПА разрабатывает общие подходы к решению проблем социальной политики и обеспечению основных прав и свобод человека, ее деятельность ориентирована на развитие гуманитарного и культурного сотрудничества.

Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также целого ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на:

защиту детства, материнства, социальную защиту населения, стимулирование занятости, регулирование миграционных процессов, совершенствование модельной законодательной базы в сфере охраны здоровья, соблюдения санитарии и гигиены; 

развитие медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования, использования и экспертизы лекарственных средств и медицинских технологий; 

организацию медицинского страхования, экологической безопасности и благоприятной окружающей среды; 

формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, туризма, функционирование лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Важнейшим направлением деятельности МПА СНГ стала имплементация норм международного гуманитарного права в национальном законодательстве государств-участников СНГ совместно с Международным комитетом Красного Креста и Международной федерацией обществ Красного Креста и Полумесяца. Кроме того, МПА СНГ способствует стимулированию всеобщего охвата населения услугами здравоохранения совместно с Всемирной организацией здравоохранения и созданию условий для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды, разрабатывает согласованную законодательную базу для борьбы в рамках Содружества с преступностью и коррупцией.

В современной повестке дня МПА СНГ особое место занимает вопрос о борьбе с новыми вызовами и угрозами безопасности. Принимаемые решения и действия МПА СНГ имеют цель укрепить международную безопасность.

Согласованные законодательные подходы стран СНГ обеспечивают условия для наращивания коллективных усилий по борьбе с терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, трансграничной преступностью, коррупцией.

Нормы подавляющей части модельных законодательных актов в сфере обороны и безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам законодатели стран Содружества с минимальными модификациями использовали при подготовке национальных законов.

Межпарламентской ассамблеей разрабатываются и принимаются документы, направленные на правовое обеспечение пограничной и информационной безопасности, предотвращение торговли людьми и незаконной миграции. Она активно внедряет новые формы международного сотрудничества по укреплению безопасности и противодействию вызовам и угрозам. В 2004 году по инициативе Совета МПА СНГ сформирована Объединенная комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства государств Содружества в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом. Комиссия стала одной из эффективных форм системного и тесного межотраслевого взаимодействия органов СНГ, специализированных структур ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Деятельность комиссии способствовала созданию внутренне согласованной комплексной законодательной базы Содружества, направленной на противодействие терроризму и экстремизму, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, незаконному обороту наркотиков, коррупции, торговле людьми, а также на обеспечение пограничной безопасности, соответствующей всем международным стандартам. Подавляющее большинство разработанных при ее участии   документов направлено на реализацию международных договоров, заключенных в рамках Содружества.

Особым направлением деятельности МПА СНГ можно признать мониторинг развития демократии и соблюдения избирательных прав, который осуществляется путем наблюдения за выборами и референдумами. Члены парламентов государств-участников СНГ в статусе международных наблюдателей проводят мониторинг электоральных процессов в странах Содружества и других государствах. Наблюдатели и эксперты анализируют избирательное законодательство, отмечают достижения и недочеты в организации электоральной работы.

Деятельность по наблюдению за выборами координрует Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников  МПА СНГ. Наблюдатели от МПА СНГ провели мониторинг почти 130 избирательных кампаний и референдумов как на пространстве Содружества, так и за его пределами. Опыт наблюдения за выборами   предопределил подготовку и принятие Межпарламентской Ассамблеей Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, в которой сформулированы единые критерии демократических выборов. 

Важно отметить и научно-представительскую функцию МПА СНГ. Существенный  вклад в укрепление многопланового взаимодействия государств-участников внесли проведенные за 20 лет деятельности МПА СНГ 362 международных научно-представительских мероприятия, в которых приняли участие более семи тысяч государственных, общественных и политических деятелей, ведущих ученых и специалистов.

К числу важных мероприятий можно отнести:

девять Петербургских международных экономических форумов, в ходе которых шло становление этого признанного в мире международного экономического саммита;

два международных конгресса: «Развитие телекоммуникаций и построение информационного общества в странах СНГ» и «Доверие и безопасность в информационном обществе»;

проводимые с 2002 года парламентские конференции по вопросам общеевропейского сотрудничества, а также по вопросам межкультурного и межрелигиозного диалога, глобализации миграционных процессов, энергетики и экологической безопасности в условиях глобального экономического кризиса и будущему европейской безопасности.

