Майнинговая истерия давно позади, но рынок криптовалют никуда не делся. Он не только не исчез, но и продолжает развиваться в двух противоположных направлениях.
С одной стороны, с разрешения государств и международных организаций крупные банки создают «белый» рынок криптоактивов. Им противостоят майнеры, криптодельцы и принципиальные любители финансовой свободы, привыкшие к правилам старого (серого) рынка криптовалют. У каждой стороны есть весомые доводы к тому, почему именно их рынок должен доминировать или хотя бы существовать.
Чтобы узнать доводы сторонников «белого» рынка и полной легализации криптоактивов корреспондент УзА побеседовал с директором по маркетингу международной технологической компании Scalable Solutions Давидом Мазлумяном.
-Расскажите, пожалуйста, о компании, в которой вы работаете, и как она связана технологиями блокчейн?
- Интерес к криптовалютам во многих странах продолжает расти. Это создает потребность в простых, понятных, а самое главное быстрых и дешевых способах для перевода криптовалют. Мы помогаем банкам создать такую инфраструктуру, благодаря которой они абсолютно легально могут предоставлять своим клиентам услуги по переводу, приобретению и хранению криптовалют.
- На сегодняшний день, основной оборот криптовалют ведется на «сером» рынке. Возможен ли баланс между ним и легальным рынком?
- На самом деле этот тренд меняется во многих странах, Узбекистан – один из лидеров региона по адаптированную криптовалют. Здесь уже внедряется законодательство, способствующее переходу криптоактивов на «белый» рынок. Регулирование крипторынка на законодательном уровне уже превратилось в тренд. К примеру, в Европе внедрена система, позволяющая полностью легально работать с криптовалютами, целиком отсекая «серый» рынок. Аналогичное регулирование есть и в Дубае.
- Как вы считаете, нужно развивать законодательство в сфере криптоактивов?
- На криптовалюту я всегда смотрел только со стороны «белого» рынка. Даже когда, еще не существовало никакого регулирования, мне было интересно наблюдать за развитием технологии блокчейн. Сейчас есть очень большие перспективы, потому что крупнейшие страны и финансовые игроки захотели работать с криптовалютами. И тут возникает вопрос регулирования. Обычного человека нужно защищать от мошенников. Использование критовалют изначально было очень рискованным для людей, не знающих нюансы рынка. Поэтому нужно развивать соответствующее законодательство и привлекать к разработке законов крупных игроков рынка, которые могут выступить в роли советников.
- Если делить рынки на «серый» и «белый», то фактически криминализируются пионеры индустрии, которые и популяризировали криптовалюты. Что им теперь делать?
- Во многих странах самостоятельная добыча криптовалют уже запрещена. Помимо общих рисков у майнеров возникает проблема с декларацией доходов. Иногда люди плохо понимают законодательство своей страны. Поэтому оно должно быть простым и понятным, чтобы каждый мог разобраться в правилах игры. Сейчас криптомайнерам нужно правильно выстраивать стратегию легализации своих доходов. Есть страны, в которых можно заплатить налог с добытых криптовалют и полностью «отбелить» свой доход. К примеру, если человек приезжает в Австрию и предоставляет документы о том, что он получил криптовалюту легально, то он может заплатить подоходный налог в размере 28 процентов и свободно пользоваться своими криптоактивами. Также нужно обратить внимание, может ли законодательство страны наказывать задним числом за прошлые нарушения. Все участники крипторынка уже привыкли пользоваться легальными биржами, а те в свою очередь действуют в соответствии с законодательством стран, на территории которых они работают. Поэтому большинство бирж свободно выдают справки об активах. Это значительно облегчает их легализацию и процесс уплаты налогов. В том же самом Дубае можно предъявить справку от криптобиржи о происхождении активов и свободно ими пользоваться.
На рынке криптовалют все еще множество противоречий. Его участники фактически разделились на два лагеря. Одни требуют жесткой регуляции и обязательного участия правительств и банков. Другие романтизируют времена, когда криптовалюта интересовала только энтузиастов-пионеров индустрии и была вне политики и глобальной экономики.
Роман БОНДАРЧУК, УзА