На рынке встречается как качественная и оригинальная, так и некачественная, поддельная продукция. Не всегда удается отличить подделку от оригинала. В результате этого покупатель может потратить деньги на некачественный товар.


На рынке встречается как качественная и оригинальная, так и некачественная, поддельная продукция. Не всегда удается отличить подделку от оригинала. В результате этого покупатель может потратить деньги на некачественный товар.

А если к тому же некачественная продукция оказывает негативное воздействие на здоровье, то человек несет двойные потери. Масштаб вреда не ограничивается только нарушением интересов покупателя, это еще и серьезный вред, наносимый бизнесу и экономике страны.

Именно поэтому важна система маркировки продукции. В этой системе продукция идентифицируется, то есть кодируется. Код невозможно подделать, заменить или переработать. Он позволяет прослеживать продукцию с момента производства до реализации. На каждом этапе эти сведения автоматически передаются в специальную информационную систему.

С учетом важности данной системы в нашей стране в соответствии с постановлением Кабинета Министров "О мерах по поэтапному внедрению порядка маркировки товаров средствами идентификации и ее дальнейшей прослеживаемости" от 23 ноября 2019 года реализуется экспериментальный проект по обязательной маркировке продукции.

Первым шагом стала маркировка табачной и алкогольной продукции. В рамках эксперимента на сигаретные пачки лазерным лучом был нанесен код Data-Matrix. Для алкогольной продукции были разработаны маркированные этикетки различных размеров. На 5 участвующих в эксперименте предприятиях по выпуску алкогольной продукции установили компоненты информационной системы маркировки и наладили работу центра переработки информации. В настоящее время на этих предприятиях устанавливается специальное серверное оборудование. Для сотрудников предприятий организовываются тренинги для повышения знаний и навыков при использовании этого оборудования.

Задействован национальный каталог маркировки продукции средствами идентификации. К настоящему времени в него внесены данные о 8 видах продукции. Этот список будет постепенно расширяться. В частности, на следующем этапе предусмотрена маркировка лекарственных препаратов и медицинских изделий, воды и прохладительных напитков, бытовой техники и другого.

Еще одно важное новшество: до 1 декабря 2020 года будет внедрена Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости продукции “Asl belgi”. В этой связи Научно-информационным центром “Янги технологиялар” при Государственном налоговом комитете разрабатывается мобильное приложение “Asl belgi”. Посредством этого приложения будет создана возможность при помощи кода Data-Matrix получить подробные сведения о маркированной продукции в режиме реального времени.

Если маркированная продукция окажется поддельной, можно будет через мобильное приложение “Asl belgi” сообщить об этом в соответствующие государственные органы. Цель – обеспечение общественного контроля над продажей незаконно ввезенной продукции.

Улучшит ли маркировка продукции жизнь общества и приведет ли к решению каких-либо проблем? Прежде всего, потребитель будет защищен от приобретения незаконной, поддельной продукции и ее опасного воздействия на здоровье. Между производителями усилится здоровая конкуренция, они обезопасят свой бренд от недоверия, которое может возникнуть в обществе из-за подделки или низкого качества продукции. Будут созданы условия для изучения динамики спроса и предложения на рынке и качественного прогноза процесса производства.

Также важным является создание возможностей для полного учета производимой и импортируемой продукции. Это сократит черный рынок, сделает бизнес-процессы максимально прозрачными. В целом результаты будут выгодны для всех.

Жавохир ИСМОИЛОВ,
начальник отдела Научно-информационного центра 
“Янги технологиялар” при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Маркировка продукции – защита качества и подлинности

На рынке встречается как качественная и оригинальная, так и некачественная, поддельная продукция. Не всегда удается отличить подделку от оригинала. В результате этого покупатель может потратить деньги на некачественный товар.


На рынке встречается как качественная и оригинальная, так и некачественная, поддельная продукция. Не всегда удается отличить подделку от оригинала. В результате этого покупатель может потратить деньги на некачественный товар.

А если к тому же некачественная продукция оказывает негативное воздействие на здоровье, то человек несет двойные потери. Масштаб вреда не ограничивается только нарушением интересов покупателя, это еще и серьезный вред, наносимый бизнесу и экономике страны.

Именно поэтому важна система маркировки продукции. В этой системе продукция идентифицируется, то есть кодируется. Код невозможно подделать, заменить или переработать. Он позволяет прослеживать продукцию с момента производства до реализации. На каждом этапе эти сведения автоматически передаются в специальную информационную систему.

С учетом важности данной системы в нашей стране в соответствии с постановлением Кабинета Министров "О мерах по поэтапному внедрению порядка маркировки товаров средствами идентификации и ее дальнейшей прослеживаемости" от 23 ноября 2019 года реализуется экспериментальный проект по обязательной маркировке продукции.

Первым шагом стала маркировка табачной и алкогольной продукции. В рамках эксперимента на сигаретные пачки лазерным лучом был нанесен код Data-Matrix. Для алкогольной продукции были разработаны маркированные этикетки различных размеров. На 5 участвующих в эксперименте предприятиях по выпуску алкогольной продукции установили компоненты информационной системы маркировки и наладили работу центра переработки информации. В настоящее время на этих предприятиях устанавливается специальное серверное оборудование. Для сотрудников предприятий организовываются тренинги для повышения знаний и навыков при использовании этого оборудования.

Задействован национальный каталог маркировки продукции средствами идентификации. К настоящему времени в него внесены данные о 8 видах продукции. Этот список будет постепенно расширяться. В частности, на следующем этапе предусмотрена маркировка лекарственных препаратов и медицинских изделий, воды и прохладительных напитков, бытовой техники и другого.

Еще одно важное новшество: до 1 декабря 2020 года будет внедрена Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости продукции “Asl belgi”. В этой связи Научно-информационным центром “Янги технологиялар” при Государственном налоговом комитете разрабатывается мобильное приложение “Asl belgi”. Посредством этого приложения будет создана возможность при помощи кода Data-Matrix получить подробные сведения о маркированной продукции в режиме реального времени.

Если маркированная продукция окажется поддельной, можно будет через мобильное приложение “Asl belgi” сообщить об этом в соответствующие государственные органы. Цель – обеспечение общественного контроля над продажей незаконно ввезенной продукции.

Улучшит ли маркировка продукции жизнь общества и приведет ли к решению каких-либо проблем? Прежде всего, потребитель будет защищен от приобретения незаконной, поддельной продукции и ее опасного воздействия на здоровье. Между производителями усилится здоровая конкуренция, они обезопасят свой бренд от недоверия, которое может возникнуть в обществе из-за подделки или низкого качества продукции. Будут созданы условия для изучения динамики спроса и предложения на рынке и качественного прогноза процесса производства.

Также важным является создание возможностей для полного учета производимой и импортируемой продукции. Это сократит черный рынок, сделает бизнес-процессы максимально прозрачными. В целом результаты будут выгодны для всех.

Жавохир ИСМОИЛОВ,
начальник отдела Научно-информационного центра 
“Янги технологиялар” при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.