Существенную роль МПА СНГ играет в укреплении международного сотрудничества. Межпарламентская Ассамблея явилась инициатором ряда крупнейших гуманитарных акций, посвященных выдающимся деятелям культуры, знаменательным историческим событиям, например, 1100-летию образования государства Саманидов. МПА СНГ заключила соглашения о сотрудничестве с рядом ведущих международных организацийв том числе Организацией Объединенных Наций,   большинством межпарламентских объединений, среди которых Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Узбекистан широко представлен в структуре МПА СНГ и принимает активное участие в ее деятельности. Парламентскую делегацию Узбекистана возглавляют Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Т. Нарбаева и Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Н. Исмоилов. В состав делегации входят четыре председателя комитетов Сената и пять председателей комитетов Законодательной палаты, два заместителя председателя комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Парламентарии Узбекистана широко представлены и в структурах МПА СНГ. Так, председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования, культуры и спорта Э. Захидов является председателем Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту; председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по международным делам и межпарламентским связям Д. Файзиева является членом Постоянной комиссии по социальной политике и правам человека; председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по бюджету и экономическим реформам Ш. Назаров – членом Постоянной комиссии по экономике и финансам; председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий И. Абдуллаев - членом Постоянной комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления.

За последние годы парламент Узбекистана стал активно участвовать в модельном законотворчестве. Впервые в парламентской практике наша страна инициировала разработку проекта модельного Закона «Об органическом сельском хозяйстве». Только за последние годы было внесено с активным участием научных сотрудников Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе более 300 предложений к более чем 100 проектам модельных законов, большинство из которых  учтены при доработке этих законопроектов. Так, например,  полностью учтены предложения к проектам модельных законов «О международном наблюдении за выборами и референдумами», «О пчеловодстве», «О научной и научно-технической экспертизе», «Об административных процедурах», «О приватизации государственного и муниципального (коммунального) имущества».

За заслуги в деле развития и укрепления парламентаризма, за вклад в развитие и совершенствование правовых основ функционирования Содружества Независимых Государств, укрепление международных связей и межпарламентского сотрудничества группы депутатов и сенаторов, а также сотрудники Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе были награждены медалями и памятными знаками «30 лет МПА СНГ».

Выступая на торжественном мероприятии, посвященном этому событию, Председатель Сената Танзила Нарбаева отметила, что «Межпарламентская Ассамблея государств-членов Содружества Независимых Государств на протяжении последних 30 лет служит площадкой для совместного обсуждения и принятия решений по актуальным вопросам укрепления сотрудничества между государствами Содружества, Межпарламентская Ассамблея вносит достойный вклад в развитие демократических процессов и парламентаризма, а также институтов гражданского общества на территории СНГ». 

Полностью поддерживая это мнение, хочется добавить, что МПА СНГ, особенно в последние годы,  стала эффективной и конструктивной площадкой парламентской дипломатии, межпарламентского сотрудничества, в том числе и для парламентариев Узбекистана.

                                                                                  Фозилжон Отахонов, 

директор Института проблем законодательства 

и парламентских исследований при 

Олий Мажлисе Республики Узбекистан, 

доктор юридических наук, профессор.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Межпарламентская Ассамблея на пути дальнейшего развития сотрудничества

В ближайшие дни в Самарканде пройдет заседание Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).

Закономерный интерес вызывают вопросы о том, что из себя представляет этот орган, каковы его основные функции, какие результаты достигнуты.

Межпарламентская Ассамблея является межгосударственным органом, состоит из парламентских делегаций государств-участников, которые назначаются или избираются национальными парламентами. Члены МПА СНГ: парламенты АзербайджанаАрменииБеларусиКазахстанаКыргызстанаМолдавииТаджикистанаРоссииУкраины и Узбекистана

Рабочим органом МПА СНГ является Совет Межпарламентской Ассамблеи, который на постоянной основе осуществляет организацию деятельности МПА. Он собирается дважды в год. Кроме парламентских делегаций в заседаниях участвуют представители уставных и других органов Содружества, наблюдателей и партнеров – международных организаций, а также эксперты.

Появившись практически одновременно с СНГ, Межпарламентская Ассамблея с первых дней стала главной площадкой для взаимодействия парламентариев в новых политических и экономических условиях. Странам, получившим независимость, предстояло провести кардинальные изменения правовых систем,   благодаря совместной работе в рамках МПА СНГ это удалось реализовать, обеспечив гармонизацию законодательства государств Содружества.

Сближение правовых систем государств – участников СНГ и создание условий для всесторонней интеграции в рамках Содружества на основе принимаемых модельных законодательных актов и рекомендаций остается одной из ключевых задач Межпарламентской Ассамблеи.

К другим важным направлениям работы МПА относятся формирование правовых основ общего экономического пространства СНГ, наблюдение за выборами и референдумами, миротворческая деятельность, международное сотрудничество, изучение и популяризация истории парламентаризма.

