На сегодняшний день малый бизнес продолжает демонстрировать рост.


Малый бизнес и частное предпринимательство являются настоящим драйвером развития экономики, обеспечения занятости и повышения доходов населения. В целях поддержки субъектов данной сферы за последние годы было принято более 50 указов и постановлений Президента Республики Узбекистан.

С первых лет независимости Узбекистана уделялось большое внимание разработке законодательно-правовой базы, организации финансовой поддержки, защите прав предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров, развитию инфраструктуры, обслуживающей сектор предпринимательства.

На сегодняшний день малый бизнес продолжает демонстрировать рост. В январе-сентябре 2019 года доля малого бизнеса в ВВП составила 57,2 процента (60,9 процента - за январь-сентябрь 2018 года). Такое снижение объясняется увеличением в структуре ВВП удельного веса крупных предприятий. Для сравнения: доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60 процентов. В Польше – 51 процент, Германии – 53 процента, Финляндии – 60 процентов, в Нидерландах – 63 процента.

Одним из основных индикаторов развития деловой среды в мире считается отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business), который является наиболее авторитетным, признанным и самым цитируемым исследованием, оценивающим легкость ведения бизнеса в 190 странах мира по 10 показателям. Позиция страны в данном рейтинге отражает благоприятность деловой среды, является важным критерием при принятии инвестиционных решений в международном бизнес-сообществе.

Президентом Республики Узбекистан в постановлении от 5 февраля 2019 года "О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» поставлена цель к 2022 году занять 20-е место. Благодаря принятым за последние годы мерам в рейтинге «Ведение бизнеса» Узбекистан поднялся со 138-го на 69-е место.

Принятые меры были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формирования благоприятной бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене.

Американский исследовательский институт Heritage Foundation опубликовал очередной Индекс экономической свободы, в нем Узбекистан в 2019 году занял 140-е место, поднявшись за год со 152-го с оценкой 53,3 балла.

Субиндекс «Свобода бизнеса», который непосредственно взаимосвязан с развитием малого бизнеса и деловой средой в целом, отражает возможности для открытия, ведения и закрытия бизнеса; уровень общей административной нагрузки на предпринимателей, а также степень эффективности мер правительства в регулировании бизнес-среды.

Данные за 2010-2019 годы показывают положительную динамику, что непосредственно связано с изменениями в области регулирования бизнес-среды и созданием благоприятных условий для малого бизнеса.

В числе основных проблем в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства по-прежнему остаются:

- нехватка собственных и заемных финансовых средств, в результате чего малые предприятия не в состоянии приобрести современное и высокотехнологичное оборудование;

- проблемы и затруднения в получении земельных участков для реализации предпринимательской деятельности, а также в подключении к инженерно-коммуникационным сетям;

- отсутствие ликвидного обеспечения или недостаточность данного обеспечения для банковского кредита на старте деятельности;

- сложности в получении долгосрочных кредитов, стимулирующих формирование и развитие малых инновационных промышленных производств;

- неэффективные механизмы продвижения продукции малого бизнеса на региональные и мировые рынки, а также сложность конкуренции в отдельных секторах экономики и проблемы выхода на внешние рынки;

- недостаточность развития информационных систем, маркетинга, менеджмента и логистических служб, страховых компаний, аудиторских фирм, торговых домов, консультационных пунктов, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов;

- недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов;

- слабая профессиональная подготовка занятых в малом предпринимательстве;

- большое количество контролирующих органов;

- низкая оснащенность малых предприятий современным технологическим оборудованием, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции.

Вместе с тем имеются нерешенные проблемы и в банковском секторе, многие предприниматели указывают на высокие размеры кредитных ставок и комиссионных вознаграждений по операциям банков, в частности, дополнительная плата взимается за рассмотрение кредитной комиссией поданных документов. Кроме того, предпринимателям при получении кредита необходимо покрывать расходы на страхование и оценку залогового обеспечения, нотариальное удостоверение кредитных документов и т. д.

