Коррупция представляет собой скрытую угрозу, которая наносит значительный вред обществу и государству, нарушая права граждан. Она становится главным препятствием для экономического роста и борьбы с бедностью, замедляя развитие страны.

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Эта дата служит напоминанием о том, что коррупция – не просто локальная проблема, а серьезный фактор, который усугубляет социальное неравенство, политическую нестабильность и способствует росту преступности.

Рассматривая проблему борьбы с коррупцией, важно обратить внимание на главный международный документ в этой области – Конвенцию ООН против коррупции, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. На сегодняшний день к ней присоединились 192 страны.

Принятие Конвенции против коррупции наглядно демонстрирует решимость мирового сообщества в борьбе с этим злом. 

Конвенция закрепляет ключевые принципы противодействия коррупции. Наиболее значимый из них – это предотвращение коррупции. Государство-участник обязано формировать в обществе устойчивый «иммунитет» к коррупции. Для этого необходимо тщательно отбирать кадры, контролировать государственные закупки и целевое использование бюджетных средств, предотвращать легализацию доходов от преступной деятельности, а также обеспечивать прозрачность работы государственных органов перед обществом.

Конвенция устанавливает принцип неотвратимости наказания. Это означает, что уголовному преследованию подлежат не только такие преступления, как взяточничество и хищение чужого имущества, но и деяния, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями, использованием служебного положения в личных интересах, незаконным обогащением и легализацией преступных доходов.

Конвенция также ставит перед собой важную задачу: не оставлять коррупционерам возможности укрываться в «безопасных местах». Сегодня между странами существует механизм экстрадиции и оказания правовой помощи, который позволяет бороться с этим явлением. 

Конвенция впервые в истории установила процедуру возвращения незаконно присвоенных активов. Это означает, что средства, полученные коррупционным путем и вывезенные за пределы страны, подлежат конфискации и возвращению законному владельцу – народу.

В Узбекистане в последние годы активно проводятся масштабные реформы, направленные на борьбу с коррупцией. Для этого предпринимаются меры по устранению бюрократических барьеров в государственном управлении и внедрению цифровых технологий в работу государственных органов. 

В частности, были отменены 120 видов документов и более 160 лицензий и разрешений, что существенно упростило бюрократические процедуры. Количество электронных государственных услуг возросло в 15 раз и достигло 721. Более 11 миллионов граждан уже воспользовались этими услугами, что значительно снизило уровень бытовой коррупции в стране.

Ранее ведомства вели разрозненную борьбу против коррупции. Создание в 2020 году Национального совета Республики Узбекистан по противодействию коррупции, призванного координировать деятельность Агентства по противодействию коррупции и работающих в этом направлении ведомств и организаций, отражает политическую волю нашей страны, которая демонстрирует свою нетерпимость к этому опасному явлению.

Принятие Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках» стало важным шагом в борьбе с коррупцией. На специальном информационном портале государственных закупок обеспечивается прозрачность цен на товары и услуги, осуществляется дистанционный мониторинг открытости государственных органов и организаций, а также утвержден административный регламент государственных услуг по включению поставщиков в Единый реестр поставщиков в сфере государственных закупок.

В 2024 году был принят Закон «О конфликте интересов», который заложил прочную правовую основу для решения этой проблемы. Закон определяет меры по предотвращению конфликта интересов в государственных органах и других организациях, регулирует связанные с этим отношения, требует раскрытия информации и выявления подобных ситуаций.

Результаты рейтинга международной организации по оценке уровня коррупции указывают на эффективность проводимых в нашей стране реформ в этом направлении.

Наряду с проделанной положительной работой существуют неиспользованные возможности и нерешенные вопросы, требующие внимания. 

Необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение принятого законодательства и реализацию принципа неотвратимости наказания в полном объеме.

Для достижения успеха в борьбе с коррупцией важно максимально использовать существующие правовые инструменты и усилить общественный контроль. 

