Мы продолжаем цикл материалов о необычных детских игрушках, получивших особую популярность.
Предыдущая статья была посвящена феномену «Тетриса». Успех одной из самых культовых компьютерных игр в истории и неудачи ее создателя наглядно демонстрируют, что способность создавать уникальные изобретения не гарантирует славу и богатство.
Практически одновременно с «Тетрисом» свою популярность завоевал самый известный в истории персонаж компьютерных игр – Марио. Впервые неунывающий итало-американский водопроводчик появился в игре для игрового автомата Donkey Kong 1981 года под именем Прыгун (Jumpman), и был он тогда еще не водопроводчиком, а плотником. За последние 42 года Марио успел побывать персонажем видеоигр самых разных жанров. На сегодняшний день продано более 210 миллионов единиц видеоигр Марио, что делает серию бестселлером серий игр всех времен.
Вселенная Марио
Компания Nintendo продолжает разрабатывать гонки, головоломки, RPG, файтинги и спортивные игры с участием Марио – невысокого итало-американского водопроводчика, который живет в Грибном королевстве. Он неоднократно останавливает злодея Боузера, который намеревается похитить принцессу Пич и подчинить себе Грибное королевство. У героя есть и другие враги, и конкуренты. Среди них горилла Донки Конг и бизнесмен Варио. Постепенно история вселенной Грибного королевства развивалась, и оказалось, что у Марио есть младший брат по имени Луиджи. Впервые он появился в аркаде Mario Bros, где был одним из главных персонажей. Луиджи присутствовал во многих играх с Марио, чаще всего сопровождая его в роли альтернативного игрового персонажа, но иногда становился главным героем. К примеру, в играх Mario Is Missing!, Luigi’s Mansion и New Super Luigi U игрокам предлагалось управлять только Луиджи.

Изначально Луиджи был создан как полностью идентичный Марио персонаж. Их можно было отличить только по цвету одежды. Луиджи всегда носит зеленую рубашку и зеленую кепку, а Марио, соответственно, – красную рубашку и такого же цвета кепку. Однако, по мере выпуска новых игр и усложнения их сюжета, Луиджи стал полноценным персонажем, отличающимся от своего брата и внешним видом, и характером. Он далеко не такой азартный, как Марио, и обычно ведет себя более скромно, да к тому же довольно пуглив. Луиджи больше всего боится привидений, что подтверждается во многих играх. К примеру, в игре Super Mario Galaxy есть эпизод, где Луиджи видит Марио в облике привидения Бу и кричит от страха, даже не осознавая, кто это на самом деле.
Для Луиджи создали аналог принцессы Пич под именем Дейзи, он к ней явно неравнодушен.
Гениальный геймдизайнер
Своей внешностью и приключениями Марио обязан Сигэру Миямото. Этот выдающийся японский геймдизайнер создал для игровых консолей Nintendo такие легендарные серии видеоигр, как Mario, Donkey Kong, The Legend of Zelda, Star Fox, Nintendogs, Wave Race и Pikmin. Его игры отличаются совершенствующимся управлением и неповторимыми мирами. В них игроку приходится искать множество секретов и открывать новые локации. Также многие его проекты имеют свою сюжетную линию, зародившуюся в самых первых играх серии.

Когда Миямото начал работать в Nintendo в качестве художника в 1980 году, ему было поручено разработать дизайн одной из первых игр для аркадных игровых автоматов. Игра получила название Radar Scope и не пользовалась популярностью в США. Позже Миямото сделал ее редизайн. В итоге появилась очень удачная игра Donkey Kong с главным персонажем Jumpman, впоследствии переименованным в легендарного Mario. Вскоре Сигэру Миямото стал знаменитым продюсером Nintendo, создавшим множество серий видеоигр, многие из которых популярны до сих пор.
Сейчас он директор и генеральный менеджер Nintendo EAD – корпоративного сектора Nintendo of Japan. В 1998 году Миямото стал первым человеком в зале славы Академии интерактивных искусств и наук (США). Имя Миямото помещено в Зал славы компьютерных игр. В 1997 году американский журнал Computer Gaming World поставил Сигэру Миямото на восьмое место в списке самых влиятельных людей в игровой индустрии за его вклад в игровой дизайн.
Марио и Луиджи снова в кино
Первая попытка экранизации популярной серии видеоигр закончилась оглушительным провалом. В 1993 году на большие экраны вышел фильм «Супербратья Марио». Сюжет фильма, за исключением ключевых персонажей, их имен и событий, полностью оригинален и на сюжете игры не основывался. Кинолента вошла в Книгу рекордов Гиннесса как первый художественный фильм, основанный на видеоигре. Несмотря на то, что фильм приобрел культовый статус и в 1994 году был номинирован на две премии «Сатурн» в категориях «Лучший грим» и «Лучшие костюмы», он с треском провалился в прокате и был полностью разгромлен критиками. Это фиаско заставило руководство Nintendo со скептицизмом относиться к идее создания киноадаптаций на основе своей интеллектуальной собственности.
Создатель Марио Сигэру Миямото задумался о новой экранизации только после разработки сервиса Virtual Console, позволяющего запускать старые игры компании Nintendo. Во время работы над созданием тематических аттракционов на основе франшизы в парках «Universal Parks & Resorts» он познакомился с основателем анимационной студии Illumination Крисом Меледанри, что также повлияло на его решение. В 2016 году начались переговоры о создании фильма, а в январе 2018 года Nintendo объявила о разработке мультфильма совместно с Illumination и Universal. Его съемки начались в 2020 году, а актерский состав объявили в сентябре 2021 года.
Премьера мультфильма «Братья Супер Марио в кино» состоялась 1 апреля 2023 года в Лос-Анджелесе. Фильм вышел в широкий прокат 5 апреля. На сегодняшний день он уже собрал более одного миллиарда долларов в мировом прокате, побив несколько рекордов в свой первый уик-энд. Критикам картина не понравилась, а зрители остались в восторге от приятных персонажей, их приключений и по-детски доброй истории.

Успешные проекты последних лет доказывают, что у авторов закончились оригинальные истории и персонажи. Индустрия развлечений окунулась в пучину бесконечных ремейков и экранизаций. Мастодонты индустрии продолжают зарабатывать миллиарды на идеях 40-, 50-, а иногда даже 80-летней давности, авторы которых уже в преклонном возрасте или давно почили. Копировать или изменять существующее намного проще и безопаснее, чем создавать новое.
Роман БОНДАРЧУК, УзА