В целях сближения законодательства государств Содружества из состава парламентских делегаций образованы 10 постоянных комиссий – одним из главных направлений их деятельности является разработка проектов модельных законодательных актов. После принятия Межпарламентской Ассамблеей модельные законы, которые носят рекомендательный характер и служат ориентиром в развитии и сближении законодательства стран Содружества, предлагаются национальным парламентам для использования в законотворческом процессе.

МПА приняла почти  600 модельных законов и других документов. Многие из них стали действующими межгосударственными документами СНГ, в том числе: Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, Положение о флаге Содружества Независимых Государств, Положение об эмблеме Содружества Независимых Государств, Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ, Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом и Соглашение о взаимодействии государств-участников Содружества Независимых Государств по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране.

Отдельные документы, принятые МПА, составили основу международных договоров, к которым следует отнести Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей, Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств, Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании.

Востребованность документов МПА в правовых системах стран Содружества подтверждается тем,  что нормы модельных законов имплементируются в законодательство государств-участников СНГ.

Особое внимание в работе МПА СНГ уделяется разработке правовых основ общего экономического пространства – модельного законодательства, к которому относятся модельные законы, рекомендации, другие документы. Так, модельное законотворчество МПА СНГ в экономической сфере посвящено формированию правовых основ рыночной экономики, общего экономического пространства СНГ и, в частности, правовому обеспечению создания зоны свободной торговли стран СНГ и Таможенного союза, согласованному регулированию отношений гражданского и экономического оборота, бюджетной и фискальной политики.

Защита основных прав и свобод человека является главным приоритетом в деятельности МПА СНГ. В этой области МПА разрабатывает общие подходы к решению проблем социальной политики и обеспечению основных прав и свобод человека, ее деятельность ориентирована на развитие гуманитарного и культурного сотрудничества.

Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также целого ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на:

защиту детства, материнства, социальную защиту населения, стимулирование занятости, регулирование миграционных процессов, совершенствование модельной законодательной базы в сфере охраны здоровья, соблюдения санитарии и гигиены; 

развитие медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования, использования и экспертизы лекарственных средств и медицинских технологий; 

организацию медицинского страхования, экологической безопасности и благоприятной окружающей среды; 

формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, туризма, функционирование лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Важнейшим направлением деятельности МПА СНГ стала имплементация норм международного гуманитарного права в национальном законодательстве государств-участников СНГ совместно с Международным комитетом Красного Креста и Международной федерацией обществ Красного Креста и Полумесяца. Кроме того, МПА СНГ способствует стимулированию всеобщего охвата населения услугами здравоохранения совместно с Всемирной организацией здравоохранения и созданию условий для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды, разрабатывает согласованную законодательную базу для борьбы в рамках Содружества с преступностью и коррупцией.

В современной повестке дня МПА СНГ особое место занимает вопрос о борьбе с новыми вызовами и угрозами безопасности. Принимаемые решения и действия МПА СНГ имеют цель укрепить международную безопасность.

Согласованные законодательные подходы стран СНГ обеспечивают условия для наращивания коллективных усилий по борьбе с терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, трансграничной преступностью, коррупцией.

Нормы подавляющей части модельных законодательных актов в сфере обороны и безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам законодатели стран Содружества с минимальными модификациями использовали при подготовке национальных законов.

Межпарламентской ассамблеей разрабатываются и принимаются документы, направленные на правовое обеспечение пограничной и информационной безопасности, предотвращение торговли людьми и незаконной миграции. Она активно внедряет новые формы международного сотрудничества по укреплению безопасности и противодействию вызовам и угрозам. В 2004 году по инициативе Совета МПА СНГ сформирована Объединенная комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства государств Содружества в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом. Комиссия стала одной из эффективных форм системного и тесного межотраслевого взаимодействия органов СНГ, специализированных структур ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Деятельность комиссии способствовала созданию внутренне согласованной комплексной законодательной базы Содружества, направленной на противодействие терроризму и экстремизму, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, незаконному обороту наркотиков, коррупции, торговле людьми, а также на обеспечение пограничной безопасности, соответствующей всем международным стандартам. Подавляющее большинство разработанных при ее участии   документов направлено на реализацию международных договоров, заключенных в рамках Содружества.

Особым направлением деятельности МПА СНГ можно признать мониторинг развития демократии и соблюдения избирательных прав, который осуществляется путем наблюдения за выборами и референдумами. Члены парламентов государств-участников СНГ в статусе международных наблюдателей проводят мониторинг электоральных процессов в странах Содружества и других государствах. Наблюдатели и эксперты анализируют избирательное законодательство, отмечают достижения и недочеты в организации электоральной работы.