Рустам Атовуллоев, 

главный юрисконсульт Национального центра

 Республики Узбекистан по правам человека

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Международные стандарты в области противодействия коррупции

Коррупция представляет собой скрытую угрозу, которая наносит значительный вред обществу и государству, нарушая права граждан. Она становится главным препятствием для экономического роста и борьбы с бедностью, замедляя развитие страны.

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Эта дата служит напоминанием о том, что коррупция – не просто локальная проблема, а серьезный фактор, который усугубляет социальное неравенство, политическую нестабильность и способствует росту преступности.

Рассматривая проблему борьбы с коррупцией, важно обратить внимание на главный международный документ в этой области – Конвенцию ООН против коррупции, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. На сегодняшний день к ней присоединились 192 страны.

Принятие Конвенции против коррупции наглядно демонстрирует решимость мирового сообщества в борьбе с этим злом. 

Конвенция закрепляет ключевые принципы противодействия коррупции. Наиболее значимый из них – это предотвращение коррупции. Государство-участник обязано формировать в обществе устойчивый «иммунитет» к коррупции. Для этого необходимо тщательно отбирать кадры, контролировать государственные закупки и целевое использование бюджетных средств, предотвращать легализацию доходов от преступной деятельности, а также обеспечивать прозрачность работы государственных органов перед обществом.

Конвенция устанавливает принцип неотвратимости наказания. Это означает, что уголовному преследованию подлежат не только такие преступления, как взяточничество и хищение чужого имущества, но и деяния, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями, использованием служебного положения в личных интересах, незаконным обогащением и легализацией преступных доходов.

Конвенция также ставит перед собой важную задачу: не оставлять коррупционерам возможности укрываться в «безопасных местах». Сегодня между странами существует механизм экстрадиции и оказания правовой помощи, который позволяет бороться с этим явлением. 

Конвенция впервые в истории установила процедуру возвращения незаконно присвоенных активов. Это означает, что средства, полученные коррупционным путем и вывезенные за пределы страны, подлежат конфискации и возвращению законному владельцу – народу.

В Узбекистане в последние годы активно проводятся масштабные реформы, направленные на борьбу с коррупцией. Для этого предпринимаются меры по устранению бюрократических барьеров в государственном управлении и внедрению цифровых технологий в работу государственных органов. 

В частности, были отменены 120 видов документов и более 160 лицензий и разрешений, что существенно упростило бюрократические процедуры. Количество электронных государственных услуг возросло в 15 раз и достигло 721. Более 11 миллионов граждан уже воспользовались этими услугами, что значительно снизило уровень бытовой коррупции в стране.

Ранее ведомства вели разрозненную борьбу против коррупции. Создание в 2020 году Национального совета Республики Узбекистан по противодействию коррупции, призванного координировать деятельность Агентства по противодействию коррупции и работающих в этом направлении ведомств и организаций, отражает политическую волю нашей страны, которая демонстрирует свою нетерпимость к этому опасному явлению.

Принятие Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках» стало важным шагом в борьбе с коррупцией. На специальном информационном портале государственных закупок обеспечивается прозрачность цен на товары и услуги, осуществляется дистанционный мониторинг открытости государственных органов и организаций, а также утвержден административный регламент государственных услуг по включению поставщиков в Единый реестр поставщиков в сфере государственных закупок.

В 2024 году был принят Закон «О конфликте интересов», который заложил прочную правовую основу для решения этой проблемы. Закон определяет меры по предотвращению конфликта интересов в государственных органах и других организациях, регулирует связанные с этим отношения, требует раскрытия информации и выявления подобных ситуаций.

Результаты рейтинга международной организации по оценке уровня коррупции указывают на эффективность проводимых в нашей стране реформ в этом направлении.

Наряду с проделанной положительной работой существуют неиспользованные возможности и нерешенные вопросы, требующие внимания. 

Необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение принятого законодательства и реализацию принципа неотвратимости наказания в полном объеме.

Для достижения успеха в борьбе с коррупцией важно максимально использовать существующие правовые инструменты и усилить общественный контроль. 

Рустам Атовуллоев, 

главный юрисконсульт Национального центра

 Республики Узбекистан по правам человека