Также банками установлены абонентская плата и другие комиссионные за конвертацию средств, открытие аккредитива, перевод конвертированных средств на счета зарубежных партнеров и другие услуги, что является существенной финансовой нагрузкой для предпринимателей, обратившихся в коммерческие банки за финансовой поддержкой.

Для предотвращения данной ситуации предлагается возобновить деятельность кредитных союзов и микрокредитных организаций, которые могли бы стать реальными конкурентами для коммерческих банков. Также необходимо, чтобы коммерческие банки признавали оценку залогового обеспечения, проведенную независимыми оценочными организациями. В настоящее же время оценочная организация указывается самим банком, а стоимость оцененного залогового обеспечения может занижаться.

Предлагаемые меры по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства:

- последующее смягчение процентных ставок по кредитам, что позволит предприятиям малого бизнеса снизить затраты и обеспечить финансовую устойчивость, ведь в мировой практике чем ниже кредитная ставка, тем больше стимулируется рост производства и потребительский спрос;

- организация подготовки кадров с предпринимательскими навыками, что станет катализатором развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства для самозанятости за счет внедрения профессионального образования «Vocational education» для 10-11-х классов общеобразовательных школ по опыту Австрии и Германии;

- усиление развития кооперационных связей между крупными предприятиями и малым бизнесом;

- кардинальное упрощение процессов согласования земельных вопросов, регистрации зданий при передаче в пользование или в собственность предпринимателей;

- разработка критериев и внедрение оценки деятельности государственных органов управления и органов государственной власти на местах по развитию предпринимательства и деловой среды в целом;

- развитие государственно-частного партнерства, направленное на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий;

- внедрение механизма передачи акций госпредприятий в управление сотрудникам, которые трудятся в них более 5 лет, что могло бы дать дополнительный стимул этим сотрудникам мыслить как предприниматель и работать над развитием предприятия.

А.ШОВКАТОВ, начальник управления
Министерства экономики и промышленности,
А.АКРАМОВ, Д.КУРБАНОВА, руководители групп Института прогнозирования и макроэкономических исследований.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Малый бизнес как основной драйвер экономики: состояние, проблемы развития и предлагаемые меры стимулирования​

На сегодняшний день малый бизнес продолжает демонстрировать рост.


Малый бизнес и частное предпринимательство являются настоящим драйвером развития экономики, обеспечения занятости и повышения доходов населения. В целях поддержки субъектов данной сферы за последние годы было принято более 50 указов и постановлений Президента Республики Узбекистан.

С первых лет независимости Узбекистана уделялось большое внимание разработке законодательно-правовой базы, организации финансовой поддержки, защите прав предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров, развитию инфраструктуры, обслуживающей сектор предпринимательства.

На сегодняшний день малый бизнес продолжает демонстрировать рост. В январе-сентябре 2019 года доля малого бизнеса в ВВП составила 57,2 процента (60,9 процента - за январь-сентябрь 2018 года). Такое снижение объясняется увеличением в структуре ВВП удельного веса крупных предприятий. Для сравнения: доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60 процентов. В Польше – 51 процент, Германии – 53 процента, Финляндии – 60 процентов, в Нидерландах – 63 процента.

Одним из основных индикаторов развития деловой среды в мире считается отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business), который является наиболее авторитетным, признанным и самым цитируемым исследованием, оценивающим легкость ведения бизнеса в 190 странах мира по 10 показателям. Позиция страны в данном рейтинге отражает благоприятность деловой среды, является важным критерием при принятии инвестиционных решений в международном бизнес-сообществе.

Президентом Республики Узбекистан в постановлении от 5 февраля 2019 года "О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» поставлена цель к 2022 году занять 20-е место. Благодаря принятым за последние годы мерам в рейтинге «Ведение бизнеса» Узбекистан поднялся со 138-го на 69-е место.

Принятые меры были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формирования благоприятной бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене.

Американский исследовательский институт Heritage Foundation опубликовал очередной Индекс экономической свободы, в нем Узбекистан в 2019 году занял 140-е место, поднявшись за год со 152-го с оценкой 53,3 балла.