Деятельность по наблюдению за выборами координрует Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников  МПА СНГ. Наблюдатели от МПА СНГ провели мониторинг почти 130 избирательных кампаний и референдумов как на пространстве Содружества, так и за его пределами. Опыт наблюдения за выборами   предопределил подготовку и принятие Межпарламентской Ассамблеей Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, в которой сформулированы единые критерии демократических выборов. 

Важно отметить и научно-представительскую функцию МПА СНГ. Существенный  вклад в укрепление многопланового взаимодействия государств-участников внесли проведенные за 20 лет деятельности МПА СНГ 362 международных научно-представительских мероприятия, в которых приняли участие более семи тысяч государственных, общественных и политических деятелей, ведущих ученых и специалистов.

К числу важных мероприятий можно отнести:

девять Петербургских международных экономических форумов, в ходе которых шло становление этого признанного в мире международного экономического саммита;

два международных конгресса: «Развитие телекоммуникаций и построение информационного общества в странах СНГ» и «Доверие и безопасность в информационном обществе»;

проводимые с 2002 года парламентские конференции по вопросам общеевропейского сотрудничества, а также по вопросам межкультурного и межрелигиозного диалога, глобализации миграционных процессов, энергетики и экологической безопасности в условиях глобального экономического кризиса и будущему европейской безопасности.

Существенную роль МПА СНГ играет в укреплении международного сотрудничества. Межпарламентская Ассамблея явилась инициатором ряда крупнейших гуманитарных акций, посвященных выдающимся деятелям культуры, знаменательным историческим событиям, например, 1100-летию образования государства Саманидов. МПА СНГ заключила соглашения о сотрудничестве с рядом ведущих международных организацийв том числе Организацией Объединенных Наций,   большинством межпарламентских объединений, среди которых Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Узбекистан широко представлен в структуре МПА СНГ и принимает активное участие в ее деятельности. Парламентскую делегацию Узбекистана возглавляют Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Т. Нарбаева и Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Н. Исмоилов. В состав делегации входят четыре председателя комитетов Сената и пять председателей комитетов Законодательной палаты, два заместителя председателя комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Парламентарии Узбекистана широко представлены и в структурах МПА СНГ. Так, председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования, культуры и спорта Э. Захидов является председателем Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту; председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по международным делам и межпарламентским связям Д. Файзиева является членом Постоянной комиссии по социальной политике и правам человека; председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по бюджету и экономическим реформам Ш. Назаров – членом Постоянной комиссии по экономике и финансам; председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий И. Абдуллаев - членом Постоянной комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления.

За последние годы парламент Узбекистана стал активно участвовать в модельном законотворчестве. Впервые в парламентской практике наша страна инициировала разработку проекта модельного Закона «Об органическом сельском хозяйстве». Только за последние годы было внесено с активным участием научных сотрудников Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе более 300 предложений к более чем 100 проектам модельных законов, большинство из которых  учтены при доработке этих законопроектов. Так, например,  полностью учтены предложения к проектам модельных законов «О международном наблюдении за выборами и референдумами», «О пчеловодстве», «О научной и научно-технической экспертизе», «Об административных процедурах», «О приватизации государственного и муниципального (коммунального) имущества».

За заслуги в деле развития и укрепления парламентаризма, за вклад в развитие и совершенствование правовых основ функционирования Содружества Независимых Государств, укрепление международных связей и межпарламентского сотрудничества группы депутатов и сенаторов, а также сотрудники Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе были награждены медалями и памятными знаками «30 лет МПА СНГ».

Выступая на торжественном мероприятии, посвященном этому событию, Председатель Сената Танзила Нарбаева отметила, что «Межпарламентская Ассамблея государств-членов Содружества Независимых Государств на протяжении последних 30 лет служит площадкой для совместного обсуждения и принятия решений по актуальным вопросам укрепления сотрудничества между государствами Содружества, Межпарламентская Ассамблея вносит достойный вклад в развитие демократических процессов и парламентаризма, а также институтов гражданского общества на территории СНГ». 

Полностью поддерживая это мнение, хочется добавить, что МПА СНГ, особенно в последние годы,  стала эффективной и конструктивной площадкой парламентской дипломатии, межпарламентского сотрудничества, в том числе и для парламентариев Узбекистана.

                                                                                  Фозилжон Отахонов, 

директор Института проблем законодательства 

и парламентских исследований при 

Олий Мажлисе Республики Узбекистан, 

доктор юридических наук, профессор.