Когда речь заходит о правах человека, мы часто слышим известное выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей».

Действительно, права человека подразумевают не только уважение и защиту его достоинства, свободы, законных интересов, но и неукоснительное соблюдение обязанностей и обязательств в этом направлении.

Для формирования, развития и продвижения культуры прав человека необходимо обеспечить образование и воспитание, повышать уровень знаний и навыков в этом направлении, а также наладить системное предоставление соответствующей информации об этом вопросе.

Ибо образование в области прав человека включает: образование и воспитание в области прав человека; право знать об этих правах; методы, средства защиты и продвижения прав человека в обществе и сообществах.

Образование и воспитание в области прав человека – это жизненный процесс, который охватывает все возрасты.

В этом смысле не будет преувеличением сказать, что утвержденная постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2023 года Национальная программа образования в области прав человека в Республике Узбекистан и «дорожная карта» по ее реализации стали большим политико-правовым и духовно-просветительским шагом.

На повестку дня поставлена ​​важная цель – дальнейшее совершенствование образования в области прав человека в Узбекистане.

В стране проделана определенная работа в этом направлении.

В последние годы установлен порядок повышения и оценки уровня правовой грамотности работников государственных организаций. Большое значение в этом сыграла организация при Национальном центре по правам человека курсов повышения квалификации для сотрудников государственных органов и институтов гражданского общества в области соблюдения и защиты прав человека.

Еще одним важным достижением в этой области является создание института учебных и специальных курсов в области юридических и социологических наук по правам человека. Данный институт служит реализации таких целей, как подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в области прав человека и развитие фундаментальных исследований в этом направлении.

С другой стороны, мы не должны ограничиваться достижениями в сфере образования в области прав человека. Нам необходимо ставить перед собой новые цели и достигать их шаг за шагом.

Сегодня возникла необходимость продвижения принципов общечеловеческих ценностей, уважения прав человека и их соблюдения, а также широкого вовлечения государственных органов, институтов гражданского общества, средств массовой информации, образовательных учреждений в процессы обеспечения доступа граждан к правовой информации.

В целях изучения состояния внедрения учебных курсов и учебников по правам человека, правам женщин и детей в высших учебных заведениях, академических лицеях и техникумах, а также качества преподавания этих предметов был проведен мониторинг.

К сожалению, его результаты показали, что в высших учебных заведениях преподавание спецкурса «Права человека» ведется не должным образом, более того, из-за нерешенности вопроса финансирования эти предметы преподают преподаватели, не являющиеся специалистами в данной сфере.

Эти факторы наглядно демонстрируют необходимость систематического проведения работы по повышению квалификации сотрудников судебных, правоохранительных и других государственных органов в сфере прав человека для формирования в обществе чувства уважения к достоинству и свободам человека, реализации рекомендаций международных организаций.

На наш взгляд, именно это наглядно демонстрирует, насколько жизненной и актуальной является поставленная перед нами главой государства цель дальнейшего совершенствования образования в области прав человека.

Следующей целью, определенной в постановлении Президента, является обеспечение реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека. Следует особо отметить, что Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека ведет регулярный мониторинг выполнения данного программного документа.

По итогам прошлого года задачи, определенные в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, были выполнены на 85 процентов. Такие темпы, несомненно, позволяют дать положительную оценку общему состоянию реализации актуальных задач, указанных в данном программном документе.

В документе также определены важные задачи, связанные с эффективной и своевременной реализацией мер, поставленных на четвертом этапе Всемирной программы образования в области прав человека.

Говоря об этом, необходимо отметить, что в соответствии с Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2021 года образована Национальная комиссия по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан, руководителем этой новой структуры назначен директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.

Как известно, к настоящему времени реализованы три этапа Всемирной программы образования в области прав человека, объявленной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 2004 года. Последовательно реализуется четвертый этап Всемирной программы образования, направленный на расширение прав и возможностей молодежи посредством образования в области прав человека.

Анализ показал необходимость повышения качества и дальнейшего расширения масштабов работы, связанной с реализацией четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в нашей стране. Утвержденная Президентом Национальная программа образования в области прав человека в Республике Узбекистан открывает большие возможности в этом отношении.

Словом, после объявления Всеобщей декларации прав человека международное сообщество признало права и основные свободы человека и начало продвигать их соблюдение с помощью международных норм и механизмов. Одним из этих прав считается право на образование, которое является отправной точкой для реализации всех прав человека.

В этом смысле тот факт, что Национальная программа образования в области прав человека в нашей стране была принята в такой важный период, когда стартовала всемирная кампания по празднованию 75-летия принятия Всеобщей декларации прав человека, имеет символическое значение и глубокую логическую основу.

Отабек НОРБОЕВ,

Фарида ХАКБЕРДИЕВА,

ответственные работники Национального центра

Республики Узбекистан по правам человека.