Субиндекс «Свобода бизнеса», который непосредственно взаимосвязан с развитием малого бизнеса и деловой средой в целом, отражает возможности для открытия, ведения и закрытия бизнеса; уровень общей административной нагрузки на предпринимателей, а также степень эффективности мер правительства в регулировании бизнес-среды.

Данные за 2010-2019 годы показывают положительную динамику, что непосредственно связано с изменениями в области регулирования бизнес-среды и созданием благоприятных условий для малого бизнеса.

В числе основных проблем в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства по-прежнему остаются:

- нехватка собственных и заемных финансовых средств, в результате чего малые предприятия не в состоянии приобрести современное и высокотехнологичное оборудование;

- проблемы и затруднения в получении земельных участков для реализации предпринимательской деятельности, а также в подключении к инженерно-коммуникационным сетям;

- отсутствие ликвидного обеспечения или недостаточность данного обеспечения для банковского кредита на старте деятельности;

- сложности в получении долгосрочных кредитов, стимулирующих формирование и развитие малых инновационных промышленных производств;

- неэффективные механизмы продвижения продукции малого бизнеса на региональные и мировые рынки, а также сложность конкуренции в отдельных секторах экономики и проблемы выхода на внешние рынки;

- недостаточность развития информационных систем, маркетинга, менеджмента и логистических служб, страховых компаний, аудиторских фирм, торговых домов, консультационных пунктов, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов;

- недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов;

- слабая профессиональная подготовка занятых в малом предпринимательстве;

- большое количество контролирующих органов;

- низкая оснащенность малых предприятий современным технологическим оборудованием, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции.

Вместе с тем имеются нерешенные проблемы и в банковском секторе, многие предприниматели указывают на высокие размеры кредитных ставок и комиссионных вознаграждений по операциям банков, в частности, дополнительная плата взимается за рассмотрение кредитной комиссией поданных документов. Кроме того, предпринимателям при получении кредита необходимо покрывать расходы на страхование и оценку залогового обеспечения, нотариальное удостоверение кредитных документов и т. д.

Также банками установлены абонентская плата и другие комиссионные за конвертацию средств, открытие аккредитива, перевод конвертированных средств на счета зарубежных партнеров и другие услуги, что является существенной финансовой нагрузкой для предпринимателей, обратившихся в коммерческие банки за финансовой поддержкой.

Для предотвращения данной ситуации предлагается возобновить деятельность кредитных союзов и микрокредитных организаций, которые могли бы стать реальными конкурентами для коммерческих банков. Также необходимо, чтобы коммерческие банки признавали оценку залогового обеспечения, проведенную независимыми оценочными организациями. В настоящее же время оценочная организация указывается самим банком, а стоимость оцененного залогового обеспечения может занижаться.

Предлагаемые меры по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства:

- последующее смягчение процентных ставок по кредитам, что позволит предприятиям малого бизнеса снизить затраты и обеспечить финансовую устойчивость, ведь в мировой практике чем ниже кредитная ставка, тем больше стимулируется рост производства и потребительский спрос;

- организация подготовки кадров с предпринимательскими навыками, что станет катализатором развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства для самозанятости за счет внедрения профессионального образования «Vocational education» для 10-11-х классов общеобразовательных школ по опыту Австрии и Германии;

- усиление развития кооперационных связей между крупными предприятиями и малым бизнесом;

- кардинальное упрощение процессов согласования земельных вопросов, регистрации зданий при передаче в пользование или в собственность предпринимателей;

- разработка критериев и внедрение оценки деятельности государственных органов управления и органов государственной власти на местах по развитию предпринимательства и деловой среды в целом;

- развитие государственно-частного партнерства, направленное на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий;

- внедрение механизма передачи акций госпредприятий в управление сотрудникам, которые трудятся в них более 5 лет, что могло бы дать дополнительный стимул этим сотрудникам мыслить как предприниматель и работать над развитием предприятия.

А.ШОВКАТОВ, начальник управления
Министерства экономики и промышленности,
А.АКРАМОВ, Д.КУРБАНОВА, руководители групп Института прогнозирования и макроэкономических исследований.