Легендарные компьютерные игры на десятилетия определили направления развития игровой индустрии. Их успех принес известность и сотни миллионов долларов владельцам соответствующих брендов и франшиз.
Эпоха расцвета популярности компьютерных клубов у большинства узбекистанцев ассоциируется с небольшой группой игр. Особняком среди них стоит Counter-Strike, демонстрирующая невероятную живучесть. Она все еще популярна и продолжает получать обновления. В ночь на 28 сентября 2023 года компания Valve выпустила Counter-Strike 2 (CS2). Она должна была стать улучшенной версией Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) на движке Source 2. Оригинальная CS:GO была удалена и полностью заменена на CS2, у владельцев CS:GO ее переименовали в библиотеке. То же самое произошло с инвентарем и другими вкладками, связанными с предыдущей версией шутера, что вызвало недовольство игроков. Им также не понравился переработанный дизайн персонажей, оружия и локаций. Большинство пользователей отмечают, что графика стала менее реалистичной, более мультяшной и утратила свою атмосферу. Также она стала более требовательной к характеристикам компьютера. Counter-Strike 2 стала пятой игрой серии.

Кто на самом деле создал Counter-Strike? Изначально Counter-Strike был пользовательской модификацией к игре Half-Life. Ее создали энтузиасты Мин Ли и Джесс Клифф в 1999 году. До того, как заняться оригинальной Counter-Strike, Джесс Клифф активно осваивал дизайн игровых веб-сайтов. Самым первым известным его игровым веб-сайтом был Jedi Knight Multiplayer Addon Group (JKMAG), который он основал в декабре 1997 года. Примерно через год Джесс перешел к созданию веб-сайта Action Quake2 Map Depot. Именно в это время он познакомился с Мином Ли, поскольку тот был частью команды, разрабатывающей Action Quake 2.

В 1998 году в свет вышла Half-Life, а в 1999 году в свободном доступе появился SDK-набор для создания модификаций к ней. Примерно в январе 1999 года Клифф также основал веб-сайт Silo X, посвященный картам Half-Life.
Зимой 1999 года Мин Ли начал заниматься моделированием и программированием своей новой, еще безымянной игры. Джесс Клифф помогал ему, а также занимался раскруткой проекта. Ли значился руководителем проекта, главным моделистом и кодером, а Клифф отвечал за тестирование, 2D-графику, звуковые эффекты, пиар и игровой дизайн. В середине марта того же года было придумано название игры – Counter-Strike. Первая бета-версия модификации была выпущена 19 июня 1999 года, а осенью того же года появились и первые онлайн-серверы.
Будучи бесплатной, Counter-Strike стремительными темпами завоевала аудиторию, конкурируя с такими коммерческими проектами, как Quake III и Unreal Tournament. Весной 2000 года к проекту подключились Valve. Компания выкупила игру, наняв Мина и Джесса в свой штат, 8 ноября 2000 состоялся релиз игры Counter-Strike 1.0.
После окончания школы Клифф устроился в Valve, где работал геймдизайнером, художником 3D-графики и дизайнером уровней. Он принимал участие в создании Half-Life 2, Team Fortress 2, Left 4 Dead 2 и Portal 2.
В чем секрет популярности игры?
Counter-Strike – очень простая игра, но это не позволяет назвать ее скучной. Зрители, не играющие в CS:GO, могут получать удовольствие даже от просмотра турниров. Рынок скинов позволяет игрокам зарабатывать деньги, торгуя своими вещами и предметами для получения прибыли.
Игровой процесс Counter-Strike проходит в формате разбитого на несколько раундов матча между двумя командами игроков. Одна команда играет роль «террористов», а другая – контртеррористического спецназа. Перед началом каждого матча игроки выбирают «карту», на которой будет происходить сражение. Команда может добиться победы в раунде, просто перебив всех противников либо выполнив определенные задания. В начале каждого раунда игроки могут купить оружие и вспомогательное снаряжение за игровую валюту. По итогам каждого раунда игроки получают определенную сумму виртуальных денег, которые могут использовать для приобретения более мощного иэффективного оружия в следующем раунде.
Counter-Strike получила чрезвычайно высокие отзывы критиков и приобрела огромную популярность среди игроков, в том числе как одна из наиболее популярных киберспортивных дисциплин в 2000-х годах.
Подготовил Роман БОНДАРЧУК, УзА.