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Критерии достойной оценки и обеспечения прав человека

Когда речь заходит о правах человека, мы часто слышим известное выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей».

Действительно, права человека подразумевают не только уважение и защиту его достоинства, свободы, законных интересов, но и неукоснительное соблюдение обязанностей и обязательств в этом направлении.

Для формирования, развития и продвижения культуры прав человека необходимо обеспечить образование и воспитание, повышать уровень знаний и навыков в этом направлении, а также наладить системное предоставление соответствующей информации об этом вопросе.

Ибо образование в области прав человека включает: образование и воспитание в области прав человека; право знать об этих правах; методы, средства защиты и продвижения прав человека в обществе и сообществах.

Образование и воспитание в области прав человека – это жизненный процесс, который охватывает все возрасты.

В этом смысле не будет преувеличением сказать, что утвержденная постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2023 года Национальная программа образования в области прав человека в Республике Узбекистан и «дорожная карта» по ее реализации стали большим политико-правовым и духовно-просветительским шагом.

На повестку дня поставлена ​​важная цель – дальнейшее совершенствование образования в области прав человека в Узбекистане.

В стране проделана определенная работа в этом направлении.

В последние годы установлен порядок повышения и оценки уровня правовой грамотности работников государственных организаций. Большое значение в этом сыграла организация при Национальном центре по правам человека курсов повышения квалификации для сотрудников государственных органов и институтов гражданского общества в области соблюдения и защиты прав человека.

Еще одним важным достижением в этой области является создание института учебных и специальных курсов в области юридических и социологических наук по правам человека. Данный институт служит реализации таких целей, как подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в области прав человека и развитие фундаментальных исследований в этом направлении.

С другой стороны, мы не должны ограничиваться достижениями в сфере образования в области прав человека. Нам необходимо ставить перед собой новые цели и достигать их шаг за шагом.

Сегодня возникла необходимость продвижения принципов общечеловеческих ценностей, уважения прав человека и их соблюдения, а также широкого вовлечения государственных органов, институтов гражданского общества, средств массовой информации, образовательных учреждений в процессы обеспечения доступа граждан к правовой информации.

В целях изучения состояния внедрения учебных курсов и учебников по правам человека, правам женщин и детей в высших учебных заведениях, академических лицеях и техникумах, а также качества преподавания этих предметов был проведен мониторинг.

К сожалению, его результаты показали, что в высших учебных заведениях преподавание спецкурса «Права человека» ведется не должным образом, более того, из-за нерешенности вопроса финансирования эти предметы преподают преподаватели, не являющиеся специалистами в данной сфере.

Эти факторы наглядно демонстрируют необходимость систематического проведения работы по повышению квалификации сотрудников судебных, правоохранительных и других государственных органов в сфере прав человека для формирования в обществе чувства уважения к достоинству и свободам человека, реализации рекомендаций международных организаций.

На наш взгляд, именно это наглядно демонстрирует, насколько жизненной и актуальной является поставленная перед нами главой государства цель дальнейшего совершенствования образования в области прав человека.

Следующей целью, определенной в постановлении Президента, является обеспечение реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека. Следует особо отметить, что Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека ведет регулярный мониторинг выполнения данного программного документа.

По итогам прошлого года задачи, определенные в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, были выполнены на 85 процентов. Такие темпы, несомненно, позволяют дать положительную оценку общему состоянию реализации актуальных задач, указанных в данном программном документе.

В документе также определены важные задачи, связанные с эффективной и своевременной реализацией мер, поставленных на четвертом этапе Всемирной программы образования в области прав человека.

Говоря об этом, необходимо отметить, что в соответствии с Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2021 года образована Национальная комиссия по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан, руководителем этой новой структуры назначен директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.

Как известно, к настоящему времени реализованы три этапа Всемирной программы образования в области прав человека, объявленной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 2004 года. Последовательно реализуется четвертый этап Всемирной программы образования, направленный на расширение прав и возможностей молодежи посредством образования в области прав человека.

Анализ показал необходимость повышения качества и дальнейшего расширения масштабов работы, связанной с реализацией четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в нашей стране. Утвержденная Президентом Национальная программа образования в области прав человека в Республике Узбекистан открывает большие возможности в этом отношении.

Словом, после объявления Всеобщей декларации прав человека международное сообщество признало права и основные свободы человека и начало продвигать их соблюдение с помощью международных норм и механизмов. Одним из этих прав считается право на образование, которое является отправной точкой для реализации всех прав человека.

В этом смысле тот факт, что Национальная программа образования в области прав человека в нашей стране была принята в такой важный период, когда стартовала всемирная кампания по празднованию 75-летия принятия Всеобщей декларации прав человека, имеет символическое значение и глубокую логическую основу.

Отабек НОРБОЕВ,

Фарида ХАКБЕРДИЕВА,

ответственные работники Национального центра

Республики Узбекистан по правам человека.

УзА